Верхняя палата федерального собрания парламента российской федерации. Федеральное собрание рф

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Правовые акты Федерального Собрания

Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении ;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

Нижние и верхние палаты парламента в совокупности образуют федеральный законодательный орган РФ, именуемый Федеральным собранием. Его деятельность регулируется ст. 94 Конституции РФ. Верхняя палата российского парламента называется Советом Федерации, о чём далее вы узнаете подробную информацию.

Общие положения

Верхняя палата парламента Великобритании, России, Америки, а также ряда иных стран отвечает за законодательную базу в государстве. Главенствующим органом в РФ является Федеральное собрание. Ни один нормативный правовой документ не может быть принят без участия этого федерального органа. Верхняя и нижняя палаты парламента образуют ФС РФ. Госдума представляет собой совокупность депутатов, избранных народом непосредственно. Совет Федерации, в свою очередь, формируется благодаря избранию представителей из различных субъектов российского государства. Формирование верхнего звена обусловлено необходимостью поддержания интересов региона в целом.

Верхняя палата российского парламента является постоянно действующим органом. Порядок смены депутатов определяется действующим законодательством. В ГД РФ проводятся выборы каждые 4 года.

Деятельность данного органа регулируется ст. 95 Конституции РФ. Совет Федерации - верхняя палата парламента. Сюда входят по два представителя от каждого субъекта государства. С недавнего времени к численности депутатов прибавилось ещё 2 человека, в связи с присоединением Крыма и Севастополя. Один депутат от региона избирается от субъекта, а другой - от исполнительного. В первом случае роль администрации может исполнять законодательный орган субъекта. Таким образом, верхняя палата парламента формируется стихийно.

16 лет назад был принят закон, который по сей день регулирует деятельность федерального органа. Согласно данному нормативно-правовому документу, верхняя палата парламента России - непрерывно действующий законодательный орган.

Отдельно следует уделить внимание депутатам СФ РФ. Член Совета - это должностное лицо, которое избрано в порядке, определённом в регионе. Причём срок действия его полномочий определяется сроком действия должности непосредственно в администрации субъекта. Таким образом, когда проходит срок, определённый местным законодательством, депутат либо переизбирается на должность, либо подлежит смещению.

Компетенция СФ РФ

Любые верхние палаты парламента в каждом государстве имеют собственную компетенцию. Что касается Совета Федерации, то нормативно закреплённый круг полномочий выглядит следующим образом:

  • Определение и утверждение границ в пределах России. Ярким примером такой работы являются нормативно-правовые акты о присоединении новых территории, например республики Крым, пожелавшей добровольно войти в состав государства.
  • Утверждение Указов главы государства о введении ЧП на территории как одного региона, так и всей страны.
  • Верхняя РФ уполномочена распоряжаться военными силами государства, а именно руководить её действиями за пределами территории.
  • Назначает и организует проведение выборов президента страны.
  • В установленном порядке способна отрешить от должности главу государства.
  • Имеет правомочия в сфере судебной власти: назначает на должности федеральных судей.

Вышеперечисленный круг полномочий не является исчерпывающим, так как компетенция данного органа растворена в сфере иных государственных органов власти, в том числе и ведомственных. Несмотря на столь широкую компетенцию, деятельность СФ РФ строго урегулирована законодательством: ФЗ, подзаконными актами, международными соглашениями и так далее.

Порядок реализации полномочий

Как и в любой другой отрасли, в законодательной сфере существуют свои принципы. Так, основополагающими признаны следующие нормы:

  • Принцип свободного обсуждения.
  • Принцип независимого решения вопросов.

Как правило, верхние палаты парламента реализуют свои полномочия путём проведения различного рода заседаний. Председатель органа назначается на должность не путём решения а путём проведения тайного голосования. Заместители назначаются благодаря проведению той же процедуры. Здесь действует единственное исключение: председатель и его заместители не могут быть назначены из одного региона.

Внутренняя структура органа

Несмотря на то что верхняя палата российского парламента называется Советом, здесь также создаётся внутренняя организационная структура. Руководители назначаются из числа депутатов лиц на следующие должности:

  • глава подразделения правового обеспечения (финансового, аналитического, информационного и так далее - количество назначенных лиц определяется количеством направлений);
  • аппарат управления;
  • хозяйственная служба и так далее.

все решения определяются вынесением соответствующего постановления, а также в обязательном порядке под роспись доводятся до назначенных лиц.

Общая характеристика Госдумы (ГД РФ)

Верхняя и нижняя палаты парламента тесно взаимосвязаны. Общее количество депутатов определяется не наличием регионов, а строго определённым числом - 450. Любое должностное лицо избирается сроком на 4 года.

Для того чтобы начать политическую деятельность в составе членов ГД РФ, необходимо достичь установленного возраста: 21 год. Только в этом случае гражданин имеет право участвовать в выборах и реализовывать своё право. На данный момент действует отдельный нормативно-правовой документ, который регулирует порядок выборов в нижнюю палату федерального законодательного органа. В соответствии с провозглашёнными нормами, действует смешанная система. Так, половина депутатов избирается по то есть от одного избирательного округа выдвигается один кандидат. Вторая половина, в свою очередь, по пропорциональной системе. Это значит, что на обозрение избирателю предоставляет список лидеров и кандидатов, в отношении которых он делает выбор.

Круг вопросов и компетенции ГД РФ

Как и любые верхние палаты парламента, ГД РФ обладает рядом собственных полномочий. Например, главенствующими среди них являются:

  1. Глава государства назначает председателя Правительства государства только с согласия нижней палаты законодательного органа. Это связано с тем, чтобы депутаты «из народа» контролировали деятельность главы и заместителя главы государства, не позволив узурпировать власть.
  2. Если возникают какие-либо сомнения в деятельности одного из министерств или всего Правительства в целом, то Госдума ставит вопрос о доверии к этим федеральным органам.
  3. Назначает и освобождает от должности глав ЦБ РФ и председателя Счётной палаты.
  4. Нижняя и верхняя палата парламента РФ способны осуществлять контроль за деятельностью Уполномоченного по правам человека, ребёнка и так далее. При необходимости ГД ставит вопрос о его снятии.
  5. Дума имеет право выдвинуть обвинение против президента, отрешив его на время от должности и исполнения возложенных обязанностей.

Так выглядит неполный перечень полномочий Госдумы

Порядок и формы заседания нижней палаты

ГД РФ уполномочена принимать различного рода законы: конституционные, федерального уровня. Деятельность данного органа регулируется Конституцией. Всё законодательство базируется на принципах:

  • политического многообразия;
  • свободных обсуждений;
  • многопартийности;
  • коллективного принятия решений и так далее.

Принятие решений осуществляется путём проведения заседаний, которые могут носить как открытый, так и закрытый характер. Порядок деятельности регулируется не только законом высшей юридической силы, но и внутренним регламентом Думы. Каждый депутат, который входит в состав органа, принадлежит определённой фракции. В этой сфере верхняя палата российского парламента обладает определёнными отличиями. Кроме того, в ГД РФ присутствуют депутатские группы. Любое из внутренних объединений обладает равными правами независимо от количества участников.

Из состава участников также избирается председатель и формируется соответствующий аппарат управления. Верхняя палата парламента РФ тесно связана с нижней. Так, совместно организуются Парламентская библиотека, Издательство, Парламентский центр и иные вспомогательные службы. Все решения принимаются голосованием, проводимым как в открытой, так и в закрытой форме.

Взаимодействие палат

Статья 101 Конституции РФ регулирует взаимодействие законодательных органов. Нижняя и верхняя палата российского парламента образуют специальные комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими.

Данные органы призваны выполнять техническую работу, а именно: подготавливать законопроекты, подлежащие рассмотрению; предварительно рассматривать нормативные документы; заниматься организацией а также рассматривать ряд иных вопросов, относимых к компетенции федерального законодательного органа.

Законодательный процесс

Процесс принятия законов состоит из нескольких последовательных стадий. На каждом определённым этапе осуществляется ряд действий, установленных нормативно-правовыми актами. Прежде всего, одному из депутатов или иному должностному лицу необходимо выдвинуть инициативу. Далее подготавливается и рассматривается законопроект, происходит принятие закона. Обязательная процедура: рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, а также его обязательное подписание и обнародование главой государства.

Для отдельных законопроектов существуют определённые условия рассмотрения. Так, в специальном порядке принимаются секретные документы в отношении сведений, составляющих Ранее законопроекты по экономическим вопросам рассматривались только в 4-х чтениях. Подобные процедуры необходимы для всестороннего и полного рассмотрения каждой нормы с целью определения эффективности её действия.

Процедура обнародования законов

Каждый нормативно-правовой акт проходит процедуру официального опубликования. Здесь есть несколько нюансов. Момент опубликования не стоит путать с моментом вступления в законную силу. Так, в тексте документа может быть определена конкретная дата, после которой нормы начинают своё действие. Если же такого условия не предусмотрено, то закон вступает в силу с момента его официального опубликования или же по истечении 10 дней. Президент обязан рассмотреть документ в течение 7 дней и вынести по нему соответствующее решение: либо опубликовать нормативный акт, либо отклонить. Во втором случае проект закона отправляется снова на рассмотрение в Госдуму.

Источниками обнародования документов являются государственные издания, например «Российская газета».

План:

Введение………………………………………………………………….2

Понятие и функции парламента. Парламент как высший орган законодательной и представительной власти:

понятие, отличительные черты. Парламентаризм как высшая форма

организации парламента. Типы (модели) парламентов…………………………………………………………………………….4

Структура и порядок формирования парламента. Особенности формирования

нижней и верхней палат. Институт роспуска парламента…………9

Внутреннее устройство палат парламента. Порядок работы парламента:

сессии и организационно-правовые формы его деятельности…………………….16

Общие парламентские процедуры. Законодательная процедура……..23

Правовой статус парламентария в зарубежных странах………………26

Задание…………………………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………..31

Список используемой литературы………………………………………34

Введение.

В соответствии с п.1 ст.1 Конституции Российской Федерации последняя есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Республика - это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту и президенту.

Республики подразделяются на парламентские и президентские, в зависимости от роли, которую эти высшие органы играют в государстве.

Считается, что Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, то есть сочетает в себе черты парламентской и президентской республики. Данный факт можно установить, лишь тщательно рассмотрев роли и функции этих двух высших государственных органов и характер их взаимоотношений, что и является основной целью данной работы.

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней. Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что он далеко не совершенен и не является Парламентом, работа палат которого оказывается наиболее продуктивной и полезной для государства.

Сегодня, несмотря на существование законодательной базы посвященной различным, связанным с деятельностью Российского Парламента аспектам, совершенно ясно, что этого регулирования недостаточно – так многие вопросы вообще не закреплены в законодательстве.

Актуальность данной работы выражена в том, что на сегодняшний день уже имеется определенный практический опыт применения норм Конституции и оценивать основы взаимоотношений Президента и парламента можно не только путем теоретических исследований норм Конституции, но и с учетом сложившейся политической ситуации.

Кроме этого, в последнее время складывается тенденция увеличения значения президентской власти по отношению к правительству. Фактически правительство не обладает той долей власти, которая заложена в конституционных основах страны, что также непосредственным образом влияет на характер парламентско-президентских отношений.

Понятие и функции парламента. Парламент как высший орган законодательной и представительной власти: понятие, отличительные черты. Парламентаризм как высшая форма организации парламента. Типы (модели) парламентов.

Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.

В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации».

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и су­дебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Законодательная власть - это исключительное право и способ­ность устанав­ливать наиболее общие правила поведения, издавать нор­мативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу.

Обыч­но законы издаются по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни, хотя в англосаксонских странах наряду с зако­нами такого рода есть и частные законы, имеющие индивидуальное действие. Законы имеют непререкаемую силу. Акты главы государства, правительства, других государственных органов и должностных лиц, суда, деятель­ность различного рода объединений, граждан и не граждан должна со­ответствовать конституции и законам. Закон может быть отменен толь­ко другим законом, органы конституционного кон­троля могут лишь признать закон неконституционным.

Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосу­дарственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера - также местными законода­тельными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное, государствен­ное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обоб­щенное название "парламент ", которое используется теперь в некото­рых конституциях.

Во всех современных конституциях парламент определяется как носитель верхов­ной законодательной власти.

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского «lex» - закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.

Однако история современного парламента как представительного общенационального органа, отличного от представительных сословных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института следует отказаться вообще либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру.

Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как представитель интересов тех из них, которые обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

В связи с изложенным, деятельность российского парламента сегодня зачастую осуществляется сложным, во многом противоречивым путем.

Таким образом, на сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе разделения властей занимает чрезвычайно важное место. Как считает Н.В.Онишко , без преувеличения можно сказать, что вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин. Тенденция к демократизации общественной жизни и государственного устройства весьма отчетливо проявляется в развитии институтов представительной демократии, парламентаризма.

Как институт государственной власти парламент породил две производных: парламентаризм и парламентское право , тщательно изучаемые доктриной права. Под парламентским правом понимают совокупность правовых норм, регламентирующих статус, порядок формирования, внутреннюю организацию и деятельность парламента. Парламентаризмом обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место.

Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность.

Эти принципы нашли свое отражение и в Конституции РФ. Так, в ст.94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Этой же статьей Конституции Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Принцип проявления разделения властей проявляется в признании Федерального Собрания представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст.94 Конституции РФ).

Согласно ст.95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения России в целом.

По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции парламенты делят на три группы: с абсо­лютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относитель­но ограниченной законодательной компетенцией.

К первой группе относятся парламенты, юридически облада­ющие правом принимать законы по любым вопросам (Великобри­тания, Италия, Ирландия, Греция, Япония). Ни в основных зако­нах, ни в других актах не дается перечня вопросов, которые дол­жны рассматриваться парламентами и решаться в принимаемых ими законах. Перечисление в конституции Швеции вопросов, ко­торые решаются только путем принятия законов Риксдагом, не является ограничением его законодательной компетенции: Консти­туция определяет его исключительные права, но одновременно устанавливает, что Риксдаг может принимать законы и по вопро­сам, отнесенным к компетенции Правительства.

Во вторую группу входят парламенты преимущественно фе­деративных государств, чьи конституции четко разграничивают права федерации и ее субъектов. Так, при определении компетен­ции Конгресса США Конституция закрепила за ним не законода­тельную власть вообще, а только предоставленную ею. Более того, в разд. 9 ст. 1 установлен тот круг вопросов, по которым Конгресс не может принимать законов.

На современном этапе эта вторая группа пополнилась парла­ментами некоторых унитарных государств. К их числу относится Франция. Конституция Франции жестко ограничила перечень воп­росов, по которым может законодательствовать парламент (ст. 34). Причем даже в этих ограниченных областях по одним вопросам он может принимать законы, а по другим - лишь устанавливать общие принципы (например, в социально-экономической сфере).

Третью группу составляют парламенты, рамки ограниченной законодательной" компетенции которых довольно подвижны. Это парламенты некоторых федераций, где имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. В тех унитарных государствах, в которых созданы автономные образования, объем законодательных прав парламен­та, как правило, не определен. Однако в законе установлен пере­чень вопросов, входящих в компетенцию этих автономных образований. По ним не может законода­тельствовать парламент государства. Следует отметить, что даже в тех странах, парламенты ко­торых имеют абсолютно неограниченную законодательную компе­тенцию, эта компетенция на практике стала уже. Ограничение законодательных прав парламентов проходит, прежде всего по таким главным направлениям, как утрата законодательной ини­циативы, которая теперь в значительной мере сосредоточилась в руках правительства, и делегирование права издания актов, име­ющих силу закона, исполнительной власти. Но при этом парла­мент все, же стремится сохранить за собой контроль за делегиро­ванным законодательством. В большинстве стран, где оно допус­кается, правительство обязано в последующем (иногда по требованию парламента, а иногда в обязательном порядке) пред­ставлять акты делегированного законодательства на утверждение парламента.

Структура и порядок формирования парламента. Особенности формирования нижней и верхней палат. Институт роспуска парламента.

В Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Аналогичная структура парламента получила значитель­ное распространение в мире благодаря, двум преимуществам: воз­можности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей на­ции также особое представительство коллективных интересов населения круп­ных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации), либо инте­ресов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сде­лать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной па­латы.

Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и ниж­ней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государ­ственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется сравнительной слабостью верхней палаты. Это выража­ется в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Со­вета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия.

Более того, Конституция предусматривает совершено различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода, как своеобразно выразились Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин, тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Порядок формирования палат Федерального Собрания:

  • Ø Порядок формирования Совета Федерации

Совет Федерации основывается на равном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 83 субъектов, Совет Федерации должен состоять из 166 членов. Именно это общее число служит основой для определения долей, необходимых для принятия Советом Федерации решений или реализации групповых инициатив его членов.

Данное положение Конституции само по себе допускает различные способы формирования "верхней" палаты. В настоящее время Совет Федерации формируется на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федераль­ного Собрания РФ"

В Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Под исполнительным органом понимается исполнительный орган общей компетенции - президент, губернатор, глава исполнительной власти, или правительство субъекта Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения об его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Ни Конституция, ни ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федераль­ного Собрания РФ" не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако так как основная часть решений палаты принимается большинством голосов ее членов можно полагать, что она правомочна, если избрано (назначено) большинство ее членов.

Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ.

  • Ø Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы.

Конституция РФ устанавливает численный состав Государственной Думы – 450 депутатов.

Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не следует считать слишком длительным. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе политические симпатии и антипатии избирателей.

В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и применяемой избирательной системы. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей конкретизацией в ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов. Институт роспуска парламента - элемент системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. При форме правления, предусматривающей ответственность правительства перед парламентом, институт роспуска парламента выступает как сдержка и противовес неприемлемому для правительства (или главы государства) курсу парламента, как одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса, наконец, как следствие недееспособности парламента данного состава. Подобно тому, как парламент вправе отправить правительство в отставку, заменив его новым, глава государства отправляет в отставку данный состав парламента и назначает новые выборы. Для института роспуска парламента при демократическом режиме характерна именно эта двуединая юридическая связка - прекращение деятельности данного состава парламента и назначение новых выборов. Выражение “досрочный роспуск” некорректно, поскольку роспуск, по определению, происходит до окончания срока, на который избран парламент, но за его роспуском следуют досрочные выборы.

Традиционный для европейских конституций роспуск парламента в Российской Федерации впервые введен Конституцией 1993 г. Отсутствие этого института способствовало затянувшемуся противостоянию законодательной и исполнительной властей и привело к острейшему политическому кризису в сентябре - октябре 1993 г.

Применительно к двухпалатным парламентам, каким является Федеральное Собрание РФ, термин “роспуск парламента” неточен в том плане, что распускается лишь одна палата парламента, та, которая участвует в формировании Правительства и может вынести ему вотум недоверия - Государственная Дума (Конституция РФ, статья 109).

К роспуску парламента, как к событию в целом нежелательному, Конституция РФ подходит строго ограничительно. В отличие от многих европейских конституций, не устанавливающих определенных, конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ ограничивает возможность роспуска парламента двумя ситуациями: конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (статья 111) и конфликтная кризисная ситуации в отношениях Государственная Дума - Правительство РФ. Во втором случае Президент РФ поставлен перед вопросом “кто прав?” и в соответствии с ответом на этот вопрос или отправляет в отставку Правительство, или распускает Государственную Думу. Вновь избранная Государственная Дума должна начать свою работу не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Исходя из того же подхода, Конституция устанавливает ряд правил, ограничивающих возможность роспуска Государственной Думы. По основаниям, предусмотренным статьей 117 (“Конфликт между Государственной Думой и Правительством”) она не может быть распущена в течение первого года ее деятельности. Президенту РФ не дано права распускать Государственную Думу в ситуациях, когда это связано с его личными политическими интересами. Таких ситуаций две: в случае возбуждения Государственной Думой процедуры отрешения Президента РФ от должности (Конституция, статья 93) и в последние шесть месяцев до окончания срока президентских полномочий. Нельзя распустить Государственную Думу, если на всей территории России введено военное или чрезвычайное положение: в такой особой, экстремальной ситуации государство не может оставаться без действующего парламента.

Внутреннее устройство палат парламента. Порядок работы парламента: сессии и организационно-правовые формы его деятельности.

Внутреннее устройство СФ ФС России

В Конституции РФ не указывается численный состав Совета Федерации. Од­нако, исходя из того, что палата формируется путем представительства по од­ному члену от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта РФ - на основании ч. 1 ст. 65 Кон­ституции РФ - можно сделать вывод, что Совет Федерации должен состоять из 166 членов.

В Конституции РФ структура Совета Федерации закреплена в ст. 101. В этой статье говорится о том, что "Совет Федерации избирает из своего состава Пред­седателя Совета Федерации и его заместителей"; "Председатель Совета Феде­рации и его заместители… ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты"; Совет Федерации образует комитеты и комиссии.

Более детально вопрос о структуре раскрыт в Регламенте Совета Федерации.

Возглавляет Совет Федерации Председатель, который избирается из числа чле­нов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федера­ции не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

В Совете Федерации создается Совет палаты, который образуется для обес­печения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционирова­нием. Совет палаты является постоянно действующим коллегиальным органом.

В соответствии с Конституцией РФ в Совете Федерации образуются коми­теты и комиссии.

Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Численный состав комитетов определя­ется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 8 членов. Член Со­вета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Совет Федерации может ликвидировать отдельные комитеты или образовать новые.

Регламентом также предусмотрена постоянная комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.

Внутреннее устройство ГД ФС России.

В отличие от Совета Федерации Конституция РФ закрепляет численный состав Государственной Думы – 450 депутатов.

Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, так же, как и структуры Совета Федерации закрепляется в ст. 101 Конституции РФ.

Подробно же, она изложена в Регламенте Государственной Думы.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции, по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.

Государственную Думу возглавляет Председатель. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы.

Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов общего числа депутатов.

Важным руководящим органом Государственной Думы является Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. На заседаниях Совета вправе присутствовать и депутаты Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии. Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом ГД учреждает необходимые комитеты и комиссии.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий конкретного созыва Государственной Думы. Председатели комитетов избираются палатой. Должности председателей комитетов распределяются обычно по пакетному принципу, т.е. по договоренности между всеми депутатскими объединениями.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания представляют собой обусловленные содержанием парламентской практики и закрепленные в действующем законодательстве юридические формы, в которых Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют свои конституционные полномочия. К числу таких форм относятся: пленарные заседания палаты, заседания парламентских комитетов и комиссий, парламентские слушания, парламентские расследования, «правительственный час», «час заявлений» и др. По инициативе комитетов, комиссий, депутатских объединений в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, а также в парламентском центре могут проводиться совещания, «круглые столы», семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью палаты. Аналогичные мероприятия проводятся и в Совете Федерации. Порядок проведения заседаний палат, их комитетов и комиссий, проведения парламентских слушаний и т.д. определяется регламентами палат.

От организационно-правовой формы деятельности палаты следует отличать парламентскую сессию - установленный законодательством период работы палаты Федерального Собрания. Парламентская сессия представляет совокупность раздельных заседаний палаты, а также иных проводимых палатой и ее органами мероприятий по осуществлению конституционных полномочий. В соответствии со ст. 40 Регламента на свое первое сессионное заседание Государственная Дума (как и Совет Федерации) собирается на 30-й день после избрания. В течение года Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. В период сессии Государственной Думы проводятся пленарные заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания. В сессионный период депутаты работают в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях, осуществляют встречи с избирателями (для этой цели предназначена последняя неделя месяца в течение каждой сессии). В предусмотренных Регламентом случаях в период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. До избрания Председателя палаты на ее заседаниях поочередно председательствуют представители всех избирательных объединений.

Понятие «сессия» употребляется только в Регламенте Государственной Думы. Регламент Совета Федерации употребляет понятие «заседание палаты» - организационно-правовая форма рассмотрения верхней палатой Федерального Собрания вопросов, отнесенных Конституцией к ее ведению. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что палата проводит заседания в периоде с 15 сентября текущего по 15 июля следующего года не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Регламент палаты предусматривает составление графика проведения таких заседаний на первую и вторую половину года. Как правило, на каждое заседание отводится по 3 дня. Регламент палаты устанавливает, что первый день заседания палаты по решению Совета Федерации может быть определен как день работы в комитетах, комиссиях. Как и Государственная Дума, Совет Федерации в сессионный период проводит пленарные заседания палаты (очередные и внеочередные), реализует свои полномочия посредством работы комитетов и комиссий, с использованием иных организационно-правовых форм парламентской деятельности. Деятельность палат в сессионные периоды определяется их регламентами, устанавливающими общий и специальный порядок работы палаты. Так же как и нижняя палата, Совет Федерации может созывать внеочередные заседания. Первое заседание открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту член Совета Федерации до избрания Председателя палаты.

Пленарное заседание палаты . Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения. Заседания палат, согласно их регламентам, проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам, членам другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате.

Парламентский контроль. Представляет собой конституционную возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламентов осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценки о работе тех или иных исполнительных органов государственной власти. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов парламентского контроля за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде парламентский контроль касается прежде всего деятельности Центрального банка.

Парламентское расследование . Это высшая форма (средство) парламентского контроля за исполнительной и судебной властями, за исполнением органами власти норм Конституции. В конституционно-правовом значении парламентское расследование представляет собой право парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость.

Парламентские слушания. Представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции закона, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Порядок проведения парламентских слушаний определяется Регламентом палаты.

Общие парламентские процедуры. Законодательная процедура .

Юридическая процедура имеет свои характерные черты:

ü Во-первых, это особая процедура, которая чётко изложена и закреплена в законах и подзаконных нормативных актах.

ü Во-вторых, она представляет собой нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности.

ü В-третьих, главной целью правовой процедуры является реализация основной, то есть материальной юридической нормы, основанного на ней материального правоотношения.

Парламентская процедура является разновидностью юридической процедуры так, как характерные черты юридической процедуры присущи и парламентской процедуре. Только реализуется такая процедура в рамках деятельности законодательного органа (парламента), исходя из прав, которыми этот законодательный орган наделен.

Например, Государственная Дума Российской Федерации имеет право: давать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решать вопрос о доверии правительству; объявлять амнистию; выдвигать обвинение против Президента Российской Федерации; назначать на должность и освобождать от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека. А так же принимать федеральные законы, по вопросам: федерального бюджета; налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. Все эти права зафиксированы Конституцией Российской Федерации (ст.103,106.).

Выражаются эти права посредством парламентских процедур, а правила, которыми руководствуется Государственная Дума Российской Федерации по порядку проведения парламентских процедур, зафиксированы в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Институт парламентских процедур регулирует отношения, возникающие в процессе обеспечения организации и деятельности парламента с целью осуществления им своих конституционных функций и полномочий. Речь идёт о процессуальных нормах парламентского права, т.к. они регламентируют порядок, формы и методы организации и деятельности парламента. Процедуры необходимые для применения права, опосредуют его. Их важность заключается в том, что они придают правовой характер деятельности парламента и, следовательно, законам, принимаемым им.

Законодательная процедура начинается с порядка внесения законопроектов в Государственную Думу, где статья 103 Регламента ГД ФС России подтверждает субъектов права законодательной инициативы. Причем, регламент даёт детальное разъяснение субъектам законодательной инициативы, каким образом осуществить эти права.

Вместе с Парламентом Президент так же обладает законодательными полномочиями. Конституция Российской Федерации, возлагает на Президента обязанность, подписывать и обнародовать федеральные законы, так же Президент имеет право отклонить закон, что повлечет его повторное рассмотрение. Причем, Регламентом Государственной Думы предусмотрена процедура повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации.

Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный федеральный закон.

Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы решения Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой.

По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать Государственной Думе один из следующих вариантов решения:

а) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации;

б) согласиться с мотивами решения Президента Российской Федерации и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

в) принять федеральный закон с учетом предложений Президента Российской Федерации;

г) создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту Российской Федерации и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;

д) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Из этой процедуры следует, что Президент Российской Федерации активный участник законодательной процедуры. Хотя за парламентом и остается последнее слово, от решения Президента Российской Федерации во многом зависит, в каком виде будет существовать закон и будет ли он вообще существовать.

По числу и разнообразию участников парламентские процедуры составляют более крупные блоки. К таким блокам относятся:

ü внутрипарламентские отношения (законодательные, контрольные, организационные);

ü межинституциональные отношения (Президент – Парламент – Правительство – судебная власть);

ü федеративно-институциональные отношения (Федеральное Собрание – парламентские институты субъектов Федерации, местное самоуправление);

ü процедуры в сфере отношений публично-правовой ответственности (Парламент – избирательный корпус, электорат).

Подводя итог вышеуказанному - Парламентские процедуры – это совокупность последовательно совершаемых юридически установленных действий, с помощью которых субъекты парламентских процедур могут осуществлять свои права и обязанности которые относятся к законодательной деятельности.

Правовой статус парламентария в зарубежных странах.

Парламентарии – это лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента. Называются они в разных странах различно, причем наименования эти не всегда кажутся логичными. Например, в Великобритании членами Парламента (MP"s – Members of Parliament) называются только члены нижней палаты – Палаты общин. Точно так же в США конгрессмены – это не вообще члены Конгресса, а только члены Палаты представителей. Депутатами также именуются обычно только члены нижних палат. Члены верхних палат в большинстве стран – сенаторы, в Великобритании – лорды. Пожалуй, только в Югославии да в Хорватии члены обеих палат соответственно Союзной скупщины и Собора называются депутатами (в СРЮ – союзными). Правда, в данном случае русский термин «депутат» – это перевод сербского термина «посланник» и хорватского термина «заступник»(«zastupnik»). Этимологию и семантику проследить здесь нетрудно. Впрочем, в Намибии, не мудрствуя лукаво, назвали лиц, состоящих в парламенте, просто членами соответствующей палаты – Национального собрания и Национального совета.

Члены парламентов обладают специальной право- и дееспособностью. У избираемых членов парламентов срок полномочий обычно начинает течь с момента избрания, реже – с законодательно или даже конституционно установленной даты (например, согласно разд. 1 поправки XX к Конституции США – с полудня 3 января года, следующего за годом избрания). Правда, в конституциях нередко предусматривается необходимость проверки полномочий выборного члена парламента той палатой, в состав которой он входит. Так, согласно разд. 5 ст. I Конституции США «каждая Палата будет судьей в отношении выборов, законности избрания и соответствия требованиям своих собственных членов...», а согласно ст. 66 Конституции Италии «каждая Палата проверяет полномочия своих членов и случаи возникшей неизбираемости или несовместимости». Впрочем, в Испании ч. 2 ст. 70 Конституции установила, что «действительность документов и удостоверений членов обеих Палат будет подлежать судебному контролю в сроки, установленные избирательным законом»; этот контроль осуществляется коллегией по административным спорам Высшего трибунала правосудия. Вообще Регламент Конгресса депутатов довольно подробно урегулировал порядок обретения полного статуса депутата. Для этого требуется представить в генеральный секретариат удостоверение, выданное органом избирательной администрации, заполнить декларацию для проверки на несовместимость, указав в ней профессию и занимаемые публичные должности, и на первом же пленарном заседании, в котором депутат примет участие, принести присягу соблюдать Конституцию. Если он этого не сделает в течение трех пленарных заседаний, его права и гарантии приостанавливаются до выполнения указанных требований.

Известно, что в Конгрессе США многие конгрессмены и сенаторы переизбираются многократно, выполняют свою функцию десятками лет и, более того, пользуются привилегиями при занятии должностей в Конгрессе пропорционально стажу пребывания в нем. На Филиппинах же, воспринявших в основном конституционную систему США, такая практика восторга не вызывает, и филиппинская Конституция, напротив, запретила избираться в Палату представителей более трех раз подряд, а в Сенат – более двух раз подряд

Задача парламентария – участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других его функций.

Задание: Сравните объем полномочий верхних палат парламентов по следующей схеме:

Возможность внесения законопроекта в палату

На представление законопроекта имеет право, прежде всего, правительство, члены обеих палат, выступая как в личном качестве, так и совместно с другими парламентариями.

ст. 72 премьер - министр в качестве представителя Кабинета.

ст.76 вносит Федеральное правительство с дальнейшим обсуждением в Бундестаге.

В России – ст.104 только в ГД ФС РФ, а в Индии ст.107 - в ту или иную палату парламента.

Порядок преодоления вето президента верхней палатой

ст. 74. «Президент Республики может до промульгации закона в мотивированном послании палатам потребовать его нового обсуждения.

Если палаты вновь утвердят закон, то он должен быть промульгирован». (обнародован и опубликован)

Согласно ст. 4 «Император не наделен правом вето и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением гос. власти».

ст.55 и ст.59 Право вето отсутствует.

В России –

ст. 107 повторное рассмотрение федерального закона обеими палатами парламента и одобрение его большинством 2/3 от общего числа голосов; в Индии – ст.111 –повторное рассмотрение законопроекта и принятие его парламентом.

Возможность вынесения вотума недоверия правительству

Ст. 69 Палата представителей может отправить Кабинет в отставку в полном составе, если не будет сама распущена в течение 10 дней.

ст.67 выражение недоверия Федеральному канцлеру – решение выносит Бундестаг.

Россия и Индия – вотум недоверия может быть вынесен только нижней палатой парламента.

Контрольные полномочия в отношении главы государства

ст.83 Избрание президента и ст.90 предание президента суду за гос. измену или посягательство на Конституцию

ст.6 Представление премьер-министра на утверждение Императором; ст.8 контроль за имущественными отношениями у императорской фамилии и получение ею даров.

ст.61 Возможность выдвинуть обвинения умышленном им нарушении Основного закона или иного федерального закона.

Россия ст.93 отрешение

президента от должности после выдвижения обвинения ГД ФС РФ;

Индия – ст.79 президент включен в состав Парламента.

Участие в формировании иных органов государственной власти

ст. 94 «оказание доверия либо недоверия избранному правительству»; ст. 104 «избрание 1/3 Высшего Совета Магистратуры (ВСМ) и вице-председателя ВСМ»;

ст. 134 «Назначение 1/3 членов Конституционного суда на совместном заседании палат».

ст.67 Назначение премьер-министра.

Ст. 53а Образование Объединенного комитета регулирование процедуры его работы; формирование половины Федерального Конституционного суда.

Назначение на должность судей Конституцион-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, генпрокурора РФ и его первого зама.

Перечень 2: Совет Штатов Индии определяет юрисдикцию и полномочия всех судов, за исключением Верховного Суда.

Возможность роспуска при досрочном роспуске нижней палаты

ст. 88. «Президент Республики может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них».

ст.54 Не распускается, только прекращаются заседания.

Не оговаривается.

Индия ст. 83 Россия – по контексту «Верхняя палата не распускается».

Заключение.

Практически во всех государствах в ХХ веке появился ряд совершенно новых политических и социальных институтов, одним из которых стал, несмотря на то, что он известен уже не первое столетие, институт парламентаризма.

Открытием он стал и для России: сначала – Российской Империи, которая в начале ХХ века создала так недолго просуществовавшую Государственную думу. В то время Российская империя по форме правления оставалась еще монархией с незначительными элементами конституционализма.

Современный отечественный парламентаризм начал свое развитие относительно недавно – с конца 80-х – начала 90-х годов. В настоящее время в научных публикациях развиваются принципиальные положения теорий правового, конституционного государства, исследуются и конкретные проблемы деятельности парламента. На законодательном уровне в Конституции и других федеральных законах парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, представляет собой законодательную и представительную ветвь власти, наделенную определенными полномочиями и несущую ответственность за свою деятельность.

На сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе разделения властей занимает чрезвычайно важное место. В сущности, вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин.

В силу все большего распространения всеобщего избирательного права значение парламента как органа, представляющего все общество, также повышается.

Однако в последнее время в России наметилась явная тенденция, свидетельствующая о явном, в той или иной степени, ограничивающем положении парламента в демократических государствах по отношению к роли Президента и Правительства. Это и усиление позиций исполнительной власти, в руках которой сосредоточены огромные полномочия во всех сферах управленческой деятельности, и фактическая монополизация политического процесса политическими партиями. Принятие решений перемещается в руководство политических партий, велико значение партийной бюрократии. Парламентарии практически никогда не рискуют идти наперекор общественному мнению, в определенной степени теряя самостоятельность.

Кроме этого, очевидной в Российской Федерации является и проблема взаимодействия самого Президента и Правительства, которая также оказывает непосредственное влияние на характер взаимоотношений между парламентом и Президентом.

В качестве основополагающих моментов здесь следует выделить, например, излишне объемные полномочия Президента по формированию и отставке Правительства, которые на практике обычно вытекают в «наказание виноватого правительства», не справившегося с поставленными Президентом задачами. При этом совершенно невозможно установить ответственность здесь самого Президента, поскольку номинально главой исполнительной власти он не является. Глава исполнительной власти – это Председатель Правительства, который и несет ответственность за принимаемые Президентом решения.

Проведенное исследование конституционных норм и практики политической деятельности свидетельствуют о том, что итак не самая удачная модель полупрезидентской республики, сложившись в Российской Федерации с учетом собственной специфики страны, привела к тому, что полномочия Президента и Парламента в России до сих пор не сбалансированы, что накладывает отпечаток на всю публичную жизнь страны. Более того, складывается тенденция все большего усиления неограниченной президентской власти, что явно может привести к появлению безоппонентного политического режима.

В связи с этим взгляды многих правоведов и политологов обращены на изменение структуры соотношения властей в конституционных масштабах. И чаще всего здесь говорится о создании модели президентской республики, которая должна обеспечить баланс полномочий между высшими органами власти. Именно президентская республика, по мнению многих, должна решить проблему политической конкуренции и обеспечить реальную политическую ответственность всех ветвей государственной власти.

Список используемой литературы:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. в ред. от 21.07.2007г.

Основной закон ФРГ от 23.05.1949г. в ред. от 20.10.1997г.

Конституция Итальянской Республики от 27.12.1947г. с дополнениями и изменениями.

Конституция Японии от 03.05.1947г. с дополнениями и изменениями

Конституция Индии от 1950 года

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федераль­ного Собрания РФ" от 5 августа 2000г. в ред. от 21.07.2007г.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» от 18.05.2005г. в ред. от 24.07.2007г.

Регламент Совета Федерации (в ред. постановления палаты от 9 июня 1999 г. N 259-СФ - СЗ РФ, 1999, N 24, ст. 2921) (с изменениями и дополнениями)

Регламент Государственной Думы (утв. постановлением Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД. - СЗ РФ, 1998, N 7) (с изменениями и дополнениями).

«Конституционное право зарубежных стран»: Учебник / Под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова – М., 2001г.

«Институты конституционного права иностранных государств».- М.: «Городец-издат», 2002г.

Онишко Н.В. «Парламентаризм как конституционно-правовой институт»//Журнал Российского Права. 2003. № 4

Чиркин В. Е. «Конституционное право зарубежных стран». - М., 2002г.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право Российской Федерации»: Учебник. - М.: Юристъ, 1996г.

(далее Регламент СФ)

Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят: глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, мэр г.Москвы и Председатель Московской городской думы). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством - двумя третями голосов депутатов.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в Комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов.

Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым закон должен пройти не менее двух чтений.

Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.


Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых право, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное молчание палаты считается согласием, и законопроект направляется на подпись Президенту.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

6.3. Правительство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, Однако, это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти, поскольку решения Правительства РФ могут быть отменены Президентом России, так как именно он формирует Правительство РФ. Тем не менее, основным органом исполнительной власти все же является Правительство России, поскольку это орган общей компетенции, осуществляющий непосредственное оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Правительство РФ - это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Освобождение oт должности Председателя Правительства РФ влечет одновременно отставку всего Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства РФ, также либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента РФ.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 1.3 закона «О Правительстве».

Согласно им Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы,

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия; конкретные полномочия Правительства РФ в различных сферах перечислены в ст. ст. 14-22 Закона «О Правительстве».

Избрание 12 декабря 1993 г. Федерального Собрания РФ открыло новую страницу в развитии парламентаризма в России. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Наличие двухпалатной структуры Федерального Собрания отражает федеративный характер государственного устройства России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для наделения полномочиями представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий из числа трех кандидатур, предложенных им при выдвижении на должность руководителя высшего исполнительного органа.

Члены Совета Федерации, таким образом, представляют интересы своей территории и ее населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы нс может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может также находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отличается от правового статуса гражданина наличием неприкосновенности, которой они обладают в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания па месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственной Думой, а члена Совета Федерации, соответственно, Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Палаты Федерального Собрания различает ряд признаков: особенности представительской природы палат, рассмотренные выше; различный порядок их формирования и неодинаковая компетенция палат.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. На тридцатый день после избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, которое открывает старейший по возрасту депутат. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Палаты Парламента заседают раздельно, при этом заседания являются открытыми. Каждая из палат принимает регламент - нормативный акт внутреннего пользования, определяющий порядок деятельности палаты, парламентские процедуры, осуществление законодательного процесса, вопросы депутатской этики и другие внутренние вопросы деятельности палаты и ее комиссий и комитетов. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они могут проводить закрытые заседания. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат Парламента имеет свою внутреннюю структуру. Совет Федерации из своего состава избирает Председателя и его заместителей, а Государственная Дума, соответственно, из числа депутатов избирает Председателя и его заместителей. Председатели палат и их заместители ведут заседания палат и ведают внутренним распорядком палаты. Из своего состава палаты образуют комиссии и комитеты, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитеты и комиссии палат не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат, являющиеся одной из форм организации работы депутатов и способствующие более полному осуществлению прав и обязанностей депутатов. В них проходит подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, рассматриваются иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

В составе Председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп действует Совет Государственной /[умы. Он осуществляет предварительную подготовку организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, которые образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации.

Компетенция Федерального Собрания РФ характеризует положение этого законодательного органа в системе органов государственной власти России. Основу ее составляют полномочия в сфере законодательной деятельности и парламентского контроля. Палаты Федерального Собрания РФ обладают различной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

По указанным вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума по указанным вопросам принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Законотворческая деятельность Парламента сосредоточена в Государственной Думе. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Процесс законотворчества по-иному называется законодательным процессом и состоит из ряда последовательных стадий, каждая из которых представляет собой определенный этап деятельности над законопроектом. Таким образом, законодательный процесс - это конституционно определенный порядок внесения законопроекта, его обсуждения, принятия и опубликования.

Внесение законопроекта (законодательная инициатива) осуществляется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ только субъектами, наделенными правом законодательной инициативы, которое принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств, а также предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. На этом первая стадия законодательного процесса заканчивается.

На второй стадии законодательного процесса осуществляется обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы. Оно происходит в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад по обсуждаемому законопроекту, проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

Принятие закона происходит путем тайного или открытого голосования депутатов Государственной Думы. При этом федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При этом обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Федеральные конституционные законы одобряются не менее чем 3/4 голосов от общего числа Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, не одобрившим представленный закон, Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. Закон считается принятым, если за него проголосовало нс менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Окончательно принятым закон считается после полписания его Президентом РФ, который в течение 14 дней с момента поступления закона вправе отклонить его, т.е. применить "право вето"; в этом случае палаты Парламента вправе преодолеть "вето" при повторном голосовании квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в официальных изданиях, которыми являются "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета" и "Парламентская газета". Официальным опубликованием считается также первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, как уже указывалось выше, в случаях острых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В то же время Конституция РФ устанавливает гарантии стабильной деятельности Государственной Думы, которая не может быть распущена в течение года после ее избрания (за исключением ситуации с трехкратным отклонением представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ); с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Похожие публикации