Обзор типичных ошибок, совершаемых заказчиками при закупках. Без права на ошибку, или Как защитить себя от недобросовестных заказчиков? Ошибка в аукционной документации

Если их допустить в договоре, извещении, документации о закупке, плане-графике

КАК В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ДОГОВОРЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОШИБКИ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕГО И НАДО ЛИ ОТРАЖАТЬ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕИС?

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком был заключен договор с единственным поставщиком.

В установленные сроки заказчик разместил в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, заключил договор, разместил его в ЕИС, а также направил сведения о заключении договора в реестр контрактов. После этого заказчик обнаружил, что при подписании договора стороны допустили техническую ошибку - вместо фактической даты заключения была указана дата 28.01.2016.

Можно ли в целях исправления технической ошибки внести изменения в договор? Следует ли размещать сведения о таких изменениях в ЕИС?

На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Лилия Баркова.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии с положениями ч. 2 ст. 34 при заключении и исполнении контракта не допускает изменение его условий. Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 34, 95 данного закона. К тому же, как гласит ч. 1 ст. 95, не допускается при исполнении контракта изменение его существенных условий. Опять же кроме случаев, перечисленных в этой части статьи, когда стороны могут изменить условия по соглашению. Причем надо добавить, что перечень таких случаев, закрепленный Законом № 44-ФЗ, является исчерпывающим. В иных случаях, подвергаются изменению существенные условия контракта или нет, закон не предусматривает возможности их изменения.

Приведенная в вопросе ситуация не отнесена Законом № 44-ФЗ к случаям, когда допускается изменение условий контракта. Следовательно, формально заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении даты договора может быть признано контролирующим органом нарушением Закона № 44-ФЗ и повлечь административную ответственность.

Однако отметим, что, несмотря на то что содержание такого реквизита договора, как дата его заключения, имеет существенное практическое значение (например, дата заключения договора может определять момент возникновения предусмотренных им обязательств или срок их исполнения, а применительно к положениям Закона № 44-ФЗ - с учетом указанной в договоре даты может быть осуществлена проверка соблюдения заказчиком срока заключения договора, установленного в ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), реквизит «дата заключения договора» относится к обстоятельствам заключения договора, а не к его условиям. Поэтому мы не можем исключить вероятность иного подхода, если соглашение об изменении даты договора заключается сторонами лишь в целях устранения технической ошибки, допущенной при подписании договора. Если стороны договора смогут подтвердить, что фактически договор был заключен в установленные Законом № 44-ФЗ сроки, то очевидно, что изменение соответствующих условий направлено исключительно на устранение допущенного нарушения. Полагаем, что при таких обстоятельствах формально не соответствующие Закону № 44-ФЗ действия сторон по заключению дополнительного соглашения к договору не должны квалифицироваться как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Однако с учетом вышеизложенного однозначно оценить правовые последствия таких действий мы не можем. За официальными разъяснениями вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ.

Также считаем целесообразным обратить внимание на следующее. В рассматриваемой ситуации договор подписан обеими сторонами без оформления протокола разногласий. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ в ЕИС размещается контракт в том виде, в каком был оформлен проект контракта, подписанный обеими сторонами. При этом подписанный заказчиком, но не размещенный в Единой информационной системе контракт не считается заключенным. Соответственно, если контракт подписан обеими сторонами, на официальном сайте он должен быть размещен в том виде, в каком был подписан, в данном случае - с ошибочно оформленной датой. Внесение изменений в договор в таком случае возможно только после его размещения на официальном сайте. Информация об изменении договора должна быть размещена заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения договора (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, поскольку информация о дате заключения договора подлежит включению в реестр контрактов (п. 5 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ), то в силу ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в случае заключения указанного в вопросе соглашения заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты его заключения направить соответствующую информацию в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (см. также п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

В заключение отметим, что стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть договор по соглашению сторон. Часть 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УКАЗАНИЕ В ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАКУПКЕ НЕВЕРНОГО КОДА БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

В извещении о закупке, документации о закупке, плане-графике указан неверный код бюджетной классификации, отличающийся от указанного в платежных документах.

Нарушает ли такое указание требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и может ли при проверке контрольным органом в сфере закупок данная неточность быть расценена как основание для привлечения заказчика к ответственности?

На этот вопрос отвечают эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Елена Першина и рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Алексей Александров.

Приведенные в вопросе обстоятельства свидетельствуют о формальном нарушении требований законодательства о контрактной системе, однако сами по себе не являются основанием для привлечения заказчика к ответственности.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не конкретизирует, каким образом должно быть изложено условие контракта об источнике финансирования, которое должно включаться в извещение о закупке в силу п. 2 ст. 42 этого закона. На практике такое условие может быть выражено указанием только на бюджет, из которого будет произведено финансирование контракта, например, «федеральный бюджет» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.01.2012 № Ф05-13871/11, ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу № А55-4953/2010). Требование о необходимости указания кода бюджетной классификации в документации о закупке Закон № 44-ФЗ не устанавливает, равно как не предусматривает и запрет на такое указание.

В силу подп. «а» п. 2 п. 5 Особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н, КБК указывается в столбце 1 формы плана-графика.

Разумеется, ошибочное указание КБК в извещении о закупке, документации о закупке и плане-графике формально нарушает требования Закона № 44-ФЗ. Однако само по себе несоответствие этого КБК тому коду, который указан в документах на осуществление оплаты, как нам представляется, не может рассматриваться в качестве основания для привлечения заказчика к какой-либо ответственности. Правоприменительной практики по этому вопросу нам обнаружить, к сожалению, не удалось.

ВОЗМОЖНО ЛИ, В СЛУЧАЕ ДОПУЩЕНИЯ ОШИБКИ ПРИ УКАЗАНИИ ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ТОВАРА, СКОРРЕКТИРОВАТЬ ЦЕНОВОЙ АССОРТИМЕНТ С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА И КОЛИЧЕСТВА ТОВАРА, И НЕОБХОДИМО ЛИ СООБЩАТЬ ОБ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИХ В РЕЕСТР КОНТРАКТОВ?

В контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», была допущена ошибка при указании цены единицы товара.

Возможно ли для исправления данной ошибки изменить цену единицы товара, а именно: по одной позиции уменьшить цену единицы товара, а по другой - увеличить соответственно на такую же сумму (при этом в таком случае цена контракта и количество товара останутся неизменными)?

Нужно ли заказчику направлять информацию об изменении контракта в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов?

На этот вопрос отвечают эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Валерия Счетчикова и рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ Алексей Александров.

Формально заключение сторонами указанного в вопросе дополнительного соглашения является нарушением Закона № 44-ФЗ. Однако оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий в связи с заключением такого соглашения мы не можем. В случае заключения дополнительного соглашения информация об изменении контракта должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов.

В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 данного закона. В соответствии же с ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме как по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части. Установленный положениями Закона № 44-ФЗ перечень случаев, когда допускается изменение условий контракта, является исчерпывающим. В любых других случаях изменение условий контракта является неправомерным, независимо от того, относятся ли изменяемые условия к существенным или нет (см. постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3423/15, Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 № Ф09-4486/15, Семнадцатого ААС от 27.11.2014 № 17АП-13706/14, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2015 №Ф09-733/15).

Если предметом контракта является поставка нескольких товарных позиций, то очевидно, что согласованная в контракте цена единицы каждой товарной позиции является одним из условий договора. Положениями Закона № 44-ФЗ не установлен порядок определения таких цен, если в рамках одной закупки осуществляется закупка нескольких видов товаров. Как разъяснено в п. 70 и 71 письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2014 № Д28И-1889, согласование и изменение таких цен (без изменения цены контракта) допускается на этапе заключения контракта. Аналогичных разъяснений либо правоприменительной практики применительно к возможности изменения соответствующих условий в ходе исполнения контракта (то есть после его подписания сторонами) мы не обнаружили. Приведенная в вопросе ситуация не отнесена Законом № 44-ФЗ к случаям, когда допускается изменение условий контракта. Следовательно, формально заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении цен поставляемых товаров является нарушением Закона № 44-ФЗ (независимо от того, является ли результатом такого соглашения изменение общей цены контракта) и может повлечь административную ответственность (см. постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 № Ф09-5428/15, от 15.07.2015 № Ф09-4884/15, решения Красноярского краевого суда от 02.04.2015 по делу № 7р-276/2015, Оренбургского областного суда от 05.12.2014 по делу № 21-543-2014).

Вместе с тем мы не можем исключить вероятность иного подхода, если соглашение об изменении цены единицы товара по двум позициям заключается сторонами лишь в целях устранения технической ошибки, допущенной при подписании контракта. Если информация, содержащаяся в извещении и документации о проведении соответствующей конкурентной процедуры, а также в предложении (заявке) лица, с которым заключен контракт, свидетельствует о том, что контракт должен был заключен на иных условиях (в части указания цен каждого вида поставляемого по контракту товара), то очевидно, что изменение соответствующих условий направлено исключительно на устранение допущенного нарушения. Полагаем, что при таких обстоятельствах формально не соответствующие Закону № 44-ФЗ действия сторон по заключению дополнительного соглашения к контракту не должны квалифицироваться как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Однако с учетом вышеизложенного однозначно оценить правовые последствия таких действий мы не можем. За официальными разъяснениями вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ.

В заключение отметим, что поскольку информация о цене единицы товара подлежит включению в реестр контрактов (п. 6 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ), то в силу ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в случае заключения указанного в вопросе соглашения заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты его заключения направить соответствующую информацию в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (см. также п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

Информационно-аналитическом издании "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги"

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2015 г. N Ф08-7221/15 по делу N А53-429/2015



Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при ведении протокола помощником судьи Шевляковой И.Н., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Матвеевой И.А. (доверенность от 30.12.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Кравцова А.Д. (доверенность от 23.01.2015), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Кип Комплект Сервис", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2015 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-429/2015, установил следующее.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 10.10.2014.

Решением от 10.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2015, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов о наличии технической ошибки в проекте контракта фактическому содержанию документации об аукционе.

В отзыве управление просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители антимонопольного органа и управления повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.

Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru управление (заказчик) разместило извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку термогигрометров. Согласно аукционной документации управлению требовались термогигрометры в количестве 10 штук, характеристики которых указаны в приложении N 1 к аукционной документации.

Согласно протоколу от 25.09.2014 аукцион признан несостоявшимся, поскольку поступила одна заявка от ООО "Кип Комплект Сервис" (далее - общество), которую аукционная комиссия признала соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и аукционной документации.

Управление обратилось в антимонопольный орган с ходатайством о согласовании заключения контракта на поставку термогигрометров с единственным поставщиком.

Антимонопольный орган принял решение от 10.10.2014, которым признал заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, а также отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, указав, что аукционная документация не содержит однозначного наименования товара, который требуется поставить.

Управление обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения антимонопольного органа недействительным.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно аукционной документации объектом закупки являлись термогигрометры в количестве 10 штук. В приложении N 1 к аукционной документации указано назначение прибора - измерение температуры и влажности, а также даны его характеристики и указана комплектность товара. Судебные инстанции, оценив извещение о проведении аукциона, аукционную документацию, протокол, заявку участника аукциона, заявление управления о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, пришли к выводу о наличии технической опечатки в пункте 1.1 проекта контракта, предоставленного в антимонопольный орган, в части указания предмета закупки - детекторы акцизных марок, так как из анализа аукционной документации следует, что заказчик проводил аукцион на поставку термогигрометров, установленные в документации требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам относятся непосредственно к термогигрометрам. Как следует из заявки общества, оно предлагало к поставке термогигрометры с характеристиками, указанными в аукционной документации. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии нарушений статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

В силу пункта 12 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, далее - Порядок N 537) по результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. В соответствии с пунктом 15 Порядка N 537 контрольный орган отказывает в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в случаях: если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: неправильный выбор способа определения поставщика; установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; установление в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки; выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемых закрытых способов определения поставщиков либо проведенных закупок в случае обращения о заключения контракта с единственным поставщиком.

Допущенная при подготовке проекта контракта техническая ошибка при наличии извещения о проведении аукциона, аукционной документации, заявки общества и протокола подведения итогов электронного аукциона не свидетельствует о том, что в аукционной документации заказчик не определил товар, который требуется к поставке. Наличие технической ошибки в проекте контракта при обращении о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком не предусмотрено Законом N 44-ФЗ и Порядком N 537 в качестве основания для отказа в таком согласовании.

Суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольный орган не доказал нарушение управлением положений Закона N 44-ФЗ, необоснованно отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком и правомерно удовлетворили заявленные требования.

Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284 , 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А53-429/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Е.В. Андреева
И.М. Денека

Тендерный рынок в России неуклонно расширяется и модернизируется. В наибольшей степени это проявляется в Москве и Московской области, но и в регионах его развитие видно невооруженным глазом. Причем именно провинциальные города зачастую являются крупными центрами машиностроения и строительства, предоставляя возможность поставщикам участвовать в глобальных проектах. Соответственно, это позволяет им существенно повысить свою прибыль и увеличить объемы производства. Вслед за изменением количества и увеличением важности конкурсных торгов возникает потребность в корректировке и уточнениях федеральных законов.

Закупки, размещаемые на официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru можно разделить на два вида: государственные, регулируемые Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и коммерческие, регулируемые Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Субъектами РФ в соответствии с вышеназванными федеральными законами могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Как правило, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ направлены на уточнения и разъяснения действующего законодательства.

Статистика и закон

Количество закупок, размещаемых на официальном сайте, растет с каждым годом, что является показателем развития отечественной экономики. Но по-прежнему количество заявок, поступающих от заказчиков из регионов РФ, в несколько раз меньше от заказчиков из Москвы. Например, самый большой по площади регион в Российской Федерации - это Республика Саха (Якутия), и, по данным системы тендеров и закупок сайт, из этого региона на сегодняшний день было размещено 5 486 заявок. Однако московские заказчики бьют рекорды по количеству размещенных закупок - 75 512 тендеров.

Любопытным является тот факт, что, например, из 648 размещенных закупок в Карачаево-Черкесии на запросы котировок приходится 400, а на электронные аукционы - 220. При этом в Адыгее проводится примерно такое же количество закупок - 699, однако запросов котировок среди них всего 265 и 399 электронных аукционов. Объясняется это, вероятно, тем, что процедура проведения запроса котировок является легкой по отношению к другим видам размещения заказа (то есть для заказчика закупки путем проведения запроса котировок выгодны из-за сроков размещения). Однако условия проведения этой процедуры несколько снижают уровень конкуренции среди поставщиков благодаря тем же сжатым срокам, соответственно существует ценовое ограничение. При этом Федеральным законом № 94-ФЗ пропорциональное размещение заказов по способам закупки никак не оговаривается. Основным ориентиром для заказчика в выборе способа размещения заказа является начальная максимальная цена контракта: если НМЦК до 500 тыс.руб. - запрос котировок, а если цена контракта свыше 500 тыс. руб. - конкурс или аукцион. В выборе между конкурсом и аукционом заказчик руководствуется Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

Стоит отметить, что коррупционность на тендерном рынке в регионах РФ с каждым годом снижается. Происходит это в том числе и за счет активности самих участников размещения заказа. Например, в феврале этого года в ходе заседания Совета по противодействию коррупции при полномочном представителе Президента в Уральском федеральном округе Игоре Холманских губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин заявил, что количество коррупционных преступлений, в том числе и при размещении госзаказов, в регионе снизилось на четверть, а достичь это удалось путем принятия целого ряда серьезных мер.

Федеральным законом № 94-ФЗ предусмотрено право участникам размещения заказа на обжалование действий либо бездействий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора ЭТП, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Не стоит забывать, что участник на любом этапе размещения заказа, но не позднее заключения контракта всегда имеет право подать жалобу в ФАС. После заключения контракта обжалование действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке (ст. 57 94-ФЗ).

Как показывает статистика, поставщики, не зная норм права, не обращаются в контролирующие органы за восстановлением своих нарушенных прав. Особенно часто это происходит в регионах.

Заказчик допустил ошибку?

Нередки случаи, когда заказчик при размещении заказа допускает технические ошибки. К примеру, громкое дело во Владимирской области: в техническом задании к государственной заявке было указано одно количество приобретаемого оборудования, а при проверке исполнения госконтракта было установлено, что количество поставленного товара значительно отличается от заявленного в техническом задании. Представитель заказчика сослался на допущенную ошибку в конкурсной документации, но не смог объяснить, по какой причине ошибка не была устранена. То есть участник заключил контракт на поставку одного количества товара, а по факту поставил меньше, чем было предусмотрено конкурсной документацией. Однако оплата за поставку товаров была произведена в полном объеме. В итоге заказчик был признан виновным в совершении административного правонарушении по части 3 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В случае, если заказчиком допущена техническая ошибка, то заказчик должен внести изменения в аукционную документацию не позднее 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Федеральным законом № 94-ФЗ установлено, что изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. Проект контракта составляется путем включения сведений о победителе аукциона, предложенной им цены, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в аукционе. При этом сведения о товаре формируются на основании технического задания, приложенного к аукционной документации. Соответственно, если в техническом задании было указано 5 позиций, то и в контракте количество поставляемых товаров не должно меняться.

Другая ситуация произошла в Ленинградской области. По результатам запроса котировок с подрядчиком был заключен контракт, но некоторое время спустя, когда подрядчиком было выполнено 80% работы, заказчик внес изменения в локальную смету. Соответственно, с учетом внесенных изменений в локальной смете соразмерно уменьшилась и цена уже заключенного контракта. Заказчик пошел на хитрость и заключил с подрядчиком дополнительное соглашение о внесении изменений в контракт. В конечном итоге подрядчику контракт оказался крайне невыгодным. В данном случае он мог обжаловать действия заказчика в судебном порядке, так как было явное нарушение норм Федерального закона № 94-ФЗ.

Фиксировались случаи, когда участников размещения заказа из регионов РФ по незнанию законодательства не допускали к процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, что является прямым нарушением действующего законодательства. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Несомненно (это отмечают многие эксперты), Федеральный закон № 94-ФЗ уже не может справляться со сложившейся ситуацией на тендерном рынке. Ввод Федеральной контрактной системы необходим, и откладывать этот процесс никак нельзя. Именно поэтому 18 февраля на заседании совета Государственной Думы было принято решение вынести проект закона о ФКС на рассмотрение Госдумы во втором чтении 12 марта 2013 года.

Айбазова Диана,

юрист тендерного отдела ГК BiCo

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Какая информация об электронном аукционе первична и приоритетна при наличии разночтений (ошибок) в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона № 44-ФЗ, указываются:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  • адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона № 44-ФЗ;
  • дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
  • размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
  • преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона № 44-ФЗ;
  • требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона , и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств , работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В свою очередь, согласно ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, следующая информация:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
  • краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона № 44-ФЗ , информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
    При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
  • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с данным законом;
  • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ;
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с данным законом);
  • размер обеспечения исполнения контракта , порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Закона № 44-ФЗ. Как показал анализ ч. 5 ст. 63 и ст. 42 Закона № 44-ФЗ, сведения о сроках поставки товара указываются в извещении об осуществлении закупки.

Отмечаем, что исходя из ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, указанную в этой же части. Таким образом, информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе сведения о сроках поставки товара, первична и приоритетна по отношению к этой же информации, указанной в документации об электронном аукционе.

Напоминаем, что согласно ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе .

Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. Поэтому, если не истек срок, указанный в ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ, можете рассмотреть вопрос о внесении изменений в документацию об электронном аукционе (например, в части сведений о сроках поставки товара).

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

При проведении электронного аукциона в документации (извещении и проекте контракта) была допущена ошибка в названии улицы адреса поставки (разница в одну букву). Можно ли после заключения контракта заключить доп. соглашение и изменить его?

Ответ

Как заказчику изменить условия контракта

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.

В каких случаях изменять заключенный контракт

По общему правилу стороны контракта не вправе изменять его существенные условия, но есть ряд исключений. Стороны вправе изменить существенные условия контракта по соглашению сторон, если:

1. Необходимо снизить цену контракта, не изменив предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, их качество и иные условия контракта.

2. Заказчик предложил увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов. В таком случае стороны по соглашению и с учетом положений бюджетного законодательства России вправе изменить цену контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Внимание: изменить условия контракта, указанные в пунктах 1 и 2, можно, если заказчик в контракте и документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в контракте предусмотрел такую возможность.

Пример: как увеличить определенный вид работ, указанный в смете

Если заказчик - казенное или бюджетное учреждение и лимитов для увеличения цены у него нет, то он не вправе увеличить на 10 процентов объем работ и цену контракта (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

3. Цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года, составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет:

Изменения вносятся в контракт на основания решения Правительства РФ.

4. Цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 1 млрд руб. (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

5. Цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года, составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Размер цены для данной ситуации составляет 500 млн руб. (п. 1 постановления № 1186).

Изменения вносятся в контракт на основании решения местной администрации.

6. Регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги изменились в соответствии с законодательством России.

По этому основанию, например, стороны могут изменить цену контракта, заключенного на основании пунктов 8, 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

7. Заказчику - казенному учреждению (не бюджетному, а именно казенному) как получателю бюджетных средств уменьшены ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В таком случае заказчик согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новые условия контракта, в том числе цену и (или) сроки его исполнения и (или) количество товара, объема работы или услуги.

Сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта проводится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090.

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не согласен изменить срок исполнения контракта или снизить цену контракта без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг, то заказчик согласовывает с ним условия контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг (п. 2 постановления № 1090).

Заказчик принимает решение об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств исходя из:

  • соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги (ч. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в т. ч. продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены (ч. 4 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

8. Контракт заключен с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами ее территории. Цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина России.

Внимание: применить пункт 8 можно только в случае, если такая возможность была предусмотрена в контракте с иностранной организацией.

9. По согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставляется товар, выполняются работы, оказываются услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Исключение составляют товары, происходящие из иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранными лицами, в отношении которых Правительство РФ либо Минэкономразвития России установило ограничения (ч. 7 ст. 95, ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Они устанавливают случаи, при которых заказчик не вправе заменить товар или страну (страны) происхождения товара. Такие ограничения установлены в следующих нормах:

  • пункт 3(1) постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 13 приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункт 4 постановления Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • пункты 9, 10 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изменения, внесенные в условия контракта, стороны излагают в дополнительном соглашении. Заказчик размещает их в реестре контрактов.

В 2016 году стороны контракта вправе по соглашению изменить следующие условия:

  • срок исполнения контракта;
  • цену контракта;
  • цену единицы товара, работы, услуги;
  • количество товаров, объем работ, услуг.

Более подробно см. Какие особенности исполнения контрактов появились в 2016 году.

Внимание: несоблюдение правил изменения контракта влечет административную ответственность

Если стороны изменили условия контракта, в том числе увеличили цену товаров, работ, услуг, и при этом возможность такого изменения не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, то штраф грозит:

  • должностным лицам и индивидуальным предпринимателям - в размере 20 000 руб.;
  • юридическим лицам - в размере 200 000 руб.

Такая ответственность установлена в части 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Размеры штрафа увеличатся, если незаконное изменение привело к:

  • дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
  • уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Штраф в таком случае для должностного лица, индивидуального предпринимателя и юридического лица составит двукратный размер:

  • дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или
  • цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом правонарушения.

Такая ответственность установлена в части 5 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под должностными лицами понимаются руководители заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), а также индивидуальные предприниматели. В указанных составах предприниматели не упоминаются, однако несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Ситуация: можно ли изменить количество товара на стадии заключения контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ

Нет, возможность внесения изменений в условия контракта на основании части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена при его исполнении, то есть после его заключения. Контракт необходимо заключить на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (если такие документы предусмотрены в соответствии с Законом № 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

И только после заключения контракта (подписания его сторонами) необходимо сформировать дополнительное соглашение об уменьшении количества товара на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Ситуация: заключать ли допсоглашение и продлевать ли срок исполнения контракта? В смету заложили непригодные материалы и провели экспертизу сметы

Заключите дополнительное соглашение о приостановлении работ на период экспертизы и замены непригодных материалов согласно статьям 716 и 750 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная позиция выражена и в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2016 г. № Ф05-20281/2015, А40-33444/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 г. № 15АП-10220/2014, А53-25124/2013 и Девятого арбитражного суда от 1 августа 2013 г. № 09АП-22545/2013, А40-155524/2012.

Ситуация: можно ли продлить срок действия контракта, если на этапе его исполнения уменьшили ранее доведенные лимиты и включили эту сумму в лимиты будущего года. Закупку проводит казенное учреждение

Да, можно.

Продление срока исполнения контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств возможно при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Об этом говорит Минэкономразвития России в письме от 29 июля 2015 г. № Д28и-2209 (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли изменить в контракте порядок, в котором стороны урегулируют споры

Да, можно.

Стороны не вправе изменять только существенные условия контракта. Но даже для этого правила есть исключения, которые предусмотрены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Существенные условия указаны в статье 34 Закона № 44-ФЗ. А анализ статьи 34 показал, что порядок, в котором стороны урегулируют споры, не относится к существенным условиям контракта (письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-02-15/24252).

Ситуация: можно ли неоднократно увеличивать или уменьшать цену контракта в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта, делать несколько допсоглашений

Такая возможность не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, но и запрет не установлен. Заказчик вправе на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ неоднократно увеличивать или уменьшать цену контракта в пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта, делать несколько допсоглашений.

Ситуация: как заказчику увеличить цену контракта на капитальный ремонт

Чтобы увеличить цену контракта на капитальный ремонт, выполните три шага.

Шаг 1. Измените смету по тем позициям, которые нужно увеличить. Ведь смета становится частью договора подряда с момента, когда заказчик ее подтвердил. Общую стоимость сметы измените пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10 процентов. Об этом сказано в письмах Минэкономразвития России от 16 сентября 2014 г. № Д28и-1866, от 18 августа 2015 г. № Д28и-2497.

Шаг 2. Заключите с подрядчиком . В документе сошлитесь на норму закона и пункт контракта, где указано, что стороны вправе изменять контракт. Например, напишите так:
«В соответствии с разделом 4, пунктом 4.4 государственного контракта и статьей 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" раздел 4, пункт 4.1 государственного контракта читать в следующей редакции…».

Шаг 3. Информацию о том, что изменили цену, внесите в реестр контрактов. Там же опубликуйте дополнительное соглашение. Сведения в реестре опубликуйте в течение трех рабочих дней с даты, когда стороны заключили дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик вправе увеличить стоимость контракта на капитальный ремонт только при двух условиях.

Условие 1. Заказчик предложил увеличить количество продукции, которое предусмотрено контрактом. Тогда цену контракта изменяют пропорционально дополнительному количеству продукции. Увеличить цену контракта можно не более чем на 10 процентов. За основу берут цену единицы продукции. При этом увеличить можно только объем работ, которые предусмотрены контрактом. Добавлять новые работы, которых нет в смете, нельзя.

Условие 2. Возможность увеличить цену предусмотрена контрактом. Например, в контракте вы прописали: «Объем работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями настоящего контракта, может быть увеличен или уменьшен по отдельным позициям сметного расчета не более чем на 10 процентов от цены единицы объема работы, установленной настоящим контрактом».

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 4 декабря 2015 г. № Д28и-3634.

Ситуация: можно ли изменять контракт, чтобы исправить ошибки в документации об аукционе

Заказчик не вправе вносить изменения в проект контракта. В противном случае подобные действия заказчика приведут к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона № 44-ФЗ.

Должностных лиц заказчика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 22 января 2015 г. по делу № К-К-40/15/14).

Если исполнение невозможно, то заказчик и поставщик вправе сразу после заключения контракта расторгнуть его по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на 10 процентов, если контракт заключен по результатам проведения запроса котировок

Нет, не вправе.

Во-первых, стороны не вправе увеличить цену контракта на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ без увеличения количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг (выполняемых работ).

Во-вторых, возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена в нем и в документации о закупке (за исключением закупки у единственного поставщика) (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок не предполагает формирования документации о закупке. Поэтому если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, то заказчик не вправе заключать дополнительное соглашение к контракту, изменяющее количество поставляемого товара, объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также цену контракта, на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Данный вывод подтверждается позицией Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3411, от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12811.

Ситуация: можно ли увеличить объем работ на 10 процентов в отношении уже исполненного контракта

Нет, нельзя. Исходя из смысла подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменить условия контракта его стороны могут только в ходе его исполнения (например, до подписания акта сдачи-приемки всех работ, акта о выполнении обязательств по контракту). То есть если контракт уже исполнен, его условия нельзя изменить.

Ситуация: заказчик заключил контракт на строительство школы. В проектной документации он предусмотрел виды работ по огнезащите металла, а в заключенном контракте (смете) эти работы не предусмотрел. Можно ли дополнительным соглашением включить эти работы в контракт с увеличением стоимости контракта до 10 процентов

Нет, такая возможность в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена. Исходя из смысла подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «новые работы» в контракт добавить нельзя, поскольку на 10 процентов можно увеличить только объем работ, который уже предусмотрен в контракте. При этом также увеличение цены осуществляется исходя из установленной в контракте цены единицы работы.

На «новые работы» заказчику необходимо провести новую закупку. Например, если ее сумма не превышает 100 000 руб., то у единственного поставщика (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: по результатам электронного аукциона учреждение для обеспечения нужд субъекта РФ заключило контракт на оказание услуг охраны служебного помещения. Однако позднее возникли непредвиденные расходы на другие необходимые учреждению услуги, в результате чего возникла недостача финансирования. Можно ли снизить цену заключенного контракта

Да, можно. В данной ситуации у заказчика есть несколько вариантов возможных действий:

  1. Снизить цену контракта без изменения объема услуг (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  2. Уменьшить объем услуги и цену контракта не более чем на 10 процентов (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
    При этом в указанных случаях необходимо наличие следующих условий:
    - возможность изменить условия контракта заказчик предусмотрел в документации о закупке и контракте, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в контракте;
    - заказчик и подрядчик имели взаимное согласие на такое изменение.
  3. Уменьшить объем услуги и цену контракта, воспользовавшись возможностью, предусмотренной для контрактов в 2016 году.

Снизить цену контракта в данной ситуации возможно только по соглашению сторон.

Ситуация: возможно ли внесение изменений в условия контракта по соглашению сторон в размере не более чем на 10 процентов в отношении уменьшения цены единицы запасных частей

Нет, стороны не имеют правовых оснований для внесения изменений в условия контракта в части уменьшения цены единицы запасных частей.

Внести изменения в условия контракта при его исполнении в размере не более чем на 10 процентов возможно, лишь когда заказчик и подрядчик имели взаимное согласие на такое изменение, а также заказчик предусмотрел в документации о закупке и контракте, а при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в контракте право изменить его условия в отношении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, но не количества запасных частей.

Ситуация: можно ли увеличивать объем поставляемой продукции не по всем позициям, а только по некоторым пунктам

Нет, нельзя. Законодатель однозначно установил порядок определения цены единицы дополнительно поставляемого товара, который не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням. Увеличить количество товара можно только при целевой закупке конкретного товара.

В противном случае, например, заказчик может купить дополнительно поставляемый товар из перечня по цене за единицу, в десятки раз превышающей цену, по которой поставщик первоначально поставлял необходимый товар по контракту.

Ситуация: можно ли увеличить объем услуг по контракту на ОСАГО

Да, заказчик может увеличить объем страховых услуг при условии, что такая возможность была предусмотрена документацией о закупке (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

У органов контроля могут возникнуть вопросы соблюдения пропорциональности цены контракта дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта. Однако при закупке услуг страхования в контракте указывают формулу цены и максимальное значение цены контракта. Это позволит увеличить объем услуг и цену контракта в пределах 10 процентов в соответствии с формулой цены (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 13 января 2014 года № 19).

Ситуация: можно ли изменить на 10 процентов цену энергосервисного контракта

Нет, нельзя. Цену энергосервисного контракта определяют исходя из подлежащего уплате исполнителю процента экономии. процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения контракта (ч. 14 и 15 ст. 108 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 4 октября 2016 г. № ОГ-Д28-11935).

Ситуация: подрядчик установил двери, характеристики которых отличаются от указанных в техническом задании. Подрядчик представил документ, что двери обладают улучшенными характеристиками. Нужно ли предъявлять к подрядчику штрафные санкции

Нет, не нужно. Возможность поставки товаров с улучшенными характеристиками предусмотрена в части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ: «При исполнении контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными…».

Ситуация: можно ли заключить соглашение об изменении номера контракта и номера протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

Да, поскольку номер контракта и номер протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок не являются существенными условиями контракта. Заказчик вправе изменить их. При этом необходимо помнить, что в данной ситуации ему необходимо внести изменения и в сведения о контракте в реестре контрактов на официальном сайте в течение трех рабочих дней с даты подписания дополнительного соглашения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: допускается ли при исполнении контракта изменить размер аванса

Нет, не допускается. Такая возможность не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли продлить срок окончания контракта в связи с тем, что товар задержан на таможне

Нет, нельзя. Такой случай не предусмотрен частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Поэтому в случае заключения дополнительного соглашения к контракту об изменении срока его окончания по данному основанию есть риски, что антимонопольная служба расценит такое изменение как правонарушение, предусмотренное статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поставщику следует помнить о том, что заказчик может применить к нему меры ответственности в виде неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусмотрены контрактом (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: может ли заказчик внести изменения в контракт в случае, если в ходе исполнения контракта выяснилось, что в части работ нет необходимости

Нет, не может. Возможность изменения условия контракта в указанном случае Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.

Заказчику необходимо расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в объеме выполненных работ. На оставшиеся денежные средства осуществить закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Ситуация: как заказчику уменьшить количество поставляемого товара, если в ходе исполнения контракта в 8 процентах такого поставляемого товара отпала необходимость, но возможность изменения условий контракта заказчик не предусмотрел в документации о закупке

Если в документации о закупке заказчик не предусмотрел возможность изменения условий контракта на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, то внести изменения в условия контракта в части уменьшения количества поставляемого товара нельзя.

В связи с этим после поставки и приемки необходимого количества поставляемого товара заказчику и поставщику необходимо рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон в части количества поставляемого товара, в которой отпала необходимость у заказчика, а также в части соразмерного уменьшения цены контракта исходя из цены единицы товара.

Ситуация: можно ли внести изменения в условия исполнения контракта в части замены источника финансирования

Нет, нельзя. Источник финансирования является одним из обязательных условий контракта (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Возможность его изменения не предусмотрена ни статьей 34, ни статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: может ли заказчик установить в контракте условие о его ежегодной пролонгации

Нет, не может. Положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность продления исполнения обязательств по контракту на следующий год. Условие о пролонгации контракта не позволяет четко определить дату окончания правоотношений сторон и увеличивает цену контракта до стоимости, превышающей допустимую Законом № 44-ФЗ, что нарушает положения Закона № 44-ФЗ. Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Курганской области от 22 июля 2015 г. по делу № А34-3527/2015.

Ситуация: можно ли продлить срок действия контракта до 100 000 руб. В контракте предусмотрена пролонгация

Нет, нельзя. Если продлите срок действия контракта, то автоматически увеличите стоимость со 100 000 до 200 000 руб. и нарушите положения пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Работника контрактной службы или контрактного управляющего накажут штрафом в 30 000 руб. за заключение контракта на сумму, которая превышает 100 000 руб. Также срок действия контракта относится к существенным условиям, которые не могут быть изменены (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Ситуация: заключать ли допсоглашение к контракту, когда меняются реквизиты, адрес местонахождения, руководитель, наименование заказчика или исполнителя

Обязанности нет. Стороны контракта вправе либо заключить допсоглашение, либо направить уведомление. Основание: условия контракта о наименовании, реквизитах, адресе местонахождения руководители не признают существенными и не требуют согласования сторонами. Вывод следует из статьи 432 Гражданского кодекса РФ, статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает Минэкономразвития России в письме от 5 сентября 2016 года № Д28и-2394 и судебная практика: постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2007 года № А56-18227/2006, от 1 июля 2005 года № А56-35431/04.

Ситуация: вправе ли заказчик увеличить цену контракта в пределах 10 процентов, если после изменений стоимость контракта превысит НМЦК

Да, вправе. Главное, чтобы новая цена не превышала доведенные лимиты. То есть заказчик вправе увеличить цену контракта не более чем на 10 процентов в пределах доведенных лимитов (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, ст. 34, п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Ситуация: расторгнуть контракт или изменить условия исполнения. В контракте по энергоснабжению нужно изменить точку поставки электроэнергии, так как заказчик переехал в другое здание

Ситуация: нужно ли уменьшать срок оплаты на 30 дней в контрактах, которые заключены до вступления в силу изменений

Заказчику не нужно изменять срок оплаты в контрактах, которые заключил до вступления в силу изменений, указанных в Законе от 1 мая 2017 года № 83-ФЗ.

Основание: Закон № 83-ФЗ не содержит норм о распространении действия на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу. Также в статье 95 Закона № 44-ФЗ нет правовых оснований для изменения срока оплаты.

В каких случаях изменять контракт нельзя

Нельзя изменять:

  1. Предмет контракта (например, конкретный вид услуг и особенности их исполнения по договору возмездного оказания услуг) (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
  2. Условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для контрактов данного вида (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).
  3. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Например, если заказчик в контракте установил банковское сопровождение конкретным банком и сторонам необходимо будет осуществлять финансирование через конкретный банк.
  4. Поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляет случай, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ), слияния (п. 1 ст. 58 ГК РФ) или присоединения (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Внимание: перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: в каких случаях заказчик может передать права и обязанности по контрактам новому заказчику, не являющемуся правопреемником старого предприятия

Передача прав и обязанностей по контрактам может быть осуществлена только в том случае, если новое учреждение относится к категории заказчиков в понимании Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ напрямую не устанавливает случаи, когда возможна перемена заказчика, но допускает саму такую возможность (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № Д28и-808).

Передача прав и обязанностей исходя из смысла части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ может быть произведена только новому заказчику.

Ситуация: можно ли передать права и обязанности по контракту иностранному государству? Предмет контракта - строительство объекта, переданного в собственность Южной Осетии

Нет, нельзя. Права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику в случае перемены заказчика. Иностранное государство в понимании Закона № 44-ФЗ не может быть заказчиком. Такой вывод следует из пунктов 5-7 статьи 3 и части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: могут ли стороны, заключив соответствующее дополнительное соглашение, осуществить замену одного гарантирующего поставщика на другого по контракту на поставку электроэнергии в связи с утратой первоначальным поставщиком статуса гарантирующего поставщика на основании приказа Минэнерго России

Перемена гарантирующего поставщика недопустима. Закон № 44-ФЗ допускает замену поставщика только в случае замены его правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае сторонам следует оформить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ).

Ситуация: может ли заказчик изменить наименование подрядчика в заключенном контракте при наличии документов, подтверждающих изменение наименования подрядчика

Да, может. Наименование подрядчика не является существенным условием контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перемена подрядчика не осуществляется, так как он остается прежним, но с новым наименованием.

То же самое касается и изменения наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (п. 7 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Например, в случае изменения открытого акционерного общества на публичное акционерное общество.

Ситуация: можно ли работы, которые подрядчик должен выполнить в 2018 году, исполнить в 2017 году и наоборот

Нет, нельзя.

Порядок и сроки выполнения работ относят к существенным условиям контракта. Существенные условия изменять нельзя, кроме исключений, которые перечислены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Изменение порядка и сроков выполнения работ в исключения не попадает (п. 1 ст. 432 ГК РФ, ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если незаконно измените условия контракта, должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб., юридическому лицу - 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Обязанности заказчика, который изменил контракт

После того как стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, изменившее его условия, заказчик обязан:

  1. Направить информацию о внесенных в контракт изменениях в Казначейство России в течение трех рабочих дней с даты заключения такого соглашения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Порядок направления такой информации установлен в следующих актах:
    - Правилах ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084;
    - приказе Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».
  2. Разместить информацию о внесенных в контракт изменениях в единой информационной системе (zakupki.gov.ru) в течение одного рабочего дня с даты заключения такого соглашения. Сведения, составляющие государственную тайну, заказчик не должен размещать (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Расторгнуть контракт или изменить условия исполнения. В контракте по энергоснабжению нужно изменить точку поставки электроэнергии, так как заказчик переехал в другое здание

Диляра Баширова, заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России

Заказчик вправе изменить условия контракта, если адрес оказания услуг - это не существенное условие. В противном случае расторгните контракт по соглашению сторон и проведите новую закупку (ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 29 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-2615).

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгий порядок изменения существенных условий заключенного контракта в соответствии со ст. 95 44-ФЗ. Поэтому, если у заказчика возникнет потребность их изменить, ему необходимо помнить, в каких случаях это делать можно, а в каких нельзя.

В данном случае, при обнаружении ошибки необходимо было внести изменения в аукционную документацию, размещенную на сайте, в установленный законом срок. Так как Заказчик не вправе будет потом вносить изменения в проект контракта. В противном случае подобные действия заказчика приведут к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона № 44-ФЗ. Должностных лиц заказчика привлекут к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 22 января 2015 г. по делу № К-К-40/15/14).

После заключения контракта Заказчик вправе изменить условия контракта, а именно, адрес поставки, если это не будет являться существенным условием контракта. В противном случае расторгните контракт по соглашению сторон и проведите новую закупку (ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 29 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-2615).

Похожие публикации