Какой орган обнародует законы рф. Подписание и обнародование закона

Согласно Конституции (ст. 107) Президент, которому направлен федеральный закон, подписывает и обнародует его в течение 14 дней. Затем федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания подлежат официальному обнародованию. Таковым считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или в Парламентской газете. Направляет закон для официального опубликования Президент. Закон вступает в силу по истечению 10 дней со дня его официальной публикации на всей территории страны одновременно. Данная процедура является завершающей, если Президент подписывает закон.

Но у Президента есть право отлагательного вето, которое не распространяется на федеральные конституционные законы. В случае отклонения закона Президентом Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. 24 Отклоненный закон в течение 10дней направляется в ответственный комитет Государственной думы для выявления мотивов решения Президента. По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту(и при необходимости Совету Федерации) направить для работы в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции. 25 При повторном рассмотрении закона излагается заключение ответственного комитета и принимается постановление.

Если принято палатой решение о проведении обсуждения, участвовать в нем могут лишь представители депутатских групп и фракций. По окончанию обсуждения ставится вопрос, в первую очередь, о принятии федерального закона в редакции Президента или снять закон с дальнейшего рассмотрения, соглашаясь тем самым с мотивами Президента. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов. Но палата может принять решение о дальнейшем рассмотрение закона, вплоть начиная с первого чтения, если он не набрал для принятия необходимого числа голосов.

Если принято постановление Государственной Думы о создании специальной комиссии, то федеральный закон предается этой комиссии для выработки согласованной редакции. После окончания работы согласительная комиссия представляет на голосование в палату согласованную редакцию федерального закона. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа депутатов Государственной Думы.

Так же ответственный комитет может предложить на голосование закон в редакции, раннее принятой Государственной Думой. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. 26

Законопроекты могут быть отложены до рассмотрения их Государственной Думой следующего созыва, в порядке, предусмотренном в Конституции РФ, при условии, что они не были приняты Государственной Думой в окончательной редакции, или принятые ею, но отклоненные Советом Федерации или Президентом. Государственная Дума следующего созыва обладает правом начать рассмотрение законопроекта на стадии, на которой оно было прервано, если иное не будет принято Государственной Думой РФ.

При повторном рассмотрении процедура рассмотрения федерального закона в Совете Федерации упрощается. Таким образом, члены Совета Федерации могут, не открывая обсуждения, сразу поставить на голосование вопросы об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по заключению комитета по закону, отклоненному Президентом и одобренному Государственной Думой. После обсуждения на голосование ставится вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного в той же редакции Государственной Думой. 27 По окончанию обсуждения закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третьих от общего числа членов верхней палаты. Особая процедура следует, если принимается Федеральный конституционный закон.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третий голосов от общего числе членов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации обнародованию. 28

Статья 105-107 Конституции РФ определяют все особенности разработки и принятия федеральных законов. Структура принятия предполагает одобрение государственной думой и советом федераций. В обязательном порядке законопроект должен быть подписан президентом страны в течение 14 дней, после того, как тот или же иной законопроект получил одобрение со стороны совета федераций и государственной думы.

Кто именно обязан подписывать законы РФ?

Сразу же нужно сказать о структуре принятия законодательства:
  1. Законы изначально составляются опытными юристам и рассматриваются государственной думой. На данном этапе протекают всевозможные обсуждения, которые смогли бы сделать законодательство идеальным с той или же иной позиции. Не менее важный момент – соответствие созданного закона конституционным нормам и уже имеющемуся законодательству. В нашей стране законодательным органом считается именно государственная дума, поэтому, очень важно, чтобы на данном этапе, сразу же, были устранены определенные недостатки законопроекта;
  2. Депутаты в обязательном порядке производят голосование. Законопроект считается принятым в том случае, если за него отдало голоса более половины депутатов, далее, законопроект передается на рассмотрение совету федераций;
  3. Совет федераций также производит весьма детальное изучение законопроекта, производятся различные обсуждения и пр. Если законопроект не имеет никаких негативных аспектов, производится голосование, и он принимается. В тоже время, законопроект может быть возвращен депутатам на доработку;
  4. Если депутаты согласны с замечанием совета федераций, производится работа по доработке закона. Если же государственная дума не согласна с внесенными поправками, производится повторное голосование, и при наборе 2/3 голосов, законопроект считается принятым.
После всей вышеописанной структуры принятия, когда законопроект уже имеет статус принятого, он поступает к президенту нашей страны. Без подписи президента законопроект так и не увидит свет. Кроме всего прочего, президент имеет право наложить вето на закон.

Особенности обнародования

В течение 14 дней с момента принятия законопроекта, президент должен его подписать или же наложить на него вето. После подписи президента, в течение семи дней, данный законопроект должен быть обнародован. В соответствии с ФЗ т 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» текст документа, причем, в полном объеме, публикуется на специализированных федеральных сайтах, а также печатных изданиях. По истечению десяти дней, с момента обнародования, законопроект считается принятым. Впрочем, чаще всего дата вступления закона в силу, указывается в самом тексте законопроекта.


ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006г. N 255-ФЗ является...


Сразу же нужно обратить ваше внимание на то, что в нашей стране сводом законов принято называть кодексы. В прежние времена также были своды законов, который представляли собой...


ГК РФ указывает на то, что близкие родственники имеют право оспорить наследство по закону, а также наследство, которое передано наследодателю по закону. Оспаривание производится...


Вопрос весьма сложный. Законодательная база нашей страны весьма значительна. Конституция РФ – как основной закон, кодексы, федеральные законы, которых более 5 тыс., а также...

Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Президент РФ обладает правом вето, которое может быть преодолено парламентом. В соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ может в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией и Регламентами палат порядке вновь рассматривают данный закон. Вето Президента будет преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При таких обстоятельствах федеральный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Как должен поступить Президент РФ, если при рассмотрении закона были допущены нарушения процедуры, предусмотренной Конституцией? С одной стороны, у главы государства имеется возможность, подписав такой закон, обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы тот проверил его конституционность по порядку принятия. Но, с другой стороны, зачем подписывать закон, принятый с явным нарушением процедуры принятия?

По этому поводу, на мой взгляд, обоснованное решение принял Конституционный Суд своим Постановлением от 6 апреля 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. №16. Ст. 1879. В соответствии с данным Постановлением Президент РФ может возвратить парламентариям неподписанный им федеральный закон по мотиву неконституционности его принятия. Однако если при этом Совет Федерации и Государственная Дума не согласятся с таким мнением, Президент обязан подписать и обнародовать закон, что не препятствует ему в дальнейшем обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ федерального закона, в том числе и по порядку его принятия.

Одобренный обеими палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент обязан подписать в течение 14 дней и обнародовать.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы (обычные) подлежат официальному опубликованию в соответствии с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Международные договоры, которые ратифицированы парламентом, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Особого внимания заслуживает процедура принятия закона о федеральном бюджете. Бюджетные полномочия -- это одно из исторически первых полномочий парламента. Он, образно говоря, обязан своим возникновением необходимости финансового контроля за расходованием королем средств из государственной казны. В современных парламентах финансовые полномочия также продолжают оставаться одними из основных.

Особенностью принятия бюджета в современной российской правовой системе является то, что закон о федеральном бюджете как основной финансовый закон государства подлежит рассмотрению в первоочередном порядке, нижней палатой -- в четырех чтениях, причем, исключая возможность пропуска процедуры какого-либо из чтений (в отличие от иных обычных федеральных законов). Регламентированы и сроки между чтениями. Кроме того, Государственная Дума после отклонения законопроекта о федеральном бюджете может поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Порядок рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете предусмотрен Бюджетным кодексом РФ. На стадии первого чтения обсуждается концепция закона о федеральном бюджете, основные его характеристики, направления бюджетной и налоговой политики, прогноз социально-экономического развития страны и др.

Во втором и третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов, вносятся поправки. При четвертом чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается, т.е. четвертое чтение, как и третье, применительно к другим обычным федеральным законам, предназначено для того, чтобы депутаты имели возможность еще раз взвесить законопроект как с точки зрения его концепции, реальности и значения, так и оценить обоснованность внесенных поправок.

После этого процедура практически идентична той, которая предусмотрена для обычных федеральных законов. Закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации, который также может одобрить его или не одобрить, не внося изменений. В случае одобрения он направляется Советом Федерации Президенту РФ. Если же Совет Федерации не одобрит закон о федеральном бюджете, и Государственная Дума преодолеет вето верхней палаты, то закон направляется нижней палатой Президенту РФ для подписания и обнародования. В свою очередь, вето Президента РФ также, как и в ситуации с обычными федеральными законами, преодолевается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что законодательная процедура принятия законов в основном заявлена непосредственно в Конституции РФ. Поэтому в случае принятия новых федеральных законов, не представляющих собой поправки к Конституции, законодательная процедура существенных изменений не претерпит.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

  • 1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
  • 2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Замечено также: чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и, наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. По сложившимся представлениям законотворческая ошибка - это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов.

По мнению ученых, они связаны с недостатками и упущениями, возникшими на стадии проектирования норм права, переводом имеющихся представлений о социальных и юридических закономерностях в систему нормативно - правовых установлении. Хотя проектирование любого закона и является творческим процессом, его результаты должны соответствовать определенным, достаточно формализованным критериям, в первую очередь - положениям Конституции РФ, федеральным законам и общепризнанным нормам международного права, а также правилам законодательной техники, формальной логики и современного русского литературного языка.

Отступление от правил законодательной техники, русского литературного языка и формальной логики при подготовке закона неизбежно порождает законотворческие ошибки, в результате которых возникают пробелы или противоречия, нечеткие или неясные правовые предписания и так далее. Закон, содержащий многочисленные законотворческие ошибки, породит ошибки при его исполнении. Обычно это законы, принятые в спешке, из популистских интересов или под давлением авторитетных политических деятелей.

Являясь официальным документом государства, закон должен быть написан особым стилем, призванным обеспечить точное и ясное закрепление воли государства в форме общеобязательных властных велений, предписаний. Законодательный текст "не доказывает, не объясняет, не убеждает, а властно предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует требования, общеобязательные предписания" Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. М. 1990.

Президент Российской Федерации в одном из своих посланий Федеральному Собранию Российской Федерации так охарактеризовал законотворчество: «...принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу» России надо быть сильной и конкурентоспособной. // «Российская газета», №71,19.04.2002..

Федеральный закон Российской Федерации - законодательный акт федерального значения Российской Федерации, принимаемый в соответствии с положениями Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Порядок принятия федеральных законов

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания, а также Федеральным законом No. 5-ФЗ от 14/06-1994 «О порядке опубликования и вступления в законную силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, - большинством голосов от общего числа его членов.

В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России.

Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Законотворческий процесс является видом правотворческого процесса.

Законотворческий процесс - это процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта, и завершая опубликованием принятого закона.

Стадии законотворческого процесса :

1) Законодательная инициатива

Реализация права законодательной инициативы, это использования субъектами права официального внесения законопроекта в высшие представительные органы государства, который в такой случае обязан рассмотреть законопроект.

Субъект установлен в 104 ст. КРФ, т.е органы, обладающие законодательной инициативой :

1) ПРРФ 2) СФ 3) члены СФ 4) депутаты ГД 5) Правительством РФ 6) Законодательные органы субъектов РФ 7) КС и ВС в рамках своей компетенции.

Народ согласно уставам Алтайского края, Ярославской, и Томской области через общественные палаты.

Поступает в профильные комитеты (оценка согласно КРФ)

2) Рассмотрение закопроектов в ГД РФ

Обсуждаются в 3х чтениях :

1) Обсуждение принципиально важных положений законопроекта.

Принципиальное согласие - отправляется на доработки в профильный комитет.

2) Детальное, постатейное обсуждение законопроектов вместе с внесение поправок.

Поступает снова в профильный комитет.

3) Завершающий процесс обсуждения. Запрещается вносить изменения в содержательный характер. Только в редакционный характер.

Либо одобрение простым большинством (ФЗ -225+1 , ФКЗ 2/3 голосов)

Либо неодобрение.

3) Принятый законопроект поступает в течение 5 дней в СФ (170 членов-85 субъектов).

1) Обязательное рассмотрение (106 ст. КРФ) :

Б) ФЗ по вопросам фед бюджета, фед налогов и сборов, финансового, таможенного, кредитного, валютного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации межд. договоров РФ, статуса и защиты госграницы РФ, вопросы войны и мира.

2) Некоторые законы, поступившие из ГД могут не рассматриваться, что означает согласие с принятием закона.

Закон считается одобренным если :

2) Либо если не был рассмотрен

Если отклонен :

1) ФЗ- палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего ФЗ подлежит повторное рассмотрение ГД.

2) Если ГД несогласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов.

(Соответствующая палаты при принятии или отклонение принимает соответствующее постановление).

4) После одобрения СФ принятый ФЗ - поступает ПРРФ в течение 5 дней.

После чего в течение 14 дней ПРРФ :

1) Либо подписывает и обнародует его.

2) Либо отклоняет закон, т.е накладывает вето.

Вето - (от лат. - запрещаю) - средство сохранения баланса между законодательной и исполнительной властью.-т. е отказ главы гос-ва ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Может быть :

1) Абсолютное - когда парламент не имеет юридической возможности преодолеть вето, и больше не возвращается к рассмотрению закона (в РИ).

2) Относительное - вето, которое может быть преодолено парламентом.

В РФ если президент накладывает вето, то ГД и СФ в установленном порядке рассматривают данный закон. Принимается в результате, если 2/3 от общего числа членов обеих палат. После чего подписание и опубликование ПРРФ в течение 7 дней.

ФКЗ не подлежит вето, промугируется сразу на подписание.

Если подписывает сразу то закон обнародуется.

5) Заключительная стадия законодательного процесса-обнародование принятого закона.

Т.е доведение до сведения населения информации о содержании принятого закона.

Может быть :

1) Официальным :

Акты Фед. Собрания- 10 дней после подписания.

Акты палат Фед. Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующий палаты или его заместителем.

4) ФКЗ, ФЗ вступают в силу через 10 дней после их опубликования, если не установлен другой порядок.

2) Неофициальным обнародование законов (и других НПА).

Осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио и ТВ передах. Ссылать на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

1. Законодательная инициатива.

Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, причём Правительство обязано в двухмесячный срок представить такое заключение. Некоторые законопроекты могут вноситься только определёнными субъектами права законодательной инициативы, например, проекты федерального бюджета и отчёта о его исполнении - Правительством РФ, законопроекты о ратификации международных договоров - Президентом РФ. Внесённый законопроект регистрируется, Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и определяет сроки его рассмотрения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит юридическую экспертизу законопроекта. Законопроект обсуждается в комитетах Государственной Думы, рассылается субъектам права законодательной инициативы. Инициаторы законопроектов, их представители участвуют в их рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания.

2. Рассмотрение законопроектов.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в соответствии со статьёй 105 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы. Законопроект, как правило, рассматривается в трёх чтениях (одно из исключений - проект федерального бюджета - рассматривается в четырёх чтениях). При рассмотрении законопроекта в первом чтении рассматривается концепция закона, соответствие его основных положений Конституции РФ, оценивается его актуальность и практическая значимость . После первого чтения возможно внесение поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ после принятия в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для внесения в месячный срок замечаний и предложений, до истечения этого срока законопроект не может быть принят во втором чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект и поправки к нему . После второго чтения осуществляются редакционная правка законопроекта и устранение противоречий. В третьем чтении принимается закон в окончательной редакции. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (установленного Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

3. Рассмотрение федеральных законов.

Рассмотрение федеральных законов Советом Федерации осуществляется в соответствии со статьями 105, 106 Конституции РФ и Регламентом Совета Федерации. Председатель Совета Федерации после получения федерального закона определяет ответственный комитет, который готовит заключение. Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон в течение четырнадцати дней . В соответствии со статьёй 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, а также войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов (установленного Конституцией). Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, он также считается одобренным Советом Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон считается принятым и направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования.

4. Преодоление разногласий.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. Согласительная комиссия образуется на паритетных началах из представителей Совета Федерации и Государственной Думы и стремится выработать согласованный вариант законопроекта. Затем Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон в новой редакции. Государственная Дума может также не согласиться с решением Совета Федерации и рассмотреть его в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . Главное государственно-правовое управление Президента РФ готовит заключение на федеральные законы об их соответствии Конституции РФ и системе российского законодательства. Президент РФ в течение четырнадцати дней либо подписывает федеральный закон и принимает решение об его обнародовании, либо отклоняет его. По сложившейся конституционной практике Президент РФ возвращает без рассмотрения федеральные законы, принятые с нарушением Конституции РФ. При повторном рассмотрении Государственная Дума может принять федеральный закон в новой редакции с учётом всех или некоторых предложений Президента РФ, снять федеральный закон с обсуждения, принять решение о создании специальной комиссии с участием представителей Президента РФ, Государственной Думы и при необходимости других сторон законотворческого процесса, либо одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции и направить его на повторное рассмотрение в Совет Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

В пятидневный срок одобренный федеральный закон Совет Федерации направляет Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107). В течение двух недель Президент либо подписывает закон, либо мотивировано отклоняет его. В случае мотивированного отклонения закона Президентом РФ (президентское вето) судьба его решается либо путем создания согласительной комиссии и достижения разумного компромисса, либо Парламент силами обеих палат (квалифицированным большинством в обеих палатах) преодолевает президентское вето, чем вынуждает Президента РФ подписать закон. Однако Президент вправе обратиться в Конституционный Суд РФ, который во внеочередном порядке должен рассмотреть доводы и претензии Президента и поставить точку в споре. Если Конституционный Суд не найдет оснований для признания закона антиконституционным или принятым с нарушением процедуры, то спор решается в пользу Парламента и наоборот, если судьи согласятся с доводами Президента, спор будет решен в его пользу.

Подписанный закон, как и любой нормативный правовой акт, подлежит обнародованию (опубликованию) , поскольку законодатель исходит из презумпции, что лицо, не имеющее возможности ознакомиться с законом, освобождается от ответственности за его нарушение. В то же время, со времен Древнего Рима существует правило, согласно которому "ignorantia legis non excusant" – "незнание закона не извиняет" и не освобождает от ответственности. Однако для этого нормативный правовой акт должен быть опубликован . Опубликование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г.).

В Российской Федерации официальными источниками опубликования на федеральном уровне считаются "Российская газета", "Парламентская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) . Акты регионального уровня публикуются в региональных официозах. Опубликованные документы должны иметь соответствующие реквизиты: вид нормативного акта; наименование; дату принятия; должность лица, подписавшего документ; указание места и даты подписания; регистрационный номер.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания публикуются в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства РФ", "Официальном интернет- портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), распространяются официально в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. Если законодательный акт был одновременно опубликован в "Российской газете" и "Парламентской газете", то при ссылках принято указывать "Российскую газету", поскольку она является официозом, имеющим к тому же значительно больший тираж. Если в обеих газетах публикуется документ с продолжением в двух и более номерах, то принято при ссылках указывать оба источника.

Ведомственные нормативные акты публикуются в "Российской газете", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) и в Бюллетене нормативных актов. Ведомственные акты доводятся до их исполнителей также по линии ведомственной рассылки.

Историческая справка. На протяжении истории с момента образования РСФСР и до принятия Конституции РФ 1993 г. источниками публикации нормативных правовых актов были "Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", СУ РСФСР, "Известия ВЦИК", "Ведомости Верховного Совета РСФСР", "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", газета "Советская Россия", "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации", "Российская газета".

Что касается сроков опубликования, то они различны. Законы публикуются в течение недели со дня их подписания Президентом РФ, Указы Президента РФ – в течение 10 дней (вступают в силу через 7 дней). Постановления Правительства в случае чрезвычайной важности публикуются немедленно (в том числе и через средства массовой информации, которые хотя официальными публикациями не признаются, однако юридическая сила документа от этого не умаляется). Во всех других случаях эти постановления публикуются не позднее 15 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 7 дней). Ведомственные акты публикуются не позднее 10 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 10 дней).

Сроки опубликования и сроки вступления в действие нормативного правового акта различны. Часто они оговариваются в самом акте. По принятым правилам законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. При этом возможно указание на то, что какие-то статьи вступают в силу со дня опубликования (практически на следующий день), другие – с отсрочкой, иногда весьма длительной. Примером может служить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ΦЗ, который окончательно вступил в силу только в 2009 г. Уголовный Кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г. Примеров таких немало. В этом есть определенный смысл: люди должны иметь время ознакомиться с требованиями закона. В то же время длительная отсрочка едва ли желательна, если только она не сопряжена с определенными организационными и финансовыми сложностями, как это имело место с Законом о местном самоуправлении. Отсрочка вступления в действие закона может быть сопряжена и с состоянием самой нормативно-правовой базы. Так, вступление в силу гл. 17 ГК РФ было обусловлено введением в действие Земельного кодекса РФ.

  • Демократический и открытый характер государства не исключает наличия государственной тайны, поэтому отдельные акты могут носить закрытый характер.
  • На "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению палат, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования). На данном интернет-портале могут быть размещены и иные правовые акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Похожие публикации