Указ 636 о структуре федеральных органов. О структуре федеральных органов исполнительной власти

Согласно п. "г" ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности и их формирование относится к ведению РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", других федеральных законов и указов Президента РФ.

В марте 2004 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в РФ. Важным нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(71) (с изменениями указов Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649, от 15 марта 2005 г. N 295, от 14 ноября 2005 г. N 1319, от 23 декабря 2005 г. N 1522, от 27 марта 2006 г. N 261, от 15 февраля 2007 г. N 174, от 24 сентября 2007 г. N 1274, от 12 мая 2008 г. N 724). В этом Указе прежде всего по-новому были определены компетенция, система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и названному Указу руководство федеральными органами исполнительной власти в зависимости от раздела структуры, в котором они располагаются, осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

В соответствии с данным Указом федеральные органы исполнительной власти могут иметь следующие функции: по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; по принятию нормативных правовых актов; по контролю и надзору; по управлению государственным имуществом; по оказанию государственных услуг. Типовые функции этих органов определяются этим Указом в соответствии с их видом. Функции конкретного федерального органа исполнительной власти определяются положением о нем. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ - соответственно постановлением Правительства РФ.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Согласно названному Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом также устанавливаются типовые функции этих федеральных органов.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр РФ (федеральный министр).

Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, заместителей этих руководителей; утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, отчет об их исполнении, а также осуществляет ряд других функций.

Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; назначает проверки их деятельности в случаях, устанавливаемых федеральным законом, а также осуществляет иные функции.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента

Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Вместе с тем федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно- правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Так, например, Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в своей сфере деятельности, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что установленные этим Указом ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

Наряду с понятием системы федеральных органов исполнительной власти одной из ключевых категорий административного права является понятие "структура федеральных органов исполнительной власти". Это понятие содержится в ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту РФ вносит в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после своего назначения.

Говоря о понятии структуры федеральных органов исполнительной власти, следует иметь в виду положения ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", определяющие разграничение компетенции по руководству федеральными органами исполнительной власти между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с этими положениями структура федеральных органов исполнительной власти делится на разделы, определяющие федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет соответственно Президент РФ или Правительство РФ.

Таким образом, структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.

Также следует отметить, что ныне действующая структура федеральных органов исполнительной власти обусловлена и системой этих органов, определенной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Особенностью этих системы и структуры, отличающей ее от ранее существовавших структур этих органов как в СССР, так и в РФ, является то, что ряд федеральных органы исполнительной власти объединены в соответствующие функциональные блоки по областям государственного управления. В структуру блока входят федеральное министерство и подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства. Например, в блок федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области финансов, входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово- бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

Внутри каждого блока осуществляется разделение функций органов исполнительной власти в соответствии с их системой. Ведущая роль принадлежит федеральным министерствам, которые осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ - соответственно Правительством РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб и федеральных агентств.

Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"*(72). Данная структура состоит из трех разделов и включает в себя следующие федеральные органы исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная миграционная служба.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Министерство обороны Российской Федерации; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Федеральная служба по оборонному заказу.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Федеральное

агентство специального строительства.

Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральная служба судебных приставов. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба).

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба).

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба).

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба).

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Федеральная служба по труду и занятости.

Федеральное медико-биологическое агентство.

Министерство культуры Российской Федерации; Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Федеральное архивное агентство.

Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное агентство по науке и инновациям. Федеральное агентство по образованию.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральное агентство водных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользованию.

Министерство промышленности и торговли Российской Феде рации;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Министерство регионального развития Российской Федерации;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Федеральное агентство по информационным технологиям. Федеральное

агентство по печати и массовым коммуникациям. Федеральное агентство связи.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Федеральное агентство лесного хозяйства.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;

Федеральное агентство по делам молодежи.

Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральная аэронавигационная служба. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Федеральное агентство воздушного транспорта.

Федеральное дорожное агентство.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная налоговая служба.

Федеральная служба страхового надзора. Федеральная служба финансово- бюджетного надзора. Федеральное казначейство (федеральная служба).

Министерство экономического развития Российской Федерации; Федеральная служба государственной статистики. Федеральная регистрационная служба.

Федеральное агентство геодезии и картографии. Федеральное агентство по государственным резервам. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Министерство энергетики Российской Федерации.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

Федеральная антимонопольная служба.

Федеральная таможенная служба.

Федеральная служба по тарифам.

Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное космическое агентство.

Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации.

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Федеральное агентство по рыболовству.

Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством.

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452. Данный регламент включает в себя такие вопросы, как структура и штатное расписание федерального органа исполнительной власти и территориального органа федерального органа исполнительной власти, полномочия руководителей в федеральном органе исполнительной власти, порядок планирования и организации работы, порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями).

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти был утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30. Данный регламент устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают собственные регламенты. Так, в частности, приказом Федерального агентства водных ресурсов от 30 августа 2007 г. N 170 был утвержден Регламент данного Федерального агентства. Этим регламентом были определены структура и штатное расписание этого органа и его территориальных органов, полномочия его руководителей, порядок планирования и организации его работы, порядок взаимодействия Федерального агентства и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, правила организации деятельности территориальных органов Федерального агентства, а также ряд других вопросов.

Федеральными органами исполнительной власти также разрабатываются и утверждаются административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679.

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49, ст. 7333, N 50, ст. 7337) и Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754, N 27, ст. 3674), с целью обеспечения организации служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих Министерства спорта Российской Федерации приказываю.

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636
"О структуре федеральных органов исполнительной власти"

С изменениями и дополнениями от:

25 июня 2012 г., 19 марта, 29 июня, 25 июля, 31 августа, 27 сентября, 1 ноября 2013 г., 19, 31 марта, 12 мая, 8 сентября 2014 г., 31 марта, 15, 21 июля, 28 декабря 2015 г., 15 января, 2 февраля, 4, 5 апреля, 10, 19 октября, 23 ноября, 29 декабря 2016 г., 3 апреля 2017 г., 15 мая, 14 сентября 2018 г.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации , Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации .

4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения .

7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Информация об изменениях:

14. Установить, что:

дополнить позициями следующего содержания:

21. Признать утратившими силу:

пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4717);

пункты 1 и Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2290);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2544);

пункт 2 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 37, ст. 4181);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 41, ст. 4653);

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 г. N 1476 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4788);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5768);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6366);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 95);

подпункт "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4396);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4731);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст. 369);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1057);

пункт 9 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 589 "Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст. 2435);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3445);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 1060 "О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4528);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4533);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст. 709);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 938);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1341);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3155);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2012 г. N 79 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 470).

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Минздравсоцразвития России преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ. Определены полномочия новых органов. Так, координация деятельности ПФР и ФСС России возложена на Министерство труда и социальной защиты России, а ФФОМС - на Министерство здравоохранения РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

Правительство РФ;

Федеральные министерства;

Государственные комитеты РФ;

Федеральные комиссии России;

Федеральные службы РФ;

Российские агентства;

Федеральные надзоры России;

Иные федеральные органы исполнительной власти:

Главное управление специальных программ Президента,

Гос. техническая комиссия при Президенте,

Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

Правительства (советы министров, мэрии, администрации);

Министерства;

Комитеты;

Департаменты;

Главные управления,

Управления,

Отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

Коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

Единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

По порядку образования (избираемые, назначаемые);

По источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

Федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

Аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

Следует различать понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти. Так, система органов исполнительной власти - это совокупность органов и взаимосвязь между ними; структура органов исполнительной власти - их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Система федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, характеризуется стабильностью (в плане организационно-правовых форм и функций), с другой - отличается динамизмом (в зависимости от стоящих перед государством в данное время задач формируются новые органы, упраздняются те, которые уже исчерпали свое предназначение, происходит реорганизация органов и т.п.). Так, после вхождения Крыма в состав РФ в целях выполнения функций по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ, было создано Министерство РФ по делам Крыма.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти.

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1) федеральные министерства:
2) федеральные службы;
3) федеральные агентства.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Функции федерального министерства:
выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.);
правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) - издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Функции федеральной службы:
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов);
- издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Функции федерального агентства:
по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, втом числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).

Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральные органы исполнительной власти могут находиться в непосредственном ведении Президента РФ, Правительства РФ. а федеральные службы и агентства также в ведении соответствующих федеральных министерств.

Похожие публикации