Сроки расторжения контракта 44 фз. Процедура расторжения контракта

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.


Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


Реализация права заказчика


Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.


Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


Реализация права поставщика


Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


Когда ответчик считается официально уведомленным


Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта


После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

По результатам электронного аукциона был заключен контракт на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В процессе выполнения работ был нарушен график выполнения работ. Часть работ по муниципальному контракту выполнена, однако подрядчик не справляется с графиком работ, часть сроков уже нарушена. Обе стороны контракта понимают, что подрядчик не сможет выполнить работы по контракту в установленный срок без нарушений, и готовы расторгнуть контракт. Заказчику потребуется сразу же провести новую закупку для выполнения всех тех работ, которые не были выполнены по данному контракту. Возможно ли частичное расторжение контракта? Какие сроки надо соблюсти для проведения новой закупки (внесение изменений в план-график, план закупки и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Само по себе расторжение контракта по соглашению сторон не свидетельствует о каком-либо нарушении. Однако при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, в интересах заказчика либо отказаться от исполнения контракта (при наличии такой возможности), либо обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Обоснование позиции:
В силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ. В связи с этим при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ (смотрите также преамбулу Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).
Согласно ГК РФ любое обязательство, возникающее в гражданских правоотношениях ( , ГК РФ), прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ГК РФ). N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для прекращения контрактов, заключаемых в соответствии с этим законом, ограничиваясь указанием на то, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством ( Закона N 44-ФЗ).
N 44-ФЗ не указывает на то, что контракт независимо от каких-либо обстоятельств должен быть исполнен в полном объеме. В соответствии с Закона N 44-ФЗ стороны контракта вправе расторгнуть его на основании своего соглашения в том числе и в ситуации, когда контракт не может быть исполнен контрагентом в срок (смотрите Минэкономразвития от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N , от 18.12.2014 N , от 11.12.2014 N ). При этом само по себе то обстоятельство, что контракт расторгнут по соглашению сторон, не препятствуют взысканию с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта (смотрите подробнее об этом, например, в ответе на : Между заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт по выполнению работ. Подрядчик по контракту не выполнил предусмотренные этим контрактом работы. Контракт был расторгнут по соглашению сторон после допущенной подрядчиком просрочки в исполнении. В контракте установлено два вида санкций - штраф за неисполнение обязательств и пени за каждый день просрочки. С подрядчика была взыскана неустойка в виде штрафа, предусмотренная контрактом. Имеет ли право заказчик по суду взыскать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, если в соглашении о расторжении контракта указано, что заказчик не имеет к подрядчику претензий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).
Не препятствует расторжению контракта и то обстоятельство, что часть работ подрядчиком выполнена. В силу ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращенными договорные обязательства считаются с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения ( ГК РФ). Соответственно, расторжение договора означает прекращение всех обязательств такого договора на будущее время ( информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Исполненные же к моменту составления соглашения о расторжении контракта обязательства являются уже прекращенными надлежащим исполнением ( ГК РФ), их нельзя прекратить вторично. Эти положения следует применять с учетом ГК РФ, в силу которого стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, а также с учетом принципов возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов в регулируемых им отношениях, недопустимости неосновательного обогащения, на которых основывается гражданское законодательство ( , ГК РФ, смотрите также Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением сторон, расторжение контракта по соглашению сторон приводит не к "частичному расторжению контракта", а к прекращению всех возникших из него и не исполненных обязательств (включая обязательства о приемке результата работ и об оплате). Исполненные же до этого обязательства подрядчика уже прекращены исполнением и подлежат оплате, если соответствующие работы выполнены надлежащим образом (смотрите об этом, например, ответ на : Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке). Просрочка работ составила 10 дней. Работы выполнены на 90%, и заказчик считает, что в связи с просрочкой он вправе их не оплачивать. Обязан ли заказчик оплатить подрядчику стоимость частично выполненных работ на момент расторжения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)).
В заключение отметим, что в силу положений Закона N 44-ФЗ информация о подрядчиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, если соответствующие основания (вина подрядчика) имеются в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, заказчику целесообразно использовать именно указанные способы расторжения контракта. Разумеется, кроме того, заказчику следует предпринять все необходимые меры, направленные на взыскание с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта, а также убытков, причиненных таким ненадлежащим исполнением. Это связано с тем, что в случае, если осуществление новой закупки повлечет необходимость расходования дополнительных средств по сравнению с ценой работ, которая была предусмотрена расторгнутым контрактом, поведение должностных лиц заказчика будет оцениваться контролирующими органами в том числе и с точки зрения эффективности расходования средств. Однако оценить перспективу решения указанного вопроса в рамках этой консультации не представляется возможным.

К сведению:
1. Информация о расторжении контракта по соглашению сторон и само соглашение о таком расторжении должны быть направлены заказчиком для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней (п. 8 ч. 2, ч. и Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта ( Закона N 44-ФЗ).
2. Расторжение контракта по соглашению сторон не освобождает заказчика от обязанности направления контрагенту требования об уплате пени при нарушении последним предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) ( Закона N 44-ФЗ). Обязанность уплаты пени возникает у подрядчика лишь в случае наличия вины ( ГК РФ). В силу Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
3. Для осуществления новой закупки заказчику следует предварительно внести соответствующие изменения в план-график. Случаи внесения муниципальным заказчиком изменений в план-график перечислены в Закона N 44-ФЗ, а также в Требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования) ( Закона N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является "возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно" (пп. "ж" п. 10 Требований). В соответствии с Закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Внесенные в план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну ( Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем ознакомиться также с материалами:
- Энциклопедии решений: Расторжение контракта по N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Расторжение контракта по N 44-ФЗ по решению суда;
- Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по N 44-ФЗ;
- Калькулятор пеней, начисляемых заказчику;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график;
- Энциклопедия решений. Размещение извещения об осуществлении закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Заказчик и поставщик имеют право на расторжение контракта в одностороннем порядке. Основания указаны в ст. 95 44-ФЗ. Об алгоритме расторжения контракта в одностороннем порядке в 2019 году расскажем в статье.

Расторжение договора по 44-ФЗ в одностороннем порядке

Контракт можно расторгнуть несколькими способами: по договоренности между сторонами, по суду, а также в одностороннем порядке. Первый вариант - это мирное решение конфликта. Расторжение одной из сторон возможно, если в контракте есть такой пункт.

Нужно понимать, что такая возможность есть не только у заказчика, но и у поставщика, если госзаказчик нарушает обязательства.

Когда может заказчик

Основания прописаны в ст. 95 44-ФЗ и ст. 523 ГК РФ. У заказчика должны быть веские причины: существенные нарушения со стороны поставщика. Например, если он не раз срывал сроки поставки, поставлял товар плохого качества. Иногда заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке:

  • поставщик подал ложную информацию и только благодаря этому выиграл;
  • продукция не соответствует закупочной документации;
  • расторгнут инвестиционный контракт на товар, произведенный или модернизированный в РФ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что касается сроков, то у заказчика есть право расторгнуть контракт в любое время до сдачи результата работы (ст. 717 ГК РФ). При этом он должен оплатить все товары, работы и услуги, по которым претензий нет. Обратите внимание: если назначена экспертиза, расторгнуть контракт заказчик может, только если существенные недостатки подтвердит эксперт.

Пошаговая инструкция по расторжению контракта

Заказчик издает решение об одностороннем расторжении контракта и публикует в ЕИС. Ему дается 3 дня на то, чтобы уведомить поставщика. Способ уведомления может быть любым - по почте, факсом, электронным письмом. Главное, чтобы можно было подтвердить получение информации адресатом. По закону, контракт считается расторгнутым спустя 10 дней после этого.

Как отразить в ЕИС

После расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ заказчик должен отразить этот факт в реестре контрактов в течение 3 дней, в отчете в течение 7 дней, в также опубликовать решение в ЕИС в течение 1 дня. Как разместить информацию о расторжении контракта в реестре контрактов, расскажем далее.

На главной странице реестра контрактов на вкладке «Исполнение» в контекстном меню контракта нажмите на «Исполнение (расторжение) контракта». Для формирования информации о расторжении контракта на вкладке «Общая информация» выберите тип документа «Информация о расторжении контракта». Заполните поля:

  • «Дата расторжения контракта»;
  • «Основание расторжения контракта»;
  • «Наименование документа, являющегося основанием расторжения контракта»;
  • «Дата документа»;
  • «Номер документа»;
  • «Дата вступления в силу уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя), уведомления заказчика»;
  • «Причина расторжения контракта».

Затем переходите на вкладку «Исполнение контракта». Если организация-заказчик - бюджетное учреждение, при формировании информации о расторжении контракта страницу «Исполнение контракта» заполнять не нужно.

Если на вкладке «Общая информация» была установлена отметка в поле «Наличие информации о требовании в адрес банка об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии», на вкладке «Расторжение контракта» установите отметку «Информация о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией».

Добавьте документы в разделе «Прикрепленные файлы». Далее нажмите на кнопку «Готово». Сформированная информация отобразится на вкладке «Документы» карточки контракта. Для размещения информация о расторжении необходимо выбрать пункт «Подать на размещение».

Судебная практика

В качестве примера возьмем решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-205120/17-43-1824 от 09.06.2018. Администрация поселения Первомайское в городе Москве заключила с ООО «ПрофТоргСтрой» контракт на ремонт дорог. Компания справилась в срок, однако заказчик без объяснения причин отказался от взятых на себя обязательств. Подрядчик дважды направлял документы на подпись, но ответа не дождался. Не было ни оплаты, ни мотивированного отказа от приемки. В итоге подрядчик решил, что претензий к его работе нет. Сумму задолженности в 7 млн 945 тыс. руб. он попытался взыскать с заказчика через суд.

Суд напомнил сторонам, что отказ от контракта возможен только в установленных законом случаях. Однако в нашем случае никаких существенных нарушений не было, поскольку заказчик не предъявил претензии. После начала судебного разбирательства заказчик внезапно активизировался и подал на ООО «ПрофТоргСтрой» встречный иск. Он обвинил компанию в нарушении сроков, СНиП и ГОСТов.

Что касается отказа от контракта, заказчик нарушил процедуру, установленную законом. Он не разместил документы ЕИС, не направил уведомление подрядчику, не проводил сверку расчетов. При этом суд учел и то, что ни одной претензии по пятой дороге администрация не направляла. В итоге суд удовлетворил требование подрядчика об оплате контракта.

Также рассмотрим пример из судебной практики, когда контракт в одностороннем порядке расторг исполнитель - Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-37913/2018 от 26.06.2018. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВО СПбГАУ) и АО «Союзпечать Северо-Запад» заключили госконтракт на услуги по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания. Исполнитель обязался завершить оказание услуг 31.12.2017.

Нужно ли расторгать контракт, если поставщик в период исполнения контракта прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель и открыл ООО?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Да, нужно. В такой ситуации заказчик расторгает контракт по соглашению сторон и проводит новую закупку на остаточный объем товаров.

Менять контрагента в ходе исполнения контракта можно только в случае, если к новому поставщику переходят права старого при реорганизации юрлица. Такое правило закреплено в части 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Поскольку индивидуальный предприниматель не юридическое лицо, это правило к нему неприменимо.

Адресом доставки всех периодических изданий значилась библиотека университета. Однако печатные издания не поставлялись по адресу, указанному в контракте, а частично передавались через отделение почты России с нарушениями сроков и объемов поставки, а также без оформления каких-либо сопроводительных документов. Представителям заказчика приходилось самим обращаться в отделения почты России, несмотря на то что контракт включал расходы исполнителя на доставку изданий непосредственно в университет.

Любопытно, что в свою защиту исполнитель сослался на существующий на тот момент договор поставки периодических печатных изданий между заказчиком и ФГУП «Почта России». Мол, раз уж такой договор есть, в рамках него могут доставлять и его издания. Причем исполнитель никакого отношения к этому договору не имел.

По состоянию на 31.08.2017 исполнитель не оказал услуги по поставке периодических изданий по 38 позициям спецификации. В итоге заказчик потребовал пени в сумме 31.635 руб. 25 коп. Платить исполнитель отказался, сославшись на то, что издания якобы поставлялись в срок. Правда, никаких подтверждающих документов не предоставил. Это противоречит условиям контракта. Факт оказания услуг должен быть подтвержден актом, подписанным обеими сторонами.

Несмотря на спорную ситуацию, исполнитель выставил заказчику несколько счетов авансом, что не предусмотрено условиями контракта. При этом все счета и акты не содержали сведений о количестве фактически поставленной печатной продукции и ее стоимости в отчетный период. Получается, что исполнитель по какой-то причине единолично принял решение по определению размера ежемесячных платежей, разделив стоимость контракта на 5 месяцев оказания услуг с августа по декабрь, при этом необоснованно исключив из периода обслуживания срок с 15 по 31 июля 2017 года.

Спустя некоторое время исполнитель уведомил заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта с 01.11.2017 года. Кроме того, он направил заказчику досудебную претензию с требованием оплатить оказанные услуги в общей сумме 63.620 руб. 42 коп. Никаких актов и счетов с указанием фактически поставленной печатной продукции за отчетный период исполнитель не приложил. Позже он уведомил заказчика об изменении периода одностороннего отказа от исполнения контракта - с 01.12.2017 года. А также отметил, что акты сверки расчетов подписывать не будет. Заказчик в свою очередь разместил сведения о расторжении контракта с 01.12.2017 года на официальном сайте ЕИС.

К слову, заказчик сообщил о готовности оплатить фактически поставленную печатную продукцию после предоставления документов первичного бухгалтерского учета. Письмо с приглашением на сверку расчетов исполнитель проигнорировал. Спустя время заказчик повторно предложил исполнителю представить товарные накладные, акты и счета на фактически поставленную продукцию и явиться на сверку расчетов, но этого так и не произошло. В итоге контракт был расторгнут с 01.12.2017 года в связи с односторонним отказом исполнителя.

В исковых требованиях АО «Союзпечать Северо-Запад» потребовало расторгнуть контракт и взыскать с заказчика 43.377 руб. 56 коп., внесенных в качестве обеспечения, а также возмещение суммы фактических расходов в размере 120.674 руб. 05 коп. Однако удовлетворять иск суд не стал. Он напомнил исполнителю, что договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении условий другой стороной. Однако проблема в том, что на момент обращения в суд договор уже был расторгнут. Повторно сделать это суд просто не мог. Спорный договор уже прекратил свое действие, как и обязательства по нему. Учитывая тот факт, что контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, суд решил, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Вложенные файлы

  • Дополнительное соглашение о расторжении контракта.docx
  • Соглашение о расторжении контракта.docx
  • Требование о расторжении контракта.docx
  • Перечень случаев расторжения контракта заказчиком.doc

Любой подрядчик, заключивший договор с государственным заказчиком в результате электронного аукциона (закупок), знает, как трудно доказать свою правоту. Потому что 44 ФЗ, регулирующий данную сферу отношений — строго регламентирован и имеет «уклон» в пользу заказчика.

Анализируя практику по государственным контрактам при подготовке иска в суд, я обратила внимание, что подрядчик (исполнитель) часто сам делает все возможное и невозможное, чтобы попасть под штрафные санкции или не получить оплату за свою работу. Соглашается на дополнительную работу без оформления бумаг, либо оформляет дополнительное соглашение, забывая (или не зная), что закон запрещает изменять стоимость контракта более чем на 10%. Не приступает вовремя к работе, потому что заказчик «не возражает». Либо не может приступить к работе — потому что объект пока не готов, но не уведомляет об этом письменно заказчика. Перечислять тут можно долго и такое поведение в принципе свойственно многим в силу правовой неподготовленности.

Тем не менее, несмотря на особенность положений 44 закона, подрядчик все же может защитить свои права и отстоять правду в суде. Расторгнуть договор, если его интересы нарушаются заказчиком, либо вовсе признать его незаключенным — если предмет договора не соответствует фактическим работам на объекте (а это бывает очень часто, кстати. В электронной документации заказчик указывает одно, а по завершению торгов подрядчик (исполнитель) обнаруживает по факту — другое).

Основания для расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика

Закон о государственных закупках не содержит специальных оснований для расторжения контракта по инициативе подрядчика, отсылая к общим нормам ГК РФ. Общие нормы — это, в первую очередь, нормы о возмездном оказании услуг, подряде или специальные нормы о строительном подряде. При этом, как указано в законе, Подрядчик имеет право расторгнуть контракт, если такое право предусмотрено договором для заказчика (ст. 95). Иными словами — праву заказчика расторгнуть контракт противопоставляется аналогичное право подрядчика , даже если об этом не будет специально сказано в договоре.

Контракт может быть расторгнут без суда по основаниям, указанным в законе или при существенном его нарушении другой стороной в судебном порядке.

Оснований для внесудебного расторжения не много, это: п. 2 ст. 782 ГК РФ (для возмездного оказания услуг), п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719 ГК для подряда, п. 3 ст. 745 ГК для строительного подряда. Если указанные статьи подходят — главное соблюсти процедуру расторжения контракта, уведомить заказчика о принятом решении.

По всем другим основаниям путь один — судебный (ст. 450, 451, 709 ГК РФ). Нарушения со стороны заказчика должны быть значительными в той степени, в которой контракт вовсе не был бы заключен, а подрядчик лишается того, на что рассчитывал изначально. При этом практика по статье 709 ГК (увеличение стоимости материалов) разная и больше отрицательной.

Перед подачей иска необходимо направить претензию-уведомление с описанием нарушений, можно даже дважды.

И еще, что следует учесть. Если работы по контракту не выполнялись, а их объем, стоимость, сам объект работ не соответствуют согласованным условиям — в таком случае целесообразнее подавать иск о признании договора незаключенным, а не расторгать его. Потому что расторжение предполагает в любом случае какие то последствия для сторон.

Немного о практике

Летом 2017 года вышел Обзор ВС по госзакупкам. И вот что там интересно. В пункте 12 суд указывает, что стороны не имеют право увеличить стоимость работ более чем на 10%, заключив дополнительное соглашение. Подписать документ они конечно могут (что, кстати, бывает очень часто), но вот потом взыскать оплату в суде свыше этого предела подрядчику будет очень трудно — суд удовлетворит иск только если установит, что работы были необходимы и выявлены в ходе выполнения контракта. Как видно — дополнительные работы не должны быть попутными или иными, они должны быть связаны с основными, быть необходимыми. А как бывает на практике? Заказчик просит подрядчика сделать дополнительно что то, подписывает соглашение. Подрядчик (особенно субъект малого предпринимательства) полагает, что у него есть документ — в суде оплату взыщет в случае чего, выполняет работы. А не тут то было.

В пункте 14 ВС указывает, что в контракте достаточно указать на право стороны его расторгнуть, без раскрытия конкретных причин для расторжения. И в то же время стороны имеют право подробно описать существо нарушения, которое будет являться основанием для отказа стороны от договора (пункт 15).

Таким образом, если заказчик нарушает договорные обязательства, увеличивает объем и прочее — не нужно вести переговоры, ждать. Нужно как минимум направлять уведомления о нарушении и обращаться в суд.

  • По соглашению сторон;
  • По решению суда;
  • В случае одностороннего отказа в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.

В статье закона подробно описывается процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более. Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение. Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 фз № 44)

Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа. Обязанность расторжения Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

  • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
  • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто.

Расторжение контракта по соглашению сторон 44-фз

Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными. Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд. При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

Расторжение государственного контракта по 44-фз

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.

Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность. Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.


Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст.

Как расторгнуть контракт по 44‑фз: условия и риски

Внимание

Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т.


д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара. Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.
В ст.

Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по фз-44

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Инфо

В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

Последствия О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов. Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений.

Другое правило может закрепляться в законе или соглашении. Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Как расторгнуть контракт по 44 фз по соглашению сторон

В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского Кодекса (далее ГК РФ), в частности - главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств. Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий.

Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении. Алгоритм проведения процедуры Шаг 1. Определить случаи. Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законом не предусмотрено.

Расторжение контракта по 44 фз по соглашению сторон

Однако, к таковым можно отнести такие случаи:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять своих обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).
Похожие публикации