Гражданство России: кто, когда, как? (горячая линия со слушателями). Пресс-конференция "упрощенная процедура предоставления гражданства рф соотечественникам" Валентина казакова начальник управления фмс биография

М. КОРОЛЁВА: Мы переходим к разговору с Валентиной Казаковой, начальником управления по вопросам гражданства ФМС России.

  • Владимир Путин в середине июля сказал о том, что считает необходимым снова вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства гражданами Советского Союза . Ждут ли какие-то скорые изменения бывших граждан Советского Союза, в вопросах гражданства и когда их ожидать?
В. КАЗАКОВА: Безусловно, ФМС в настоящее время прорабатывает эти вопросы, эти новации. В концепции государственной миграционной политики также обусловлен упрощенный порядок приобретения гражданства отдельным категориям граждан. И ФМС уже на сегодняшний день этот вопрос прорабатывает. Мы сейчас готовим эти предложения. На ближайшей комиссии при президенте РФ по вопросам гражданства этот вопрос будет обсуждаться. В сентябре .

Надо не забывать, что у нас процедура вступления в силу закона, она трехступенчатая, это первое чтение, второе, третье и так далее. Естественно, это процесс не одного дня. Надо говорить о том, что и на сегодняшний день у нас существует процедура упрощенного порядка приобретения гражданства.

Это и граждане бывшего СССР, которые являются участниками государственной программы переселения соотечественников, и не только граждане бывшего СССР. Я бы не сказала, что это совсем немного, это достаточно большая категория. Надо помнить, что они приобретают гражданство после получения разрешения на временное проживание.

Да, они минуют вид на жительство. Основная категория, по федеральному закону о гражданстве, у нас все-таки приобретается после получения вида на жительство. Опять-таки не надо забывать, что и на сегодняшний день у нас существует упрощенный порядок приобретения гражданства по международным соглашениям. Это заблуждение, что с октября прошлого года упрощенный порядок канул в Лету.

Нет, он не канул, международные соглашения действуют, четырехсторонние, между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, и двустороннее соглашение с Киргизией на сегодняшний день также действует. Мы привели в соответствие приобретение гражданства и законное нахождение иностранного гражданина на территории РФ.

В международном соглашении четко прописано, что гражданин должен прибыть в страну, где он хочет получить гражданство на постоянное место жительства . По закону о правовом положении иностранных граждан постоянное проживание подтверждается видом на жительство . Т.е. у нас теперь всё соответствует. Но упрощенный порядок, т.е. приобретение в трехмесячный срок , он остался.

Процедура разрешения на временное проживание, вид на жительство и так далее. Почему мы вынуждены были на это пойти? К сожалению, большое количество лиц, приобретали гражданство РФ, но не интегрировались в общество, выезжали обратно , продолжали там работать, скрывали, что они приобрели гражданство РФ , по месту жительства не регистрировались. Давайте все-таки помнить о том, что гражданство – это устойчивая правовая связь между гражданином и государством, порождающая права и обязанности.

  • Почему взяли и прекратили упрощенную выдачу гражданства?
В. КАЗАКОВА: Если мы с вами возьмем статистику, с 2002 года у нас порядка 2 млн. 600 тысяч приобрели гражданство. Каждый год порядка 135 тысяч приобретают гражданство. Если мы берем 2003-й, 2004-й, особенно 2005-й год, порядка 500 тысяч человек у нас приобрели гражданство. В принципе, действительно, потом это пошло на убыль.

И этот временной промежуток, который давался, он как раз и давался для той категории граждан бывшего СССР, которые решали вопрос о том, чтобы переехать. Давайте не забывать о том, что начиная с 1991-92 гг. – пора суверенитетов – в каждом государстве, в каждой республике бывшего СССР свои законы о гражданстве были приняты, в основной своей массе лица определились и приобрели гражданство этого государства, получили национальные паспорта, а затем в силу тех или иных обстоятельств у них была возможность переезжать.

Но она и сейчас есть. Сейчас есть возможность приобретения в упрощенном порядке гражданства нашим гражданам , которые проживают в республиках бывшего СССР и имеют родителей, проживающих на территории РФ, они опять-таки приобретают гражданство в упрощенном порядке, без переезда на территорию РФ. Т.е. говорить о том, что упрощенного порядка у нас вообще нет, я бы не стала.

  • О подтверждении принятия гражданства РФ. Человек имеющий паспорт ГРАЖДАНИНА РФ, фактически негражданин РФ.
В. КАЗАКОВА: К сожалению, эта ситуация у нас есть. Мы ее начали анализировать, начиная с 2002 года. ФМС забила в колокола. Проблема уходит корнями в 90-е годы, когда Советского Союза не стало и у нас остались все-таки паспорта бывшего СССР. Мы с вами переезжали из государства в новые государства всё равно по этим паспортам, мы ими пользовались фактически до середины 2000-х годов.

Сотрудники бывшей паспортно-визовой службы, безусловно, выдавая временные документы, подтверждающие гражданство (если помните, это были вкладыши, паспорта с форзацами), не вдавались в тонкости законодательства того времени и фактически выдавали эти документы лицам, которые гражданами РФ не являлись .

Они являлись гражданами бывшего СССР, либо на тот момент уже являлись гражданами как раз государств СНГ, т.е. тех государств, которые образовались. В каждом государстве был закон о гражданстве, и он связан с конкретной датой проживания гражданина на своей территории, как у нас 6 февраля 1992 года, т.е. это отправная точка. Все, кто проживал на 6 февраля 1992 года на территории РФ, априори признаются гражданами РФ.

Второй момент – стать гражданином РФ можно только путем приобретения гражданства . Да, безусловно, получил человек паспорт гражданина РФ, он интегрировался, он устойчивую правовую связь приобрел. Это проблема – на самом деле этот документ подтверждает его личность, но гражданство не подтверждает.

В первом чтении у нас законопроект уже принят. Мы доработали его ко второму чтению. И мы возлагаем большие надежды на осеннюю сессию, что все-таки этот законопроект будет принят. Закон, который позволит признать гражданами РФ тех лиц, которые прибыли на территорию РФ до 1 июля 2002 года , т.е. до даты вступления нового закона о гражданстве, и, соответственно, получали паспорта, проживали здесь.

Единственное «но» – если в действиях этих граждан не усматриваются противоправные действия. К сожалению, такие случаи у нас есть.

80 тысяч таких паспортов у нас были выявлены, ежегодно выявляется 8-10 тысяч , и в каждом случае мы стараемся решить эту проблему индивидуально в соответствии с действующим законодательством.

  • Почему получение гражданства и вида на жительство зависит от постоянной регистрации?
В. КАЗАКОВА: Да, действительно, у нас в законе прописано, что по месту жительства подаются документы , а место жительства, как я уже сказала в начале передачи, это получение вида на жительства, соответственно, это регистрация по этому адресу. В отношении детей бывает такая проблема, когда родители, являясь гражданами РФ, не имеют регистрации по месту жительства , а подача документов опять-таки связана с регистрацией. Мы эту проблему знаем, и мы над ней работаем. Но законодательно она пока не отрегулирована.
  • Куда обращаться.
В. КАЗАКОВА: Я всегда предлагаю обращаться к нам непосредственно, у нас есть приемная ФМС РФ на Верхней Радищевской, дом 4, строение 1 , по вопросам гражданства мы принимаем каждую среду. Можно записываться, можно просто приходить. Принимаю либо я, либо заместители. Можно обращаться письменно и описывать конкретную ситуацию.
  • Я гражданин России, дети мои граждане России. Я хотел бы узнать, моя мать по-быстрому может получить гражданство? Маме 68 лет.
В. КАЗАКОВА: Для нее существует упрощенный порядок, опять-таки он связан с получением разрешения на временное проживание, затем вида на жительства , после вида на жительство она как нетрудоспособный родитель, имеющий сына – гражданина РФ имеет право на упрощенный порядок приобретения гражданства .
  • Может ли гражданин России иметь гражданство других государств?
В. КАЗАКОВА: В соответствии с Конституцией РФ у нас гражданин РФ, приобретающий иное гражданство, не лишается гражданства РФ. Но если у нас нет договора о двойном гражданстве, мы вас просто признаем гражданином РФ, не иначе. Т.е. когда человек находится на территории России, он гражданин России. А его взаимоотношения с остальными гражданствами – это личное право гражданина.
  • Может ли человек, вышедший из российского гражданства для получения иностранного, восстановить российское гражданство? Требуется ли при этом отказ от иностранного гражданства?
В. КАЗАКОВА: У нас есть процедуры восстановления гражданства, но для этого нужно по виду на жительство прожить 3 года. Затем происходит общий порядок приобретения гражданства. Отказ от гражданства у нас вообще не требуется , у нас уведомительный порядок направления гражданином в посольство его государства заявления о том, что он просит оформить выход из гражданства в связи с оформлением им гражданства РФ . Но это уведомительная процедура . Затем уже государство решает само. Как правило, во всех государствах процедурный порядок выхода из гражданства.

М. КОРОЛЁВА: Смотрите, Валентина, у нас достаточно либерально – вы не требуете от человека подтверждения, что он вышел из гражданства, вы просите его предоставить письмо о том, что он обратился…

В. КАЗАКОВА: Письмо о том, что он обратился в полномочные органы своего государства и сообщил о намерении приобрести гражданство РФ. Ответа от посольства другого государства. не ждем. Единственный момент – когда гражданин приобретает гражданство РФ, мы уведомляем посольство его гражданской принадлежности бывшего государства о том, что он приобрел гражданство РФ. Это прописано в федеральном законе.

  • Имеет ли право на получение вида на жительство гражданин, имеющий в собственности недвижимость на территории России?
В. КАЗАКОВА: Нет, у нас гражданство не связано с имущественным правом . Если он не подпадает под действие международного соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства между РФ, Казахстаном, Киргизией и Белоруссией, тогда у него получается общая последовательность приобретения гражданства, т.е. через процедуру разрешения на временное проживание .

Получить разрешение на временное проживание можно в пределах квоты, которая определена правительством на каждый субъект. После этого он получает вид на жительство, после этого он получает возможность приобретения гражданства.

Я напоминаю еще об одной возможности упрощенного приобретения гражданства. Это граждане бывшего СССР, которые являются в настоящий момент гражданами государств СНГ, которые окончили высшие учебные заведения или средние профессиональные учебные заведения на территории РФ после 1 июля 2002 года. Это опять-таки упрощенная процедура приобретения гражданства.

  • Я родилась в России в 1985 году. Могу ли я подать на гражданство России сразу после получения вида на жительство?
В. КАЗАКОВА: Да, безусловно. Это упрощенный порядок приобретения гражданства, для уроженцев РФ он предусмотрен.
  • Зачем человеку, который родился в России, получать вид на жительство?
  • Почему сразу не давать гражданство, как это делается в других странах?
В. КАЗАКОВА: Если человек на сегодняшний день имеет гражданство иностранного государства, т.е. он уже является гражданином иностранного государства, то, безусловно, ни в одном государстве этого нет. Да, есть порядок, как вы говорите, территории, родился и так далее. У нас на сегодняшний момент существует процедура признания лица гражданином РФ, который родился на территории РФ . В соответствии с постановлением Конституционного суда 96 года, если лицо в настоящее время не имеет иного гражданства, то в данной ситуации как раз и применяется вот это рождение на территории РФ.
  • Существует упрощенная процедура получения гражданства для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии? Почему такого нет для граждан Украины, хотя бы для тех, кто родился в СССР?
В. КАЗАКОВА: Это международные соглашения, они, естественно, заключаются при желании обоих государств. Если два государства этого хотят, они договариваются, и заключается соглашение. Для Украины у нас порядок нахождения на территории РФ, в течение 90 дней без регистрации они могут быть, это тоже определенные преференции гражданам Украины.
  • Оформлял загранпаспорт несовершеннолетней дочери в отделении УФМС. Там выдали перл: «Ваша дочь родилась на Украине, поэтому является гражданкой Украины!!! » И это при том, что оба родителя - граждане РФ!»
В. КАЗАКОВА: Я хочу принести извинения за слова сотрудников. Безусловно, если оба родителя являются гражданами РФ, то независимо от места рождения ребенка он является гражданином РФ. Это априори, это прописано у нас в законе. В данном случае речь идет о несовершеннолетней дочери. Поэтому если она несовершеннолетняя, она уже родилась после 1992 года. Соответственно, родители ее граждане РФ, я так понимаю, по признанию. Соответственно, она является гражданкой РФ.
  • Если у сотрудников ФМС сомнения принадлежности вас к гражданству РФ
В. КАЗАКОВА: Если у сотрудников ФМС возникают сомнения принадлежности вас к гражданству РФ, то они инициативно обязаны провести проверку, просто спросив у вас вехи вашей биографии, о проживании, об обучении и так далее. Но они это проводят инициативно, истребование справок от вас не предусматривается. И если окажется, что не подтвердится ваше приобретение гражданства, то паспорт будет объявлен недействительным .
  • Впереди у меня вид на жительство. Сейчас какие-то подвижки в этом вопросе существуют?
В. КАЗАКОВА: Я хочу обратить ваше внимание на то, что вы имеете право сдать документы на вид на жительство, не ждать года проживания по разрешению на временное проживание, а сдать его через полгода . Тогда ровно через год после получения РВП вы уже получите вид на жительство. Учитывая, что вы, видимо, с супругой более трех лет находитесь в браке, вы сразу сдадите документы на приобретение гражданства в упрощенном порядке.

Не дайте человеку умереть в ожидании гражданства. Статья под таким заголовком трагической судьбе жительницы Обнинска Маргариты Губановой и опубликована в "РГ" 24 марта.

Россиянка по рождению, она выезжала на 10 лет в Украину, а вернувшись в свой город, вот уже 19-й год не может оформить свое законное российское гражданство. В 2013 году сотрудница Обнинской миграционной службы сообщила Губановой, что ей наконец дали гражданство. Но это был обман. Оказалось, что эта самая сотрудница, принимавшая у Маргариты заявление на гражданство с полным пакетом документов, никуда на рассмотрение их не посылала.

Документы Губановой вместе с документами еще нескольких пострадавших были изъяты прокуратурой, вроде бы шло следствие. А через год, когда эти вещдоки вернулись в миграционную службу, Маргарите объявили, что гражданство ей не дадут, так как все документы, включая вид на жительство устарели.

Маргарита, онкологическая больная, оказалась без единого действующего документа и лишилась права официально работать.

Она не могла получать пенсию по инвалидности и лекарства, не могла сделать срочно необходимую ей операцию. Обнинский городской суд отказал ей в иске. Правда, Калужский областной суд отменил это незаконное решение и обязал миграционную службу устранить нарушение прав Маргариты Губановой, то есть принять ее в гражданство в упрощенном порядке. Однако "упрощенный порядок затянулся еще на два года и грозил стать практически бесконечным, если бы не вмешательство руководства Главного управления по вопросам миграции МВД России.

Прошла чуть больше недели с момента публикации статьи. Что изменилось в жизни Губановой? Нам отвечает заместитель начальника ГУВМ МВД России Валентина Казакова.

Многое изменилось. Во-первых, Губанова получила свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Это открывает ей путь к приобретению российского гражданства в упрощенном порядке. Во-вторых, ей продлили свидетельство о предоставлении временного убежища до апреля 2018 года. Сегодня, когда мы с вами говорим, у нее приняли заявление о выдаче РВП (разрешение на временное проживание). Получив РВП, она сможет обратиться с заявлением о приеме в гражданство России в упрощенном порядке. Кстати, заявление на РВП у нее приняли в заранее назначенное время.

- И сколько же еще ждать гражданства?

Заявление Губановой на РВП с учетом необходимости соблюдения процедур, предусмотренных нашими законами, будет рассматриваться до двух месяцев. Далее Маргарита, как я уже говорила, сможет подать заявление о приеме в гражданство России в упрощенном порядке и через три месяца его получит.

Губанова получила свидетельство участника госпрограммы по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников

То есть ждать еще пять месяцев? Конечно, в сравнении почти с двумя десятками лет ее хождений за гражданством это - малый срок. Но все-таки не пойму, какой смысл опять получать то самое РВП, которое она уже имела в 2008 году? Зачем опять проверка ФСБ России, когда Маргариту только что проверяли, когда устанавливали ее личность? И вообще, зачем эта комедия с установлением личности, когда человек родился в этом городе, окончил школу, безвыездно живет последние 20 лет? Да ведь в небольшом Обнинске половина жителей Маргариту, наверное, знает...

Действующими нормами законодательства определены процедуры, нарушать которые мы не имеем права. Каждое заявление о приеме в гражданство подлежит проверке, в том числе и в ФСБ России.

Скажите, а почему все эти проверки нельзя было провести четыре года назад, когда прокуратура выявила, что Обнинская миграционная служба не исполнила своих прямых должностных обязанностей? Ну, оказался просроченным вид на жительство, так разве Губанова в этом виновата? Миграционная служба просрочила, значит, сама же должна была продлить и выдать человеку паспорт.

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации согласно статье 292.1 Уголовного кодекса Российской Федерации наказывается, в том числе лишением свободы на срок до пяти лет.

Но никто ведь не призывает к нарушению закона, наоборот - нужно было провести законную процедуру, исполнение которой зависло по вине государственного органа миграции. Это было бы всего лишь исправление допущенного госорганом нарушения прав человека.

Данная ситуация находится на особом контроле ГУВМ МВД России. Мы вместе с Маргаритой пройдем все процедуры и придем к желаемому результату - получению гражданства Российской Федерации. Как уже не раз отмечалось, сотрудник, виновный в том, что заявление Маргариты и пакет ее документов не были приняты к рассмотрению, уволен из органов внутренних дел.

Валентина Львовна, вы, конечно, понимаете, что редакцию волнует судьба не только Маргариты Губановой. У вас на столе лежит не меньше 50 жалоб. Из регионов - буквально стон людей, измученных мелкими придирками и унижениями в миграционной службе. Всюду очереди, грубость и некомпетентность сотрудников. Они совершают ошибки, роковым образом влияющие на судьбы людей, но при этом всегда правы - защищаются ссылками на закон. Что с этим делать?

Такая проблема действительно существует. Чтобы ее решить, мы проводим обучающие семинары для сотрудников территориальных органов МВД России, выезжаем к ним для оказания методической и практической помощи по вопросам реализации миграционного законодательства. При этом не стоит забывать, что в 2016 году произошли изменения в структуре органов исполнительной власти: ФМС России была упразднена. После передачи ее функций в МВД России мы постарались сохранить кадровый потенциал, но штатная численность переданной в МВД России Службы была сокращена на 30 процентов. Также я бы хотела обратить внимание на продление до 1 января 2020 г. срока действия норм главы VIII.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Эта норма закона направлена на урегулирование правового статуса проживающих в России лиц, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и гражданскую принадлежность, а также проживающих в Российской Федерации на основании документов, выданных еще в СССР. Я рекомендую обращаться к нам, в случае если гражданин не находит отклика у сотрудников территориальных органов. Мы будем предпринимать все необходимые меры, чтобы помочь людям и скорректировать работу подчиненных подразделений.

Надо признать, что Валентина Львовна Казакова проявляет немалую отвагу, предлагая обиженным переселенцам обращаться за помощью прямо в Москву, в ГУВМ МВД. Тут главку впору посочувствовать, его сотрудники и без того завалены жалобами, а ведь главная их забота сегодня - ревизия нормативных актов, доставшихся от ФМС, и полная реформа ведомства. Так что рабочий день у многих из них, особенно у руководства, затягивается до позднего вечера. Что и говорить, сокращение штатов на 30 процентов означает увеличение нагрузки на оставшихся сотрудников. К тому же если центральному аппарату удалось, как говорит Казакова, "сохранить имеющийся кадровый потенциал", то в регионах многие опытные миграционные сотрудники, не имеющие погон, покинули службу - слишком велика разница в зарплатах между штатскими и полицейскими. А приходящие им на смену новички просто не в состоянии быстро овладеть тонкостями весьма запутанного миграционного законодательства. Отсюда - ошибки и жалобы.

Чтобы истории, похожие на ту, что случилась с Маргаритой Губановой, не превращались в дурную бесконечность, необходимо провести так называемую "иммиграционную амнистию" для соотечественников, давно переселившихся в Россию. О том, что Закон "О гражданстве РФ" должен иметь репатриационный характер, шла речь на декабрьском заседании СПЧ, на котором присутствовал президент Владимир Путин, и он поддержал предложения правозащитников. Тогда же, в декабре, депутаты приняли сразу в трех чтениях законопроект о продлении срока действия главы VIII.1 Закона "О гражданстве РФ". (Мы сообщали о двух этих радостных для соотечественников событиях в статье " ". - "РГ", 13.12.2016).

Эта "глава VIII.1", о которой напоминает Казакова, в сущности и есть "мини-амнистия" для соотечественников, ставших "нелегалами поневоле". Но, к сожалению, такой упрощенный порядок получения гражданства, без изнурительных процедур, минуя то самое пресловутое РВП (президент Путин еще 5 лет назад говорил руководителю ФМС, что РВП - лишняя ступенька для соотечественников-переселенцев), касается сегодня только лиц без гражданства, приехавших к нам до 2002 года, когда вступил в силу новый Закон "О гражданстве РФ". А ведь после этого прошло уже 15 лет, десятки или даже сотни тысяч (никто "нелегалов поневоле" не считал) живут без российских паспортов и без прав. Трудно, конечно, миграционной службе при таких ограничениях помогать людям, которым хочется помочь. А каково соотечественникам чувствовать себя изгоями в родном Отечестве?

М. КОРОЛЁВА: Мы переходим к разговору с Валентиной Казаковой, начальником управления по вопросам гражданства ФМС России.

  • Владимир Путин в середине июля сказал о том, что считает необходимым снова вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства гражданами Советского Союза . Ждут ли какие-то скорые изменения бывших граждан Советского Союза, в вопросах гражданства и когда их ожидать?
В. КАЗАКОВА: Безусловно, ФМС в настоящее время прорабатывает эти вопросы, эти новации. В концепции государственной миграционной политики также обусловлен упрощенный порядок приобретения гражданства отдельным категориям граждан. И ФМС уже на сегодняшний день этот вопрос прорабатывает. Мы сейчас готовим эти предложения. На ближайшей комиссии при президенте РФ по вопросам гражданства этот вопрос будет обсуждаться. В сентябре .

Надо не забывать, что у нас процедура вступления в силу закона, она трехступенчатая, это первое чтение, второе, третье и так далее. Естественно, это процесс не одного дня. Надо говорить о том, что и на сегодняшний день у нас существует процедура упрощенного порядка приобретения гражданства.

Это и граждане бывшего СССР, которые являются участниками государственной программы переселения соотечественников, и не только граждане бывшего СССР. Я бы не сказала, что это совсем немного, это достаточно большая категория. Надо помнить, что они приобретают гражданство после получения разрешения на временное проживание.

Да, они минуют вид на жительство. Основная категория, по федеральному закону о гражданстве, у нас все-таки приобретается после получения вида на жительство. Опять-таки не надо забывать, что и на сегодняшний день у нас существует упрощенный порядок приобретения гражданства по международным соглашениям. Это заблуждение, что с октября прошлого года упрощенный порядок канул в Лету.

Нет, он не канул, международные соглашения действуют, четырехсторонние, между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, и двустороннее соглашение с Киргизией на сегодняшний день также действует. Мы привели в соответствие приобретение гражданства и законное нахождение иностранного гражданина на территории РФ.

В международном соглашении четко прописано, что гражданин должен прибыть в страну, где он хочет получить гражданство на постоянное место жительства . По закону о правовом положении иностранных граждан постоянное проживание подтверждается видом на жительство . Т.е. у нас теперь всё соответствует. Но упрощенный порядок, т.е. приобретение в трехмесячный срок , он остался.

Процедура разрешения на временное проживание, вид на жительство и так далее. Почему мы вынуждены были на это пойти? К сожалению, большое количество лиц, приобретали гражданство РФ, но не интегрировались в общество, выезжали обратно , продолжали там работать, скрывали, что они приобрели гражданство РФ , по месту жительства не регистрировались. Давайте все-таки помнить о том, что гражданство – это устойчивая правовая связь между гражданином и государством, порождающая права и обязанности.

  • Почему взяли и прекратили упрощенную выдачу гражданства?
В. КАЗАКОВА: Если мы с вами возьмем статистику, с 2002 года у нас порядка 2 млн. 600 тысяч приобрели гражданство. Каждый год порядка 135 тысяч приобретают гражданство. Если мы берем 2003-й, 2004-й, особенно 2005-й год, порядка 500 тысяч человек у нас приобрели гражданство. В принципе, действительно, потом это пошло на убыль.

И этот временной промежуток, который давался, он как раз и давался для той категории граждан бывшего СССР, которые решали вопрос о том, чтобы переехать. Давайте не забывать о том, что начиная с 1991-92 гг. – пора суверенитетов – в каждом государстве, в каждой республике бывшего СССР свои законы о гражданстве были приняты, в основной своей массе лица определились и приобрели гражданство этого государства, получили национальные паспорта, а затем в силу тех или иных обстоятельств у них была возможность переезжать.

Но она и сейчас есть. Сейчас есть возможность приобретения в упрощенном порядке гражданства нашим гражданам , которые проживают в республиках бывшего СССР и имеют родителей, проживающих на территории РФ, они опять-таки приобретают гражданство в упрощенном порядке, без переезда на территорию РФ. Т.е. говорить о том, что упрощенного порядка у нас вообще нет, я бы не стала.

  • О подтверждении принятия гражданства РФ. Человек имеющий паспорт ГРАЖДАНИНА РФ, фактически негражданин РФ.
В. КАЗАКОВА: К сожалению, эта ситуация у нас есть. Мы ее начали анализировать, начиная с 2002 года. ФМС забила в колокола. Проблема уходит корнями в 90-е годы, когда Советского Союза не стало и у нас остались все-таки паспорта бывшего СССР. Мы с вами переезжали из государства в новые государства всё равно по этим паспортам, мы ими пользовались фактически до середины 2000-х годов.

Сотрудники бывшей паспортно-визовой службы, безусловно, выдавая временные документы, подтверждающие гражданство (если помните, это были вкладыши, паспорта с форзацами), не вдавались в тонкости законодательства того времени и фактически выдавали эти документы лицам, которые гражданами РФ не являлись .

Они являлись гражданами бывшего СССР, либо на тот момент уже являлись гражданами как раз государств СНГ, т.е. тех государств, которые образовались. В каждом государстве был закон о гражданстве, и он связан с конкретной датой проживания гражданина на своей территории, как у нас 6 февраля 1992 года, т.е. это отправная точка. Все, кто проживал на 6 февраля 1992 года на территории РФ, априори признаются гражданами РФ.

Второй момент – стать гражданином РФ можно только путем приобретения гражданства . Да, безусловно, получил человек паспорт гражданина РФ, он интегрировался, он устойчивую правовую связь приобрел. Это проблема – на самом деле этот документ подтверждает его личность, но гражданство не подтверждает.

В первом чтении у нас законопроект уже принят. Мы доработали его ко второму чтению. И мы возлагаем большие надежды на осеннюю сессию, что все-таки этот законопроект будет принят. Закон, который позволит признать гражданами РФ тех лиц, которые прибыли на территорию РФ до 1 июля 2002 года , т.е. до даты вступления нового закона о гражданстве, и, соответственно, получали паспорта, проживали здесь.

Единственное «но» – если в действиях этих граждан не усматриваются противоправные действия. К сожалению, такие случаи у нас есть.

80 тысяч таких паспортов у нас были выявлены, ежегодно выявляется 8-10 тысяч , и в каждом случае мы стараемся решить эту проблему индивидуально в соответствии с действующим законодательством.

  • Почему получение гражданства и вида на жительство зависит от постоянной регистрации?
В. КАЗАКОВА: Да, действительно, у нас в законе прописано, что по месту жительства подаются документы , а место жительства, как я уже сказала в начале передачи, это получение вида на жительства, соответственно, это регистрация по этому адресу. В отношении детей бывает такая проблема, когда родители, являясь гражданами РФ, не имеют регистрации по месту жительства , а подача документов опять-таки связана с регистрацией. Мы эту проблему знаем, и мы над ней работаем. Но законодательно она пока не отрегулирована.
  • Куда обращаться.
В. КАЗАКОВА: Я всегда предлагаю обращаться к нам непосредственно, у нас есть приемная ФМС РФ на Верхней Радищевской, дом 4, строение 1 , по вопросам гражданства мы принимаем каждую среду. Можно записываться, можно просто приходить. Принимаю либо я, либо заместители. Можно обращаться письменно и описывать конкретную ситуацию.
  • Я гражданин России, дети мои граждане России. Я хотел бы узнать, моя мать по-быстрому может получить гражданство? Маме 68 лет.
В. КАЗАКОВА: Для нее существует упрощенный порядок, опять-таки он связан с получением разрешения на временное проживание, затем вида на жительства , после вида на жительство она как нетрудоспособный родитель, имеющий сына – гражданина РФ имеет право на упрощенный порядок приобретения гражданства .
  • Может ли гражданин России иметь гражданство других государств?
В. КАЗАКОВА: В соответствии с Конституцией РФ у нас гражданин РФ, приобретающий иное гражданство, не лишается гражданства РФ. Но если у нас нет договора о двойном гражданстве, мы вас просто признаем гражданином РФ, не иначе. Т.е. когда человек находится на территории России, он гражданин России. А его взаимоотношения с остальными гражданствами – это личное право гражданина.
  • Может ли человек, вышедший из российского гражданства для получения иностранного, восстановить российское гражданство? Требуется ли при этом отказ от иностранного гражданства?
В. КАЗАКОВА: У нас есть процедуры восстановления гражданства, но для этого нужно по виду на жительство прожить 3 года. Затем происходит общий порядок приобретения гражданства. Отказ от гражданства у нас вообще не требуется , у нас уведомительный порядок направления гражданином в посольство его государства заявления о том, что он просит оформить выход из гражданства в связи с оформлением им гражданства РФ . Но это уведомительная процедура . Затем уже государство решает само. Как правило, во всех государствах процедурный порядок выхода из гражданства.

М. КОРОЛЁВА: Смотрите, Валентина, у нас достаточно либерально – вы не требуете от человека подтверждения, что он вышел из гражданства, вы просите его предоставить письмо о том, что он обратился…

В. КАЗАКОВА: Письмо о том, что он обратился в полномочные органы своего государства и сообщил о намерении приобрести гражданство РФ. Ответа от посольства другого государства. не ждем. Единственный момент – когда гражданин приобретает гражданство РФ, мы уведомляем посольство его гражданской принадлежности бывшего государства о том, что он приобрел гражданство РФ. Это прописано в федеральном законе.

  • Имеет ли право на получение вида на жительство гражданин, имеющий в собственности недвижимость на территории России?
В. КАЗАКОВА: Нет, у нас гражданство не связано с имущественным правом . Если он не подпадает под действие международного соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства между РФ, Казахстаном, Киргизией и Белоруссией, тогда у него получается общая последовательность приобретения гражданства, т.е. через процедуру разрешения на временное проживание .

Получить разрешение на временное проживание можно в пределах квоты, которая определена правительством на каждый субъект. После этого он получает вид на жительство, после этого он получает возможность приобретения гражданства.

Я напоминаю еще об одной возможности упрощенного приобретения гражданства. Это граждане бывшего СССР, которые являются в настоящий момент гражданами государств СНГ, которые окончили высшие учебные заведения или средние профессиональные учебные заведения на территории РФ после 1 июля 2002 года. Это опять-таки упрощенная процедура приобретения гражданства.

  • Я родилась в России в 1985 году. Могу ли я подать на гражданство России сразу после получения вида на жительство?
В. КАЗАКОВА: Да, безусловно. Это упрощенный порядок приобретения гражданства, для уроженцев РФ он предусмотрен.
  • Зачем человеку, который родился в России, получать вид на жительство?
  • Почему сразу не давать гражданство, как это делается в других странах?
В. КАЗАКОВА: Если человек на сегодняшний день имеет гражданство иностранного государства, т.е. он уже является гражданином иностранного государства, то, безусловно, ни в одном государстве этого нет. Да, есть порядок, как вы говорите, территории, родился и так далее. У нас на сегодняшний момент существует процедура признания лица гражданином РФ, который родился на территории РФ . В соответствии с постановлением Конституционного суда 96 года, если лицо в настоящее время не имеет иного гражданства, то в данной ситуации как раз и применяется вот это рождение на территории РФ.
  • Существует упрощенная процедура получения гражданства для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии? Почему такого нет для граждан Украины, хотя бы для тех, кто родился в СССР?
В. КАЗАКОВА: Это международные соглашения, они, естественно, заключаются при желании обоих государств. Если два государства этого хотят, они договариваются, и заключается соглашение. Для Украины у нас порядок нахождения на территории РФ, в течение 90 дней без регистрации они могут быть, это тоже определенные преференции гражданам Украины.
  • Оформлял загранпаспорт несовершеннолетней дочери в отделении УФМС. Там выдали перл: «Ваша дочь родилась на Украине, поэтому является гражданкой Украины!!! » И это при том, что оба родителя - граждане РФ!»
В. КАЗАКОВА: Я хочу принести извинения за слова сотрудников. Безусловно, если оба родителя являются гражданами РФ, то независимо от места рождения ребенка он является гражданином РФ. Это априори, это прописано у нас в законе. В данном случае речь идет о несовершеннолетней дочери. Поэтому если она несовершеннолетняя, она уже родилась после 1992 года. Соответственно, родители ее граждане РФ, я так понимаю, по признанию. Соответственно, она является гражданкой РФ.
  • Если у сотрудников ФМС сомнения принадлежности вас к гражданству РФ
В. КАЗАКОВА: Если у сотрудников ФМС возникают сомнения принадлежности вас к гражданству РФ, то они инициативно обязаны провести проверку, просто спросив у вас вехи вашей биографии, о проживании, об обучении и так далее. Но они это проводят инициативно, истребование справок от вас не предусматривается. И если окажется, что не подтвердится ваше приобретение гражданства, то паспорт будет объявлен недействительным .
  • Впереди у меня вид на жительство. Сейчас какие-то подвижки в этом вопросе существуют?
В. КАЗАКОВА: Я хочу обратить ваше внимание на то, что вы имеете право сдать документы на вид на жительство, не ждать года проживания по разрешению на временное проживание, а сдать его через полгода . Тогда ровно через год после получения РВП вы уже получите вид на жительство. Учитывая, что вы, видимо, с супругой более трех лет находитесь в браке, вы сразу сдадите документы на приобретение гражданства в упрощенном порядке.

Представительство в суде и защита прав, досудебное урегулирование споров, медиация, абонентское сопровождение организаций, кадровое делопроизводство, трудовое право, восстановление на работе и выплата заработной платы, регистрация и ликвидация предприятий, земельные споры, споры связанные с недвижимостью, сопровождение сделок с недвижимостью, бесплатная юридическая консультация. Квалифицированный юрист Вологда. Квалифицированный адвокат Вологда. Квалифицированный юрист Москва. Квалифицированный адвокат Москва. Квалифицированный юрист Санкт-Петербург. Квалифицированный адвокат Санкт-Петербург. Суд по интеллектуальным правам. Европейский суд по правам человека. Апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба в Московский городской суд. Апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд. Санкт-Петербургский городской суд. Московский городской суд. Верховный суд. Кассационная жалоба. Кассационная жалоба в Верховный суд. Оценка перспектив обращения в Европейский суд по правам человека. Подготовка жалоб в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ. Оценка перспектив обращения в ЕСПЧ. Подготовка жалоб в ЕСПЧ. Жалоба ЕСПЧ. Жалоба в ЕСПЧ. Адвокат ЕСПЧ. Юрист ЕСПЧ. Адвокат Европейский суд по правам человека. Юрист Европейский суд по правам человека. Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Оценка перспектив обращения в Комитет ООН по правам человека. Жалоба Комитет ООН по правам человека. Адвокат Комитет ООН по правам человека. Юрист Комитет ООН по правам человека. Арбитражный суд города Москвы. Арбитражный суд Московской области. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Арбитражный суд Вологодской области. Девятый апелляционный арбитражный суд. Десятый апелляционный арбитражный суд. Тринадцатый апелляционный арбитражный суд. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Арбитражный суд Московского округа. Арбитражный суд Северо-Западного округа. Юрист Верховный Суд. Адвокат Верховный Суд. Юрист Верховный Суд Российской Федерации. Адвокат Верховный Суд Российской Федерации. Юрист Верховный Суд РФ. Адвокат Верховный Суд РФ. Юрист Вологодский областной суд. Адвокат Вологодский областной суд. Юрист Ленинградский областной суд. Адвокат Ленинградский областной суд. Юрист Сантк-Петербургский городской суд. Адвокат Санкт-Петербургский городской суд. Юрист Московский областной суд. Адвокат Московский областной суд. Юрист Московский городской суд. Адвокат Московский городской суд. Реновация Москва. Реновация в Москве. Юрист реновация Москва. Юрист реновация в Москве. Адвокат реновация Москва. Адвокат реновация в Москве.

За последние несколько месяцев в миграционное законодательство Российской Федерации были внесены существенные коррективы, затрагивающие интересы многих жителей России и наших соотечественников, проживающих за рубежом. Среди них: упрощенное получение российского гражданства для хорошо знающих русский язык, особые условия для беженцев из Украины, «двойное гражданство».

Об изменениях в законодательстве журналистам рассказали начальник Управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Львовна Казакова, заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Дмитрий Павлович Демиденко, начальник Управления по организации работы с соотечественниками ФМС России Виталий Александрович Яковлев.

Двойное гражданство

Федеральный закон, вступивший в силу 4 августа 2014 года и внесший изменения в Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, в народе сразу прозвали «законом о двойном гражданстве». На самом деле международные соглашения о двойном гражданстве у России существуют только с Таджикистаном и Туркменистаном. В остальных случаях можно говорить о наличии иного гражданства. Об этом и идет речь в 6-й статье Федерального закона о гражданстве, в соответствии с которой теперь россияне, имеющие еще какое-либо гражданство, обязаны уведомить об этом Федеральную миграционную службу России. Как действует новое законодательство, какова процедура его применения, рассказала начальник Управлбения по вопросам гражданства ФМС В. Л. Казакова:

Если у гражданина Российской Федерации имеется в наличии иное гражданство - одно, второе, третье (а такие случаи тоже имеются) либо есть вид на жительство для постоянного проживания в иностранном государстве, то этот гражданин обязан в течение 60 дней подать уведомление в ФМС России либо в ее территориальный орган. Гражданину Российской Федерации не запрещено иметь ни второе гражданство, ни третье, ни четвертое, просто он должен об этом уведомить Федеральную миграционную службу. В развитие данного закона издан и приказ ФМС, которым утверждены бланк и порядок подачи уведомлений нашими гражданами. Четвертого августа он был зарегистрирован в Министерстве юстиции.

Таким образом, до 4 октября, до истечения отведенного 60-дневного срока, жители России должны исполнить свою новую обязанность.

Закон достаточно прост в исполнении. Заполняем уведомление, которое опубликовано на сайте ФМС России, а также находится в подразделениях ФМС и в почтовых отделениях. Предоставляем копии документов, если они имеются, подтверждающих факт наличия иного гражданства либо факт проживания за рубежом. Это может быть паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, другой документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Нотариально копии заверять не надо, их прикладываем к уведомлению, сдаем сотруднику почтового отделения, чтобы отправить в ФМС почтой либо непосредственно сотруднику территориального подразделения ФМС.

Уведомление имеет две части. Отрывная часть нужна, чтобы у гражданина оставалось на бумажном носителе доказательство того, что он исполнил свою обязанность. На этом уведомлении будет проставляться оттиск печати либо подразделения ФМС, либо почтового отделения. Заверяется оно подписью должностного лица. Эти уведомления будут учитываться как на бумажных носителях ФМС, так и в электронном виде.

В тексте закона сказано, что от обязанности подавать данные уведомления освобождаются граждане Российской Федерации, которые постоянно проживают за ее пределами. Пожалуй, именно этот тезис вызывает наибольшее количество вопросов. Кого же считать таковыми?

Если человек имеет за рубежом вид на жительство, - разъясняет В.Л. Казакова, - а до 4 октября находится за границей и не въезжает на территорию РФ, значит, он эту обязанность не может исполнить физически. Законодатель не определил, сколько он там может проживать - 6 месяцев, 8 месяцев, но по приезде на территорию РФ эта обязанность на него возлагается. И он должен будет ее исполнить в течение 60 дней с момента въезда в Россию. Пока человек проживает за рубежом, он от этой обязанности освобождается.

Однако, по словам В.Л. Казаковой, это касается лишь тех граждан, у которых есть место жительства в России.

Если гражданин России имеет место жительства на территории нашей страны, то есть зарегистрирован по месту жительства, по возвращении на территорию РФ он обязан уведомить о том, что у него есть вид на жительство за рубежом. Если же у него нет регистрации по месту жительства на территории России, то, соответственно, он освобожден от этой обязанности.

Не нужно подавать уведомления и лицам, которые проживают за рубежом по студенческим или рабочим визам.

Куда обращаться гражданину, если он проживает за рубежом? Ни консульские отделы МИД РФ, ни посольства полномочиями по приему этих уведомлений не наделены. Только после прибытия на территорию РФ данная обязанность возникает у гражданина. Если гражданин РФ только приобретает гражданство иностранного государства либо получает вид на жительство для проживания в иностранном государстве, для него также устанавливается срок 60 дней для подачи уведомления с момента наступления этого события.

А вот как быть людям, которые в силу обстоятельств последних десятилетий нашей общей истории вообще не знают о судьбе своего прошлого гражданства? Допустим, выехал человек из Узбекистана, оформил российское гражданство, но не отказался от прежнего, потому что сделать это было практически невозможно. Как быть в таких случаях?

С 1992 года у нас гражданство приобрели где-то порядка 6 миллионов человек, - сообщила В.Л. Казакова. - Кто-то оформил отношения со своим бывшим государством путем выхода из гражданства, кто-то утратил его в силу законодательства данного государства, у кого-то гражданство осталось. Мы бы рекомендовали этим людям и всем, кто приобрел гражданство РФ на территории России либо за рубежом, но проживают сейчас в нашей стране, подать это уведомление. В уведомлении предусмотрено, что если отсутствует документ (в случае окончания его действия либо утраты), обязательно об этом надо указать. Лучше сообщить, что в прошлом имелось, например, гражданство Узбекистана, и гражданин не знает, каким образом оно у него прекратилось на самом деле. Вот прямо так и надо написать. Закон не обязывает предоставлять подтверждающие иное гражданство документы, если у человека таковых нет. Мы специально предусмотрели это в уведомлении, потому что понимаем - таких ситуаций будет много.

Жители Туркменистана и Таджикистана освобождаются от обязанности уведомлять о втором гражданстве, потому что это предусмотрено международным договором. Но хотелось бы отметить, что с 18 мая 2015 года закон о двойном гражданстве с Туркменистаном перестает действовать.

Еще один вопрос: если нет возможности подать уведомление в отведенные сроки - человек служит в армии или находится в больнице - какова мера ответственности в подобных случаях? Ведь по новому закону несвоевременная подача такого уведомления, или предоставление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных данных грозит административным штрафом в размере от 500 до 1000 рублей. А вот сокрытие факта второго гражданства может обернуться штрафом до 200 тысяч рублей или обязательными работами до 400 часов.

Если умысел у гражданина отсутствует, - пояснила В.Л. Казакова, - он не может быть привлечен ни к административной, ни к уголовной ответственности. Вот это мы должны четко уяснить. В любом случае мы бы рекомендовали, как только гражданин РФ сможет физически оказаться на территории России, будет выписан из больницы и т.д. и сможет лично обратиться либо в Федеральную миграционную службу, либо в почтовое отделение, эту обязанность нужно исполнить во избежание последующих неприятных моментов.

В законе четко определено, что если человек несвоевременно, но подал уведомление спустя какое-то время, либо сообщил недостоверные сведения, то он подлежит привлечению к административной ответственности. Если же он не сообщил сведения вообще, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Для носителей русского языка

В мае этого года были внесены еще некоторые изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», которые напрямую касаются всех, кто планирует связать свою судьбу с Россией. Эти новшества направлены на упрощение приобретения российского гражданства для носителей русского языка. В первую очередь, как объяснила В.Л. Казакова, упрощенный порядок обеспечивает совсем иные сроки получения российского гражданства.

В настоящее время, если иностранный гражданин приобретает гражданство, то когда у него отсутствуют какие-либо основания для упрощенного порядка, это, как правило, занимает где-то около 8 лет. Иностранный гражданин сначала получает разрешение на временное проживание, сроком от 2 до 6 месяцев, затем может получить вид на жительство, и, прожив по виду на жительство 5 лет, он может стать соискателем на гражданство РФ.

Учитывая, что большое количество наших соотечественников проживает за рубежом, многие уже избрали для проживания Российскую Федерацию, в рамках реализации концепции государственной миграционной политики данный закон был разработан и принят.

Если гражданин хочет, чтобы его признали носителем русского языка, необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, он должен прекрасно говорить на русском языке, общаться в бытовой сфере. Во-вторых, либо он сам, либо его родственники по прямой восходящей линии - мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки должны в прошлом или в настоящем времени проживать на территории Российской Федерации в пределах сегодняшних границ.

По временному промежутку это может быть и период существования Советского Союза, и Российской империи, но в рамках сегодняшних государственных границ Российской Федерации. Все иностранные граждане, которые на сегодняшний день имеют вид на жительство, уже проживают на территории РФ, и получается, что одно из условий у них выполнено. Если при этом они владеют русским языком достаточно для того, чтобы быть признанными носителями, они могут воспользоваться этой нормой.

Как работает этот закон? Иностранный гражданин обращается с заявлением в комиссию, созданную в территориальном органе ФМС, с соответствующим заявлением. Представляет документы, подтверждающие проживание на территории России - либо свое собственное, либо своих родственников по прямой восходящей линии. И, безусловно, потребуются документы, подтверждающие это родство.

Но сколько времени иностранный гражданин или его родственники должны проживать на территории Российской Федерации в пределах нынешних границ, чтобы он мог воспользоваться данной нормой? В.Л. Казакова пояснила, что поскольку в законодательстве сроки не определены, это может быть даже один день, но именно постоянного проживания, то есть с регистрацией по месту жительства. Временная регистрация здесь не подойдет.

В течение пяти дней назначается заседание комиссии, - рассказала Казакова, - в которую входят не только представители миграционной службы, но и преподаватели ведущих вузов страны. В каждом субъекте Российской Федерации такие комиссии были созданы ФМС вместе с министерством образования. Собеседование проводится не более тридцати минут, причем письменные тесты не предусмотрены, только разговорная речь. Кстати, собеседования бесплатные. Если комиссия принимает решение, что действительно данный соискатель является носителем русского языка, ему выдается соответствующее решение.

В дальнейшем может быть следующая процедура. Если по законодательству страны, гражданином которой он является, необходимо представить гарантийное письмо о том, что он может быть принят в гражданство РФ (у нас оно называется уведомлением), то гражданин подает заявление на выдачу этого уведомления. Если в силу законодательства страны проживания это уведомление ему не нужно, он за ним и не обращается. Вместе с этим уведомлением человек подает в полномочный орган своего государства полный пакет документов для выхода из имеющегося гражданства. Получив справку из этого полномочного органа о том, что он подал полный пакет документов для выхода из имеющегося гражданства, гражданин имеет право сразу обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.

Если носителями русского языка признаются лица без гражданства, то у них этот этап сокращается. Получив решение о том, что они являются носителями русского языка, они сразу могут обратиться за выдачей им вида на жительство.

В течение двух лет данный гражданин обязан предоставить документы о реальном выходе из имеющегося гражданства. Если по не зависящим от него причинам он этого сделать не может, то направляет нам об этом документ и обращается с заявлением о предоставлении ему гражданства. Срок рассмотрения заявления - 3 месяца. Таким образом, вся процедура может занять до 6 месяцев. Упрощение налицо.

Отвечая на вопрос, могут ли иностранные граждане, окончившие российские вузы, быть признаны носителями русского языка, В.Л. Казакова сообщила:

Для иностранных граждан, окончивших вузы после 1 июля 2002 года, существует отдельная норма, которая тоже недавно трансформировалась. Если раньше она относилась только к гражданам СНГ, бывшим гражданам СССР, то на сегодняшний день расширена возможность для всех иностранных граждан и лиц без гражданства, окончивших вузы после 1 июля 2002 года. Дополнительные условия - 3 года молодые люди должны официально проработать на территории Российской Федерации в любом качестве. Но если студент на сегодняшний день имеет все-таки вид на жительство, то он может выбирать - либо он идет по одной норме упрощенного порядка получения гражданства, либо по другой.

В начале августа постановлением правительства была введена также новая разновидность визы. Для чего это потребовалось, разъяснил заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМСДмитрий Павлович Демиденко:

Прежде всего, для удобства тех граждан, которые имеют какую-либо визу (это может быть туристическая, деловая, служебная, рабочая, любая), а в период своего нахождения в России изъявили желание стать носителем русского языка и претендовать на российское гражданство. Допустим, человек уже начал проходить процедуру получения статуса носителя русского языка, а при этом срок временного пребывания у него истекает. Продлить ему туристическую визу или рабочую мы не можем - цели не совпадают. Чтобы легализовать его пребывание здесь до окончательного решения вопроса о приеме в гражданство, и была предусмотрена вот эта новая виза - для приобретения российского гражданства, которая впервые будет выдаваться территориальными подразделениями ФМС. Виза выдается на срок до одного года и непосредственно на территории РФ. Она может быть многократной.

Статус носителя русского языка можно получить только на территории России. Создавать данные комиссии за рубежом невозможно. Комиссии работают в каждом территориальном органе ФМС. На сайте ФМС субъекта Федерации можно найти всю необходимую информацию. И заявление надо писать именно в комиссию при территориальном органе ФМС в субъекте Российской Федерации.

Госпрограмма - украинским беженцам

ФМС России подготовила ряд изменений миграционного законодательства и в связи с постоянным ростом количества граждан Украины, вынужденно покинувших территорию своей страны. И в первую очередь, это упрощенный порядок получения временного убежища.

На сегодняшний день (начало августа) в территориальные подразделения ФМС обратилось уже более 60 тысяч граждан Украины для предоставления временного убежища или статуса беженца, - сообщила В.Л. Казакова. - Учитывая, что ранее действующее законодательство предусматривало рассмотрение заявления до 3 месяцев с возможным продлением до 6, и понимая, что сегодня мы не можем столько времени рассматривать заявления, были приняты соответствующие решения. Постановлениями правительства урегулирована ситуация, связанная с гражданами Украины, вынужденно покинувшими территорию своей страны и прибывшими в Российскую Федерацию. И в первую очередь - это сокращение срока рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища.

Теперь такое решение выносится в течение 3 дней, а затем, как только гражданин предоставляет медицинское освидетельствование, которое проводится за счет ФМС, ему выдается свидетельство о предоставлении временного убежища. Все льготы, которыми он может воспользоваться, начинают действовать именно с даты вынесения решения о предоставлении временного убежища.

Каждый гражданин Украины, желающий остаться на российской территории, может выбрать субъект Российской Федерации для проживания, куда и организуется его выезд. На месте гражданин может проживать либо в пунктах временного размещения, либо ему предоставляется временное жилье.

Существенные изменения внесены и в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Об этом рассказал начальник Управления по организации работы с соотечественниками ФМСВ.А. Яковлев

В контексте рассмотрения темы временного убежища хотел бы рассказать еще об одном акте, это Указ президента РФ от 25 июля № 531, вносящий изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В частности, указ предусматривает возможность для включения в Государственную программу лиц, получивших в Российской Федерации временное убежище.

Практическая реализация Программы началась у нас с 2007 года. Хочу напомнить, что субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение о включении в Государственную программу, и работу мы начинали всего лишь с 12 регионами России. Год от года количество субъектов, участвующих в Программе, принимающих соотечественников, увеличивалось, и сегодня эта цифра составляет 52 субъекта, то есть в перспективе, я думаю, мы доведем ее практически до 100% по России, будем к этому стремиться.

Среди последних присоединившихся к Программе субъектов могу назвать Орловскую область (решение принято 4 июля этого года), Республику Хакасия - 16 июля, Пермский край - 1 августа. 7 августа вышло распоряжение правительства о согласовании Программы переселения Ростовской области.

Несколько цифр: в целом за весь период реализации Государственной программы в Россию прибыло более 200 тысяч человек. В текущем году, по состоянию на 4 августа, переселилось около 40 тысяч человек. То есть мы видим, что год от года интерес у соотечественников к переселению в Россию возрастает, и показатели этого года составляют практически четверть от всего периода реализации Программы.

Хотел бы напомнить, какие преференции имеют участники Государственной программы, поскольку это люди особых категорий, в которых заинтересованы субъекты России. Прежде всего, это оплата проезда в Россию, провоза багажа, выплата подъемного пособия. В разных регионах оно установлено по-разному, в частности, у нас определены территории приоритетного заселения, это субъекты Дальнего Востока и Восточной Сибири, там подъемные пособия достаточно серьезные - это 240 тысяч на участника Программы и 120 тысяч на члена семьи. Кроме того, участник Программы и члены его семьи пользуются правом платить подоходный налог в размере 13% с первого дня пребывания в России, несмотря на то, что они не являются налоговыми резидентами (в отличие от остальных нерезидентов, для которых ставка НДФЛ - 30%. - Прим.ред.) Это, конечно же, возможность работать с первого дня пребывания без получения каких-то разрешительных документов, возможность приобретать разрешение на временное проживание вне квот, установленных правительством. И, наверное, основная преференция - это возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

В среднем, с момента обращения об участии в Госпрограмме человек примерно за 6 месяцев может стать гражданином Российской Федерации.

Конечно же, механизм Государственной программы имеет серьезное значение в контексте той помощи, которую сегодня Российское государство оказывает украинским соотечественникам в связи с теми событиями, которые происходят в этом государстве. Хотел бы назвать несколько цифр. В текущем году, например, по вопросам участия в Государственной программе обратилось более 12 тысяч граждан Украины. Увеличение количества таких лиц, включившихся в Программу за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - в 6,6 раза. Прием документов осуществляется как на территории Российской Федерации территориальными органами ФМС, так и временными группами, нашими представителями, которые работают на сегодняшний день за рубежом. Если говорить об Украине, то это Киев, Одесса и Харьков.

Все мы знаем, что если брать людей, которые могут вступить в число участников Госпрограммы на территории России, то это до последнего времени были люди временно или постоянно проживающие на законном основании, то есть они должны были иметь либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. Но, конечно же, значительная часть украинских граждан, прибывших в экстренном порядке на территорию Российской Федерации, такого статуса не имеют, эти люди обращались за статусом временного убежища.

Обсуждение показало, что необходимо предусмотреть возможность включения этой категории лиц в Госпрограмму. Мы почувствовали большой интерес со стороны таких лиц, в частности, провели опросы в регионах, где были размещены соотечественники, и в среднем, порядка 45% по стране высказали интерес и пожелание вступить в Государственную программу. Ну а, скажем, в таких регионах, как Белгородская, Волгоградская, Липецкая, Сахалинская, Тамбовская, Тульская области, высказали пожелание более 50% соотечественников. И в этой связи Федеральной миграционной службой совместно с заинтересованными ведомствами был подготовлен оперативно проект указа, о котором я уже говорил, на сегодняшний день он принят и, таким образом, сегодня указанная категория лиц может обращаться в территориальные органы ФМС с заявлениями о вступлении в Государственную программу.

Должен сказать, что нами направлено указание в регионы о рассмотрении таких заявлений в первоочередном порядке с тем, чтобы люди могли рассчитывать на помощь, поскольку в рамках региональных Программ они тоже имеют ряд преференций. Это и компенсация за аренду жилья, и различные медицинские услуги, социальные и тому подобное.

И последнее, что бы хотелось подчеркнуть: по общему правилу, действующему на сегодня, срок выдачи свидетельства участника Государственной программы составляет не более 60 суток, то есть период рассмотрения документов - 2 месяца. Но мы понимаем, что, конечно же, гражданам Украины, прибывшим в Россию, надо помощь оказывать более оперативно, и именно поэтому сегодня проходит межведомственное рассмотрение вопроса о существенном сокращении сроков рассмотрения таких заявлений и для лиц, которые получили временное убежище. По материалам пресс-конференции «Изменения в миграционном законодательстве», состоявшейся в пресс-центре «РИА-Новости».

Похожие публикации