Российское производство из иностранных компонентов. Рейтинг самых продаваемых товаров в россии и во всем мире

См. также письмо Минэкономразвития России от 20 января 2011 г. № 597-ЛА/Д22 “О разъяснении определения "российский товар" при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России рассмотрело обращение о разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и сообщает.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» (приказ № 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

В данный перечень включена позиция «Продукция органического и неорганического синтеза (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93), содержащая позицию «Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000).

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.

Определение «товар российского происхождения» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении пункта 6 приказа № 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.

Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.

Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.

Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.

Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.

Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением приказа № 427, в том числе по вопросу определения «страны происхождения товара», размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд (www.zakupki.gov.ru) в разделе «Законодательство о размещении заказа» (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 5 мая 2009 г. № 6989-АП/Д05 и № АЦ/13195).

Следует отметить, что приказ № 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем, в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый приказ от 14 января 2011 г. № 8 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.

В отношении критериев статуса «российский товар» для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.

Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинской назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев:

1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и/или на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.

2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленностей, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.

3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и/или лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведена только первичная и/или вторичная упаковка и/или маркировка.

Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - локализовывать производство лекарственных средств полного цикла.

Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе, изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки.

В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.

Обзор документа

Разъяснено, что понимается под российским товаром при предоставлении преференций отечественным производителям, когда размещается заказ на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Медицинская продукция, зарегистрированная и произведенная в России отечественной лицензированной организацией с использованием компонентов иностранного происхождения, является российской, если она соответствует одному из следующих критериев.

У производителя должно быть право на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт (технологию его производства) в нашей стране, подтвержденный патентом.

В производстве нужно использовать технологически значимые компоненты, изготовленные в России, в порядке, определенном Правительством РФ. Это должно быть связано с компенсационной передачей технологических решений. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых в нашей стране произведена только первичная (вторичная) упаковка (маркировка).

Уже этим летом правительство может принять критерии отнесения продукции к российской. Товарам, которые будут удовлетворять всем требованиям, дадут приоритет при госзакупках

Покупайте российское

Доказать, что твой товар сделан в России, легко, «симулируя» процентную долю уровня локализации, говорит высокопоставленный чиновник правительства, участвующий в обсуждении вопросов импортозамещения: ​«Считается все по таможенной стоимости, она занижается, завышаются накладные расходы и расходы, которые совершаются на закупках комплектующих в стране. Получается, что мы создаем российский продукт, который на самом деле таковым не является. Мы бы хотели другие условия».

Чтобы решить проблему, Минпромторг разработал проект постановления, который должен четко регулировать критерии отнесения продукции к российской, и расписывает, что отнести к продукции, аналоги которой не производятся в стране (такое оборудование при ввозе не облагается НДС). На этой неделе должна завершиться оценка регулирующего воздействия документа, постановление может быть выпущено до конца июня, говорит источник РБК. В Минэкономразвития проект пока не поступал, сообщил РБК представитель министерства.

Критериев российской продукции несколько. В документе (проект размещен на regulation.gov.ru) оговаривается перечень условий и операций в России, процентная доля стоимости материалов и компонентов из-за рубежа в цене конечной продукции. Она должна рассчитываться по таможенной стоимости при их ввозе или по документально подтвержденной цене их первой продажи в России, стоимость промышленной продукции определяется с учетом затрат на доставку с завода.

Также оговаривается обязательное условие, что производитель должен выполнять научно-исследовательские работы, привлекать к работе граждан России и проч.

Для каждой отрасли устанавливаются отдельные показатели. В документе они есть по восьми отраслям — медицинское оборудование, фармацевтика, электроника и микроэлектроника, станкостроение, автомобилестроение, специальное машиностроение, фотоника и светотехника, электротехника и электроэнергетика. В приложениях несколько десятков наименований продукции, для которых предлагаются отдельные условия (см. примеры во врезе).

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил в интервью в тематическом приложении к «Коммерсанту» в мае этого года, что по мере проработки критериев по другим товарам «постановление будет расширяться и дополняться новыми позициями». Источник РБК в правительстве говорит, что работа ведется над 13 отраслевыми положениями.

Критериев отнесения промышленной продукции, не имеющей аналогов в России, два. Продукция не должна иметь такие же технические и эксплуатационные характеристики, физические, химические и другие свойства, не относящиеся исключительно к ее внешнему виду, которые более чем на 20% влияют на ее работу. Второй критерий — цена и стоимость эксплуатации. Для товара, который производится в России, учитывается разница более 20% в стоимости или затратах на эксплуатацию.

Перечень такой продукции будет корректироваться, говорит источник в правительстве. Предполагается, что экспертизой того, к какой категории можно отнести продукт, будут заниматься ТПП и Российский фонд технологического развития, следует из документа.


Бизнес ждет уточнений

«Пока призывы к локализации по лекарственным препаратам и субстанциям остаются лишь политическими призывами, но только критериями эту проблему не решить. Сейчас нет не только критериев, но и внятной процедуры подтверждения. Например, чтобы назвать свою компанию производителем локальной продукции, достаточно при оформлении заявки на сайте госзакупок просто поставить галочку — и вы сразу получите 15-процентные преференции», — сетует руководитель отраслевого отделения по фармацевтике и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант.

В фармацевтике есть совершенно неочевидные критерии, которые нужно учесть, добавляет он: «Есть много лекарственных препаратов, критерии локальности в которых неодинаковые даже в отдельной категории — например, таблетки или жидкость: стоимость лекарственных субстанций для препаратов в ампулах может достигать 80%, а в таблетках она на порядок меньше. Как рассчитывать?»

Для продукции, которую предприятие производит и поставляет, например в Минобороны, уже сейчас требуются на 100% отечественные компоненты, говорит сотрудник одной из компаний, производящих фотоприемники. По его словам, в некоторых устройствах для гражданского сектора содержатся зарубежные комплектующие, от которых придется отказываться, чтобы соответствовать новым нормам (согласно критериям, разработанным Минпромторгом, доля зарубежных компонентов в производимых товарах этого сегмента к 2019 году не должна превышать 30%). Но из-за высокого курса доллара отечественные компоненты сейчас использовать выгоднее, отметил собеседник РБК.

Для представителей автопрома критерии прописаны в уже действующем постановлении правительства №166, напоминает представитель Ford Sollers. Также там прописаны и обязательства автопроизводителей, в том числе по уровню локализации, обязательства по организации центра исследований и разработок на территории России и создание производства двигателей.

Кнут или пряник

Опрошенные РБК представители бизнес-сообщества говорят, что теперь с учетом повышенного внимания государства к программам импортозамещения компании, которые будут соответствовать критериям производителя «российского продукта», могли бы рассчитывать на преференции. «Но здесь глобальный вопрос — это будет в формате кнута или в формате пряника. Что это — бонус для тех, кто критериям соответствует, или же ограничение для тех, кто под эти критерии не подпадает», — рассуждает источник, близкий к бюро правления РСПП.

«Мы будем привязывать к постановлению реализацию специнвестконтрактов», — говорит правительственный чиновник. Он добавляет, что также предполагается возможность размещения заказа у единственного поставщика, если исполнителем такого заказа является участник специнвестконтракта.

Минпромторг начал прием заявок на участие в специнвестпроектах в апреле этого года, значится в сообщении на сайте ведомства. В рамках проектов государство предоставляет субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2014-2016 годах на проекты в области гражданской промышленности по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В отборе могут участвовать компании с проектами стоимостью до 5 млрд руб. Субсидии предоставляются по кредитам на срок не менее трех лет, субсидируется 0,7 ключевой ставки ЦБ по кредитному договору.

Предполагается, что для компаний, которые соответствуют критериям, будут предложены и другие преференции, говорит первый зампред общественного совета при Минпромторге Антон Данилов-Данильян. «Если вы действительно являетесь полноценной российской компанией и производите продукт по этим критериям, то гораздо легче получить помощь в государственных институтах развития, — говорит он. — Компании смогут рассчитывать на помощь в расширении производства и в страховании для выхода на экспортные рынки».

Отдельно обсуждается и допуск компаний к госзакупкам. Планируется разработка проектов постановлений, в соответствии с которыми условием допуска товаров к госзакупкам будет являться их производство в странах, входящих в Евразийский экономический союз, следует из документов Минпромторга. «Чтобы быть российским продуктом, нужно чтобы комплектующие были из стран ЕАЭС, в том числе России. Это обязательно», — говорит РБК правительственный чиновник.

Идея обязать иностранные компании, желающие участвовать в госзакупках, в течение нескольких лет локализовать производство в России, обсуждается в правительстве несколько лет. Но критерии, согласно которым компании или их товары признаются локализованными, описаны недостаточно подробно, это может привести к злоупотреблениям, выражали опасения в начале этого года в Ассоциации европейского бизнеса, следует из презентации организации.

Мы ввезли импортный товар. Затем доукомплектовали его своими запчастями и продали покупателю. Считается ли данный товар произведенным на территории РФ и надо ли указывать в счете-факутре номер ГТД и импортную страну?

Да, считается. Так как согласно статье 30 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом, или в порядке, определенном Таможенным кодексом. При этом согласно пункту 2 статьи 32 Таможенного кодекса товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Поэтому в данной ситуации в счет-фактуре в графах 10 и 11 следует ставить прочерки (письма Минфина России от 25.06.08 № 03-07-11/236, от 13.11.09 № 03-07-09/58).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1.Статья: При продаже запчастей от импортной техники в счете-фактуре ставят два прочерка

О порядке заполнения счетов-фактур при реализации запчастей от импортных товаров

Письмо Минфина России от 31.08.10 № 03-07-11/374

При продаже запчастей, оставшихся от демонтажа импортного оборудования, в графах 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» счета-фактуры продавцу следует ставить прочерки. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 31.08.10 № 03-07-11/374 (ответ на частный запрос).

По общему правилу компании, которые реализуют импортное оборудование, должны писать в счетах-фактурах страну происхождения товара и номер таможенной декларации (п. 5 ст. 169 НК РФ). Но в кодексе не сказано, следует ли включать в счет-фактуру такие сведения, если компания продает не оборудование, а запчасти от него, оставшиеся после демонтажа. До сих пор Минфин России разъяснял порядок заполнения счетов-фактур только для обратной ситуации, когда компания собирает из деталей, изготовленных за границей, оборудование или составляет наборы из импортных товаров и продает их (письма от 25.06.08 № 03-07-11/236, от 13.11.09 № 03-07-09/58). В этом случае в графах 10 и 11 счета-фактуры следует ставить прочерки. В комментируемом письме чиновники пояснили, что аналогичные правила применяются и к счетам-фактурам при реализации запчастей, оставшихся после демонтажа импортного оборудования.

Соответственно компания, которая приобретет запчасти, сможет без проблем заявить к вычету НДС по такому счету-фактуре.

НАПОМНИМ. С 1 января 2010 года стоимость имущества, полученного от демонтажа основных средств, в том числе и импортных, компания вправе учесть в составе материальных расходов при его продаже в полном размере, а не в пределах 20 процентов (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ в ред. Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ).

Дина Муратова,

эксперт «УНП»

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2009 № 03-07-09/58: О порядке оформления счетов-фактур

Вопрос: Наше предприятие осуществляет как прямую продажу импортных товаров, так и наборов, собираемых нами из различных импортных товаров. Наборы упаковываются в индивидуальную упаковку и имеют новый артикул (отличный от артикула входящих в него изделий). Компоненты, входящие в наборы, являются самостоятельными товарами, отгружаемыми покупателям, или приобретаются специально для формирования набора. Для наборов также разрабатывается и заказывается индивидуальная упаковка российского происхождения. Таким образом, сборка и формирование наборов осуществляется в России.
Имеем ли мы право при отгрузке российским оптовым покупателям таких наборов в счете-фактуре (графа 10 "Страна происхождения") указывать страну происхождения "Россия"?
Если это недопустимо, то какую страну мы должны указывать, если компоненты набора происходят из разных стран?
Номер какой ГТД (графа 11 "Номер таможенной декларации") в счете-фактуре мы должны указывать, если компоненты набора получены по различным ГТД (до 20 позиций в одном наборе)?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу оформления счетов-фактур и сообщает.


Учитывая изложенное, при реализации наборов, состоящих из импортных товаров, страной происхождения которых Российская Федерация не является, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" следует ставить прочерки.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.06.2008 № 03-07-11/236: О заполнении граф счета-фактуры

Вопрос: Просим вас разъяснить правила применения налогового законодательства в части заполнения графы 10 ("страна происхождения") в счете-фактуре при следующих обстоятельствах:
Наше предприятие (ООО, зарегистрировано в РФ, г.Кострома, общая схема налогообложения) реализует оптовым покупателям на территории Российской Федерации комплекты деталей цилиндро-поршневой группы (далее - ЦПГ) для автомобильных и тракторных двигателей.
Реализуемые комплекты являются не механическим набором деталей, а сложной вещью (ст.134 ГК РФ), т.е. образуют единое целое, предполагающее использование его по общему назначению, т.к. сборка комплекта предполагает соблюдение предписанного техпроцесса в определенной технологической последовательности, при которой образуются в том числе и неделимые вещи.
Комплектацию деталей, сборку комплектов, консервацию и упаковку осуществляет наше предприятие.
При этом сборка комплектов осуществляется как из деталей, произведенных на российском предприятии (завод, ОАО), так и из ввезенных на территорию РФ деталей, изготовленных по технологии и чертежам ОАО в иных странах (Индия, Китай и др.).
Таким образом, в состав комплекта ЦПГ может одновременно входить, например, гильза российская, поршень - индийский, поршневые кольца - китайские (возможны различные вариации для различных видов и модификаций двигателей). Явной "наибольшей" доли деталей в комплекте, сравниваемой по принципу "российская - не российская", не имеется. Соотношение может быть как 50/50, 40/40/10/10, 35/35/30 и др.
Как уже пояснялось ранее, наше предприятие реализует готовый комплект ЦПГ и в сопроводительных документах (накладных, счетах-фактурах) наименованием товара является "Комплект ЦПГ и N модификации", без расшифровки перечня деталей, входящих в состав комплекта.
Просим пояснить, при реализации данного товара оптовым покупателям на территории РФ, какую страну происхождения мы должны указать в 10 графе счета-фактуры? Обязаны ли мы указывать все страны, детали из которых входят в состав комплекта? Если да, то каким образом указывать в счете-фактуре номер грузо-таможенных деклараций, по которым ввозились детали, входящие в комплект, учитывая, что наименование ввезенных деталей не совпадает с наименованием товара (комплекта)? Можем ли мы, основываясь на месте совершения окончательной операции по производству товара, указать страну происхождения "Россия"? Имеем ли мы право ставить прочерк в данной графе?

В связи с вашим письмом по вопросу заполнения граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что графы 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" заполняются при реализации товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Согласно статье 30 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом, или в порядке, определенном Таможенным кодексом. При этом согласно пункту 2 статьи 32 Таможенного кодекса товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
Учитывая изложенное, при реализации товаров, изготовленных из деталей, страной происхождения которых Российская Федерация не является, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" следует проставить прочерки.

Сертификат происхождения является таможенным сертификатом. Он выдается Торгово-Промышленной Палатой (ТПП) в той стране, где изготовлена продукция. Сертификат происхождения подтверждает тот факт, что товар произведен на территории страны. При этом в РФ требуется, чтобы на продукцию, считающуюся изготовленной в России, приходилось не менее 50% от общего числа затрат. Регулируется выдача документа Федеральным Законом от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в РФ».

Используется сертификат происхождения для получения льготных таможенных тарифов (или преференций), введенных законодательством той или иной страны.

Сертификат происхождения в России необходим производителям в следующих случаях:

  • Если существуют льготы на продукцию при начислении таможенных пошлин (многие страны, например, имеют льготы на российской границе);
  • если условия внешнеторговых соглашений предусматривают наличие сертификата происхождения;
  • если возникает требование банка для проведения некоторых операций.

Виды сертификатов происхождения

Существует три вида сертификатов происхождения:

  • На продукцию, произведенную в одной из стран СНГ и предусмотренной для обращения в этих же странах, применяется форма СТ-1;
  • если предполагается, что товар может попасть под таможенную преференцию одной из стран Европейского сообщества, Канады, США, России, Чехии или других, то рекомендуется сертификат происхождения по форме А;
  • если требуется подтвердить, что товар произведен в России для стран, в которых не предусмотрены льготы таможенного тарифа, то необходим сертификат происхождения общей формы.

Сертификат происхождения формы СТ-1 начал действовать с 15 апреля 1994 года после заключения Соглашения о создании зоны свободной торговли, между странами СНГ. Выдается этот документ на основе Постановления Правительства РФ № 150 от 24.02.1994.

Обладание такой формой документа дает право освобождения от уплаты таможенной пошлины за импорт в течение 1 года.

Сертификат происхождения формы «А» оформляется на те товары, на которые существуют таможенные льготы в странах, кроме стран СНГ. Сертификат печатается на английском языке и проходит заверку в Министерстве экономического развития и торговли или его территориальном представительстве. Выдается этот документ в соответствии с Распоряжением ГТК РФ 223-р от 13.05.03.

В соответствии с ФЗ № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г., если происхождение товаров не установлено достоверно, то к ним применяется максимальная ставка.

Не требуется представления документа для подтверждения страны происхождения в случаях:

  • Если продукция, ввозимая на территорию РФ, полностью освобождается от уплаты пошлин и налогов;
  • если общая таможенная стоимость товаров в адрес одного и того же получателя меньше 20 тысяч рублей;
  • если товар перемещается через таможенную границу для собственных нужд физическим лицом.

Как получить сертификат происхождения?

Необходимо пройти экспертизу с оформлением Акта, который выдается отделом товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты.

Акт экспертизы содержит сведения:

  • о происхождении сырьевых материалов и комплектующих изделий;
  • номера и даты контрактов, заключенных на поставку этих материалов, предназначенных для изготовления продукции;
  • перечисляются основные операции технологического процесса, производимые на предприятии.

Эксперт в заключении свидетельствует о том, что товар действительно произведен в указанной стране.

Акт экспертизы и Сертификат происхождения необходимы на каждую поставку. Также производитель имеет право на годовой Акт экспертизы на весь товар, а затем на его основе, на каждую поставку оформлять сертификат происхождения.

Процедура получения

Эта процедура может быть весьма затруднительной, но без его наличия этого документа невозможно установить торговые взаимоотношения с иностранными партнерами.

Чтобы пройти экспертизу и оформить сертификат происхождения, заявитель представляет следующие документы:

  • Договор (между поставщиком и заказчиком продукции);
  • счета-фактуры и накладные на отправку продукции;
  • документ, подтверждающий ее российское происхождение (письмо завода-изготовителя, паспорт, сертификат соответствия на продукцию, руководство по эксплуатации или другой);
  • ГОСТы или технические условия, в соответствии с которыми выпускалась продукция;
  • свидетельство о государственной регистрации производителя;
  • информационное письмо, где производится расчет процентного содержания в стоимости готовой продукции российского и иностранного сырья, материалов, комплектующих и прочих затрат (в стоимостном выражении);
  • документы происхождения на закупку материалов и комплектующих (контракты, счета-фактуры, платежные документы, накладные);

Информационное письмо с указанием маршрута следования, вида транспорта, характеристик упаковки, весов брутто и нетто продукции (возможно товаро — транспортные накладные).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТОВАРОВ, ЭКСПОРТИРУЕМЫХ В СТРАНЫ,

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ (ГСП)

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЕРТИФИКАТОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

ФОРМЫ «А»

Введение

Общие положения

Товары, полностью произведенные в Российской Федерации

Товары российского происхождения, определяемые критерием «достаточной переработки» с учетом правил происхождения стран, предоставляющих преференции

4.1. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в страны Европейских сообществ, Турцию ,

4.2. Определение критерия «достаточной переработки для товаров российского происхождения, экспортируемых в США,

4.3. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Канаду,

4.4. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Чехию и Словакию,

4.5. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Югослави ю

Порядок проведения экспертизы по определению страны происхождения товаров, экспортируемых в страны, предоставляющие преференции в рамках ГСП

5.1. Общие положения

5.2. Перечень документов, предъявляемых эксперту

5.3. Последовательность действий эксперта при определении страны происхождения товара

5.4. Порядок оформления акта экспертизы

Приложение. Форма акта экспертизы, для выдачи сертификата формы «А».

Приложение. Образец сертификата формы «А».

Приложение. Система преференций, предоставляемая Чехией и Словакией .

Приложение. Перечень товаров, изъятых из режима свободной торговли товарами между Россией и Югославией.

Приложение. Перечень товаров, изъятых из преференциального режима Канады.

Приложение. Комментарии к применению Правил происхождения товаров, изложенных в Приложениях №14,15, Регламента ЕЭС №№ 000/93, дополненного и измененного Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000

Приложение. Приложение к Регламенту ЕС № 000/93, дополненному и измененному Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000

Приложение. Извлечения из Приложений №№1, 3, к Регламенту ЕС № 000/2001

Приложение. Извлечения из Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности , утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ: Раздел 8 «Оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров формы «А», на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями в рамках Генеральной системы преференций».

Введение

Концепция обобщенных тарифных преференций была впервые выдвинута в 1964 году, на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1968 году, в ходе второй Конференции ЮНКТАД в Нью - Дели, концепция официально принята членами ООН и были установлены основополагающие принципы Генеральной системы преференций (ГСП).

По мнению развивающихся стран-членов ЮНКТАД, действующие в развитых странах таможенные тарифы препятствовали их экономическому развитию. Предоставление тарифных преференций на рынках развитых стран дает возможность развивающимся странам увеличить экспорт и валютные поступления и тем самым сократить зависимость от иностранной помощи .

Международно-правовой основой предоставления развитыми странами режима преференций стала специальная оговорка к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), о том, что развитые страны могут предоставлять развивающимся странам «специальный и дифференцированный режим» для экспортируемой продукции.

Европейские сообщества первыми ввели в практику систему тарифных преференций в рамках Генеральной системы преференций ЕС, действующей с 1 июля 1971 года.

На основе Генеральной системы преференций разработаны национальные системы преференций США и Канады, принятые в 1975 году.

В 1995 году Чехией и Словакией были предоставлены преференции для товаров, экспортируемых из Российской Федерации на основе ГСП ЕС.

Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии 28 августа 2000 года было подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией и установлен порядок оформления сертификатов происхождения товаров формы «А» на российские товары, экспортируемые в Союзную Республику Югославию (СРЮ).

Правительством Республики Турция c 1 января 2002 года предоставлен, в числе других стран, режим тарифных преференций Российской Федерации в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) и установлен порядок оформления сертификатов происхождения товаров формы «А» на товары, экспортируемые в Турцию. Для реализации ГСП Турция применяет Регламент с изложением Правил происхождения товаров по аналогии с ГСП ЕС.

Для получения преференций, продукция из стран, именуемых «странами, получающими преференции» (бенефициары), должна быть либо полностью произведена в этих странах, либо в достаточной мере обработана или переработана, чтобы соответствовать правилам определения происхождения товаров, действующим в стране, предоставляющей преференции.

Преференции предоставляются при предъявлении импортером в таможенные органы стран, предоставляющих преференции, сертификата происхождения товара формы «А».

Каждая страна, пользующаяся преференциями, принимает на себя обязательство обеспечить правильность и правомочность оформления сертификатов происхождения товаров формы «А».

Согласно Регламенту Европейских сообществ № 000/93, дополненного и измененного Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000 сертификат формы «А» должен выдаваться компетентным государственным органом страны, получающей преференции.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года, право выдачи сертификата формы «А» с 01.01.2003 предоставлено Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

ТПП России предоставляет право выдачи сертификата формы «А» территориальным торгово-промышленным палатам , в установленном порядке.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), в соответствии с общепризнанными нормами международного права , будет осуществлять контроль за применением Генеральной системы преференций, в части, касающейся выдачи ТПП России и уполномоченными территориальными ТПП сертификатов формы «А».

1. Общие положения

1.1. Методика определения российского происхождения товаров, экспортируемых в страны, предоставляющие преференции в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) для оформления сертификатов происхождения товаров формы «А», подготовлена с целью унификации методов и порядка проведения экспертизы экспертными организациями (подразделениями Торгово-промышленной палаты) при определении происхождения товаров, экспортируемых в иностранные государства или их экономические объединения.

1.2. Настоящая Методика разработана с учетом нормативных актов и документов Комиссии Европейских сообществ (КЕС), Минэкономразвития России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, регламентирующих порядок оформления сертификатов формы «А».

1.3. В Методике изложен порядок и методы определения российского происхождения товаров, и оформления актов экспертиз для выдачи сертификатов формы «А» на товары, экспортируемые в страны-члены Европейских сообществ, Турцию, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию, в соответствии с Правилами происхождения товаров, принятыми каждой страной.

1.4. Правила происхождения товара ЕС для стран-членов Европейских сообществ изложены в Регламенте ЕЭС № 000/93, дополненном и измененном Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000, опубликованными в Официальном журнале ЕС № L 188 от 01.01.2001.

В Регламенте, наряду с изменениями и дополнениями Правил определения происхождения товаров, подпадающих под действие преференций Европейских сообществ, изложены:

а) порядок применения преференциального режима ко всем видам продукции, которые производятся с использованием иностранных компонентов (Приложения №№ 14,15 к Регламенту);

б) перечень операций по обработке или переработке иностранных (импортируемых) компонентов, используемых в производстве товаров для экспорта в страны-члены Европейских сообществ, с указанием стоимости этих компонентов, в зависимости от вида товаров, в конечной стоимости экспортируемого товара (от 10 % до 50%) (Приложение к Регламенту).

1.5. Оформление, удостоверение и выдача сертификатов формы «А» на товары, экспортируе­мые в страны-члены Европейских сообществ, Турцию, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию, производится на основании актов экспертиз , выданных экспертными организациями (подразделе­ниями Торгово-промышленной палаты), в соответствии с Положением о порядке оформления, удо­стоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, свя­занных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденным Постановлением Правления ТПП РФ №от 8 октября 2002 года (Раздел 8: «Оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров формы «А», на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их эконо­мическими объединениями в рамках Генеральной системы преференций»).

2.1. При подготовке Методики использованы следующие законодательные акты, стандарты и другие нормативные документы:

§ ГОСТ Р1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений . Общие положения;

§ СТО ТПП Система стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

§ СТО ТПП Инструкция о порядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями системы ТПП России;

§ Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2000);

§ Таможенный кодекс Российской Федерации, от 01.01.01 г., № 000-1;

§ Регламент Европейских экономических сообществ № 000/93, (с дополнениями и изменениями Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000, опубликованный в «Официальном журнале ЕС» от № L 188, от 01.01.2001);

§ Регламент ЕС № 000/2001 от 01.01.2001, опубликованный в Официальном журнале ЕС № L 346, от 01.01.2001;

§ Генеральная система преференций США . Перечень российских товаров для беспошлин­ного ввоза в США;

§ Меморандум Д11-4-4 от 5.06.1998 г. Министерства доходов Канады (Правила проис­хождения товаров);

§ Режим выдачи (удостоверения) сертификатов о происхождении товаров формы «А» в рам­ках системы таможенных преференций, предоставляемых Чешской Республикой на импорт товара из Российской Федерации;

§ Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительст­вом Союзной Республикой Югославии о свободной торговле между Российской Фе­дерацией и Союзной Республикой Югославией, подписанное 28 августа 2000 года;

§ «Дополнение к Постановлению об импортном режиме», опубликованное в официаль­ном печатном органе Турецкого Правительства - «Ресми газете» № 000 (Приложение) от 01.01.2001;

§ Материалы Торговых представительств Российской Федерации из стран-членов ЕС, США, Канады, Чехии, Словакии, Турции и Югославии.

2.2. Для целей данной Методики использованы следующие понятия и термины:

российское происхождение товара - означает, что товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке или переработке в Российской Федерации;

критерий достаточной переработки - означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две или более стран, считается происходящим из Российской Федерации;

производство - означает любого рода обработку или переработку, в том числе сборку или специфические операции;

материал - означает любой ингредиент, сырье, компонент или часть и т. д., использованные в производстве продукции;

продукция - означает конечную продукцию даже в том случае, если она предназначается для использования позднее в другой производственной операции;

товар - означает как сырье и компоненты, так и полученную продукцию (в том числе тепловую, электрическую и другие виды энергии);

товарная номенклатура - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

(ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинирован­ной тарифно-статистической номенклатуры ЕС;

главы и четырехзначные коды означают главы и коды (соответственно, первые две и первые четыре цифры, использованные в Номенклатуре, которая составляет Гармонизированную систему;

классифицированный относится к классификации продукции и материалов под отдельным кодом;

цена франко-завод - означает цену, уплаченную изготовителю, на предприятии которого была выполнена последняя обработка или переработка, при условии, что данная цена включает стоимость всех материалов, использованных в производстве, за вычетом любого рода внутренних налогов, которые возвращаются или будут возвращены, при поставке продукции на экспорт;

партия товара - означает продукцию, которая отправляется одновременно одним экспортером одному и тому же грузополучателю , и оформлена одним транспортным документом, или - при отсутствии такого документа - одним счетом (invoice);

комплект - предусмотренный договором полный набор изделий, имеющих определенное назначение. Например, комплект запасных частей и инструментов, поставляемых вместе с трактором; комплект материалов , необходимых для производства данного вида продукции; комплект оборудование для установки на строящемся предприятии; комплект постельного белья, и т. п.

комплектующее изделие - изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем. Составными частями изделия могут быть детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Согласно Регламенту ЕС, «суда Российской Федерации» и «российские плавучие заводы» относятся только к судам и плавучим заводам:

Которые зарегистрированы или записаны в России и которые плавают под российским флагом,

Которые находятся не менее чем на 50% во владении России, либо компании с главной конторой в России, руководитель которой или руководители, председатели правления директоров или наблюдательного контрольного совета являются гражданами России и, кроме того, не менее половины капитала которой - в случае товариществ или компании с ограниченной ответственностью - принадлежит России, либо ее общественным организациям или гражданам,

На которых капитан и лица командного состава являются все гражданами России, и

На которых не менее 75% экипажа являются гражданами России.

Суда, работающие вне пределов территориальных вод, в том числе и плавучие рыбозаводы, на которых производится обработка и переработка пойманной рыбы, должны будут считаться частью территории России, которой они принадлежат, при условии, что они удовлетворяют вышеуказанным положениям.

2.3. Код товарной позиции (классификация) товаров, экспортируемых в страны-члены ЕС, Турцию, Чехию, Словакию, Югославию, определяется в соответствии с Комбинированной номенклатурой ЕС (КН ЕС). Восьмизначные коды Комбинированной номенклатуры ЕС аналогичны кодам ТН ВЭД и отличаются от них только отсутствием девятой и десятой резервной цифры «0».

2.4. Код товарной позиции (классификация) российских товаров, экспортируемых в США и Канаду, определяется по Гармонизированной товарной номенклатуре США. Каждая товарная позиция обозначается восьмизначным цифровым кодом, первые шесть цифр которого соответствуют ТН ВЭД. Различия в классификации товаров в Гармонизированной товарной номенклатуре США и ТН ВЭД имеют место на 7-ом и последующих разрядах кодового обозначения товара.

3. Товары, полностью произведенные в Российской Федерации

3.1. Товарам, полностью произведенным в Российской Федерации и экспортируемым в страны, предоставляющие преференции, присваивается индекс «Р».

3.2. Полностью произведенными в Российской Федерации считаются следующие товары:

а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если имеются исключительные права на разработку этих недр;

б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

в) живые животные, рожденные и выращенные на ее территории;

г) продукция, полученная от выращенных на ее территории животных;

д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла;

е) продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в мировом океане судами Российской Федерации либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

ж) продукция, изготавливаемая на борту российских плавучих заводов исключительно из продукции, упомянутой в пункте “е”;

С гот. тов . - стоимость готового товара (в денежных единицах );

Примечание: При расчете используются исходные данные, выраженные в одних

денежных единицах, приведенных к одному уровню (масштабу) цен

4.1.8. Товары, не подпадающие под режим ГСП ЕС перечислены в Приложениях №№1,3, к Регламенту ЕС № 000/2001 от 01.01.2001 (см. Приложение к Методике).

4.1.9. Для реализации Генеральной системы преференций Турция применяет Регламент с изложением Правил происхождения товаров по аналогии с преференциальным режимом Европейских Сообществ.

Вместе с тем, при импорте российских товаров Турция не предоставляет режим тарифных преференций:

На сельскохозяйственные товары, главы с 01 по 24;

На товары под кодами 7; 7; 7; 7; 7;

Похожие публикации