Гэб и пк умвд. Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД - что это за организация и чем она занимается

Экономическая сфера является одной из важнейших сфер общества на ряду с политической, социальной и духовной. От экономической сферы зависит состояние благ в обществе, поэтому за ней требуется определенный контроль, дабы были добросовестные отношения и честные отношения. Такой контроль осуществляется УЭБиПК (УБЭП) , являющиеся специальным органом, занимающимся этим вопросом.

УЭБиПК (УБЭП)

Управление по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции – это специальное подразделение, которое работает на базе МВД РФ, которые занимается вопросами, касающихся безопасности экономического пространства Российской Федерации, а также выполняет другие функции министерства внутренний дел.

Управление имеет различные направления деятельности, среди которых:

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

  1. - обнаружение каких-либо угроз на безопасность экономического пространства, естественно, в пределах своих полномочий, так как подобные функции могут лежать и на других органах, например, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного Комитета и др.
  2. - данный орган также участвует в том, что определить государственные программы, а также прогнозе перспектив на будущее осуществление деятельности;
  3. - в компетенцию УЭБиПК (УБЭП) также входит расследование, устранение, предупреждение крупных преступлений в области экономики и налогов;
  4. - расследуются также резонансные преступления;
  5. - профилактика по защите различных видов собственности, экономического пространства и т. д.;
  6. - проведения различного рода проверок, в том числе документов, отчетов и т. д. В случае обнаружения могут быть применены различные меры ответственности, в зависимости от нарушений;
  7. - отдельно стоит отметить противодействие легализации денег или имущества, которое получилось путем совершения преступлений;
  8. - противодействие терроризму, экстремизму путем предотвращения их финансирования.

Как можно заметить Управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействием коррупции охватывает многие сферы деятельности, но в пределах своей компетенции. Это логично, так как на самом деле во многих сферах экономическая составляющая играет ключевую роль, без которой невозможно совершение большинства действий. При обращении в различные структуры стоит понимать, что установлены свои порядки действий. К сожалению, обычный гражданин о них узнает уже тогда, когда попадает в эти структуры, что бывает несколько осложняет достижение желаемого результата.

В таком случае лучше заранее посмотреть определенные порядки, которые закрепляются в федеральных законах, ведомственных приказах и некоторых других актах. В данных актах указывается, каковы действия лиц в тех или иных ситуациях, как должны обращаться граждане, каковы порядки, сроки и т. д. Кроме того, исходя из целей данной структуры можно понять, а стоит ли действительно обращаться в этот орган, подразделение или организацию, так как в некоторых случаях это необязательно, либо гражданин вообще попадает в заблуждение и думает, что ему это необходимо, а на самом деле нет. В итоге получается зря потраченное время, которого при выполнении некоторых процедур катастрофически не хватает. Разобравшись в вопросе таких проблем может просто не возникнуть.

Права сотрудников УЭБиПК

Права сотрудников УЭБиПК стоит рассматривать в плоскости вообще, так как по сути они имеют практически те же полномочия, только в пределах своей компетенции.

Итак, если опираться на Приказ МВД РФ No340, то можно увидеть целый ряд полномочий сотрудников полиции , связанных с экономической безопасностью:

  1. - проведение опросов – сотрудник может опросить гражданина (здесь стоит учитывать, что опрос отличается от допроса, который имеет более строгий процессуальный статус);
  2. - получать справки – в экономической деятельности справки имеют важное значение, так как в них может быть указана какая-нибудь важная финансовая информация, кстати говоря, отсутствие справки тоже может говорить о некоторых важных деталях (например, когда у фирмы откуда-то появилось большое количество денег, а откуда они появились неизвестно);
  3. - сбор образцов для исследования – важными образцами для исследования в данной деятельности в основном являются документы;
  4. - сотрудники могут также производить проверочную закупку различных товаров, которые не допустимы, либо ограничены в обороте; данный пункт легче понять на примере: в магазин с санкции сотрудников полиции направляется несовершеннолетнее лицо, чтобы купить сигареты или алкоголь (запрещены к продаже до 18 лет), если продавец не продает товар, то проверка прошла успешно, если продал, то, к сожалению, проверка не было пройдена. На самом деле примеров такого дела множество, но это один из самых простых;
  5. - исследовательская деятельность документации и предметов – тут берутся различные документы, например, отчеты из бухгалтерии для сверки;
  6. - производство наблюдения – в случаях, предусмотренных законом, сотрудники получают права на слежку для того, чтобы предотвратить совершение преступления;
  7. - осуществлять запросы на удостоверение личности – в документах могут быть указаны различные имя и фамилия, но кто такой этот человек сотрудник может не знать, для этого делается запрос его личности, дабы сразу знать его контактные данные и другие сведения;
  8. - исследование место нахождения организации, бумаг, ее финансов – опять исследуется то, что находится в здании, есть ли у фирмы активы, способна ли компания делать определенные инвестиции или они сделаны сверх-бюджета;
  9. - контроль за отправкой различных сообщений (почтой, факсом и др.) – отслеживается содержание это отправлений, кому они были отправлены и др.;
  10. - прослушивание телефонных звонок – с определенной санкции разрешается прослушивать телефоны определенных лиц, который подозреваются в чем-либо;
  11. - снятие сведений с различных источников – примером может быть жесткий диск компьютера, с которой снимается вся информация, а чаще всего просто изымается сам жесткий диск;
  12. - внедрение своих оперативников – это может быть похоже на фильмы со шпионами, но действительно внедрение может иметь важный шаг к тому, чтобы раскрыть крупное преступление;
  13. - поставка, над которой осуществляется контроль – фирме может поставляться определенная продукция, сотрудники могут проверить одну из них от начала до конца, чтобы понимать действительно ли все осуществляется так, как указано в документах, и тот ли товар перевозиться или нет;
  14. - эксперимент – здесь опытным путем рассчитывается, что, если в таких же обстоятельствах поступить также в реальной жизни, и каков будет результат; это дает понимание практическому применению различных механизмов.

ОРД и их осуществление

ОРД – это оперативно-розыскная деятельность, то есть по сути та деятельность, которая направлена на выявление, предупреждение, расследование преступлена.

Деятельность Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции подпадет под действия правоохранительных органов, для которых есть общие правила проведения ОРД. Понятно, что будет учитываться специфика самого управления, тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия не так уж будут отличаться от других.

Итак, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», можно выделить несколько различных мер:

  • 1) Разрешается проводить ОРД и в связи с этим изымать документацию, различные предметы или материалы, информацию, а также прервать какое-нибудь оказание услуги, если есть факт общественной опасности;

Если изымается документация или другие предметы, то в связи с этим обязательно должен быть составлен специальный акт (протокол), заполненный в соответствии с УПК.

Если в ходе ОРД изымается документация, то на нее должны быть предоставлены копии, которые должны быть заверены тем лицом, которые их издавал, после чего они будут переданы тому лицу, у которого проходило изъятие. Естественно, здесь также на все действия составляется протокол. Копирование и заверение документов происходит для того, чтобы лицо также могло дальше осуществлять свою деятельность, так как без документов будет проблематично, например, вступать в правоотношения, да и попросту функционировать.

  • 2) Можно вступать в определенные отношения с лицами, которые захотели оказать помощь в оперативно-розыскной деятельности. Такая помощь может быть безвозмездной, когда правоохранительные органы ничего не предоставляют взамен, либо возмездные, кода помощнику полагается какое-нибудь вознаграждение.
  • 3) Разрешается в ходе ОРД брать по соглашению различные помещения, транспорт и т. д. Например, есть офис за которым необходимо произвести наблюдение, а, напротив, этого офиса, например, тоже офисы. Можно договориться с другой компанией, чтобы она предоставила одно офисное помещение для слежки.
  • 4) Разрешается всячески подвергаться конспирации, то есть могут шифроваться документы личности, автомобили, эмблемы ведомства и т. д. Но стоит отметить, что естественно просто так это делать запрещено, только в целях конспирации, дабы способствовать предотвращение или раскрытию общественно опасных деяний.
  • 5) Также разрешается даже создавать организации, который способствовали подобным мероприятиям.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, естественно, сотрудники правоохранительных органов выносят какие-либо требования. Если эти требования являются обоснованными и не нарушают законы Российской Федерации, то эти требования должны быть исполнены теми лицами, к которым предъявляются данные требования.

Отказ от выполнения данных требований может нести различного рода ответственность, так как это влияет на то, что лицо просто препятствует проведению оперативно-розыскных мероприятий, что в конце концов может повлиять, например, на раскрытие преступлению. В связи с этим ответственность может существенно разниться, в зависимости от ущерба и природы самих требований, выносимых в отношении данных лиц.

Основные задачи УБЭП

Сотрудники УБЭП у всех людей вызывают настороженность. Даже у тех личностей, у которых нет собственного дела. Основная функция сотрудников – это регулирование важных вопросов в сфере экономики. Существует несколько основных задач, которыми занимается УБЭП в полиции.

  1. Организация методов борьбы с предпринимателями и физическими лицами, не оплачивающими налоги;
  2. Определения степени экономической угрозы в стране;
  3. Раскрытие финансовых преступлений;
  4. Проверка работы компаний и их партнеров;
  5. Контроль деятельности малого бизнеса.

Часто, сотрудники УБЭП посещают фирму без предупреждения. Причиной их визита может стать даже звонок клиента, который недоволен обслуживанием. Как правило, люди, осуществляющие проверку, раскрывают свои полномочия не сразу. Они могут прийти в магазин, салон или любую, другую организацию как обычные потребители. Это в принципе является вполне логичной мерой, так как при предупреждении возможно, что нарушения уже будут устранены, а потом после проверки они опять будут допускаться, а так официально будет выявлено нарушение и приняты определенные меры по их устранению.

После того как их обслужили работники предприятия, они показывают свои корочки и объясняют неправильность их работы. Как правило, упор во время проверки они делают на то, что поступила жалоба от потребителей и они отреагировали на нее. Следует понимать, что подобные акты хотя и сделаны в основном для того, чтобы именно сотрудники государственных органов и иных связанных с ними организацией понимали свои права и обязанности и знали, что им можно делать, а что нельзя.

Тем не менее, они все равно становятся очень полезными и для обычных граждан на тот случай, если, например, сотрудник государственного органа исполняет свои права и обязанности неправильно, либо вовсе нарушает права и законные интересы обычных граждан. В таких случаях, если знать права и обязанности сотрудников государственных орган, обычный гражданин может знать, что они злоупотребляют своими полномочиями и тем нарушают права обычного гражданина. На такой случай, лучше всего подавать жалобы, не соглашаться с подобными действиями и т. д. Тем не менее, стоит обращать на «размытые» формулировки в законе, когда полностью нельзя понять может право на это сотрудник или нет, в конечном итоге, это может обернуться не в пользу гражданина, если не доказать другое.

Важно! По всем вопросам деятельности и работы УЭБиПК, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по экономическим вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Полиция запрашивает документы: основания и какие действия нужно предпринять, ответственность за отказ в предоставлении документов.
Проверка ОБЭП (ОЭБ или УЭБ и ПК МВД): основания и сроки проверки, что делать.

Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то у вас есть все шансы привлечь к себе пристальное внимание сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями, а значит и соответствующий набор проверки ОБЭП (ОЭБ) : запросы, вызовы, обследование помещений организации с последующим изъятием документов, выездную налоговую проверку с участием сотрудников ОБЭП и так далее.

Ранее эти подразделения назывались всем известными аббревиатурами - ОБЭП, УБЭП, ОРЧ такое-то ДЭБ МВД России. Также существовали Управления и отделы по налоговым преступлениям.

Теперь, в ходе реформы МВД и переименовании милиции в полицию старые наименования ОБЭП ушли в прошлое и сложилась следующая организационная структура: отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ), управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ), Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК МВД РФ).

Если поступил запрос из полиции

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") "требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции... обязательны для исполнения... организациями, должностными лицами и иными лицами...". Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона "О полиции";
  • ст. ст. 6, 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае.

При этом запрос из ОБЭП (ЭБ и ПК), должен содержать:

1. Данные о конкретном уголовном деле или зарегистрированном в установленном порядке заявлении и сообщении о преступлении.

2. Мотивацию запроса - какое отношение имеют запрошенные сотрудниками ОБЭП (ЭБ и ПК) сведения и документы к расследуемому преступлению либо проверке сообщения о преступлении.

В ином случае запрос из ОБЭП не будет содержать требования, основанного на законе.

Согласно ч. 4 ст. 13 вышеуказанного Закон "О полиции" требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Итак, органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.

В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

Если к вам пришли с проверкой из ОБЭП

При проверках ОБЭП также должен соблюдаться ряд формальностей, которые полезно знать:

1. Проверка организации длится не более 2-х месяцев , продлевается до 3-х только решением начальника ОБЭП. Начало - день вынесения постановления о проверке, окончание - день подписания акта проверяющими. Отслеживайте сроки, зудите над проверяющими, чтобы у них появилось желание быстрее от вас избавиться.

2. Если к вам пришли сотрудники полиции, то просите их представить вам удостоверение . Перепишите данные сотрудников себе (ФИО, номер удостоверения) , так как в последующем это поможет вам написать жалобу прокурору или в суд на незаконные действия конкретных сотрудников. В большинстве случае стандартная ошибка при проведении проверок в том, что не записываются данные проверяющих. Здесь необходимо заметить, что как правило сотрудники просто показывают удостоверение, а вы даже не успеваете посмотреть на него.

Требуйте от сотрудников дать вам возможность записать их данные, поскольку в силу закона они обязаны предоставит вам такую возможность.

3. Проверяющие по прибытию на объект проверки обязаны предъявить представителю организации вынесенное начальником ОБЭП заверенное печатью постановление о проверке . Постановление регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверок соответствующего ОБЭП, что дает вам возможность проверить пришедших (и пока по телефону это проверяется в органе, откуда пришли проверяющие, самим подготовиться к проверке). Не избегайте ознакомления с постановлением, так как с одной стороны вы можете проверить его законность и кое-что почерпнуть из него, а с другой - закон предусмотрел нейтрализацию отказа от ознакомления с постановлением и от использования своего права присутствовать при проверке. В постановлении о проверке проверяющими производится запись о вашем отказе, что лишает смысла ваши контрдействий (типа беготни по коридорам лишь бы не видеть постановления).

4. В обязанности проверяющих входит проверка удостоверения личности должностных лиц организации. При этом проверяющие должны убедиться, что полномочия представителя организации оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью), поэтому относитесь спокойно к требованиям о подтверждении полномочий.

5. Законный представитель организации вправе присутствовать при проведении проверки в занимаемых помещениях и территориях. В постановлении о проверки организации делается отметка о разъяснении законному представителю его права. Если этого не сделано проверяющими, не стремитесь устранить этот пробел, минусы контролирующих органов это ваши плюсы.

Поручите своим работникам следить за составом проверяющих лиц, так как изменение состава возможно только на основании постановления об изменениях, вынесенного начальником ОБЭП.

6. Обследование помещения организации производится проверяющими на основании распоряжения начальника оперативного подразделения ОБЭП в присутствии понятых и представителя проверяемой организации. О производстве обследования составляется акт, в котором фиксируются данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов, представляющих интерес для проверки. В ходе обследования проверяющие могут производить фотосъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и технические средства. Результаты их использования прилагаются к акту.

Акт обследования подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и представителем организации, а также другими присутствующими при обследовании лицами, при этом с вашей стороны возможно использование других присутствующих для подготовки доказательственной базы против неправомерных действий проверяющих. Ваш отказ от подписания акта предусмотрен и приведет лишь к отметке в акте, удостоверенной подписями проверяющих и понятых, поэтому не придавайте значения факту подписи или не подписи этого документа, сосредоточьтесь лучше на самом документе и на формулировке, которую вы собираетесь написать.

Обследование - это не обыск. При проведении обследования не допускается вскрытие помещений, поэтому если представители ОБЭП несмотря на ваши замечания совершат действия выходящие за их компетенцию, зафиксируйте это при подписании акта.

7. Должностные лица ОБЭП имеют право истребовать у проверяемого любую информацию , необходимую для проведения проверки, в том числе по финансово-хозяйственной деятельности. Информация, истребуемая у организации, перечисляется в требовании о предоставлении информации. Требование подписывается проверяющими и вручается представителю организации под расписку с указанием даты вручения. Помните, что нет необходимости сразу предоставлять запрашиваемые документы, вам должно быть предоставлено время для их подготовки, согласуйте это время с должностным лицом ОБЭП, запрашивающим их. При отказе представителя организации от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых.

8. Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых и, как правило, в присутствии представителя организации. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются представителем организации и заверяется ее печатью.

В случаях оснований полагать, что подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов. При изъятии указанных документов с них изготавливаются копии, которые передаются организации, у которого они изымаются.

Об изъятии документов (копий) составляется акт. Изъятые документы перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков. Все изымаемые документы (копии) предъявляются понятым и представителю организации, о чем делается запись в акте. Данная норма позволяет сделать этот процесс крайне обременительным для изымающих, любые нарушения этого порядка могут фиксироваться в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и представителем организации. Копия акта об изъятии вручается представителю, у которого производится изъятие, под расписку.

Как уже отмечалось, не стоит отказываться от подписи и заверения печатью копий изымаемых документов, от получения копии акта об изъятии и копий изъятых документов, от подписания акта изъятия; об отказе все равно будет сделана отметка в акте изъятия или отдельном акте, удостоверяемом подписями проверяющих из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и понятыми.

9. Если вы попали в ситуацию, при которой обнаружены документы, предметы, «ненадлежащего» характера, отказавшись от подписи копий, зафиксируйте в акте, что эти документы, предметы, появились в период, когда кто-то из проверяющих оставался один в помещении, где они обнаружены.

10. При проведении обследования производственных, складских, торговых и иных помещений, организации, а также транспортных средств, при изъятии документов привлекаются понятые в количестве не менее 2-х человек . Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе проверки физлица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц ОБЭП.

Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт.

Итоги проверки.

По результатам проверки организации проверяющими не позднее срока окончания проверки, (2 месяца или 3 при продлении) составляется акт проверки . Акт проверки составляется и в том случае, если нарушений законодательства не выявлено. Акт проверки должен содержать номер акта проверки, присвоенный при его регистрации в Журнале регистрации актов проверки. Акт проверки составляется в четырех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. С момента подписания акта проверки всеми проверяющими проверка считается законченной.

Один экземпляр акта вручается представителю организации под расписку. В случае отказа представителя от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и т.п.) об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется в организацию заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

Советы адвоката:

  • Старайтесь не упоминать в беседе с работниками контролирующих органов конкретные цифры и факты.
  • Никогда не стоит говорить о ваших связях и возможностях.
  • Если у вас требуют объяснение по определенным фактам, вы имеете полное законное право отказаться давать объяснение без адвоката, так как положение Конституции РФ о праве каждого на получение квалифицированной помощи адвоката еще никто не отменял. Также вы можете ничего не объяснять сотрудникам полиции сославшись в объяснении на ст.51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя. Таким же правом могут воспользоваться все работники вашей фирмы. Помните одно, лучше вначале промолчать, чем сказать что- то лишнее.
  • В случае если вас просят , всегда требуйте повестку, так у вас будет документальное подтверждение, что вас вызывают на допрос, а не просто поговорить в кабинет оперуполномоченного по каким-либо вопросам. Без вручения вам повестки вы можете не ходить никуда и не давать показания. На данный опрос желательно явиться с адвокатом, поскольку во-первых, он профессионально будет отстаивать ваши интересы, во-вторых, он непосредственный свидетель всего, что будет делать при опросе сотрудник полиции.
  • Часто сотрудники полиции под предлогом осмотра места происшествия изымают бухгалтерские документы из офиса. Это прямое нарушение закона, так как изъятие документов помимо воли руководства фирмы возможно только с санкции суда (постановления суда о производстве обыска). В этой ситуации сотрудники пользуются тем, что вы их сами пустили в офис и якобы под вашим взором (а значит якобы с вашего согласия) изымают все необходимые им документы с составлением протокола осмотра происшествия. Помните главное, неприкосновенность частной собственности, коммерческую и личную тайну, гарантированные Конституцией РФ, еще никто не отменял, а вторжение в названные институты возможно только по решению суда. Если с вами происходит выше описанная ситуация, то необходимо обращаться с заявлением о привлечении к ответственности указанных сотрудников в следственный комитет, отдел полиции и прокуратуру.
  • Пытайтесь зафиксировать нарушения со стороны проверяющих в любом документе, который вы подписываете. Никто не запрещает вам составить свой документ, в котором будут описаны нарушения проверяющих, предложите подписать его проверяющим, если откажутся, сделайте об этом ссылку в этом документе, пусть его подпишут как можно большее число лиц, присутствующих при совершении неправомерных действий проверяющих (работники, понятые, посетители).
  • Дайте понять проверяющим, что информация о нарушениях с их стороны может легко попасть в прессу и телевидение.
  • Не бойтесь показать, что вы знаете свои права. Можете указать номер статьи закона или ее содержание, даже если вы ошибетесь не страшно т.к. проверяющие ее также не помнят и не могут сразу проверить.
  • Не бойтесь, если ваш ответ не совпадет в деталях с ответами других лиц, одинаковых ответов ни когда не бывает.
  • Никогда не подписывайте документ, не прочитав его. Читайте пока он не станет вам понятен. Время для этого не регламентировано законом.
  • Если в постановлении указана выемка документов , то забрать компьютер и другую оргтехнику проверяющие не вправе: пусть распечатывают документы, при этом у вас есть возможность отказаться от подписания распечатанных копий и занести в протокол, что не знаете откуда эти документы появились в вашем компьютере, вам не известно может быть даже случайно кем-либо внесены в него исправления намерено, в том числе и проверяющим, но это следует предпринимать если вам точно известно, что таких документов нет на бумажном носителе за вашей оригинальной подписью. Для совершения всех этих действий дождитесь пока проверяющие их не распечатают, что как правило проводится без непосредственного участия понятых (открытие файла его прочтение на компьютере, печать).
  • Помните, что все проверяющие органы несут ответственность за убытки, причиненные организациям своими неправомерными действиями, а также неправомерными действиями должностных лиц и работников этих органов, поэтому указание в актах и др. документах сведений, которые могут привести к появлению у вашей организации права требования возмещения убытков, могут побудить проверяющих не подставлять себя лично.
  • Все «наезды» о нахождении организации по указанному адресу без надлежащего на то основания, договора аренды и т.п. или же обнаружения печатей других организаций в офисе компании не несут в себе ничего криминального. Не обращайте на них внимания.
  • Немедленно сообщайте о всех приходах контролирующих органов в юридическую службу, тяните время до приезда юриста.
  • Не спешите указывать на ошибки проверяющих при проверке, их минусы это ваши плюсы в дальнейшем.
  • Имейте телефоны контролирующих органов, по которым можно проверить полномочия проверяющих.
  • Досконально ознакомьтесь с предъявляемым вам удостоверением и другими документами, служащими основанием для начала действий проверяющими, запишите данные удостоверения.
  • Женщины, в трудную минуту не бойтесь закатить истерику, инсценировать обморок или даже припадок.
  • Не бойтесь писать заявления и жалобы на сотрудников полиции когда вы правы, так как таким образом вы защитите себя от произвола. Более того, есть соответсвующие надзорные структуры - следственный комитет, прокуратура, которые и занимаются фактами нарушения закона со стороны сотрудников полиции.

​Еще раз напоминаем, что только адвокаты не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без его согласия.

Экономические и коррупционные преступления для России – дело не новое. Сегодня, к сожалению количество подобных злодеяний увеличивается. Простой народ «обвешивают» на рынках, представители власти присваивают себе баснословные суммы из бюджетов, предприниматели не платят налоги – все это экономические преступления. Именно для борьбы и профилактики их и существует отдел экономической безопасности и противодействия коррупции.

Из истории

Первую попытку по организации отдельной структуры по борьбе с экономической преступностью в 1842 году предпринял граф Перовский – руководитель МВД Российской империи. Новому органу было дано название «Торговая полиция». В её состав входили представители торговой депутации и купечества.

Торговая полиция действовала самостоятельно, но в любое время могла обратиться за помощью к представителям МВД. Она решала следующие вопросы:

  • Следила за работой торговцев, а точнее за отсутствием обманов, обсчетов, обвесов;
  • Клеймила весы;
  • Устанавливала цены на хлеб, мясо;
  • Предотвращала случаи спекуляции.

С течением времени этот орган был расформирован.

Новая попытка создания подобной структуры относится ко временам СССР. В 1937 в структуре НКВД был создан отдел по борьбе с хищениями социальной собственности (БХСС). Он был расформирован после распада СССР.

Современный ОЭБ и ПК

Сегодня экономическую безопасность в России обеспечивает ОБЭП и ПК, входящий в структуру МВД России. Главное управление находится в Москве, в регионах страны работают отделения. Начальник регионального управления несет ответственность за работу всех отделений в подведомственной ему области.

В тесном контакте с данной структурой работает и полиция.

Работу отдела выполняют оперуполномоченные. Основным функции отдела являются:

  • Участие в разработке нормативной базы и мероприятий по предотвращению экономических преступлений;
  • Обеспечение экономической безопасности страны;
  • Участие в возбуждении и ведении уголовных дел международного и регионального значения;
  • Пресечение налоговых преступлений, а также преступлений против государственной власти;
  • Проведение проверок и ревизий на предмет выявления экономических преступлений;
  • Работа с поступившими от граждан заявлениями о выявлении случаев совершения экономических преступлений;
  • Работы с общественностью по профилактике преступлений экономического характера;
  • Участие в семинарах, заседаниях, круглых столах;
  • Предоставление отчетности.

Официальный сайт

Подробную информацию о деятельности органа, его структуре и графике работы может узнать каждый гражданин, зашедший на официальный сайт. Также здесь представлена отчетность и показатели работы, планы мероприятий.

Проверки

Одной из важных функций сотрудников ОБЭП является проведение проверок. Проверяются представители любых сфер бизнеса, ИП, юридические лица.

Причинами проверок чаще всего являются поступившие жалобы или заявления. Иногда оперуполномоченные приходят с целью проведения профилактических мероприятий, порой на организацию могут «нагнать проверку» конкуренты.

Если в вашу фирму нагрянули нежданные гости, сопротивляться и вступать в полемику с представителями закона не рекомендуется. Эти люди не очень любят, когда с ними спорят, и каждое слово может вызвать у них подозрение.

По запросу сотрудников отдела экономической безопасности необходимо предоставить документы.

При этом представление информации, являющейся коммерческой тайной проверяющим может не осуществляться. Эту информации вправе запрашивать только прокурор.

Руководитель имеет право наблюдать за тем, как протекает ход проверки. При этом, если действия уполномоченных нарушают права предпринимателя, он может обжаловать их в суде.

Важно помнить и о том, что срок проверки не может превышать 30 дней, с того момента, как было вынесено Постановление. По истечении периода сотрудника ОБЭП и ПК обязаны выдать акт по итогам проверки.

Деятельность отдела по экономическим преступлениям и противодействию коррупции направлена на обеспечение экономической безопасности. Это очень важный фактор развития всего общества.

Возвращаясь к истории становления данной структуры, отдел БХСС, утвержденный во времена СССР можно считать началом большой работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Сотрудники этой структуры - люди закрытые: на контакт идут с большой неохотой, и то чаще во время проверок. Бойцы Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) всегда считались элитным подразделением российской милиции. В советское время их прозвали «белыми воротничками». Одетые с иголочки, холеные и при этом наделенные немалой властью - они продолжают производить неизгладимое впечатление на самых уравновешенных бухгалтеров и руководителей компаний.

О тонкостях оперативной работы, о том, как работалось в советское время и сейчас, о том, что было и что стало, нам рассказал полковник МВД в отставке, кандидат юридических наук Владимир Петров.

«Московский бухгалтер» («МБ»): Владимир Михайлович, в общей сложности вы проработали в правоохранительных органах более тридцати лет. Не жалко было уходить?

В. П.: Вы знаете, мог еще поработать, но время пришло. Да и молодым надо уступать дорогу.


Особенно было жалко тех, кто попадался в первый раз. Сразу же видно неискушенного в таких делах человека, который просто хотел заработать денег по-быстрому. Были даже случаи, когда я отпускал оступившихся...


«МБ»: Благородно с вашей стороны. Сейчас для многих главным критерием выбора профессии является размер заработной платы. Наша милиция, как известно, большими окладами никогда не славилась, а в советское время и подавно. Чем вас привлекла эта профессия?

В. П.: Все просто - романтика, ореол загадочности, царящий над ней. Профессия сыщика всегда меня привлекала, вызывала неподдельный интерес. Да и вообще нормальная мужская работа: допросы, обыски, выемки, раскрытие уголовных дел.

«МБ»: Ну хорошо, а почему именно работа в МВД, а не в КГБ, например?

В. П.: Хороший вопрос. В конце 1970-х гг. осуществлялся набор сотрудников в такие структуры как МВД и КГБ. Я в то время был молодым кандидатом в члены КПСС. Меня вызвали в райком партии и предложили пойти работать в одну из этих структур - на выбор. Я без особых раздумий отдал предпочтение МВД.

«МБ»: Вы сразу были приняты в штат, или нужно было получить образование?

В. П.: Сперва нужно было окончить высшее учебное заведение. В 1978 г. я поступил на дневное отделение Московской высшей школы милиции. Кстати, это учебное заведение открылось в 1975 году и проводило в течение четырех лет полноценный набор студентов, в котором оказался и я.

«МБ»: Сложно было в то время поступить. Насколько я понимаю, и сейчас конкурс бешеный?

В. П.: Поступить действительно, как и сейчас, было непросто. Нужно было как минимум иметь хорошую физическую подготовку. Ну, и пришлось серьезно готовиться к вступительным экзаменам, в период службы в армии (прим.: служил в танковых войсках) кое-что подзабыл.

«МБ»: Кого сразу отсеивали?

В. П.: Начну с того, что кандидаты на учебу проходили тщательный медицинский отбор, в том числе психологический. Я помню, что брали людей без крайностей: слишком толстые или слишком худые оставались за бортом. Кстати, набирали исключительно мужской курс. Девушек, во всяком случае в Московскую высшую школу милиции, тогда не принимали.


«МБ»: А на что жили, будучи студентом? Я знаю, что подрабатывать на стороне как учащимся, так и действующим сотрудникам милиции было запрещено...

В. П.: Как, впрочем, и сейчас. Считалось, что подработка мешает полноценному получению знаний. Приходилось выкручиваться, тайно подрабатывать. Надо было на что-то кормить семью. Я как раз только женился, родился ребенок. Сами понимаете - на одну стипендию в 40 рублей сложно было прожить.

«МБ»: Во время вашей учебы в Москве проходила Олимпиада-80. Вас как-то привлекали к обеспечению правопорядка?

В. П.: На протяжении всех четырех лет обучения курсанты столичной высшей школы милиции постоянно привлекались для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий. Нередко нас направляли нести патрульно-постовую службу на территории одного из отделений милиции, где складывалась неблагоприятная криминогенная обстановка. Несмотря на отсутствие средств защиты - даже дубинок не было - мы успешно задерживали правонарушителей. У нас была хорошая физическая подготовка - быстро бегали, знали приемы.

Что касается Олимпиады-80, то это самое запоминающееся мероприятие, на котором мне довелось поработать, будучи курсантом. На протяжении всего периода проведения я и мои однокурсники находились в Олимпийской деревне - в районе станции метро «Юго-Западная».

Желающих попасть с улицы на территорию Олимпийской деревни было очень много, порой даже подделывали пропуска. Поэтому приходилось быть крайне бдительными.

В гостиницах во время проведения Олимпийских игр работали под прикрытием девушки-курсанты из Рязанской высшей школы милиции. Они трудились на разных должностях, где требовалось знание иностранных языков - к примеру, горничными.

Задача, которую перед нами ставило руководство - в первую очередь быть бдительными, чтобы не допустить каких либо правонарушений, и мы, скажу без ложной скромности, с этой задачей справились. По итогам несения службы мне была вручена почетная грамота от самого министра внутренних дел генерала Николая Анисимовича Щелокова.

«МБ»: После окончания Школы милиции началось, как я понимаю, самое интересное - работа. Куда вас направили?

В. П.: В 1982 году по распределению меня направили в Управление по борьбе с хищением социалистической собственности - в народе более известное как УБХСС (прим.: в 1991 г. переименован в ОБЭП - Отдел по борьбе с экономическими преступлениями).

«МБ»: Чем занимался всемогущий УБХСС? Почему все так боялись этой структуры?

В. П.: Структура действительно была всемогущая. Управление по борьбе с хищением социалистической собственностью ГУВД состояло из множества отделов, которые выявляли преступления по ряду направлений: спорт, медицина, строительство, транспорт, связь, промышленность, торговля, общественное питание, а также отделы по борьбе со спекуляцией и нарушением правил валютных операций. Одним словом, УБХСС курировал все отрасли народного хозяйства без исключения.

Я начинал работать в одном из районных отделов УБХСС в группе по борьбе со спекуляцией. Статья 154 УК РСФСР «Скупка и перепродажа с целью наживы» предусматривала не только административное, но и уголовное наказание, которое наступало, когда сумма наживы превышала 30 рублей


Первыми разорвали цепочку этого братства сотрудники ДПС. Из корыстных соображений они стали брать взятки со своих же...


К примеру, человек или группа людей скупали в магазинах определенный товар оптом, а затем продавали его по завышенной цене - вот и повод для возбуждения уголовного дела.

Откуда эти граждане брали деньги - вопрос риторический. Мне кажется, здесь вполне уместно провести аналогию с персонажем из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» Александром Ивановичем Корейко.

«МБ»: Да, показательный пример. А как вы собирали компромат на спекулянтов и фиксировали нарушения - компьютеров, видеокамер и прочей техники тогда не было?

В. П.: Поступало много жалоб от населения, в том числе рассматривались анонимки - на них тоже приходилось реагировать и выносить официальное решение в соответствии с законом. За этим зорко следила Прокуратура.

Для выявления факта спекуляции сначала документировался факт скупки товара, его цена, кто продал, затем фиксировался факт продажи, проводилась так называемая контрольная закупка, опрашивались свидетели, приглашались понятые. Когда все доказательства были собраны, материал при наличии оснований направлялся в следствие для возбуждения уголовного дела.

Что касается техники, то тогда у меня было длиннофокусное фоторужье - я получал его под расписку у эксперта-криминалиста. Благодаря этому «инструменту» я мог заснять издалека подозреваемых по делу, зафиксировать факты противоправной деятельности фигурантов по моей разработке, сфотографировать переброску товара, номера машин и прочее.

«МБ»: А чувство жалости к задержанным испытывали когда-нибудь? Было желание от пустить?

В. П.: Всякое бывало. Я же живой человек. Особенно было жалко тех, кто попадался в первый раз. Сразу же видно неискушенного в таких делах человека, который просто хотел заработать денег по-быстрому. Были даже случаи, когда я отпускал оступившихся...

«МБ»: В начале 1990-х гг. уголовную ответственность за спекуляцию отменили…

В. П.: При всем этом люди продолжали отбывать наказание. И этот факт до сих пор не дает мне покоя. При этом амнистия проводилась, но под нее подпадали определенные категории граждан: осужденные впервые, ранее не судимые, имеющие на иждивении малолетних детей, совершившие преступления небольшой тяжести и другие.

«МБ»: Действовала ли тогда так называемая «палочная система» или это явление появилось гораздо позднее?

В. П.: Всегда был план по выявлению количества преступлений и его нужно было строго выполнять. Тем сотрудникам, кто не справлялся с этой работой, предлагали подыскать место на гражданке.

«МБ»: Ну, если с палочной системой все понятно, то что тогда с коррупцией? Кто в то время был чемпионом по взяткам - чиновники или правоохранители?

В. П.: Коррупция была, но не в таких масштабах, как сейчас. На территории нашего района за короткий срок было задокументировано несколько фактов взяточничества среди чиновников. Но это были уже 90-е годы.

А что касается сотрудников милиции - тогда такого не было. Чтобы взятки брали? Нет, была партийная дисциплина.

«МБ»: Среди сотрудников правоохранительных органов, как и среди врачей, всегда существовала так называемая круговая порука - из серии «свои, брат», это правда?

В. П.: Мне кажется, это нормальная практика - так называемое цеховое братство. Ничего плохого я в этом не усматриваю.

Единственное, что я могу сказать, первыми разорвали цепочку этого братства сотрудники ДПС. Из корыстных соображений они стали брать взятки со своих же. Типа - «я готов закрыть глаза на мелкое нарушение, но за небольшое вознаграждение». Из-за этого выросло количество арестов сотрудников ДПС. В общем, свои стали сдавать своих же.

«МБ»: Ваша работа - это не только разъезды, она также предусматривает много писанины. Как справлялись с бумажной рутиной?

В. П.: Действительно, бумажной писанины очень много - различные рапорты, отчеты, оформление документов. Плюс к этому приходилось много ездить по различным организациям, архивам, запрашивать справки, выписки. Но при этом я всегда понимал, что никто эту работу за меня не сделает. Как говорил капитан Жеглов: «У нищих лакеев нет».


Я люблю рисковать, поэтому в одной из пирамид я участвовал... За несколько дней до краха этой пирамиды я получил машину и кучу денег. А с другой пирамидой, пожалуй, самой известной в России, фамилию ее основателя я специально не называю, у меня особая история.


«МБ»: А что для вас было самым ценным в работе?

В. П.: Может, и слишком пафосно звучит, но все-таки чувство выполненного долга. Когда по собранным материалам возбуждено уголовное дело и ты знаешь, что преступник ответит по закону.

Понимаете, когда долго ведешь дело, собираешь информацию, мотаешься по всей Москве, а порой и по стране, то самое ценное в работе - конечный, искомый результат.

«МБ»: Вы всегда работали в команде или в одиночку тоже действовали? Был какой-то интересный случай в вашей практике?

В. П.: Да, было дело. Осенью 1982 года мы задерживаем в разных районах Москвы мужчину и женщину, которые отдельно друг от друга занимались спекуляцией. Материалы передаются в следствие. В отношении них возбуждаются два разных уголовных дела. Пока идет следствие, подозреваемых отпускают под подписку о невыезде. В скором времени выясняется, что женщина представилась чужим именем и фамилией - некой Ольгой Пуст. По делу мужчины меня направляют в командировку в Латвию, в город Елгава. Во время проведения обыска в его доме в квартиру заходит женщина, та самая, назвавшаяся Ольгой Пуст. Увидев меня, она ужасно испугалась, побледнела и даже пыталась бежать, но я успел ее задержать.

«МБ»: В 1990-е годы многие участвовали в различных пирамидах, вас эта участь миновала?

В. П.: Я люблю рисковать, поэтому в одной из пирамид я участвовал. Не побоялся и вложил деньги во «Властилину». За несколько дней до краха этой пирамиды я получил машину и кучу денег.

А с другой пирамидой, пожалуй, самой известной в России, фамилию ее основателя я специально не называю, у меня особая история.

Я получил оперативную информацию и поехал ее проверять. Один. Было это в 1982 году. Приезжаю на квартиру - дверь открыл мужчина, который впоследствии окажется основателем самой известной пирамиды в России. Он снимал жилье в одном из спальных районов Москвы, где занимался незаконным бизнесом. При обыске я обнаруживаю ряд записывающих устройств - мужчина делал аудио- и видеозаписи, а потом незаконно их продавал в разные города оптовикам без уплаты налогов. Опечатав всю аппаратуру, составив протокол, я доставил задержанного в СИЗО местного отделения милиции. В отношении мужчины было возбуждено уголовное дело «за незаконное предпринимательство», но реального срока он тогда не получил. По прошествии десяти лет я увидел своего бывшего подопечного по телевизору и, честно признаюсь, сразу его не узнал. Что скажешь - заматерел.

«МБ»: А в лихие 90-е работалось сложнее, криминальные разборки вас как-то коснулись?

В. П.: Нет, в работе нашего отдела ничего не изменилось. Мы были молодые, смелые. Так называемые «малиновые пиджаки» чаще попадались в руки сотрудников РУБОПа. Пиджаки у задержанных, как рассказывали, регулярно трещали.

«МБ»: Порядка было больше тогда или сейчас?

В. П.: Сейчас все же порядка больше. Есть какая-никакая стабильность. При этом лучше всего было при Брежневе. Хуже всего - при Горбачеве: к власти пришел человек, бесконечно далекий от политики и экономики. Безработица, пустые прилавки и туманная перспектива судьбы страны - вот что царило.

«МБ»: В конце 90-х гг. вы уходите с оперативной работы и на протяжении нескольких лет занимаетесь научной деятельностью, а потом еще и преподавательской. Почему решили сменить любимую работу?

В. П.: Так получилось. За столько лет оперативной работы накопилась усталость. Захотелось тишины и покоя. Понимаете, я на протяжении нескольких лет возглавлял подразделение по борьбе с экономическими преступлениями. Было непросто. Решил уйти в науку - работал во ВНИИ МВД в лаборатории по исследованию проблем экономической преступности и противодействию коррупции. Там занимался анализом: изучал динамику экономической преступности в масштабе страны, публиковал научные статьи. В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по борьбе с экономической преступностью. В этом же году меня пригласили преподавать в школу милиции (прим.: переименована в Университет МВД) на должность руководителя кафедры криминалистики, где я проработал 5 лет.

«МБ»: Может, нужно было уйти в бизнес. Не было таких мыслей?

В. П.: Я рассматривал для себя такую возможность, но ничего дельного мне не предложили. Если бы и ушел, то скорее в область юриспруденции, но как-то не сложилось.

Екатерина Петрова, специально для журнала «Московский бухгалтер»

К Вам пришла проверка

С бератором вы будете знать, кто может приостановить деятельность фирмы, чего хочет полиция, налоговая инспекция, пожарные и трудовики, а теперь еще и экологи, таможенники и страховщики. Вы будете готовыми к приходу проверяющих из любой инстанции ежедневно и в любое время.

Похожие публикации