Что такое федеральное законодательство. Федеральный закон российской федерации

Законодательство представлено в виде системы законодательных актов, которые принимаются специализированными, законодательными органами, и действуют на территории всей страны. Федеральные законы прописываются в специализированных кодексах, то есть сводах, которые формируют нормы в четко определенном правовом поле. В принципе, система федеральных законодательств – это система нормативно-правовых актов, которые действуют на территории РФ, и включают в себя именно законодательные акты. Все подзаконные акты также считаются законодательной базой, но по юридической силе они менее значительны, нежели федеральные законы.

Где именно прописаны федеральные законы?

Как мы уже сказали ранее, все федеральные законы представляют собой определенные кодексы, в которые включаются новые законы, выпускаемые на текущий момент времени. Рассмотрим самые часто применяемые кодексы, которые в своем составе содержат существенное количество федеральных законов:
  1. Гражданский кодекс РФ – является основным законодательным актом, курирующим и контролирующим все гражданские взаимоотношения;
  2. Семейный кодекс РФ – определяет все правила создания семейных отношений, ответственность и права сторон. Другими словами, является основательной законодательной базой семейного права;
  3. Уголовный кодекс РФ определяет все особенности ведения уголовных дел, наказаний, рассмотрения доказательств, получения доказательств и пр. То есть, определяет все особенности уголовного права. Обратим ваше внимание на наличие уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства РФ;
  4. Кодекс об административных правонарушениях – свод законов, которые определяют особенности правовых административных взаимоотношений. В законодательной базе собраны все возможные административные правонарушения и предусмотренные наказания за них;
  5. Трудовой кодекс РФ – четко определяет все особенности трудовых взаимоотношений в пределах страны. Затрагивает как интересы граждан, так и иностранных подданных, которые работают в пределах РФ;
  6. Бюджетный кодекс – определяет все правила распределения и формирования бюджета;
  7. Налоговых кодекс – весьма важный документ, который формирует основу федерального бюджета на основании налоговых взносов со стороны граждан страны.

Федеральные законы и их значение

Федеральное законодательство имеет определено значительную юридическую силу, и нужно сразу же сказать о том, что данное законодательство также определяет все особенности поведения в обществе и в определенных правовых полях. Кроме всего прочего, законы определяют все нормативы наказаний за нарушения установленных правил. То есть, федеральные законы можно по праву назвать своеобразной основой законодательной базы нашей страны. Основной закон – Конституция РФ, которая стала основой создания федеральных законов, которые в свою очередь стали основой формирования кодексов – сводов законов в четко определенном правовом поле.


В соответствии со статьей 105 Конституции РФ, право на создание федеральных законов имеет государственная дума, как законодательный орган власти. Также законодательство должно...


Каждые родители хотят, чтобы их ребенку в школе было комфортно, и чтобы он получил от учителя все необходимые знания. Но о каком комфорте для ребенка может идти речь, если в...


Личный закон индивида – особая правовая связь каждого индивида с государством в рамках англо-американского права. Личный, или же иначе – национальный закон индивида способен...


Федеральный конституционный закон РФ – разновидность федеральных законодательных документов, которые принимаются исключительно на основании Конституции РФ и по тем вопросам,...

Пересмотрены положения ГК РФ о залоге, о переходе прав кредитора к другому лицу, о переводе долга.

Так, введены нормы, подробно регулирующие залог имущественных прав (требований), вытекающих из обязательства залогодателя. При этом предметом залога может быть и право, которое возникнет в будущем из существующего или будущего обязательства.

Детально прописан порядок и условия залога ценных бумаг и прав по договору банковского счета (вклада).

Закреплена возможность залога прав акционера АО и участника ООО (посредством залога принадлежащих им акций и доли в уставном капитале ООО соответственно). Если иное не предусмотрено договором залога, удостоверенные акциями права осуществляет залогодатель (акционер), а права участника ООО - залогодержатель.

Согласно поправкам залог подлежит госрегистрации в 2 случаях. Во-первых, если права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, также регистрируются. Во-вторых, если предметом залога являются права участника (учредителя) ООО.

Установлена четкая "иерархия" прав залогодержателей. Вводится понятие "старшинство залогов" (соотношение предшествующего и последующего залогов). Часть положений посвящена созалогодержателям.

При обращении взыскания и реализации заложенного имущества на залогодателя или иных лиц возлагается обязанность принимать меры, необходимые для получения наибольшей выручки от продажи предмета залога. Лицо, которому причинены убытки неисполнением указанной обязанности, вправе потребовать их возмещения. Кроме того, ранее по решению суда взыскание обращалось на любое жилое помещение, находящееся в собственности должника. Теперь идти в суд нужно только в том случае, если жилье должника является единственным. Но и в этой ситуации стороны могут договориться о внесудебном порядке решения вопроса.

Суд по просьбе залогодателя при наличии уважительных причин вправе отсрочить продажу заложенного имущества с публичных торгов на срок до 1 года.

Кредиторам по основному обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, предоставлена возможность оформить договор управления залогом. По нему управляющий, действуя от имени и в интересах кредиторов, заключает договор залога с залогодателем и (или) осуществляет все права и обязанности залогодержателя. В свою очередь, кредиторы компенсируют управляющему понесенные расходы и уплачивают ему вознаграждение.

Установлено, что к залогу недвижимости применяются правила ГК РФ о вещных правах, а в части, не урегулированной ими и законом об ипотеке, - общие положения о залоге.

В случае возникновения залога на основании закона залогодатель и залогодержатель вправе заключить соглашение, регулирующее их отношения.
Закон о залоге 1992 г. признан утратившим силу.

В обязательствах в рамках предпринимательской деятельности перевод долга возможен по соглашению между кредитором и новым должником. Последний принимает на себя обязательство первоначального должника. При этом оба должника несут солидарную ответственность перед кредитором, если соглашением не предусмотрена субсидиарная ответственность первоначального должника либо он не освобожден от исполнения обязательства. К новому должнику переходят права кредитора по исполненному обязательству (иное может вытекать из соглашения между первоначальным и новым должником или из существа их отношений). При переводе любого долга новый должник не может осуществлять в отношении кредитора право на зачет встречного требования, принадлежащего первоначальному должнику.

Законодательство в широком понимании - система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты - указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) обладает высшей юридической силой.

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Текущее законодательство.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

Федеральные

Субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на

Общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

Специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

31. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ .

Подзаконные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. 3.Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, указания) принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Роспотребнадзором и т.д. В настоящее время акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, до вступления в силу должны обязательно пройти процедуру регистрации в Минюсте РФ (если не пройдут, то не вступят в силу и не могут применяться к регулируемым ими отношениям).

4.локальные (внутриорганизационные) подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями в пределах своей компетенции для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Проблемы.

Подзаконные правовые акты не должны противоречить закону. Раз уж они издаются в его (закона) развитие, то их положения должны соответствовать нормам закона и не вступать в противоречие с ними.

Проблема субъекта издания подзаконного правового акта заключается в том, что в случае, если акт будет признан не соответствующим закону, то неизбежны неблагоприятные последствия его применения: отмена решений субъекта, состоявшихся на основании такого акта, возмещение вреда и т.п. (вопрос соответствия входит в компетенцию, в частности, прокуратуры, суда. Если обнаружено несоответствие, то запускается механизм оспаривания нормативных правовых актов).

Также, можно говорить о проблеме толкования законов. К сожалению, некоторые нормы законов толкуются двояко и соблюдение одного из толкований исключает соблюдение другого.

Инструкция

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны . Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное . Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных , ведомств, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации - это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» - регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об » - устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 76 Конституции РФ.

Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.

Сразу же нужно сказать о том, что на вопрос, где прописаны законы РФ , ответить односложно – практически нереально. Вся законодательная база страны изначально базируется именно на Конституции. То есть, Конституция выступает основным законом страны. Далее следуют законодательные базы, которые собраны в специализированные кодексы четко определенной правовой направленности. Есть федеральные законы, федеральные конституционные законы, которые формируют четко определенные своды законов. То есть, сказать изначально, что в каком-то одном документе собраны все законы РФ – невозможно.

Где именно прописаны законы РФ?

Итак, начнем с самого начала:
  1. Конституция – основной элемент защиты интересов граждан и государства в целом. Своеобразная база всей законодательной системы. Данное законодательство четко определяет все права и обязанностей жителей страны.
  2. Административный кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно административных правонарушений. Кодекс определяет в себе все виды административных правонарушений, особенности рассмотрения дел по данным нарушениям, а также возможности формирования наказания.
  3. Уголовный кодекс – полная законодательная база, которая представляет собой свод законов, касающихся именно вопросов уголовного права. В законодательной базе четко прописываются все особенности рассмотрения дела, сбора и рассмотрения доказательств, а также формирования наказаний.
  4. Гражданский кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно всех гражданских правоотношений и нарушений. Такой закон формирует знания по поводу оформления практически всех известных документов (например при покупке запчастей гранд старекс в Москве нас сайте zaptop.ru) и пр.
  5. Налоговый кодекс – документ вобрал в себя все данные, которые касаются вопросом налогообложения. Формирования данного процесса, особенности оформления налогов с частных предпринимателей, размер налоговой базы, а также наказание, провоцируемое отсутствием уплаты налогов;
  6. Трудовой кодекс – основной документ, который всецело курирует взаимоотношения руководителя и работника.

Зачем нужны законы?

Нередко, возникает вопрос, зачем же нужны такие строгие законы, которые порой, не позволяют человек ни на секунду расслабиться. Законопослушные граждане прекрасно понимают, что наличие законов – это в первую очередь, элемент максимальной защиты интересов и прав самого человека. Кроме всего прочего, нужно отметить, что без правовой основы, то есть, без законов, которые бы защищали интересы каждого индивидуума, невозможно представить себе процесс развития и функционирования государства.

В принципе, вопрос оформления законодательной базы в стране проработан до мелочей и деталей. Таким образом, формируется четкая структура, позволяющая формировать все законы в соответствии с имеющимися статьями конституции.


Вопрос из чего состоит закон, весьма многогранный. Начнем с того, что закон – основа правового государства. В нашей стране существует весьма значительное количество законов,...


Как известно, в нашей стране существует просто феноменальное количество различных законов. Это в первую очередь кодексы, каждый из которых действует в четко определенном правовом...


Процесс принятия закона имеет массу особенностей. Изначально приглашаются юристы, которые помогают правильно разработать законодательную базу. Далее, начинается процесс...


Наша страна является правовым государством, которое базируется на своде различных федеральных конституционных законов. Основным законодательством в стране выступает конституция....

Похожие публикации