Вид разрешенного использования земельного участка специальная деятельность. Категории земельных участков в россии

Все земли, которые предоставляются во временное пользование или постоянное владение гражданам России, подразумевают их целевое использование. С 2014 года вступило в силу разделение земельных участков по видам использования, положение описано в статье 42 ЗК РФ. Это делается для сохранения наиболее ценных территорий в надлежащем виде и для охраны окружающей среды.

Земля может передаваться для использования, как физическим так и юридическим лицам. Нецелевое использование наказуемо различными санкциями в отношении владельца или арендатора.

Определение целевого использования и ВРИ

Целевое использование (ЦИ) – принцип земельного права, что земля в чьем бы владении она не находилась, должна быть использована только по назначению, установленным земельным законодательством для определенной категории. Собственник или арендатор земельного участка не имеет права изменить целевое использование без решения законодательного органа. Целевое назначение описано в кадастровом паспорте на земельный участок.

ВРИ – вид разрешенного использования земельного участка, полная характеристика участка, дополняет определение целевого использования и разделяет землю на виды:

  • основной вид;
  • условно разрешенный;
  • дополнительный.

Основной вид – определяет использование земли только в строгом соответствии с градостроительным регламентом и другими предъявляемыми требованиями.

Условно разрешенный – предусматривается более широкое использование земель. В реальности это свободная постройка на участке не нарушающая общий вид, но дающая возможность для творчества. При этом владелец предоставляет проект в соответствующий орган и, если получает разрешение, может вносить некоторые изменения.

Дополнительный – этот вид фактически не имеет никакой юридической силы. Но в некоторых случаях эта практика применяется. Например: человек разводит скот, а пастбища находятся далеко от места его проживания. При обращении в государственные органы с просьбой о разрешении построить дом на угодьях, он получит отказ, так как земли сельскохозяйственного назначения. Местный же муниципалитет, войдя в положение собственника, дает согласие – вспомогательное разрешение на временную постройку.

Классификация земельных участков

С 2015 года в земельном законодательстве России произошли изменения, был введен классификатор ВРИ. Он определяет и описывает на каких землях возможна та или иная деятельность, какие объекты могут на ней находиться. В Классификатор входит 12-ть общих ВРИ земельных участков и 81 уточненный вид.

Обобщенные виды ВРИ:

  1. сельскохозяйственные земли;
  2. под жилую застройку;
  3. объекты капстроительства общественного пользования;
  4. предпринимательство;
  5. отдых;
  6. производство;
  7. транспорт;
  8. оборона;
  9. изучение и охрана природы;
  10. лесное хозяйство;
  11. водное хозяйство;
  12. общепользовательские земли.

1. Сельхозземли

Включают в себя 18 уточненных видов. Сюда относят участки, находящиеся за пределами населенных пунктов, для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения скота, рыбы и птицы. Есть возможность возводить постройки для нужд сельского хозяйства (фермы, зернохранилища и др.), строить дороги для обслуживания сельхозугодий, засаживать лесопосадками для защиты насаждений и почвы.

Эти земли занимают более 1/4 территории России, основная часть территорий занята пашнями. Они наиболее ценные для государства, так как обеспечивают страну продуктами питания и четвертая часть населения работает на этих землях.

2. Жилая застройка

Сюда относятся участки, на которых расположены все жилые здания и постройки для проживания в них людей, малоэтажные и высотные здания, дачные и садовые дома, личные приусадебные участки, размещение гаражей, помещения для сельхоз животных, среднеэтажные застройки. В этот вид входят пункты с 2.1. по 2.7.

3. Объекты капстроительства общественного использования

Это земельные участки под всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающие бытовые, духовные и социальные удобства человека. Сюда же включены территории, где расположены различные коммунальные службы, школы, храмы, гостиницы, организации и объекты ведущие исследования и научную деятельность, органы управления, ветеринарные клиники и питомники несельскохозяйственных животных. Входит 10 пунктов уточнений.

4. Предпринимательство

На этих землях размещаются торговые комплексы, магазины, банки, рынки, гаражи и стоянки для работников и посетителей. А также всевозможные развлекательные комплексы, казино, аттракционы с целью извлечения выгоды из жилого помещения. Всего 9 пунктов.

5. Отдых

Это места для занятий спортом, прогулок, охоты. На этих землях располагаются следующие объекты: спортзалы, бассейны, теннисные корты, туристические базы, расположение причалов для небольших судов и мест для рыбалки. Оборудование полей для игры в гольф и для конных прогулок. Всего 5 пунктов.

6. Производство

В эти пункты входят территории, на которых расположены: недропользование, легкая и тяжелая промышленность, строительство, производство продуктов, связь и энергетика, сооружения которые служат для хранения, перераспределения грузов, базы, склады, полностью обеспечивается космическая деятельность. Всего 5 пунктов.

7. Транспорт

Земли для обустройства различных путей сообщения: железнодорожные, магистрали, шоссе, метро. А также водного и воздушного транспорта: порты, пристани и причалы, аэропорты. Нефте- и газопроводы и объекты для их эксплуатации. Входит пять пунктов уточнений.

8. Оборона и безопасность

Расположение объектов для подготовки и размещения Вооруженных Сил РФ, объекты для производства оружия и боевой техники. А также для войск, отвечающих за внутренний правопорядок и спасательных служб, помещений для казарм, тюрем, колоний. Четыре уточненных пункта.

9. Изучение и охрана природы

Особые территории, где важна сохранность природы, изучение животных и растений, создание охраняемых заповедных территорий, курортные зоны, памятники древности, представляющие ценность, как объекты культурного наследия. Уход и правильное использование природных запасов в заказниках и природоохраняемых зонах. Пять пунктов.

10. Лесной фонд

Территории, где растет лес, проводятся выращивание, вырубка, переработка, а также восстановление и охрана лесов. Задел лесных запасов и их переработка (живица, грибы, ягоды). Размещение временных построек для их хранения и переработки. 4 пункта уточнений.

11. Водный фонд

Все водные объекты включая реки, озера, моря, ледники, ручьи, болота и другие. Охрана, общее и специальное использование всех водных ресурсов, строительство различных гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации.

12. Общепользовательские территории

Кладбища и места для хранения радиоактивных отходов, земли которые в запасе (не используются). Тротуары и дороги в городах, набережные и скверы в парках. Три пункта.

Изменение вида разрешенного пользования земли

В некоторых случаях требуется изменить вид разрешенного пользования земельного участка:

  1. при строительстве или реконструкции на участке недвижимости, которая имеет другое функциональное назначение, чем указанное в ВРИ;
  2. изменение функций уже имеющегося объекта;
  3. для уточнения ВРИ неправильно занесенного или при приведении в соответствие с новым классификатором.

На данный момент невыясненными остаются два важных вопроса в отношении установления и изменения ВРИ:

1. Какие выбирать разрешенные использования земельных участков из ПЗЗ или из Классификатора, до принятия изменений (до 1 января 2020 г.)?

  • разрешенное использование установленное до принятия нового Классификатора (1 марта 2015г) – считается ли действительным, если даже не соответствует новому ВРИ;
  • собственник земельного участка имеет право подать на установление или изменение ВРИ в уполномоченный орган, в течение 1 месяца просьба будет рассмотрена и разрешенное использование будет приведено в соответствие с Классификатором.

2. Существующие процедуры для изменения ВРИ, на которые действия ГР (градостроительный регламент) не распространяются и не устанавливаются?

Как показывает практика, это возможно, хотя абсолютно не предусмотрено законом. Большую роль в этом играет регион и сложившаяся в нем практика по этим вопросам.

Нецелевое использование земель и санкции

Использование земли не по назначению может быть выявлено контролирующими органами и приведет к административной ответственности согласно статьи 8.8. КОАП РФ.

Нецелевое назначение – использование земельного участка не предусмотренное его категорией, невыполнение обязательств по его сохранению и рекультивации.

Влечет наложение штрафа на физическое лицо от 20-50 тыс. рублей, на должностное лицо от 100-200 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200-400 тыс. рублей.

Применяются и другие виды наказаний:

  • штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка для физлиц, 1,5% для должностных лиц, 2% для юридических.
  • владельца могут лишить земельного участка по решению суда;
  • с арендатором могут расторгнуть договор раньше срока.

Вам понравилась статья?

Вступайте в наше сообщество ВК, где мы рассказываем о всех нюансах загородной жизни и недвижимости.

В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформле- ния земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановляет: 1. Утвердить Перечень видов разрешенного использования зе- мельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве (приложение). 2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правитель- ства Москвы от "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участ- ков на территории города Москвы". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубли- кования в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам гра- достроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве __________________________________________________________________ N Наименование видов разрешенного Кодовые Номера групп п/п использования земельных участков обозначения видов и объектов капитального - индексы разрешенного строительства видов использования разрешенного земельных использования участков для земельных государствен- участков и ной объектов кадастровой капитального оценки земель строительства __________________________________________________________________ 1 2 3 4 __________________________________________________________________ 1. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕН- НО-ДЕЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 1.1. Участки размещения администра- 1001 тивно-деловых объектов: 1.1.1. Объекты размещения администра- 1001 01 1.2.17 тивно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населе- ния, общественных организаций и объединений, организаций и уч- реждений обеспечения безопас- ности 1.1.2. Объекты размещения некоммерчес- 1001 02 1.2.17 ких организаций, связанных с проживанием населения 1.1.3. Объекты размещения научных, 1001 03 1.2.7 исследовательских, творческих, проектных, медиа-организаций, инновационных центров 1.1.4. Объекты размещения финансо- 1001 04 1.2.7 во-кредитных учреждений и орга- низаций 1.1.5 Объекты размещения организаций 1001 05 1.2.7 и учреждений страхования 1.1.6. Объекты размещения организаций 1001 06 1.2.17 и учреждений пенсионного обес- печения 1.1.7. Объекты размещения офисных по- 1001 07 1.2.7 мещений, деловых центров с нес- колькими функциями 1.1.8. Объекты размещения коммерческих 1001 08 1.2.7 организаций, связанных с прожи- ванием населения 1.1.9. Объекты размещения коммерческих 1001 09 1.2.7 организаций, не связанных с проживанием населения 1.1.10. Объекты размещения помещений 1001 10 1.2.7 технопарков малого и среднего бизнеса 1.1.11. Объекты размещения помещений 1001 11 1.2.7 бизнес-инкубаторов 1.2. Участки размещения учебно-обра- 1002 зовательных объектов: 1.2.1. Объекты размещения учреждений 1002 01 1.2.17 высшего образования, в т.ч. совмещающих учебный процесс с научно-исследовательской дея- тельностью 1.2.2. Объекты размещения учреждений 1002 02 1.2.17 среднего профессионального об- разования 1.2.3. Объекты размещения учреждений 1002 03 1.2.17 образования для взрослых 1.3. Участки размещения культур- 1003 но-просветительных объектов: 1.3.1. Объекты размещения досуговых и 1003 01 1.2.7 клубных организаций 1.3.2. Объекты размещения зрелищных 1003 02 1.2.7 организаций 1.3.3. Объекты размещения учреждений и 1003 03 1.2.17 организаций просвещения, в т.ч. публичных библиотек, музеев, выставок, учреждений дополни- тельного образования и др. 1.3.4. Объекты размещения помещений и 1003 04 1.2.17 технических устройств парков культуры и отдыха, зоопарков, ботанических садов и т.п. 1.3.5. Объекты размещения культовых и 1003 05 1.2.17 религиозных организаций 1.3.6. Объекты размещения помещений и 1003 06 1.2.7 технических устройств, обеспе- чивающих деятельность учрежде- ний, предприятий, организаций средств массовой информации и печати 1.4. Участки размещения торгово-бы- 1004 товых объектов: 1.4.1. Объекты размещения организаций 1004 01 1.2.5 розничной торговли продовольст- венными, непродовольственными группами товаров 1.4.2. Объекты размещения организаций 1004 02 1.2.5 оптовой торговли 1.4.3. Объекты размещения организаций 1004 03 1.2.5 общественного питания 1.4.4. Объекты размещения учреждений и 1004 04 1.2.5 организаций бытового обслужи- вания, в т.ч. приемные пункты предприятий, обозначенные в пункте 3 настоящего перечня как объекты с индексами 3004 05, 3004 06 1.4.5. Объекты размещения организаций 1004 05 1.2.5 обслуживания туристов, за иск- лючением гостиниц и прочих мест временного проживания 1.4.6. Объекты размещения помещений и 1004 06 1.2.11 технических устройств пасса- жирских терминалов, вокзалов, причалов, станций, остановок транспорта, в т.ч. скоростного внеуличного транспорта, транс- портно-пересадочных узлов, дис- петчерских пунктов наземного общественного транспорта, пунк- тов контроля безопасности дви- жения 1.4.7. Объекты размещения гостиниц и 1004 07 1.2.6 прочих мест временного прожива- ния 1.4.8. Объекты размещения помещений и 1004 08 1.2.9 технических устройств общест- венных туалетов 1.5. Участки размещения лечебно-оздо- 1005 ровительных объектов: 1.5.1. Объекты размещения стационарных 1005 01 1.2.17 лечебно-профилактических учреж- дений (в т.ч. клинических) без специальных требований к разме- щению 1.5.2. Объекты размещения стационарных 1005 02 1.2.17 лечебно-профилактических учреж- дений со специальными требова- ниями к размещению (инфекцион- ных и других специализированных больниц, в т.ч. клинических) 1.5.3. Объекты размещения амбулаторно- 1005 03 1.2.17 поликлинических учреждений без стационарных отделений, объекты размещения молочных кухонь 1.5.4. Объекты размещения станций ско- 1005 04 1.2.17 рой и неотложной помощи 1.5.5. Объекты размещения медицинских 1005 05 1.2.17 лабораторий, учреждений сани- тарно-эпидемиологической службы, учреждений судебно-медицинской экспертизы и др. 1.5.6. Объекты размещения санаторно- 1005 06 1.2.8 курортных учреждений 1.5.7. Объекты размещения аптек, мага- 1005 07 1.2.5 зинов оптики, магазинов меди- цинских товаров и оборудования 1.5.8. Объекты размещения ветеринарных 1005 08 1.2.17 клиник с содержанием животных, питомников и приютов для без- надзорных и бесхозных животных 1.5.9. Объекты размещения ветеринарных 1005 09 1.2.17 лабораторий, ветеринарных цент- ров, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участ- ков, ветеринарных клиник без содержания животных 1.6. Участки размещения спортивно- 1006 рекреационных объектов: 1.6.1. Объекты размещения помещений и 1006 01 1.2.17 технических устройств крытых спортивных сооружений ограни- ченного посещения 1.6.2. Объекты размещения помещений и 1006 02 1.2.17 технических устройств крытых спортивных сооружений массового посещения 1.6.3. Объекты размещения помещений и 1006 03 1.2.17 технических устройств открытых спортивных сооружений массового посещения 1.6.4. Объекты размещения помещений и 1006 04 1.2.17 технических устройств крытых физкультурно-оздоровительных комплексов 1.6.5. Объекты размещения помещений и 1006 05 1.2.17 технических устройств открытых спортивных сооружений ограни- ченного посещения 1.7. Участки размещения социально- 1007 реабилитационных объектов: 1.7.1. Объекты размещения учреждений и 1007 01 1.2.17 организаций нестационарного со- циального обслуживания 1.7.2. Объекты размещения специализи- 1007 02 1.2.17 рованных реабилитационных уч- реждений для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности 1.7.3. Объекты размещения специализи- 1007 03 1.2.17 рованных стационарных учрежде- ний социальной защиты населения 2. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫХ ОБЪЕК- ТОВ, в т.ч.: 2.1. Участки размещения одноквартир- 2001 ных жилых домов: 2.1.1. Объекты размещения жилых и не- 2001 01 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования коттеджей с участ- ками, усадеб 2.1.2. Объекты размещения жилых и не- 2001 02 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования малоэтажных таун- хаусов, блокированных жилых до- мов 2.1.3. Объекты размещения жилых и не- 2001 03 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств 2.2. Участки размещения многоквар- 2002 тирных жилых домов: 2.2.1. Объекты размещения жилых и не- 2002 01 1.2.1 жилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов 2.2.2. Объекты размещения жилых и не- 2002 02 1.2.1 жилых помещений, инженерного оборудования городских особня- ков и малоквартирных элитных жилых домов 2.2.3. Объекты размещения жилых поме- 2002 03 1.2.1 щений в жилых комплексах с обс- луживающими функциями 2.2.4. Объекты размещения жилых поме- 2002 04 1.2.1 щений в жилых домах-комплексах с объектами малого бизнеса 2.2.5. Объекты размещения общежитий 2002 05 1.2.1 2.3. Участки размещения учебно-воспи- 2003 тательных объектов: 2.3.1. Объекты размещения учреждений 2003 01 1.2.17 дошкольного воспитания 2.3.2. Объекты размещения учреждений 2003 02 1.2.17 начального и среднего общего образования 2.3.3. Объекты размещения учреждений 2003 03 1.2.17 дошкольного, начального и сред- него общего образования с пос- тоянным проживанием 2.3.4. Объекты размещения учебно-про- 2003 04 1.2.17 изводственных комбинатов 2.3.5. Объекты размещения учреждений 2003 05 1.2.17 кружковой деятельности и учреж- дений для организации досуговой работы с населением по месту жительства, в т.ч. детского творчества 3. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДС- ТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 3.1. Участки размещения коммунально- 3001 складских объектов: 3.1.1. Объекты размещения предприятий 3001 01 1.2.9 по ремонту и техническому обс- луживанию общественных и личных транспортных средств 3.1.2. Объекты размещения автопарков и 3001 02 1.2.9 депо транспортных средств, по- мещений дорожно-эксплуатацион- ных служб 3.1.3. Объекты размещения складских 3001 03 1.2.9 предприятий 3.1.4. Объекты размещения предприятий 3001 04 1.2.9 по первичной переработке, рас- фасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслу- живанию сельхозпроизводства, в т.ч. распределительные комплек- сы оптовой торговли продоволь- ствием 3.1.5. Объекты размещения предприятий 3001 05 1.2.9 растениеводства, питомников и оранжерей садово-паркового хо- зяйства 3.1.6. Объекты размещения предприятий 3001 06 1.2.9 по переработке отходов произ- водства и потребления 3.1.7. Объекты размещения мусороперег- 3001 07 1.2.9 рузочных прессовальных и сорти- ровочных станций 3.1.8. Объекты размещения снегоприем- 3001 08 1.2.9 ных и снегоплавильных камер 3.2. Участки размещения промышленно- 3002 производственных объектов: 3.2.1. Объекты размещения промышленных 3002 01 1.2.9 предприятий II и III класса вредности 3.2.2. Объекты размещения промышленных 3002 02 1.2.9 предприятий IV и V класса вред- ности 3.2.3. Объекты размещения помещений и 3002 03 1.2.10 технических устройств теплоэ- лектроцентралей (ТЭЦ), госу- дарственных электростанций (ГЭС), районных тепловых стан- ций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектрос- танций (ТЭС), электроподстанций открытого типа 3.2.4. Объекты размещения помещений и 3002 04 1.2.10 технических устройств электро- подстанций закрытого типа, рай- онных тепловых станций мощ- ностью до 200 Гкал/час, повыси- тельных и понизительных тепло- вых насосных станций 3.2.5. Объекты размещения промышленных 3002 05 1.2.9 предприятий V класса вредности 3.2.6. Объекты размещения промышленных 3002 06 1.2.9 предприятий III класса вреднос- ти 3.2.7. Объекты размещения промышленных 3002 07 1.2.9 предприятий I класса вредности 3.3. Участки размещения специальных 3003 объектов: 3.3.1. Объекты размещения помещений и 3003 01 1.2.9 технических устройств водопро- водных станций (водозаборных и очистных сооружений), общего- родских водозаборных сооружений промышленного водопровода (во- дозаборных сооружений и насос- ных станций) 3.3.2. Объекты размещения помещений и 3003 02 1.2.9 технических устройств водопро- водных регулирующих узлов, по- высительных водопроводных на- сосных станций, водозаборных узлов с артезианскими скважина- ми и резервуарами 3.3.3. Объекты размещения помещений и 3003 03 1.2.9 технических устройств городских канализационных очистных соору- жений, насосных станций и регу- лирующих резервуаров 3.3.4. Объекты размещения помещений и 3003 04 1.2.13 технических устройств пунктов перехода ВЛЭП в КЛЭП 3.3.5. Объекты размещения помещений и 3003 05 1.2.13 технических устройств контроль- но-распределительных пунктов (КРП) на газопроводах высокого давления Р=5,5 Мпа, газораспре- делительных станций (ГРС) и го- ловных газорегуляторных пунктов (ГГРП) на газопроводах высокого давления Р=1,2 Мпа, узлы расче- та расхода газа 3.3.6. Объекты размещения помещений и 3003 06 1.2.13 технических устройств антенных полей 3.3.7. Объекты размещения помещений и 3003 07 1.2.9 . технических устройств кладбищ 3.3.8. Объекты размещения помещений и 3003 08 1.2.9 технических устройств кремато- риев 3.3.9. Объекты размещения помещений 3003 09 1.2.13 тюрем, исправительных колоний 3.3.10. Объекты размещения помещений и 3003 10 1.2.13 технических устройств специаль- ного назначения, в т.ч. обеспе- чения военной безопасности 3.3.11. Объекты размещения помещений и 3003 11 1.2.9 технических устройств очистных сооружений поверхностного сто- ка, прудов-регуляторов 3.4. Участки размещения жилищно-ком- 3004 мунальных объектов: 3.4.1. Объекты размещения помещений и 3004 01 1.2.10 технических устройств кварталь- ных тепловых станций (КТС), теплоэлектростанций малой мощ- ности (мини-ТЭС) 3.4.2. Объекты размещения помещений и 3004 02 1.2.10 технических устройств распреде- лительных пунктов (РП), распре- делительных трансформаторных пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и ин- дивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП), автономных источни- ков теплоснабжения (АИТ), теп- ловых камер - павильонов, газо- регуляторных пунктов (ГРП) на газопроводах давлением менее 1,2 Мпа, индивидуальных артези- анских скважин, канализационных насосных станций малой произво- дительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подс- танций (БС, ЗТП) 3.4.3. Объекты размещения аварийно- 3004 03 1.2.9 эксплуатационных и спасательных служб, пожарных депо 3.4.4. Объекты размещения помещений и 3004 04 1.2.9 технических устройств автомати- ческих телефонных станций (АТС) и концентраторов абонентского доступа (КАД) 3.4.5. Объекты размещения предприятий 3004 05 1.2.5 по ремонту бытовой аппаратуры и приборов, а также различного оборудования непроизводственно- го и бытового назначения 3.4.6. Объекты размещения предприятий 3004 06 1.2.5 по производству, ремонту, стир- ке, чистке, крашению, иной об- работке бытовых изделий из тка- ни, кожи, меха и других матери- алов 3.4.7. Объекты размещения автозапра- 3004 07 1.2.5 вочных, газонаполнительных станций, автомоек 3.4.8. Объекты размещения стоянок, 3004 08 1.2.3 помещений гаражей боксового типа 3.4.9. Объекты размещения помещений и 3004 09 1.2.3 технических устройств многоэ- тажных и подземных гаражей, стоянок 3.4.10. Объекты размещения помещений и 3004 10 1.2.3 технических устройств подземных гаражей, стоянок 3.4.11. Объекты размещения помещений и 3004 11 1.2.13 технических устройств тяговых подстанций 3.5. Участки размещения объектов 3005 транспортной инфраструктуры: 3.5.1. Объекты размещения помещений и 3005 01 1.2.11 технических устройств аэропор- тов, аэродромов, а также иных помещений и технических уст- ройств, связанных с эксплуата- цией воздушного транспорта 3.5.2. Объекты размещения помещений и 3005 02 1.2.13 технических устройств линейных объектов железнодорожного и скоростного внеуличного транс- порта, конечных станций, тяго- вых подстанций, технических служб обеспечения эксплуатации железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта 3.5.3. Объекты размещения помещений, 3005 03 1.2.13 технических устройств и соору- жений технической инфраструкту- ры железнодорожного транспорта, грузовых и сортировочных стан- ций 3.5.4. Объекты размещения помещений и 3005 04 1.2.11 технических устройств речных портов, речных вокзалов, прича- лов, пристаней, гидротехничес- ких и иных сооружений (включая гидроузлы), обеспечивающих экс- плуатацию водного транспорта 3.5.5. Объекты размещения помещений и 3005 05 1.2.13 технических устройств транс- портных сооружений магистраль- ной улично-дорожной сети, техни- ческих служб обеспечения экс- плуатации магистральной улич- но-дорожной сети 4. УЧАСТКИ СМЕШАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 4.1. Участки смешанного размещения 1000 1.2.5/1.2.6/ общественно-деловых объектов 1.2.7/1.2.8/ различного вида, указанных в 1.2.9/ пункте 1 настоящего перечня 1.2.11/1.2.17 4.2. Участки смешанного размещения 2000 1.2.1/1.2.2/ жилых объектов различного вида, 1.2.17 указанных в пункте 2 настоящего перечня 4.3. Участки смешанного размещения 3000 1.2.3/1.2.5/ производственных объектов раз- 1.2.7/1.2.10/ личного вида, указанных в пунк- 1.2.11/1.2.13 те 3 настоящего перечня 4.4. Участки смешанного размещения 1200 1.2.1/1.2.2/ общественно-деловых и жилых 1.2.5/1.2.6/ объектов, указанных в пп.1,2 1.2.7/1.2.8/ настоящего перечня 1.2.9/1.2.11/ 1.2.17 4.5. Участки смешанного размещения 1300 1.2.3/1.2.5/ общественно-деловых и произ- 1.2.6/1.2.7/ водственных объектов, указанных 1.2.8/1.2.9/ в пп.1,3 настоящего перечня 1.2.10/1.2.11/ 1.2.13/1.2.17

Земельный фонд страны имеет определенное зонирование территорий. У каждой зоны есть свое целевое назначение. Использование земли осуществляется в соответствии с предписаниями закона, неисполнение которых чревато применением к правонарушителю различных санкций.

Разрешенное использование земельного участка - что это такое?

Нормативными актами, регулирующими отношения по поводу разрешенного использования участка, являются:

  • Градостроительный кодекс;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора…».

Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения. Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории. Например, для строительства высотных домов.

Отличие категории земли от вида разрешенного использования

Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков. Эти два понятия направлены на установление функционального значения определенной территории. Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков.

  • категория земли – сельскохозяйственного назначения;
  • разрешенное использования (что на участке можно делать) – занятие садоводством и огородничеством;
  • основание – право собственности на землю или ее аренда.

Виды разрешенного использования земельных участков

Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным. При условно разрешенном использовании требуется получение согласия органов местного самоуправления. Для этого проводятся публичные слушания, на которых принимается решение.

Основные

Основные виды устанавливаются новым классификатором ВРИ. В нем не только упорядочили имеющуюся информацию, но и внесли новые виды:

  • малоэтажная квартирная застройка;
  • земли для строительства гаражей;
  • участки для строительства поликлиник и больниц;
  • территории, предназначенные для строительства детских садов и школ;
  • земли для строительства высших профессиональных учебных заведений различных уровней;
  • земли для оборудования метеослужб.

Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут. Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр.

Основные ВРИ расположены в документе по разделам, характеризующимся целевым назначением участка. Это земли:

  1. сельскохозяйственного назначения;
  2. жилой застройки;
  3. для осуществления предпринимательской деятельности;
  4. рекреационные;
  5. производства;
  6. транспорта;
  7. предназначенные для обороны и безопасности;
  8. охраняемые государством;
  9. лесов;
  10. водных объектов;
  11. общественного использования.

Каждый раздел состоит из подразделов. Например, «жилая застройка» включает:

  • строительство жилых домов не выше 3 этажей;
  • усадьбу для ведения подсобного хозяйства;
  • блокированную застройку;
  • передвижное жилище;
  • строительство домов средней высоты;
  • строительство многоэтажек;
  • обслуживание жилой застройки.

Каждый вид детально конкретизируется. Например, «приусадебный участок» включает:

  • строительство малоэтажного дома;
  • выращивание сельскохозяйственной продукции;
  • строительство гаража и дополнительных подсобных помещений;
  • разведение домашних животных.

Условно разрешенные

Отличительной особенностью условно разрешенного вида является получение разрешения у соответствующих органов.

Порядок закреплен в Градостроительном кодексе:

  • собственник земельного участка, желающий изменить основной ВРИ или получить разрешение на условно разрешенный, письменно оформляет заявку, которую направляет в уполномоченный орган местной администрации (совет, комиссия и т.д.);
  • проведение публичных слушаний об изменении ВРИ и подготовка заключения;
  • в случае положительного решения готовятся рекомендации по использованию земли, при неудовлетворительном ответе предоставляется письменный отказ с обоснованными причинами;
  • занесение сведений в кадастр недвижимости.

Пример условно разрешенного вида - установка временного сооружения для торговли на территории земель, предназначенных для жилой застройки.

Вспомогательные

Вспомогательные виды направлены на дополнение функционала и обслуживания основных и условно разрешенных ВРИ.

К ним относятся:

  • проезды общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;
  • парковки, стоянки, гаражи, предназначенные для обслуживания основного и условно разрешенного вида;
  • спортивные и детские площадки;
  • площадки, предназначенные для бытового обслуживания;
  • общественные туалеты;
  • объекты торговли, общественного питания;
  • вагончики, предназначенные для временного пребывания;
  • иные объекты.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

В середине 2015 года Минэкономразвития РФ утвердил новый классификатор видов разрешенного использования. Его положения структурировали и дополнили новой информацией.

К нововведениям относятся:

  • введение новых ВРИ участков;
  • детальное описание ВРИ.

Что считается использованием участка не по назначению и чем это грозит?

Земли находятся под охраной государства. Выявление нецелевого использования участка грозит применением административных санкций к нарушителю.

Под нецелевым использованием понимается:

  • эксплуатация земли не в соответствии с установленной категорией или при неполном выполнении предусмотренных требований;
  • уклонение от выполнения рекультивации и улучшения качества земель.

На виновное лицо налагается штраф в размере:

  • от 2 до 5 тыс. рублей - для физического лица;
  • от 80 до 100 тыс. рублей - для организаций.

Помимо штрафных санкций применяются следующие:

  • повышение налоговой ставки до 1,5%;
  • лишения права собственности на участок в судебном порядке;
  • расторжение договора аренды, если пользование землей осуществлялось на основании договорных отношений.

Как изменить категорию земли?

Для перевода земли из одной категории в другую потребуются следующие бумаги:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Если собственников несколько, то паспорта всех;
  • Доверенность, если один из собственников действует через доверенное лицо;
  • Нотариально оформленное согласие на изменение целевого назначения участка;
  • Кадастровая документация на участок (паспорт и план);
  • Выписка из реестра недвижимости;
  • Документ, на основании которого осуществляется владение землей (аренда, купчая, дарственная и т.д.);
  • Заявление.

Алгоритм действий:

  • Написать заявление в органы местного самоуправления о переводе земли из одной категории в другую.
  • Если собственников несколько, то при переводе свое желание должны изъявить все. Как правило, перевод осуществляется из сельскохозяйственных в земли поселений. В обратном порядке изменение также осуществляется, но реже.
  • Одновременно с заявлением предоставляется папка необходимых документов.
  • В пределах месячного срока администрация обязана дать ответ. В случае положительного ответа соответствующее решение выдается на руки заявителю и направляется в кадастр для внесения информации в базу данных. Если ответ отрицательный, то выдается документ с письменным обоснованием отказа. В случае несогласия заявитель вправе обратиться в суд.

Перевод осуществляется только гражданами страны. Иностранцы и лица без гражданства не вправе участвовать в процедуре.

Важно : изменение целевого назначения не осуществляется в отношении земель водного и лесного фонда, а также особо охраняемых территорий. В остальных случаях перевод осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.

Можно ли объединить несколько участков?

Объединение участков осуществляется при соблюдении следующих условий:

  • Участки должны иметь общую границу, то есть быть смежными. Каждая территория должна иметь план с уточнением границ и быть зарегистрированной в кадастре.
  • Земля должна соответствовать нормативам по максимально допустимой площади.
  • Участки должны находиться в одном кадастровом квартале, иметь одинаковую категорию земли и ВРИ.
  • Необходимо согласие собственников на объединение земель.

Потребуются следующие бумаги:

  • заявление о проведении объединения земель;
  • кадастровая документация на участки;
  • выписка о праве собственности;
  • письменное согласие собственников на проведение процедуры.

Процедура:

  • сбор необходимой документации;
  • подача бумаг кадастровому инженеру;
  • получение плана на объединение земель;
  • подача документов в Росреестр или МФЦ;
  • получение выписки о праве собственности и кадастровой документации.

Разрешенное использование земельных участков – это конкретизирующее понятие, позволяющее более детально раскрыть целевое назначение земельного участка. Использование участков не по назначению наказывается штрафом, лишением права на землю, увеличение налоговой ставки.

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.

Каждый участок земли приобретается в собственность или пользование с главной целью – получения пользы от его обработки. Под пользой практически каждый правообладатель понимает то, что ему ближе, что отражает возможность исполнения собственных желаний и намерений при обработке земли. В числе приоритетов могут быть следующие:

  1. Обработка земли с целью выращивания фруктов, овощей как для собственного потребления в пищу, так и для возможной реализации и получения прибыли.
  2. Разведение сада, как для удовлетворения эстетического вкуса хозяев, так и для возможной реализации плодов как оптом, так и в розницу.
  3. Использование земли под индивидуальное предпринимательство.
  4. Возведение капитального строения, которым может быть как частный дом, так и жилое здание с вариантами допустимой этажности.
  5. Развитие промышленных зон или нежилых деловых и торговых участков как в населённых пунктах, так и за их пределами.

Каждая из перечисленных целей, а также иные возможные цели обработки и приобретения ЗУ, отражаются в их целевом использовании, которое более дифференцированно, чем разделение земель на категории, отражает характеристики допускаемых работ в земельном и территориальном массиве.

Однако целевое назначение земель также имеет свои структурные образования, которые предоставляют стандартный набор условий для правообладателей при пользовании участками.

То есть фактическое использование земли должно опираться на представленные виды разрешения, к которым относятся:

  • основной вид;
  • условно-разрешённый;
  • дополнительный.

Основной вид использования ЗУ определяет регламент его использования. Например, в определённых зонах градостроительный регламент предусматривает исключительно строительство двухэтажек, а в других – коттеджей.

Фактическое и разрешённое использование земель должны совпадать, в противном случае – договор пользования может быть аннулирован, а правообладатель оштрафован.

Если участок используется на правах собственности – владелец имеет возможность согласовать собственные интересы в эксплуатации участка с интересами хозяйствующего субъекта.

Объективно, участки должны использоваться так, чтобы между правообладателями осуществлялось взаимодействие и соответствующая гласная или негласная договорённость. Дело в том, что каждый персональный участок объединяется с другими межевыми границами, которые относятся к совместно используемым землям.

Между ними проложены земли, где проходит транспортное и иное сообщение . Инженерные коммуникации и участки, обременённые публичным сервитутом – это далеко не полный перечень земель, в пользовании которыми должен быть установлен порядок.

В силу этого основной вид разрешения вменяет в ответственность гражданам соблюдать установленный порядок. Его специфика заключается в том, что в местах общественного пользования землями, например на автобусных остановках или вблизи линий электропередач и т.п., не санкционированы те или иные действия субъектов пользования.

Но практически каждый из них осведомлён о том, каким образом они используются совместно.

То есть ЗУ, используемые совместно, в соответствии с видом разрешённого использования, опираются на установленный порядок . Как правило, если исключить вандалистические действия хулиганов, добросовестные граждане, следуют установленным правилам безоговорочно. Но в жилых массивах, где имеются дворовые участки общего пользования, могут возникать разногласия, перерастающие в конфликт.

Зачастую граждане запутываются в своих правах и неправомерно начинают претендовать на общественную территорию. Для них определены условия пользования, которые заключаются в следующем:

  1. На территории частной долевой собственности владельцы имеют право на часть земли, пропорционально доле собственности в жилом доме (п.2 ст.247 ГК РФ). Но в пределах разрешённого использования.
  2. Если доля не определена, порядок пользования разделяется в равных долях (п.1 ст.245, п.2 ст.247 ГК РФ). Но также, исключительно в пределах разрешённого использования.

Это регламентирует для всех собственников определение порядка в пределах допустимых регламентом разрешённого использования, форм деятельности.

Например, в многоэтажных домах дворы общего пользования недопустимо использовать для содержания домашних животных или под огород. Не разрешено разбивать клумбы в ущерб другим жильцам, чьи малолетние дети могут стать причиной конфликта в случае повреждения насаждений.

Как правило, после вселения в новостройку, жильцы, большинством голосов, определяют порядок пользования и на его реализацию. В этом и в аналогичных случаях места общего пользования обеспечиваются дополнительным видом разрешения, который приобщается к основному виду в качестве варианта установленного порядка.

Не только земли общего (совместного) пользования обусловлены установлением и соблюдением порядка. Каждый ЗУ, находящийся в пользовании и даже в собственности, может эксплуатироваться исключительно в соответствии с правилами, установленными для всех без исключения правообладателей.

Право пользования участком возникает при переходе права собственности непосредственно на ЗУ или опосредованно – при приобретении права на капитальное строение, расположенное на ограниченном участке (ст. 35 ЗК РФ).

Независимо от целевого назначения земель, ответственные лица обязаны осуществлять пользование без ущерба в сторону:

  • плодородия почв;
  • других собственников;
  • окружающего ландшафта;
  • экологии всей территории.

При несоблюдении обозначенных правил, лица, пользующиеся участками могут:

  • подвергаться штрафам;
  • предупреждениям;
  • изъятию участков.

Перечисленные санкции вменяются местной администрацией, в ведении которой находится территориальная зона. Изъятие осуществляется только по разрешению суда.

Таким образом осуществляется надзор и контроль за эксплуатацией участков. При их или не в соответствии с представленным разрешённым использованием, также может быть поставлен вопрос об изъятии.

Ниже вы видите закон об использовании земельных участков:

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Глава 8, Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

При постановке вопроса об использовании (не использовании) участка по целевому назначению и в соответствии с разрешённым использованием, определяют по срокам, в течение которых осуществляется неиспользование ЗУ, что возводит его в разряд бесхозного имущества или неэффективно используемого.

Это касается не только земель сельхозназначения и участков под ИЖС. Аренда городских территориальных зон под застройку существует по тем же правилам. Если арендатор в течение 3 лет со дня подписания договора аренды, так и не начал использовать ЗУ – это является серьёзным основанием расторжения договора в одностороннем порядке.

То же самое касается арендаторов земель сельскохозяйственного назначения – индивидуальных предпринимателей, которые не обрабатывают земли, а также частных лиц. Через 3 года с момента подписания договора, он может быть аннулирован (п.2 ст.46 ЗК РФ).

Если речь идёт о ЗУ, который находится в собственности , даже после оставления его бесхозным после смерти собственника в случае отсутствия наследников, хозяйствующий субъект имеет законное право обратиться в суд с целью его изъятия только после 10 лет не использования по назначению.

В других случаях, если собственники известны, в их адрес отправляются предупреждения с установленными административной комиссией сроками, которые требуется соблюдать для исправления беспорядка на участке, во избежание его отнятия.

Определение сроков играет существенную роль также при оформлении (переоформлении) договоров аренды или пользования ЗУ. Ст. 7.34 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов за просрочку оформления договоров.

Период в течение которого земельный участок может использоваться в соответствии с приносимой им пользой, что определяет его кадастровую стоимость. В определении сроков полезного использования существенную роль играет разрешённое использование, так как различные виды эксплуатации земель требуют применения различных технологий.

Например, участки плодородных почв периодически должны оставляться «под пар», когда уровень их полезного использования принципиально снижается, но формально они используются собственником или арендатором. При возведении здания, полезное использование земель не может превышать эксплуатационного срока использования сооружения.

Понятие срока полезного использования ЗУ введено для определения его стоимости. Особенно важно его определение для начисления арендной платы или определения стоимости сервитута.

Он необходим и профессиональным оценщикам для выдачи заключительных актов независимой экспертизы. Несмотря на то, что земли теоретически определяются в качестве «вечных ценностей», при расчёте стоимости используется срок в 49 лет.

Постановление Правительства от 24.02.09, постулировало за № 160 правила для особых условий землепользования, за подписью Президента РФ В.В. Путина.

Они разработаны в отношении линий электропередач, которыми обеспечиваются территории всех населённых пунктов. Разработанные правила предусматривают соответствующие нормативы и регламент пользования землями:

  1. Собственниками участков , которым приходится обрабатывать земли или эксплуатировать их в непосредственной близости от линий электропередач.
  2. Специалистами электросетевых хозяйств , которые обязаны обеспечить безопасность землепользователей.

Правовые формы использования земельных участков – это признанные Российским законодательством формы правообладания, к которым относятся, в том числе, земли. Существует 2 вида прав:

  • вещные (в т.ч. ограниченные);
  • обязательственные.

Вещное право на землю предоставляется при условии разрешения её использования в соответствующем качестве при выделе:

  • в постоянное (бессрочное) пользование;
  • пожизненно наследуемое владение.

Оно же регламентировано в случае аренды земель.

Характеристики данного вида права предполагают для землевладельца пользование участком в качестве объекта. Если, при этом, устанавливается срок пользования, можно говорить об ограниченном вещном праве.

В случае приобретения вещного права землепользователем, предусматривается сохранение обязательственного права за хозяйствующим субъектом или иным лицом, владельцем ЗУ. Поэтому правообладатель ограничен в правах исключительно разрешением пользования. А при пожизненно наследуемом владении приобретает дополнительно право передавать ЗУ по наследству.

В случае:

  • приватизации;
  • переоформления в собственность;
  • выкупа у администрации,

правообладатель приобретает обязательственное право. Хозяйствующий субъект делегирует право распоряжения участком собственнику, с вытекающими из этого правовыми последствиями.

Правообладатели этого типа приобретают имущественное право , которое расширяется до пределов самостоятельного распоряжения не только участком в качестве вещи, но и ответственностью за правообладание. То есть собственник может отчуждать своё право другому лицу или разделить его по своему усмотрению.

Правовой режим использования ЗУ предполагает наличие объекта и субъекта правопорядка в пользовании землёй. Под субъектом понимается как лицо, так и вид права, которым он обладает. Объект права трёхсоставен:

  1. Общий объект – это часть земли, расположенная на поверхности земного шара в качестве целостного земельного массива, или земля как форма существования определённого вида почв, со своеобразным ландшафтом, растительностью и т.п.
  2. Родовой объект определяется спецификой земельного массива, который наделён соответствующими харатеристиками такими как категории земель, их целевое назначение.
  3. Конкретный объект имеет кадастровые адреса, разрешённое использование и правовую принадлежность к хозяйствующему субъекту, осуществляющему функции инспектирования и контроля.

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Если участки имеют различное целевое использование, их объединение путём перераспределения частным лицом допустимо только при условии изменения разрешённого использования одного из них по выбору собственника или администрации.

Если перераспределение производится администрацией – она вправе решать вопрос о назначении ЗУ по собственному усмотрению. А если участком пользуется застройщик, у него в зоне территории застройки могут оказаться здания разного предназначения, этажности и т.п. однако ему это не доставит проблемы, так как он осуществляет деятельность на основании градостроительного проекта и других документов, регламентирующих деятельность (ст. 37,38 ГрК РФ).

Поправка на разрешённое использование

В некоторых случаях, когда разрешённое использование при перераспределении участков имеет несущественные различия в их основном разрешении, координацию их использования можно осуществить основного вида использования на условноразрешённый.

Но и это может не потребоваться, если вопрос можно решить путём внесения поправки в имеющееся разрешённое использование ЗУ. Поправка осуществляется путём внесения в документы заявленных изменений, при сохранении кода классификации участка. Поправка вносится путём дополнительного административного разрешения на конкретные виды деятельности, если они:

  • целесообразны для собственника;
  • не противоречат градостроительному регламенту;
  • органичны с контекстом.

Заключение

Для правомерного использования ЗУ потребуется соблюдать определённый регламент, который допускает набор действий в применении к участку. А также запрещает несанкционированные действия в отношении к нему. При необходимости таких действий, участок необходимо перевести в другую целевую категорию или изменить его разрешённое использование.

Похожие публикации