Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и прокуроров субъектов Российской Федерации, их компетенция.

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ


В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.


Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения - акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания. Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений. Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании "Законность".

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.


4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

В Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
- ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.


14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

Раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
- проводить прокурорский надзор;
- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
- выполнять прочие обязательства.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

2. . Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

5. руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно). За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Соблюдение законов и сохранение правопорядка в стране зависят от того, кто стоит во главе одной из главных структур нашей страны - Генеральной прокуратуры РФ. Этот орган обязан реагировать на любое нарушение в части исполнения законодательных актов, прав и свобод граждан, осуществлять прокурорский надзор с целью контроля за соблюдением организациями нормативно-правовых актов и законов РФ. Кто может занимать эту должность и что именно входит в перечень полномочий генерального прокурора? Об этом в статье ниже.

Назначение и вступление в должность

Генеральный прокурор РФ является должностным лицом, которое возглавляет Прокуратуру. Кандидат на данную должность выдвигается президентом России. Генеральный прокурор вносит представление Президенту России о кандидатах, которые достойны занимать должность его первых заместителей. В случае если за кандидата на должность Генпрокурора на Совете Федерации Федерального Собрания РФ не будет набрано нужного количества голосов, то дается еще один месяц на подбор другого кандидата.

Назначение на должность генерального прокурора РФ происходит на основании решения наивысшего органа исполнительной и законодательной власти Советом Федерации ФС РФ.

В случае положительного решения кандидат вступает в должность с момента принятия присяги, которую он приносит председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ. Текст клятвы содержит следующие слова: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, ориентироваться в своей деятельности на интересы граждан, защищать их права и свободу, а также защищать в первую очередь интересы своего государства».

Требования к кандидату

Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

  • Является иностранным гражданином.
  • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
  • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
  • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
  • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
  • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

Срок деятельности и отчетность о ее результатах

Срок полномочий генерального прокурора РФ ограничен и составляет не более 5 лет. Любые изменения, касаемые деятельности генпрокурора, публикуются в прессе, в частности в «Российской газете». Это касается также и освещения результатов его деятельности, о которых он ежегодно должен докладывать лично на заседании Федерального Собрания. Текст доклада включает в себя сведения и цифры статистики об уровне преступности, раскрываемости преступлений, состоянии правопорядка в стране, а также о мерах, которые были предприняты для улучшения общей ситуации.

В случае невозможности исполнения своих должностных обязанностей полномочия и права Генерального прокурора РФ переходят на его первого заместителя. А если они оба лишены права на занимаемую должность либо имеют место иные причины, то полномочия переходят ниже по иерархической лестнице. Один и тот же человек может быть назначен на должность генерального прокурора РФ неоднократно.

Структура правления

Генеральной прокурор РФ имеет в подчинении очень большую структуру. Следующие за ним по иерархической лестнице - первые заместители, всего их два. В ведение одного входит руководство системой территориальных прокуратур: прокуратуры федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов и городов. Второй заместитель ведает отраслевыми прокуратурами, куда относятся транспортные, военные, торговые, технические, природоохранные и др., на территории субъектов и федеральных округов нашей страны.

В решении особых вопросов генпрокурору помогают старшие помощники (в том числе по особым делам), советники, помощники. Роль совещательного органа играет коллегия генпрокуратуры России.

Нормативные акты, издаваемые генпрокурором

Свои указания Генеральный прокурор РФ излагает в виде: приказов, инструкций, положений, указаний, распоряжений. На основании данных документов происходит:

  • Регулирование вопросов деятельности прокуратуры России.
  • Определение порядка мер материального и социального обеспечения сотрудников прокуратуры и другие вопросы, которые регламентируются законом о прокуратуре.

Основные вопросы, касающиеся организации надзора и управления в нижестоящих структурных подразделениях; контроля за соблюдением законов, и др. вопросы отражаются в приказах. Также в данном нормативном акте могут быть закреплены задачи для выполнения мероприятий по розыску людей.

Более узкие вопросы, касающиеся деятельности работы подразделений, отражаются в указании. Это нормативный акт, который, к примеру, нацелен на улучшение внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля за исполнением отдельных вопросов и другие аспекты. Примечательно то, что с целью контроля за исполнением изложенных в нем указаний может быть проведена предварительная проверка. Обязательными для исполнения являются указания, которые касаются вопросов дознания, за исключением тех, которые требуют урегулирования на законодательном уровне.

Кратковременные задачи излагают в виде распоряжений, они направлены на выполнение разовых поручений. С помощью положений регулируют статус подразделений и отделов всей системы российской прокуратуры. Четкое распределение обязанностей внутри каждого внутреннего подразделения, действий относительно совершения тех или иных мероприятий (например, о хранении документов, делопроизводстве, вещественных доказательств) излагается в инструкциях.

Любой из вышеназванных нормативно-правовых документов публикуется в печати, издание называется «Законность».

Полномочия

В число полномочий генерального прокурора РФ входят:

  • Руководство системой прокуратур.
  • Установление штатной численности и структуры Генпрокуратуры, подчиненных учреждений и органов. Исключение составляет Следственный комитет при прокуратуре РФ.
  • Издание нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность прокуратуры и организационные вопросы, порядок выполнения социальных и материальных мер обеспечения сотрудников прокуратуры.
  • Определение в рамках фонда оплаты труда и штатной численности количества сотрудников Генпрокуратуры России, а также полномочия подведомственных структурных подразделений.
  • Ответственность за выполнение поставленных перед прокуратурой задач.
  • Назначение и освобождение занимаемой должности: прокуроров и их заместителей в субъектах нашей страны; директоров или ректоров, заместителей образовательных и научных учреждений системы прокуратуры.

Полномочия генерального прокурора РФ позволяют ему устанавливать сроки и порядок проведения аттестации сотрудников прокуратуры. Стоит отметить, что сюда не входят следователи. Также на сотрудников Следственного Комитета при прокуратуре РФ не распространяются полномочия генерального прокурора РФ по наложению дисциплинарного взыскания.

Права и обязанности

Как и у любого должностного лица, права и обязанности Генпрокурора имеют четко очерченные границы. В число компетенций генерального прокурора РФ входят:

  • На основании ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлять полное руководство органами и подразделениями прокуратуры.
  • Реорганизовывать, образовывать и ликвидировать учреждения, органы прокуратуры, определять их компетенцию и статус.
  • Утверждать план проведения комплексных проверок, относительно деятельности прокуратуры субъектов или специализированных прокуратур, время приема граждан заместителями, начальниками главных управлений генпрокуратуры, а также план работы Генпрокуратуры и ее коллегии.
  • Принимать решение о выдаче лиц, являющихся иностранными гражданами или без гражданства, находящихся на российской территории и обвиняемых в совершении какого-либо преступления. Сюда также относятся ситуации, когда лицо уже осуждено на территории иностранного государства.
  • Перекладывать ряд функций на органы военной прокуратуры в те регионы, где осуществление полномочий гражданской невозможно, в том числе и за пределами нашей страны, где расположенные вооруженные силы РФ.
  • Устанавливать или менять порядок принятия прокурорами присяги.
  • Принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного суда, Верховного Суда РФ, комитетов и комиссий Федерального Собрания РФ и др.
  • Иные права и обязанности, которые закреплены в законе.

Обращения граждан в адрес Генпрокурора РФ

Одна из компетенций руководителя Генеральной прокуратуры - реагирование на обращения граждан. Требуются веские основания или причины для того, чтобы написать жалобу генеральному прокурору РФ. Как правило, обращение в эту инстанцию относится к числу последних, которые могли бы разрешить спорную ситуацию, поскольку предыдущие результата не принесли. Подать обращение можно письменно с оставлением в канцелярии прокуратуры, в электронном виде на официальном сайте, по почте, при личном визите к генеральному прокурору.

Любой гражданин, без ограничений, имеет право на защиту его интересов. Для этого существует определенный порядок, который регламентирует процесс рассмотрения и разрешения обращений. Если сведения, которые в нем указаны, не требуют дополнительного разбирательства, проверки и изучения, то ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней. В остальных случаях срок составляет тридцать календарных дней. В случае если за это время решение принято не было, то срок может быть продлен еще на такой же период либо обращение передается в инстанцию, компетенции которой достаточны для решения спорной ситуации.

Полномочиями Генпрокуратуры определен ограниченный перечень вопросов, рассматриваемых в ее ведении. Так, гражданин может обратиться со следующими вопросами:

  • О признаках коррупции со стороны должностных и высокопоставленных лиц.
  • О неправомерных и противоправных действиях со стороны чиновников и должностных лиц.
  • О решениях федеральных органов власти, которые противоречат закону.
  • О вопросах обеспечения интересов государства и общества.

Это лишь часть из того, что может быть рассмотрено генеральной прокуратурой. Естественно, если в тексте обращения, жалобы содержатся сведения, которые относятся к ведению нижестоящих инстанций (прокуратур), то таковые будут переданы на рассмотрение им. Только в том случае, если гражданин уже обращался в другие инстанции и не получил там ответа или удовлетворительного решения, приложил его к своему обращению (или указал текст ответа в нем) и направил уже в генпрокуратуру, то оно будет рассмотрено в должном порядке.

При передаче жалобы, заявления генеральный прокурор может оставить за собой право на установление контроля за его исполнением. В течение 7 дней документ должен поступить в соответствующее подразделение.

Прокурорские проверки

Один из способов контроля - прокурорские проверки, под надзором могут оказаться как физические, так и юридические лица. Это не означает, что тот, кто назначает генерального прокурора РФ на должность, не может проконтролировать и его самого. Так, по поручению Президента Российской Федерации могут быть инициированы прокурорские проверки, которые касаются правомерности действий руководителей федеральных и государственных структур, органов власти. Сюда же относятся ведомства регионов и субъектов федерации.

Срок проведения проверки составляет тридцать календарных дней. Он может быть приостановлен на время для проведения дополнительных действий, экспертиз, испытаний, исследований, необходимых для подготовки окончального вывода. В целом длительность приостановлений проверки не должна быть более шести месяцев. Генеральный прокурор может дать разрешение, в исключительных случаях, на продление срока проверки. Однако на это должны быть веские основания.

Прокуроры в России

За 27 лет в должности Генпрокурора России побывало не так много людей:

  1. Валентин Георгиевич Степанков - с 28 февраля 1991 года по 05 октября 1993 года. В те времена назначение на должность осуществлялось на основании постановления Верховного Совета РСФСР.
  2. Алексей Иванович Казанник - с 05 октября 1993 года по 25 апреля 1994 года. В это время уже президент это тот, кто назначает генерального прокурора РФ, на основании указа.
  3. Алексей Николаевич Ильюшенко и Олег Иванович Гайданов - исполняли свои обязанности друг за другом, пока подбирали подходящую кандидатуру на пост Генпрокурора.
  4. Юрий Ильич Скуратов - с 24 октября 1995 года по 19 апреля 2000 года. В 1999 году на него было возбуждено уголовное дело, в связи с чем был освобожден от занимаемой должности.
  5. Владимир Васильевич Устинов - первый бывший генеральный прокурор РФ, который за весь многолетний период (с 17 мая 2000 года по 02 июня 2006 года) был переназначен на свою должность дважды. Стоит отметить, что он являлся первым заместителем генпрокурора Скуратова вместе с Юрием Чайкой.
  6. Юрий Яковлевич Чайка - занимает свою должность уже третий раз подряд, с 23 июня 2006 года и по настоящее время.

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1

1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства".

4. В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

6. Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

7. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

а) Президент РФ

б) Председатель Правительства РФ

в) Государственная Дума Федерального собрания РФ

г) Совет Федерации Федерального собрания РФ

Вопрос 9

На какой срок назначается Генеральный прокурор РФ:

а) на 5 лет б) на 15 лет в) на неопределенный срок

Представление вносится с целью:

а) устранение нарушения закона

б) с целью повышения эффективности труда

в) разрешения трудового конфликта

В течение какого срока должны быть приняты меры по устранению указанных в представлении нарушений закона:

а) в течение 10 дней б) в течение 1 месяца в) в течение 3 месяцев

Вопрос 10

Какие меры необходимо предпринять по представлению прокурора, кроме устранения нарушения закона:

а) по устранению причин и условий, способствующих нарушению закона

б) проинформировать вышестоящее руководство о результатах рассмотрения представления

в) уволить лиц, виновных в нарушении закона

Сообщается ли прокурору о результатах принятых мер:

а) сообщается в обязательном порядке и в письменной форме

б) сообщается, если об этом есть просьба прокурора в тексте представления

в) в законе нет такой нормы

Участвует ли прокурор в рассмотрении представления:

а) участвует при рассмотрении всех представлений

б) вправе принять участие в рассмотрении коллегиальным органом

в) законом этот вопрос не урегулирован

Вопрос 11

Какого вида постановления прокурора не существует:

а) постановления о возбуждении уголовного дела

б) постановления о возбуждении производства об административном правонарушении

в) постановления о возбуждении гражданского дела

Какова цель прокурорского предостережения:

а) предупредить о том, что за лицом установлено наблюдение

б) предупреждение правонарушения

в) предупреждение о том, что лицо поставлено на учет

Какое из ниже перечисленных полномочий не принадлежит прокурору при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:



а) рассматривает и проверяет заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина

б) оказывает в исключительных случаях материальную помощь за счет федерального бюджета

в) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод

г) принимает меры к пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина

Вопрос 12

В каком случае прокурор предъявляет иск в суде в защиту прав человека и гражданина

а) когда в защиту пострадавшего выступили средства массовой информации

б) когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично в суде отстаивать свои права и свободы

в) законом не предусмотрено

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), является, в частности:

а) культурный и образовательный уровень сотрудников

б) соблюдение прав и свобод человека и гражданина

в) умение маскироваться при выполнении ОРД

Предметом надзора за исполнением законов органами предварительного следствия является, в частности:

а) взаимоотношения с адвокатом б) законность принимаемых решений

в) протяженность рабочего дня следователя

Вопрос 13

Следователь прокуратуры:

а) поддерживает в судах обвинение по делам, которые им расследованы

б) только проводит следствие

в) может поддерживать обвинение, если ему это поручит вышестоящий прокурор

Прокурор по уголовному делу:

а) не может сам расследовать уголовные дела

б) прокурор может расследовать только дело, подследственное прокуратуре

в) прокурор может расследовать любые преступления

Предметом надзора за исполнением законов в местах лишения свободы является:

а) состояние воспитательной работы с осужденными

б) законность нахождения лиц в местах лишения свободы

в) предупреждение побегов из мест лишения свободы

Вопрос 14

Осуществляя надзор за местами лишения свободы, прокурор может:

а) посещать места лишения свободы в рабочее время

б) посещать места лишения свободы в любое время суток

в) посещать места лишения свободы в соответствии с распорядком дня

В местах лишения свободы прокурор имеет право:

а) опрашивать осужденных б) разрешать им свидания с родственниками

в) разрешать передачи

Каким из ниже перечисленных полномочий прокурор не обладает:

а) имеет право проверять на соответствие закону приказов, распоряжений, постановлений администрации

б) имеет право требовать объяснений от должностных лиц

в) имеет право отстранить начальника колонии от исполнения обязанностей за допущенное нарушение

г) вносить протесты и представления

Вопрос 15

Каким правом не обладает прокурор, осуществляющий надзор в местах лишения свободы:

а) правом отменить дисциплинарное взыскание

б) правом немедленно освободить из штрафного изолятора, карцера, одиночной камеры

в) правом заменить один вид дисциплинарного наказания другим

Имеет ли право прокурор, осуществляющий надзор в местах лишения свободы, немедленно освободить находящееся там лицо:

а) да, если оно находится в местах лишения без законного основания

б) нет, пока не получит судебного решения

в) таких полномочий у прокурора нет

Обязательны ли постановления и требования прокурора для администрации мест лишения свободы:

Вопрос 16

Поддерживая обвинение в суде, прокурор выступает в качестве:

а) частного обвинителя б) общественного обвинителя

в) государственного обвинителя г) независимого обвинителя

Требуется ли сообщать о результатах рассмотрения протеста прокурора:

а) обязательно и незамедлительно, в письменной форме

б) если об этом есть просьба прокурора

в) закон этого не требует

Кем назначается прокурор субъекта Федерации

а) Президентом РФ б) Губернатором

в) Министром юстиции г) Генеральным прокурором

Вопрос 17

С кем согласуется вопрос о назначении прокурора субъекта Федерации:

а) с органами власти субъекта Федерации

б) с министром юстиции в) с Президентом РФ

Кому подчинены прокуроры субъектов Федерации:

а) губернатору б) Областной Думе

в) Министру юстиции г) Генеральному прокурору РФ

Кем освобождается прокурор субъекта Федерации от должности

а) Президентом РФ б) судом в) Генеральным прокурором РФ

Вопрос 18

Кем назначается Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ:

а) Генеральным прокурором РФ

б) Президентом РФ по представлению Генерального прокурора

в) Советом Федерации по представлению Генерального прокурора

Какое из подразделений Генеральной прокуратуры является совещательным органом:

а) Главное управление б) управление в) отдел г) коллегия

Какие акты по вопросам организации деятельности не относятся к компетенции Генерального прокурора:

а) приказы б) указания в) распоряжения г) законы

Вопрос 19

Какой акт Генеральный прокурор не вправе издать:

а) положение б) инструкцию в) указ

Прокурорские работники являются:

а) государственными служащими б) служащими

в) муниципальными служащими г) сотрудниками спецслужбы

Куда не вправе обжаловать вопросы о прохождении службы в органах прокуратуры:

а) в суд б) вышестоящему руководству прокуратуры в) Президенту РФ

Вопрос 20

Какое из требований не препятствует принятию лица на службу в органы прокуратуры:

а) имеет гражданство иностранного государства

б) признано судом недееспособным или ограничено дееспособным

в) осуждены и находятся в местах лишения свободы близкие родственники

г) лицо лишено судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока

Какое из требований не препятствует нахождению на службе в органах прокуратуры:

а) лицо имело или имеет судимость

б) имеет родственников за границей

в) имеет заболевание, которое препятствует исполнению служебных обязанностей

Какое из требований не препятствует службе в органах прокуратуры:

а) проживает менее 5 лет в данном регионе

б) состоит в родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью

в) отказывается от процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

Вопрос 21

На должность прокурора района, города назначаются лица не моложе:

а) 21 года б) 23 лет в) 25 лет

Для назначения на должность прокурора района (города) требуется стаж работы не менее 3-х лет в органах:

а) юстиции б) адвокатуры в) суда г) прокуратуры

На должность прокурора субъекта Федерации и приравненного к нему назначаются лица, достигшие возраста:

а) 25 лет б) 35 лет в) 30 лет

Вопрос 22

Для назначения на должность прокурора субъекта Федерации требуется стаж работы:

а) не менее 3 лет б) не менее 5 лет в) не менее 10 лет

Какие требования по стажу работы и возрасту предъявляются к Генеральному прокурору РФ:

а) не менее 35 лет и стаж 10 лет б) не менее 40 лет и стаж 15 лет

в) в законе не указано

Какова продолжительность испытания при приеме на службу в органы прокуратуры:

а) 6 месяцев б) 9 месяцев в) 1 год

Вопрос 23

Лицо, впервые назначаемое на должность следователя или прокурора:

а) дает клятву б) принимает присягу

в) законом такой формы не предусмотрено

Кто назначает на должность старших следователей и следователей по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ:

а) Генеральный прокурор РФ б) Заместитель Генерального прокурора

в) Председатель Следственного Комитета

Кто назначает следователей районной и городской прокуратур:

а) Генеральный прокурор б) прокурор субъекта Федерации

в) прокурор города (района)

Вопрос 24

В перечне целей аттестации прокурорских работников закон не указывает одну из нижеперечисленных:

а) определение соответствия занимаемой должности

б) повышение квалификации

в) повышение заработной платы

г) укрепление служебной дисциплины

Прокурорским работникам присваиваются:

а) квалификационные классы б) классные чины в) разряды

В каких случаях ношение форменного обмундирования для прокурорского работника обязательно:

а) при выезде на место происшествия б) на рабочем месте в прокуратуре

в) при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в судах

Вопрос 25

Какой вид поощрения прокурорского работника не указан в законе:

а) выдача денежной премии

б) награждение ценным подарком

в) предоставление дополнительного отпуска

г) награждение Почетной грамотой

Какого вида дисциплинарной ответственности не указано в законе «О прокуратуре»:

а) выговор б) понижение в классном чине в) лишение классного чина

г) предупреждение о неполном служебном соответствии

Прокуроры субъектов Федерации налагают дисциплинарные взыскания:

а) на работников, назначаемых ими на должность

б) на любых работников, включая заместителей

в) вышеперечисленной градации закон не предусматривает

Вопрос 26

Какие действия в отношении прокурора и следователя допустимы:

а) досмотр вещей б) досмотр используемого транспорта

в) задержание при совершении преступления

Каков предельный возраст нахождения прокурорских работников на службе:

а) 50 лет б) 55 лет в) 60 лет

Продление срока службы свыше 60 лет возможно:

а) до 62 лет б) до 63 лет в) до 64 лет г) до 65 лет

Вопрос 27

Не может быть основанием для отставки прокурора или следователя из числа нижеперечисленных:

а) выход на пенсию

б) несогласие с решениями или действиями государственного органа

в) несогласие с действием или решением вышестоящего руководителя:

г) несогласие с решением суда по делу, по которому прокурор выступал с обвинением, а следователь расследовал дело

Работник прокуратуры, избранный депутатом, на период осуществления депутатских обязанностей:

а) прекращает службу в органах прокуратуры

б) приостанавливает службу в органах прокуратуры

в) совмещает оба вида деятельности

После прекращения полномочий депутата, прокурорскому работнику:

а) предоставляется ранее занимаемая должность

б) переводится на ступень ниже

в) закон не дает никаких гарантий

Вопрос 28

Должностные оклады прокурорских работников устанавливаются:

а) в соответствии с единой тарифной сеткой

б) в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора РФ

в) в порядке, установленном для спецслужб

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов (общего надзора) не является одно из ниже перечисленных:

а) соблюдение Конституции РФ субъектами надзора

б) исполнение законов субъектами надзора

в) соблюдение законов гражданами РФ

г) соответствие законам правовых актов, издаваемых субъектами надзора

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры:

а) не подменяют иные государственные органы

б) могу выполнять функции любого государственного органа

в) могут отстранять от должности любых должностных лиц

Вопрос 29

При осуществлении возложенных на него функций общего надзора прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения:

а) беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций

б) должен заранее письменно уведомить руководителя о предстоящей проверке

в) должен иметь судебное решение на право проникновения в помещение, если нет согласия руководителя организации

При осуществлении общего надзора прокурор:

а) не имеет доступа к документам, если не возбудит уголовное дело

б) вправе иметь доступ к документам и материалам

в) ограничивает информацией руководителя в письменном виде

а) представить необходимые документы

б) представить автотранспорт для выезда на проверяемые объекты

в) представить необходимые материалы

г) представить статистические сведения

Вопрос 30

Какое требование прокурора не основано на законе:

а) выделить специалистов для выяснения возникших вопросов

б) назначить проверку по поступившему в прокуратуру материалу

в) прекратить производственную деятельность на период проверки

г) назначить ревизию

Какое полномочие прокурора из ниже перечисленных не указано в законе «О прокуратуре»:

а) право вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушения законов

б) право отстранять должностное лицо от должности на период проверки

в) право вызывать граждан для дачи объяснений

Какое из действий прокурора выходит за пределы его полномочий в рамках общего надзора:

а) возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении

б) требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности

в) предостерегает о недопустимости нарушения закона

г) отстраняет правонарушителя от должности

Вопросы для подготовки к зачету (первые 55 вопросов) и к экзамену (все 100 вопросов) по дисциплине «Гражданское право, часть первая»:

1. Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Система гражданского права.

2. Принципы гражданского права (основные начала гражданского законодательства).

3. Источники гражданского права: система и общая характеристика. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства.

4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии.

5. Понятие, характерные черты и элементы гражданских правоотношений.

6. Классификация гражданских правоотношений.

7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты).

8. Правоспособность граждан: понятие и содержание.

9. Понятие и виды дееспособности граждан (по возрастному критерию). Эмансипация.

10. Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности гражданина.

11. Опека и попечительство: понятие, цели, установление и прекращение. Органы опеки и попечительства. Патронаж над дееспособными гражданами как особая форма попечительства.

12. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.

13. Предпринимательская деятельность граждан. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

14. Имя и место жительства гражданина.

15. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: порядок, условия и правовые последствия. Акты гражданского состояния и их регистрация.

16. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридического лица.

17. Правосубъектность юридических лиц (возникновение, прекращение, виды и способы реализации правоспособности). Представительства и филиалы юридических лиц. Наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица.

18. Виды юридических лиц.

19. Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц.

20. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, процедура, защита прав кредиторов.

21. Ликвидация юридических лиц: понятие, процедура.

22. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).

23. Полное товарищество: понятие, фирменное наименование, учредительные документы, управление и ведение дел, реорганизация и ликвидация.

24. Складочный капитал полного товарищества. Правовой статус участника полного товарищества.

25. Товарищество на вере.

26. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.

27. Правовой статус участника общества с ограниченной ответственностью. Переход доли в уставном капитале; выход и исключение участника из общества с ограниченной ответственностью.

28. Акционерное общество: понятие и виды; учредительные документы; учреждение, реорганизация и ликвидация; правовое регулирование.

29. Управление акционерным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

30. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.

31. Производственный кооператив (артель): понятие, виды, имущество кооператива, управление, правовой статус члена кооператива, правовое регулирование.

32. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.

33. Некоммерческие организации: понятие и общая характеристика видов; особенности осуществления предпринимательской деятельности.

34. Потребительский кооператив как некоммерческая организация.

35. Общественные и религиозные организации (объединения).

36. Фонды, учреждения и объединения юридических лиц как некоммерческие организации.

37. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

38. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность.

39. Использование термина «имущество» в гражданском законодательстве. Понятие и юридическая классификация вещей.

40. Понятие и классификация ценных бумаг. Вексель.

41. Работы (услуги), информация и результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права) как объекты гражданских прав.

42. Нематериальные блага как объекты гражданских прав. Компенсация морального вреда.

43. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

44. Понятие и виды сделок. Соотношений понятий «сделка» и «договор».

45. Форма и государственная регистрация сделок.

46. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительной сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки.

47. Ничтожные сделки: виды, последствия недействительности.

48. Оспоримые сделки: виды, последствия недействительности.

49. Понятие, правовая природа, субъектный состав и виды представительства.

50. Основания возникновения представительства. Представительство без полномочия.

51. Доверенность: понятие, виды, форма, прекращение. Передоверие.

52. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исчисление сроков.

53. Исковая давность: понятие, виды, течение и применение. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

54. Понятие, принципы, способы и пределы осуществления гражданских прав.

55. Защита гражданских прав: понятие, порядок и способы. Понятие и состав убытков в гражданском праве.

56. Понятие, виды и признаки вещных прав.

57. Собственность и право собственности: соотношение понятий. Содержание и границы осуществления права собственности. Правоотношение собственности. Формы и виды собственности по российскому законодательству.

58. Первоначальные способы приобретения права собственности (за исключением самовольной постройки и приобретательной давности).

59. Приобретение права собственности на самовольную постройку и в силу приобретательной давности.

60. Производные способы приобретения права собственности.

61. Классификация и общая характеристика способов прекращения права собственности. Приватизация (понятие, правовое регулирование, порядок осуществления, способы приватизации) и национализация.

62. Принудительное изъятие имущества у собственника.

63. Право собственности граждан.

64. Право собственности юридических лиц.

65. Право государственной и муниципальной собственности: специфические черты, субъекты, объекты, осуществление.

66. Право хозяйственного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

67. Право оперативного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

68. Земельный участок как объект вещных прав. Система и общая характеристика вещных прав на землю.

69. Особенности прекращения вещных прав на землю.

70. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

71. Понятие, виды и основания возникновения общей собственности.

72. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности. Распоряжение долей в праве общей долевой собственности.

73. Раздел имущества, находящегося в общей собственности, и выдел из него доли.

74. Общая совместная собственность супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

75. Правовая охрана отношений собственности. Система гражданско-правовых средств (способов) защиты вещных прав. Защита прав владельца, не являющегося собственником.

76. Гражданско-правовое обязательство: понятие, характерные черты, основания возникновения, виды.

77. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.

78. Перемена лиц в обязательстве.

79. Понятие и значение гражданско-правового договора. Принцип свободы договора. Договор и закон. Действие договора.

81. Виды гражданско-правовых договоров.

82. Заключение договора: общие положения.

83. Особенности заключения договора в обязательном порядке и на торгах.

84. Изменение и расторжение договора: основания, порядок и последствия.

85. Понятие и система принципов исполнения обязательств.

86. Надлежащее исполнение обязательств: требования к субъектам, предмету, сроку, месту и способу исполнения.

87. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств. Специфика обеспечительного обязательства. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.

88. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.

89. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, правовая природа, основания возникновения, виды, прекращение. Предмет залога и обеспечиваемое залогом требование.

90. Субъекты залогового правоотношения и их права и обязанности. Обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация.

91. Ипотека (залог недвижимости).

92. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.

93. Независимая гарантия, как способ обеспечения исполнения обязательств.

94. Понятие, функции и виды гражданско-правовой ответственности.

95. Возмещение убытков, взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами как формы гражданско-правовой ответственности.

96. Основания и условия гражданско-правовой ответственности.

97. Уменьшение размера ответственности. Просрочка должника и кредитора.

98. Прекращение обязательства исполнением и невозможностью исполнения. Отступное. Прощение долга.

99. Прекращение обязательства зачетом. Случаи недопустимости зачета. Зачет при уступке требования.

100. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, смертью гражданина и ликвидацией юридического лица. Новация.

9.5. Примерные вопросы для оценки знаний на зачете (1-65) и на экзамене (1-143)

Адм. право

1. Управление: понятие, признаки и виды.

2. Исполнительная власть в системе разделения государственной власти: понятие и принципы функционирования.

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

4. Механизм государственного управления: отрасли, сферы, регионы.

5. Принцип сочетания централизма и децентрализации в государственном управлении.

6. Предмет административного права.

7. Соотношение административного права с другими отраслями права.

8. Метод административного права.

9. Административно-правовые режимы: понятие, виды, порядок введения и отмены.

10. Административно-правовые нормы: понятие, виды, структура.

11. Административно-правовые отношения: понятие, виды, структура, их особенности и способы защиты.

12. Источники административного права: понятие и виды.

13. Субъекты административного права: понятие и виды.

14. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

15. Право граждан участвовать в управлении делами государства.

16. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

17. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан.

18. Обращения граждан, общий и специальный порядок их рассмотрения.

19. Административный (внесудебный и досудебный) порядок рассмотрения споров в публичном управлении.

20. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

21. Понятие и виды коллективных субъектов. Административно-правовой статус коллективных субъектов.

22. Формы и процедуры участия институтов гражданского общества в государственном управлении.

23. Административно-правовой статус общественных объединений.

24. Административно-правовой статус некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

25. Административно-правовой статус саморегулируемых организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

26. Административно-правовой статус религиозных организаций.

27. Административно-правовой статус политических партий.

28. Административно-правовой статус государственных корпораций.

29. Административно-правовой статус благотворительных организаций.

30. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий.

31. Административно-правовой статус государственных учреждений.

32. Президент Российской Федерации и исполнительная власть в системе государственной власти.

33. Органы исполнительной власти: понятие и основы правового статуса.

34. Правовой статус Правительства Российской Федерации.

35. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, виды, порядок организации и деятельности, компетенция, взаимодействие в системе исполнительной власти.

36. Территориальные органы исполнительной власти.

37. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

38. Формирование органов исполнительной власти.

39. Организационная структура и штаты органов исполнительной власти.

40. Административно-правовые отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

41. Виды государственной службы, должностей и государственных служащих по действующему законодательству. Реестры должностей государственной службы.

42. Государственная служба: понятие, принципы, правовые основы.

43. Система государственной службы: федеральная государственная гражданская служба, государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации, военная служба, правоохранительная служба.

44. Государственные служащие: классификация, права, обязанности, ответственность.

45. Должностное лицо: понятие и виды.

46. Поступление на государственную службу и иные виды службы.

47. Прохождение государственной гражданской службы.

48. Меры поощрения и стимулирования.

49. Ответственность служащих за служебные проступки и её виды. Дисциплинарные взыскания.

50. Прекращение служебных отношений (основания и порядок).

51. Противодействие коррупции административно-правовыми средствами в системе государственной службы.

52. Правовой механизм противодействия административному произволу и административному усмотрению.

53. Формы управленческой деятельности: понятие и сущность.

54. Виды форм управленческих действий.

55. Правовой акт управления: понятие, признаки, юридическое значение, классификация.

56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

57. Административно-правовые договоры как правовая форма управления.

58. Действие правовых актов управления: юридическая сила, ее утрата, приостановление исполнения.

59. Правовая природа административного регламента исполнения государственной функции.

60. Правовая природа административного регламента оказания государственной услуги.

61. Правовая природа технических регламентов.

62. Методы государственного управления: понятие, признаки и виды.

63. Административно-правовое убеждение: понятие, виды, правовые основы, значение и виды.

64. Административно-правовое принуждение: понятие, особенность и виды.

65. Дисциплинарная ответственность: понятие, основания, порядок применения. Основные институты зарубежного административного права.

66. Контрольно-предупредительные (превентивные) меры: формы и правовая природа мероприятий по контролю, субъекты контрольных мероприятий, цели, объем, сроки и порядок проведения плановых и внеплановых проверок, гарантии государственной защиты при проведении контрольных мероприятий, характеристики документарной проверки, правовой режим постоянного государственного контроля (надзора), правовой режим плановых (рейдовых) осмотров, обследований, допустимость осуществления отдельных контрольных полномочий организациями, подведомственными органам исполнительной власти, юридическое значение акта проверки, юридические последствия государственного контроля (надзора).

67. Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд.

68. Пресекательно-обеспечительные меры административного принуждения

69. Административно-восстановительные меры в системе мер административного принуждения

70. Виды административных наказаний и правила их применения.

71. Правовые основания и условия административной ответственности.

72. Субъекты административной ответственности.

73. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

74. Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.

75. Способы и средства обеспечения законности в государственном управлении.

76. Государственный контроль и его виды в системе государственного управления.

77. Президентский контроль в системе государственного управления.

78. Контроль вышестоящих органов исполнительной власти за нижестоящими органами.

79. Административный надзор: понятие и виды.

80. Федеральные службы: правовой статус, виды.

81. Понятие, принципы, особенности и виды административно-процессуальной деятельности.

82. Административно-нормотворческий процесс как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты). Административно-нормотворческие производства.

83. Лицензирование как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты).

84. Регистрация актов гражданского состояния, прав на объекты недвижимости, транспорта и др. как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты).

85. Аккредитация, сертификация как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты).

86. Понятие и характеристика приватизационного административного процесса.

87. Административные процедуры, их отличие от административного судопроизводства.

88. Административно-юрисдикционный (правоохранительный) процесс: особенности, черты. Административно-юрисдикционные производства.

89. Понятие и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях.

90. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.

91. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.

92. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.

93. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Здравствуйте! Первый этап смены состава учредителей - это ввод нового участника в ООО с увеличением уставного капитала.

Первый шаг: Подготовка документов

Для регистрации изменений потребуется подготовить следующие документы:

Заявление о принятии новых участников. Будущий участник общества должен написать заявление на имя генерального директора о принятии его в состав учредителей ООО. В этом заявлении необходимо отразить размер доли, которую желает иметь новый участник, а также размер суммы которую он внесет в уставный капитал общества.
Протокол внеочередного общего собрания участников или решение об увеличении уставного капитала. Учтите, что в первом этапе при вводе нового участника создается новая редакция устава, поэтому с заменой устава можно совместить смену юридического адреса, произвести смену гендиректора, изменить коды оквэд, привести устав в соответствие, указать сокращенный юридический адрес. В протоколе или решении также отражаем все действия. Доли учредителей можно указать как в процентах, так и дробях, для простоты расчета долей укажите доли в дробях. Учтите, в 2017 году протокол и решение единственного участника об увеличении уставного капитала подлежит обязательному нотариальному заверению.
Разработать новую редакцию устава (2 экз) или сформировать лист изменений к действующему уставу. В новой редакции отразится новая сумма уставного капитала, а также все ваши изменения, которые решите осуществить.
Подготовить и заполнить заявление по форме №Р13001. В заявлении также отражаем все то что хотели изменить.
Подготовить документ удостоверяющий оплату доли уставного капитала нового учредителя. Это может быть справка банка об оплате УК, либо приходно-кассовый ордер для внесения УК в кассу фирмы. В течение 3 рабочих дней после оплаты УК необходимо заверить документы у нотариуса и подать на регистрацию в налоговую
Квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрацию изменений. На текущий момент размер госпошлины составляет 800 рублей. Оплатить можно через отделение Сбербанка, либо в налоговой при подаче документов в терминале, что будет быстрее и удобнее.

Второй шаг: Заверение документов у нотариуса

При любой регистрации изменений потребуется нотариальное заверение документов на регистрацию. Заявителем всегда будет являться действующий генеральный директор общества, в случае одновременной смены гендиректора заявителем будет новый директор, а также потребуются все действующие участники общества, т.к. в 2018 году решение или протокол при увеличении требуется нотариально заверять.

Перед тем как посетить нотариуса потребуется подписать все подготовленные документы всеми текущими и новыми участниками общества, подготовить папку с документами, нотариус потребует полный комплект документов по фирме, включая вновь созданные документы, так и ваши учредительные.

Также необходимо учесть тот факт, что большинство нотариусов требует актуальную выписку из ЕГРЮЛ, поэтому потребуется ее заказать в территориальной налоговой (госпошлина за срочную выписку составляет 400 рублей, выдается на следующий день с момента подачи заявления).

Нотариус должен заверить подпись заявителя (гендиректора) на заявлении по форме №Р13001, в случае если подавать и получать будет доверенное лицо, то потребуется нотариальная доверенность и копия на право подавать и получать документы.

В случае если в обществе двое и более учредителей, то потребуется нотариально заверять протокол об увеличении уставного капитала, средняя стоимость составляет 8 500 рублей и потребует присутствия всех участников общества.

Третий шаг: Подача документов в налоговую

Далее необходимо проследовать в регистрирующий орган, оплатить госпошлину в терминале, если не оплатили заранее, получить талончик в электронной очереди и подать подготовленные документы на регистрацию изменений.

Самостоятельная подача документов процесс не быстрый, в среднем займет у вас около трех часов.

После подачи документов на регистрацию изменений инспектор выдаст вам на руки Расписку о приеме документов, в которой укажет дату получения готовых регистрационных документов.

Четвертый шаг: Получение готовых документов

На шестой рабочий день с момента подачи документов необходимо с распиской явиться в налоговую и получить готовые документы.

В налоговой вы получите:

Лист записи ЕГРЮЛ;
Новую редакцию устава (1 экземпляр) заверенную и с отметкой регистрирующего органа.

На этом первый этап «Ввод нового участника» выполнен.

Пятый шаг: Подготовка документов для регистрации изменений вывода участника

Заявление о выходе участников. Участник общества, выходящий из состава учредителей должен написать заявление на имя генерального директора о выходе из состава учредителей ООО. В этом заявлении необходимо отразить размер доли уставного капитала, которая перейдет обществу. Учтите, заявление о выходе участника заверяется нотариально.
Протокол внеочередного общего собрания участников или решение о распределении доли общества. Основная повестка дня в протоколе - это распределение доли в уставном капитале Общества, принадлежащей Обществу, между всеми участниками Общества.
Подготовить и заполнить заявление по форме №Р14001. Учтите, что при подаче формы №Р14001 госпошлина не оплачивается. Новая редакция устава в этом случае не требуется, т.к. все изменения в устав внесены.

Шестой шаг: Заверение документов у нотариуса

Шестой шаг полностью соответствует второму шагу из первого этапа. Заявителем также является генеральный директор, потребуются все документы общества.

Седьмой шаг: Повторная подача документов в налоговую

Потребуется вновь проследовать в регистрирующий орган, получить талончик в электронной очереди и подать подготовленные документы на регистрацию изменений.

Восьмой шаг: Получение готовых документов

На шестой рабочий день необходимо проследовать в налоговую и по расписке получить финальные документы.

На руки вы получите новый лист записи в ЕГРЮЛ со всеми зарегистрированными изменениями.

Похожие публикации