Не остановился по требованию сотрудника гибдд, последствия и штрафы. Что будет, если не остановился по требованию сотрудника гибдд

Время чтения: 3 минут

Участникам дорожного движения хорошо известно правило останавливаться по сигналу инспектора дорожной полиции В противном случае предусмотрено наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС. Однако бывает, что водитель не смог вовремя отреагировать на останавливающий знак и продолжил движение. Подобная ситуация может развиваться в нескольких вариантах.

Когда и как сотрудники ГИБДД имеют право остановить автомобиль

Перед выяснением ответа на вопрос, что будет, если убежать от ДПС в 2019 году, предлагается рассмотреть ситуации по регламенту остановки автомобиля. Согласно действующим правовым нормам, инспектор ГИБДД не должен останавливать автомобиль без необходимости. Другими словами, банальная проверка документов – не причина для остановки. Процедура по такому варианту возможна лишь в 2 случаях:

  • документы проверяются стационарными постами ДПС;
  • документы проверяются в рамках спецмероприятий.

Помимо этих двух случаев, Административным регламентом ГИБДД (п. 63) обозначены другие основания для остановки автомобиля. Основными являются:

  • установленные признаки нарушения ПДД;
  • имеющиеся свидетельства причастности транспортного средства (водителя или пассажиров) к совершенным ДТП, административным правонарушениям или преступлениям;
  • наличие информации об использовании автомобиля в незаконных целях или о розыске транспортного средства;
  • необходимость привлечения участников движения к выяснению обстоятельств ДТП;
  • необходимость использовать транспортное средство сотрудниками ГИБДД или привлечения водителя по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

Каждый водитель обязан знать описанные в Правилах дорожного движения сигналы регулировщика. В случае необходимости сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство одним из таких способов:

  • используя громкоговорящее устройство;
  • выделяя машину жестом и указывая место ее остановки;
  • подавая жест рукой, полосатым жезлом, светоотражающим диском (возвращающим красный цвет);
  • привлекая внимание водителя или других фигурантов дорожного движения свистком и специальными светозвуковыми сигналами.

Добропорядочный водитель, заметив один из подобных сигналов, должен понимать, что особых неприятностей встреча с сотрудниками ГИБДД не принесет. Поэтому его нормальная и естественная реакция – выполнение требований инспектора.

Что будет, если водитель уехал от ДПС? Скорее всего, ее сотрудниками будут приняты меры для задержания.

Меры по задержанию

Понятия «остановка» и «задержание» принципиально отличаются друг от друга по смыслу и по порядку применения.

Задержание – следующий этап после невыполнения требований инспектора остановиться.

Если водитель проигнорировал сигнал сотрудника ГИБДД и не остановился, то формально им совершено административное нарушение. В таком случае регламентирующие документы предоставляют право на задержание – кратковременное ограничение свободы для физического лица.

Главным основанием для такой меры становится необходимость более детального рассмотрения обстоятельств по административному правонарушению: инспектор имеет право и должен выяснить, почему водитель предпочел скрыться. По результатам задержания определяется, что будет, если скрылся от ДПС.

Меры по задержанию чаще всего сводятся к следующему:

  • информация передается другим сотрудникам ГИБДД, которые используют различные способы для того, чтобы остановить транспортное средство;
  • преследование автомобиля, водитель которого проигнорировал требование инспектора об остановке; эта процедура может начаться предупреждением по громкоговорителю и закончиться применением сотрудниками ГИБДД огнестрельного оружия.

Задержание (ограничение свободы) может длиться от 3 часов до 2 суток. Сроки исчисляются от момента доставки задержанного водителя в специальное учреждение или отведенное помещение. Оборудуются таковые в отделениях МВД. Если же водитель был задержан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то срок ограничения свободы исчисляется с момента вытрезвления.

Наказание

В случаях неостановки предусмотрено наказание за неподчинение сотрудникам ДПС. В таких случаях инспектор составляет стандартный протокол, которым подтверждается совершенное административное правонарушение. Тогда взыскание за игнорирование требований сотрудника инспекции может колебаться в пределах 500–800 руб.

Конкретная сумма штрафа зависит:

  • от причин, по которым инспектор останавливал транспортное средство;
  • объяснений водителя по поводу неостановки;
  • дополнительно установленных обстоятельств.

Детализацию возможных денежных взысканий содержит . По ней можно сориентироваться в том, что будет, если «угнал» от ДПС. Окончательное право по выбору размера штрафа исключительно в указанных пределах остается за сотрудником ГИБДД.

Как избежать штрафа

Если дело дошло до того, что за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД оформлено постановление, можно воспользоваться правом на оспаривание. Продуктивнее всего строить доказательства, которые оправдывают водителя, на неоднозначности сигналов регулировщика. Защитные положения можно строить приблизительно так:

  • сотрудник ДПС несвоевременно подал знак для остановки;
  • по жесту регулировщика трудно было определить, какой автомобиль он останавливал;
  • жест на остановку подавался нечетко и не сопровождался громкоговорящим устройством или светоотражающим диском;
  • событие происходило в условиях плохой видимости, что помешало различить жесты сотрудника ГИБДД;
  • имеются данные видеорегистратора или согласованные показания свидетелей по происшествию;
  • остановка могла привести к нарушению ПДД или созданию аварийной ситуации.
  • Подобные аргументы могут убедить в том, что водитель допустил неумышленное административное правонарушение, тогда штраф за неподчинение сотруднику ГИБДД «нарушителю» грозить не будет.

    Вас остановил сотрудник ГИБДД вне поста ДПС: Видео

Согласно положениям пункта 2.4 ПДД право останавливать транспорт в дороге предоставлено только регулировщикам, а также сотрудникам Минтранса РФ, осуществляющим государственный надзор за организацией международных автоперевозок, на специально оборудованных контрольных пунктах. В пункте 1.2 ПДД даётся определение понятия «регулировщик», согласно которому им является сотрудник гражданской или военной полиции,работник дорожно-эксплутационной службы или дежурный служащий железнодорожного переезда и паромной переправы, уполномоченный в регулировании транспортного движения.

Это ответственное лицо должно быть одето в установленную форменную одежду, иметь положенные атрибуты и отличительные знаки, служебное удостоверение, подтверждающее исполняемые полномочия. Многих автолюбителей интересует вопрос о том, имеет ли право останавливать транспорт обычный сотрудник полиции, не являющийся инспектором ГИБДД? И ответ здесь не в их пользу: да, он имеет право останавливать идущий транспорт при наличии факта , включая нарушения ПДД, на основании общих обязанностей сотрудников полиции, требующих принятия мер по поддержанию правопорядка (см. ст.27 п.2 пп.2 Закона о полиции). Естественно, в таком случае сотрудник полиции должен предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию.

Возможные последствия для водителя, если он не остановился по требованию инспектора ДПС

Согласно требованиям п.6.11 ПДД, при подаче полицейским сигнала остановки жестом или с помощью громкоговорителя, водитель должен остановить транспорт в указанном месте. Если же он не остановился по требованию инспектора ДПС и продолжил движение, то при наличии патрульной машины за ним может быть организовано преследование с целью принудительной остановки. При отсутствии возможности преследования информация о нарушителе будет передана по рации следующему полицейскому посту для . В любом случае к прибавляется ответственность за неподчинение требованию сотрудника полиции.

Степень административной ответственности за такое игнорирование сотрудника ГИБДД определена ст.12.25 ч.2 КоАП РФ, согласно которой водителю грозит штраф в сумме 500-800 рублей.

Однако в случае организации преследования возможны более серьёзные последствия для водителя и автомобиля, связанные с применением спецсредств по задержанию и использованием допустимых мер физического воздействия.

При наличии веских причин, например, ориентировки на похожий разыскиваемый автомобиль или проводимой полицейской спецоперации, преследователи имеют право применять особые меры вплоть до использования огнестрельного оружия. И в этом случае есть риск получения материального, физического и морального ущерба, компенсацию которого невозможно будет добиться. Но и это не самый печальный вариант, при нетактичном или агрессивном поведении водителя, блюстители порядка могут «притянуть» другую статью 19.3 КоАП, говорящую о неповиновении требованию сотрудника правоохранительных органов, исполняющего служебные обязанности, которая подразумевает штраф до 1000 рублей или 15-суточный арест.

В любом случае игнорировать требование инспектора ДПС об остановке автомобиля для водителя становится себе дороже, так как уйти от наказания за нарушение ПДД вряд ли удастся. Даже в том идеальном случае, когда не была организована погоня за ним, и он не был задержан на следующем контрольном посту, водителю может прийти по почте уведомление с приглашением посетить отделение ГИБДД для процедуры разбирательства по . Если водитель и в этот раз проигнорирует приглашение, то неявка будет трактоваться не в его пользу, дело будет рассмотрено без него, и вынесено однозначное постановление о выплате максимально установленного размера штрафа по соответствующей статье правонарушения.

Данное постановление будет выслано нарушителю по почте по месту его регистрации. Если он не согласен с данным постановлением, то ему придётся для отстаивания своих интересов совершить таки визит в органы ГИБДД для обжалования штрафа.

Как можно обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Обжаловать постановление о штрафе можно в вышестоящем органе ГИБДД или в суде. Первый вариант менее затратный и хлопотный в отношении сбора подтверждающих документов, но и более сложный в плане доказывания невиновности, так как ведомственные интересы могут оказывать влияние на принятие решения. Идя на такой серьёзный шаг, как оспаривание постановления, нужно все свои аргументы обосновывать статьями и положениями нормативных документов.

Одним из оснований оправдания того, что не остановился по требованию инспектора ДПС, может служить п.22 Административного регламента, принятого в МВД в действие приказом Министра ВД №185 от 2.03.09. Согласно его положениям сигналы регулировщика должны подаваться чётко, однозначно и понятно для водителей транспортных средств. И в этом отношении есть следующие варианты для объяснения своих действий:

  1. инспектор поздно вышел на обочину для подачи знака и его действия были не замечены из-за стоявших машин;
  2. в плотном потоке машин было непонятно, к кому относится требование об остановке;
  3. жест об остановке был подан неправильно, не в соответствии с требованием п.6.11 ПДД;
  4. инспектор не имел светоотражающей формы или светящегося жезла в ночное время, из-за чего его действия были не замечены, и т.д.

Следует помнить, что эти утверждения, вопреки презумпции невиновности, водителю, оспаривающему постановление, придётся доказывать самому, основываясь на показаниях свидетелей или записи регистратора.

Такой вопрос может возникнуть у водителя, который очень торопится на важную встречу, видит работников ДПС, наблюдающих за дорожным движением из «гражданского» автомобиля или же ночью на безлюдном участке трассы. Впрочем, соображения могут быть разными.

Разделяя опасения водителей в той или иной ситуации, можно отметить, что есть чётко установленные обязанности водителя остановиться по требованию работника полиции. Никаких исключений из данного правила не предусмотрено. Что же может ждать водителя после отказа выполнять требования работника ДПС:

  1. Согласно Инструкции работники ДПС должны преследовать автомобиль, водитель которого не остановился по их требованию.
  2. Невыполнение данного требования работника полиции может повлечь административную ответственность. Эта санкция предусматривает административное взыскание в виде штрафа или же лишение права управлять всеми видами транспортных средств на определённый срок.

Теоретически может существовать только один случай для освобождения от административной ответственности в такой ситуации:

  1. Вы везёте жену в роддом, понимая, что вот-вот и она родит.
  2. Вы отвозите родственника со страшными болями в больницу, опасаясь, что он может умереть.

Не выполняете требования работника ДПС об остановке автомобиля. До лечебного учреждения вы успешно доехали, но вас всё равно догоняют и составляют необходимый протокол. В собственных пояснениях к протоколу или в суде вам необходимо будет заявить, что допущенное нарушение было совершено в состоянии крайней необходимости. Причинённый вами вред порядку управления и безопасности дорожного движения является менее значительным, чем предотвращённая опасность для жизни. В результате деяние не может считаться административным правонарушением.

  1. Крайняя необходимость (не успеете довезти больного к врачу).
  2. Вам встретился наряд ДПС на пустынной дороге в ночное время, да ещё и на автомобиле без специальной окраски. В этом случае дешевле будет заплатить штраф, чем подвергнуться риску увидеть не полицейских, а «романтиков с большой дороги».

Наверно нет такого автомобилиста, которого хоть раз не остановил бы инспектор ГИБДД. Это происходит по разным причинам, от откровенного нарушения правил, до возможных мероприятий по поиску правонарушителей.

Но не все водители готовы остановиться по требованию, считая это излишним или даже неправомерным требованием.

Давайте разберемся, когда и как инспектор ГИБДД может остановить автомобиль и что ждет тех, кто не желает подчиниться таким требованиям.

○ Когда и как инспекторы ГИБДД могут останавливать ТС.

Первый вопрос, который интересует водителя, это по чьему требованию и на каком основании они должны остановиться. П. 2.4 ПДД отвечает на этот на этот вопрос:

Под регулировщиком понимается не только сотрудник регулирующий движение на том или ином участке дороги, но и любой инспектор ДПС стоящий на посту. К этой же категории относятся и сотрудники ППС. Такой вывод можно сделать из определения «регулировщика» данного в п. 1.2 ПДД.

Инспектор, принявший решение остановить ТС, должен подать понятный водителю сигнал жестом или при помощи громкоговорителя и указать место остановки. Если машина не остановится, возможно ее преследование с применением специальных средств. Если этого окажется недостаточно будет передана информация постам ДПС, а они уже ограничат движение, выставив кордон, перекроют дорогу другими автомобилями. В крайнем случае, возможна стрельба из огнестрельного оружия.

Так почему могут остановить автомобиль? Самая распространенная причина – нарушение правил . Кроме того, иногда инспектору требуется срочная помощь, например, в качестве понятого, или в городе объявлены мероприятия по задержанию преступника с ориентировкой на машину, похожую на вашу.

По новым правилам остановка для обычной проверки документов возможна только на стационарных постах , но часто такие проверки устраивают на дорогах, ссылаясь на наличие ориентировок.

○ Наказания и штрафы: не остановился по требованию.

Ответственность за неостановку по требованию инспектора предусмотрена ч. 2. Ст. 12.25 КоАП:

Штраф в 500- 800 р . не слишком велик, если не принимать в расчет возможные последствия погони. Если инспектор не станет преследовать нарушителя, то шанс его получить, минимален, разве, что по результатам видеофиксации вам придет письмо.

Но если инспектор пустится в погоню ситуация может развиться гораздо хуже. Вплоть до применения ч.1 т. 19.3 КоАП за неповиновение сотрудникам при исполнении. Потом в суде придется доказывать, что ст.12.5 КоАП частная по отношению к ней и должна применяться в данном случае, но инспекторы расскажут, как вы не хотели выходить из машины и сопротивлялись.

○ Последствия и меры к задержанию.

Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.

Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.

Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.

Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.

Ситуации, когда инспектор ДПС вправе остановить ваше ТС, подробно описаны законом. Во-первых, разграничиваются ситуации, когда сотрудник милиции останавливает вас на стационарном посту и вне его. В «Наставления по работе ДПС» читаем следующее определение стационарного поста: это «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Если сигнал об остановке вы получили на территории такого поста, вы должны будете затормозить в любом случае, так как в его пределах сотрудник милиции имеет право остановить ТС по любой причине, в том числе обыкновенная проверка документов. Причиной может служить как проверка документов на ваше право управления автомобилем, так и на сам автомобиль или перевозимый груз.

Кроме стационарных постов, такие действия сотрудник ДПС может совершать в пределах контрольных постов милиции и контрольно-пропускных пунктов. Вне описанных мест вы также обязаны остановиться по требованию инспектора, однако право на остановку вашего ТС у сотрудников милиции ограничено предусмотренными законом случаями. К ним относятся нарушения правил дорожного движения, подозрение на причастность вашу или ваших пассажиров к совершенному правонарушению, нахождение в розыске транспортного средства, а также подозрения на использование его в противоправных целях. Кроме того, основанием для остановки вашего автомобиля вне стационарного поста может являться необходимость вашего опроса относительно правонарушения, свидетелями которого являетесь вы или ваши пассажиры; обеспечение временного запрещения движения на участке дороги, на котором вы находитесь; необходимость оказания немедленной помощи пострадавшим участникам движения. Остановка транспортного средства в иных случаях вне стационарных постов запрещена и расценивается как нарушение служебной дисциплины.

Однако список этот довольно обширен, и остановившему вас инспектору всегда есть, чем аргументировать свой свисток и взмах жезлом. Разница состоит, наверное, в том, что данная буква закона хотя бы обязывает его произнести для вас эту аргументацию после того, как он представился и назвал свою должность. Вопрос о правомерности вашей остановки останется достаточно скользким.

Однако существуют случаи, как напрямую предусмотренные законом, так и вытекающие из соответствующих статей, в которых вас ничего не обязывает останавливаться на требование сотрудника ДПС, кроме вашего любопытства.

Например, в ночное время вы в любом случае можете проехать мимо отмашки жезлом, если она произошла вне стационарного поста, даже не снижая скорости. Единственное, что стоит сделать в этом случае, это остановиться на ближайшем контрольном пункте, и заявить об этом инциденте. Кроме того, учитывайте, что сотрудник ДПС, останавливающий вас вне городской черты, должен иметь ряд отличительных признаков его причастности к ГИБДД. Если их нет, и вас просит остановиться просто человек в форме, вы имеете право не останавливаться.

Даже вне всех описанных выше случаев, существует множество ситуаций, когда остановка по тем или иным причинам угрожает безопасности дорожного движения. В таких ситуациях смело игнорируйте любые требования об остановке. Закон описывает основной порядок остановки транспортного средства в пункте 13.6 «Наставления по работе ДПС», а в примечании к этому пункту обозначает места на дороге, остановка в которых угрожает безопасности всех участников дорожного движения. Статья звучит следующим образом: «При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий».

Поэтому, прежде чем затормозить в ответ на требование инспектора, оцените дорожную обстановку и оцените место, в котором находитесь, а также соответствие закону порядка, в котором сотрудник ДПС это делает.

Похожие публикации