Федеративное устройство: понятие, принципы, общая характеристика. Федеративное государство

Большинство государств современного мира являются унитарными. Но к федеративным государствам относятся страны, являющиеся мировыми политическими и экономическими лидерами (США, ФРГ, Канада, Австралия), в которых живет чуть меньше половины населения планеты. Кроме того, федеративную форму государственного устройства провозглашает и Конституция России 1993 г.

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

· территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

· субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

· существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

· основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Современные российские исследователи Р.Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болтенкова выделяют десять элементов, составляющих понятие принципа федерализма:

определение государственной власти как федеративной;

осуществление государственной власти на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации;

самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий;

формальное равноправие субъектов федерации;

право участников федеративных отношений на двустороннее регулирование государственно-властных полномочий;

право выбора субъектом федерации формы своей политической организации;

системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федераций;

обязанность субъекта сохранять целостность федерации и ее исторически сложившейся территории;

исключительное право федерации вступать в более крупные союзы;

невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо союзы за ее пределами.

Необходимо отметить, что не одна из ныне существующих федераций не соответствует всем этим десяти чертам одновременно.

Что касается федерализма именно как способа территориальной организации государственно-политической системы, то Д.В. Доленко выделил три агрегированных черты:

взаимодействие центра с региональными центрами власти на основе разделения полномочий;

участие региональных политических организмов в формировании структуры власти центра;

решающая роль центра в формировании региональных центров власти, т.е. в централизации и децентрализации политической системы государства

Одним из важнейших для понимания сущности федерализма является вопрос о государственном суверенитете в федерации. В политико-правовой науке вопрос этот остается дискуссионным. Спор при этом, начиная с XIX в., ведется между сторонниками трех конфликтующих позиций.

Представители первой - Г. Еллинек, П. Лабанд, В. Чиллоуби - считали, что суверенитетом обладает лишь федеративное государство в целом, т.к. государство, входящее в состав другого, т.е. в известной степени подчиненное ему, не может обладать полной независимостью во внутренних делах и в ведении внешней политики.

Противоположную точку зрения высказывали М. Зейдель и Дж. Кэлхун, по мнению которых суверенитет принадлежит составным частям федерации, обладающим правом цессии. Но в этом случае союзное государство будет иметь не государственно-правовой, а международно-правовой характер, т.е. станет союзом государств - конфедерацией.

Третий, компромиссный подход, делится на две ветви.

К первой относятся А. Токвиль, Г. Вайу и др., утверждавшие, что суверенитет делится между федерацией и ее субъектами в соответствии с закрепленной в конституции долей разделения властных полномочий по вертикали.

Второй подход сформулирован русским государствоведом А.С. Ященко в теории сотрудничества различных органов власти в образовании суверенитета, согласно которой в федерации суверенитет не принадлежит ни центру, ни субъектам, но лишь тому и другому в их соединении в неразрывное целое. Носителем суверенитета является только общегосударственная власть, образующаяся на основе консенсуса местных и центральных властей. Как пишет одна из современных сторонников этой концепции Г.И. Королева-Конопляная, «в федеральном государстве власть заключена в сферах, находящихся в юрисдикции федеральных частей и центра не рядом с друг другом… а в друг друге».

Различаются несколько моделей федерализма (хотя в юриспруденции вопрос о правомерности выделения их остается открытым). В частности В.Е. Чиркин на основе изучения государственно-правового и политического опыта федеративных государств выделили следующие модели:

основанные на союзе государств и автономии союзных частей;

договорные и конституционные федерации;

централизованные и децентрализованные;

симметричные и асимметричные, причем асимметричные включают в себя: структурно-асимметричные, скрытую асимметрию и явную асимметрию.

В рамках этих моделей может реализовываться та или иная концепция федерализма. Существуют две основные концепции реализации федеративных отношений - дуалистическая и кооперативная.

Первая, получившая обоснование в сборнике политических эссе «Федералист» и интерпретированная впоследствии А. Токвилем, усматривает суть федерализма в разделении полномочий и функций между союзной властью и властями субъектов федерации на основании конституционно-правового статуса последних.

Вторая концепция акцентирует внимание на сотрудничестве между элементами федеративной структуры и вообще на практической стороне федерализма. Эта, более гибкая, по сравнению с дуалистической, концепция получила распространение в различных формах во многих странах (оригинальная модификация кооперативного федерализма в Канаде, коррелятивный федерализм в Австралии).

Существуют также концепции интеграционного (Латинская Америка), контактного (Австралия), двуязычного (Канада) и др. федерализма.

Особенности федеративного устройства государства. Понятие политико-территориального устройства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных ре­гионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из кото­рых свойственны свои принципы организации территории и взаимо­связей между центром и местами.

Федерализм (от фр. federalisme) - это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаи­модействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффек­тивное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позво­ляло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоя­тельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориаль­ных единиц - субъектов федераций; конституционное разграничение компетенции между ними и центром; недопустимость изменений гра­ниц без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объ­единения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федера­ции; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъ­ектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разгра­ничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для про­изводного от него и более узкого по смыслу понятия - «федеративное государство» (федерация - лат. foederatio - объединение, союз).

Федеративное государство, федерация - одна из основных форм организации государств, сложная структура которой состоит из не­скольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закреп­ленной политической самостоятельностью вне пределов и полномо­чий общего государства в целом.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Вместе с тем суще­ствует единая система границ и ее охраны.


2. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

3. Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

4. Наряду с федеральными конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систе­му законов, соблюдая приоритет федеральных конституции и системы права.

5. В федерации нет единого государственного бюджета, а есть фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

6. Гражданство в федерации, как правило, двойное: каждый граж­данин считается гражданином федерации и гражданином соответст­вующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гаранти­руется равноправие всех граждан на территории федерации.

7. Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является ор­ганом общенародного представительства и избирается всенародно.

Сущность государственного суверенитета. Сущность народного, национального суверенитета. Теоретической основой федерализма является концепция сувере­нитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со вре­мени государственных образований, а его научное осмысление и оп­ределение - в конце Средних веков. С тех пор продолжаются дискус­сии о сущности суверенитета.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. souverainete - верховная власть, верховные права) - политико-правовое обоснование и опре­деление приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Основные идеи и положения государственного суверенитета. В Московской Руси идея суверенитета верхов­ной власти воплотилась в понятии и политической практике самодер­жавия (сам, т. е. один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV в., отнюдь не означало неограни­ченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор (периодически с 1549 по 1689 гг.) как сословно-представительные ин­ституты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверени­тете был окончательно решен к XVIII в. в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в боль­шинстве стран Европы.

По мере утверждения демократических форм государственной вла­сти, т. е. перехода от монархических к парламентским, стала преобла­дать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представ­ляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство - нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной террито­рии или в разных его регионах. Народ как совокупная общность яв­ляется носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности фе­дерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концеп­ция российских государствоведов Л. Карапетяна, И. Умновой, В. Чир-кина и других, о неделимости государственного суверенитета как ка­чественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее Многонационального народа.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

Неотчуждаемость суверенитета;

Его неограниченность;

Верховенство власти;

Неделимость суверенитета;

Неабсолютность власти;

Юридическое равенство фактически во многих случаях нерав­ных социальных субъектов;

Приоритет народного суверенитета.

В целом на современном этапе развития международного сообще­ства, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого обще­ства, так и политикой более могущественных государств по вовлече­нию в свой состав других народов и государств, с сохранением их от­носительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые об­разовалось в США (1787г.), затем в Мексике (1824г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В со­временном мире из более чем 180 государственных образований, по­давляющее большинство которых являются многонациональными, фе­деративная форма закреплена в конституциях 25 государств с охватом 50% территории и 1/3 населения планеты. Федерации сформированы, как правило, на основе территориального или национально-террито­риального деления.

Анализ условий формирования федерализма в России. Политическое и юридическое значение федеративного договора. Федерализм как форма государственного устройства России кон­ституционно, т. е. юридически, был признан Конституцией РСФСР 1918 г. и трактовался в качестве государственно-правового механизма решения главным образом национальных проблем.

До принятия 12 июня 1990г. Декларации о государственном суве­ренитете Российскую Федерацию вообще нельзя было рассматривать как суверенное государство. Хотя в Конституции Советского Союза, в состав которого Россия входила, декларировалось, что все союзные республики суверенны, зависимость от союзного центра была близка к абсолютной.

Стремясь вырваться из круга сверхцентрализации, многие регионы стали настаивать на праве выхода из состава Российской Федерации, причем если сначала протесты были направлены против главенства власти Союза ССР, то впоследствии - и против самой Российской Федерации. Актуализировалась задача нового государственного устройства.

На пути становления России как нового федеративного государства сделано два крупных шага. Первый - заключение 31 марта 1992 г. Федеративного Договора между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами власти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и автономных округов - с другой. Это были, по сути дела, три отдельных договора, имеющие учредительный характер. Они подготовлены и подписаны полномочными представителями органов государственной власти тех образований, которые изъявили желание быть субъектами Федерации. Это было не идущее сверху вниз распределение прав или полномочий, а равноправное согласование интересов общих (федеративных) и осо­бенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.

В момент подписания Федеративного Договора его участники действительно выступали суверенными государствами, но, создав, пользу­юсь своими суверенными правами, новое государство - Российскую федерацию, республики как бы «переместили» значительную часть своих прав на уровень Федерации в целом, добровольно, согласованно определив сферу ведения Российской Федерации (ст. 1 Договора). Это важный юридический момент. Федеральным органам государст­венной власти предоставлено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нормы правового регулирования в соответствующих областях общественной и частной жизни. Значит, субъекты РФ сумели выделить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые их объединяют в целое и требуют идентичного (общего для всех, универ­сального) правового оформления.

Второй шаг - принятие Конституции РФ 1993 г. В ее тексте заложены нормы, создающие необходимые основы для становления Рос­сии как федеративного государства в современной трактовке этого понятия.

1. Конституция подчеркивает, что в основе федеративного уст­ройства Российской Федерации лежит примат ее государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 Т. 5).

2. Правовую основу Российской Федерации и ее эффективного функционирования составляет Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тер­ритории Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15).

3. Конституция признала равноправие субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5).

4. Конституция признала равные права и свободы людей независимо от их местожительства, принадлежности к национально-государственному или административно-территориальному образованию (ст. 6).

5. Конституция признала разнообразие национальной, демогра­фической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений в пределах каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 5; ч. 2 ст. 66; ч. 2, 3 ст. 63; ч I ст. 76) (см. рис. 14.1).

Федеративное – это сложное комплексное государство, состоящее из двух и более государственных образований или полноценных государств, которые называются субъектами . Они не имеют единого названия и в каждой отдельной федерации могут именоваться по-разному. Например, земли, области, штаты, кантоны и т.д.

При объединении все члены федерации формируют совершенно новое государство, и некоторые собственные властные полномочия передают общим федеральным органам власти. При этом ограничивается суверенитет самих элементов федерации.

Разделение полномочий между органами власти самой федерации и ее субъектами фиксируется в специальном договоре (федеративном договоре) или в конституции. Получается, что в федерации имеется две системы органов государственной власти: , которые имеют права самостоятельно решать и разбирать оставшиеся в их ведении вопросы, а также федеральные, чьи решения распространяются на всех членов федерации.

Законы в федеративном государстве также делятся на два вида. Первый – федеральные, обязательные для выполнения всеми субъектами. Второй – законы членов федерации, функционирующие лишь на территории того субъекта, органами которого они были приняты. При этом крайне важно, чтобы законы субъектов полностью соответствовали законам федерации и не входили с ними в конфликт и никоим образом не противоречили. Высшим законом в конституция, и все остальные законы формируются на ее основе.

Для федерации характерно наличие единой валюты, но двойного гражданства, поскольку гражданин субъекта федерации также является и гражданином всей федерации в целом.

В стандартной и типичной федерации все ее субъекты имеют одинаковые права, а также лишены возможности самостоятельно принимать решение о выходе из союза.

Современные федеративные государства

На сегодняшний день имеется 25 федеративных государств, которые располагаются в различных частях земного шара.

Федеративные государства Азии: Пакистан, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Мьянма, Индия, Ирак.

Федеративные государства Европы: Австрия, Босния и Герцеговина, Бельгия, Россия, Германия, Швейцария.

Федеративные государства Африки: Судан, Союз Коморы, Эфиопия, Нигерия.

Федеративные государства Австралии и Океании: Австралия, Микронезия.

Федеративные государства Америки: Аргентина, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Бразилия, Федерация Сент-Кристофер и Невис.

Российская Федерация как государство складывалось на рубеже XX и XXI веков, обретая характерные для него признаки. Современное российское государство еще не достигло пика своего развития, поскольку вынуждено преодолевать трудности в различных направлениях своей деятельности.

Инструкция

В соответствии с Конституцией РФ, современное российское демократическим, социальным, правовым и федеративным. Фактически же оно не в полной мере соответствует некоторым из этих характеристик, поскольку политический режим, состав субъектов и правовая система подверглись множеству изменений и продолжают совершенствоваться по сей день.

Эксперты считают, что Российская Федерация «не дотягивает» до высоких мировых стандартов по причине того, что в стране наблюдается доминирование исполнительной власти, а ее деятельность недостаточно контролируется. Для государства характерны силовые методы наведения конституционного порядка, принижение роли законодательных органов и парламента, слабость судебной системы, отсутствие твердых общественных убеждений и т.д.

Россия не является высокоразвитым социальным государством. Около 1/3 населения находится за чертой бедности, а доходы «верхних» 10% населения превышают доход 10% «нижних» в 14 раз, что является одним из худших показателей среди цивилизованных стран.

Современное российское государство по структуре представляет собой федерацию, однако существующая организация имеет недостатки. Субъекты ее не являются равноправными, так как имеют различную по структуре правовую систему и подвластны соседним республикам и в различных аспектах.

Для российской формы правления характеры черты парламентарной (население вправе влиять на структуру Правительства РФ и его действия, а Государственная Дума – утверждать на должность Председателя Правительства) и президентской республики (по воле Президента РФ назначается кабинет министров, производится снятие с должности Председателя Правительства и т.д.). Юридически данная форма правления называется смешанной, полупарламентарной или полупрезидентской республикой.

По общественным устоям Российская Федерация - светское государство. Граждане имеют религиозную свободу и право . Религиозные устои не являются строгими, но при этом часто соблюдаются в различных сферах общественной жизни (например, обряды освящения военных и государственных объектов). В последнее время в стране все чаще затрагивается проблема гласности. Сложившаяся в период становления современной российской государственности свобода слова постепенно умаляется и все больше регулируется органами общественного контроля.

Видео по теме

Государство является властно-политической организацией, обладающей суверенитетом и аппаратом управления на вверенной территории. Российская государственность развивалась на протяжении веков, начиная с IX века. Сегодня Россия - это федеративная республика президентского (или президентско-парламентского) типа.

Инструкция

Исполнительную власть осуществляет президент и Правительство РФ, законодательную - Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), судебную - суды Российской Федерации. Основами конституционного строя в Российско Федерации являются народовластие, социальность, светскость, идеологическое многообразие.

Российская Федерация сегодня находится в окружении бывших национальных окраин. Значительная часть из которых заплатила за отделение от России снижением уровня жизни и попаданием в сферу влияния западных стран. В России в 1990-х гг. также упал уровень жизни из-за разрыва внутригосударственных связей и попытки резко изменить уклад экономики. В результате кризиса 90-х Россия, как государство, перестала иметь какое-либо значимое влияние в вопросах международной политики.

В 2000-е гг. России удалось преодолеть политический, экономический и . Сегодня в Российской Федерации наблюдается естественный прирост населения, слово государства на международной арене часто является определяющим, а экономика России является крупнейшей в Европе и 5-й в мире. В России построена капиталистическая экономика, при этом социальное обеспечение сохраняется в значительной степени за счет государства. Экономика Российского государства развивается в значительной степени за счет реализации крупных инвестиционных проектов. В качестве примеров можно представить Международную космическую станцию, Бурейскую ГЭС, трассу «Амур», Зимние Олимпийские игры в Сочи, Порт Сабетта, Космодром Восточный.

Нельзя сказать, что в экономики России все так замечательно. Государство в экономическом плане одно из самых мощных в мире, но далеко не все слои населения чувствуют это на своем кошельке. Уровень жизни по сравнению с 1990-ми гг. изменился в лучшую сторону, снизилась безработица и поднялись заработные платы во многих бюджетных сферах, но в удаленных уголках России ситуация временами выглядит катастрофической. Дело в коррумпированных чиновниках? Разумеется, коррупция на разном уровне государственного аппарата присутствует, но значительная доля проблем заключается в том, что Россия сверхприбыли от продажи углеводородов вынуждена вкладывать в облигации США, которые на деле являются обыкновенной бумагой без обеспечения золотом или другими реальными продуктами. Разрешение данного вопроса является отдельной темой для разговора. Освещение этой проблемы лишь показывает экономическую зависимость в настоящее время Российской Федерации от стран запада.

Видео по теме

Европа - западная часть Евразийского материка, от Уральских гор и Кавказа, до Атлантического океана, с населением не менее 750 млн человек, живущих примерно в 50-ти государствах. Чтобы из них выделить с республиканским строем правления, нужно дать правильную, количественную оценку, сколько сейчас действительно стран в Европе. Для этого нужно учитывать несколько критериев.

1. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

Унитарная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства.

Конфедерация.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

Наличие единых для всего государства высших органов власти.

Наличие единой системы законодательства в государстве.

Наличие единого гражданства в государстве.

Наличие единой денежной единицы в государстве.

Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

Введение

Формы государственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства.

Федеративная форма государства.

Признаки федерации.

Принципы объединения.

Классификация федераций.

Осуществление государственной власти в федерациях.

История развития федерализма в России.

Юридическая природа российского федеративного государства.

Принципы федеративного устройства современной России.

Государственный суверенитет РФ

Конституционный статус РФ и её субъектов

Изменения в федеративном устройстве России после рекращения существования СССР

Объединение регионов России

Районирование Российской Федерации

Конституционное регулирование компетенции в РФ

Современные проблемы российского федерализма

Список использованных источников


Введение

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.


Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

· - из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

· - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

· - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Категория "формы государственного устройства" трактует вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государственного устройства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государственного устройства – это строение государства, на которое влияют как социально- экономические факторы, так и природные, национально-исторические и религиозные особенности культурные и т.п.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.

На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Федеративная форма государства

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных обpазований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

Признаки федерации

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

· Субъекты федерации имеют право принятия своей конституции.

Принципы объединения

Добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;

Похожие публикации