Соотношение понятий коррупция и коррупционное правонарушение. Понятие, признаки и перечень коррупционных преступлений.Общая характеристика преступлений коррупционной направленности

Борьба с коррупционными правонарушениями является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем власти. Такие деяния представляют особую опасность для общества и государства. Рассмотрим далее, какие существуют коррупционные правонарушения и ответственность за них.

Общие сведения

Коррупция - это комплекс преступных действий, причиняющих ущерб авторитету государственной власти, интересам службы в госорганах, муниципальным структурам, некоммерческим и коммерческим организациям.

Коррупционные правонарушения выражаются в противоправном получении должностными лицами, уполномоченными исполнять публичные функции, благ за действия, противоречащие служебным интересам.

Классификация

Основными видами коррупционных правонарушений являются:

1. Взяточничество. Оно представляет собой получение/предоставление благ за совершение каких-либо действий вопреки интересам службы.

2. Присвоение и растрата ценностей. Такие коррупционные правонарушения имеют место в случаях, когда субъект, которому было вверено имущество, использует его в своих целях, продает, передает иным лицам или совершает с ним другие противоправные действия.

3. Мошенничество. Оно предполагает незаконное изъятие ценностей у владельца путем обмана либо злоупотребления доверием.

4. Вымогательство. При совершении этого правонарушения преступник требует от собственника передать ему какие-либо ценности или права на них, совершить в его пользу определенные действия. При этом виновный угрожает потерпевшим различными способами.

5. Злоупотребление полномочиями. Оно предполагает использование служебного положения в корыстных целях.

Коррупционные правонарушения других видов

Противоправные действия могут также выражаться в:

1. Фаворитизме. Речь о ситуациях, когда у вышестоящего служащего появляются фавориты. Они имеют ряд преференций относительно других работников. К примеру, фаворитов назначают на высокооплачиваемые должности, несмотря на отсутствие у ни достаточных навыков или знаний для исполнения соответствующих обязанностей.

2. Кумовство. Оно аналогично фаворитизму. Разница в том, что покровительство получают родственники должностного лица.

Как проводят профилактику коррупционных и иных правонарушений?

Поскольку эта сфера преступности представляет особую опасность для государства, на правительственном уровне вырабатываются различные меры по борьбе с такими деяниями.

Профилактика коррупционных правонарушений включает в себя:

1. Проведение разъяснительной работы с населением с целью формирования у граждан нетерпимости к коррупции. Субъекты должны понимать важность сообщения о совершении коррупционного правонарушения в правоохранительные органы.

2. Экспертиза нормативных актов и законопроектов.

3. Рассмотрение и анализ федеральными, региональными, территориальными структурами власти, другими органами и организациями, обладающими властными полномочиями, вопросов практики применения судебных решений по делам о коррупции. Такого рода мероприятия проводятся не реже 1 раза/квартал. В ходе исследования и анализа практики выявляются недочеты, причины их возникновения, вырабатываются методы их устранения.

4. Предъявление жестких квалификационных требований к кандидатам на замещение постов муниципальной или госслужбы, проверка информации, предоставляемой ими при поступлении на работу.

5. Установление конкретных оснований для снятия с должности лиц, причастных противоправным действиям, и мер ответственности за коррупционные правонарушения.

6. Введение в практику кадровых служб правил, согласно которым продолжительное, эффективное, безупречное выполнение профессиональных обязанностей учитывается при назначении сотрудников на вышестоящие должности, присвоении им специальных либо воинских званий, классных чинов, дипломатических рангов или при их поощрении.

7. Совершенствование деятельности институтов парламентского и общественного контроля над соблюдением положений законодательства, регламентирующих противодействие коррупции.

Немаловажное значение при профилактике имеет своевременное выявление случаев личной заинтересованности должностных лиц при выполнении своих обязанностей, конфликта интересов, а также контроль доходов и расходов муниципальных и госслужащих.

Ответственность за коррупционные правонарушения по УК

Следует отметить, что в уголовном законодательстве определение понятию "коррупция" отсутствует. Между тем в ряде статей УК установлены наказания за различные формы ее проявления. К примеру, в 290 статье Кодекса предусмотрена ответственность за получение взятки. При этом в качестве квалифицирующего признака выступает вымогательство виновным денежных средств. Другими словами, налицо склонение к коррупционному правонарушению.

В УК также предусмотрены наказания за:

· Злоупотребление полномочиями (201 статья).

· Коммерческий подкуп (204 норма).

· Незаконное предпринимательство (ст. 289).

· Дачу взятки (291 статья).

При выявлении оснований для привлечения виновных к ответственности за коррупционные правонарушения необходимо принимать во внимание положения, регламентирующие особый статус субъектов.

Административные санкции

Во многих нормах КоАП закреплены наказания для должностных лиц за совершение правонарушений в рамках отношений, складывающихся между гражданами и организациями с одной стороны и структурами власти с другой. Условно такие статьи Кодекса можно разделить на 2 категории.

В первую группу входят нормы, отражающие деяния, которые могут сопровождать коррупционные нарушения. К ним, в частности, относят статьи:

· 13.11 о нарушении правил сбора, распространения, использования, хранения персональной информации.

· 13.14 о разглашении сведений, доступ к которым ограничен.

· 15.21 об использовании служебной информации в корыстных целях на рынке ценных бумаг.

Во второй группе находятся нормы, имеющие прямое антикоррупционное значение. Среди них статьи:

· 19.28 за противоправное вознаграждение от имени юрлица.

· 19.29 за незаконное привлечение госслужащего (бывшего в том числе) к трудовой деятельности.

Гражданско-правовые меры

Возможности их применения рассматриваются в 2-х аспектах. В первую очередь значение имеют юридические основания для использования гражданско-правовых мер. Их определение необходимо для реализации предписаний законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с противодействием коррупции. Во-вторых, особое значение имеет оценка ущерба, возникшего в связи с противоправными действиями, и возможность его компенсации.

Речь, в частности, о положениях 575 статьи ГК, закрепляющей ряд ограничений для отдельных категорий лиц, вступающих в отношения, связанные с дарением. Согласно норме, субъекты, находящиеся на госдолжностях федерального/регионального уровня, госслужащие, сотрудники ЦБ вправе принимать обычные подарки, стоимость которых не больше 3-х тыс. руб. Следовательно, неисполнение этого требования будет расцениваться как коррупционное правонарушение, влекущее дисциплинарную ответственность.

Дополнительно

При решении вопросов, касающихся применения к виновным мер гражданской ответственности, необходимо учесть ряд положений, закрепленных ГК. Так, в 16 статье Кодекса устанавливается, что убытки, которые организации и граждане понесли вследствие противоправных действий/бездействия уполномоченных органов, возмещаются Российской Федерацией, соответствующим регионом или муниципалитетом.

Обстоятельства, при которых может применяться гражданско-правовая ответственность, конкретизированы в статьях 1069-1071 ГК.

Основания для наказания виновных в коррупционных правонарушениях можно рассматривать и в контексте положений ФЗ № 273. Речь о деликтах, связанных с передачей имущества, акций в доверительное управление.

Международное право

Предпосылки для расширенного использования гражданско-правовых мер обуславливаются положениями Конвенции СЕ.

В ней определен антикоррупционный потенциал санкций, которыми могут пользоваться лица, ставшие жертвами коррупционных правонарушений. В качестве ключевого способа защиты выступает исковое производство. Его цель состоит в обеспечении полной компенсации реального ущерба и упущенной выгоды. Гарантии возмещения при этом связываются с возможностью привлечения к процесса государства в качестве ответчика за действия или бездействие служащего.

Введение такого механизма в отечественную правовую систему предполагает готовность национальных судебных инстанций к квалифицированному разбирательству дел о коррупции.

Коррупционные преступления - это общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Исходя из данного определения, выделяют следующие основные признаки коррупционного преступления:

– это всегда корыстное преступление. Оно совершается с целью получения выгоды имущественного характера посредством приобретения вещей, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, имущественных прав, в том числе прав на интеллектуальную собственность, работ и услуг и иных выгод имущественного характера;

– оно не является насильственным преступлением, оно не связано с причинением или угрозой причинения вреда жизни или здоровью человека;

– всегда основано на противоправном использовании должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на проведение каких-либо общественных мероприятий.

Кроме основных существуют и дополнительные признаки:

коррупционное преступление может посягать как на отношения, которые возникают в сфере реализации государственной или муниципальной власти, то есть основанные на власти-подчинении, так и на отношения, складывающиеся в процессе хозяйственного и иного взаимодействия участников гражданского оборота, где предполагается равенство субъектов таких отношений;

– коррупционное преступление совершается всегда с прямым умыслом. Преступник осознает общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления.

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных преступлений

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

2. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК).).

3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК).

4. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК).

5. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК).

6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).

7. Получение взятки (ст. 430 УК).

8. Дача взятки (ст. 431 УК).

9. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

10. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции.

Понятие, содержание и формы реализации административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает лишь уголовную ответственность за совершение отдельных коррупционных деяний, не определяя необходимые правовые ос- новы для предупреждения, выявления и прекращения негативных последствий. Лица, совершившие коррупционные деяния, не всегда могут привлекаться к уголовной ответственности. Для этого должно быть определенное основание, которое в уголовном праве называется основанием уголовной ответственности, т.е. состав преступления. Кроме того, уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности, поэтому применяться она должна как крайняя мера. В связи с этим необходимо нормативно урегулировать меры воздействия, которые могут быть применены за проступки, не содержащие общественной опасности, характерной для преступлений, а именно: меры административного воздействия. Такие меры эффективней уголовной ответственности, поскольку их применение сопряжено с более простой процедурой, не требуют значительных материальных затрат со стороны государства и усилий его правоохранительных органов. Таким образом, законодательство Республики Беларусь в рассматриваемой области требует значительных доработок. Поэтому считаем, что при совершенствовании КоАП Республики Беларусь целесообразно включить соответствующие нормы, регулирующие административную ответственность в данной области и выделить их в специальный раздел.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» действует в нашей стране почти 10 лет и на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует единое определение понятия «коррупционное правонарушение» и нет его определяющих признаков.

А отсутствие четкого понятийного аппарата повлекло за собой отсутствие его нормативно-правового регулирования, и, следовательно, борьба с данным видом правонарушений имеет не системный характер. Законодатель не соотнес между собой понятия коррупционное правонарушение, коррупционное преступление и правонарушение, которое создает условия для коррупции.

Замечание 1

Единственно возможным критерием для определения коррупционного правонарушения является вид ответственности, который установлен за их совершение (закреплено в статье 13 Закона о противодействии коррупции). Данный факт полностью соответствует положениям международного права и правовой доктрине.

Виды коррупционных правонарушений

Таким образом, опираясь на виды юридической ответственности, которая установлена за коррупционные правонарушения можно выделить четыре вида правонарушений , коррупционной направленности:

  • дисциплинарные проступки;
  • административные проступки;
  • преступления;
  • гражданско-правовые деликты.

Признаки коррупционного правонарушения

Понятие «правонарушение» закреплено в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Соответственно, все правонарушения имеют свои признаки. К ним относятся:

  • общественная опасность;
  • виновность;
  • наказуемость;
  • наличие вреда.

Замечание 2

Коррупционное правонарушение же имеет свою специфику. Так, к квалифицирующим признакам данного вида правонарушений относятся: использование служебных полномочий, которые использованы не в интересах службы и умышленная форма вины (то есть заведомый корыстный мотив).

Несмотря на отсутствие единой позиции о коррупционных правонарушениях в науке идет работа по упорядочиванию составов коррупционных правонарушений, а также появляются соответствующие главы в отраслевых кодексах.

Понятие коррупционного правонарушения

Несмотря на то, что вопрос применения административной ответственности за деяния коррупционной направленности в науке нет обширных публикаций на эту тему. Представляется, что это связано с отсутствием единого определения коррупционного правонарушения.

Так, одни административисты поддерживают мнение, что коррупционными правонарушениями являются деяния (как действие, так и бездействие) лица, которое совершено с использованием своего служебного положения (умышленно либо по неосторожности).

Другие ученые полагают, что правонарушения коррупционной направленности, возможно определить лишь путем составления официального перечня, который будет вести статистический учет и выявлять меры противодействия данным правонарушениям.
Также многие ученые настаивают на дополнении КоАП РФ более новыми составами административных правонарушений коррупционной направленности и увеличением административно-правового воздействия на нарушителя.

Замечание 3

Таким образом, можно наблюдать, что не существует единого мнения по определению коррупционного правонарушения, но, безусловно, все существующие подходы являются верными, и их применение в совокупности позволит более эффективно бороться с правонарушениями коррупционной направленности.

Представляется актуальным закрепить понятие «коррупционное правонарушение» в КоАП РФ и установить юридическую ответственность за его совершение.

Коррупция - термин, что будет "больным" для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с "технической" точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты. Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Трактовка понятия

Преступления коррупционной направленности - общественно опасное деяние, что предусмотрено российским УК. Оно посягает непосредственно на интересы службы и ее авторитет, выражаясь в противоправном получении публичным, государственным или муниципальным служащим или сотрудником коммерческой (в том числе и интернациональной) организации каких-то преимуществ.

К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч.

Законодательное определение понятия

Понятие "коррупция" в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:

  • (документ был принят в 2003 году).
  • Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).

Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения публичной собственности для личного незаконного использования злоумышленником.

Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.

Факторы, способствующие коррупции

Цель коррупционных правонарушений - получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица. Достичь этого злоумышленнику помогает совокупность следующих факторов:

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Признаки деяния

Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:

  • Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура - органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная - коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
  • Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ - денег, услуг, льгот, материальной собственности.
  • Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
  • Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.

А теперь - статистика.

Самые распространенные виды правонарушений

Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие:

  • Взяточничество.
  • Мошенничество.
  • Служебный подлог.
  • Превышение собственных должностных полномочий.
  • Злоупотребление своим служебным статусом.

Классификация по ФЗ "Об антикоррупционной политике"

Озвученный федеральный закон предлагает разделить всю массу подобных правонарушений на три большие группы. Отсюда виды коррупционных преступлений следующие:

  • Деяния, что совершались с целью подкупа, - 10 наименований.
  • Иные преступления, относящиеся к коррупционным, - 22 наименования.
  • Правонарушения, что считаются непосредственно связанными с коррупционными, - 4 наименования.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из указанных нами групп.

Правонарушения подкупной формы

Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением - статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.

Суть преступления Статья УК, регулирующая правонарушение

Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).

Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа

309
Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) 304
Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника 291, часть 1
Собственно, дача взятки 291
Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) 290
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой - масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление

210, часть 3

290, части 2, 3, 4

291, часть 2

309, часть 4

Коммерческий подкуп должностного лица - публичного или непубличного 204
Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта 184
К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было "вознаграждено" взяткой 183
Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии 141

Иные правонарушения

Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.

Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
Факт халатности 293
Факт служебного подлога 292
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
Факты превышения своих должностных полномочий 286
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт "в"
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт "в"
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт "в"
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего - извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1

Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ "Об

Правонарушения, связанные с коррупционными

Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.

Содержание правонарушения. Статья УК, запрещающая подобное деяние
Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. 174, часть 3, пункт "б"
Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. 174.3, часть 3, пункт "б"
Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. 175, часть 3

Коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).

Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений.

Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть).

210, 316

А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.

Классификация всей деятельности

За правонарушения, так или иначе относящиеся к коррупционным, не всегда следует именно уголовная ответственность. На этом утверждении базируется еще одна классификация, которую мы хотим вам представить. Она включает в себя не только преступления, но и всю коррупционную деятельность вообще.

Разберем классификацию попунктно.

Административный тип

  • Собственно административное правовое нарушение, ответственность за которое предусматривается КоАП. Например, факт госимущества, совершенного государственным служащим с использованием служебного положения.
  • Дисциплинарный поступок (уже разновидность административного). Это нарушение публичным или непубличным слушающим, работником трудового законодательства либо связанных с ним локальных нормативных актов учреждения, компании.

Гражданско-правовой тип

  • Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
  • Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).

Уголовный тип

А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.

  • Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
  • Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
  • Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.

Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение - уголовная. Для каждого из видов преступлений - своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица

Статьей 13 указанного закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14 предусматривает ответственность за коррупционные правонарушения юридических лиц.

Однако ни в самом федеральном законе, ни в УК РФ, ни в КоАП РФ не дается понятия коррупционных преступлений и правонарушений и не конкретизируется , за какие из них наступает та или иная ответственность.

Несмотря на обширную законодательную базу в области противодействия коррупции, меры по борьбе с ней нельзя назвать эффективными. Основной проблемой и недоработкой является толкование понятия «коррупция».

Законодатель ограничился лишь перечислением определенных деяний, обладающих частными характеристиками, что делает легальное определение весьма узким и не позволяет в полной мере охватить коррупционные проявления. Основная составляющая коррупционных деяний, согласно закрепленному в федеральном законе определению, имущественная выгода либо корыстные побуждения. «Принятие Федерального закона о противодействии коррупции не повлекло за собой ни установления в УК РФ четкой правовой квалификации коррупции, ни запрета коррупции как преступного деяния нормами Уголовного кодекса» . Нет четкой регламентации и коррупции как административного правонарушения.

Все это породило немало дискуссий в исследовательской среде. На доктринальном уровне стали предлагаться различные определения понятия «коррупция» , а также закрепление в отраслевых законодательных актах таких понятий, как «коррупционное преступление» и .

Закрепление данных понятий с последующей систематизацией составов деяний коррупционной направленности было бы целесообразным действом. Именно отсутствие такой систематизации не позволяет эффективно бороться с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности. Ведь как бороться с тем, чего нет? Закрепленное в ФЗ «О противодействии коррупции» понятие не дает нам четкого ответа на вопрос, какие деяния все же являются преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности.

В данной статье остановимся подробнее на понятии «коррупционное правонарушение» и постараемся понять, какие правонарушения являются коррупционными.

«Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления. Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии».

Как уже было отмечено, действующее законодательство не дает определения административного правонарушения коррупционной направленности. Соответственно, возникают вопросы, какие же правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, стоит относить к коррупционным. На доктринальном уровне нет единого мнения по данному вопросу, вследствие чего исследователи придерживаются различных подходов. Можно выделить три подхода к определению коррупционных правонарушений.

Первый подход можно назвать традиционным. Исследователи данного подхода придерживаются мнения, что к коррупционным правонарушениям, закрепленным в КоАП РФ, относятся статьи 19.28 и 19.29, которые были введены федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» . То есть, данные нормы были внесены в КоАП РФ как раз с принятием антикоррупционного законодательства.

Второй подход представляется шире. Его приверженцы считают, что к коррупционным правонарушениям необходимо относить большее число составов, закрепленных в КоАП РФ. Так, например, Илий С. К. считает, что составы административных правонарушений коррупционной направленности необходимо определять по определенным критериям, в частности при наличии элементов подкупа; использования служебного положения; нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции. На основании данных критериев Илий С. К. выделяет 11 статей КоАП РФ, подпадающих, по его мнению, под правонарушения коррупционной направленности.

Основная идея третьего подхода – внесение в КоАП РФ новых составов правонарушений коррупционного характера. К данному подходу склоняются исследователи обоих рассмотренных выше подходов. Илий С. К. предлагает предусмотреть административную ответственность за протекционизм; за умышленное представление недостоверных сведений о доходах и расходах; за осуществление предпринимательской деятельности государственным служащим; за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов и др.

Несомненно, каждый из трех подходов заслуживает внимания. Однако первый подход представляется достаточно узким и не способен в полной мере отразить реальное положение коррупционных правонарушений, так как их список все же шире, нежели две статьи КоАП РФ. Наиболее целесообразным представляются второй и третий подход , именно они способны обеспечить более эффективное противостояние коррупции, пресекать ее на уровне правонарушений, не позволяя перейти на общественно опасное деяние – преступление.

Для эффективного противодействия коррупции необходимо начать с определения понятия «коррупция» , закрепленного в федеральном законе, ввиду своей узкой направленности оно нуждается в корректировке. Кроме того, данное понятие не дает реального представления о том, какие деяния являются коррупционными и за какие из них назначается та или иная ответственность (уголовная, административная). Вследствие чего видится необходимым закрепить легальные отраслевые понятия коррупции и систематизировать деяния под них подпадающие.

Таким образом, считается целесообразным разработать и закрепить в КоАП РФ легальное определение административной коррупции , систематизировать административно-правовые нормы коррупционной направленности в обособленный раздел, дополнив его новыми составами коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции будет эффективным только в случае системного подхода, необходимо знать, чему противодействовать. Современное антикоррупционное законодательство не отвечает данному критерию и требует дальнейшего совершенствования.

Похожие публикации