Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции. Общие требования охраны труда на азс в резервуарных парках, на железнодорожных и автомобильных эстакадах

Автозаправки – это одни из тех объектов, на которых повышен риск возникновения пожара, поэтому здесь необходимо уделить особое внимание составлению и следованию правилам пожарной безопасности. В связи с этим типовая инструкция по пожарной безопасности азс содержит довольно большое количество пунктов, изучить которые обязан каждый сотрудник, работающий на данном объекте.

Особенности, устройство, типы АЗС

Заправочные станции – это целые комплексы, на территории которых располагаются разнообразные объекты различной функциональности и назначения:

  • подземные вместилища, в которых хранится топливо;
  • колонки, предназначенные для разливания топлива;
  • площадка для автоцистерн с топливом;
  • здания, постройки в которых находится персонал – административные, охранные, санитарные, магазины и прочие;
  • стоянка для автомобилей;
  • котельная на жидком дизтопливе;
  • очистительные сооружения для удаления примесей нефтепродуктов из дождевой воды или снега.

Каждый из этих объектов должен быть учтен при составлении правил пожарной безопасности (ППБ) на АЗС. Нормами противопожарной безопасности предусмотрены безопасные расстояния между сооружениями.

Инструкция по пожарной безопасности будет отличаться для автозаправочных станций разных типов:

  1. Стационарного типа – классические, с резервуарами, расположенными под землей; при этом топливораздаточные колонки (ТРК) установлены независимо от резервуаров.
  2. Блочные – сходны с предыдущим вариантом, но ТРК располагаются над подземным вместилищем топлива.
  3. Мобильного типа с надземными резервуарами, которые расположены вместе с ТРК и другим оборудованием на одной платформе.
  4. Передвижные азс – представляют собой мобильную установку, помещенную на транспортное средство.
  5. Контейнерного типа – имеют вид контейнеров, выполняющих все функции стационарной азс.

Контроль за соблюдением установленных норм противопожарного поведения персонала на азс осуществляется в ходе регулярных инспекционных проверок. При этом изучается документация, которая обязательно должна быть в наличии, а именно:

  • планировка азс (генплан с указанием всех находящихся на территории строений, сооружений, объектов; указывается расстояние между ними);
  • сертификаты, лицензии и разрешения (на работу с пожароопасным оборудованием, оказание услуг);
  • утвержденные документы на эксплуатацию оборудования и его технические характеристики;
  • необходимые – эвакуации людей и автомобилей, ликвидации возгораний, схемы наличия поблизости водных источников;
  • инструкцию по ПБ азс;
  • графики поверок;
  • журналы учетов.

Инструкция по пожарной безопасности азс

Для составления инструкции по пожарной безопасности азс нужно учитывать много различных факторов, касающихся:

  • порядка содержания территории станции;
  • конкретных мероприятий, призванных обеспечивать пожарную безопасность;
  • правил хранения и эксплуатации топлива и других пожаро- и взрывоопаснах материалов.

Инструкцией предусматриваются специальные формы, в которых лицо, ответственное за ПБ ежедневно отмечает результаты осмотра помещений в конце рабочего дня.

Обязателен раздел, описывающий месторасположения опасных участков (предназначенных для курения, проведения временных или регулярных огневых работ, проездных путей автотранспорта и т. д.).

Также в инструкции оговариваются правила по:

  • хранению, сбору, удалению горючих материалов, отмечается разрешенное количество их нахождения на территории азс;
  • содержанию и хранению специальной, рабочей одежды;
  • графику уборки отходов, способных вызвать пожар.

В инструкцию включаются данные по ПДК пожаро- и взрывоопасности.

Раздел, касающийся действий работников азс в случае возникновения пожара, является заключительным и должен быть изучен всеми лицами, трудящимися на территории станции.

Правила пожарной безопасности на азс

Противопожарные правила на азс запрещают:

  • заправку автотранспорта с заведенным мотором;
  • проезд ТС сверху над подземными вместилищами топлива;
  • работу, если существует риск возникновения искры (например, во время грозы, в одежде, пропитанной топливом и другие ситуации);
  • заправку ТС с пассажирами внутри, исключение составляют легковые авто, имеющие 4 и более дверей;
  • заправку ТС, провозящих взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и прочие материалы;
  • заезд на территорию тракторов без искрогасителей, если идут работы с топливом;
  • виды ремонтных работ, не связанных с починкой неисправностей зданий самой станции.

Заправка топливом ТС должна проходить с соблюдением таких правил:

  1. Мототехника останавливается на расстоянии не меньше 15 м от ТРК и подается к колонкам только при выключенных двигателях.
  2. Автомобили подаются своим ходом.
  3. Имеющиеся на ТС загрязнения топливом или нефтепродуктами, эти участки до процесса заправки вытираются досуха.
  4. Пролитые на территории азс продукты нефти немедленно засыпаются песком, который затем собирается в специальные ящики и вывозится за пределы станции.
  5. Автомобили, стоящие в очереди за раздачей топлива, должны быть не ближе 1 м друг от друга.

Соблюдение правил, инструкций, норм ПБ на азс – долг каждого автомобилиста и работника станции. Разработка доступных каждому правил и адекватных инструкций по ПБ – дело, с которым под силу справиться специалистам нашей компании.

17 мая 2004 г. Министерством труда и социального развития РФ была утверждена Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции, предусматривающая основные требования по охране труда для операторов стационарных, передвижных и контейнерных автозаправочных станций.

К выполнению указанного вида работ допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие обучение, стажировку, проверку знаний, инструктаж по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, а также предварительный медицинский осмотр. Помимо этого для работников автозаправочных станций не реже одного раза в квартал должен проводиться повторный инструктаж.

К опасным и вредным производственным факторам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на работников, можно отнести:

1) отравления нефтепродуктами;

2) травмы;

3) ожоги и т. д.

Работодатель обязан обеспечить операторов автозаправочной станции специальной защитной одеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

Особые требования предъявляются к оборудованию территории и помещений АЗС специальными средствами. Так, территория автозаправочной станции в темное время суток должна быть освещена. При этом особое внимание уделяется освещению мест заправки автомашин и слива нефтепродуктов в резервуары АЗС. Для местного освещения при осмотре резервуаров, колодцев и колонок необходимо применять взрывобезопасные аккумуляторные фонари напряжением не более 12 В, которые следует включать и выключать вне колодцев и на расстоянии более 3 м от заправочных колонок.

Станция также должна быть оборудована телефонной (радиотелефонной) связью с диспетчерским пунктом или руководством нефтебазы, ближайшей пожарной частью и правоохранительным органом. Телефонная (радиотелефонная) связь должна всегда находиться в исправном состоянии.

Помимо этого на территории и в помещении АЗС должны находиться исправные средства пожаротушения, аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим. Вне здания операторной автозаправочной станции должен быть оборудован специальный металлический шкаф для хранения проб нефтепродуктов.

Необходимо учитывать, что скорость движения транспорта на территории АЗС не должна превышать 5 км/ч.

Прежде чем приступить к выполнению работы, оператор автозаправочной станции должен надеть предусмотренную специальную защитную одежду, проверить средства индивидуальной защиты, а также проверить исправность технологического оборудования и наличие первичных средств пожаротушения.

Во время работы оператор автозаправочной станции должен соблюдать следующие требования безопасности:

1) перед сливом нефтепродуктов в резервуары автопоезд необходимо устанавливать по ходу движения автотранспорта. Поэтому для него должен быть освобожден выезд с территории автозаправочной станции на случай аварийной ситуации;

2) прежде чем производить слив нефтепродуктов, следует убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов, сливного устройства автоцистерны и правильности переключения запорной арматуры. При этом необходимо прекратить заправку автомашин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;

3) слив нефтепродуктов должен производиться при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник следует прикрепить сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству, а каждую цистерну автопоезда необходимо заземлить отдельно до полного слива из нее нефтепродукта. После отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров заземление необходимо снять сначала от заземляющего устройства, а затем с корпуса цистерны.

Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары автозаправочной станции должен быть герметизирован. При этом запрещается производить слив падающей струей;

4) работники, открывающие люки автомобильных цистерн, колодцев и резервуаров или заправляющие в них раздаточные рукава, должны находиться с наветренной стороны во избежание вдыхания паров нефтепродуктов. При этом в целях предупреждения искрообразования открывать и закрывать крышки люков и колодцев резервуаров необходимо плавно и без ударов;

5) слив нефтепродуктов в резервуар автозаправочной станции из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны. В случае обнаружения утечки нефтепродуктов слив должен быть немедленно прекращен.

В санитарно-бытовых помещениях должен всегда поддерживаться порядок и проводиться проветривание.

При заправке транспорта на автозаправочной станции должны соблюдаться следующие правила:

1) расстояние между автомашиной, стоящей под заправкой, и следующей за ней не должно быть менее 3 м, а между последующими автомашинами, находящимися в очереди, - менее 1 м;

2) мотоциклы, мотороллеры и мопеды следует перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м вручную с заглушенными двигателями;

3) все операции по заправке автомашин должны производиться в присутствии водителя и при заглушенном двигателе. Заправка автомашин с работающим двигателем допускается только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;

4) облитые нефтепродуктами поверхности автомашин до пуска двигателя должны быть протерты насухо. При этом пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный и использованный обтирочный материал собрать в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывезти с территории автозаправочной станции в специально отведенные места.

Оператор автозаправочной станции должен помнить, что при выполнении работы запрещается:

2) сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на автозаправочной станции во время грозы;

3) курить и пользоваться открытым огнем на АЗС;

4) производить на АЗС какие-либо работы, не связанные с приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов;

5) хранить в помещении АЗС легковоспламеняющиеся жидкости;

6) мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений АЗС легковоспламеняющимися жидкостями;

7) в зонах разлива присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой или сливом нефтепродуктов;

9) отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;

10) использовать в помещении АЗС временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами;

11) использовать противопожарный инвентарь не по назначению;

12) допускать проезд транспорта над подземными резервуарами;

13) производить ремонт электрооборудования;

14) оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены.

К аварийным ситуациям Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции относит следующие:

1) загорание автозаправочной станции;

2) неисправность электрического оборудования;

3) утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара;

4) загазованность (более 100 мг/куб. м) в здании автозаправочной станции;

5) пролив и перелив при приеме нефтепродуктов.

При возникновении любой аварийной ситуации оператор должен немедленно отключить общий рубильник и прекратить заправку автомашин.

В случае возникновения пожара следует вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, а также сообщить диспетчеру нефтебазы о случившемся.

При обнаружении утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки следует ее немедленно отключить и вызвать специалистов для ремонта. Если утечка произошла в резервуаре, то необходимо вызвать аварийную службу, освободить территорию автозаправочной станции от автомашин, сообщить о случившемся руководству организации, а также сделать соответствующую запись в журнале приема и сдачи смены.

При обнаружении загазованности в здании автозаправочной станции оператору следует проветрить здание естественной вентиляцией (например, открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности и сообщить руководству организации.

В случае пролива (перелива) нефтепродуктов оператор должен прекратить все технологические операции, освободить территорию автозаправочной станции от автомашин, удалить пролитый нефтепродукт, а место пролива засыпать песком. При необходимости следует вызвать аварийную службу.

После окончания работы оператор автозаправочной станции обязан снять специальную одежду и убрать ее в шкаф. При этом спецодежду и спецобувь следует хранить отдельно от личной одежды, а перед стиркой специальную одежду необходимо проветривать на открытом воздухе не менее двух часов. Ремонт спецодежды разрешается производить только после ее стирки.

Потери государства от происходящих серьёзных бедствий в виде пожаров в настоящее время являются очень значительными, обладающими тенденцией к дальнейшему неумолимому росту. Особенно опасными с такой точки зрения являются современные автозаправочные станции. Большая часть российских АЗС относится к частной собственности, поэтому их безопасность зависит от осознания владельцем важности соблюдения правил противопожарной безопасности.

Разработка правил под виды построек

Объёмы размещённого топлива, хранящегося на таких заправках, часто достигают многих десятков кубических метров, а результаты проведённых проверок выявляют нарушения разработанных правил противопожарной безопасности. Поэтому контроль со стороны государственных органов является неусыпным.

Современные автозаправки считаются объектами с достаточно высоким риском появления пожара, что говорит о повышенном внимании составлению, а также последующему соблюдению всех правил разработанной безопасности.

Подготовленная инструкция по такой безопасности, созданная для современных АЗС, состоит из достаточно большого числа пунктов, предъявляемых для изучения каждому из сотрудников, действующих на этом серьёзном объекте.

Современные заправочные станции являются большими комплексами с расположенными на их территории различными по назначению и функциональности строениями и объектами . Это могут быть подземные просторные вместилища для хранения топлива, специальные колонки для его разлива, площадка под размещение автоцистерн, заправленных топливом.

Также на территории заправочных станций размещаются здания и постройки для персонала, автотранспортная стоянка, действующая на дизельном топливе котельная и различные виды очистительных сооружений.

Каждый из подобных объектов обязательно учитывается при создании правил соблюдения безопасности для современных станций, нормами которых предусматриваются допускаемые противопожарные расстояния между данными сооружениями.

Инструкция по соблюдению пожарной безопасности для таких объектов должна составляться чётко с охватыванием всего спектра работ, затрагивать каждого из сотрудников, территорию автозаправки, а также поведение водителей. Инструкции по противопожарной безопасности обладают значительными отличиями для современных станций различных типов.

Так, станции, относящиеся к стационарным, оснащены расположенными подземными резервуарами с размещёнными независимыми подающими топливными колонками. Блочные станции являются похожими на стационарные, но их колонки размещаются над подземными хранилищами топлива.

Современные станции мобильного вида оснащены надземными просторными резервуарами, размещёнными совместно с колонками и остальным важным оборудованием прямо на общей платформе. Автозаправочные станции передвижного типа являются мобильной крупной установкой, размещённой на определённом транспортном перемещающемся средстве.

Соблюдение разработанных норм действующим персоналом станции контролируется в ходе проведения регулярных видов инспекционных проводимых проверок с обязательным изучением следующей присутствующей в наличии документации:

  • планировка автозаправочной станции с обязательным указанием всех расположенных на территории строений;
  • сертификаты, важные лицензии, а также полученные разрешения на проведение работы с размещёнными горючими материалами;
  • разрешительная документация на эксплуатацию различного оборудования;
  • разработанные планы эвакуации людей и находящихся автомобилей, быстрой ликвидации возникшего огня, а также схемы размещённых вблизи источников воды;
  • инструкции по соблюдению пожарной разработанной безопасности;
  • графики проверок и журнал учёта.

Инструкция

При составлении инструкции по противопожарной безопасности современных автозаправок обязательно учитываются различные факторы, например, порядок на территории такой станции, выполнение конкретных видов мероприятий по такой безопасности, а также соблюдение правил хранения и грамотной эксплуатации топливных материалов.

В инструкции предусмотрены специальные виды форм, в которых несущее ответственность за пожарную безопасность лицо каждый день вносит результаты проведённого осмотра всех помещений станции при завершении рабочего дня.

В подобной инструкции предусмотрен раздел с обязательным месторасположением всех опасных располагающихся на станции участков, таких, как отведённые места для курящих, места для работы с открытым пламенем, а также проездные пути для автотранспорта.

Также в инструкции точно оговорены правила по допускаемому хранению, последующей работе с размещёнными на станции горючими материалами, содержанию и нормальному хранению выдаваемой работникам одежды, а также графику проведения уборки различных отходов с территории, которые могут вызвать пожар.

Раздел, затрагивающий действия всех работников станции при возникновении возгорания, является очень обширным и изучается всеми лицами, работающими на станции.

Правила безопасности

Разработанными противопожарными правилами на современных автозаправочных размещённых станциях запрещается:

  • заправка автомобильного транспорта с включённым мотором;
  • проезд транспорта над расположенными подземными топливными хранилищами;
  • работа с риском возникновения заискрения;
  • заправка транспорта с пассажирами в салоне за исключением легковых автомобилей;
  • заправка транспорта с провозом взрывчатых, а также воспламеняющихся горючих материалов;
  • заезд на станцию тракторов без установленных искрогасителей при проведении работ с хранящимся топливом;
  • ремонт, который не является каким-либо образом связанным с устранением неисправностей размещённых зданий автозаправочной станции.

Заправка автомобильных средств осуществляется с обязательным соблюдением следующих важных разработанных правил:

  • мототехника размещается на расстоянии, составляющем не менее 15 метров от раздающего комплекса. Подача топлива в передающие колонки осуществляется лишь при заглушённом двигателе;
  • автомобили обязательно подаются собственным ходом;
  • загрязнённые участки от топлива, а также нефтепродуктов на поверхности транспорта до заправления вытираются обязательно досуха;
  • пролитые на землю нефтепродукты немедленно посыпаются песком, в дальнейшем собираемым и вывозимым за станцию;
  • стоящие в порядке очереди на заправку автомобили располагаются на расстоянии, составляющем не менее 1 метра друг за другом.

Точное и эффективное соблюдение разработанных правил, различных инструкций, а также норм на современной АЗС является долгом каждого из автомобилистов, работников действующей станции. Грамотная разработка вполне доступных для каждого правил, а также адекватных понятных инструкций по такой безопасности считается делом, с которым в полной мере могут отлично справиться только высококвалифицированные специалисты.

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Инструкция по охране труда для оператора (старшего оператора) автозаправочной станции (далее – Инструкция) разработана в соответствии с требования Закона Украины

“ Об охране труда ” и устанавливает правила выполнения работ и поведения оператора

(старшего оператора) автозаправочной станции (далее – оператора АЗС) на рабочем месте производственных помещениях и на территории АЗС, находящейся в собственности ФИРМА«МАЙ ПЛЮС» (далее – Предприятие), в соответствии требованиями государственных, межотраслевых и отраслевых нормативных актов по охране труда.

1.2. В соответствии со статьей 14 Законы Украины “Об охране труда” оператор АЗС обязан заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровья окружающих людей, знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, проходит в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры (статья Закона), а также перед выполнением работ повышенной опасности – психофизиологическое обследование (статья 5 Закона).

В случае ухудшения состояния здоровья до начала работы, в процессе рабочего времени и по его окончании оператор АЗС обязан сообщить об этом непосредственному руководителю.

1.3. В зависимости от конкретных условий организации производственного процесса, а также в связи с допущенными и несчастными случаями, в Инструкцию могут вноситься изменения и дополнения, не снижающие требования настоящей Инструкции которые должны излагаться на отдельном листе за подписью руководителя соответствующего структурного подразделения Предприятия.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Инструкция распространяется на лиц, которые по профессии оператор АЗС и является обязательным для выполнения нормативным документом.

Инструкция распространяется также на работников, названия профессий которые образованы с помощью дополнительных характеристик типа “старший”, “сменный”, “помощник” и др., которые добавляются к названию базовой профессии.

2.2. Оператор АЗС работает на автозаправочной станции и находится на ней постоянно, на протяжении рабочего времени. Оператор АЗС выполняет работы по заправки автотранспорта топливом через раздаточные колонки, приёму и сливу нефтепродуктов из автомобильных цистерн в резервуары.

На территории АЗС находятся: здание операторной, резервуарный парк,

технологические трубопроводы, топливораздаточные колонки. По взрывопожарной пожарной опасности здание операторной относится к категории «Д», в соответствии классификацией взрывоопасных зон по ПУЭ – без взрывоопасных зон.

Пространства у дыхательных клапанов, топливораздаточных колонок, сливных устройств в соответствии с ПУЭ относятся к взрывоопасным зонам класса «2». 2.3. К работе оператором АЗС допускается лица в возрасте не моложе 18 лет

мужского и женского пола, которые прошли специальное обучения по профессии в учебных заведениях, имеют I квалификационную группу по электробезопасности и могут

работу по заправке автотранспорта топливом по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением лечебно-профилактического учреждения,

В дальнейшем оператор АЗС должен проходить периодическое медицинское осмотры и профилактические наркологический осмотр с получением сертификата установленной формы один раз в два года. До достижении 21 летнего возраста медицинские осмотр необходимо проходить ежегодно.

К работе с этилированным бензином женщины не допускаются.

2.4. Оператор АЗС при приеме на роботу, а также в процессе работы проходить вводный, первичный, повторный, а в случае необходимости – внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, пожарной безопасности,а также по электробезопасности и по вопросам оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Оператор АЗС после первичного инструктажа на рабочем месте должен в течение 5-10 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного квалифицированного работника, которого назначается распоряжением по структурному подразделению, а также предварительных специальностей обучениям и проверку знаний по вопросам охраны труда относительно конкретных работ, которые он будет выполнять, в объёме утвержденных программ. Специальное обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда проводятся через 3 месяца.

2.5 Оператор АЗС обязан выполнять Правила внутреннего трудового распорядка,

соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требование нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности.

Запрещается появляться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсичного опьянения, употреблять спиртные напитки на работе, курить в местах где в соответствии с требованиями инструкций по пожарной безопасности установлен такой запрет,

Оператор должен соблюдать установленный режим рабочего времени. Перед началом работы отметить свое прибытие на роботу в журнале (ил у табельщика – как установлено в структурном подразделении), а по окончании убытие.

При непрерывной работе запрещается оставлять рабочее место до прибытия сменщика. В случае не прибытия сменщика необходимо сообщить об этом своему руководителю и действовать в соответствии с его указаниями.

2.6. Оператор АЗС должен выполнять только ту работу, которая предусмотрена его рабочей инструкцией, которой он обучен и о выполнении которой он проинструктирован.

При получении задания на выполнение новой работы – он обязан получить от непосредственного руководителя работ целевой инструктаж по охране труда.

2.7. Во время работы на оператора АЗС могут влиять такие опасные и вредные факторы производственной среды:

Повышенный уровень концепции паров нефтепродуктов и попадание их на кожу;

Повышенный уровень статического электричества;

Электрический ток при замыкании его на корпус электрооборудования;

Повышенная или пониженная температура воздуха;

Опасность наезда транспортных средств;

Опасность падения с высоты;

Выхлопные газы двигателя.

Указанные факторы производственной среды могут привести к травмам, отравлению, заболеванию.

2.8. Оператору АЗС выдается спецодежда, спецобувь, другие средства индивидуальной защиты в соответствии с «Положением о порядке обеспечения работников Предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ)», объявленным приказом по Предприятию. 2.9 Оператор АЗС обязан использовать по назначению и бережно относиться к выданной спецодежде, спецобуви и другим средствами индивидуальной защиты, а также выполнять правила пользования ими.

Средства индивидуальной защиты являются имущество Предприятия и подлежат обязательному возврату при увольнении, переводе на другую работу на Предприятии, где эти средства не предусмотрены нормами, а также по окончании срока носки вместо полученных новых.

В случае пропажи средств индивидуальной защиты из установленных мест их хранения или их порчи, по причине, не зависящей от работника, ему выдается другой, пригодный для использования комплект спецодежды, спецобуви и др.

2.10. Во время работы оператор АЗС должен выполнять требования санитарных норм и правил личной гигиены. Запрещается загрязнять окружающую среду. Переодеваться и оставлять личные вещи и одежду необходимо в бытовых помещениях. Нельзя мыть руки бензином, керосином, эмульсией. Воду для питья употреблять из специально оборудованных мест. Пищу необходимо принимать в специально оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приёма пищи).

2.11. Нарушение оператором АЗС требований настоящей Инструкции считается нарушением трудовой дисциплины, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

Перед началом работы оператор АЗС обязан:

3.1. При непрерывной работе АЗС принять у сменщика смену в установленном порядке. Запрещается прием и сдача смены во время аварийных ситуациях и аварий.

3.2. Надеть спецодежду, подготовить к работе рабочее место, убрать ненужные предметы, убедиться, что территория рабочей зоны находиться в безопасном состоянии.

3.3. Провести ежедневное обслуживание технологического оборудования, для чего проверить наличие и исправность:

Топливораздаточных колонок, трубопроводов, запорной арматуры. Для проверки герметичности раздаточных рукавов включают на 1-2 минуты колонку в работу при закрытом кране пистолета. Появление подтеканий не допускается;

Заземляющих устройств;

Средств пожаротушения;

Средств связи, в том числе громкоговорящей;

Знаком дорожного движения и указателей: «ограничение скорости движения», «ограничение высоты транспортных средств», «обязательная высадка пассажиров», «остановка мототранспорта» и др.;

Знаков безопасности: «пользоваться открытым огнем запрещено», «курить запрещено», «работать без заземления запрещено», «осторожно, легковоспламеняющееся вещество», знаков, которые указывают нахождение средств пожаротушения;

Плакатов, которые содержат обязанности водителя во время заправками автотранспорта, а также инструкции о мерах пожарной безопасности;

Индивидуальных средств защиты: противогазов, респираторов, защитных очков, диэлектрических перчаток, бот, ковриков и др.; аптечки первой помощи и медикаментов.

3.4. Обо всех выявленных недостатках и неисправностях указать в журнале приема и сдачи смены, сообщить своему непосредственному руководителю, а в случае его отсутствия – вышестоящему руководителю.

Без устранения имеющихся неисправностей и нарушений требования охраны труда или без выполнения дополнительных мер безопасности, определенных руководителем, которому сообщено о недостатках, к работе не приступать.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

только через топливораздаточные колонки в присутствии водителя, при неработающем двигателе. Разрешается заправка автомобильного транспорта с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск неработающего двигателя затруднён.

4.2. Мотоциклы, мотороллеры, мопеды должны подаваться к топливораздаточным колонкам вручную с неработающими двигателями. Остановка и пуск их должны производиться на расстоянии не менее 15 м от колонок.

4.3. Нефтепродукты должны опускаться непосредственно в топливные баки. Запрещается отпуск топлива в полиэтиленовые канистры, стеклянную и открытую тару.

4.4. Облитые нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров до пуска двигателя должны насухо протираться.

4.5. Пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок и промасленные обтирочные материалы собрать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

4.6. Расстояние между автомобилем, который находится под заправкой, и автомобилем который стоит за ним, должно быть не менее 3 м, а расстояние между всеми другими автомобилями, которые стоят в очереди – не менее 1 м, при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС.

4.7. Заправка автомобилей, груженных опасными грузами (взрывчатыми веществами, сжатыми и сжиженными горючими газами, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ЛВЖ и ГЖ), отравляющими и радиоактивными веществами и т. п.), необходимо проводить на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС. Нефтепродукты при этом получают на АЗС в металлические канистры.

4.8. Во время работы необходимо контролировать герметичность соединений в трубопроводах, колонках, раздаточных рукавах и запорной арматуре. Все пропуски и подтекания нефтепродуктов должны немедленно устраняться.

4.9. При приеме нефтепродуктов оператор АЗС:

Убедиться в исправности резервуара и его оборудования, а также сливного устройства автоцистерны;

Провести замеры остатков нефтепродукта в резервуаре, стоя при этом спиной к ветру;

Убедится в наличии и исправности средств пожаротушения;

Убедиться, что двигатель автоцистерны выключен(при сливе самотёком или насосом АЗС);

Проверить правильность заземления автоцистерны. Гибкий заземляющий проводник (медный сечением 4 мм², стальной диаметром 6 мм²) должен быть постоянно присоединён к корпусу автоцистерны и иметь на конце наконечник под болт М10 или струбцину, для присоединения к заземляющему устройству.

При наличии инвентарного проводника заземление следует проводить в следующем порядке: заземляющий проводник сначала присоединяют к корпусу цистерны, а затем – к заземляющему устройству.

Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива нефтепродуктов. Запрещается использовать в качестве заземлителей трубопроводы с ЛВЖ, ГЖ и горючими газами, а также другие трубопроводы;

Прекратить заправку автотранспорта из резервуара до окончания слива в его нефтепродукта;

Проверить уровень нефтепродукта в автоцистерне (заполнение до планки) и наличие воды;

Отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней.

4.10. Сливать нефтепродукты в резервуары необходимо закрытым способом (трубопроводом или через шланг) под слой жидкости, как правило, через быстросъёмные герметичные муфты.

4.11. Процесс слива должен контролироваться оператором АЗС и водителем автоцистерны. Не допускается переполнение резервуара и разлив нефтепродуктов. Наконечники сливных шлангов должны быть изготовлены из материала, исключающего возможность искрообразования в случае удара о корпус резервуара о горловину.

4.12. После слива нефтепродукта необходимо закрыть крышки люков сливных колодцев. Закрыть крышки надо осторожно, не допуская её удара о горловину.

4.13. Заправку автотранспорта можно начинать не ранее чем через 10 минут после слива нефтепродукта в резервуар.

4.14. При отборе проб и замере уровня нефтепродуктов в автоцистернах и резервуарах, а также во всех случаях превышения допустимой концентрации паров нефтепродуктов в рабочей зоне необходимо работать в средствах защиты органов дыхания.

При выполнении работ на высоте выше 1,3 м от поверхности земли без ограждения рабочей площадки необходимо пользоваться предохранительными поясами.

4.15. Для ремонта тары, измерения уровня нефтепродуктов и отбора проб, для открывания кранов и пробок, во избежание искрообразования и возможного взрыва во взрывоопасных зонах необходимо применять только омеднённый инструмент или инструменты, изготовленные из металла, который не образует искр. Запрещается применять для этого стальной инструмент.

4.16. На территории АЗС для аварийного освещения необходимо применять переносные светильники повышенной надёжности против взрыва с видом защиты “n” заводского изготовления напряжением не выше 12 В.

4.17. Мероприятия по защите от статического электричества:

4.17.1. Защита от накопления зарядов статического напряжения на технологическом оборудовании во взрывоопасных зонах АЗС выполняется путем заземления всего технологического и электрического оборудования АЗС, трубопроводов, коммуникаций и автоцистерн.

4.17.2. Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования, трубопроводы, резервуары должны быть присоединены к заземляющему контуру АЗС.

4.17.3.Шланги из неэлектропроводных материалов с металлическими наконечниками, которые используются для слива нефтепродуктов в резервуары и для отпуска нефтепродуктов, должны быть обвиты медным проводом диаметром не менее 2 мм (или медным тросиком сечением не менее 4 мм²) с шагом витка 100-150 мм.

Одним конец провода (или троса) соединяется пайкой (или под болт) с металлическими заземленными частями нефтепродуктопроводов, а другой – с наконечником шланга.

При использовании армированных шлангов или антиэлектростатических рукавов их обвивка не требуется при условии обязательного соединения арматуры или электропроводящего резинового слоя с металлическими наконечниками шланга и заземленными частями нефтепродуктопровода.

Указанная мера, обеспечивая заземление оборудования и контакт тела человека с заземлением, отводит заряд статического электричества.

Наконечники шлангов должны быть изготовлены из меди или других металлов, исключающих возможность механического образования искры.

4.17.4. Открытие люков автоцистерн, резервуаров и погружение в них шлангов должно выполняться только после присоединения заземляющих проводников к заземляющему устройству.

4.17.5. Автоцистерны, находящиеся под сливом, на протяжении всего времени слива должны быть заземлены, как указано в пункте 4.9. данной Инструкции.

Контактные приспособления для присоединения заземляющих проводников от автоцистерн должны быть расположены вне взрывоопасной зоны.

4.17.6. Слив нефтепродуктов свободно падающей струей запрещается.

4.17.7. Слив нефтепродуктов из мерников и пробоотборников следует производить только через сливные устройства резервуаров, с использованием лейки из меди или другого электропроводного материала, которой исключает возможность механического образования искр.

4.18. Эксплуатация устройства защиты от статического электричества:

4.18.1. Осмотр и текущий ремонт заземляющих устройств должен выполняться одновременно с осмотром и текущим ремонтом всего технологического и электротехнического оборудования.

4.18.2. При подсоединении заземляющих проводников автоцистерны к заземляющему устройству запрещается применение шайб, изготовленных из диэлектрических материалов, а также окраска контактных поверхностей красками.

4.18.3. Запрещается осуществлять заправку автотранспорта и слив нефтепродуктов при нарушении цепи заземления и выполнении требований, указанных в пункте 4.17. настоящей Инструкции.

4.19. Оператор АЗС должен контролировать обстановку на АЗС и не допускать:

Заправки транспортных средств с работающими двигателями, а также в случае нахождения водителя в нетрезвом состоянии;

Проезда автотранспорта над подземными резервуарами;

Работу в одежде и обуви, облитых бензином;

Заправки транспортных средств (кроме легковых автомобилей), в которых находятся пассажиры;

Заправки транспортных средств с работающим двигателем;

Заправки транспортных средств, перевозящие опасные грузы (взрывчатые, отравляющие и радиоактивные вещества, сжиженные газы, ЛВЖ и ГЖ);

Отпуск топлива с РТК, которые подключены до резервуаров которые заполняются (во время слива нефтепродуктов);

Въезда на территорию АЗС и заправки тракторов, не оборудованных искрогасителями;

Пребывания на территории АЗС и в служебных помещениях лиц, которые не связаны с обслуживанием автотранспорта;

Слива нефтепродуктов во время грозы;

Курения, проведения непредвиденных ремонтных и других работ, связанных с применением открытого огня как в здании АЗС, так и на расстоянии менее 20м от её территории.

4.20. Работы на АЗС должны быть прекращены:

При неисправности заземляющих устройств, оборудования, резервуаров, трубопроводов, автоцистерн и невыполнении требований, указанных в пункте 4.17. настоящей Инструкции;

При нарушении герметичности оборудования и появлении течи нефтепродуктов;

Во время грозы.

Люки автоцистерн при этом должны быть закрыты.

4.21. Оператору АЗС запрещается:

Работать при не заземленных колонке и оборудовании;

Проводить какие-либо работы, не предусмотренные рабочей инструкцией оператора АЗС;

Хранить топливо, смазочные материалы и другие нефтепродукты в местах, не предназначенных для этих целей;

Заправлять автомобили и другие транспортные средства при наличии течи горючего из топливной системы;

Устранять неисправности электрооборудования и электропроводов, арматуры освещения и пусковых устройств, самостоятельно ремонтировать ТРК, кассовой аппарат и другое оборудование.

4.22. Оператор АЗС обязан:

4.22.1. Знать, что наиболее опасными факторами, которые могут на него воздействовать, являются нефтепродукты и в особенности этилированные бензины;

4.22.2. Выполнять требования установленных знаков безопасности. Запрещающий знак безопасности. Запрещающий знак безопасности с надписью «Не включать! Работают люди» имеет право снимать только тот, кто его установил. Запрещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен знак «Не включать! Работают люди»;

4.22.3. О несчастных случаях, внезапных заболеваниях, а также возникновении угрозы для жизни и здоровья работниками из-за нарушения технологического процесса, неисправности оборудования и т. п. оператор АЗС обязан немедленно сообщить непосредственному руководителю работ или другому должностному лицу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему.

До расследования несчастного случая необходимо сохранять обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других работников и не приведет к более тяжелым последствиям.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

По окончании работы оператор АЗС обязан:

5.1.1. Провести уборку территории АЗС и оборудования;

5.1.2. Отключить заправочное оборудование (при односменной работе) или подготовить рабочее место к передаче очередной смене. На АЗС отключить электропитание;

5.1.3. Убрать в установленное место средства индивидуальной защиты;

5.1.4. Снять спецодежду и убрать её в шкафчик бытового помещения;

5.1.5. Выполнять меры личной гигиены;

5.1.6. Сообщить своему непосредственному руководителю обо всех неисправностях и других недостатках, которые имели во время работы, и сделать записи в соответствующих журналах;

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении аварии необходимо действовать в соответствии с Планом локализации аварийных ситуаций и аварий.

В ночное время обслуживать клиентов необходимо через окно, не допуская их в помещение операторной. При отсутствии такой возможности, в операторной должен находиться ещё хотя бы один работник АЗС или охраны вблизи средств связи.

При угрозе нападения на АЗС необходимо незамедлительно воспользоваться переносной или стационарной тревожной кнопкой, городским или мобильным телефоном для вызова наряда милиции.

При вооружённом нападении с целью ограбления персонала АЗС не должен оказывать сопротивления, чтобы не вызвать реакцию у нападающих, которая может поставить под угрозу жизнь и здоровье клиентов и персонала станции. По требованию нападающих необходимо без всяких условий передать им наличность.

При необходимости оператор АЗС обязан оказать первую помощь пострадавшим в соответствии с «Инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных случаях», используя имеющиеся в аптечке медикаменты и средства для оказания помощи.

Инструкцию по охране труда для оператора АЗС подписали и согласовали.

Оператор автозаправочной станции, вынужденный по долгу службы работать с горючими веществами, должен строго соблюдать правила охраны труда, а также техники безопасности.

Прежде всего, ему необходимо надеть спецодежду. На этом же этапе проверяется работоспособность технологического оборудования и средств пожаротушения.

Перед тем, как приступить к осуществлению слива нефтепродуктов в специальные резервуары АЗС, следует освободить выезд для автомобилей (на случай возникновения аварийной ситуации).

Резервуар с горючими веществами, а также все трубопроводы, запорная арматура, автоцистерна и т. д. должны быть полностью исправными.

Не дозволяется осуществление заправки автомашин, пока не будет завершен слив в резервуар нефтепродуктов, содержащихся в цистерне. Причем данный процесс (осуществляемый как в подземные, так и в наземные резервуары) должен производится исключительно по герметизированным каналам.

А для очистки вод, используемых в производственных целях, чаще всего задействуется ливневка с очистными Векса. Благодаря им отработанная влага освобождается от посторонних смесей и нефтепродуктов.

В процессе осуществления заправки автотранспорта также необходимо соблюдать ряд следующих предписаний:

минимальное расстояние между машиной, обслуживаемой оператором и той, которая следует за ней, должно равняться 3 м. Остальные авто должны располагаться в метре друг от друга;

— процесс наполнения бензобака осуществляется при водителе и с условием, что двигатель будет полностью заглушен (последнее правило можно нарушать лишь при низкой температуре воздуха);

— все пролитые нефтепродукты тщательно протираются или засыпаются песком. Ткань, используемая для обтирки, хранится в закрытых металлических ящиках вплоть до вывоза в отведенные для нее места;

Если требуется осуществить заправку машин, используемых для перевозки взрывоопасных или же горючих грузов, необходимо использовать для этой цели специальную площадку. Обычно такие участки располагаются минимум в 25 м от АЗС.

Только при соблюдении этих правил можно гарантировать себе и своим клиентам полную безопасность.

www.znakcomplect.ru

Информационный портал Ai-92.ru

Каждый водитель сталкивался с правилами заправки на АЗС. Обычно табличка с «запретами» расположена на топливной колонке или на специальном информационном стенде. В ней настоятельно рекомендуют соблюдать скоростной режим, высадить пассажиров и заглушить мотор перед заправкой, запрещают наливать бензин в стеклянную или пластмассовую посуду и т. п. Ясно, что данные требования появились не на пустом месте. Они служат для того, чтобы процедура заправки стала максимально безопасной для водителей и работников АЗС.

У каждой законопослушной автозаправки для этого есть специальный документ - инструкция по охране труда для операторов автозаправочных станций или в народе — техника безопасности на азс . В ней указаны требования по безопасности и правила поведения в случае аварийной ситуации. Следуя этому документу, сотрудники ежедневно проверяют исправность технического оборудования, следят за освещением. Зимой работники заправки обязаны очищать территорию от снега и льда и посыпать песком. Также техника безопасности на азс требует следить за правильным поведением водителей, дабы избежать внештатных ситуаций. Например, автомобилист перед заправкой должен высадить пассажиров (кроме водителей легковых авто). Если возникнет аварийная ситуация, люди в машине должны как можно скорее удалиться на безопасное расстояние. Особенно этот запрет касается водителей автобусов с одной дверью для пассажиров.

По такой же причине должно соблюдаться промежуточное расстояние на заправке - 3 м от авто, которое заправляется и 1 м между машинами, находящимися в очереди.

Вдобавок под запретом находится заправка автомобиля с включенным двигателем и во время грозы из-за возможности появления искры.

Правила безопасности на АЗС. Почему надо высаживать пассажиров и глушить мотор?

Заправка автомобиля — дело для водителя несложное и обыденное. Настолько, что порой владельцы авто приезжают на заправку с зажженной сигаретой и удивляются, почему ее нужно срочно потушить. Сегодня разбираемся, правомерны ли требования администрации АЗС и каковы общепризнанные нормы безопасности на заправках?

1. Расстояние между автомобилями

Как обычно: кто как – и вплотную, и через 5 метров.
Как надо: по нормам, расстояние между заправляющимся автомобилем и следующим в очереди к этой ТРК должно составлять 3 метра (в некоторых источника – не меньше 1 метра), далее в очереди не меньше 1 метра. При этом транспортные средства располагаются на территории АЗС таким образом, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации имелась возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации их в безопасное место.

2. Скорость движения

Как обычно: «влетаем» до, «рвем с места» после
Как надо: традиционно максимальная скорость движения по территории АЗС указана при въезде на нее и составляет 5 км/ч. АЗС – потенциально опасный объект, не забываем об этом!

3. Высадка пассажиров

Как обычно: автобусы, грузовики, мотоциклы – все стремятся показать процесс заправки своим пассажирам
Как надо: по правилам, заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры (за исключением легковых автомобилей с количеством дверей не менее четырех) запрещена. А пассажиры автобусов вообще должны покинуть салон вне территории АЗС. Это нужно, опять же, на случай возможной нештатной ситуации.

4. Выключение двигателя

Как обычно: «зачем лишний раз глушить?»
Как надо: заправка транспортных средств с работающими двигателями запрещена. Вообще, про этот пункт правил, кажется, забывает половина российских автолюбителей. Либо экономя время, либо просто не утруждая себя лишний раз глушить и запускать двигатель.

Есть и еще несколько правил, которые могут стать «сюрпризом» для заправляющихся:

— водитель после заправки обязан насухо протереть загрязненные нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров до пуска двигателя;
— водитель должен выполнить остановку и пуск двигателей мотоциклов (мотороллеров) на расстоянии не ближе 15 метров от топливораздаточных колонок;
— заправлять автомобиль во время грозы и во время опасности проявления атмосферных разрядов запрещается.

www.magistral116.ru

Техника безопасности на АЗС

Работники АЗС, в процессе своей профессиональной деятельности регулярно контактируют с горючими веществами. Поэтому соблюдение требований техники безопасности на АЗС обязательна. Условия труда на автозаправочных станциях будут безопасными только в том случае, если сотрудники, работающие на АЗС, соблюдают все правила технической эксплуатации автозаправочного оборудования и требования техники безопасности на АЗС.

Все работники автозаправочной станции должны проходить инструктаж по технике безопасности на АЗС, противопожарной безопасности и производственной санитарии. Сотрудники автозаправочной станции не прошедшие проверку знаний, не допускаются к работе на АЗС. Также запрещено допускать к работе на АЗС работников, нарушающих требования техники безопасности, не соблюдающих правил охраны труда и пожарной безопасности.

Сотрудники автозаправочной станции должны работать строго в спецодежде, предусмотренной им подолгу работы.

Перед началом работы работники АЗС должны проверить работоспособность всего технологического оборудования, а также наличие первичных средств пожаротушения.

Слив нефтепродуктов осуществляется только после того, как работники АЗС освободят выезд для автотранспорта. Все резервуары АЗС, куда осуществляется слив нефтепродуктов, должны быть в исправном состоянии.

Запрещено производить заправку автотранспорта, пока производится слив нефтепродуктов из цистерн автозаправочных машин в резервуары.

Требования техники безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе заправки автомобилей:

  • Минимально допустимое расстояние между заправляемым автомобилем и следующим по очереди на заправку автомобилем должна составлять 3 метра. Все последующие автомобили должны размещаться не менее 1 метра друг от друга.
  • Заправка автомобиля работником АЗС осуществляется лишь в присутствии водителя и обязательно при заглушенном двигателе.
  • Разлитый бензин аккуратно протирается, либо засыпается песком.

Допускается лишь одностороннее движение автотранспорта по территории автозаправочной станции. Въезд на АЗС и выезд с него осуществляется раздельно.

Лишь соблюдая все требования техники безопасности на АЗС можно гарантировать абсолютную безопасность для работников АЗС, так и для ее клиентов.

Продукция по охране труда, необходимая для обеспечения безопасности на АЗС:

ohranatruda21.ru

Пожарная безопасность на АЗС

Автозаправки – это одни из тех объектов, на которых повышен риск возникновения пожара, поэтому здесь необходимо уделить особое внимание составлению и следованию правилам пожарной безопасности. В связи с этим типовая инструкция по пожарной безопасности азс содержит довольно большое количество пунктов, изучить которые обязан каждый сотрудник, работающий на данном объекте.

Особенности, устройство, типы АЗС

Заправочные станции – это целые комплексы, на территории которых располагаются разнообразные объекты различной функциональности и назначения:

  • подземные вместилища, в которых хранится топливо;
  • колонки, предназначенные для разливания топлива;
  • площадка для автоцистерн с топливом;
  • здания, постройки в которых находится персонал – административные, охранные, санитарные, магазины и прочие;
  • стоянка для автомобилей;
  • котельная на жидком дизтопливе;
  • очистительные сооружения для удаления примесей нефтепродуктов из дождевой воды или снега.

Каждый из этих объектов должен быть учтен при составлении правил пожарной безопасности (ППБ) на АЗС. Нормами противопожарной безопасности предусмотрены безопасные расстояния между сооружениями.

Инструкция по пожарной безопасности будет отличаться для автозаправочных станций разных типов:

  1. Стационарного типа – классические, с резервуарами, расположенными под землей; при этом топливораздаточные колонки (ТРК) установлены независимо от резервуаров.
  2. Блочные – сходны с предыдущим вариантом, но ТРК располагаются над подземным вместилищем топлива.
  3. Мобильного типа с надземными резервуарами, которые расположены вместе с ТРК и другим оборудованием на одной платформе.
  4. Передвижные азс – представляют собой мобильную установку, помещенную на транспортное средство.
  5. Контейнерного типа – имеют вид контейнеров, выполняющих все функции стационарной азс.

Контроль за соблюдением установленных норм противопожарного поведения персонала на азс осуществляется в ходе регулярных инспекционных проверок. При этом изучается документация, которая обязательно должна быть в наличии, а именно:

  • планировка азс (генплан с указанием всех находящихся на территории строений, сооружений, объектов; указывается расстояние между ними);
  • сертификаты, лицензии и разрешения (на работу с пожароопасным оборудованием, оказание услуг);
  • утвержденные документы на эксплуатацию оборудования и его технические характеристики;
  • необходимые планы по ПБ – эвакуации людей и автомобилей, ликвидации возгораний, схемы наличия поблизости водных источников;
  • инструкцию по ПБ азс;
  • графики поверок;
  • журналы учетов.

Инструкция по пожарной безопасности азс

Для составления инструкции по пожарной безопасности азс нужно учитывать много различных факторов, касающихся:

  • порядка содержания территории станции;
  • конкретных мероприятий, призванных обеспечивать пожарную безопасность;
  • правил хранения и эксплуатации топлива и других пожаро- и взрывоопаснах материалов.

Инструкцией предусматриваются специальные формы, в которых лицо, ответственное за ПБ ежедневно отмечает результаты осмотра помещений в конце рабочего дня.

Обязателен раздел, описывающий месторасположения опасных участков (предназначенных для курения, проведения временных или регулярных огневых работ, проездных путей автотранспорта и т. д.).

Также в инструкции оговариваются правила по:

  • хранению, сбору, удалению горючих материалов, отмечается разрешенное количество их нахождения на территории азс;
  • содержанию и хранению специальной, рабочей одежды;
  • графику уборки отходов, способных вызвать пожар.

В инструкцию включаются данные по ПДК пожаро- и взрывоопасности.

Раздел, касающийся действий работников азс в случае возникновения пожара, является заключительным и должен быть изучен всеми лицами, трудящимися на территории станции.

Правила пожарной безопасности на азс

Противопожарные правила на азс запрещают:

  • заправку автотранспорта с заведенным мотором;
  • проезд ТС сверху над подземными вместилищами топлива;
  • работу, если существует риск возникновения искры (например, во время грозы, в одежде, пропитанной топливом и другие ситуации);
  • заправку ТС с пассажирами внутри, исключение составляют легковые авто, имеющие 4 и более дверей;
  • заправку ТС, провозящих взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и прочие материалы;
  • заезд на территорию тракторов без искрогасителей, если идут работы с топливом;
  • виды ремонтных работ, не связанных с починкой неисправностей зданий самой станции.

Заправка топливом ТС должна проходить с соблюдением таких правил:

  1. Мототехника останавливается на расстоянии не меньше 15 м от ТРК и подается к колонкам только при выключенных двигателях.
  2. Автомобили подаются своим ходом.
  3. Имеющиеся на ТС загрязнения топливом или нефтепродуктами, эти участки до процесса заправки вытираются досуха.
  4. Пролитые на территории азс продукты нефти немедленно засыпаются песком, который затем собирается в специальные ящики и вывозится за пределы станции.
  5. Автомобили, стоящие в очереди за раздачей топлива, должны быть не ближе 1 м друг от друга.

Соблюдение правил, инструкций, норм ПБ на азс – долг каждого автомобилиста и работника станции. Разработка доступных каждому правил и адекватных инструкций по ПБ – дело, с которым под силу справиться специалистам нашей компании.

  • Законы сложения чисел Переместительный закон сложения Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится. Это можно легко проверить, посчитав количество звёздочек, представленных на рисунке: Можно сначала посчитать зелёные звёздочки, […]
  • Правила оформления детского пособия Появление на свет ребенка всегда радость, но когда поднимается вопрос об оформлении детского пособия, то здесь и начинаются проблемы. Какие документы необходимо предъявить для пособия до 1,5 лет, а […]
  • Какой штраф за езду на красный свет в 2018 году Размер штрафа Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно […]
  • Чем грозит перегруз легкового и грузового автомобиля? Перегруз автомобилей – одно из основных проблем разрушения дорожного покрытия, с которым власти пытаются бороться все активнее. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила […]
  • Расчет и ставки налога на прибыль организаций в России Величина налога на прибыль зависит не только от размера самой прибыли, которую каждая компания стремиться сделать максимально возможной. При расчете суммы данного налога влияние […]
  • Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская - российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, председатель […]
Похожие публикации