Процент страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

Для большинства организаций и индивидуальных предпринимателей социальное страхование — это обязательный элемент ведения бизнеса . Один из государственных внебюджетных фондов, взаимодействие с которым должно осуществляться — ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

С начала 2017 года в сфере социального страхования произошли существенные изменения . Основное отличие от предыдущего года – передача полномочий Федеральной налоговой службе. Эти события повлияли на порядок оформления отчетности, однако в целом, кардинальных изменений не произошло.

До конца 2016 года вопросы социального страхования регулировались Федеральным законом №212, на смену которому пришла глава 34 Налогового кодекса РФ , в которой описаны следующие моменты :

  • статья 419 определяет плательщиков;
  • статья 420 указывает объекты обложения;
  • статья 421 определяет базу для начисления;
  • статья 423 говорит об отчетных периодах;
  • статья 425 определяет тарифы.

Кроме этого, НК РФ отражает прочую информацию, например порядок исчисления и другие организационные вопросы.

Кто должен платить

Согласно статье 419 Налогового кодекса, лица, осуществляющие выплаты физическим лицам, и те, которые не производят подобных операций, должны уплачивать страховые взносы. Таким образом, к тем, кто обязан платить, можно приравнять организации, ИП, а также физических лиц.

Кроме этого, согласно НК РФ, плательщиками признаются лица, занимающиеся частной деятельностью (нотариусы, практикующие врачи, оценщики и т.д.).

Нередко плательщик может быть приравнен к нескольким вышеописанным категориям. В подобных случаях страховые выплаты должны быть перечислены, учитывая каждое из оснований. Некоторые плательщики имеют льготные условия для социальных выплат. Так, организации, находящиеся в , благотворительные организации и другие предприятия могут производить отчисления по сниженным тарифам или вовсе освобождаться от выплат.

Что считается объектом обложения и базой исчисления

Как и утративший силу №212-ФЗ, глава 34 признает объектом обложения страховыми взносами любые выплаты, предназначающиеся физическим лицам. Вознаграждения могут быть получены на основании трудовых договоров или взаимоотношений гражданско-правового характера.

Кроме этого, к тому, что облагается взносами, относятся вознаграждения, возникшие вследствие договоров авторского заказа, отчуждения произведений искусства или науки.

Объектом обложения для лиц, не осуществляющих каких-либо выплат другим лицам, признаются МРОТ и в определенных случаях доход предприятия. Также стоит отметить, что согласно Налоговому кодексу не могут быть признаны объектом обложения:

  • вознаграждения от перехода права собственности;
  • выплаты в пользу иностранцев;
  • добровольные выплаты в рамках пожертвований;
  • выплаты по договорам, заключаемым с FIFA (в рамках ЧМ по футболу 2018 года).

Базой для начисления взносов является сумма выплат за определенный период времени для каждого застрахованного лица. Соответственно, для предпринимателей, не производящих оплаты, база будет определяться по МРОТ.

Тарифы 2017 года

Тарифы социальных выплат в 2017 году не изменились и для ФФОМС остались на уровне 5,1%. Что касается льготных тарифов, то в ряде случаев требования стали более подробными.

Плательщик ОКВЭД Тариф
Предприятия на упрощенной системе налогообложения, с доходом не менее 70% общего дохода, но не выше 79 млн. руб/год 13-16 и прочие Освобождаются от выплат
Организации фармацевтической направленности применяющие ЕНВД 46.18.1, 46.46.1, 47.73 Освобождаются от выплат
Предприниматели на ПСН 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и пр. Освобождаются от выплат
Некоммерческие предприятия на упрощенной системе, кроме государственных, занимающихся научными разработками, здравоохранением, искусством, массовым спортом, социальным обслуживанием 37, 86-88, 93 и пр. Освобождаются от выплат
Благотворительные фонды на упрощенной системе 64.9, 88.10 Освобождаются от выплат
Предприятия специализирующиеся на цифровых технологиях 62, 63 4
Предприятия на упрощенной системе налогообложения, которые специализируются на внедрении разработок научного характера 72 4
Предприятия особой экономической зоны 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и пр. 4
Предприятия, перечисляющие взносы за участников экипажей судов, состоящих в международном реестре 50 Освобождаются от выплат
Предприятия-участники проекта «Сколково» 72.1 Освобождаются от выплат
Предприятия, являющиеся участниками свободной экономической зоны на полуострове Крым Любые, за исключением 05-08, 09.1, 71.12.3 1/10
Организации, базирующиеся на территории опережающего развития 1/10
Участники особой портовой зоны «Владивосток» 1/10

В связи с изменениями в сфере социальных отчислений, изменился и порядок уплаты. Потому как взносы теперь необходимо перечислять в Федеральную налоговую службу, изменился код бюджетной классификации.

Для каждого из типов социальных взносов существует свой КБК. Для перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования следует использовать КБК 182 1 02 02103 08 1013 160 .

Рассмотрим, каким образом производится расчет страховых взносов в ФФОМС. В качестве примера возьмем отдельного сотрудника организации. Допустим, что за март месяц его зарплата составила 25000 рублей, из которых 20000 — это его оклад, а остальные 5000 – оплата больничного. Сумма, которую необходимо перечислить в ФФОМС за данного работника в текущем месяце, определяется следующим образом:

(25000 — 5000) * 5,1% = 1020 рублей

Как видно, зарплата, с которой высчитываются социальные выплаты, была уменьшена на сумму оплаты больничного, потому как выплаты такого характера не могут включаться в базу для начислений.

В качестве другого примера приведем индивидуального предпринимателя, который не имеет наемных рабочих, однако также обязан производить отчисления в ФФОМС. Например, оценщик получил доход за год в размере 2 млн. рублей. Сумма, которую он обязан перечислить на медицинское страхование будет рассчитываться как:

7500 * 12 * 5,1% = 4590 рублей, где

7500 – МРОТ, 12 – количество месяцев в году, 5,1% — действующий тариф.

Как видно, отчисления в ФФОМС не зависят от уровня дохода и определяются на основании минимального размера оплаты труда.

Последний пример позволит рассмотреть, каким образом исчисляются социальные выплаты по льготным тарифам. Так, предприятие, занимающееся научными исследованиями и являющееся резидентом проекта «Сколково», будет обязано произвести социальные выплаты в следующем размере:

30000 * 0,1% = 30 рублей, где

30000 — это заработная плата научного сотрудника.

Перечислять взносы за сотрудников необходимо ежемесячно, тогда как при отчислениях за себя индивидуальные предприниматели могут производить выплаты раз в год. Однако, при некоторых схемах налогообложения выгодней производить отчисления частями в течение года, потому как это способствует уменьшению начисленных налогов.

Для того чтобы исполнить обязанность по социальному страхованию, достаточно заполнить квитанцию и посетить ближайшее отделение банка. В отличие от пенсионных отчислений, где можно заполнить квитанцию с помощью онлайн-сервиса, квитанция для оплаты в ФФОМС должна быть заполнена самостоятельно. Для этого необходимо знать реквизиты получателя и плательщика.

Производя оплату страховых взносов с расчетного счета, необходимо правильно заполнить платежное поручение. Для этого понадобятся , КБК, реквизиты ФНС. Кроме этого необходимо корректно указать , например «страховые взносы в ФФОМС» или «страховые взносы в Пенсионный фонд в фиксированном размере».

Порядок расчетов в отношении страховых взносов, в том числе сроки перечисления, регулируются статьей 431 НК РФ . Страховые отчисления должны быть уплачены не позднее 15 числа . В случае если конец срока попадает на выходной или праздник, последним сроком будет считаться ближайший рабочий день. Так, за март и июнь 2017 года необходимо будет перечислить взносы не позднее 17 апреля и июля соответственно , потому как 15 и 16 числа этих месяцев выпадают на субботу и воскресенье.

Предприниматели, не имеющие рабочих, должны перечислить страховые взносы за себя не позднее конца года. Если годовой доход превысил сумму в 300000 руб, к выплате необходимо добавить процент от суммы, превышающей этот предел, и произвести отчисления не позднее начала апреля. Это правило справедливо для пенсионных отчислений, тогда как для выплат в ФФОМС величина остается неизменной при любом уровне дохода.

За нарушение сроков оплаты организациям и предпринимателям грозят штрафы в 20% согласно статье 122 Налогового кодекса . Если плательщик умышленно не производит отчисления в ФФОМС или нарушает правила расчета, ему может грозить штраф до 40% от неуплаченной суммы.

Кроме этого существуют санкции в отношении плательщиков, которые не предоставляют сведения об отчислениях в положенный срок. За это нарушение может вменяться наказание в размере 500 или 1000 рублей за каждого сотрудника в зависимости от того, каким образом подавалась отчетность, на бумажном носителе или в качестве электронного документа.

Начисление и уплата взносов, отчетность — в данном видео.

Обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование - элементы государственной программы, направленной на поддержку населения. Она включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических мер. Рассмотрим далее, что собой представляет федеральное обязательное медицинское страхование.

Терминология

Обязательное медицинское страхование - это система юридических и организационно-экономических мероприятий, направленных на обеспечение гарантий бесплатного оказания помощи гражданам при наступлении соответствующих обстоятельств. Финансирование осуществляется за счет средств ФОМС в рамках территориальной либо базовой госпрограммы. Основной нормативный акт, регламентирующий обязательное медицинское страхование, - ФЗ № 326. В нем определены ключевые понятия. В частности, нормативный акт определяет субъекта и объекта ОМС, риск и обеспечение, содержание территориальной и базовой программы, в соответствии с которыми проводится обязательное медицинское страхование. ФЗ № 326 формулирует также обязанности и права лиц, заключающих договор, их ответственность.

Актуальность проблемы

До 2011 г. существовала определенная модель ОМС. Однако, как показала практика, она являлась весьма неэффективной. Основной причиной этого было отсутствие надлежащих условий, в рамках которых центром системы выступали бы пациент и его нужды. До 2011 г. возможность выбрать организацию, которая осуществляет обязательное медицинское страхование в Москве или ином другом городе, была и у гражданина, и у его работодателя или исполнительного органа. На практике такое положение обусловило фактическое отстранение населения от участия в определении компании ОМС. Кроме этого, отношения внутри системы строились по специфическому принципу. В частности, поликлиники и больницы получали средства от таких организаций не в качестве компенсации расходов на проведенное лечение, а на предоставление помощи пациентам. По сути, таким образом медучреждениям выделялся определенный бюджет. не оказывал стимулирующего воздействия на больницы и поликлиники. Соответственно, последние не были заинтересованы в повышении качества услуг.

Современная ситуация

В настоящее время обязательное медицинское страхование - это программа, рассчитанная на финансирование оказываемых услуг, а не медучреждения как такового. Указанный выше нормативный акт способствует существенному расширению возможностей граждан. Так, человек может выбрать и страховую компанию, и медучреждение, и доктора. При этом лечебное заведение, которое включено в реестр и заключило договор на оказание соответствующих услуг по программе, не имеет права отказать гражданину в помощи.

Ключевые направления

Одним из основных аспектов в рассматриваемой сфере выступает порядок, в соответствии с которым финансируется обязательное медицинское страхование. Закон № 326 регулирует следующие направления:

  1. Правила формирования средств.
  2. Величина страхового взноса для неработающих граждан.
  3. Сроки, порядок, период выплаты сумм.
  4. Ответственность за нарушения при отчислении взносов.
  5. Правила установления тарифов на компенсацию медпомощи при ОМС.

На протяжении 2011-2012 г. на обязательное медицинское страхование были увеличены на 2%. Это позволило направить в сферу здравоохранения дополнительно около 460 млрд р.

Тарифы

Зачисление страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС КБК - процедура, которую должны пройти все работодатели. Их величина зависит от режима налогообложения и вида деятельности предприятия. Кроме этого, тариф рассчитывается с учетом категории плательщика. Организация может начислять взносы по общему правилу или использовать пониженные ставки. Также имеет значение категория сотрудника, в чью пользу осуществляются выплаты.

В 2016 г. тариф для ИП с работниками и организаций в ФОМС - 5.1%. Льготами пользуются: инвалиды любой группы (2,9%), организации общественного типа (2,9%), заведения, которые обеспечивают безвозмездную помощь (2,9%), организации, уставной капитал которых - вклады (2,4%).

Основополагающие принципы

Регламентирующий обязательное медицинское страхование Закон №326 закрепляет следующие положения:

  1. Всеобщий характер ОМС.
  2. Обеспечение госгарантии защиты лиц от рисков.
  3. Автономность финансирования системы ОМС.

Принципы, по которым осуществляется обязательное медицинское страхование, - это:



Специфика проведенных реформ

Изменение системы ОМС выступает в качестве составного элемента масштабных преобразований сферы здравоохранения в РФ. Эксперты полагают, что принятые нормативные акты будут способствовать эффективному развитию всей системы. При этом в центре внимания ответственных лиц должно быть исключительно здоровье гражданина. Именно ему решать, к какому специалисту, в какое учреждение обращаться. Выбор человека не должен ограничиваться поликлиниками и больницами региона проживания или регистрации.

Субъекты

1. Застрахованных лиц:

  • работающих по гражданско-правовому и трудовому договорам, предметом в которых выступает выполнение работы или оказание услуги, а также по лицензионному и авторскому соглашению;
  • (ИП, частнопрактикующие лица).

2. Страхователей:

  • лиц, осуществляющих выплаты и прочие вознаграждения гражданам (организации, ИП);
  • индивидуальных предпринимателей.

3. Федеральный фонд, выступающий в качестве страховщика. Он представляет собой некоммерческую организацию, сформированную для реализации госполитики в сфере ОМС.

Участники

В системе ОМС присутствуют:

  1. Территориальные фонды. Они представлены в качестве некоммерческих организаций, сформированных регионами для реализации госполитики в сфере ОМС на территориях субъектов РФ. Эти структуры осуществляют определенные полномочия страховщиков в части выполнения территориальных программ обязательного медстрахования.
  2. Медучреждения. К ним относят организации, внесенные в реестр ОМС и имеющие право осуществлять деятельность в сфере здравоохранения и обязательного медстрахования. Они могут образовываться индивидуальными предпринимателями или являться организацией любой правовой формы, разрешенной нормативными актами.
  3. Медицинские страховые компании. Они осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании лицензии, предоставленной уполномоченным надзорным органом. Страховые медорганизации реализуют определенные полномочия страховщиков по ФЗ № 326 и договору о финансировании ОМС, который заключается ею с территориальным фондом.

Реестр

Как выше было сказано, в него включаются медорганизации. В реестре присутствуют их:

  1. Наименования.
  2. Перечень услуг, которые предоставляются в рамках территориальных программ ОМС.
  3. Адреса.

Территориальный фонд ведет реестр и размещает его в обязательном порядке на официальном сайте. Допускается дополнительная публикация сведений иными способами.

Разработка программ

В соответствии с нормативным актом № 326 были сформированы базовое и территориальные направления ОМС. В гл. 7 указанного документа приведены перечни видов услуг, которые включаются в каждую программу. С 2013 г. в базовое направление входит скорая медпомощь, а с 2015 г. - высокотехнологичная. Программы утверждаются на региональном и федеральном уровнях. Базовое направление распространяется на всю страну, а территориальное действует в пределах субъекта. Регионы получили право добавлять в основную программу страховые случаи и виды помощи, не включенные в ОМС. При этом они финансируют их оказание самостоятельно.

Обязательное медицинское страхование: полис

Москва была первым городом в стране, где вводились эти документы. По ходу реализации программы ОМС они стали предоставляться гражданам и в других населенных пунктах. До 2011 г. полис ОМС не был единым для всех. В каждой компании печатались собственные бланки. Они подлежали замене по истечении срока действия. Если граждан менял место работы, ему следовало сдать свой полис нанимателю. Новый документ ему выдавался другим работодателем. Эта процедура занимала определенное время, на протяжении которого уволившийся человек не мог получить медпомощь. Если же гражданин становился неработающим, ему необходимо было получить полис в организации, страховавшей нетрудоустроенных лиц по результатам конкурса. В настоящее же время документ выдается всем гражданам и имеет единую форму для всех регионов. Он выглядит в виде пластиковой карты. На лицевой стороне нового образца (где номер из 16 цифр) содержит чип. На нем записана информация о компании, выдавшей документ. Сведения о застрахованном лице присутствуют на оборотной стороне карты. Они включают в себя Ф.И.О., дату рождения. На оборотной части присутствуют также фотография и образец подписи.

Порядок получения

Ранее гражданам выдавались региональные полисы ОМС. В целях реализации госпрограммы проводилась постепенная их замена. ПОМС выступает в качестве документа, подтверждающего право гражданина получить бесплатную медпомощь на всей территории РФ в объеме, предусмотренном в базовой программе. Для его получения человек лично либо через своего представителя подает заявление. Это можно сделать непосредственно в саму страховую медорганизацию или в ТФОМС. В день принятия заявления гражданину выдается временное свидетельство. Оно заменяет полис, который будет выдан. По истечении, как правило, 2 недель гражданин получает электронный документ. Пластиковый полис действует бессрочно. Замена документа возможна в случаях:

  1. Утраты/порчи/износа.
  2. Смены Ф.И.О.

При изменении места проживания/прописки, статуса гражданина (работающий или безработный) замена ПОМС не предусмотрена.

Сроки расчета за предоставленные услуги

В рамках госпрограммы ОМС жестко регламентируются нормы, касающиеся периода компенсации помощи, оказанной пациентам. У медучреждений теперь есть гарантия оплаты предоставленных услуг иногороднему гражданину. Это, в свою очередь, повышает заинтересованность лечебных заведений в оказании людям помощи. При задержке оплаты страховая медорганизация из собственных средств выплачивает учреждению пени. Ее размер рассчитывается по ставке рефинансирования ЦБ (1/300), действовавшей на дату образования просрочки. Исчисление осуществляется с неперечисленных сумм ежедневно.

Обязательное медицинское страхование в Москве: рейтинг компаний

Перечень организаций, работающих в рамках программы ОМС, составляется по определенным показателям:

  1. Число пунктов предоставления ПОМС.
  2. Режим работы.
  3. Наличие информации о правах граждан.

Как отмечают эксперты, уровень финансовой надежности не имеет существенного значения при составлении рейтинга. Это обуславливается тем, прекращение деятельности организации особенно на гражданах не отразится. Единственное, что им придутся сделать, - это поменять полис. Наиболее популярными организациями в столице считаются:



Вопросы на обсуждении

Кроме единого полиса ОМС, предлагается ввести вместо обычных бумажных медкарт (историй болезни) электронные. Это объясняется тем, что при приеме иногороднего гражданина врачу необходимо знать о заболеваниях и состояниях пациента. Граждане, как правило, не возят с собой медкарты. При наличии электронной истории болезни, записанной в единой базе, любой специалист в любом городе мог бы быстро получить все необходимые сведения. Вместе с этим в ряде европейских государств использование таких электронных историй болезни в глобальной сети не допускается. Это объясняется ненадежностью систем защиты персональных сведений.

Заключение

Обязательное медицинское страхование - это существенный шаг государства вперед в решении вопроса об оказании населению различной помощи. Разработанные программы включают в себя весь необходимый объем услуг, которые может получить человек бесплатно. Обеспечение населения доступной помощью осуществляется за счет источника финансирования, гарантированного государством. Закон, регламентирующий сферу обязательного медстрахования, был принят сравнительно недавно. Однако за время действия этого нормативного акта многие люди смогли получить неотложную, экстренную и плановую помощь. Им были оказаны услуги, которыми ранее эти люди воспользоваться не могли. Действующий закон № 326 распространяется на всех граждан, живущих на территории страны. Цель нормативного акта в первую очередь состоит в усилении гарантий конституционного права гражданина на бесплатную медпомощь. Реализация его положений способствует постепенному увеличению финансирования сферы здравоохранения. Это, в свою очередь, предполагает сбалансированность госгарантий на бесплатную медпомощь гражданам с обязательствами государства.

Реализация положений нормативного акта способствует укреплению материально-технической базы сферы здравоохранения. В результате будет достигнута цель, которая была поставлена изначально, - повысится качество и доступность медпомощи людям. В законе довольно подробно регламентированы обязанности и права всех участников и субъектов, правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское страхование. Москва была первым городом, где начал действовать установленный порядок. Сегодня разработанная схема действует на всей территории страны. ФЗ № 326 регулирует взаимоотношения всех звеньев системы, предполагает модернизацию ОМС и последующее развитие всей сферы здравоохранения.

Расчетный период по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование - календарный год. Он состоит из отчетных периодов - I квартал, полугодие, девять месяцев, год. определяются нарастающим итогом с начала года (ч. 1 и 2 ст. 10, ч. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Ежемесячно в течение года рассчитываются суммы страховых взносов , подлежащих уплате:

- в Пенсионный фонд РФ (отдельно по страховой и накопительной части трудовой пенсии);

- в Фонд социального страхования РФ (на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством);

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ;

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования .

Прежде чем рассчитать общую сумму ежемесячных платежей в каждый внебюджетный фонд в целом по организации, определите суммы страховых взносов по каждому сотруднику (ч. 3 и 4 ст. 8, ч. 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Тарифы взносов для каждого сотрудника определяйте в соответствии со ст. 12 Закона N 212-ФЗ и ст. 22 Закона N 167-ФЗ (в части уплаты пенсионных взносов).

Чтобы рассчитать платежи по каждому сотруднику, следует умножить сумму вознаграждений, начисленных сотруднику с начала года до окончания текущего месяца, на соответствующий тариф взносов. Учет выплат и начисленных страховых взносов по каждому сотруднику внебюджетные фонды советуют вести в индивидуальных карточках. Рекомендованная форма карточки приведена в Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П.

Суммы платежей по каждому сотруднику (в разрезе внебюджетных фондов) нужно сложить. В результате получится итоговая сумма страховых взносов, начисленных с начала года до окончания текущего месяца в целом по организации. При этом платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитывается следующим образом: платеж по страховым взносам, начисленный с начала года по текущий месяц включительно, минус платеж по страховым взносам, начисленный с начала года по предыдущий месяц включительно (ч. 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ и п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н).

Сумму ежемесячного платежа в ФСС РФ уменьшите на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). К таким расходам относятся:

Больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием);

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

Социальное пособие на погребение.

Перечисленные виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС РФ с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Если сумма расходов на социальное страхование превысила сумму страховых взносов , начисленных в ФСС РФ, организация может:

Обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия, пособий, связанных с рождением ребенка, и пособия на погребение в территориальное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ);

Зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС РФ (Письмо ФСС РФ от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917). При этом в устных разъяснениях специалисты Минздравсоцразвития России рекомендуют предварительно согласовать такое решение с территориальным отделением ФСС РФ по месту своей регистрации.

Датой включения выплат в расчетную базу по страховым взносам считается день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ). В таком же порядке определяется дата выплаты социальных пособий. Поэтому в каждом месяце взносы, зачисляемые в ФСС РФ, уменьшаются на сумму пособий, начисленных в этом же месяце. Дата фактической выплаты пособий в данном случае значения не имеет.

Пример . В январе 2011 г. организация начислила в пользу своих сотрудников:

Зарплату - 400 000 руб.;

Больничное пособие - 8000 руб.;

Пособие по беременности и родам - 23 500 руб.

Бухгалтер начислил страховые взносы за январь 2011 г. в сумме 136 000 руб. (400 000 руб. x 34%), в т.ч. взносы в ФСС РФ - 11 600 руб. (400 000 руб. x 2,9%). При этом расходы организации, произведенные в январе 2011 г. на государственное социальное страхование, составили 31 500 руб. (8000 + 23 500), что больше взносов в ФСС РФ, начисленных за этот же месяц. Организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей. В итоге за январь 2011 г. организация ничего не перечислила в ФСС РФ. Часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 19 900 руб. (31 500 - 11 600) бухгалтер организации учел при расчете взносов в ФСС РФ за февраль 2011 г.

Страховые взносы нужно платить по местонахождению обособленного подразделения , если оно:

Имеет отдельный баланс;

Имеет расчетный (лицевой) счет;

Начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, страховые взносы по обособленному подразделению перечисляются по местонахождению головного отделения организации.

Суммы страховых взносов, уплачиваемых организацией по месту обособленного подразделения, определяются исходя из суммы выплат, начисленных сотруднику этим обособленным подразделением. По месту учета головного отделения организации страховые взносы уплачиваются за минусом взносов по обособленному подразделению. Если же организация имеет обособленные подразделения за пределами России, платить страховые взносы нужно по местонахождению головного отделения организации. Таким образом, если сотрудник одновременно работает в головном и обособленном (выделенном на отдельный баланс) подразделениях, страховые взносы с его выплат рассчитываются и уплачиваются по отдельности:

С доходов, полученных в головном отделении организации, - по местонахождению головного отделения;

С доходов, полученных в обособленном подразделении, - по местонахождению обособленного подразделения (ч. 11 - 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

На практике возникает вопрос, как рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование со стоимости услуг, предоставленных сотрудникам в рамках социального пакета (например, со стоимости услуг посещения спортивного зала, бассейна, фитнес-центра), если услуги предоставляются за счет средств организации. В целом объектом обложения взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование являются вознаграждения сотрудникам, выплачиваемые как в денежной, так и в натуральной форме (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

Если в рамках социального пакета организация оказывает сотрудникам какие-либо услуги, каждый из них получает вознаграждение в натуральной форме. С таких вознаграждений нужно начислить страховые взносы. Расчетная база для начисления страховых взносов определяется индивидуально (ч. 3 и 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Поэтому, чтобы правильно рассчитать сумму страховых взносов, организация должна определить стоимость услуг, оказанных каждому конкретному сотруднику. Для этого нужно обеспечить индивидуальный учет всех выплат и вознаграждений, в т.ч. полученных сотрудниками обезличенно, в натуральной форме (ч. 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Порядок организации индивидуального учета выплат и вознаграждений законодательно не установлен. Поэтому организация вправе разработать его самостоятельно. Вариантов может быть несколько. Например, определить стоимость услуг, предоставленных каждому сотруднику, можно исходя из общей стоимости аренды спортивного зала (бассейна) и количества посещающих его сотрудников. В этом случае количество сотрудников нужно подтвердить документально, например составить список посещений, с которым ознакомить их под подпись. Аналогичным образом Минфин России рекомендовал поступать при расчете НДФЛ с дохода каждого сотрудника, полученного в форме бесплатного питания (Письмо от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167).

Можно также организовать учет посещений спортивного зала (бассейна) по талонам. Для этого следует назначить ответственного, который каждому сотруднику под подпись в специальной ведомости будет выдавать талоны на определенное время. Стоимость услуг, предоставляемых по талону, можно определить исходя из общей стоимости аренды и общего времени посещений спортивного зала (бассейна). В дальнейшем ведомости передаются в бухгалтерию, и в конце каждого месяца стоимость предоставленных услуг включается в совокупный доход сотрудника.

После того как база для начисления страховых взносов по каждому сотруднику будет определена, нужно рассчитать ежемесячные платежи по страховым взносам в каждый внебюджетный фонд.

Пример . ООО "Жизнь" организует для своих сотрудников посещение спортивного зала в свободное от работы время. Организация ведет учет фактических посещений спортивного зала каждым сотрудником. В коллективном договоре сказано: услуги спортивного зала предоставляются бесплатно, а размер доходов, полученных каждым сотрудником, ежемесячно определяется расчетным путем на основе общей стоимости аренды спортивного зала и количества посещений его каждым сотрудником. В ООО "Жизнь" работают 10 человек. По данным учета посещений спортивного зала в феврале 2011 г. все сотрудники организации, кроме руководителя Н.К. Гончарова, воспользовались услугами спортивного зала по восемь раз. Н.К. Гончаров посещал спортзал только шесть раз. Общая стоимость аренды спортивного зала за февраль составила 23 400 руб. За месяц сотрудникам было предоставлено 78 посещений (8 посещений x 9 чел. + 6 посещений x 1 чел.). Средняя стоимость каждого посещения составляет 300 руб. (23 400 руб. : 78 посещений).

В феврале 2011 г. выплаты каждому сотруднику с начала года не превысили 415 000 руб. Поэтому страховые взносы по всем сотрудникам бухгалтер начислил по суммарному тарифу 34%. При этом общая сумма страховых взносов со стоимости услуг спортивного зала, предоставленных Н.К. Гончарову, составила: 300 руб. x 6 посещений x 34% = 612 руб.

Общая сумма страховых взносов со стоимости услуг спортивного зала, предоставленных каждому из оставшихся девяти сотрудников, равна: 300 руб. x 8 посещений x 34% = 816 руб.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование является календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Базу для начисления страховых взносов работодатель определяет самостоятельно в отношении каждого сотрудника нарастающим итогом с начала года. При этом страховые взносы нужно начислять до тех пор, пока выплаты сотруднику нарастающим итогом с начала года не превысят установленный лимит (в 2010 г. - 415 000 руб.). Выплаты, превышающие эту величину, страховыми взносами не облагаются.

Законодательство не устанавливает зависимость между предельной величиной выплат, облагаемых страховыми взносами, и количеством договоров (трудовых или гражданско-правовых), на основании которых в течение расчетного периода один и тот же работодатель (заказчик) начислял эти выплаты сотруднику. Таким образом, перерыв в работе, связанный с увольнением сотрудника, а также количество заключенных с ним в течение года трудовых или гражданско-правовых договоров на порядок расчета страховых взносов не влияют. Следовательно, если до увольнения сумма выплат, начисленных сотруднику, превысила предельную величину, после вторичного приема на работу в том же году в ту же организацию страховые взносы на выплаты этому сотруднику начислять не нужно.

В 2011 г. при расчете взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно учитывать, что организации, применяющие общую систему налогообложения, УСН или ЕНВД, используют следующие тарифы страховых взносов :

В Пенсионный фонд РФ - 26%;

В Фонд социального страхования РФ - 2,9%;

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. - 3,1, с 1 января 2012 г. - 5,1%;

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. - 2,0, с 1 января 2012 г. - 0,0%.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, и плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в 2011 г. применяются пониженные тарифы страховых взносов (табл. 1).

Таблица 1

Тарифы страховых взносов для с/х производителей , %

А для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на ее территории, а также организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) предоставляющих услуги (выполняющих работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, в 2011 г. применяются пониженные тарифы страховых взносов (табл. 2).

Таблица 2

Тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ , %

Наименование

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

В России - одна из самых важных структур в общей системе социальной защиты населения. Обязательное медицинское страхование (ОМС) как один из видов страхования является общим для всех категорий населения страны . Контролирует деятельность данной структуры непосредственно государство. Это значит, что оно участвует в следующих процессах:

  • создает фонды, где сосредоточиваются денежные взносы;
  • определяет тарифы;
  • назначает страхователей.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ

Аккумулированные страхователями финансовые средства находятся в распоряжении некоммерческих финансово-кредитных организаций федерального и территориального подчинения. Эти структуры называются фондами ОМС. С ними взаимосвязаны страховые медицинские учреждения, предоставляющие комплекс специальных услуг населению, установленных программами ОМС.

На медицинское страхование - это необходимые платежи, направленные на осуществление прав застрахованного субъекта на получение страхового обеспечения . Субъектами, выплачивающими страховые взносы на медицинское страхование, являются работодатели разных уровней и местные органы исполнительной власти. Взносы за работающее население переводят работодатели. От уплаты взносов освобождены инвалиды и их общественные организации, а также принадлежащие им предприятия и учреждения.

Ставки на страховые взносы на обязательное медицинское страхование устанавливаются согласно федеральному закону. На сегодняшний день этот тариф составляет 3,6% к фонду оплаты труда. Начисление взносов происходит соответственно оплате труда. Не взимаются страховые взносы с некоторых выплат:

  • компенсаций;
  • социальных пособий;
  • единовременных денежных поощрений;
  • призовых наград;
  • дивидендов, полученным по акциям;
  • стипендий от учебных заведений;
  • других единовременных выплат.

Взносы в фонд медицинского страхования должны переводиться ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца. При этом ставка в 3,6% распределяется так:

  • 3,45% переводится в территориальный ФОМС;
  • 0,2% - в федеральный ФОМС.

За нарушение правил перевода страховых взносов страхователи наказываются штрафными санкциями.

Страхование неработающего населения

В эту категорию попадают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды и безработные. Взносы на обязательное медицинское страхование за них должны платить местные органы исполнительной власти, то есть - местный бюджет. Их величина зависит от возможностей территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды ОМС

Переводы взносов в территориальные фонды ОМС должны выполняться по показателям, принятым соответствующей программой. Преобладающие денежные средства из этого фонда идут на финансирование страховых медицинских учреждений. Страховые компании на основании договорных условий со всеми лечебно-профилактическими учреждениями, относящимися к ОМС, осуществляют расчет за выполненные ими медицинские услуги населению.

Значение ОМС

За счет обязательного медицинского страхования производится:

  • дополнительное финансирование здравоохранения;
  • оплата основных медицинских услуг.

Вся работа по медицинскому обслуживанию в рамках ОМС проводится в соответствии с программами федерального и территориального уровня. В базовую федеральную программу ОМС заложены основные гарантии на оказание медицинской помощи населению. К ним относится амбулаторно-клиническая и стационарная помощь, а также скорая медицинская помощь.

Похожие публикации