Неоднократное продление срока конкурсного производства возможно лишь в исключительных случаях, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами. Продление конкурсного производства (Белоконь И., Лебедева

Когда предприятие или бизнесмен не может больше исполнять свои финансовые обязательства, то есть становится несостоятельным, его признают банкротом. Когда арбитражный суд выносит постановление о банкротстве несостоятельного бизнеса, кредиторы задаются вопросом – навсегда ли потеряны их деньги? Чтобы постараться удовлетворить законные требования перед кредиторами хотя бы отчасти, перед окончательной ликвидацией должника как предпринимателя может быть открыто конкурсное производство (КП).

Из статьи вы узнаете, для каких целей производится эта процедура, уточните, какие шаги предпримет назначенный конкурсным управляющим и что за документы предоставит по окончании своей работы. Рассмотрены будут и альтернативные возможности прекращения обязательств.

Для чего существует конкурсное производство

Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

Цели, которые подразумевает введение КП:

  • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
  • обращение конкурсной массы в деньги;
  • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
  • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

Конкурсное производство объявлено: что дальше

С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

  • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
  • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
  • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
  • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
  • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
  • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
  • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
  • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

Что происходит после объявления банкротства?

В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.

Элемент процесса конкурсного производства Сроки Статья Закона
1 ИП или юридическое лицо не может погашать свои обязательства, сумма задолженности выросла более 10 тыс. руб. Более 3 месяцев после истечения срока обязательств Ст.65 ГК РФ
2 Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего В день объявления банкротства П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г.
3 Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. В тот же день П.2 ст. 126 ФЗ
4 Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) В течение 3 дней П.2 ст. 126 ФЗ
5 Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия В течение 3 дней после передачи документации П.2. ст.23 НК РФ
6 Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда 10 дней после назначения КП Ст. 28, 126 ФЗ
7 Передача Федеральной службой судебных приставов всех исполнительных документов конкурсному управляющему 10 дней после назначения КП Ст. 126 ФЗ
8 Сбор сведений об имуществе должника: направление запросов в различные организации, где оно может быть зафиксировано, например, земельный комитет. ФСС, банки, регистрационная служба и т.д. В течение всего срока КП Ст. 126 ФЗ
9 Уведомление о грядущем увольнении вручается сотрудникам банкрота (не имеет значения, ведется деятельность или уже нет) В течение месяца после начала процедуры Ст. 129 ФЗ
10 Выбор одного банковского счета (основного), на котором будут собираться все аккумулируемые средства, закрытие остальных счетов (если они есть) В продолжение КП Ст.133 ФЗ
11 Составление полной инвентаризационной ведомости с привлечением независимых экспертов для оценки имущества 30 дней с начала КП Ст. 129-131 ФЗ
12 Выявление задолженностей перед предприятием-банкротом. Если таковые обнаруживаются, долги объявляются ко взысканию, действующие договора приостанавливаются, сделки признаются недействительными. Если часть имущества банкрота находится у третьих лиц, его необходимо отыскать и вернуть. Все процедуры отражать в отчетах. Постоянно в течение КП Ст. 102, 103,129 ФЗ
13 Формирование конкурсной массы, утверждение условий ее реализации на собрании кредиторов. В случае споров всех примирит Арбитражный суд До истечения 6 месяцев Ст. 131, 132, 139 ФЗ
14 Открытые торги по продаже имущества с предварительной публикацией в «Российской газете» и местных изданиях В соответствии с условиями, принятыми на собрании кредиторов Ст. 139 ФЗ
15 Расчет с кредиторами: сначала судебные издержки, погашение текущих требований, затем – по реестру. Если средств недостает, с каждой очередью расчет пропорциональный После продажи конкурсной массы Ст. 142 ФЗ
16 После всех выплат основной счет в банке подлежит закрытию, о чем уведомляется налоговая вместе с заявлением о снятии должника с учета 10 дней после заявления П.5 ст.84 НК РФ
17 Все документы должника, подлежащие хранению, передаются в архив Лучше начать подготовку сразу после введения КП Ст. 129 ФЗ
18 Отчет о результатах КП перед арбитражным судом После расчета с кредиторами Ст. 147 ФЗ
19 Публикация в СМИ сообщения о прекращении дела о банкротстве («Российская газета) с уведомлением Арбитражного суда После определения Арбитражного суда Ст.28 ФЗ
20 Исключение предприятия-должника из ЕГРЮЛ До этого момента конкурсный управляющий несет свои полномочия Ст. 149 ФЗ

Кто он – конкурсный управляющий

Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего . Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

Обязанности кредитного управляющего:

  • инвентаризация имущества организации-должника;
  • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
  • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
  • взыскивать задолженности в пользу организации;
  • сохранять имущество банкрота;
  • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
  • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
  • вести реестр кредиторских требований;
  • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
  • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
  • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
  • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

Документация конкурсного управляющего

Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

  1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
  2. Документы на продажу имущества должника.
  3. Реестр требований кредиторов.
  4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
  5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
  6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
  7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
  8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
  9. Протоколы собраний кредиторов.
  10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

А если решить дело миром?

Управляющий, уполномоченный Арбитражным судом, правомочен в любое время, пока длится КП, заключить с кредиторами мировое соглашение. Это ему разрешает ст. 154 Федерального закона «О банкротстве». Если мировое соглашение будет утверждено, временный управляющий должен направить в Арбитражный суд соответствующее заявление.

В соответствии с п. 14 Плана работы на первое полугодие 2014 г. проведено изучение практики продления конкурсного производства по делам о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев (в редакции, действовавшей до 30.12.2008 - сроком на год). Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 124).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 50 Постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснил следующее.
"Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части - с даты ее объявления).
Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника).

При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.
Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Следует учитывать, что статья 28 Закона о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.
Необходимо также иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности".
Было изучено 33 дела о банкротстве, рассматриваемых судьями Арбитражного суда Томской области, производство по которым не завершено (из них: по 5 делам производство возбуждено в 2006 - 2008 гг.; по 13 делам - в 2009 г.; по 8 делам - в 2010 г.; по 3 делам - в 2011 г. по 4 делам - в 2012 - 2013 гг.).
По изученным делам конкурсное производство продлевалось 253 раза (по состоянию на 26.05.2014), в том числе: на 6 месяцев - 174 (69% от общего числа продлений); на 5 месяцев - 9 (3,5%); на 4 месяца - 19 (7,5%); на 3 месяца - 40 (16%); на 2 месяца - 9 (3,5%); на 1 месяц - 2 (0,8%).
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и условий, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве. Поскольку цель конкурсного производства заключается в формировании конкурсной массы, продаже имущества должника и удовлетворении требований кредиторов, для продления срока процедуры конкурсного производства необходимо наличие оснований, свидетельствующих об осуществлении мероприятий, необходимых для ее завершения.
В обоснование незавершенности мероприятий и необходимости срока продления конкурсными управляющими в ходатайстве и представляемых документах приводятся различные обстоятельства, подтверждающие их проведение. Практически всегда с ходатайством о продлении срока в суд обращается конкурсный управляющий.

В ряде случаев также указывается о принятии собранием кредиторов должника решения обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства.
Поэтому суд считает возможным продлять срок конкурсного производства, исходя из обстоятельств дела и учитывая, что в ходе конкурсного производства должника не завершены в полном объеме необходимые мероприятия, не достигнуты цели конкурсного производства.
В обоснование продления срока конкурсного производства в судебных определениях указываются следующие причины: необходимость завершения инвентаризации имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, проведение мероприятий по реализации выявленного имущества должника; необходимость завершения формирования конкурсной массы должника; проведение расчетов с кредиторами; не утвержден порядок продажи имущества должника, являющегося предметом залога; конкурсному управляющему требуется время для закрытия расчетного счета должника, подготовки итогового отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства; необходимость привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Иногда суд в определении указывает конкурсному управляющему на необходимость активизировать работу по завершению конкурсного производства.
По изученным делам представители уполномоченного органа в 58 случаях (23% от всех продлений) возражали против продления конкурсного производства на срок, указанный в ходатайстве. В обоснование возражений указывали на неоднократное продление срока, а также на то, что конкурсным управляющим не обоснована (не доказана) необходимость продления на испрашиваемый им срок.
Удовлетворяя ходатайства на срок меньший, чем просил управляющий (в 30 случаях из 253, что составило 12%), арбитражный суд исходил из того, что заявитель не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих необходимость продления срока конкурсного производства на такой срок; а также принимал во внимание отсутствие со стороны конкурсного управляющего расчета срока и перечня мероприятий, необходимых для завершения процедуры.

Конкурсный управляющий не во всех случаях просил суд продлить срок конкурсного производства на 6 месяцев. Так, в 4 случаях заявлено ходатайство о продлении на 2 месяца, в 28 случаях - на 3 месяца, в 9 случаях - на 4 месяца, в 3 случаях - на 5 месяцев. При этом в подавляющем большинстве ходатайств заявлено о продлении конкурсного производства на максимальный срок 6 месяцев - в 209 случаях (82,6%).
Нельзя сказать, что уменьшение срока обязательно стимулирует управляющего к более активному проведению мероприятий и ведет к более быстрому завершению конкурсного производства. Зачастую при продлении на меньший срок в дальнейшем и конкурсный управляющий в ходатайствах, и суд в определениях возвращаются к продлению на больший срок.
В настоящее время с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ при продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства. Судьи выносят об этом мотивированные определения, руководствуясь нормами Закона о банкротстве и разъяснениями Пленума ВАС РФ; отмен/изменений судебных актов по вопросу продления срока конкурсного производства нет.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53 , п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления ().

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124 , п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в .

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.

С другой стороны, прямого ограничения по продолжительности процедуры конкурсного производства в Законе 127-ФЗ нет. Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). При этом вынесенные судом определения о продлении должны быть обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).

Соответственно, верхний предел для периода конкурсного производства законодательно не установлен.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Зориной О.В.,

судей Гладышевой Е.В., Семеновой Т.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7255/2009) конкурсного управляющего открытого акционерного общества Межхозяйственная передвижная механизированная колонна “Знаменская“ Ф.И.О. на определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по делу N К/Э-86/05 (судьи Мельник С.А., Ваганова Т.А., Сорокина И.В.) об отказе в продлении конкурсного производства, принятое по делу о несостоятельности открытого акционерного общества Межхозяйственная передвижная механизированная колонна “Знаменская“,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - представитель Матвеева О.Ф. (доверенность от 22.12.2008 N 40);

от конкурсного управляющего Кузьмина А.П. - представители Кучковский В.В. (доверенность от 09.09.2009), Юдин А.А. (доверенность от 09.09.2009),

установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 10.01.2006 по делу N К/Э-86/05 открытое акционерное общество Межхозяйственная передвижная механизированная колонна “Знаменская“ (далее - ОАО МПМК Знаменская“, должник) признано несостоятельным банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Кузьмин А.П.

Определениями по делу от 03.04.2007, 21.08.2007, 18.03.2008, 19.08.2008, 17.02.2009, 11.08.2009 срок конкурсного производства продлевался. Согласно последнему определению от 11.08.2009 срок конкурсного производства установлен до 10.09.2009.

В судебном заседании от 15.09.2009, назначенном для рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, арбитражный управляющий заявил ходатайство о продлении срока конкурсного производство.

Суд первой инстанции определением по делу от 15.09.2009 в удовлетворении заявления отказал, назначил судебное заседание по рассмотрению отчета на 13.10.2009.

Отказ в продлении процедуры банкротства обоснован тем, что заявителем не представлено документов, безусловно свидетельствующих о том, что продление срока приведет к пополнению конкурсной массы и погашению требований кредиторов.

Конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по настоящему делу в части отказа в продлении срока конкурсного производства отменить.

Заявитель жалобы указывает, что длительность процедуры конкурсного производства возникла не по причине ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей. По объективны причинам поиск и возврат имущества данного должника был затруднен.

Ссылается на то, что отказ в продлении срока не обоснован, поскольку в настоящее время идет реализация имущества должника на торгах, не окончено судебное разбирательств, связанное со взысканием неосновательного обогащения с ОАО “Карбышевское“ (дело N А46-16692/2009), предпринимаются меры по оформлению в собственность должника земельного участка, принадлежащего должнику на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании представители конкурсного управляющего доводы жалобы поддержали, просили принять новый судебный акт о продлении срока конкурсного производства.

От уполномоченного органа (ФНС России) получен отзыв на жалобу, в котором указано: что продление сроков конкурсного производства приведет к необоснованному увеличению расходов на проведение процедуры банкротства; в ходе проведения процедуры банкротства вырученные от реализации имущества денежные средства не были направлены на погашение требований кредиторов, а полностью пошли на компенсацию расходов конкурсного управляющего.

Присутствовавший в судебном заседании представитель кредитора Государственного учреждения Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ пояснил, что не возражает против продления сроков банкротства в отношении должника.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда по настоящему делу от 15.09.2009 в части отказа в продлении сроков конкурсного производства отмене не подлежит.

Поскольку конкурсным управляющим заявлено ходатайство о продлении процедуры конкурсного производства, введенной в отношении ОАО МПМК “Знаменская“ в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ без учета изменения и дополнений, внесенных Федеральными законами от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ и от 28.04.2009 N 73-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), при разрешении спора необходимо руководствоваться положениями этой редакции Закона.

Формирование конкурсной массы является обязанностью конкурсного управляющего (статья 131 Закона о банкротстве). Поэтому управляющий должен принимать все меры, направленные на выявление и возврат имущества должника. Поскольку процедура банкротства является срочной, предполагается, что мероприятия по формированию конкурсной массы должны быть проведены в сроки, предусмотренные законом для проведения конкурсного производства.

Из положений статей 2, 131 Закона о банкротстве следует, что целью проведения срочной процедуры конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника за счет конкурсной массы, сформированной из выявленного имущества должника.

В соответствии со статьей 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Продление срока конкурсного производства является крайней мерой, которая может иметь место только в случае, если конкурсным управляющим не были в полной мере реализованы полномочия по формированию конкурсной массы с целью максимального удовлетворения требований кредиторов.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.

Из материалов дела следует, что срок конкурсного производства в отношении ОАО МПМК “Знаменская“ продлялся 6 раз, в связи с чем общая положительность процедуры составила более трех с половиной лет.

Коль скоро целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, суд при разрешении вопроса об очередном продлении конкурсного производства должен оценить целесообразность такого продления, то есть наличие достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве требований кредиторов должника.

Вероятность такого рода может считаться установленной только при представлении в дело заявителем доказательств достаточного объема имущества должника для полного или частичного расчета с его кредиторами или доказательств обязательного поступления такого имущества к должнику в будущем в определенный и разумный срок.

В противном случае, затягивание процедуры банкротства может нарушить права кредиторов, в том числе вследствие необоснованного увеличения расходов на проведение процедуры банкротства, на что ссылается в отзыве на жалобу уполномоченный орган, по заявлению которого возбуждена процедура банкротства ОАО МПМК “Знаменская“. Кроме того, такое продление будет бессмысленным, поскольку все равно не приведет к полному или частичному удовлетворению требований кредиторов.

Поэтому при разрешении вопроса о продлении конкурсного производства следует оценить, с одной стороны, объективную реальность пополнения конкурсной массы, а с другой стороны - время, которое будет затрачено для совершения соответствующих мероприятий.

С учетом сказанного, суд апелляционной инстанции считает, что при наличии обстоятельств, на которые ссылается арбитражный управляющий, продление конкурсного производства в отношении должника нецелесообразно.

Так, право бессрочного (постоянного) пользования должника на земельный участок ничем не подтверждается, а документов о предоставлении земельного участка в пользование не представлено.

Кроме этого, в деле имеется письмо Администрации Знаменского муниципального района (л.д. 146 т. 4), в котором указано на невозможность приобретения должником в собственность земельного участка в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на него.

Возможность включения в конкурсную массу земельного участка заявителем не обоснована и с точки зрения установленного законом порядка обращения земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, в собственность.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ приобретение юридическими лицами указанных выше земельных участков производится в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. путем его выкупа.

Между тем, возможность выкупа земельного участка арбитражный управляющий не обосновал, так как наличие у должника достаточных денежных средств материалами дела не подтверждается. Стоимость земельного участка в случае его реализации также не указана, т.е. невозможно оценить возможность удовлетворения требований кредиторов за счет реализации такого имущества.

В отношении несостоявшихся торгов суд отмечает следующее.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 05.10.2009 торги были признаны несостоявшимися, за исключением имущества по лоту N 3, в связи с отсутствием заявок на участие в торгах.

Представитель конкурсного управляющего пояснил, что выставленное на торги недвижимое имущество включено в конкурсную массу должника на основании плана приватизации, иных документов, подтверждающих право собственности ОАО МПМК “Знаменская“ на данную недвижимость в деле нет.

Между тем, план приватизации не является достаточным доказательством наличия у должника права собственности на недвижимое имущество, выставленное на торги, поскольку индивидуализировать имущество на основании плана приватизации не представляется возможным.

В противном случае, конкурсный управляющий осуществил бы государственную регистрацию права собственности на это имущество в установленном законом порядке.

Однако этого сделано не было, несмотря на то, что имущество было включено в конкурсную массу в 2006 году (л.д. 68-69 т. 3).

При таких обстоятельствах ни право должника на указанное имущество, ни законность его реализации на торгах, судом установлены быть не могут.

Правом на реализацию данного имущества как иного объекта гражданских прав, конкурсный управляющий не воспользовался.

С учетом того, что спустя почти три года после того, как была проведена оценка, имущества, включенного в конкурсную массу, это имущество до сих пор не реализовано, возможность его реализации и получения денежных средств от такой реализации конкурсным управляющим не доказана.

Признание торгов несостоявшимися в связи с отсутствием покупателей в настоящем случае подтверждает вывод суда о нецелесообразности продления конкурсного производства.

К тому же в деле отсутствуют доказательства наличия объективных причин выставления имущества на торги спустя три года после включения его в конкурсную массу.

Конкурсный управляющий выявил это имущество своевременно, а доказательств наличия действий, направленных на легализацию данного имущества, в деле нет. Так, ни в судебном, ни в заявительном порядке право собственника должника на данное имущество не устанавливалось.

Наличие судебного разбирательства тем более не может рассматриваться судом как основание для продления конкурсного производства, поскольку при оценке доводов заявителя в соответствующей части суд не вправе давать оценку предъявленным требованиям о взыскании неосновательного обогащения.

На момент рассмотрения ходатайства дело N А46-16692/2009 не рассмотрено.

Срок рассмотрения данного дела с учетом права на обжалование заявителем не обоснован. Возможность исполнения судебного решения в разумные сроки конкурсным управляющим также не обоснована.

Внеочередные расходы на проведение процедуры при длительном рассмотрении названного дела могут сравняться с суммой взыскания.

Учитывая все сказанное выше, следует сказать, что никаких объективных доказательств возможности полного или частичного погашения требований кредиторов любой очереди конкурсный управляющий, подавая заявление о продлении срока конкурсного производства, не представил.

Поэтому продление конкурсного производства не отвечает принципу разумности и является нецелесообразным.

Апелляционную жалобу суд оставляет без удовлетворения.

Согласно статье 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Возможность обжалования определения об отказе в продлении срока конкурсного производства Законом о банкротстве не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, не предусмотренные статьями 50, 71, 100 названного Закона, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным.

Следовательно, поскольку определение суда первой инстанции об отказе в продлении конкурсного производства не предусмотрено АПК РФ, и возможность его обжалования Законом о банкротстве также не предусмотрена, настоящее постановление являются окончательным и обжалованию не подлежит.

Аналогичный порядок обжалования определения об отказе в продлении срока конкурсного производства установлен действующим законодательством (Законом о банкротстве с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ, от 19.07.2009 N 195-ФЗ).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2009 по делу N К/Э-86/05 в части отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока конкурсного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.

Председательствующий

О.В.ЗОРИНА

Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Похожие публикации