Отпуск государственных гражданских служащих. Новый порядок предоставления отпускных периодов для госслужащих

В некоторых сферах профессиональной деятельности взаимоотношения между нанимателем и сотрудником, помимо ТК РФ, регламентируются и другими законодательными актами. Одной из отраслей, где существует такое дополнительное регулирование, является государственная гражданская служба. Федеральный закон № 79-ФЗ, например, предусматривает иные правила предоставления ежегодного отпуска и исчисления отпускных для госслужащих.

Отпуск госслужащих

Государственных специалистов отличается от общепринятого порядка его исчисления и предоставления (ст. 46, закон № 79-ФЗ).

  • Во-первых, основная часть отпуска длиннее установленного ТК РФ на два дня. Вне зависимости от стажа госслужбы, работник имеет право на 30 календарных дней отдыха каждый год.
  • Во-вторых, стаж работы на государственных должностях «добавляет» к основной части отдыха дополнительные дни. При выслуге в один год общая продолжительность ежегодного трудового отпуска будет равна 31 календарному дню, а стаж госслужбы в 15 лет увеличивает его до 40 календарных дней.

Также добавляет к отпуску 3 дня.

К предусмотренной законом № 79-ФЗ продолжительности трудового отпуска, прибавляют дополнительные дни, указанные в ТК РФ или иных нормативных актах.

Например, работа в условиях повышенной опасности для здоровья или районах с неблагоприятными погодными условиями является основанием для увеличения продолжительности отдыха.

В-третьих, еще одной особенностью отпуска госслужащих становится то, что они ограничены в возможности переноса или получения оплаты за . Как и любой другой наемный работник, государственный сотрудник может , но если в рабочем году суммарная продолжительность отдыха была меньше 4 недель, то часть дней «теряется».

Перенести или взять компенсацию можно за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней.

Например, сотрудник использует только 20 дней отпуска из возможных 35. Перенести на следующий рабочий год он может только 7 дней, а 8 суток — «потеряются».

В-четвертых, госслужащие получают отпускные выплаты раньше, чем это предусмотрено в ТК РФ. Им обязаны насчитать и перечислить деньги за отпуск не менее чем за 10 дней до его начала.

В-пятых, сотрудники госорганов получают к отпуску дополнительную денежную помощь, размер которой зависит от статуса ведомства. Закон № 79-ФЗ устанавливает ее для федеральных служащих в размере двукратного месячного оклада, для местных органов власти регионы самостоятельно определяют суммы помощи к ежегодному отпуску для госслужащих.

Расчет отпускных выплат госслужащим

Порядок расчета отпускных госслужащим определяет Постановление Правительства РФ № 562. Сама формула расчета отпускных аналогична принятой в других профессиональных сферах методике:

Среднемесячное денежное содержание делят на 29,3 и умножают на количество дней отпуска.

При расчете денежного содержания, в него включают:

В расчет входят суммы разовых премий и материальной помощи от нанимателя в размере 1/12 от их суммы за год, предшествующий планируемому отпускному периоду.

Дополнительная материальная помощь выплачивается в двукратном размере ежемесячных окладов за должность и чин. Премиальные выплаты и надбавки в расчет суммы не включают.

Такую же методику расчета используют при исчислении компенсации за неиспользованные дни отпуска, например, при увольнении работника.

Пример расчёта отпуска и отпускных госслужащего

Примерный расчет размера отпускных выплат будет выглядеть следующим образом:

Госслужащему положен трудовой отпуск общей продолжительностью в 37 календарных дней.

Ежемесячные выплаты составят:

За предыдущие 12 месяцев госслужащий дважды получал разовые премии за особые задачи в размере 20 000 рублей каждая, а также помощь к предыдущему отпуску — 20 000 рублей.

Среднемесячное содержание составит:

10 000 + 10 000+ 2 400 + 5 600 + 5000 = 33 000 рублей.

Отпускные за один день отдыха равны 33 000 / 29,3 = 1 126,28 рубля.

Общее денежное содержание за весь период отпуска — 41 672,36 рубля.

Дополнительно служащему положена матпомощь в размере двух месячных окладов по должности и чину — 20 000 рублей.

Общая сумма выплаты — 61 672,36 рубля.

Одной из категорий наемного персонала, ежегодный трудовой отдых которой регулируется кроме ТК РФ дополнительными законодательными актами, являются гражданские служащие различных министерств и ведомств. По закону, регламентирующему различные аспекты государственной службы, им положена увеличенная продолжительность отпускного периода и дополнительные денежные выплаты. Вместе с тем, госслужащие ограничены в возможности переноса отпуска или получения за неиспользованные дни доплат.

Методика расчета выплат аналогична общепринятому алгоритму, но среднемесячное содержание включает в себя больший перечень доходов, чем это предусмотрено для других категорий работников, не связанных с выполнением гособязанностей.

В современной России действует широкий спектр указов и нормативов, регулирующих деятельность государственных служащих любых масштабов. Каждый гражданин, трудоустроенный в правительственном ведомстве должен соблюдать ряд правил и установок во избежание возникновения негативных последствий.

Законодательство ежегодно меняется, что усложняет деятельность данной социальной группы. В 2016 году были внесены коррективы, согласно которым отпуск на госслужбе претерпел изменения. Сегодняшняя статья расскажет о существующих на данный момент разновидностях и предоставляемых денежных компенсациях.

Что такое отпуск?

Они отразились на продолжительности всех , оплачиваемых согласно принятому закону. Данные коррективы позволили устранить пробелы в законодательстве, которые не позволяли сформировать строгую продолжительность перерыва от трудовой деятельности.

В противном случае возникала дифференциация, пагубно влияющая на функционирование государственных служащих.

В соответствии со статьей 46 федерального норматива О государственной и гражданской службе России, каждый служащий обладает законным правом на , в котором закрепляется занимаемое им должностное положение и обеспечивается соответствующее финансовое содержание.

Длительность перерыва варьируется от нескольких факторов.

Они определены в вышеуказанном федеральном законе. Классификация выглядит следующим образом:

  • государственные служащие, периодически замещающие высшие чины и главенствующие должности могут находиться в ежегодном финансируемом отпуске не более тридцати пяти календарных дней;
  • государственные служащие, периодически замещающие служебные должности гражданских ведомств и прочих групп, имеет право ежегодно пребывать в отпуске менее тридцати календарных дней.

Также законодательством регламентированы обособленные разновидности отпусков и граждан, имеющих возможность использовать их. Классификация имеет следующий вид:

  • за ненормированные смены работы. Длительность отпуска составляет более трех календарных дней за расчетный период;
  • за выслуженные годы. При формировании расчетов берется один календарный день за год;
  • за деятельность во вредных для здоровья и опасных для жизни условиях. Длительность формируется исходя из расчета неделя за год;
  • за работу, находящуюся в отдаленных северных районах. За год положено двадцать четыре дня. Если гражданин проходит службу на другой территории с идентичными условиями, то шестнадцать дней.

Расчет общей продолжительности отпуска

Продолжительность отпуска зависит от стажа.

Для более достоверного понимания методики расчета общей длительности отпуска следует отметить, что неизвестные детали, не регламентированные 79 статьей федерального закона, разрешаются при помощи прочих трудовых актов. Как правило, в них содержатся нормативные установки рассматриваемой области.

Согласно 120 статье Трудового Кодекса Российской Федерации исчисление суммарной продолжительности ежегодного финансируемого отпуска производится методом суммирования с ежегодным перерывом, обязательным для предоставления. Дополнительные прибавляются к обязательным и формируется итоговая длительность.

Методы расчета служащим гражданских ведомств не отличается от обычных граждан. Однако, имеются определенные отличия в разделе сложения основного перерыва и отпуска по выслуге лет.

Разница выглядит следующим образом. При сложении обязательного и дополнительного отпуска лица, занимающего руководящие и главенствующие должности гражданской службы, итоговая величина не может быть более сорока пяти календарных дней.

Если гражданин, занимает замещающий чин в ведомстве, то продолжительность отпуска составляет не более чем сорок дней.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.

В соответствии с действующим трудовым законодательством выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.

Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:

  1. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия;
  2. Женщины перед декретным отпуском или при возникновении осложнений после его отбытия;
  3. Граждане, оформившие опекунство на младенцев младше трех месяцев;
  4. Прочие лица, попадающие под категории, закрепленные в федеральном законодательстве.

В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.

Дата выхода и продолжительность формируется и утверждается с непосредственным руководителем, составляющим график.

Денежная компенсация

Несколько видов денежных компенсаций.

Согласно действующему законодательству определено несколько способов выплаты финансовых компенсаций для граждан, занимающих должности на государственной службе:

  • денежные средства предоставляются в полном объеме за один раз;
  • денежные средства переводятся на счет и предоставляются не позднее десяти календарных дней до момента начала ежегодного оплачиваемого отпуска.

Финансовые выплаты во время перерыва от рабочей деятельности варьируются в зависимости от следующих параметров:

  1. Оклад по классификации занимаемой служебной должности;
  2. Среднемесячная , изменяемая в зависимости от должностного положения;
  3. Дополнительные надбавки, предусмотренные регламентированными факторами.

Последняя указанная статья финансовых выплат формируется из таких деталей:

  1. Дополнительные финансовые выплаты за особый характер трудовой деятельности;
  2. Финансовые поощрения, назначаемые должностному лицу в месяце предполагаемого ежегодного отпуска;
  3. Материальная помощь для государственных служащих;
  4. Выплата за выслугу лет;
  5. Выплата за обработку документации в рабочей деятельности, принадлежащей к разряду государственных тайн;
  6. Финансовые вознаграждения и премии, предполагаемая выплата которых осуществляет в период отпуска.

Отпуск на госслужбе за свой счет

Необходимо заранее написать заявление.

Неоплачиваемый отпуск государственным служащим утверждается руководителем и должностным лицом, составляющим ежегодный график отпусков.

Согласно действующему законодательству претендующий сотрудник имеет право не оглашать причины выхода на преждевременный перерыв. Рекомендуется поставить руководство в известность за несколько дней до предполагаемого выхода, а не перед непосредственным его наступлением.

На основании заявления отделом кадров формируется приказ, декларирующий длительность отпуска, дату начала и его окончания.

У государственных служащих предусмотрена особенность его оформления. Отпуск без сохранения не должен превышать одного года. Причины его оформления формируются и одобряются в идеальном порядке.

Поводом может выступить необходимость написания работы для получения научной степени.

Детальная информация о предоставляемом отпуске указывается в личной карточке государственного служащего.

Табель учетного времени содержит следующие кодовые значения:

  • ДО — выход в отпуск по предварительному согласованию с руководством;
  • ОЗ — выход в отпуск по причинам, регламентированным в действующем трудовом законодательстве.

Можно ли взять академический отпуск на госслужбе?

Согласно действующему законодательству государственные служащие обладают правом на оформления академического отпуска. Для его оформления необходимо предоставить подтверждающую документацию и утвердить заявление в отделе кадров за долго до предполагаемого выхода в о избежание конфликтных ситуаций с руководящим персоналом.

Длительность такого отпуска может достигать одного года. Порядок его предоставления ничем не отличается от частных организаций.

Из этого видео вы узнаете о порядке предоставления отпусков.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Командировка госслужащим оплачивается не по-среднему, а по денежному содержанию, согласно 79-ФЗ и региональным правовым актам. Должны ли в этом случае дни командировки и начисляемая за эти дни зарплата входить в базу для расчета отпускных??

Ответ

Ответ на вопрос:

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п.1 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по госслужбе "под ключ" от Системы Кадры.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

При расчете денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются следующие выплаты:

За период нахождения государственного служащего в командировке выплачивается денежное содержание за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения им госслужбы ().

В этой связи при расчете отпускных учитывается денежное содержание, которое выплачивается госслужащему за период командировки.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация 1. Какие выплаты положены федеральному госслужащему за время отпуска

Когда федеральный госслужащий уходит в отпуск, ему нужно выплатить денежное содержание и единовременную выплату ().

Подробнее о расчете денежного содержания см. Как рассчитать денежное содержание за период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Вам будет полезно узнать о Утверждении положения о командировках в материале по ссылке.

Единовременную выплату федеральному госслужащему к отпуску выплачивают в размере двух месячных окладов денежного содержания. Об этом сказано в статьи 46 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Из ответа «Как предоставить отпуск государственному служащему»

Нина Ковязина ,

При расчете денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитывайте следующие выплаты:

  • оклад месячного денежного содержания;
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальную помощь.

Расчет денежного содержания производите исходя из содержания, установленного гражданскому служащему на дату его ухода в отпуск.

Сумму премий и материальной помощи, которую нужно учесть при расчете денежного содержания за период нахождения в отпуске, определите по формуле:

Такой порядок применяйте вне зависимости от времени, фактически отработанного гражданским служащим перед уходом в отпуск. Например, если гражданский служащий перед уходом в отпуск отработал девять месяцев, в расчет денежного содержания включается 1/12 суммы премий и материальной помощи, фактически начисленных за этот период (девять месяцев).

Единовременную выплату к отпуску не включайте в расчет размера денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Размер денежного содержания за период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определите по формуле:

Такой порядок установлен Правил, утвержденных , и письмами Минздравсоцразвития России , и .

Также федеральному государственному гражданскому служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начислите единовременную выплату в размере двух окладов месячного денежного содержания ().

Пример расчета денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске

С 12 ноября по 11 декабря 2012 года ведущему специалисту-эксперту А.С. Кондратьеву предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска - 30 календарных дней.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 и с учетом индексации Кондратьеву на 12 ноября 2012 года установлены:

  • должностной оклад - 3983 руб. (2500 руб. ×1,06× 1,09 × 1,09 × 1,15 × 1,1);
  • оклад за классный чин - 1195 руб. (750 руб. ×1,06× 1,09 × 1,09 × 1,15 × 1,1);
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 10% должностного оклада - 398 руб. (3983 руб. × 10%);
  • ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада - 3983 руб.;
  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы в размере 70% должностного оклада - 2788 руб. (3983 руб. × 70%).

Таким образом, размер месячного денежного содержания Кондратьева (за полностью отработанный месяц) составляет:
3983 руб. + 1195 руб. + 398 руб. + 3983 руб. + 2788 руб. = 12 347 руб.

Расчетный период для расчета суммы премий и материальной помощи, включаемой в состав денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, - с 1 ноября 2011-го по 31 октября 2012 года.

За этот период Кондратьеву были начислены:

Месяц расчетного периода Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, руб. Материальная помощь, руб.
Ноябрь 2011 - 3000
Декабрь 2011 - -
Январь 2012 - -
Февраль 2012 - -
Март 2012 5000 -
Апрель 2012 - -
Май 2012 - -
Июнь 2012 - -
Июль 2012 - -
Август 2012 - -
Сентябрь 2012 - -
Октябрь 2012 5000 -
Всего 10 000 3000

Сумма премий и материальной помощи, которую нужно учесть при расчете денежного содержания, равна:
13 000 руб. : 12 мес. = 1083 руб.

Итоговая сумма денежного содержания, выплачиваемого за время нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, составила:
(12 347 руб. + 1083 руб.) : 29,4 × 30 дн. = 13 704 руб.

Кроме того, Кондратьеву начислена единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания в сумме 10 356 руб. ((3983 руб. + 1195 руб.) × 2).

Подробнее о компенсации за задержку отпускных мы писали здесь.

Итого Кондратьеву будет выплачено 24 060 руб. (13 704 руб. + 10 356 руб.).

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования

и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Законодательство регулярно совершенствуется. Людям, которых касаются изменения, необходимо быть в курсе, чтобы не нарушать нормативных правил. Так, теперь отпуск госслужащих становится менее продолжительным. В июне 2016 года законодатель пересмотрел старые нормы. Давайте посмотрим, какова теперь будет госслужащих, сильно ли она отличается от времени отдыха иных работников.

    Текст закона не очень большой. В нем указываются изменения, внесенные в некоторые статьи 79 ФЗ. Все они касаются продолжительности основного и дополнительных отпусков. Так, если раньше первый зависел от должности, то теперь все госслужащие будут отдыхать одинаковое количество дней - тридцать. Следующее изменение касается длительности дополнительных отпусков. Таковых существует два вида. Первый - за выслугу лет, второй - за ненормированный день. Нормы, касающиеся обоих, существенно переделали в сторону уменьшения. То есть с момента вступления закона в силу люди государевы будут отдыхать меньше, чем раньше. Справедливо ли это? Законодателю виднее, решение таких вопросов входит в его компетенцию. А самим служащим пришлось выбирать: выполнять новые нормы или поискать другую работу. Лазеек в нормативном акте для увеличения отдыха не осталось. Отпуск госслужащих теперь становится короче, то есть условия ухудшаются. Шаг не самый естественный. Почему же принято такое решение?

    Основания для принятия 176 ФЗ

    При обсуждении данного законодательного акта были указаны такие причины:

    1. Необходимость экономить бюджетные средства.
    2. Несправедливость существующих норм.

    В предыдущей редакции продолжительность отдыха, предоставляемого за ненормированную работу, устанавливалась организацией. То есть имелась возможность злоупотреблять этой нормой. Законодательно закреплялось, что госслужащим в этом случае не мог быть меньше, чем три дня. На деле же организация могла установить его в любом размере. А это отражалось на финансировании. Ведь данные оплачиваются из бюджета. По той же причине изменили порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу. Он тоже существенно уменьшился. Последнее обстоятельство особенно чувствительно для «старых» работников, зато совсем не важно для молодых специалистов, которые до льгот еще не дослужились. Закон позволит серьезно сэкономить бюджетные деньги.

    Новые нормы

    Согласно внесенным изменениям, отпуск госслужащих теперь составляет тридцать календарных дней. Никаких градаций и учета «больших чинов», как раньше, закон не предполагает. Все люди государевы, независимо от рангов, уравнены в смысле продолжительности оплачиваемого отпуска. Если не помните, в старой редакции было 30 и 35 дней. Дополнительное же время отдыха изменилось немного иным образом. В старой редакции нормативного акта предполагалось, что за год выслуги служащий получал один дополнительный день отдыха. Это приводило к тому, что некоторые люди отсутствовали на службе по два месяца, если не больше. А если учесть еще и второй льготный отпуск, то дождаться такого «работника» на его месте было делом сложным. Теперь же нормы стандартизировали (смотрите таблицу).

    Для примера посмотрим, как изменился отдых у людей, долгое время прослуживших в госорганах. Если раньше человек, имеющий стаж восемь лет, имел право на столько же дополнительных дней, то теперь его отдых ограничивается пятью. Экономия - заработная плата за трое суток.

    Как изменился отпуск за ненормированный день

    Еще строже законодатель подошел к этой норме. Ранее ее устанавливало предприятие. Закон ограничивал только минимальную его продолжительность. По договоренности можно было назначать какие угодно сроки, лишь бы хватало средств на оплату. Согласитесь, рационализма в таком расходовании мало или нет совсем. Теперь установлено, что данный вид льготного отдыха ограничен всего тремя днями. Строго и конкретно. Всякая самодеятельность в этом вопросе исключается. Вероятно, кое-кому такие строгости не по вкусу. Но нужно понимать, средств в стране не хватает, их следует экономить.

    Дополнительные положения

    Остался один важный вопрос. Не все люди государевы имеют возможность по объективным обстоятельствам уходить в отпуск. У некоторых накапливаются неотгулянные периоды. Согласно положениям закона, отпуск госслужащего, подпадающий под старую редакцию, не меняется задним числом. Это означает, что те периоды, которые исчисляются до вступления в силу новых норм, остаются прежними. Положено было человеку тридцать пять суток основного и пятнадцать плюс десять дополнительных - столько и отгуляет. А еще служащие имеют право взять деньгами (компенсация называется). Все это рассчитывается по старому законодательству.

    Заключение

    Осталось отметить, что нормы вступили в силу со второго августа 2016 года. Изменения в законодательстве расстроили не только госслужащих, они еще добавили работы специалистам кадровых отделов. Одно хорошо, что новая редакция для каждого конкретного человека начинает работать с его персонального нового года. То есть если устраивался на работу 9 апреля, то отпуск за 2016 год отгуляет по старому закону. А те, кто пришел уже 3 августа - будут получать короткие периоды отдыха. Всех остальных изменения коснутся с 2017 года. Заметим, что законодатель существенно урезал отпуск госслужащих, но он все еще остается длиннее, чем у других работников (28 суток). Так что тем, кто на страну трудится, жаловаться не на что. Привыкнут со временем.

    На какие отпуска имеют право гражданские служащие? Как исчисляется общая продолжительность ежегодного отпуска сейчас и как будет исчисляться с августа 2016 года? Какой порядок предоставления ежегодных отпусков установлен для служащих с начала 2016 года? Каковы условия перенесения отпуска на следующий год? В каких случаях отпуск может быть заменен денежной компенсацией?

    14.07.2016

    С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа начнут действовать другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

    ВИДЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТПУСКОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

    Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

    Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

    • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней;
    • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.

    Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

    ИСЧИСЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОТПУСКА

    Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

    В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

    Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

    Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.

    Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

    К сведению

    Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТПУСКОВ ПО‑НОВОМУ

    Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.

    По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

    Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

    Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

    К сведению

    В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

    Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

    Обратите внимание

    Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

    ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ОТПУСКОВ

    А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

    Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

    При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

    Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

    Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

    Обратите внимание

    В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

    Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

    Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

    ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

    Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

    По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

    В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

    Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

    Денежная компенсация

    В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

    Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

    По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

    К сведению

    Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

    В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

    Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

    В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

    Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

    Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

    В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

    А с 02.08.2016:

    • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
    • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
    • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

    При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

    «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    «О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Похожие публикации