Ограничение конкуренции 44 фз разъяснения. Ограничение конкуренции

Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 135-ФЗ), которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. Ограничение участия поставщиков по 44 фз И основная масса из них происходит в сжатые сроки, что оказывает значительное влияние на формирование данного процента. Как подать жалобу в ФАС? Если вы считаете, что конкуренты создают какие-либо из вышеназванных условий нездоровой конкуренции, то для начала необходимо проконсультироваться со специалистами в сфере антимонополии.

Внимание

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.Экспертные Решения д.)? Является ли это ограничением конкуренции? Объединение в один лот вызвано небольшими объемами закупки. В случае если это является ограничением конкуренции, какие санкции грозят заказчику? Ограничение конкуренции В соответствии с п.


17 ст.

Ограничение конкуренции заказчиком в тз аукциона

Правовед.RU 240 юристов сейчас на сайте

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

Добрый день! На какую статью 44 ФЗ можно сослаться обжалуя действия заказчика в части ограничения конкуренции в ТЗ. Габариты прибора. Мы написали запрос на разъяснение, заказчик в ответе вообще проигнорировал вопрос о габаритах Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Ограничение конкуренции при проведении аукциона
  • Является ли закупка ТС в конкретном городе, указанном в ТЗ, ограничением конкуренции по 223-ФЗ?

Ответы юристов (4)

Blog

N 329-ст) объединяется в том числе и технологически разнородная продукция. Это обстоятельство свидетельствует о принципиальной возможности квалификации контролирующим органом действий заказчика, объединившего такие (функционально, но не технологически взаимосвязанные) товары в один лот при осуществлении процедуры определения контрагента, как ограничивающих конкуренцию.К сожалению, ввиду оценочного характера рассматриваемого вопроса нельзя говорить ни о наличии единообразного подхода к его разрешению в правоприменительной практике, ни о наличии официальных разъяснений, где формулировались бы какие-либо универсальные критерии, позволяющие однозначно оценить правомерность объединения различных товаров в рамках одного лота.Особый вид состава дополнен сговором группы лиц и/или согласованными действиями, направленными на реализацию состава преступления.

  • Служба правового консалтинга
  • Ограничение участия поставщиков по 44 фз
  • Документация о закупке. судебная практика и решения фас за 2015 год
  • Правила составления технического задания по требованиям 44-фз
  • Как обжаловать действия, ограничивающие конкуренцию
  • Закупка одним лотом как ограничение конкуренции
  • Ограничение конкуренции по 44 ap статья
  • Ограничение конкуренции по 44 фз статья
  • Ограничение конкуренции по 44 фз статья штраф

Служба правового консалтинга 3 ст.

Статья 8. принцип обеспечения конкуренции

Вместе с тем, для того, чтобы избежать ненужных негативных последствий, рекомендуется все-таки провести отдельную закупку на те работы, которые требуют каких-либо законодательно установленных разрешительных документов, и отдельно на те, которые могут быть выполнены абсолютно любым подрядчиком. ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением.


Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…
Квалифицирующим признаком ограничения конкуренции является нарушение одного или нескольких условий гармоничного функционирования рынка, выражается оно в следующих характеристиках:

  • Фиксация цен на уровне монопольно высоких или низких;
  • Ограничение выхода на рынок конкурента;
  • Сговор по захвату сегмента рынка;
  • Установка и удержание определенной единой цены;
  • Незаконное устранение соперников с рыночного поля.

О том, что говорит УК РФ в отношении недопущения ограничение или устранения конкуренции, читайте далее. Это свидетельствует о том, что политика государства в данном вопросе достаточно четко описана, сфера тщательно изучается и многие ее аспекты освещены в текущем законодательстве.
Ограничение конкуренции и монополистическая деятельность ограничивается законами и нормативными актами, например, Постановлениями Правительства.

Ошибка сервера

Инфо

Эти запросы, в свою очередь должны содержать перечень требуемых аукционной документацией характеристик товара в полном объеме. Кроме того, подтверждением того, что тот или иной товар соответствует требованиям документации, являются паспорта, руководства пользователя, сертификаты, при условии, что требуемые характеристики отражены в перечисленных документах.

Обратите внимание, что сведения, содержащиеся на официальных сайтах компаний – производителей или на любых других ресурсах сети Интернет не являются доказательством того, что товар обладает теми или иными характеристиками. Более того, данная информация не принимается к рассмотрению ни Комиссией антимонопольного органа, ни судами.

На вопрос, что все-таки принцип обеспечения конкуренции означает, ФЗ 44 дает вполне конкретный ответ в .

Во-первых, принять участие в государственном тендере могут все желающие, если они отвечают требованиям законодательства.

Во-вторых, предполагается не только соперничество участников закупок по цене, но и . Наглядно это видно в и , где победитель должен предложить наилучшие условия исполнения контракта.

В-третьих, заказчикам запрещено как-либо необоснованно ограничивать число поставщиков, принимающих участие в тендере. Возможны только оправданные ограничения, как, например, в закрытых процедурах, в конкурсе с ограниченным участием.

Как реализуется принцип обеспечения конкуренции

Принцип обеспечения конкуренции проявляет себя на разных этапах тендера. Так, при заказчик не имеет права указывать товарные знаки и т.п., потому что это может привести к ограничению числа участников. Также нельзя устанавливать в закупочной документации требования к квалификации и деловой репутации участника (). Исключения составляют случаи, когда в самом законе установлена такая необходимость.

Запрещает вести переговоры заказчиков с участниками до определения победителя закупки, кроме некоторых случаев (например, ). Причем, при проведении электронного аукциона не допускается вести только те переговоры, которые создают для отдельных участников более выгодные условия, либо появляется риск разглашения конфиденциальных данных.

Требование об обязательном контракта, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции. Такой дополнительный контроль лишает недобросовестных заказчиков и поставщиков возможности вступить в сговор.

Что делать при нарушении

Несоблюдение принципа обеспечения конкуренции ведет к нарушению права поставщиков на равный доступ к закупкам, а потому может быть обжаловано в ФАС или в суде. Причем могут подать не только заинтересованные участники, но и объединения (общественные или юрлиц).

Жаловаться можно на:

  1. Документацию.
  2. Действия или бездействия организатора торгов (заказчика, специализированную организацию, уполномоченный орган и т.д.)
  3. Оператора ЭТП при аккредитации.

Сроки подачи и правила составления таких документов указаны в . При нарушении этих сроков, либо при несогласии подавшего жалобу с решением контрольного органа, можно обратиться в суд с требованием о восстановлении своих прав и/или отмены закупки.

Законодатель установил запреты на ограничение конкуренции. Любой добропорядочный участник оборота товаров, работ или услуг должен вести деятельность на справедливых условиях, чтобы не причинить своими действиями ущерб другим лицам.

Поэтому важно понимать, что признается нарушением правил, какими принципами следует руководствоваться, чтобы избежать ответственности.

Суть конкуренции и способы ее ограничения

Конкуренция играет важную роль на рынке. С одной стороны, она препятствует необоснованному росту цен, стимулирует производителей и продавцов создавать и продвигать качественные продукты. С другой, – чрезмерное соперничество не дает новым участникам попасть на рынок из-за недобросовестных действий монополистов.

В России действуют три основных акта, которые защищают и развивают естественное соперничество между участниками торгового оборота:

  • закон о защите конкуренции от 26.07.2006 года № 135-ФЗ ;
  • закон о контрактной системе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ ;
  • закон о закупках отдельными видами юридических лиц от 18.07.2011 года № 223-ФЗ .

Суть конкуренции состоит в том, что компании и предприниматели соперничают между собой на рынке, совершают разрешенные законодателем действия в целях сдерживания возможностей других участников продвигать свой товар (). То есть, при наличии борьбы за клиента, на рынке нет участников, которые занимают доминирующее положение. Цены и другие условия обмена ценностями и другими благами складываются свободно, без влияния монополий.

Факт ограничения конкуренции можно установить по следующим признакам:

  • количество субъектов предпринимателей на рынке уменьшилось;
  • цены на товары выросли или снизились не зависимо от экономических условий и сложившейся ситуации на рынке;
  • часть участников действует не самостоятельно и в своих решениях зависит от контрагентов;
  • группа лиц договорилась между собой об общих условиях продажи товаров и правилах поведения на рынке;
  • присутствуют другие обстоятельства, которые дают возможность небольшой группе компаний создавать свои условия продвижения товаров на рынке;
  • государственные органы и местные власти ввели в действие требования к товарам и участникам оборота, которые противоречат законодательству РФ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Законодатель не дает четких признаков, позволяющих отличить добросовестную и недобросовестную конкуренцию. В перечисляется, что запрещено делать участникам рынка. Какие действия разрешены, отдельно не раскрывается.

В общем можно сказать, что добросовестное соперничество основывается на требованиях нормативных актов, недобросовестное – ведется во вред контрагентам.

При добросовестной конкуренции продавец:


Закон о госзакупках №44-ФЗ

Глава 14 КоАП содержит наказание в виде штрафа за:

  • заключение антиконкурентных соглашений;
  • злоупотребление доминирующим положением;
  • нарушение законодательства о торгах;
  • манипулирование ценами;
  • недобросовестную конкуренцию;
  • нарушение правил на розничных рынках.

Сумма штрафов колеблется в диапазоне от 10 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения или без нее.

В качестве меры административной ответственности применяется дисквалификация. То есть нарушитель не может занимать должности в государственной системе, входит в совет директоров компаний, управлять фирмой и т.д.

Законодательство о контрактной системе дает возможность признать результаты проведенных торгов недействительными в случае, если они повлекли необоснованное ограничение количества участников . В таком случае предписывается провести всю процедуру заново с исполнением требований закона.

Особые ограничения

В процессе проведения закупки для государственных нужд заказчики могут составлять техническое задание под конкретного поставщика, вводить специальные требования, которые необоснованно ограничивают количество участников.

Также в самом проекте контракта часто предусматриваются необоснованные сроки поставки или выполнения работ и услуг, которые могут соблюсти лишь немногие контрагенты.

Часто заказчики злоупотребляют правом заключать контракт с единственным поставщиком без проведения состязательных процедур.

По всем этим нарушениям заинтересованное лицо вправе обратиться в антимонопольную службу с обоснованной жалобой.

О том, что собой представляют методы ограничения конкурентной борьбы при выполнении госзаказов, расскажет автор сюжета ниже.


Ведение предпринимательской и экономической деятельности основано на принципах равенства и добросовестности всех участников. Наличие свободной конкуренции создает равные условия для ведения бизнеса, а ее необоснованное ограничение является основанием для привлечения к ответственности. В ряде случаев за недобросовестную конкуренцию может наступать уголовное наказание.

Что такое конкуренция

В понятие конкуренции входит свободный состязательный процесс ведения предпринимательской деятельности, при которой обеспечение свободы поведения субъектов может ограничиваться только законом.

Простыми словами, каждому бизнесмену и предприятию разрешается использовать любые способы и средства получения прибыли и доходов, не запрещенные законодательством.

Какие нормы могут ограничивать конкуренцию? В состав возможных препятствий входят:

  1. необходимость точного соблюдения правил участия в отдельных видах правоотношений (например, при тендерах по государственным или муниципальным заказам по нормам ФЗ-44);
  2. неоправданное установление запретов при участии в конкурентных способах закупок по ФЗ-223;
  3. ограничение на осуществление отдельных видов деятельности без получения разрешительной документации (лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.);
  4. запреты, установленные в Федеральном законе № 135-ФЗ.

В России полномочия по контролю за соблюдением равенства прав субъектов предпринимательской деятельности переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Указанный орган уполномочен рассматривать любые вопросы в рамках Закона № 135-ФЗ, возникающие в процессе деятельности заказчиков и участников тендеров, субъектов естественных и иных монополий.

В большинстве случаев основанием для проверок ФАС будет являться жалоба субъекта, который установил нарушение своих прав и интересов. Помимо этого, ФАС может проводить собственные проверки соблюдения требований закона от всех участников конкурентного рынка.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Образец жалобы можно скачать на нашем сайте, однако для полноценной защиты прав предпринимателей и организацию лучше обратиться за помощью к опытному юристу или адвокату по такой категории дел. Это позволит быстро и эффективно оспорить незаконные действия в сфере экономической деятельности.

Ответственность и наказание

За нарушения в сфере ограничения конкуренции виновным лицам грозит административная или уголовная ответственность. Основанием для привлечения к санкциям будут являться как материалы проверки со стороны ФАС, так и собственное обращение пострадавшей стороны.

При установлении нарушений виновные лица не только понесут установленное в законе наказание, могут наступать последствия в виде отмены неправомерных сделок или закупочных процедур. Жалоба в ФАС является эффективным средством защиты прав на всех этапах участия в государственных и муниципальных тендерах.

Статья 178 УК РФ предусматривает возможность привлечь виновное лицо к уголовной ответственности за следующие действия:

  1. создание картеля - заключение между конкурентами соглашения, запрещенного законодательством РФ, причинившее крупный ущерб физическим лицам, предприятиям, а также государственным интересам;
  2. аналогичное противоправное деяние, если использовалось служебное положение преступника;
  3. картельные действия, повлекшие ущерб в виде уничтожения или повреждения чужих имущественных активов;
  4. причинившие особо крупный ущерб, а также с применением насилия или его угрозы.

Так как данное преступление носит экономический характер, наиболее распространенным видом ответственности будет являться штраф. Помимо этого, могут применяться карательные санкции в виде принудительных работ и лишения свободы. Специальным дополнительным наказанием будут выступать запрет на занятие определенных должностей или на осуществление определенных видов деятельности.

К ответственности по рассматриваемой норме могут привлекаться только должностные лица и граждане, юридическим лицам грозит только штрафная санкция по административным составам.

Как доказывается факт ограничения конкуренции? В отношении картелей органами ФАС устанавливается неправомерное одинаковое увеличение ценового диапазона на однородный состав продукции у разных производителей или поставщиков. Для этого проводиться мониторинг состояния рыночных цен, договорных отношений между различными субъектами предпринимательской деятельности.

В сфере конкурентных закупок по ФЗ-44 основным видом наказания является административный штраф. Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:

  1. противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
  2. необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
  3. отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
  4. незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
  5. нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).

Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.

Территориальными органами ФАС регулярно проводится обобщение практики привлечения к ответственности за неправомерное ограничение конкурентных способов ведения деятельности. Использование этих рекомендаций позволит всем субъектам предпринимательского рынка своевременно выявлять факты неправомерных запретов и ограничений, чтобы требовать привлечения виновных лиц к ответственности.

Добрый день, Алексей

вопросы ограничения конкуренции в госзакупках регулируются

ст 17 ФЗ «О конкуренции»

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

поэтому Ваш вопрос является ли ограничением конкуренции следует оценить исходя из следующих обстоятельств:

Взаимосвязанность товаров и работ

Существует ли функционирующий рынок по этим товарам и услугам (т.е есть ли на Вашем рынке организации, которые занимаются и поставкой товара и оказанием услуг по ремонту и ТО). Как правило, антимонопольной службой в этой части оцениваются коммерческие предложения, собранные заказчиком на этапе формирования документации, данные сайтов организации и тп.

Похожие публикации