Приняты обязательства по утилизации 7 в реестре. Что такое утилизационный сбор и кто платит утилизационный сбор

Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

В каких случаях утилизационный сбор можно не платить

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года .

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля


В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

30 июля 2012 г., в «Российской газете» опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ, которым Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дополнен статьей 24 1 « Утилизационный сбор».

За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Соответственно, плательщиками сбора признаются лица, которые:

Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Порядок взимания, в том числе исчисления, уплаты и возврата, утилизационного сбора установлены в Постановлении Правительства РФ от 30 августа 2012 г № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".

Законом установлены случаи, когда утилизационный сбор не взимается.

При покупке автомобиля с 1 сентября 2012 г будьте бдительны - утилизационный сбор!

Довольно часто предприятия приобретают грузовые автомобили для перевозки товара, автобусы для перевозки пассажиров, а также легковые автомобили для представительских и управленческих нужд.

Поэтому хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что с 1 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и ст.51 БК РФ» вводится к уплате утилизационный сбор. А 31 августа 2012 г в «Российской газете» было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".

Утилизационный сбор нужен, чтобы покрывать расходы бюджета по уничтожению старых автомобилей. На территории РФ должна быть создана сеть специализированных организаций, которые обязаны бесплатно принять и утилизировать любой автомобиль у любого обратившегося лица (физического или юридического), а затем компенсировать свои расходы за счет средств Федерального бюджета. На эти цели и будут направляться средства утилизационного сбора.

Основными плательщиками этого сбора выступают импортеры автомобилей, а также производители автомобилей.

И если организация приобретает автомобиль за пределами России (в том числе в Беларуси или Казахстане) и ввозит его для эксплуатации на территории РФ, то нужно быть готовым к уплате утилизационного сбора.

Но и приобретая автомобили на территории России, организации следует проявить бдительность и убедиться, что у нее, как у покупателя, не возникнет обязанность по уплате утилизационного сбора.

Дело в том, что налогоплательщиками утилизационного сбора также являются лица, приобретающие автомобили на территории РФ у продавцов, которые:

Либо были законно освобождены от уплаты сбора при ввозе авто на территорию РФ,

Либо (внимание!) в нарушение закона не уплатили сбор.

Разберемся по порядку. Утилизационный сбор «привязывается» к конкретному автомобилю (легковому, грузовому или автобусу), на который выдается паспорт транспортного средства (ПТС), и уплачивается один раз. Если утилизационный сбор по какой-либо причине не уплачен, то именно покупателю такого авто в ГИБДД откажут в регистрации до тех пор, пока бюджет не пополнится суммой сбора.

О какой сумме сбора идет речь .

Сразу стоит отметить, что размер утилизационного сбора может составить весьма существенную сумму.

Сбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Установлены две базовые ставки: в 20 000 руб. для легковых автомобилей и в 150 000 руб. для грузовых автомобилей и автобусов. А вот коэффициенты почти все повышающие, до 35,01 (старше трех лет легковые авто объемом двигателя более 3,5 л).

К примеру, на новый грузовик полной массой до 8 тн сбор составит 165 000 руб., а на такой же автомобиль старше трех лет - 684 000 руб. На новый легковой автомобиль с объемом двигателя не более 2 л придется уплатить сбор в сумме 26 800 руб., на такой же старый автомобиль (старше трех лет) - в сумме 165 200 руб.

Только для легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предусмотрены понижающие коэффициенты от базовой ставки в 20 000 руб.: 0,1 для новых авто (т.е. сумма сбора составит 2 000 руб.) и 0,15 для авто старше трех лет (т.е. сумма сбора составит 3 000 руб.).

В связи с тем, что сумма сбора для физических лиц и для организаций и предпринимателей существенно отличается, то можно прогнозировать всплеск рекомендаций по оптимизации расходов организации на приобретение автомобилей: изначально авто приобретает физическое лицо для личного пользования, ввозит его на территорию РФ и уплачивает маленький утилизационный сбор, а затем на территории РФ перепродает автомобиль своей организации, у которой уже не возникает обязанности по уплате утилизационного сбора.

Приобретаемый автомобиль был ввезен на территорию РФ

Если автомобиль был ввезен на территорию РФ, то сбор в общем случае должен был заплатить в федеральный бюджет импортер при декларировании (при ввозе). Следит за такой уплатой таможенная служба, и она же обязана проставить в ПТС отметку об уплате сбора. Если такая отметка в ПТС есть, то все последующие владельцы авто освобождены от уплаты утилизационного сбора.

Если же такой отметки в ПТС нет, то обязанность уплатить утилизационный сбор перекладывается на покупателя этого авто. Для подтверждения, что отметка в ПТС является обоснованной, МВД РФ ведет «реестр автомобилей с уплаченным сбором» (Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в Министерство внутренних дел Российской Федерации в порядке межведомственного информационного обмена ).

Так вот, если в ПТС отметка об уплате сбора есть, а в «реестре автомобилей с уплаченным сбором» инспекторы ГИБДД приобретаемое авто не нашли, то с большой степенью вероятности у Вас возникнут проблемы с регистрацией .

Исключение составляют автомобили, ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 года. Их можно покупать без опасения, что придется уплатить утилизационный сбор при регистрации авто в ГИБДД.

Далее. Законом предусмотрены категории автомобилей, на которых при ввозе на территорию РФ утилизационный сбор не уплачивается. Для последующего покупателя такого авто важно подразделять эти автомобили еще на две части: авто, освобожденные от сбора «навсегда» и «на время». Если Вы покупаете авто из первой подкатегории, то несмотря на то, что утилизационный сбор уплачен не был, у Вас как у покупателя обязанности по его уплате также не возникает. Если же Вам «посчастливилось» купить авто из второй подкатегории, то именно Вы как покупатель должны будете уплатить в федеральный бюджет сумму сбора (иначе автомобиль не поставят на учет в ГИБДД).

Положением об утилизационном сборе установлена обязанность Федеральной таможенной службы проставлять в ПТС отметку о льготном статусе ввозимого авто и отсутствии обязанности по уплате сбора при ввозе на территорию РФ. Это важно, так как последующий владелец этого авто должен иметь возможность однозначно определить, будет ли он плательщиком утилизационного сбора.

Итак, можно безбоязненно покупать без дополнительных затрат на уплату утилизационного сбора следующие авто, ранее ввезенные в РФ:

Легковые и грузовые автомобили и автобусы, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании возмездных договоров (коммерческие перевозки пассажиров и грузов), имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния,

Автомобили, которые ввозятся через государственную границу РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза (т.е произведенные или выпущенные для внутреннего потребления на территории Таможенного союза - п.37 ст.4, ст.210 ТК ТС) при условии , если они ранее были ввезены в Республику Беларусь или Республику Казахстан с уплатой ввозных таможенных пошлин, отличных от Единого таможенного тарифа Таможенного союза или если они были произведены в Республике Беларусь или Республике Казахстан и их изготовитель включен в «перечень производителей Таможенного союза», который ведет Министерство промышленности и торговли РФ (перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Белоруссия или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор). .

Обращаем внимание, что если эти условия не выполняются, то при ввозе в РФ авто с территории стран Таможенного союза утилизационный сбор уплачивается! К слову, так как в рамках Таможенного союза декларирование ввозимых товаров, в том числе и транспортного средства, не осуществляется, то импортер для уплаты сбора должен самостоятельно обращаться в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место его регистрации или место жительства.

А в подкатегорию продавцов, законно освобожденных от уплаты сбора при ввозе, но при приобретении авто у которых покупатель обязан уплатить сбор, попали такие «льготники» утилизационного сбора:

Физические лица, которые ввезли личное авто как добровольные переселенцы - участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как вынужденные переселенцы или как беженцы,

Дипломатические представительства, консульские учреждения и аналогичные международные организации, а также их сотрудники, включая членов семей,

Юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области, в отношении транспорта для перевозки грузов и автобусов, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года.

Приобретаемый автомобиль произведен в России

Особо выделим еще один вид «льготников» утилизационного сбора. Это автомобили, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты данными транспортными средствами своих потребительских свойств (назовем его - обязательство производителя по утилизации).

Вместо уплаты утилизационного сбора, производители авто обязуются нести расходы по утилизации произведенных ими автомобилей без компенсации этих затрат из федерального бюджета. Поэтому ни такие производители, ни последующие владельцы (покупатели) таких авто не уплачивают утилизационный сбор.

В подтверждение принятия обязательства по утилизации своих авто организацией - изготовителем в ПТС проставляется соответствующая отметка.

Однако этой информации в ПТС для покупателей авто может быть недостаточно для исключения всяких рисков, связанных с обязанностью уплатить утилизационный сбор при регистрации приобретаемого авто в ГИБДД.

Учитывая, что утилизация новых авто может наступить не скоро, производители, взявшие на себя обязательства по утилизации, заносятся в «реестр производителей» (Министерство промышленности и торговли РФ ведет Реестр организаций-изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств ).

Так вот, с 1 сентября 2012 г. в п.4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» предусмотрено, что подразделения ГИБДД отказывают в проведении действий по регистрации авто в случаях, если отметка о принятии обязательства по утилизации проставлена организацией-производителем, не включенной в реестр на дату выдачи ПТС .

Вероятно, для покупателя это означает, что авто будет зарегистрирован только после уплаты утилизационного сбора.

Автомобиль приобретается у нарушителей закона

Поразительно, что в законе сразу предусмотрена вероятность возникновения группы лиц, которые в нарушение установленного порядка не уплатили утилизационный сбор. И что еще более удивительно, обязанность по уплате сбора в этом случае возлагается не на нарушителей, продающих автомобили, а на их добросовестных контрагентов-покупателей.

Покупатели оказываются в ситуации, в которой им следует много что узнать как об автомобиле, так и о его продавце.

Например, как известно, утилизационный сбор взимается таможенными органами, но при ввозе товаров с территории Таможенного союза таможенный контроль отменен, и импортер вполне может уклониться от уплаты сбора на те автомобили, которые не подпадают под освобождение. Импортер может считать, что его автомобиль подпадает под льготу по утилизационному сбору, а инспектор ГИБДД - что нет. В таком случае покупатель белорусского или казахстанского авто будет вынужден самостоятельно оплатить сбор, так как не сможет эксплуатировать приобретенный автомобиль без госномеров, а в последующем выяснять, действительно ли на это авто не следовало уплачивать сбор при ввозе на территорию РФ.

К счастью, Положением об утилизационном сборе предусмотрена возможность возврата плательщику неверно уплаченного сбора.

Или если производитель, исключенный из «реестра производителей», продолжает ставить отметки в ПТС своих автомобилей о принятии обязательства по утилизации. Производитель поступает неправомерно, но обязанность по уплате утилизационного сбора возникнет у покупателя авто (может быть даже второго или третьего покупателя).

Итоговый вывод

Покупать авто, не волнуясь, что на вас будет возложена обязанность по уплате утилизационного сбора, можно, если ПТС на авто выдан до 1 сентября 2012 года.

При покупке авто, прежде чем заключить договор купли-продажи, рекомендуется проявить некоторую степень бдительности в случаях, если:

В ПТС стоит отметка таможенных органов об уплате сбора при ввозе авто на территорию РФ,

В ПТС стоит отметка производителя о том, что производитель взял на себя обязательства по утилизации.

В первом случае особе беспокойство должны вызвать авто, ввозимые из стран Таможенного союза. Во втором случае бдительный покупатель должен заглянуть в «реестр производителей», который публикуется на официальном сайте Министерства промышленности и торговли РФ .

И наконец, следует задуматься о целесообразности приобретения именно этого авто или именно за такую цену, если:

В ПТС нет отметок об уплате утилизационного сбора или об обязательствах производителя по утилизации, либо стоит отметка об основании неуплаты сбора ,

В реестрах Министерства промышленности и торговли РФ вы не нашли российского, белорусского или казахстанского производителя приобретаемого авто.

На наш взгляд, желательно, конечно, выяснить все подобные вопросы еще до совершения сделки купли-продажи. Возможно в этом случае имеет смысл поторговаться с продавцом, ведь размер утилизационного сбора, который вам придется заплатить, чтобы зарегистрировать авто в ГИБДД, может составить значительную сумму. Или вздохнуть с облегчением, если вы приобретаете «льготируемое» авто, на которое утилизационный сбор вообще не уплачивается.


1. Где должна проставляться отметка об уплате утилизационного сбора?

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утверждено приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005г.) в разделе "Особые отметки" должна быть одна из следующих записей: "Приняты обязательства по утилизации, №___ в реестре" (с указанием номера, под которым организация-изготовитель включена в реестр); "Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___" (с указанием номера таможенного приходного ордера, в котором указано исчисление утилизационного сбора); "Утилизационный сбор не уплачивается" (обязательно указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался).

Указанные сведения и записи заверяются подписью должностного лица и печатью. Возможно, в будущем появятся новые виды отметок об уплате утилизационного сбора, которые будет проставлять Федеральная налоговая служба (ФНС). Данная обязанность возложена на ФНС с 01 января 2014 года и, видимо, в связи с этим в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств пока нет указаний о том, какую отметку должна проставлять ФНС об уплате утилизационного сбора.

2. На что стоит обратить внимание при покупке автомобиля, чтобы не попасть впросак?

В первую очередь нужно внимательно изучить паспорт транспортного средства (ПТС). В ПТС обращаем особое внимание на дату выдачи ПТС и на раздел "Особые отметки" (ведь именно в этом разделе ставится отметка об уплате утилизационного сбора). Здесь есть несколько вариантов развития событий и они зависят не только от даты выдачи ПТС, но и от того, какого производства приобретаемый автомобиль – отечественного или импортного (далее по тексту будем считать отечественными автомобилями все автомобили, произведенные на территории РФ, включая иномарки, такие как FORD FOCUS, а импортными автомобилями – автомобили, ввезенные на территорию РФ):

Вариант 1. Вы покупаете отечественный автомобиль, на который ПТС выдан до 01 сентября 2012 года. Можете быть спокойны, платить утилизационный сбор вам не придется в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ ″О внесении изменений в Федеральный закон ″Об отходах производства и потребления″ и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации″ . Обязанность по уплате утилизационного сбора на эти автомобили не распространяется.

Вариант 2. ПТС на приобретаемый отечественный автомобиль выдан в период с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2013 года. В этом случае в ПТС должна быть одна из следующих отметок:

  • отметка о принятии обязательств по утилизации. Но даже при наличии данной отметки стоит удостовериться, что организация-производитель автомобиля на момент выдачи ПТС действительно была включена в реестр организаций, принявших на себя обязательство по утилизации. Данную информацию можно посмотреть на сайте Минпромторга России . Особое внимание обращаем на дату включения организации-производителя в реестр и на графу "Дата исключения из реестра", т.к. некоторые организации-производители были исключены из реестра уже через 2 месяца, после вступления в силу закона об уплате утилизационного сбора. Ведь если организация-производитель автомобиля отсутствует в данном перечне, то обязанность по уплате утилизационного сбора ляжет на ваши плечи.

Вариант 3. ПТС на отечественный автомобиль выдан после 01 января 2014 года. В этом случае в нем обязательно должна быть отметка об уплате утилизационного сбора, поэтому очень внимательно её ищем.

Вариант 4. Приобретаем импортный автомобиль, ввезенный на территорию РФ до 01 сентября 2012 года (произведен он соответственно тоже до указанной даты). Обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствует (по аналогии с отечественным автомобилем).

Вариант 5. Вы приобретаете импортный автомобиль, ввезенный на территорию РФ после 01 сентября 2012 года. Обязанность по уплате утилизационного сбора за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, возникла с момента введения в РФ утилизационного сбора, а именно с 01 сентября 2012 года, в связи с этим в ПТС должна быть одна из следующих отметок:

  • отметка об уплате утилизационного сбора;
  • указано основание освобождения от уплаты утилизационного сбора. При наличии такой отметки данная обязанность будет возложена на вас. И это будет вполне законно, т.к. ряд лиц, ввозящих импортные автомобили, освобожден от уплаты утилизационного сбора, но данная обязанность возникает у нового владельца импортного автомобиля.

Вариант 6. Вы для личного пользования приобрели за границей импортный автомобиль и сейчас ввозите его в РФ. В данном случае вам придется уплатить утилизационный сбор, т.к вы являетесь лицом, осуществляющим ввоз транспортного средства в РФ. Но в данной ситуации покупатель сам осознанно идет на указанный шаг.

3. Изучив ПТС вдоль и поперек, вы так и не обнаружили отметку об уплате утилизационного сбора. Что это значит?

Если в ПТС транспортного средства нет никаких отметок, связанных с утилизационным сбором, и в то же время ПТС был выдан после 01 сентября 2012 года или автомобиль был ввезен на территорию РФ после указанной даты, то это может свидетельствовать лишь об одном – данный сбор придется уплатить вам. Ведь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 ″О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации″ регистрация транспортных средств не осуществляется, если в ПТС отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора, или имеется отметка о принятии обязательства организацией-изготовителем о последующей утилизации, но данная организация не была включена в реестр на дату выдачи ПТС. Указанное ограничение по регистрации было внесено в Постановление Правительства в декабре 2013 года и начало действовать с 08 января 2014 года.

Причины отсутствия отметок в ПТС могут быть различными. Например, если автомобиль импортный, то, скорее всего, он каким-то образом смог пересечь границу без уплаты утилизационного сбора. А вот платить за данное нарушение придется именно вам.

Поэтому, приобретая автомобиль (не важно, отечественный или импортный), обращайте внимание на дату выдачи ПТС и на особые отметки. Ведь если до подписания договора купли-продажи вы обнаружите, что утилизационный сбор не уплачивался, то сможете или снизить цену автомобиля на размер сбора, или отказаться от сделки. Но в любом случае, для вас не будет сюрпризом отказ ГИБДД в регистрации приобретенного автомобиля.

Уважаемая Елена Александровна!
Это указанные ниже исполнительные производства. В вашей области могут быть установлены другие.
Приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве от 19 марта 2012 г. N 233 "Об исполнительных документах, подлежащих исполнению межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве"
В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов, полного и правильного осуществления исполнительных производств, руководствуясь Федеральными законами от 21.07.1997 N 118 "О судебных приставах", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также подпунктом 9 пункта 9 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 N 69 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" приказываю:
1. Установить, что в целях настоящего приказа к особым исполнительным производствам, исполняемым межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам, относятся возбужденные на основании:
1.1. Исполнительных документов, выданных Арбитражными судами и судами общей юрисдикции:
- сумма взыскания по которым равна или более 50 миллионов рублей;
- о принятии мер по обеспечению исковых требований на сумму равную или более 50 миллионов рублей;
- об обращении взыскания на заложенное имущество на сумму равную или более 50 миллионов рублей;
1.2. Постановлений налоговых, таможенных органов Российской Федерации, а также актов иных уполномоченных органов, сумма взыскания по которым равна или более 100 миллионов рублей.
1.3. Исполнительных документов, объединенных в сводные исполнительные производства, сумма взыскания по которым равна или более 50 миллионов рублей, передавать из другого структурного подразделения в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам по предварительному согласованию с заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, курирующим вопросы исполнения.
Распоряжение Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области
от 21 сентября 2012 г. N 842-р "О порядке предъявления исполнительных документов в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств"
В целях организации порядка предъявления исполнительных документов для исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, обязываю:
1. Начальников отделов - старших судебных приставов структурных подразделений Управления ФССП России по Тамбовской области:
1.1. При нахождении или поступлении в подразделение исполнительного документа о принудительном исполнении постановлений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, исполнительных документов на сумму взыскания 10 и белее млн. руб. (либо при превышении суммы задолженности по сводному исполнительному производству 10 млн. руб.), исполнительного документа неимущественного характера, а также исполнительного документа имеющего особую социальную и экономическую значимость в трехдневный срок представлять в отдел организации исполнительного производства служебную записку для подготовки предложений руководителю Управления о целесообразности передачи исполнительного документа (либо сводного исполнительного производства) в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам.
Шестаков Павел, за подробным платным ответом обращайтесь в чат или любые контакты из анкеты

1 сентября 2012 года стал днем, когда в России был установлен сбор на утилизацию автотранпортных единиц. Сегодня введение и применение данного акциза является неотъемлемой частью процедуры купли-продажи не только автомобилей, но и различного рода спецтехники. В данной статье мы расскажем о том, что же такое утилизационный сбор, что означает запись, которая считается особой отметкой, как он высчитывается и чьей обязанностью является его уплата.

Утилизационный сбор (УС) – это особый вид акциза, необходимость внесения которого отражена в Законе «Об отходах производства и потребления» №89 (пункт 1, статья 24-1).

Он представлен в виде единоразового платежа, нацеленного на гарантированную переработку автомобиля после разрушения.

Это значит, что тем самым государство заботится об окружающей среде, обязывая завод-изготовитель или покупателя заранее оплатить будущие работы по утилизации ТС.

ВНИМАНИЕ! В паспорте транспортного средства в поле «Особые отметки» должна стоять запись в которой написано об оплате данного сбора.

Однако отсутствие данной информации не всегда может являться поводом для беспокойства. Причин неуплаты сбора может быть несколько:

  • Паспорт на российский либо импортный автомобиль был выдан до 1 сентября 2012 года. Необходимость уплаты данного платежа при покупке и владении таким транспортным средством отпадает.
  • Авто ввозится на территорию РФ из-за границы силами покупателя. На него же и ложиться ответственность за оплату сбора.

Есть еще одна причина, встречающаяся не так часто. Предыдущий владелец каким-либо образом смог обойти необходимость уплаты сбора. В свою очередь данная ответственность ложиться на покупателя, так как информацию о наличии долга по сбору будут проверять при постановке на учет.

Еще можно столкнуться с такой ситуацией, когда выдан новый ПТС взамен утилизированного. Это делается тогда, когда записей в старом паспорте уже очень много и новые просто не помещаются.

Кто должен платить и сколько?

Вопрос о том, за кем закрепляется обязательство по внесению данного сбора, сводится к тому, каким образом автомобиль был приобретен и оказался в России.

К примеру, рядовой гражданин, приобретающий ТС, должен оплатить сумму сбора в следующих случаях:

  1. При импорте автомобиля из-за пределов страны и дальнейшем прохождении всех процедур, связанных с импортом.
  2. Приобретая автомобиль у лица, избежавшего данного взноса в обход закона, либо у освобожденного от уплаты УС (например, консульства или иностранной компании).

Величина сбора равняется базовой ставке, помноженной на коэффициент, который складывается из целого ряда параметров.

СПРАВКА! Правительство РФ выпустило постановление от 26 декабря 2013 года № 1291, в котором указана вся информация об сборе на утилизацию.

В сегодняшний день в России сумма базовой ставки УС составляет:

  • 20 тысяч рублей – для автомобилей легкового типа, применяемых в личных целях;
  • 150 тысяч рублей – для коммерческого автотранспорта и спецтехники.

С начала 2014 года утилизационный сбор является обязательным для всех остальных видов транспорта, в том числе квадроциклов, что однозначно также привело к повышению цен на них. нужно проследить за тем, чтобы после оплаты в ПТС поставили печать об утилизации.

Какая ответственность, если он не уплачен?

От уплаты УС также освобождаются некоторые группы лиц и организации:

  • дипломатические представительства и иностранные компании, а также их работники и члены семей;
  • лица, участвующие в специальных программах, например, переселение соотечественников из-за границы, и их транспортные средства;
  • владельцы ТС, произведенных более 30-ти лет назад, и сохранившие оригинальные несущие детали кузова.

Если вы не относитесь к одной из данных категорий граждан, а утилизационный сбор по какой-то причине не оплачен, могут возникнуть серьезные проблемы. Первой и самой главной станет проблема невозможности постановки на учет ТС.

Платить УС все равно придется, а затягивание решения данной проблемы чревато штрафными санкциями, а при повторном обнаружении и лишением права управления автомобилем сроком до 90 дней, в соответствии со статьей 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Возможно ли вернуть обратно в случае ошибки?

Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.

Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:

  1. Таможенная служба – в случаях с импортированными ТС.
  2. Налоговая инспекция – для российских автомобилей.

ВАЖНО! Гражданину РФ дается 3 года для обращения за ошибочно уплаченным УС.

При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее. Бланк на возврат денежных средств вы можете получить и заполнить уже на месте. Ответа по вашему заявлению следует ждать в течение месяца.

Отметка «Приняты обязательства по утилизации»

В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить отметки «Приняты обязательства по утилизации» с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.

В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.

Как выглядит отметка в ПТС можно увидеть на фото:

Итоги

Как мы видим, с момента введения сбора за утилизацию автотранспорта данный ситуация с ним волнует покупателей не меньше, чем в момент его принятия. Как правило, вопросы начинаю возникать при покупке подержанных транспортных средств либо при их импорте собственными силами.

В связи с необходимость уплаты данного акциза, единицы автотехники сильно прибавили в цене, что не могло сказаться на покупательской способности населения. Так или иначе данный сбор является обязательным к уплате, а откладывание решения данного вопроса только увеличивает размер итоговой суммы.

Похожие публикации