Какие мероприятия проводит роспотребнадзор при проверке. Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Внеплановая проверка Роспотребнадзора – всегда серьезное испытание для предпринимателя. Какие права при этом есть у проверяемого, и на что ему следует обратить первоочередное внимание, расскажет наша статья.

Читайте в нашей статье:

Внеплановая проверка Роспотребнадзора – в каких случаях проводится

В полномочия Роспотребнадзора входит контроль санитарно-эпидемиологической обстановки:

  • в точках общепита (кафе, рестораны, столовые);
  • на любых производственных предприятиях, имеющих отношение к продовольственным товарам и не только (условия работы, состояние помещений);
  • при разработке строительных схем, во время строительства.

Внеплановые проверки бывают 2 видов – документарные и выездные. Документарные проводятся на территории Роспотребнадзора, а выездные – непосредственно на предприятии.

Если задачей является проверка выполнения предписания, то инспекторы могут изучать в ходе процедуры лишь то, что касается этого вопроса, и не более.

Если в процессе проверки будут , это означает, что в прошлый раз она проведена недостаточно тщательно. Инспектор обязан сообщить об обнаруженном нарушении своему руководству, но в ходе текущего внепланового контроля выносить новое постановление он не имеет права, для этого должна быть назначена другая проверка.

Основания для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Внеплановые проверки Роспотребнадзора :

  • истечение срока выполнения полученного предпринимателем предписания об устранении замечаний, найденных во время плановой проверки ;
  • обращение (заявление) граждан, организаций, ИП, органов исполнительной власти;
  • нанесение в ходе производственной деятельности предприятия ущерба жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, например, при эпидемии инфекционного кишечного заболевания будут проверены предприятия общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.;
  • нарушение прав потребителей (по обращениям-жалобам граждан).

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Внеплановая проверка проводится по постановлению. Чек-листы при этом не применяются. Их правомерно использовать только во время плановой инспекции.

внимание

Срок проведения документарной и выездной формы не может превышать 20 рабочих дней.

Во время проверочных мероприятий учитывают режим работы проверяемых лиц.

Документарные проверки Роспотребнадзор проводит на своей территории. В постановлении дается требуемый перечень документов. Организация-объект привозит их инспектору в виде заверенных простым способом копий. Нотариальное заверение не требуется. Также по согласованию с инспектором можно предоставлять документацию в оцифрованном виде посредством электронной почты.

Запрещено требовать от предпринимателя документы, не относящиеся к предмету проверки. Если проверяется проведение производственного контроля, инспектор не имеет права запрашивать копию , потому что он должен запросить эти данные в медорганизации. Ведь согласно именно медицинская организация, а не работодатель, обязана предоставить копию этого документа в территориальное управление РПН.

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

Если в ходе документарной проверки РПН выявит ошибки, противоречия или нарушения, он потребует от организации представить пояснения в письменной форме в течение 10 рабочих дней. Если и после этого у инспектора останутся сомнения в достоверности данных, он вправе провести выездной контроль.

Во время всего процесса должен присутствовать руководитель или уполномоченный представитель организации. Уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов своего работодателя, которая передается инспектору.

И плановые, и внеплановые проверки Роспотребнадзора начинаются с предоставления инспектором служебного удостоверения и ознакомления уполномоченного представителя с его правами и обязанностями согласно . Проверяемый должен получить распоряжение о выездной проверке с указанием её предмета, а также информацию о полномочиях инспектирующих. Лица, не перечисленные в распоряжении, не вправе присутствовать во время процедуры. Это касается и привлекаемых экспертов.

Принимающая сторона обязана обеспечить доступ проверяющих на территорию, в помещения, здания, сооружения, к оборудованию, транспортным средствам, размещенным грузам и готовой продукции, к сырью и т.п., указанным в распоряжении.

Худшим вариантом будет закрыть доступ на какой-либо из объектов (склад, помещение и т.п.). Это будет расцениваться как ограничение доступа инспекторов к предмету проверки. Поэтому оказывайте инспектору всестороннее содействие, давайте необходимые пояснения, открывайте перед ним все двери, чтобы у него не возникало никаких сомнений.

Чистосердечное признание своей вины (при ее наличии) способно помочь если не снизить сумму штрафа, то получить консультацию инспектора по наиболее оптимальному выходу из сложившейся ситуации.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора в 2019 году

В 2019 году порядок внеплановых проверок РПН не меняется. для внеплановых проверок не регламентировано, следовательно, нужно руководствоваться 294-ФЗ.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения – законно ли это?

Уведомление за 24 часа до начала не будет выдаваться в том случае, если в действиях проверяемого ИП или юридического лица содержится угроза жизни людей, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства.

Поэтому если на вас напишут жалобу, что вы подпольно продаете контрафактную водку, никто не будет вас предупреждать за сутки по телефону или электронным письмом. Инспектор придет внезапно и проведет проверку по факту жалобы.

Должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке

РПН не обязан предупреждать о проведении внеплановой проверки.

Проверка потому и называется внеплановой, что для ее проведения не требуется составлять график на год вперед и публиковать его на сайте. Это внезапное мероприятие, призванное на месте определить фактическое состояние дел по соблюдению санитарного законодательства РФ.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Внеплановая проверка по жалобам граждан чаще всего проводится в сфере розничной торговли, общественного питания, а также при оказании бытовых услуг (парикмахерские, салоны красоты и т.п.).

Гражданин обращается в окно приема заявлений и обращений в территориальном управлении Роспотребнадзора, а также может направить заявление по электронной почте или позвонить по телефону горячей линии.

Обращение фиксируется, сведения проверяются, уточняются, гражданин вызывается в соответствующий отдел контрольно-надзорной деятельности для дачи показаний.

В качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг принимаются фото и видеосъемка, письменные пояснения, кассовые чеки, рекламные листовки и другие наглядные подтверждения, которые покажут, что обращение является обоснованным, а не простым сведением счетов, например.

Анонимные обращения не принимаются. Если гражданин решил пожаловаться на действия или бездействия предпринимателей, он обязан предоставить в отдел надзорно-контрольной деятельности свои персональные данные. При этом у него есть право написать заявление с просьбой об изъятии его персональных данных из документов, являющихся основанием для проверки.

Некая косметологическая компания проводила диагностику состояния кожи. Сотрудники фирмы ловко убеждали клиентов в наличии дерматологических проблем, обещали улучшение в течение десяти процедур и продавали чемоданы с косметикой и сертификаты на косметологические услуги в кредит в партнерстве с коммерческим банком. Сумма чека на услуги начиналась от 60 000 рублей.

Жертвы недобросовестных косметологов написали в Роспотребнадзор жалобы, в которых ссылались на недостаточную информацию об услуге и о возможных аллергических реакциях, на отсутствие данных о сертификации и калибровке диагностических приборов, а также высказывали сомнения в наличии российских дипломов о медицинском среднем или высшем образовании у персонала.

Все обращения пострадавших были рассмотрены ТУ Роспотребнадзора, кредитные договора были расторгнуты, а пострадавшие смогли вернуть фирме чемоданы с ненужной им косметикой. Банк-кредитор также получил предупреждение о ненадлежащем оказании услуг. Административного регламента. Микропредприятием считается в том числе и ИП с количеством работающих до 15 человек.

При этом инспектор обязательно учитывает эти часы, совмещая их с часами работы объекта проверки. Продление процедуры производится по решению руководителя территориального управления РПН при наличии обоснований, причем на этот же срок.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора новогодняя

Внеплановая проверка в предпраздничный период может быть инициирована органами местного самоуправления.

Если управа района обратится с такой инициативой в территориальное управление РПН, то выпускается приказ на проведение внеплановой проверки, например, елочных базаров или пунктов продажи бенгальских огней.

Объекты будут предупреждены о приходе инспектора за 24 часа (за сутки). При этом предупреждение (уведомление) может поступить как на корпоративную электронную почту, так и по телефону. Уведомления о получении информации о проверке в этом случае закон № 294-ФЗ не требует.

Как часто Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки

Внеплановая . Предпринимателю важно помнить о том, что повторное правонарушение по КоАП наказывается строго.

Наиболее тяжелым последствием будет, конечно, дисквалификация по решению суда или закрытие предприятия на 90 суток. Дисквалифицировать руководителя и должностных лиц вправе только судья, а вот закрыть завод или магазин может проверяющий инспектор. При этом предприятие не освобождается от уплаты административного штрафа и обязанности выполнить предписание.

Проверка все же назначена, что делать?

В первую очередь необходимо проверить соблюдается ли законодательство в момент деятельности вашего магазина.

В этом случае владельцу магазина необходимо подать заявление в проверяющий орган (который, собственно, и проверяет ваш магазин). Заявление составляется согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Так же к заявлению необходимо приложить следующий пакет документов:

  • Выписку из реестра акционеров общества (если форма собственности АО);
  • Для ИП копию отчета о финансовых результатах или же Книгу учета;
  • Сведения о численности работников.

Решение о прекращении проверки и исключения вашей организации из реестра проверок будет вынесено в течение 10 дней после получения надзорным органом полного пакета документов.

Важно знать! Возможность подачи заявления на исключение организации из реестра проверок есть даже в том случае, если проверка уже идет. В подобной ситуации проверку приостановят на срок рассмотрения заявления.

Если проверка назначена на законных основаниях и инспектор уже находится в вашем магазине необходимо проверить наличие документа, удостоверяющего причастность проверяющего к проверяющему органу и само решение о проведении проверки.

Так же лучше записать ход проверки на видео или, в крайнем случае, в аудио формате. Фото, видео и аудиозапись в собственных помещениях разрешена, более того сотрудники инспекции довольно часто прибегают к таким методам фиксации проверки.

Вам фиксация процесса нужна для того, чтобы впоследствии было проще восстановить хронологию событий и выявить возможные нарушения, допущенные инспектором в ходе проверки. Помимо записи процесса на видео желательно фиксировать ход проверки письменно.

Все требуемые документы необходимо передавать строго по описи, в которой указывается наименование, количество и вид документа (копия или оригинал). Данная опись поможет вам в случае, если какие-либо документы будут утеряны.


Стоит отметить, что чаще всего сотрудникам проверяющих органов передаются копии документов, оригиналы остаются в компании или же передаются в проверяющий орган, но по строгой описи и только в исключительных случаях.

К исключительным случаям относятся ситуации, когда инспекторам недостаточно копий для осуществления контроля или есть основания, что подлинники будут уничтожены проверяемым.

При передаче оригиналов документов с них снимаются копии, которые заверяются должностным лицом, которому передаются оригиналы.

Важно знать! Документы, представляющие собой коммерческую тайну, могут быть изъяты только по решению суда.

Каждая проверка заканчивается составлением акта и протокола, который подписывает и проверяемая и проверяющая сторона.

Перед подписанием протокола тщательно изучите все пункты, убедитесь, что вся изложенная информация является достоверной.

Если у вас есть комментарии о нарушениях, допущенных инспектором, если вы не согласны с информацией, отраженной в протоколе – сделайте запись с подробными комментариями в итоговом документе.

Для предпринимателя акт дополненный его комментариями гораздо лучше, чем отказ от подписи акта или протокола.

После подписания акта и внесения комментариев о несогласии стоит безотлагательно составить обращение в вышестоящие инстанции или прокуратуру. К обращению необходимо приложить заверенные копии всех документов, способных подтвердить факт нарушений, допущенных в ходе проведения проверки.

Ещё одно важное дополнение в момент подготовки к проверке – связаться с юристом, как только информация о грядущем визите инспектора станет известна.

Данный шаг поможет избежать допущения распространенных ошибок:

  • предоставления инспекторам лишних документов,
  • разглашение информации, являющейся ценной,
  • пропуск срока для оспаривания результатов проверки и т.д.

Так же присутствие в организации юриста в момент проведения проверки задаст правильный тон беседе с контролирующими органами.


Где посмотреть график плановых проверок на 2018 год

Еще до момента проведения проверки владельцу магазина лучше уточнить планируется ли она на его предприятии торговли в принципе.

Информацию о плане проведения проверок на 2018 год найти достаточно просто. Нужно всего лишь зайти на сайт Прокуратуры, далее в разделе «Проверки малого бизнеса» ввести данные о предприятии (ИНН, ОГРН, наименование).

Так же, есть возможность проверить информацию по названию проверяющего органа. В этом случае система ознакомит вас с полным перечнем организаций, в которые планируется визит проверяющего органа.

Виды проверок в магазине

Плановая проверка магазина


Плановая проверка проводится в организации в соответствии с графиком плановых проверок. Предметом проверки в этом случае является соблюдение ЮЛ, либо индивидуальным предпринимателем требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Также проверяется соответствие сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности предпринимателя, обязательным требованиям РФ.

Проводятся плановые проверки на основании ежегодных сводных планов, которые формируются Ген. прокуратурой Российской Федерации.

Как было сказано выше сам сводный план и реестр проведения плановых проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разделе «Проверки малого бизнеса».

Для того, чтобы организация была включена в реестр плановых проверок должно пройти 3 года с момента:

  1. регистрации ЮЛ/ИП в государственном органе;
  2. проведения последней плановой проверки ЮЛ/ИП (точнее с момента её окончания);
  3. представления уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности предпринимателя индивидуальным предпринимателем, либо юридическим лицом.

По закону плановые проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года.


Внеплановая проверка магазина

Основаниями для внеплановой проверки могут послужить следующие причины:

  • Сотрудник, покупатель, поставщик подал письменную жалобу на предпринимателя;
  • По итогам предыдущих проверок предпринимателю были назначены предписания, однако он не выполнил их, либо выполнил с нарушением установленных сроков;
  • Предприниматель создал угрозу жизни, здоровью людей/животных;
  • Грубые нарушения требований безопасности.

Так же, если у контролирующего органа появятся подозрения о недобросовестности предпринимателя, проверка вполне может быть назначена. Например, в случае, если на торговой точке без видимых причин резко падает выручка (с введением онлайн-касс отследить это будет довольно легко).



Документарная проверка магазина

Основная масса ошибок в деятельности предприятия выявляется именно в ходе документарных проверок.

Следует отметить, что в момент проведения проверок предприниматель не обязан помогать проверяющим органам в выявлении налоговых ошибок, однако, не стоит забывать, что противодействие представителям органов контроля в проведении проверки повлечет за собой административную ответственность предпринимателя.

На руку предпринимателю играет тот факт, что перед проведением проверки руководителем налоговой инспекции утверждается сама программа поверки.

В данной программе содержится перечень вопросов, которые подлежат выяснению. Так же в перечне указывается конкретный период деятельности предприятия который будет подвергнут проверке.

Важно! Период, за который будет производиться документарная проверка, не может быть больше установленного Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ”.

Непосредственно в саму программу проведения проверки включаются следующие вопросы:

  • правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности о прибыли от работ, услуг, либо реализации продукции, отражение прибыли или убытков от прочей реализации и внереализационных операций, достоверность и законность ведения документации;
  • отражение данных о фактической себестоимости услуг, работ, достоверность информации о фактической себестоимости;
  • расчет налога на прибыль, его достоверность, законность использования предпринимателем всевозможных льгот.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 дней и может быть продлен с разрешения руководителя Государственной Налоговой Инспекции и только в исключительных случаях.

Обычно документарная проверка включает в себя три этапа:

  1. Сверяются данные, отраженные в отчетной форме № 2 “Отчет о финансовых результатах и их использовании” с данными по главной книге бухгалтерского учета;
  2. Сверяются данные журналов-ордеров с главной книгой бухгалтерского учета;
  3. Проверяется правильность и законность занесения операций в отчетные документы.

Проверять отчетные документы могут как выборочным, так и сплошным методом.


Выездная проверка магазина

Страшный сон предпринимателя. Во-первых, в ходе проверки могут быть выявлены нарушения. Ну а во-вторых, выездная проверка на то и выездная, что проводится на территории предпринимателя.

Т.е. в течение всего срока проверки представители проверяющего органа будут находиться на территории предпринимателя (в нашем случае магазина), чем будут вызывать нарушения в обычном распорядке компании, не говоря уже о колебаниях в эмоциональном фоне сотрудников.

В случае назначения выездной проверки предприниматель может сослаться на отсутствие подходящего помещения для проведения проверки, однако в этом случае представители проверяющего органа на законных основаниях могут нанести визит на предприятие торговли, чтобы удостовериться в отсутствии подходящего помещения.

Роспотребнадзор объединил в себе сразу несколько ведомств, в связи с чем проверка данным органом является наиболее многогранной для предпринимателя.


Перечень документов, которые могут понадобиться при проверке

Инспекторы в обязательном порядке отмечают:

  • наличие вывески соответствующей предъявляемым требованиям;
  • наличие уголка потребителя;
  • наличие ценников на товарах и цен на услуги (прейскуранты и ценники должны быть заверены подписью руководителя);
  • наличие договора на аренду помещения/свидетельства о праве собственности;
  • наличие договора с компанией ответственной за вывоз мусора и проведение дезинфекций;
  • наличие уставных документов (свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, устав организации);
  • журнала проверок санитарного состояния помещений;
  • лицензии на осуществление деятельности организации.

Что проверяет Роспотребнадзор в магазинах разной направленности

При проверке магазинов в первую очередь Роспотребнадзор обращает внимание на:

  • состояние и качество продукции, условия в которых продукция производится, хранится и реализуется;
  • действующие мед. книжки у персонала;
  • соблюдение сотрудниками правил торговли;
  • наличие полного пакета документов на товар и т.д.

Т.к. Роспотребнадзор объединил в себе функции и полномочия нескольких ведомств, стоит отметить, что, например, Санэпидемстанция так же находится в подчинении у данного контролирующего органа.

Санэпидемстанция в своих проверках больше всего внимания уделяет предприятиям общественного питания, школам, детским садам, АЗС и, конечно же, продуктовым магазинам.

Первое, на что обращает внимание СЭС в магазине – это товар. Проверять будут всё: сроки годности, условия хранения, условия реализации продукции, её качество (продукты предлагаемые потребителю как минимум должны быть безвредными).

Так же будут проверять технологические процессы, продуктовые технологии (наличие повторной заморозки рыбы, мясных продуктов), наличие просроченного товара на прилавках, технологию работы с просроченным товаром.

Помещение проверят на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, наличие в помещении исправных вентиляций, наличие инвентаря для поддержания чистоты в помещениях.

У всего персонала проверят наличие действующих медицинских книжек. Так же СЭС обязательно проверит наличие соответствующей документации на товар и проконтролирует алгоритм приемки товара сотрудниками.

Оформление результатов проверки


По факту проверки должностное лицо, проводящее данную проверку, в двух экземплярах составляет акт. В акте отмечаются все выявленные нарушения, действия предпринимателя по их устранению в ходе проверки (если таковые имеются), неповиновения законному распоряжению представителя контролирующего органа и т.д.

Обязательными пунктами в акте являются:

  1. Дата и время составления акта. Место, где акт был составлен;
  2. Наименование контролирующего органа, который проводил проверку;
  3. Дата, номер распоряжения на основании которого проверка велась;
  4. ФИО, должность лиц, проводивших проверку;
  5. Наименование проверяемого, ФИО присутствующих;
  6. Место, где проводилась проверка, её дата, время и продолжительность;
  7. Результаты проверки;
  8. Сведения об ознакомлении (отказе от ознакомления) с актом проверки руководителя организации;
  9. Подписи каждого должностного лица проводящего проверку.

Наиболее распространенные нарушения

  • Нарушение санитарно-технических норм;
  • Отсутствие приборов для измерения температуры и влажности, соответственно нарушение температурного и влажностного режимов;
  • Нарушение норм хранения пищевых изделий;
  • Нарушение производственного контроля;
  • Нет в наличии протоколов исследований;
  • Нарушение объёма, кратности исследований;
  • Нарушение норм Законодательства РФ в отношении маркировки товара;
  • Нарушение требований в отношении оформления ценников.

Санкции Роспотребнадзора

Сводная таблица штрафов для ЮЛ и ИП

Нарушение

Ответственность

Несоблюдение санитарных норм и гигиенических правил. Игнорирование осуществления санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

ИП без юридического образования: АШ 500 - 1 000 руб. или АПД.С юридическим образованием: АШ 10 000 - 20 000 руб. или АПД на 90 дней.

Махинации в отмеривании, обвешивании, обсчете или обман потребителя другим способом.

АШ 20 000 - 50 000 руб.

Обман потребителей относительно свойств, состава и качества товара, во время его производства или реализации.

АШ от 100 000 - 500 000 руб.

Отказ потребителю в его праве на получение информации о товаре, изготовителе, исполнителе, продавце и режиме работы.

П или АШ 5 000 - 10 000 руб.

Неповиновение требованию или распоряжению проверяющего должностного лица осуществляющего муниципальный или государственный надзор без законных оснований.

П или АШ 2 000 - 4 000 руб.

Невыполнение в срок постановления о ликвидации нарушений.

АШ 10 000 - 20 000 руб.

Непредставление необходимых сведений, которые нужны для осуществления проверяющим органом его законной деятельности или несвоевременное предъявление необходимой информации. Представленная информация имеет неполный объем или искаженный, незаконно подправленный вид.

АШ 3 000 - 5 000 руб.

Реализация товаров или оказание услуг ненадлежащего качества, согласно установленным требованиям нормативных актов.

ИП без юридического образования: АШ 10 000 - 20 000 руб. С юридическим образованием: АШ 20 000 - 30 000 руб.

Реализация товаров/предоставление услуг при полном/частичном отсутствии данных про производителя/исполнителя.

АШ 30 000 - 40 000 руб.

Неиспользование ККТ или ее эксплуатация в не соответствующем правилам состоянии, с нарушением требований установленных законом. Отказ в выдаче чека или квитанции клиенту.

Завышение цен, регулируемых государством, или чрезмерное завышение надбавок к ценам. Завышение максимальной стоимости, указанной производителем на пачке при реализации табачной продукции.

АШ 2-я сумма полученной выручки за период нарушения, но не более 1 года.

Намеренная установка низких цен или чрезмерное занижение надбавок к ним. Несоблюдение стандартов контроля ценообразования.

АШ 100 000 руб.

Обман потребителя при реализации товара в любом его проявлении: недомер, недовес, обсчет.

АШ 20 000 - 50 000 руб.

Обман потребителя относительно свойств, качества товара во время производства в целях сбыта неликвида.

АШ 100 000 - 500 000 руб.

Нарушение права потребителя в получении достоверной информации о товаре, изготовителе, продавце.

П или АШ 500 - 1 000 руб.

В договоре есть пункты, рассматривающие открытое ущемление прав потребителя установленных законом.

АШ 10 000 - 20 000 руб.

Отказ в предоставлении преимуществ и льгот потребителю, если те предусмотрены законом.

АШ 5 000 - 10 000 руб.

Нарушение правил реализации некоторых видов специфического товара.

АШ 10 000 - 30 000 руб.

АШ – административный штраф
П – предупреждение
АПД – административное приостановление деятельности

Налоговая проверка магазина

Камеральная проверка

Камеральная проверка проводится непосредственно в налоговом органе. Данный вид проверки включает в себя изучение предоставленных индивидуальным предпринимателем отчетов.

В первую очередь устанавливается факт сдачи налоговой отчетности. Документы проверяют на достоверность и полноту предоставленных данных, правильность налоговых платежей.

Если с точки зрения начисления и уплаты налогов нарушений нет, данный вид проверки пройдет для предпринимателя безболезненно.

Если нарушения установлены, в ряде случаев инспектор вынесет предупреждение и предоставит время для устранения нарушения.

Если же индивидуальный предприниматель проигнорировал предписание или нарушил сроки устранения нарушения, без штрафа будет не обойтись.


Выездная проверка

Выездная проверка проходит уже на территории предпринимателя. Причем у ИП все же есть возможность переноса места проведения проверки в налоговую инспекцию.

Для этого необходимо подать заявление об отсутствии подходящих для проведения проверки площадей в проверяющий орган. Как было сказано выше, в этом случае налоговый инспектор имеет право посетить предприятие лично, для того, чтобы удостовериться в отсутствии помещения.

В случае, если проверка все же состоится, предприниматель обязан предоставить налоговому инспектору полностью оборудованное рабочее место на весь срок проведения проверки.

Обычно выездная налоговая проверка не должна превышать двух месяцев, однако по инициативе руководителя налоговой инспекции проверка может быть продлена.

По факту проведения проверки налоговым инспектором составляется акт выездной проверки, один экземпляр которой остаётся у предпринимателя.

Программа для магазинов Бизнес.Ру позволяет автоматизировать налоговую отчетность, всегда быть в курсе всех взаиморасчетов с сотрудниками, контролировать денежные потоки в компании, а личный календарь напомнит вам о важных событиях.

Основания для проведения внеплановой налоговой проверки:

  • Размер налоговых отчислений не соответствующий среднему по данной отрасли;
  • Размеры платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, не соответствуют размеру платежей, которые налогоплательщик обязан вносить в бюджет Российской Федерации согласно выбранной системе налогообложения;
  • В результатах показателей финансово-хозяйственной деятельности организации за текущий период наблюдаются значительные отклонения от результатов, достигнутых ранее за аналогичный временной промежуток;
  • В документах, находящихся на предприятии были найдены отличия от документов, переданных предпринимателем в налоговую инспекцию;
  • Предпринимателем были допущены ошибки, нарушения, неточности или же неправомерные действия при формировании налоговой базы;
  • Темп роста доходов и расходов не соответствует друг другу, то есть предприятие работает в убыток;
  • Доля налоговых вычетов предприятия составляет более 89% за предыдущий год;
  • Предприниматель не предоставил ответы на направленные налоговой инспекцией запросы.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Предприниматель обязан предоставить налоговому инспектору доступ в помещение предприятия и на территорию, относящуюся к данному предприятию. Однако, для того чтобы получить этот доступ сотрудник налоговой инспекции должен предъявить:

  1. Служебное удостоверение;
  2. Решение руководителя налогового органа, либо его заместителя о начале проведения выездной проверки с указанием даты и полной информации о проверяемом лице.

Стоит отметить, что препятствовать работе представителей налоговой инспекции так же не стоит.

В случае препятствий со стороны представителей проверяемой организации налоговым инспектором составляется соответствующий акт, который подписывают обе стороны.

В случае, если проверяемый отказывается подписывать акт в документ вносится отметка об этом.

Порядок действий

  1. Во-первых, необходимо пригласить юриста, для того, чтобы с вашей стороны было оказано юридическое сопровождение в ходе проверки;
  2. Проверьте у инспектора наличие постановления о проверке и удостоверение сотрудника налоговой инспекции;
  3. Дайте возможность налоговому инспектору ознакомиться с документами, являющимися объектом проверки;
  4. Документы выдавайте лично, по почте (заказным письмом) или же через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней с момента требования (в случае камеральной проверки);
  5. Письменно предупредите налоговый орган о возможной задержке в предоставлении документов с указанием сроков задержки и причин;
  6. Если производится выемка, проверьте у инспектора наличие соответствующего постановления;
  7. Лично проверьте протокол выемки (должно быть указано количество, наименование и по возможности стоимость предметов).

Хитрости, которые помогут выжить при налоговой проверке


  • Первое правило, которого должен придерживаться предприниматель в случае любой проверки – постараться сохранять полное спокойствие. Рассматривайте общение с инспектором как переговоры с деловым партнером;
  • Передавайте всю информацию строго через одно ответственное лицо. Сколько людей, столько и мнений. Один сотрудник посчитает нужным озвучить важную на его взгляд информацию, второй скажет то, в чем до конца не уверен, но слышал где-то в кулуарах. В итоге у представителей инспекции будет масса информации, которая чаще всего играет не в пользу владельца бизнеса;
  • Постарайтесь правильно разместить проверяющего инспектора. Налоговые инспекторы такие же люди, как и вы. Чем комфортнее будет его пребывание в вашей организации, тем выше вероятность построения грамотного диалога в случае возникновения спорных вопросов. Конечно, не стоит приставлять к сотруднику налоговой инспекции личного секретаря, слугу с опахалом и десяток танцующих восточных красавиц, но вот предоставить комфортное рабочее место можно вполне (хотя танцующие красавицы, безусловно, могли бы отвлечь от ошибок в документах);
  • Разработайте регламент поведения сотрудников при проверке. Вид сотрудников в панике бегающих по офису с восклицаниями «нам всем крышка!» не вдохновит ни одного инспектора. А вот вид совершенно спокойных сотрудников, занимающихся своим делом, несмотря на присутствующего в офисе налогового инспектора заставит поверить, в то, что в организации все более чем законно. Хотя проверку документов этот факт конечно же не отменит;
  • Лично фиксируйте каждое действие инспектора, относящееся к ходу проверки (запрошенную информацию, предоставленные документы и т.д.). Одним из основных преимуществ данного правила будет возможность выявления нарушений допущенных инспектором в ходе проверки;
  • Все документы передавайте строго по составленной описи;
  • Перед проведением проверки тщательно проверьте наличие скрытых налоговых переплат (часто в этой категории оказываются расходы на мобильную связь, расходы на содержание офиса и т.д.). Эту проверку своей компании лучше всего проводить совместно с бухгалтером.

Штрафы за нарушения

Нарушение

Размер штрафа

Нарушен способ представления отчетности

200 руб. за каждую декларацию, поданную неверно

Не соблюдается порядок владения заложенным имуществом

Нарушен порядок постановки на налоговый учет

Не представлена налоговая декларация

5 % от не перечисленной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления. Но не менее 1000 руб. и не более 30 процентов от указанной суммы.

Арестованное имущество используется неправильно

В инспекцию не представлены документы

от 50 до 200 руб. за каждый не предоставленный документ

Допущены грубые нарушения правил учета:

в одном налоговом периоде

штраф - 10 000 руб.

более чем в одном налоговом периоде

Нарушения привели к занижению налоговой базы

20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Так же одна из самых строгих проверок. Если на предприятии нарушены нормы пожарной безопасности, значит под угрозой жизнь и здоровье покупателей и сотрудников. Целью МЧС как раз является выявление нарушений в сфере пожарной безопасности.

Под пристальный взгляд сотрудников пожарной службы попадает всё: здания, сооружения на территории предприятия, склады и т.д. На что в первую очередь обратят внимание сотрудники противопожарной инспекции:

  • Соблюдаются ли нормы противопожарной безопасности внутри зданий и помещений предприятия;
  • Наличие эвакуационных выходов и их состояние;
  • План эвакуации, его расположение в помещении (должно быть на видном месте) и т.д.

Документы при пожарной проверке

Перед проведением проверки предпринимателю необходимо проверить наличие в магазине следующих документов:

  • Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • Приказ о запрете курения в неположенных местах;
  • Приказ регламентирующий содержание эвакуационных выходов и дверей открытыми на протяжении всего времени нахождения людей в здании;
  • Инструкции о действиях в случае возникновения возгорания и о мерах пожарной безопасности;
  • Инструкция о действиях во время пожара для сотрудников охраны;
  • Копия справки о прохождении обучения ответственного за пожарную безопасность «Противопожарному минимуму»;
  • Копия справки об обучении сотрудников охраны мерам пожарной безопасности;
  • Журнал инструктажа противопожарной безопасности с отметками всех сотрудников организации;
  • Проекта пожарной сигнализации;
  • Договора с компанией, обслуживающей организацию и т.д.

С полным перечнем необходимых документов и требованиями противопожарной безопасности можно ознакомиться, изучив Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Проверка пожарной безопасности помещений

В ходе осмотра здания инспектор обращает внимание на:

  1. Соответствие помещений плану эвакуации;
  2. Отделку стен, потолков и пола;
  3. Состояние, расположение и наличие аварийных выходов;
  4. Если на окнах установлены решётки, они должны открываться изнутри;
  5. Наличие и состояние противопожарного оборудования;
  6. Состояние помещения, наличие захламления;
  7. Наличие на видных местах информационных табличек о направлении движения к выходу;
  8. Для помещений, в которых работают свыше 10 человек – наличие и состояние систем оповещения.

Составление акта проверки пожарной безопасности


По факту проверки составляется акт, в который вносится вся информация о выявленных нарушениях. В акте, составленном пожарным инспектором должны содержаться следующие сведения:

  1. Данные инспектора, проверяемой организации, дата и время проведения проверки;
  2. Резюме о текущем пожарно-техническом состоянии помещения;
  3. Перечисление выявленных нарушений;
  4. Наложенная на нарушителя ответственность;
  5. Объяснения, взятые с ответственных лиц;
  6. Отметка об ознакомлении ответственного лица с составленным актом;
  7. К акту так же прикладываются протоколы, в случае, если были выявлены серьезные нарушения противопожарной безопасности.

В случае, если предприниматель категорически не согласен с ходом проверки, выявленными нарушениями или составленным по факту проверки актом, в акте он должен указать «Не согласен» и далее четко аргументировать принятую позицию.

Ответственность за нарушения

Сводная таблица штрафов за нарушения пожарной безопасности

Статья

Юридические лица

ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

Предупреждение,

Предупреждение,

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи.

штраф - 6000 - 15000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 15000 - 30000 руб.

штраф - 400000 - 500000 руб.

Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.

ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 20000 - 30000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 30000 - 40000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 40000 - 50000 руб.,

штраф - 200000 - 400000 руб.,

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

приостановка до 90 суток

приостановка до 90 суток

ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 40000 - 50000 руб.

штраф - 350000 - 400000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 15000 - 20000 руб.

штраф - 90000 - 100000 руб.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.

ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 7000 - 10000 руб.

штраф - 120000 - 150000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

штраф - 3000 - 4000 руб.

штраф - 70000 - 80000 руб.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

штраф - 5000-6000 руб.

штраф - 90000 - 100000 руб.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

штраф - 15000 - 20000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.

Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

штраф - 4000 - 5000 руб.

Проверка магазина органами полиции

Полномочия УЭБ и ПКТУ МВД

Полномочия Управления экономической безопасности и противодействия коррупции и действия сотрудников проверяющего органа регламентируются Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Стоит выделить пункты 25 и 27 статьи 11.

Согласно данным пунктам у сотрудников УЭБ и ПКТУ МВД есть право на:

  • произведение осмотра служебных помещений (в том числе производственных, складских, торговых и других), помещений, в которых осуществляется хранение имущества;
  • изучение документов, отражающих хозяйственную, предпринимательскую, финансовую, торговую деятельность;
  • требование копий указанных документов, заверенных надлежащим образом не более чем в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления;
  • требование любых данных, указывающих на признаки преступления;
  • самостоятельное проведение проверок/ревизий всех видов деятельности предприятия, а также, инициация данного вида проверок в срок не превышающий 30 дней;
  • хранение имущества, которое инспекторы УЭБ и ПК посчитают бесхозным, в установленном порядке решение вопроса о дальнейшей принадлежности данного имущества.

Резюмируя можно отметить, что полномочий у ОБЭП более чем достаточно для того чтобы узнать о фирме все и даже больше. Проверки сотрудниками УЭБ и ПК по праву считаются одними из самых строгих.


Что может послужить основанием для полицейской проверки

Можно выделить три причины, которые, скорее всего, приведут сотрудников УЭБ и ПК в организацию:

  1. Не вызывающие доверия партнеры. Данный вид проверок довольно сложно предугадать. Как правило, к самой фирме у сотрудников ОБЭП претензий нет, но один из партнеров, с которыми работает компания, нарушил закон, тем самым навлекая «тень» и на тех, с кем он сотрудничает.
  2. Сектор, относящийся к разряду ненадежных. В этом случае проверку может вызвать определенная ситуация в регионе, например, «разборки» в криминальных кругах или теракты.
  3. Жалобы поставщиков/покупателей. Например, если покупатель подозревает, что алкогольные напитки, продающиеся в магазине, производятся «кустарным способом», он вполне может написать заявление в ОБЭП, а сотрудники спецслужбы в свою очередь будут обязаны отреагировать на поступивший сигнал.

Как происходит административный процесс

Сотрудники УЭБ и ПК не предупреждают о своих визитах. Перед началом проверки сотрудники компании должны убедиться, что перед ними действительно проверка ОБЭП.

Помимо обязательства назвать свои имена и должности гости так же обязаны предоставить соответствующие документы. После подтверждения личности проверяющих к месту проверки необходимо пригласить директора/и.о. директора и представителя юридической службы организации.

Эти действия необходимы для того, чтобы со стороны представителей фирмы осуществлялся контроль за проведением проверки.

Сотрудники фирмы участвующие в процессе так же должны полностью представиться и назвать свои должности согласно штатному расписанию.

Важно запомнить! Оказывать активное сопротивление сотрудникам проверяющего органа категорически запрещено, не стоит забывать, что сотрудники ОБЭП это все же оперативники, соответственно они вполне могут применять физическую силу и в крайних случаях табельное оружие.

В случае, если физические меры воздействия сотрудники полиции применили в одностороннем порядке сотрудники фирмы смогут отстоять свои права в суде.

Во время проведения проверки сотрудники органов внутренних дел так же имеют право на:

  • Произведение опроса, с использованием фотоаппаратов, диктофонов, полиграфа (детектора лжи) и т.п.;
  • Наведение справок, изучение документов, представляющих интерес;
  • Сбор образцов для сравнительного исследования (образцы крови, отпечатки пальцев, образцы волос, почерка и т.д.);
  • Осуществление проверочных закупок (мнимых сделок купли-продажи);
  • Осуществление негласной слежки за действиями подозреваемых;
  • Обследование зданий и помещений;
  • Произведение контролируемой поставки;
  • Контроль почтовых отправлений;
  • Прослушку телефонных звонков.

Какие документы имеет право проверять сотрудник полиции


В момент проведения проверки сотрудники УЭБ и ПК могут изымать любые документы, которые представляют интерес для следствия.

В момент изъятия документов представитель контролирующего органа обязан составить протокол изъятия. В протоколе подробно прописываются все изъятые документы, а их копии заверяются оперативным работником и передаются сотруднику, у которого документы непосредственно были изъяты.

Бывают ситуации, когда в момент изъятия копии сделать невозможно, в этом случае заверенные копии документов передаются лицу, у которого они были изъяты в течение пяти дней. Все манипуляции с документами должны быть зафиксированы в протоколе изъятия.

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

    надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

    защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

    контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

Как проходит проверка?

Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

Что не могут делать проверяющие?

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

    требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Приложение 1

Приложение 2

Какое решение могут принять проверяющие?

В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

    составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

    рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

    передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

    передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

    информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

    передача материалов в средства массовой информации.

Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.


На здоровье человека влияют условия, в которых он пребывает. Сегодня научно обоснованы критерии благополучия , в которых жизнь людей протекает комфортно, безопасно и функционально. Это в равной степени касается качества пищевых продуктов, состава атмосферного воздуха, здоровых условий труда, отдыха и обучения, соблюдения санитарно-противоэпидемических правил и дезинфекционного режима.

Контроль соблюдения нормативов государство возложило на структуру исполнительной власти — Роспотребнадзор.

Смыслом функционирования структуры является:

  • создание здоровых условий жизни;
  • определение мероприятий, способствующих профилактике инфекций и отравлений;
  • санитарно-гигиенический мониторинг;
  • профилактика профессиональных заболеваний;
  • контроль за безопасными условиями пребывания людей, соблюдением санитарных норм и правил.

Для осуществления этих функций государство наделило определенными полномочиями, которые закреплены юридически и призваны максимально обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие. Среди них:

  1. Надзор за соблюдением санитарных регламентов в ходе деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.
  2. Применение мер административного реагирования в случаях выявления нарушений.
  3. Обоснование системы мер по санитарной охране территории от карантинных инфекций.
  4. Контроль за соблюдением определенных правил торговли, при бытовом обслуживании людей, обучения, отдыха, лечения и оздоровления, труда, коммунального обеспечения.
  5. Проведение соответствующих измерений, испытаний, лабораторных исследований, анализов и замеров. Оценка результатов при составлении санитарно-эпидемиологической заключения.
  6. Участие в лицензировании определенных видов работ.
  7. Осуществление регистрации продукции, потенциально опасной для человека.
  8. Разработка и представление на рассмотрение органов исполнительной власти программ и планов по профилактике инфекционной заболеваемости, групповых отравлений, радиационных поражений. Контроль выполнения обозначенных направлений.
  9. Контроль проведения гигиенического обучения определенных контингентов и формирование санитарной культуры в обществе.

Основными методами санитарно-противоэпидемического контроля являются субъектов хозяйствования.

Как правильно подготовиться к проверке

Перед тем как принять проверяющего, необходимо ознакомиться с действующим санитарным регламентами. Максимальное соответствие оговоренным требованиям – гарантия получения положительного акта обследования или санитарно-эпидемиологического заключения.

Важно обратить внимание на оформление документации : регистрационные документы, лицензии, допуски к работе, разрешения, протоколы ведомственного контроля, должностные инструкции персонала, планы, программы и прочие.

Субъекты хозяйствования, имеющие в видах деятельности обращения пищевых продуктов, обязаны иметь документы, подтверждающие факт происхождения, качества и безопасности сырья и готовой продукции.

Также важна документация на используемые моющие и дезинфекционные средства и формы, подтверждающие:

  • своевременность вывоза твердых и жидких бытовых отходов,
  • проведение работ по уничтожению грызунов и насекомых;
  • эффективность вентиляционных мероприятий;
  • контроль за параметрами микроклимата;
  • поверку оборудования;
  • прохождение персоналом необходимого медицинского осмотра и гигиенического обучения.

Важно подтвердить полноту обеспечения персонала спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, вопросы организации стирки, дезинфекции, соблюдения правил хранения чистого и грязного мягкого инвентаря.

Промаркировав уборочный инвентарь и выделив места для его хранения, руководитель продемонстрирует правильность проведения текущих и генеральных уборок, глубокого понимания режимов дезинфекции с целью недопущения эпидемических осложнений.

Роспотребнадзор имеет юридическое право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые оговариваются заранее и утверждаются руководителем территориального органа. Внеплановые могут происходить на основании:

  • поступившей или обращения на несоблюдение субъектом хозяйствования санитарных правил;
  • недостоверности либо несвоевременности подаваемой информации;
  • регистрации инфекционных заболеваний, связанных с пребыванием пострадавших на данном объекте;
  • инициативы руководителя объекта для получения санэпидзаключения;
  • официальных обращений прочих заинтересованных инстанций, в полномочия которых входят надзорные функции по обеспечению безопасных условий жизни.

В РФ строго оговариваются правила проведения тех и других проверок, а также наличие необходимой документации в случае их назначения.

Отборы проб для лабораторных исследований могут быть частью проверки и проводиться на её протяжении. Тогда документально оговаривается объем и срок проведения исследований, а продолжительность проверки увеличивается до момента получения окончательных лабораторных результатов .

В отдельных случаях отбор проб может предшествовать проведению санитарно-эпидемиологического обследования. В таком случае количество и цель исследований оговаривается в решении об отборе, вынесенном руководителем.

На какие моменты обратит внимание проверяющий на производстве

Производственный объект с позиций санэпидблагополучия рассматривается двояко :

  • относительно создания безопасных условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;
  • относительно безопасности произведенной здесь продукции для потребителей.

По каждому профилю предприятий в РФ разработаны соответствующие санитарные нормы и правила, государственные стандарты и нормативы. Именно выполнение требований, в них изложенных, и будет оцениваться при проверке.

Важна роль медицинского обслуживания сотрудников . С учетом особенностей условий труда на каждом рабочем месте должен быть составлен акт определения вредных профессий и соблюдена кратность проведения профилактического медосмотра. Анализируется и полнота выполнения рекомендаций заключительного акта профосмотра.

В ходе обследования могут оцениваться условия труда и составляться характеристика рабочего места.

Предприятия общественного питания

Документы, регламентирующие безопасную деятельность объекта общепита, содержат основные разделы :

  • содержание прилегающей территории;
  • санитарное состояние производственных помещений и залов по обслуживанию посетителей;
  • правила мытья посуды и кухонного инвентаря;
  • соблюдение рецептур приготовления блюд и ассортимента реализуемой продукции;
  • санитарная грамотность персонала;
  • ведомственный лабораторный контроль сырья и ;
  • соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при осуществлении деятельности.

Предприятие должно иметь централизованное водообеспечение, быть канализированным и оборудованным вентиляционными системами. Оборудование для поддержания параметров микроклимата не должно иметь дефектов и подвергаться своевременной чистке.

Процессы производства блюд должны быть максимально автоматизированы, оборудование поверено, исправно и согласовано к использованию на территории РФ.

Поступающее сырье должно иметь сопроводительную документацию : ветеринарные свидетельства, сертификаты, результаты лабораторных исследований, оговоренные сроки применения и условия хранения.

Сотрудники пищевых объектов должны иметь полный набор медосмотров и бактериологических обследований с тем, чтобы не послужить источником заражения блюд возбудителями инфекционных болезней.

Медицинское учреждение

В ходе проверки специалисты Роспотребнадзора должны оценить с позиций физиологических норм и безопасности внешней среды для детей состояние мебели и оборудования, уровень освещенности, состояние отопительной системы, водоснабжения, канализации и вентиляции. Анализ соблюдения противоэпидемических правил и организации профилактической работы, а также полноценности и качества питания – необходимое условие для здорового развития детей, а оценка физического развития – объективная тому оценка.

Детализацией требований являются согласование технологических карт приготовления блюд, оценка биологической полноценности питания, соответствие нормативам физического и умственного развития, работа по профилактике инфекционных заболеваний и предупреждению эпидосложнений.

В вопросе предупреждения кишечных инфекций и пищевых отравлений особая роль отводится соблюдению санитарно-гигиенических мероприятий в точках реализации продуктов питания.

Основными моментами являются : соблюдение ассортимента разрешенных к реализации товаров; наличие на них сопроводительной документации, подтверждающей их происхождение, безопасность и качество; наличие условий для правильного хранения и реализации продуктов питания; бактериологическое обследование персонала (наличие личных медицинских книжек); санитарное состояние объекта (наличие централизованного водоснабжения, канализации, моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды у персонала).

Кроме этого, решающими факторами благоприятного исхода проверки являются должным образом организованные вопросы утилизации твердых и жидких отходов, содержания прилегающей территории, осуществление противошумовой защиты помещения, подготовленности персонала в вопросах гигиенических знаний.

Если полномочия по контролю за соответствием лекарственных средств установленным нормативам возложены на Федеральную службу в сфере здравоохранения, санитарно-гигиеническое состояние аптек регламентируется санитарным законодательством .

Помещения аптеки должны соответствовать норме по площади, набору рабочих комнат, оснащению, состоянию рабочих поверхностей. В аптеке необходим четкий мониторинг за параметрами микроклимата, температурным режимом холодильного оборудования, асептическими условиями хранения стерильных лекарственных форм.

Персонал аптеки не должен представлять угрозу распространения инфекционных заболеваний (туберкулёз, вирусные инфекции с воздушно-капельным механизмом передачи).

Все результаты медицинского освидетельствования персонала заносятся в личные медицинские книжки с четким указанием места проведения лабораторного обследования и фамилии врача, выдавшего результат. Любая запись может быть проверена путем встречных запросов. За фальсифицированные результаты законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Отдельный вопрос – применение во время проверки лабораторных методов исследования и замеров. Факт нарушения санитарного законодательства может быть подтвержден инструментальным путем (замеры шума, вибрации, электромагнитных излучений, уровня освещенности и прочих факторов).

Особенно велика значимость такой работы по мере рассмотрения спорных вопросов в суде, прокуратуре, на административных комиссиях. Превышение полученных результатов предельно допустимых показателейнеоспоримое доказательство нарушения санитарных норм и требований .

Предъявляемые документы

Проверяющий не должен приступить к проверке, не предъявив своего служебного удостоверения и документа, предписывающего ему провести эту работу (приказ, распоряжение). В этом документе четко оговаривается причина проверки, её сроки и объем.

Проверка обязательно должна проводиться в присутствии руководителя объекта либо лица, которому доверено представлять его интересы.

Время проведения проверки должно совпадать с рабочим временем субъекта хозяйствования и по разделам, предусмотренным в либо других юридических документах.

Если проверка проводится на основании поступивших в Роспотребнадзор обращений граждан или жалоб, её суть доводится до сведения представителя проверяемого объекта. Проверяются в таком случае только вопросы, затронутые в .

Оформление результатов

По окончании обследования должен составляться акт, в котором излагаются все предусмотренные пункты. Если выявлены нарушения санитарного законодательства, Роспотребнадзор имеет право:

  • вынести предписание об устранении нарушений с оговоркой по срокам;
  • начать возбуждение дела об административном нарушении;
  • зарегистрировать протокол о запрете деятельности (вплоть до 90 суток);
  • передать дело на рассмотрение в суд.

Государство постоянно совершенствует функции надзорных организаций и систему делопроизводства при этом. Так, внесены определенные изменения в процедуру проверок при обращении (жалобах) граждан.

Перед тем как жалоба будет зарегистрирована в Роспотребнадзоре, недобросовестный предприниматель (или другой нарушитель) должен предварительно лично получить аналогичную претензию и принять меры к устранению указанных нарушений. Это позволит избежать части внеплановых проверок и сохранить время для достойной организации основной работы.

Проверок Роспотребнадзора не стоит бояться: часто своевременно выявленные нарушения помогают руководителю объективно сориентироваться в их причинах и без лишних усилий устранить, не доводя ситуацию до нежелательных осложнений.

Подробнее про внеплановые проверки Роспотребнадзора — в данном видео.

Похожие публикации