Каким требованиям должен отвечать участник закупок. Требования к участникам закупки Требование о несудимости

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

Единые требования ко всем участникам установлены в части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Специальные (дополнительные) требования к участникам закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). В настоящее время такие требования определяет постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее - Дополнительные требования).

Заказчик обычно дублирует общие и специальные требования в извещении о закупке. При этом он не вправе их менять или устанавливать свои (ч. 6, 7 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Если он нарушает это правило, то заинтересованное лицо может обжаловать закупку .

Однако есть одно исключение - заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков.

Более того, заказчик вправе установить в извещении о закупке требование и об отсутствии информации в реестре об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Отсутствие информации в реестре недобросовестных поставщиков - единственное требование, которое может установить заказчик по своему усмотрению. Все остальные требования к участникам определены нормативно.

Каким общим требованиям должен отвечать участник закупок

К общим требованиям относятся следующие.

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям, которые устанавливает закон к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это, например, требования о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности, свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению определенных работ и т. п.

Заказчик должен продублировать соответствующие требования закона в извещении о закупке. Это актуально, например, в случае, если он проводит аукцион на право заключить контракт на проведение медицинского осмотра. В такой ситуации закупочная документация должна содержать условие об обязанности участника предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с выполнением работ (услуг) по проведению медицинских осмотров предварительных и периодических (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Участник либо заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган или суд, если вопреки требованиям закона в документации:

  • установлены чрезмерные требования о предоставлении документов (например, заказчик установил требование о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов, хотя объектом закупки является утилизация медицинских отходов, которая лицензированию не подлежит (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. № Ф09-3055/15 по делу № А60-46644/2014)).

Вправе ли заказчик в закупочной документации установить требование о том, что лицензия участника должна быть действительна в течение всего времени действия контракта?

Нет, такое требование неправомерно.

Если срок действия лицензии оканчивается, например, во время проведения работ по контракту, участник может ее продлить (постановления ФАС Московского округа от 18 марта 2011 г. № КА-А40/570-11 по делу № А40-33098/10-119-167, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г. № 13АП-17131/2015, 13АП-17128/2015 по делу № А21-826/2015).

Однако если срок действия лицензии истекает до заключения контракта, то заказчик вправе отклонить заявку такого участника (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-898, решение ФАС России от 13 августа 2015 г. № КГОЗ-358/15).

Участник не имеет лицензии, требуемой в документации о закупке. Достаточно ли того, что лицензия есть у субподрядчика, которого участник намерен привлечь к исполнению контракта (документация о закупке допускает такое привлечение)?

Да, достаточно.

Такой вывод следует из судебной практики. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал незаконным отклонение заявки предпринимателя из-за отсутствия требуемой лицензии (постановление от 27 мая 2015 г. № Ф04-17596/2015 по делу № А03-11846/2014). Основанием послужили следующие факты:

  • документация об аукционе допускала привлечение субподрядчика;
  • предприниматель приложил к заявке копию лицензии субподрядчика;
  • предприниматель заключил договор (копия приложена к заявке) с субподрядчиком на выполнение работ, лицензия на которые у него отсутствовала.

2. Участник не является банкротом, в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство или запущена процедура ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Участник является банкротом, если в отношении него суд вынес соответствующее решение, вступившее в законную силу, и открыл конкурсное производство.

3. На дату подачи заявки деятельность участника не должна быть приостановлена (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это требование означает, что суд (а в случаях, установленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, должностные лица Ростехнадзора) не назначил участнику наказания в виде приостановления деятельности.

4. Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший финансовый год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Исключения составляют суммы задолженности, в отношении которых:

  • предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
  • проведена реструктуризация;
  • вступило в законную силу решение суда о признании обязанности участника по уплате этих сумм исполненной;
  • принято решение о признании их безнадежными ко взысканию.

Участник соответствует требованию, если он подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

5. Участник закупки - физическое лицо либо руководитель участника закупки, члены коллегиального органа или главный бухгалтер юридического лица не должны иметь судимость за преступления в сфере экономики (исключение составляет снятая или погашенная судимость) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Кроме того, указанные лица не должны быть дисквалифицированы, лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом закупки.

Внимание! Судимость должна отсутствовать у всех перечисленных лиц. В ином случае заказчик вправе отклонить заявку.

Несмотря на то что в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указан союз «или», заказчик может рассматривать отсутствие в заявке сведений, например о главном бухгалтере, как сокрытие информации. Косвенно такой вывод подтверждает решение Восьмого апелляционного суда. В рассмотренном деле участник не представил сведения о судимости главного бухгалтера. Заказчик на этом основании отклонил вторую часть заявки. Суд признал действия заказчика неправомерными в связи со следующим. Использование в законе союза «или» не позволяет однозначно толковать обязанность участника отразить в заявке информацию об отсутствии судимости как у руководителя, так и у главного бухгалтера. Однако суд принял во внимание тот факт, что у участника руководитель самостоятельно ведет бухучет. Значит, участник не скрыл от заказчика какие-либо сведения (постановление от 9 ноября 2015 г. № 08АП-11052/2015 по делу № А75-3228/2015).

6. Участник должен обладать интеллектуальными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик получает права на них (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Исключение составляют случаи, при которых заключается контракт на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Несмотря на то, что данное требование специфично, заказчик его автоматически включает в извещение о проведении закупки.

7. У участника не должно быть конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).К конфликту интересов относят брак и родственные связи между:

  • руководителем, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим заказчика и
  • руководителями, членами органов управления, учредителями, выгодоприобретателями юридического лица - участника закупки или физического лица (в т. ч. зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) - участника закупки.

Выгодоприобретатели - это физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8. Участник закупки не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Это значит, что участник не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон. Перечень таких зон установлен в приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Каким специальным требованиям должен отвечать участник закупки

В настоящее время действуют Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляют путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых участники проходят предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, которые проходят в два этапа и победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах и предложивший наилучшие условия во втором (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия (ч. 10 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа (ч. 14 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых аукционов, то есть аукционов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену (ч. 1, 6 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

К ним относятся, например, требования к наличию:

  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В течение какого срока участник должен соответствовать требованиям

Участник должен соответствовать всем перечисленным требованиям с момента подачи заявки и до заключения контракта.

Заказчик может отстранить от участия в закупке на любом этапе до момента заключения контракта, если участник:

  • не соответствует требованиям или

Такой вывод следует из части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако после того, как контракт будет заключен, участник может, например, приобрести задолженность по налогам безо всяких негативных последствий для себя (определение Верховного суда РФ от 17 декабря 2014 г. № 67-АПГ14-14).

Если организация (предприниматель) соответствует предъявляемым требованиям, располагает необходимыми материальными ресурсами, производственными мощностями и кадровыми резервами для выполнения обязательств по закупке, то она может принять участие в проведении закупки.

Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.

Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.

При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают на избыточность требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).

Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о требованиях, которым должен соответствовать участник для того, чтобы принять участие в госзакупках. Требования к участникам закупки установлены в статье 31 44-ФЗ. Данные требования подразделяются на единые (общие) и дополнительные . Ниже мы подробно рассмотрим все эти требования, а также поговорим о том, каким образом участник должен подтвердить свое соответствие им.

К единым (общим) требованиям относятся:

1) соответствие требованиям установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

приложением копии лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия.

2) непроведение ликвидации (банкротства, конкурсного производства) участника закупки;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

4) отсутствие у участника закупки недоимки по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

5) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (это касается физического лица (ИП), директора, главного бухгалтера и учредителей юр. лица);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (это частный случай, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и близких родственных связей;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

8) участник закупки не является офшорной компанией.

Как подтверждается соответствие требованию участником: предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора).

Помимо вышеперечисленных единых (общих) требований Заказчик вправе установить требование об отсутствии в информации об участнике закупки. Я не случайно выделил в тексте слово «вправе», т.к. установка данного требования это право Заказчика. Но как показывает практика, данное требование установлено практически в каждой проводимой закупке. Поэтому это требование смело можно отнести к единым (общим) требованиям.

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

Думаю, что с едиными (общими) требованиями все понятно. Теперь давайте с вами поговорим о дополнительных требованиях к участникам. Что это за требования и в каких случаях они устанавливаются?

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсов
  • аукционов.

Также Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок:

  • аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;
  • консультационных услуг.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

К дополнительным требованиям относятся:

1) наличие у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Как подтверждается соответствие требованиям участником: приложением подтверждающих документов.

Ниже на рисунке в схематичной форме представлены требования к участникам закупки.

Информация об установленных единых (общих) и дополнительных требованиях указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Т.е. ещё на этапе изучения документации о закупке вы будете точно знать, какие требования к участнику закупки установлены Заказчиком.

Важно также помнить, что:

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок помимо тех, что предусмотрены 44-ФЗ;

Указанные единые (общие) и дополнительные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок;

Комиссия Заказчика по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным единым (общим) требованиям, т.е. участнику достаточно будет просто продекларировать соответствие установленным единым (общим) требованиям, а задача Заказчика их проверить (образцы соответствующих деклараций Вы сможете найти ) ;

Если Заказчиком установлены дополнительные требования (финансовые ресурсы, оборудование, опыт, квалификация), то в этом случае участник закупки обязан документально подтвердить соответствие этим требованиям;

Отстранение участника закупки от участия или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

На этом сегодня все. До встречи в новых статьях! Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье.


1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией;

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

2.1. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.

9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со настоящего Федерального закона.

11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Положения статьи 31 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
  • Извещение о проведении открытого конкурса
    2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
    2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
  • Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
  • Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
    2.1. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Похожие публикации