Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. Субъекты псо

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей:

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут быть следующие физические лица:

Граждане Российской Федерации;

Лица без гражданства;

Беженцы и вынужденные переселенцы;

Иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть

Субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений); - семья (при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца).

Физическое лицо как субъект правоотношений по социальному обеспечению характеризуется наличием правосубъектности, выражающейся в обладании двумя структурными элементами правоспособностью (то есть способностью иметь определенные права и нести определенные обязанности при наступлении соответствующих юридических фактов) и дееспособностью (то есть способностью по социальному законодательству своими действиями (без представителей) реализовывать предоставленные права и обязанности.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью. В частности, инвалид с детства до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по представлению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если гражданин признан недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению участвует представитель.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, в правоотношениях по бесплатному или льготному протезированию).

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии, помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.) Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.

В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека: одни элементы (новые возможности правообладания) возникают, другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности за конкретным гражданином закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус гражданина в социальном обеспечении). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости гражданин должен достигнуть требуемого возраста. При этом наступление постоянной и переменной частей отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая - по достижении необходимого возраста.

Дееспособность граждан в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп граждан она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объектов содержания дееспособности может быть разным. Обща* дееспособность складывается из следующих юридических

возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать следующие государственные и иные органы:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ; органы исполнительной власти;

Органы министерств и ведомств;

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, которые назначают и выплачивают пенсии;

Органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пособия, льготы и компенсационные выплаты, предоставляют услуги и т.п.;

Специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.);

Органы службы занятости (выплата пособий по безработице и т.д.); органы здравоохранения (предоставление бесплатной

Медицинской помощи и лечения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.);

Органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства);

Профессиональные союзы;

Предприятия, учреждения, организации.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно действующему законодательству, т.е. субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.

Существует мнение, что субъект права -- это потенциальный участник правоотношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им право-субъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им.

Субъект же правоотношений -- это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия норм, реализации правосубъектности. Субъекты правоотношений -- это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий).

Приведенные аргументы позволяют констатировать, что понятие «субъект социально-обеспечительного правоотношения» уже понятия «субъект права социального обеспечения», ибо, для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения -- это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

  • 1) лица - получатели благ по социальному обеспечению;
  • 2) лица - предоставители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц - граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений). Например, субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять своими действиями указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.

Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико - экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на, что направлена деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект -- парные категории. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношений.

Субъективное право на, какой-то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного. Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого - либо блага.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

Объектом социально-обеспечительного правоотношения является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений -- разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект. Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:

  • 1) материальные блага (деньги, предметы, услуги);
  • 2) нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
  • 3) поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права;
  • 4) официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является:

  • 1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения;
  • 2) назначение конкретного вида обеспечения;
  • 3) заключение договора;
  • 4) установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношении будет социальное благо -- денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и др., а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.

Объекты социально-обеспечительных правоотношении служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношении, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия - это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца. Пособие - это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки. Услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде. В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении. Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика правоотношений и субъектов права в сфере социального обеспечения 5

1.1 Основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения 5

1.2 Круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами 8

Глава 2. Субъекты права социального обеспечения в Российской Федерации 14

2.1 Правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения 14

2.2 Понятие, виды и содержание субъекта права социального обеспечения 43

Заключение 48

Список использованной литературы 51

Введение

Актуальность исследования субъектов права социального обеспечения обусловлена тем, что правоотношение по социальному обеспечению - это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, Р.И. Ивановой и др.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Целью настоящей работы является анализ субъектов права социального обеспечения в РФ.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

Показать основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения;

Рассмотреть круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами;

Проанализировать правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения;

Охарактеризовать понятие, виды и содержание субъекта права социального обеспечения;

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения в области субъектов права социального обеспечения в РФ.

Предметом являются правовые нормы, регулирующие субъектов права социального обеспечения в РФ.

В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ законодательных и нормативных документов, литературных источников, метод сопоставления, экспертный и сравнительный методы.

При написании исследования были использован труды таких авторов, как Алексеев С.С., Андреев В.С., Батыгин К.С., Байтин М.И., Бараненков В.В., Белов В.А., Бражников Ю.В., Братусь С.Н., Бугров Л.Ю., и др.

Нормативную базу данного исследования составляют Гражданский кодекс РФ, федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты, судебная практика.

Структура работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Рассмотрены основные виды и классификация правоотношений в сфере социального обеспечения. Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.

2. Проанализирован круг субъектов права на социальное обеспечение в соответствии с международными актами. Таким образом, подобные формы существуют в современной практике международного гуманитарного сотрудничества в качестве субсидиарных по отношению к внутригосударственным системам социального обеспечения. Более того, в условиях глобализации они обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития и совершенствования, а это ставит перед юридической наукой задачу осмысления их правовой сущности и оценки перспективы их применения. Решение этой задачи возможно только посредством межотраслевых исследований с использованием научного инструментария международного, конституционного, административного, финансового права и права социального обеспечения. Сегодня постановка этой научной проблемы может показаться неожиданной, но ведь еще несколько десятилетий назад мы вряд ли могли предположить, что в научный оборот будут введены такие термины, как "наднациональное правосудие", "наднациональный конституционализм" и т.п. Возможно, что через некоторое время и существование нетипичных наднациональных форм социального обеспечения не будет вызывать сомнений.

3. Проанализирована правосубъектность участников правоотношений в области социального обеспечения: основания и момент возникновения. Компетенция субъектов административно-процессуальных правоотношений выступает также в качестве важного критерия их процессуального статуса: значительное количество административных процедур по-разному определяет компетенцию их участников. Конечно, когда говорят о компетенции, имеют в виду полномочия субъектов властных полномочий, суда, других участников процессуальных правоотношений. Компетенция определяет пределы допустимости властно-управленческой или процессуальной деятельности органов публичной власти, отдельных должностных и служебных лиц. Научная дискуссия, посвященная вопросу об административной процессуальной правосубъектности, прежде всего связана с теоретическим определением ее категориальных составляющих. При этом, рассматривая этот теоретический концепт, особое внимание необходимо уделить правовым возможностям реализации субъектами административного права своих субъективных прав и интересов в различных сферах административно-процессуальной деятельности.

4. Дана характеристика понятия, видов и содержания субъекта права социального обеспечения. Именно в сфере социального обеспечения очевидны все преимущества такой возможности. Причины этому следующие: сочетание публичных и частных правовых начал в праве социального обеспечения; особенности субъектов - получателей различных видов социального обеспечения; широкий круг лиц, на которых, как правило, распространяется действие оспариваемых норм; особая социальная значимость законодательства и правоотношений по социальному обеспечению. Безусловно, введение в законодательство других субъектов РФ норм, аналогичных по содержанию нормам Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", расширяющим круг субъектов обращения в Конституционный Суд Республики и допускающим возможность абстрактного нормоконтроля по заявлению любого физического или юридического лица, способствовало бы более эффективному осуществлению конституционного судебного контроля законодательства в субъекте РФ и, следовательно, более полной реализации и защите прав граждан на социальное обеспечение.

Список литературы

I. Нормативные правовые акты

2. Конвенция МОТ N 18 "О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях" (1925 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т 1. С. 109 - 111. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 189.

3. Конвенция МОТ N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" (1936 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 423 - 429 (пересмотрена Конвенцией 2006 г. о морском судоходстве, не ратифицирована). См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 194.

4. Конвенция МОТ N 70 "О социальном обеспечении моряков" (1946 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 693 - 700. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д.В. Указ. соч. С. 197.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.04.2014) //В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532, "Парламентская газета", N 220-221, 20.11.2002, "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

8. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 07.08.1995. N 32. Ст. 3198.

9. Федеральный закон от 09.02.2009 N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"// "Российская газета", N 22, 11.02.2009, "Парламентская газета", N 8, 13-19.02.2009, "Собрание законодательства РФ", 16.02.2009, N 7, ст. 781

10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 21.09.1998. N 3. Ст. 146.

11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 128.

12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 17.12.2001. N 51. Ст. 4831;

13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СЗ РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1929;

14. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

15. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

16. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4872;

17. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.04.2014) "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 24.11.1997. N 47. Ст. 5340 (ст. 47).

18. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880;

19. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802;

20. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // СЗ РФ. 21.09.1998. N 38. Ст. 4736.

21. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

22. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3699.

23. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.

24. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.

II. Акты судебных органов

25. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник ВАС РФ", N 8, август, 2006.

26. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.02.2014, "Собрание законодательства РФ", 17.02.2014, N 7, ст. 736, "Российская газета", N 38, 19.02.2014, "Солидарность", N 7, 19 - 26.02.2014

27. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2014.

28. Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2013 N АПЛ13-426 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.07.2013 N АКПИ13-673, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующей Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утв. Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2014 (извлечение)

III. Учебники, монографии, брошюры

29. Алексеев С.С. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданско-правового регулирования. Виды гражданских правоотношений и метод гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 16; Яковлев В.Ф. Указ. соч. С. 138.

30. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2008. С. 384.

31. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 69.

32. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 277.

33. Андреев В.С. Некоторые вопросы теории социального страхования. 1964; Батыгин К.С. Правовые проблемы социального страхования в СССР: Дис. ... докт. юрид. наук. 1975; Социальное страхование в СССР: Дис. ... канд. экон. наук. 1963.

34. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2001. 86 с.

35. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М.: ООО "ИД "Право и государство", 2005. 544 с.

36. Бараненков В.В. Соотношение понятий "правовое положение", "правовой статус" и "правосубъектность" юридического лица // Юридический мир. 2006. N 2. С. 21 - 22.

37. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть: Учебник. М.: Юрайт, 2011. Т. II: Лица, блага, факты. С. 55.

38. Бражников Ю.В. Правовые аспекты международной гуманитарной деятельности России // Юрист-международник. 2004. N 4.

39. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 36.

40. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: Изд-во Перм. ун-та; Информационно-правовое агентство ИНПЭА, 1992. 236 с.

41. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект: Монография. М.: ООО "Издательство Проспект", 2002;

42. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. N 4812-VIII.

43. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 86.

44. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Пг.: "Муравей", 1917.

45. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. Изд. 4-е. Л.-М.: "Книга", 1925.

46. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. 4-е изд-е. Л., М.: "Книга", 1925.

47. Вигродчик Н.А. Социальное страхование. Пг.: "Муравей", 1917. С. 11 - 12.

48. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 18.

49. Вишняк М.В. Личность в праве. Петроград, 1917. С. 28.

50. Галаганов В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009;

51. Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. Т. 1: Общая часть. С. 148.

52. Григоренко С.М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 46;

53. Гурбанов Р.А. Интенсивность взаимодействия национальных и наднациональных органов правосудия на европейском пространстве // Государство и право. 2011. N 8;

54. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 187.

55. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2. С. 88.

56. Курченко О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2012. С. 33.

57. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 115.

58. Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.

59. Танчев Е. Возникающий наднациональный конституционализм и современные системы конституционного контроля // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 4, и др.

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (иди иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

1.3 Правовые основы в сфере социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К первой группе источников также относятся конвенции Международной Организации Труда. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г. (ред. от 18.10.2007), которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2008); федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08); Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 22.07.2008).

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07.2008); Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007); Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 14.07.2008); Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 21.07.2007) и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004); Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2007)

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, се щей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 14.07.2008) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О ветеранах»; Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ (ред.от 14.07.2008) «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы»; Федеральный закон от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения па территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 (ред. от 24.06.2002) "Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей"

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 18.08.2008) "О приемной семье", Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003) "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В качестве примера рассмотрим законадательную базу в сфере социального обслуживания Калужской области 1. Закон Калужской области от 20.10.1997 № 18-ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области».

2. Закон Калужской области от 31.03.2008 № 420-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий лиц и усыновителей».

3. Закон Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству».

4. Закон Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

6. Закон Калужской области от 28.04.2005 № 61-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством».

7. Закон Калужской области от 05.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки».

8. Постановление Правительства Калужской области от 30.01.2006 № 22 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обучающихся, воспитывающихся и содержащихся в учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Калужской области".

9. Постановление Губернатора Калужской области от 27.12. 1999 № 620 «Об утверждении положения о порядке назначения, выплаты и финансирования пособия многодетным семьям, имеющим четырех и более детей».

10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области N 57 от 15.06.1998 "О СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

11. Закон Калужской области от 31 марта 2004 г. N 300-ОЗ "О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области (с изменениями от 3 марта 2005 г.)

12. Закон Калужской области от 25 сентября 2009 г. N 572-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Калужской области на 2010 год"

13. Закон Калужской области от 2 апреля 2002 г. N 111-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "О социальной поддержке участников боевых действий по призыву, ставших инвалидами в результате ранения, контузии, заболеваний, полученных при исполне

В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

    по пенсионному обеспечению граждан;

    по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

    по предоставлению социальных услуг по системе социальногообеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

  • § 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.
  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения. § 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
  • § 2. Содержание отраслевыхпринципов права социального обеспечения
  • § 3. Правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации
  • § 4. Акты социального партнерства. Локальные акты
  • Глава 5. Правоотношения в сфере социального обеспечения
  • § 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • § 3. Пенсионные правоотношения
  • § 4. Правоотношения по поводу пособий, компенсаций, субсидий, иных социальных выплат, государственной социальной помощи
  • § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей
  • § 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения
  • § 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
  • Раздел II. Особенная часть
  • § 2. Общий трудовой стаж
  • § 3. Специальный трудовой стаж (выслуга лет)
  • § 4. Страховой стаж
  • § 5. Специальный страховой стаж
  • § 6. Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
  • § 7. Исчисление трудового стажа и его доказательства
  • Глава 7. Пенсионная система россии на современном этапе
  • § 1. Задачи национальной пенсионной системы и основные этапы ее формирования
  • §2.Реализация основных направлений долгосрочного развития пенсионной системы России вновых пенсионных законах
  • §3. Общая характеристика новых пенсионных законов
  • § 4. Виды пенсий и основные сущностные признаки современной пенсионной системы
  • Глава 8. Пенсии по старости
  • § 2. Досрочные пенсии по старости
  • § 3. Накопительная пенсия
  • Глава 9. Пенсии за выслугу лет
  • § 2. Пенсия за выслугу лет военнослужащими приравненнымк ним категориямслужащих
  • § 3. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов
  • § 4. Пенсия за выслугу лет работникамлетно-испытательного состава
  • Глава 10. Пенсии по инвалидности
  • § 2. Страховая пенсия по инвалидности
  • § 3. Государственные пенсии по инвалидности
  • Глава 11. Пенсии по случаю потери кормильца
  • § 2.Страховаяпенсия по случаю потери кормильца
  • §3. Государственная пенсия по случаю потери кормильца
  • Глава 12. Социальные пенсии
  • Глава 13. Пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан
  • § 2. Пенсии гражданам, признанным безработными
  • § 3. Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке
  • § 4. Государственная доплата к пенсии и доплата к пенсии за счет средств обязательных взносов работодателей
  • § 5. Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги
  • Глава 14. Исчисление пенсий, их индексация, повышение, перерасчет и корректировка
  • § 2. Исчисление страховых пенсий с 2015 года
  • § 3. Особенности исчисления страховых пенсий для лиц, работавших до 2015 года (расчет пенсионного капитала)
  • § 4. Индексация, повышение, перерасчет и корректировка размера пенсий
  • Глава 15. Назначение пенсий, приостановление и прекращение их выплаты. Защита права на пенсионное обеспечение
  • § 2. Выплата пенсий, приостановление и прекращение их выплаты. Удержание из пенсий
  • § 3. Защита права на пенсионное обеспечение
  • Глава 16. Пособия по системе социального обеспечения
  • § 1. Понятие пособий по системе социального обеспечения
  • § 2. Классификация пособий § 1. Понятие пособий по системе социального обеспечения
  • § 2. Классификация пособий
  • Глава 17. Пособие по временной нетрудоспособности
  • § 2. Право на пособие и сроки его выплаты
  • § 3. Размер пособия по временной нетрудоспособности
  • § 4. Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности
  • Глава 18. Пособие по безработице
  • § 1. Право на пособие по безработице, понятие безработного
  • § 2. Размеры пособия по безработице и продолжительность его выплаты § 1. Право на пособие по безработице, понятие безработного
  • § 2. Размеры пособия по безработице и продолжительность его выплаты
  • Глава 19. Социальные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
  • § 2. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
  • §3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет
  • §4. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком
  • §5. Единовременныепособия:при рождении ребенка; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; при передаче ребенка на воспитание в семью
  • §6.Пособиена ребенка до достижения им 16 (учащимся – 18) лет.
  • § 7. Материнский капитал
  • Глава 20. Иные социальные пособия
  • § 2. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • § 3. Социальное пособие на погребение
  • Глава 21. Компенсационные выплаты и денежные субсидии
  • § 1. Понятие компенсационных выплат, их классификация
  • § 2. Субсидии по системе социального обеспечения § 1. Понятие компенсационных выплат, их классификация
  • § 2. Субсидии по системе социального обеспечения
  • Глава 22. Государственная социальная помощь, ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот, социальная доплата к пенсии
  • § 2. Государственная социальная помощь в связи монетизацией льгот
  • § 3. Социальная доплата к пенсии
  • Глава 23. Обеспечение по страхованию пострадавших от несчастного случая на производстве и в связи с профессиональным заболеванием
  • § 2. Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечениеи правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности
  • § 3. Виды страхового обеспечения, их размеры, корректировка и индексация.
  • §4. Назначение и выплата страхового обеспечения
  • Глава 24. Медицинская и лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение
  • § 2. Виды медицинской помощи и их содержание
  • § 3. Лекарственная помощь
  • § 4. Санаторно-курортное лечение
  • Глава 25. Социальное обслуживание
  • § 2.Формы социального обслуживания и виды социальныхуслуг
  • § 3. Социальное обслуживание инвалидов
  • § 4.Социальное обслуживание детей
  • § 5.Социальное обслуживание отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию
  • Раздел III. Специальная часть
  • § 2. Содержание права отдельных субъектов на социальное обеспечение в международных правовых актах
  • Основные нормативные правовые акты1
  • Акты высших судебных органов
  • Литература Основная литература
  • Основная литература
  • § 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

    Отраслевая специфика правоотношений может быть раскрыта только на основе анализа основных их элементов. В теории права к элементам любого правоотношения относят: субъектов, объект и содержание. Рассмотрим указанные элементы применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.

    Выше говорилось, что правоотношения по социальному обеспечению – это относительные правоотношения, в которых четко определены их участники и очерчено их возможное поведение. Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим – государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо).

    Непременным условием для того, чтобы стать участником правоотношения, является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

    Правоспособность – это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т.е. быть участником правоотношения.

    Дееспособность – это обусловленная правом способность своими соб­ственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

    В теории права подчеркивается, что правоспособность и дееспособность – это две стороны одного и того же феномена – правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права, и то не для всех субъектов 1 .

    Приведенные выше общие посылки крайне важны, поскольку позволяют лучше понять феномен правосубъектности в праве социального обеспечения. Суть этого феномена в данной отрасли заключается в том, что здесь отсутствует единая правосубъектность для всех субъектов.

    В теории права выделяется правосубъектность общая, отраслевая и специальная. В праве социального обеспечения однозначного подхода к определению правосубъектности граждан нет. Одни авторы, отождествляя правоспособность с самим субъективным правом на тот или иной вид социального обеспечения, считают, что она возникает одновременно с этим правом 1 . Другие выделяют общую и специальную правоспособность. Общая правоспособность возникает, по их мнению, с момента рождения человека, а специальная, дающая право на обеспечение по государственному социальному страхованию, - с момента вступления в трудовое правоотношение. В то же время наступление специальной правоспособности, дающей право на вступление в пенсионное правоотношение по старости, связывается с достижением возраста, установленного законодательством 2 .

    Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования. Предоставление социального обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующе­го правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. Это означает, что в данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право ребенка, не достигшего трех лет, на бесплатную лекарственную помощь реализуется в правоотношении одним из его родителей либо иным законным представителем.

    Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлени­ем того или иного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежав­шие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, специальная правоспособность, которая возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды социального страхования. Одновременно с возникновением специальной правоспособности возникает и специальная дееспособность. Например, достигший 14 лет подросток, с которым заключен трудовой договор, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т.д.

    Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения. В праве социального обеспечения деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или специальной дееспособностью.

    Анализ такого элемента правоотношения, как субъекты, был бы неполным без рассмотрения их правового статуса. Наиболее широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности (гл.2 Конституции). Правовой статус граждан равен для всех. В теории права предлагается наряду с понятием «правовой статус» выделять понятие «правовое положение», которое определяется как правовым статусом субъекта, так и совокупностью конкретных субъективных прав (например, правом на получение пенсии определенного вида, в установленном законом размере и т.д.).

    Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в право­отношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей, т.е. приобрести конкретное правовое положение.

    Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права.

    Субъекты права социального обеспечения – это потенциальные участни­ки правоотношений, т.е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению – это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения – это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права – участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

    Поскольку субъект правоотношения – это и субъект права, необходимо остановиться на видах субъектов права социального обеспечения. Прежде всего, к ним относятся физические лица – граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению.

    Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выс­тупает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни пособие по временной нетрудоспособности, а в случае декретного отпуска – пособие по беременности и родам).

    Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия, - юридические факты. Именно юридические фак­ты приводят в действие соответствующие нормы права, которые возлагают на данных субъектов права юридические обязанности и предоставляют им юридические права, делая их тем самым участниками правоотношения. Своим существованием термин «юридический факт» обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу Савиньи (одному из основателей исторической школы права), который в своем труде «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами» 1 . Юридические факты, как и всякие другие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.

    В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К числу правообразующих в праве социального обеспечения можно отнести следующие: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временную нетрудоспособность работника; рождение ребенка; смерть кормильца; бедность; трудовой стаж и выслугу лет; обращение за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесение соответствующего решения компетентным органом и др.

    К числу правоизменяющих юридических фактов следует отнести такие, как изменение группы инвалидности; волеизъявление пенсионера о переходе

    на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение пенсионного капитала после назначения пенсии и др.

    Правопрекращающими фактами могут быть: восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного; смерть обеспечиваемого и т.д.

    По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты состояния. К фактам однократного действия в праве социального обеспечения можно отнести: смерть человека; рождение ребенка; вынужденное переселение и др.Факты-состояния – это инвалидность, временная нетрудоспособность, факт родства с кормильцем, иждивение и др.

    В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов – это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного че­ловека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др. В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).

    С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Например, правомерным будет действие гражданина, обращающегося в установленном порядке за назначением пенсии, пособия, компенсации, а неправомерным – представление им при этом ложных, фиктивных документов.

    Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юри­дических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом. Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два-три юридических факта, а сложный - целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие общего, а в ряде случаев и специального страхового трудового стажа, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа).

    То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения .

    К объектам правоотношений в теории права относят материальные и нематериальные блага. К числу нематериальных благ относятся, в частно­сти, и действия.

    Выше уже говорилось, что все правоотношения по социальному обес­печению делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотно­шений различный. Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения.Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие , которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение. Так, в связи с обращением гражданина за назначением пенсии, пособия, компенсационной выплаты соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае принятия положительного решения возникает правоотношение материального характера.

    Еще один элемент правоотношения - это его содержание. Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием – фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его 1 . Субъективное право – это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

    Юридическая обязанность – это необходимое поведение субъекта пра­воотношения, установленное для удовлетворения субъективного права и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязатель­ных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

    В правоотношениях по социальному обеспечению субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение. Субъективные права граждан в этих правоотношениях включают право требовать предоставления того или иного вида обеспечения (пенсии, пособия, компенсационной выплаты, социальной услуги, льготы) в установлен­ном законом размере и в определенном порядке, а также совершения обя­занным субъектом других действий в целях реализации гражданином всех предоставленных ему законом возможностей (например, индексации пен­сий; перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала, изменением группы инвалидности и т.д.).

    Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Они обязаны произво­дить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке.

    Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и определенные обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурно-процессуального порядка: представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение; своевременно являться для перерегистрации в качестве безработного, на осмотр к врачу, на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы и т.д. Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению: применить правоограничительные санкции в виде, например, удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия или компенсации; приостановления выплаты на определенный срок пособия по безработице.

    Таким образом, содержание правоотношения по социальному обеспечению может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов.

    Похожие публикации