Полномочия законодательной власти рф кратко. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная

Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:

Необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;

Необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;

Возможность на основе разделения властей диалектического объединения в единое целое таких, казалось бы, не совместимых важнейших сфер жизни, как закон и свобода, власть и право, государство и гражданское общество.

Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.

По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.

Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

2 ПАРЛАМЕНТ. Структура парламента

Высшим представительным и законодательным органом в структуре власти является парламент. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный - это означает, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов.

Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Первыми законотворческими органами, известными во всемирной истории, были «совет четырехсот» (по законам древнегреческого правителя Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена). В Римской республике (510 - 27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. Эти органы стали прообразами современных парламентов.

Латинское слово parliamentum в тот период означало послеобеденную беседу монахов. Этим же термином в ХII-ХIII веков пользовались для обозначения совещания священнослужителей. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. При План-тагенетах этим словом называли «великие советы». Вестминстерский статус 1275 года впервые использует французское слово parlement для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Некоторые авторы считают, что первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 год). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента стало компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими социальными группами населения. В самом начале парламент лишь давал советы королю, но постепенно стал выполнять законодательные и представительные функции. Особенно после того, как в XVII - XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к выводу, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен быть народ.

На роль родины самого древнего парламента претендует и Исландия, жители которой показывают несколько огромных валунов, лежащих возле Рейкьявика. Исландцы утверждают, что это и есть самый древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит прежнее название - Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения.

Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, после введения всеобщего избирательного права.

В историческом аспекте парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и США. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции, феодальной идеологии, ценностей и идеалов уходящих классов, за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Парламенты также принимают государственные бюджеты и контролируют их исполнение. В значительной мере от формы правления зависят методы и степень контроля парламента за исполнительной властью.

Парламенту принадлежит ведущая роль в процессах формирования политической культуры. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти. На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы: соотношение политических и социальных сил в обществе, уровень правовой культуры, традиции, зарубежный опыт, различные субъективные факторы. Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако практика государственного строительства в отдельных зарубежных странах свидетельствует и об отходе от этих традиций. Так, например, в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия парламент в Южно-Африканской Республике фактически был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. Хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения страны. В 1970-х годах того же столетия в союзной скупщине (парламенте) Югославии на основе Конституции Югославии число палат доходило до шести. В настоящее время в некоторых странах Африки и Океании при законодательных органах имеются палаты вождей, но они наделены правом совещательного голоса, и то по узкому кругу вопросов (обычаи, культура).

Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Как правило, государствах федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил, так как первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой были представлены буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества. Многие исследователи считают, что вторая палата - это интегрирующая часть парламента. Сторонники противоположного мнения убеждены, что вторая палата в унитарных государствах не имеет достаточных оснований для своего существования.

В Республике Беларусь Парламент - Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных законодательством случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Палата представителей представляет интересы всех жителей Республики Беларусь. Она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства всех граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, деятельности постоянных: комиссий Палаты представителей, депутатов в избирательных округах. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его деятельность направлена на обеспечение принятия качественных законов страны.

Совет Республики состоит из 64 членов. В него избирается от каждой области и города Минска на собрании депутатов местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет.

Основными элементами внутренней организации парламентов являются:

Руководящие органы;

Парламентские комиссии (комитеты);

Парламентские объединения депутатов;

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. В Беларуси руководят деятельностью парламента председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент в отношениях с другими органами и организациями как внутри страны, так и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.

В руководящие Органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).

В Национальном собрании Республике Беларусь имеются специальные руководящие органы - Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики. Они создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению парламента, организации работы постоянных комиссий и иных органов.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей, а также шесть депутатов, избираемых Палатой представителей.

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения каких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.

В некоторых парламентах состав комиссий (комитетов) пропорционален партийному составу палат. При этом во многих законодательных органах руководители комиссий, как правило, работают на профессиональной основе, а остальные депутаты - на временной. Так работали депутаты Верховного Совета Республики Беларусь ХIII созыва.

Выборы председателя комиссии (комитета) могут осуществляться:

Самими членами комиссии (комитета);

Исходя из принципа старшинства;

Назначаться председателем палаты.

Основным выражением парламентской системы власти является парламентская республика, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента.

Основополагающий принцип парламентской республики состоит в том, что правительство формируется не главой государства - президентом или монархом, а лидерами партий парламентского большинства и, как правило, из числа депутатов политических партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие. Если парламент отказывает правительству в доверии, происходит одно из двух: либо правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство; либо парламент распускается, назначаются его новые выборы, затем новый парламент формирует новое правительство. Решение о том, что именно произойдет, формально принимает глава государства, а фактически-действующий премьер-министр. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства. Такая форма правления существует в таких странах, как Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль.

Другим важнейшим принципом парламентской системы является то, что главой высшей исполнительной власти по конституции считается премьер-министр, а не глава государства (президент или монарх). Однако премьер-министр - это только «первый среди равных», который принимает политические решения совместно с кабинетом, т.е. на коллегиальной основе. Возглавляя правительство, Премьер-министр не является одновременно и главой государства, а поэтому не располагает такими широкими властными полномочиями, как президент при президентской системе. В то же время глава государства (например, президент) не имеет особых властных полномочий. Он обычно избирается не населением, а парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний. В парламентской республике президент выступает в качестве своего рода высшего арбитра во взаимоотношениях между различными политическими институтами. В отличие от премьер-министра он воспринимается как внепартийный высший государственный деятель, символизирующий общенациональное единство и гарантию законности действий государственной власти. Кроме того, глава государства представляет свою страну в различного рода протокольных мероприятиях и церемониях. Однако в условиях парламентской системы он не обладает существенными полномочиями при формировании государственной политики. Но при определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство. Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое-либо решение парламента и правительства. Единственное, что он может сделать, если не согласен с каким-либо законом или решением правительства, - это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров.

При парламентской системе правительство находится у власти или уходит в отставку в зависимости от результатов парламентских выборов. Выборы в большинстве стран с парламентской системой проводятся по пропорциональной или смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательным системам. Эти системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированными партиями.

При однопартийном правительстве премьер-министром, как правило, становится лидер победившей на выборах партии. При коалиционном правительстве Премьер-министром становится обычно лидер наиболее влиятельной партии из тех, которые образовали блок парламентского большинства.

Если правительство сформировано только из представителей одной партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится поистине правящей, так как контролирует законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.

При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер-министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат. Если же на парламентских выборах кто-то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, проиграл, то он (в том числе и премьер-министр) уходит в отставку и с правительственной должности.

Именно так устроены все классические парламентские республики (в частности - ФРГ, Италия). Наглядным примером того, что реальным руководителем в этих государствах является вовсе не глава государства - президент, а руководитель правительства.

3 полномочия парламента

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Конституционная компетенция парламента может быть трех видов: неограниченная, относительно ограниченная и абсолютно ограниченная. Пример абсолютно ограниченной компетенции дает французская Конституция 1958 года, определившая точный перечень вопросов, по которым парламент только может принимать законы и другие решения. Круг этих вопросов затрагивает фундаментальные основы жизни Франции: гражданские права и публичные свободы; уголовное судопроизводство; налоги и эмиссию денег; национализацию и денационализацию предприятий; организацию национальной обороны; образование; трудовое право, профсоюзное право, социальное обеспечение; объявление войны; доверие правительству. И все же, несмотря на абсолютную ограниченность компетенции, французский парламент обладает самостоятельностью и независимостью во взаимоотношениях с другими властями.

В соответствии со статьей 97 Конституции Палата представителей: Национального собрания Республики Беларусь:

Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

Рассматривает проекты законов;

Назначает выборы Президента;

Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

Заслушивает доклад Премьер - министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

Рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

Принимает отставку Президента;

Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности.

В соответствии со статьей 98 Конституции страны Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь:

Одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

Избирает шесть судей Конституционного Суда;

Избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

Рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.

Основная функция парламента - правотворческая, законодательная. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, регулируют все общественные отношения в стране и на международной арене. Они направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп; отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента - обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом.

В парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных групп и территориальных общностей, на высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства - важнейший признак современного парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства.

Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. В истории человечества существуют две основные формы демократии. Исторический приоритет принадлежит прямой форме демократии. На начальном этапе развития общества все важнейшие вопросы решались на общих собраниях родов и племен. По мере роста численности населения все чаще возникала потребность в избрании наиболее уважаемых членов рода или племени, которые принимали бы решения по поручению всех людей. Так возникла представительная форма власти. Она получила отражение в трудах древних мыслителей Платона, Эпикура, Поли-бия, Аристотеля, Цицерона и др.

Задача представительной власти - выражение мнений и интересов избравшего ее народа. Коллегиальные органы (народные собрания, вече и т. д.) были исторически вызревшей формой представительной власти, которая все более утверждалась в жизни общества. Однако не все правители и философы соглашались с такой формой представительства народных интересов. И все же взяло верх мнение, что обществу необходимо относительно немногочисленное, но достаточно представительное и правомочное собрание, которое бы в спокойной обстановке вырабатывало и принимало устраивающие всех решения. Таким органом и стал парламент.

Парламент - это официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом. Парламентарии призваны выражать те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной функции парламента, принимать законы, выражающие в идеале волю, интересы всего народа.

Важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное создание необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

Властная функция. Парламент - это орган власти, принимающий конкретные политические решения. Он осуществляет выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание. В современных политических системах социально-политические альтернативы формулируются конкретными политическими деятелями или парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса в соответствии с оценкой политических альтернатив, выраженных в их предвыборных программах. После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партии (партий) или суммарная предвыборная программа депутатов трансформируются в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия законов. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются профессионализм депутатов, разумность принимаемых решений и требования парламентской этики и демократии.

Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причём в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется. В Республике Беларусь парламент принимает участие в формировании Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, дает согласие на назначение Премьер-министра страны. Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка, других высших должностных лиц.

Финансово-бюджетная функция парламента. В основных законах большинства стран мира записано, что парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Законодательство в бюджетно-финансовой сфере является важнейшим, системообразующим. От него зависят практически все стороны жизни современного государства. Недаром день принятия бюджета - праздничный для британских парламентариев. В этот день, единственный в году, в барах Палаты представителей подают виски, а в другие дни это категорически запрещено.

Парламенты не ограничиваются принятием бюджета на тот или иной период. Постоянно идет формирование налогового, банковского законодательства, практикуется финансовое обоснование для любого «затратного» закона. Парламенты всех государств мира имеют надежные рычаги влияния на финансово-экономическую политику государства.

Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается прежде всего при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначение тех или иных руководящих лиц. Причем деятельность законодательных органов, хотя по форме она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неправильному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.

Контрольная функция парламента проявляется в разных странах далеко не одинаково, что отражает специфику их государственного устройства.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, политический институт, где представители различных слоев общества, политических партий, правительства, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их.

Парламент как форум политической гласности требует от политических партий и депутатов, правительства и министерств открытой политической дискуссии. По Конституции Республики Беларусь один раз в месяц правительство отчитывается перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. Ограничение парламентской гласности приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными нормативными актами.

Функция легитимации. Демократически избранный парламент - важнейший институт легитимизации политической власти. Современный парламент осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует.

Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляет парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin - размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к какой-то общественной структуре или политической партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказывать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предлагать свои выходы из сложившегося положения, решение имеющихся проблем, высказывать свои аргументы и доводы. Они претендуют на представительство в руководящих органах парламента. Фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.

В Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. - С. 418-421.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Похожие публикации