Поправки к закону о валютном регулировании. Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Для признания законности бизнеса с иностранными партнёрами мало одного подписанного договора (контракта). Поскольку все валютные операции находятся под особым контролем государства, правила их проведения требуют особого внимания бизнесменов и чёткого взаимодействия с уполномоченными банками.

Наши специалисты детально разобрались во всех тонкостях нововведений по валютному законодательству в части ведения бизнеса резидентов с иностранными партнёрами и подготовили для вас «шпаргалку».

Шпаргалка нововведений по валютному законодательству в работе с внешнеэкономическими контрактами

Что важно знать До 1 января 2018 года Изменения с 01.01.2018 года
Законодательное регулирование валютных операций
  • Инструкция Банка России №181-И от 16.08.2017 года.
  • Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года в новой редакции.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ») года в новой редакции.
Учет договора контракта по сумме Регистрация договора(контракта) в банке и получение паспорта сделки к этому контракту требовалось, если сумма обязательств превышала или соответствовала эквиваленту в 50 000 $ США. Если сумма сделки не превышала 1 000 $, можно было ограничится лишь предоставлением в уполномоченный банк только лишь справки о валютных операциях. Банк имел право отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в договоре (контракте), не соответствуют сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Все внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет в уполномоченном банке! Важное значение имеет направленность контракта на импорт или экспорт, потому как порядок учета контрактов в зависимости от направления разный. Согласно п. 4.2 Инструкции № 181 учет контрактов ТРЕБУЕТСЯ, если сумма контракта в рублях составляет: Если сумма обязательств по договору/контракту менее 200 000 рублей предоставление документов, связанных с проведением валютных операций не требуется. Сумма обязательств учитывается на: Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет внешнеторговых контрактов, а именно до 1 рабочего дня.
Постановка на учет в уполномоченный банк договора/ контракта и оформление паспорта сделки Вместо паспортов сделки ведется учет экспортных контрактов в банке. Все паспорта сделки, которые не закрыты и находятся в досье валютного контроля до 01.01.2018, будут считаться закрытыми. Причем банки не будут предоставлять никаких отметок об этом, в свою очередь номер таких паспортов сделок автоматически становится уникальным номером контракта(или же кредитного договора) принятого на учет банком. Для постановки на учет контракта необходимо представить в уполномоченный банк: После чего уполномоченный банк должен: Банк не имеет право отказать в постановке на учет договора/контракта!
Предоставление справок о валютных операциях (СВО) как при поступлении валюты на расчетный счет, так и при списании валюты с расчетного счета резидента Действовала обязанность предоставить справку о валютных операциях в уполномоченный банк. Причем инструкция № 138-И предусматривала разные сроки предоставления СВО в зависимости от вида осуществляемой операции:
в большинстве случаев в течении 15 рабочих дней с момента совершения операций.
Отменено требование о предоставлении справки о валютных операциях. Но сохранено требование о предоставлении документов для подтверждения валютных операций в сроки не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный счет резидента, указанной в уведомлении уполномоченного банка.
Предоставление справки о подтверждающих документах для валютного контроля (СПД) Действовала обязанность предоставить заверенную печатью и подписью СПД в уполномоченный банк в случае исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (поставки товара) не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором: Согласно инструкции 181-И, с 01.03.2018 справка о подтверждающих документах(СПД) стала единой формой учета и отчетности резидентов по валютным операциям. Её новая форма содержится в Приложении 6 в Инструкции 181-И.
Иные требования: а)предоставление ведомости валютного контроля; б)прохождение валютного контроля В ряде случаев, таких как перевод контракта резидента в другой банк, действовала обязанность предоставлять в уполномоченный банк ведомость валютного контроля. В случае перевода резидентом контракта в другой банк подавать ведомость валютного контроля в уполномоченный банк не нужно. Банк самостоятельно запрашивает ведомость валютного контроля в Банке России.
Отказ банка в проведении валютной операции Редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резидентам указать в договорах(контрактах) ожидаемые сроки исполнения обязательств со стороны нерезидента. Отказ банка в проведении валютной операции был правомерен в случаях: С 14.05.2018 года будут действовать новые требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который обязывает резидента указывать четкие сроки исполнения сторонами обязательств. Их отсутствие в договоре/контракте может привести к отказу проведения валютных операций по нему со стороны банка. Более того, в соответствии со ст. 168 ГК, сделка по контракту без четких сроков исполнения обязательств может быть признана незаконной! Отказ банков в проведении валютной операции будет правомерен в случае, если резидент предоставил в банк документы, не соответствующие требованиям закона (нарушения валютного законодательства).

Законодательное регулирование валютных операций.

1. Инструкция Банка России №138-И от 04.07.2012 года. 2. Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»).

Изменения С 01.01.2018 года

1. Инструкция Банка России №181-И от 16.08.2017 года. 2.Федеральный закон №325-ФЗ от 14.11.2017 года в новой редакции. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ») года в новой редакции.

Учет договора контракта по сумме.

Регистрация договора(контракта) в банке и получение паспорта сделки к этому контракту требовалось, если сумма обязательств превышала или соответствовала эквиваленту в 50 000 $ США. Если сумма сделки не превышала 1 000 $, можно было ограничится лишь предоставлением в уполномоченный банк только лишь справки о валютных операциях. Банк имел право отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в договоре (контракте), не соответствуют сведениям в заполненной форме паспорта сделки.

Изменения С 01.01.2018 года

Все внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет в уполномоченном банке! Важное значение имеет направленность контракта на импорт или экспорт, потому как порядок учета контрактов в зависимости от направления разный. Согласно п. 4.2 Инструкции № 181 учет контрактов ТРЕБУЕТСЯ, если сумма контракта в рублях составляет:

Если сумма обязательств по договору/контракту менее 200 000 рублей предоставление документов, связанных с проведением валютных операций не требуется.

Сумма обязательств учитывается на:

  • дату оформления договора/контракта
  • дату заключения изменений суммы договора/контракта.

Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет внешнеторговых контрактов, а именно до 1 рабочего дня.

Постановка на учет в уполномоченный банк договора/ контракта и оформление паспорта сделки.

Изменения С 01.01.2018 года

Вместо паспортов сделки ведется учет экспортных контрактов в банке. Все паспорта сделки, которые не закрыты и находятся в досье валютного контроля до 01.01.2018, будут считаться закрытыми. Причем банки не будут предоставлять никаких отметок об этом, в свою очередь номер таких паспортов сделок автоматически становится уникальным номером контракта(или же кредитного договора) принятого на учет банком. Для постановки на учет контракта необходимо представить в уполномоченный банк:

  • общие сведения об экспортном контракте (дата составления и дата исполнения (завершения) обязательств, номер, вид контракта, наименование валюты и данные о сумме обязательств предусмотренных контрактом);
  • реквизиты всех нерезидентов, являющихся сторонами по экспортному контракту (наименование, страна).

После чего уполномоченный банк должен:

  • зарегистрировать контракт, присвоив ему уникальный номер;
  • сформировать по контракту ведомость банковского контроля.

Банк не имеет право отказать в постановке на учет договора/контракта!

Предоставление справок о валютных операциях (СВО) как при поступлении валюты на расчетный счет, так и при списании валюты с расчетного счета резидента.

Действовала обязанность предоставить справку о валютных операциях в уполномоченный банк. Причем инструкция № 138-И предусматривала разные сроки предоставления СВО в зависимости от вида осуществляемой операции:


В большинстве случаев в течении 15 рабочих дней с момента совершения операций.

Изменения С 01.01.2018 года

Отменено требование о предоставлении справки о валютных операциях. Но сохранено требование о предоставлении документов для подтверждения валютных операций в сроки не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный счет резидента, указанной в уведомлении уполномоченного банка.

Предоставление справки о подтверждающих документах для валютного контроля (СПД

Действовала обязанность предоставить заверенную печатью и подписью СПД в уполномоченный банк в случае исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту (поставки товара) не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

Изменения С 01.01.2018 года

Согласно инструкции 181-И, с 01.03.2018 справка о подтверждающих документах(СПД) стала единой формой учета и отчетности резидентов по валютным операциям. Её новая форма содержится в приложении 6 к инструкции 181-И.

Иные требования: а)предоставление ведомости валютного контроля; б)прохождение валютного контроля.

В ряде случаев, таких как перевод контракта резидента в другой банк, действовала обязанность предоставлять в уполномоченный банк ведомость валютного контроля.

Изменения С 01.01.2018 года

В случае перевода резидентом контракта в другой банк подавать ведомость валютного контроля в уполномоченный банк не нужно. Банк самостоятельно запрашивает ведомость валютного контроля в Банке России.

Отказ банка в проведении валютной операции.

Редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резидентам указать в договорах(контрактах) ожидаемые сроки исполнения обязательств со стороны нерезидента. Отказ банка в проведении валютной операции был правомерен в случаях:

  • не предоставления документов или же предоставлением неверных документов;
  • при подозрениях банка в нелегальности(незаконности) получения денежных средств или финансового терроризма.

Изменения С 01.01.2018 года

С 14.05.2018 года будут действовать новые требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который обязывает резидента указывать четкие сроки исполнения сторонами обязательств. Их отсутствие в договоре/контракте может привести к отказу проведения валютных операций по нему со стороны банка. Более того, в соответствии со ст. 168 ГК, сделка по контракту без четких сроков исполнения обязательств может быть признана незаконной! Отказ банков в проведении валютной операции будет правомерен в случае, если резидент предоставил в банк документы, не соответствующие требованиям закона (нарушения валютного законодательства).

Последствия изменений в валютном законодательстве

С 01.01.2018 года российским компаниям, которые ведут бизнес с иностранными партнёрами, при подписании договора/контракта придется каждый раз убеждаться, что сторонами четко согласованы и закреплены в договоре/контракте сроки исполнения их обязательств. И зачастую российским бизнесменам придётся убеждать своего иностранного клиента в том, что этого требует отечественное законодательство. Более того, необходимо будет четко и вовремя пройти валютный контроль в уполномоченном банке, подав необходимый пакет документов по сделке с иностранным клиентом. В противном случае такие сделки могут быть признаны незаконными, и резидент рискует нарваться на штрафы.

Штрафы за нарушения валютного законодательства в 2018 году

Штрафы за несоблюдение правил валютных операций (в т. ч. и за просрочку) и другие взыскания указаны в ст.15 КоАп РФ, которая предусматривает не только штрафы для резидентов (юридических лиц) за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, но и за их неверное хранение и оформление. Например за:

  • несвоевременное предоставление отчетности о движении валюты;
  • не закрытие паспорта(ов) сделки;
  • непредоставление подтверждающих документов или информации о подлинности сделки.

Суммы штрафов составляют от 40 000 рублей до 1 млн рублей для организаций и от 1000 до 15000 рублей для должностных лиц. Как видите, изменения в законодательстве по валютному контролю в 2018 году требуют особого внимания и щепетильности. Обращайтесь за консультацией к нашим специалистам, они помогут вам избежать штрафов из-за незнания нововведений.

Валютный контроль является одной из многочисленных мер нетарифного регулирования государством внешнеэкономической деятельности. Основным правоустанавливающим документом в этом процессе является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). В 2017 году появилась новая Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И, регламентирующая кардинальное изменение порядка валютного контроля в Российской Федерации

Предполагалось, что новые правила валютного регулирования и валютного контроля в России вступят в силу с 01 января 2018 года, но в связи с тем, что банки не успели подготовиться и установить необходимое программное обеспечение, новой датой вступления в силу новой Инструкции ЦБ была определена дата 01 марта 2018 года. В предвкушении привычного сценария ввода серьезного документа с последующими недопониманием, отсутствием четких регламентов, техническими сбоями и прочими прелестями подобного масштаба нововведений участники ВЭД ждали весны 2018 года.

В марте новый порядок благополучно вступил в силу, все заработало, коллапс в зоне валютного контроля не наступил, все перевели дух…и сегодня мы можем уже подвести промежуточные итоги.

За прошедшие с 01 марта текущего года месяцы уже стало предельно понятным, как работает новая Инструкция ЦБ. Клиенты банков - участники ВЭД - потренировались и, к своему удивлению, обнаружили значительное количество преимуществ нового порядка. И мысленно поблагодарили ЦБ и банки за рациональное решение перенести дату вступления в силу Инструкции и, таким образом, минимизировать потери бизнеса от неподготовленности его внедрения.

Итак, просто о самом важном из Инструкции ЦБ РФ №181-И.

Понятие паспорта сделки отменено в принципе, на смену требованию об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки введен порядок постановки внешнеторговых контрактов на учет в банках (Раздел II Инструкции № 181-И) с присвоением им уникальных номеров (УНК). Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не были исполнены и находились в досье валютного контроля, были автоматически закрыты, получать в банке отметку о закрытии такого паспорта сделки не потребовалось, номер паспорта сделки стал уникальным номером контракта. Дальше банк продолжил обслуживание контракта по новым правилам (п.18.1 Инструкции № 181-И). Регламент исполнения этой процедуры реально порадовал коллег!

Пороговые суммы контрактов (кредитных договоров) впервые установлены в рублях. Импортные контракты суммой до 3 000 000 рублей принимаются на обслуживание банком без постановки их на учет, а если сумма контракта менее 200 000 рублей - то банк осуществляет валютную операцию оплаты даже без предоставления контракта, лишь на основании инвойса продавца. Таким образом, импортный контракт (кредитный договор) нужно поставить на учет, если его стоимость 3 000 000 рублей и более. Рублевый эквивалент валютной стоимости считается по официальному курсу на дату заключения договора.

Сокращен срок постановки контракта на учет - 1 рабочий день после представления в банк установленных документов или сведений (контракт и подтверждающие документы). Действительно, в течение одного дня стало возможным начать процесс финансового взаимодействия с поставщиком, то есть отправить скан оформленного контракта с приложениями и спецификациями через систему банк-клиент в отдел валютного контроля банка, получить обратную связь, если есть недочеты или критические ошибки, внести исправления, отправить новую версию с внесенными изменениями или корректировками, после чего банк берет контракт на учет и присваивает ему УНК. Еще один рабочий день у банка есть, чтобы сообщить резиденту уникальный номер контракта (п. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И), но чаще всего, если вы имеете в штате опытных специалистов ВЭД или обратились к профессионалам-аутсорсерам, которые разработали правильный внешнеторговый контракт, не противоречащий требованиям Венской 1980 года Конвенции ООН «О международных договорах купли-продажи», то УНК вы получите в тот же день. Ранее на оформление паспорта сделки у банка было три рабочих дня после представления информации и еще два рабочих дня отводилось, чтобы направить оформленный паспорт сделки резиденту (п. 6.7, 6.8 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И). Таким образом, очевидно сокращение срока проведения процедуры по сравнению с ранее действовавшей. Это очень удобно! Не покидая офиса и даже не отлучаясь от рабочего места, оперативно можно запустить процесс оплаты товара поставщику.

Установлен порядок проверки контракта. Под валютный контроль попадают все операции с нерезидентами в иностранной валюте и рублях. Банк оставляет за собой право запросить у клиента все обосновывающие документы, а в случае не предоставления их в установленный срок может отказаться от проведения операции. Кроме того, банки, как агенты валютного контроля, обязаны сообщать о нарушениях валютного законодательства контролерам - к примеру, Финмониторинг охотно полюбопытствует об обстоятельствах операции.

Режим особой лояльности включен для экспортеров, в особенности относящихся к зоне несырьевого экспорта. Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет контрактов и впервые установлена пороговая сумма 6 000 000 рублей, от которой и наступает необходимость этой процедуры (п. 4.2 Инструкции № 181-И). Экспортеры РФ могут подать только сведения о контракте по форме банка, а сам договор предоставить в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет (п. 5.3 Инструкции № 181-И).

Отменено требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являвшихся формами учета - эти справки исключены из оборота. Осталось только требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

Изложены унифицированные формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах и ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений достаточно предоставить в банк документы, содержащие изменения и заявление о внесении изменений в соответствующий раздел. Удобно, оперативно, необременительно.

Снятие с учета контракта (кредитного договора) отныне производится банком в течение 2 рабочих дней (было 3 дня) также на основании заявления и после предоставления документов, обосновывающих основания для снятия с учета. Банк вправе в одностороннем порядке снять с учета контракт (кредитный договор) через 90 дней после даты его завершения (ранее в течение 180 дней).

Если клиент закрывает все счета в банке, последний вправе в одностороннем порядке в установленный им срок снять с учета оставшиеся контракты (кредитные договора), в новый банк предоставляются только контракт (кредитный договор) и информация об УНК. Новый банк, перед тем как принять на обслуживание контракт, самостоятельно запрашивает у Банка России ведомость банковского контроля в электронном виде (ранее резидент обязан был получить в старом банке и предоставить в новый банк эту ведомость на бумажном носителе).

О выявленных нарушениях валютного законодательства банк обязан уведомить ЦБ РФ, при этом теперь получил новое обязательство с периодичностью 1 раз в месяц, на 3-4 рабочий день после сдачи отчета, информировать об этом своего клиента путем специальной рассылки.

Банк информирует клиента об истекающих сроках ожидания. Содержание этой рассылки - перечень операций/подтверждающих документов с истекающими «ожидаемыми сроками» в предыдущем месяце. Цель - в целях профилактики нарушений требования валютного законодательства о соблюдении ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» напомнить клиенту о важной дате и помочь избежать добросовестному участнику валютных операций наказания за невнимательность и неопытность. Периодичность этой рассылки - 1 раз в месяц.

Банк информирует клиента об истечении срока действия контракта. Содержание рассылки - реквизиты документов, по которым дата завершения исполнения обязательств истекла или истечет в ближайшее время, а кроме того, и положительное или отрицательное сальдо расчетов. Цель - напомнить клиенту о необходимости проверить, все ли документы, касающиеся указанной сделки, представлены в Банк, в т.ч. подтверждающие документы, документы о продлении, если он планирует дальше работать по контракту и т.д. Периодичность этой рассылки также 1 раз в месяц.

Со дня вступления в силу Инструкции признана утратившей силу ранее действовавшая Инструкция Банка России от 04.06.2012 №138-И.

Понятно, что задача по воспрепятствованию незаконному выводу валютных средств за рубеж объявлена одной из приоритетных не только для ЦБ РФ, но и для других фискальных органов Российской Федерации, поэтому сохранены серьезные штрафы и санкции для нарушителей правил валютного контроля. НО! Добросовестные участники ВЭД получили новый, облегченный, комфортный, соответствующий современным трендам развития и формирования цифровой экономики в стране порядок валютного регулирования и валютного контроля, способствующий ускорить как проведение внешнеторговой сделки, так и последующую отчетность по ней.

Марина Вакуленко,

директор по продажам VIGTrans

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).
Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

1. Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2018 году

1.1. Предоставление информации

1.2.

1.3.

ч.1

С этой же даты за неко­то­рые по­втор­ные на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства РФ и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния преду­смот­ре­на дис­ква­ли­фи­ка­ция долж­ност­но­го лица на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет воз­мож­но, к при­ме­ру, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций.

Повысят до указанных пределов и штрафы для должностных лиц по части 4.1 статьи 15.25 КоАП (за неполучение валюты РФ в установленной доле по контрактам, по которым оформляется паспорт сделки); для юридических лиц за это нарушение штрафы останутся прежними.

Утратит силу примечание о том, что штрафы, установленные в отношении должностных лиц частями 1, 4, 4.1 и 5 указанной статьи, применяются только к ИП.

2. Изменения в 2018 году относительно СВО

С 01.01.2018 Инструкцией отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов — оснований для проведения валютных операций.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля) и порядок их заполнения.

3. Изменения нормативно-правовой базы валютного контроля, а также планируемые изменения указанных нормативных актов

3.1. Расширен круг лиц, которые признаются валютными резидентами.

В Государственной Думе РФ готовится рассмотрение в первом чтении Проекта Федерального закона № 287822-7 «О внесении изменений в Федеральныйзакон »О валютном регулировании и валютном контроле» (далее «Проект»).

Напомним, что в действующей редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не все физические лица-граждане России признаются валютными резидентами: исключение составляют физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве, имеющие вид на жительство или временно пребывающие в иностранном государстве не менее 1 года.

Согласно Проекту, все физические лица, являющиеся гражданами РФ, будут по умолчанию признаваться российскими валютными резидентами независимо от места и периода пребывания. При этом, согласно Проекту общий запрет на совершение операций между резидентами в случае пребывания за пределами РФ таких резидентов более 183 дней также снимается.

3.2. Требования к счетам, открытым за пределами РФ

Установленные требования к уведомлению о счетах/вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации, проведению по указанным счетам/вкладам валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по ним не будут применяться к физическим лицам, которые хотя бы и являются резидентами, но их срок пребывания за пределами Российской Федерации в сумме составляет более 183 дней (в том числе, в 2017 году) за календарный год. При этом не имеет значения количество въездов на территорию Российской Федерации в течение календарного года.

3.3. Предоставление отчетов налоговым органам

В соответствии с действующим законодательством на физических лиц-валютных резидентов возложена обязанность представлять налоговым органам отчеты о движении денежных средств по счетам/вкладам в банках, которые осуществляют свою деятельность за пределами Российской Федерации. После принятия данного Проекта такая обязанность будет возложена на всех граждан РФ, кроме тех, в отношении которых предусмотрены исключения, описанные выше.

3.4. Незаконные валютные операции

Налоговые органы проверяют правомерность проведения валютных операций по иностранным счетам на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства.

В том случае, если будет установлено, что валютные операции были незаконны, валютный резидент может быть привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа, при этом сумма может составить от 75 % до 100% размера суммы операции.

Напомним, что применимые к операциям по зарубежным счетам ограничения и валютные обязанности в соответствии с Проектом будут действовать только в отношении российских валютных резидентов, проживающих на территории РФ более 183 дней в календарном году. Проект устраняет существующую проблему для граждан, совершающих кратковременные визиты в Россию.

Выводы по проекту.

Проект помогает устранить существующие в действующем валютном законодательстве сложности и обременения для фактически не находящихся на территории РФ лиц.

Кроме того, в Проекте предусмотрены и иные изменения, в частности:

  • снимаются ограничения с операций по расходованию резидентом денежных средств на зарубежных счетах, связанные с передачей товаров и оказанием услуг в России;
  • допускается получение резидентом на зарубежные счета средств по договорам купли-продажи транспортных средств и в ряде случае — недвижимого имущества и иные.

4. В случае принятия Проекта в текущей редакции для постоянно проживающих за рубежом российских граждан регулирование, вытекающее из статуса валютного резидента, существенно упрощается, однако полностью не исключает сложностей. Из текста Проекта
пока следует, что определение лиц, к которым валютные требования упрощаются, происходит на текущий календарный год, т.е. заранее достоверно определить, вправе то или иное лицо совершать определенные операции на момент совершения операции, может быть затруднительно, если на Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2018 году

4.1. Предоставление информации

С 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (Далее «Инструкция»).

Инструкция № 181-И распространяется на резидентов, являющихся:

Юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанк),

Физическими лицами — индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой (в том числе адвокатов и нотариусов), а также на нерезидентов (за исключением физических лиц).

Основные нововведения Инструкции:

1) отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

2) отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях (при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций);

3) для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня.

Следует отметить, что в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018 (см. Проект Указания Банка России «О внесении изменений в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»), вступающие в силу с 14 мая 2018 г.

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование указывать в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроки исполнения сторонами обязательств по соответствующим договорам (контрактам) — в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ.

Резиденты таким образом, обязаны будут представлять уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках:

1) получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

2) исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей, а также сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Помимо этого, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства РФ. Решение об отказе должно быть сообщено лицу в письменной форме не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

4.2. Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства. В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

4.3. Новое в административной ответственности

В статье 3.5 КоАП корректируются правила исчисления штрафов — в настоящее время штраф может выражаться, в частности, в величине, кратной сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока. Вместо ставки рефинансирования будет использоваться ключевая.

По­прав­ки в ва­лют­ное за­ко­но­да­тель­ство 2018 за­тро­ну­ли и во­про­сы ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Так, вне­се­ны из­ме­не­ния в ст. 15.25 КоАП РФ «На­ру­ше­ние ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния».

К при­ме­ру, с 14.05.2018 «ва­лют­ная» ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность в виде штра­фа для долж­ност­ных лиц во всех слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся в аб­со­лют­ной сумме. Так, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций или невы­пол­не­ние в уста­нов­лен­ный срок обя­зан­но­сти по воз­вра­ту в РФ де­неж­ных средств, упла­чен­ных нере­зи­ден­там за не вве­зен­ные в РФ то­ва­ры, невы­пол­нен­ные ра­бо­ты, неока­зан­ные услу­ги либо за непе­ре­дан­ные ин­фор­ма­цию или ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти – штраф для долж­ност­ных лиц со­ста­вит от 20 000 до 30 000 руб­лей (ч.1 , 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за неко­то­рые по­втор­ные на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства РФ и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния преду­смот­ре­на дис­ква­ли­фи­ка­ция долж­ност­но­го лица на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действмомент начала календарного года лицо не знает вернется ли оно в РФ или нет. Как следствие, при незапланированном возврате в РФ, физическое лицо может быть под риском совершения незаконных валютных операций по своим иностранным счетам.

5. Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля

Во-первых, следует учесть правила переходного периода. В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения заново не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Во-вторых, в связи с изложенным, компаниям и группам компаний для соответствия новым правилам рекомендуется при совершении контрактов в валюте предусматривать следующее:

  • Максимально четко формулировать сроки расчетов и исполнения обязательств в контрактах;
  • Заблаговременно формировать пакет документов для предоставления в банк;
  • Несмотря на сокращение срока постановки на учет контракта банком до 1 рабочего дня, рекомендуется закладывать больше времени, например, 2-3 дня на данный этап.
  • Тщательно формулировать условия сделок на предмет их соответствия п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, ст. 9 ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, прочих положений валютного законодательства РФ.

Кроме того, организации, в частности, следует предпринять следующие шаги:

  • созвониться с сотрудниками обслуживающего банка, уточнить нюансы планируемого перехода в конкретном банке,
  • запросить ведомости банковского контроля.
  • При обнаружении расхождений при переносе из паспортов сделок в реестр контрактов (с учетом свершенных операций за период), подать заявление в банк на внесение корректировок.

Изменения в валютном контроле практически полностью меняют работу валютного отдела банка. Это не говорит о том, что компании и ИП будут предоставлять документы так, как это было ранее.

Кто должен следовать Инструкции от 16.08.2017 № 181-И

Новая инструкция 181-И распространяется на:

резидентов-юридичских лиц (исключение – кредитные организации и Внешэкономбанк)
физических лиц-индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством РФ порядке
нерезидентов

На физических лиц инструкция (в том числе клиентов Сбербанка) 181-И не влияет.

Новые правила валютного контроля

Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И требует от резидентов регистрировать договор, а не оформлять паспорт сделки, как это было ранее. Это значит, что паспорт сделки с 01.01.2018 отменен.

При этом, как и прежде, резиденту необходимо уделять особое внимание сумме обязательств по договору, ведь это, - ключевой момент. Так, в случае если цена импортного контракта или кредитного договора не менее чем 3 млн. руб. – постановка на учет необходима. На 1 марта 2018 года 3 млн. руб. по курсу ЦБ РФ примерно равнялись 53,2 тыс. долл. США или 43,5 евро.

Для экспортных контрактов предел другой. Он составляет 6 млн. руб. по курсу ЦБ РФ.

Обратите внимание, что сумма определяется на дату заключения договора или дату его последнего изменения.

Что необходимо для регистрации договора

Перечень документов для постановки на учет не установлен. Как правило, это сам договор и документы, которые необходимы банку для того, чтобы заполнить первый раздел ведомости банковского контроля.

Для экспортера установлены некоторые послабления. Так, для постановки на учет договора потребуется только предоставить банку информацию о нем. Что касается самого документа, то на это отведено 15 дней с даты его регистрации банком.

Для постановки договора на учет банку будет достаточно получить его проект. Банк отводит резиденту 15 рабочих дней с даты подписания договора на то, чтобы сдать договор. При этом датой подписания считается одна из самых поздних дат: составление, подписание или вступление в силу.

Специалист банка должен зарегистрироваться договор не позднее следующего рабочего дня. Для того чтобы проинформировать клиента о присвоении уникального номера отправленному ранее договору, банку отводится еще один день.

Некоторым договорам банк вправе присвоить несколько номеров. Объясняется это особенностями контракта. Например, такое возможно, если договор включает в себя условия как кредитного, так и импортного контракта.

В случае если на 1 марта 2018 года бухгалтер подала документы для оформления паспорта сделки, но паспорт так и не был получен, - повторно готовить документы не нужно. Банк сам поставит на учет такой договор согласно новым правилам.

В случае же, если паспорт уже действует, - банк его закроет самостоятельно и поставит на учет под тем же номером, что был присвоен паспорту сделки.

Справки о подтверждающих документах в 2019 году

В 2019 году резиденты по-прежнему должны составлять и отправлять в банк справки о подтверждающих документах. Согласно п. 8.4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И банк может взять эту обязанность на себя. Что касается справок о валютных операциях, - их оформлять больше не нужно.

Сроки подачи документов для валютного контроля

Вид операции

Крайний срок подачи документов в банк

Списание денег со счета резидента в банке УК

Дата представления распоряжения о списании

Зачисление денег на счет резидента в банке УК

15 рабочих дней с даты поступления средств

Расчеты через счет резидента в банке-нерезиденте

30 рабочих дней после окончания месяца, в котором средства списаны с такого счета или зачислены на него

Ввоз (вывоз) декларируемых товаров

Дата подачи документов таможенникам

Ввоз (вывоз) недекларируемых товаров

Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности

15 рабочих дней после окончания месяца, в котором оформлены подтверждающие документы

Что поменялось в перечне кодов вида операции

Изменения затронули коды вида операции, а именно: появились новые для возврата переплаты по уступке требования и переводе долга.

Скачать перечень видов кодов операции

Код вида операции

Наименование вида операции

Конверсионные операции резидентов в безналичной форме

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с вывозом с территории Российской Федерации товаров, включая воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с ввозом на территорию Российской Федерации товаров, включая воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты

Расчеты между резидентами и нерезидентами за продаваемые товары без их ввоза на территорию Российской Федерации

Расчеты между резидентами и нерезидентами за продаваемые товары на территории Российской Федерации

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с выполнением резидентами работ, оказанием резидентами услуг, передачей резидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также по договорам аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением договоров финансовой аренды (лизинга)

Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с выполнением нерезидентами работ, оказанием нерезидентами услуг, передачей нерезидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также по договорам аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением договоров финансовой аренды (лизинга)

Расчеты между резидентами и нерезидентами, связанные с передачей резидентами товаров, выполнением резидентами работ, оказанием резидентами услуг, передачей резидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по договорам смешанного типа

Расчеты между резидентами и нерезидентами, связанные с передачей нерезидентами товаров, выполнением нерезидентами работ, оказанием нерезидентами услуг, передачей нерезидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по договорам смешанного типа

Расчеты между резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением недвижимого имущества, за исключением платежей за воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты

Расчеты между резидентами и нерезидентами в соответствии с договорами уступки требования, перевода долга, заключенными между резидентами и нерезидентами

Расчеты между резидентами и нерезидентами по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10 - 23 настоящего Перечня

Расчеты, связанные с предоставлением резидентами, за исключением уполномоченных банков, нерезидентам денежных средств по договорам займ

Расчеты, связанные с предоставлением нерезидентами резидентам, за исключением уполномоченных банков, денежных средств по кредитным договорам и договорам займа

Расчеты, связанные с исполнением резидентами, за исключением уполномоченных банков, обязательств по привлеченным в денежной форме кредитам и займам по кредитным договорам и договорам займа

Расчеты, связанные с исполнением нерезидентами обязательств по привлеченным в денежной форме займам по договорам займа

Расчеты, связанные с инвестициями в форме капитальных вложений

Расчеты, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов ценных бумаг (прав, удостоверенных ценными бумагами), за исключением расчетов по кодам группы 58 настоящего Перечня

Расчеты, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов ценных бумаг (прав, удостоверенных ценными бумагами), за исключением расчетов по кодам группы 58 настоящего Перечня

Расчеты, связанные с исполнением резидентами и нерезидентами обязательств по ценным бумагам, за исключением расчетов по кодам группы 58 настоящего Перечня

Расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с производными финансовыми инструментами и прочим срочным сделкам

Расчеты по договорам доверительного управления имуществом

Расчеты по договорам о брокерском обслуживании, за исключением расчетов по кодам групп 51 - 55 настоящего Перечня

Расчеты по договорам об оказании клиринговых услуг, заключенным между резидентами и нерезидентами

Переводы нерезидентов, снятие (зачисление) наличной валюты Российской Федерации, осуществляемые по счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации

Расчеты и переводы резидентов, снятие (зачисление) резидентами наличной иностранной валюты

Неторговые операции

Расчеты между уполномоченным банком и нерезидентом в валюте Российской Федерации и между уполномоченным банком и резидентом в иностранной валюте, за исключением расчетов, указанных в группах 01, 02, 57 и 58 настоящего Перечня

Расчеты по прочим операциям, прямо не указанным в группах 01 - 80 настоящего Перечня

Если сумма по договору ниже установленных пределов

Резиденту больше не нужно сдавать документы, связанные с проведением операций, если соблюдены оба условия:

сумма обязательства по договору не превышает 200 тыс. руб.
иностранная валюта зачислена на транзитный счет резидента или списывается с его валютного счета
Похожие публикации