Почему муп переходит на 44 фз.
Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2019 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.
Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.
Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.
Например, если ГУП или МУП оказывает (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.
Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2019 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.
Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2019 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС и . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2019 г.
А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2019 году, отпадает сам собой.
ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.
Кого не коснутся изменения
Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:
- Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
- в собственность государства.
Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2019 году, на такие закупки никак не повлияет.
Чем завершится реформа
Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.
С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:
- Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
- Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
- Организация работает в сфере естественных монополий.
Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.
Муниципальное унитарное предприятие РЭП является управляющей компанией по обслуживанию многоквартирных домов. В рамках исполнения своих обязанностей, как управляющая компания, МУП должен заключить договор с региональным оператором на обращение с твердыми бытовыми отходами. Осуществляется ли процедура заключения такого контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе?
Ответ
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.
Если вы осуществляете закупку по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому вы сами являетесь исполнителем, то это одно из оснований для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ и соответственно такая закупка не подпадает под действие Закона 44-ФЗ. Если же нет, то вам необходимо осуществить процедуру заключения такого контракта в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Закупки государственных, муниципальных унитарных предприятий
Унитарные предприятия с 1 января 2017 года исключаются из заказчиков по Закону № 223-ФЗ и становятся заказчиками по Закону № 44-ФЗ.
Соответственно, осуществляют по нему все закупки независимо от источника финансирования, кроме случаев, указанных в Законе № 223-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с новой редакцией пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
- За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ выделяют только два основания (по источнику финансирования и статусу заказчика) для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ, а в остальных случаях, в том числе независимо от источника финансирования, закупки должны осуществляться по Закону № 44-ФЗ.
Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки ГУП и МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.
Как рассчитывает Правительство РФ, перевод ГУП и МУП на Закон № 44-ФЗ поможет расходовать бюджетные средства более эффективно и тщательнее контролировать заказчиков. Ведь Закон № 223-ФЗ, по правилам которого сейчас работают ГУП и МУП, позволяет с помощью разных наименований способов закупок маскировать закупку у единственного поставщика. В отличие от этого, Закон № 44-ФЗ устанавливает более жесткие требования к закупкам.
Что изменится для ГУП и МУП при переходе на Закон № 44-ФЗ:
- Назначить контрактного управляющего или контрактную службу. Запомните, что их квалификацию надо обязательно подтвердить специальным документом. Например, дипломом о повышении квалификации по курсу «Управление закупками» в объеме не менее 108 часов;
- Составить план-график закупок и утвердить его до начала 2017 года;
- Включить в план-график обязательные закупки у СМП;
- Составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Не забудьте про обоснование закупок, которое должны составлять все заказчики по контрактной системе;
- Провести нормирование всей закупаемой продукции: что и для каких целей покупает предприятие;
- Перейти на способы закупки, предназначенные для контрактной системы. Основными способами станут открытый конкурс и электронный аукцион. Часть товаров придется покупать строго только через электронный аукцион согласно аукционному перечню;
- Ограничить свои закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в очень ограниченном объеме на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- Установить ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний (например, программное обеспечение, лекарства, отдельные виды медицинских изделий, отдельные виды продуктов, товары машиностроения).
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Конечно, между 223-ФЗ и 44-ФЗ существует большая разница, знать которую должен как заказчик, так и поставщик. Даже объем текста и его содержание уже говорит о том, 44-ФЗ конкретизированный, жесткий, сложный, но в то же время для государства - более прозрачный и подразумевает добросовестную конкуренцию.
223-ФЗ имеет гибкую систему закупок, поэтому позволял ГУП и МУП самим решать, продукцию каких марок и у кого они будут покупать, заключая договоры. Также было больше возможностей закупать товары или услуги у единственного поставщика.
Теперь же соблюдение 44-ФЗ предусматривает строгую отчетность, и в случае нарушений требований закона налагает административную ответственность.
Следить за действиями предприятий в сфере закупок можно через Единую Информационную Систему, в которой каждый зарегистрированный участник публикует планы, графики и планы закупок.
С вступлением в силу 44-ФЗ появилась контрактная служба. Сотрудникам, входящим в состав этой группы, необходимо выполнять большой объем работ. Чтобы они могли делать это качественно, было предусмотрено обучение не менее 108 часов в различных учебных центрах.
Муниципальные и государственные унитарные предприятия - это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.
Как закупают МУПы и ГУПы
Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.
В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:
- за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены - граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
- при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
- при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.
Иногда закупки проводятся за счет квартиросъемщиков и собственников жилья в многоквартирных домах. Как быть в этом случае, сообщил Минфин в своем письме от 29.01.2018 № 24-01-07/4711. Им в ведомстве прояснили исчерпывающий перечень ситуаций, когда возможно не применять 44-ФЗ. Процедур, которые проводятся за счет жильцов домов, там нет. Это означает, что такие закупки осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.
Изменения с 2018 года
С 2018 года унитарным предприятиям позволили проводить больше закупочных процедур по 223-ФЗ. Госдума приняла 21 июня Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ. Некоторые положения ФЗ о ГУПах и МУПах вступили в силу 29 июня 2018 года. Он разрешил МУПам и ГУПам закупать по 223-ФЗ за счет собственных средств. Поправки уже внесены в ст. 15 44-ФЗ.
Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам. Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт
ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ
ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.
Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП
ФАС предложила ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые ведут деятельность на конкурентных рынках (Проект Федерального закона от 25.09.2018 № 554026-7). Причина, по мнению ведомства, состоит в том, что через ГУП и МУП заказчики уходят от закупок по Закону № 44-ФЗ. Проект Федерального закона рассматривают в Госдуме.
- предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
- учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
- предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.
Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.
Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.
Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ
До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ. Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го. Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ , исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.
Как привлекать соисполнителей
Иногда при исполнении контрактов приходится привлекать соисполнителей. Муниципальные и государственные унитарные предприятия - не исключение. Как им привлекать сторонние организации, в своем письме от 22 декабря 2017 г. № 24-04-08/87329 рассказал Минфин.
Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.
Переход ГУП и МУП на 44-ФЗ в части осуществления закупок определен Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ. С 1 января 2017 г. муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
Семь шагов к переходу ГУП и МУП на работу по 44-ФЗ
ШАГ 1. Обучение ответственных должностных лиц
Контрактный управляющийСогласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Работники контрактной службыСогласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ все работники контрактной службы (в т.ч. руководитель контрактной службы) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Члены комиссии по осуществлению закупокСогласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ Заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека. Таким образом, в случае, если Заказчиком создается единая, конкурсная или аукционная комиссии, то количество обученных членов комиссии должно быть не менее 3 человек (при общем количестве членов комиссии 5 членов), а при создании котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее 2 человек (при общем количестве членов комиссии 3 члена).
Комментарий: В соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ 76 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, а программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
Согласно «Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок» от 12.03.15 г. Минэкономразвития России и Минобрнауки России (далее – методические рекомендации), минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок составляет не менее 108 часов.
Таким образом, объем обучения по программе повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов, а объем обучения по программе профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. Исключение – руководитель Заказчика, объем обучения которого должен составлять не менее 40 часов (согласно методическим рекомендациям).
Согласно ст.195.3 ТК РФ: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет:
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
- за повторное нарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 50 000 до 70 000 рублей.
ШАГ 2. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). А в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Реализация требованияВ целях реализации данного требования (после принятия решения о назначении контрактного управляющего или создании контрактной службы), Заказчику рекомендуется разработать и утвердить следующие информацию и документы:
- Положение (регламент) о КС/КУ Заказчика;
- Регламент взаимодействия КС(КУ) с другими подразделениями и отделами организации (по желанию Заказчика);
- Приказы о назначении КУ/работников контрактной службы или о возложении обязанностей на действующих сотрудников организации Заказчика;
- Должностные инструкции на КУ/работников контрактной службы (либо осуществить внесение изменений в действующие инструкции в срок до 31.12.2016 г.).
1. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
2. Типовое Положение (регламент), утвержденное приказом Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г.;
3. Трудовой кодекс РФ;
4. Профессиональный стандарт - специалист в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 625н);
5. Профессиональный стандарт - эксперт в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 626н).
ШАГ 3.Осуществить планирование закупок на 2017 и последующие годы
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок (как правило, на трехлетний период);
2) планов-графиков (на 1 год).
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия должны сформировать и утвердить в срок до 31.12.2017 г. план закупок и план-график.
В плане закупок, плане-графике а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ указывается идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
Чем руководствоваться при формировании идентификационного кода закупки (ИКЗ)Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».
Чем руководствоваться при формировании планов закупок1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1043 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 761 (закупки для государственных нужд Самарской области).
1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 750 (закупки для государственных нужд Самарской области).
Помимо формирования планов закупок и планов-графиков, Заказчикам следует осуществить обоснование каждой закупки при формировании плана закупок, плана-графика.
При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, а при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе дополнительные требования к участникам закупки).
Чем руководствоваться при осуществлении обоснования закупокШАГ 4. Зарегистрироваться в ЕИС
Последовательность действий Заказчика по получению электронной подписи для получения возможности осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ представлена в Приказе Казначейства России от 30.12.2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».
ШАГ 5. Разместить в ЕИС план закупок, план-график
План закупок и план-график утверждаются в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Утвержденные план закупок и план-график (вместе с обоснованием закупок) подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Чем руководствоваться при размещении в ЕИС планов закупок и планов-графиковПостановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ШАГ 6. Составить и утвердить дополнительные локальные акты
1. Регламент (положение) о комиссии по осуществлению закупок, порядок ее работы, а также приказ о создании комиссии по осуществлению закупок
с учетом следующих особенностей:
Виды комиссий:
- конкурсная комиссия;
- аукционная комиссия;
- котировочная комиссия;
- комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
- единая комиссия.
Численность и состав:
- конкурсная, аукционная и единая комиссии ≥ 5 человек (в т.ч. председатель комиссии);
- котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению запросов предложений и окончательных предложений ≥ 3 человек (в т.ч. председатель комиссии).
2. Типовая документация для основных способов закупок .
3. Типовые проекты контрактов .
4. Регламент (положение) по экспертизе (шаблон экспертного заключения).
5. Регламент (положение) по приемке товаров, работ, услуг.
6. Приказ о назначении ответственных должностных лиц за проведение «внутренней» экспертизы, приемки товаров, работ, услуг .
7. Приказы о назначении ответственных должностных лиц по другим направлениям (например, ответственных за сбор коммерческих предложений, подготовку технических заданий и пр.).
ШАГ 7. Внести изменения в Положение о закупке или сформировать новое
С 01.01.2017 г. ГУПы, МУПы осуществляют закупки в соответствии с 223-ФЗ только в двух случаях:
1) за счет грантов
, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами … а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации … субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту
в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В случае принятия решения о продолжении осуществления части закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчику следует внести изменения в действующее Положение о закупках или создать новое Положение о закупках.
При этом указанные правовые акты в случае их принятия государственными, муниципальными унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.
При формировании нового или внесении изменений в действующее Положение о закупках, Заказчику следует учитывать, в том числе:
1) нововведения в Законе 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2017 г., касающиеся работы государственных и муниципальных унитарных предприятий;
2) требования Постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (вступает в силу с 01.01.2017 г.).
К сведению Заказчиков: ключевые отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ
Законодательство РФ |
Законодательство РФ |
||
Электронная подпись – кто выдает |
Казначейство |
Казначейство (в отдельных случаях) |
|
Электронные площадки |
5 электронных площадок «Госзаказа»:: |
Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок. |
|
Способы закупок |
Открытый конкурс - ст. 48 44-ФЗ; |
Согласно ч.3 ст. 3 223-ФЗ |
|
Контрактная служба (контрактный управляющий) |
Обязательно создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего |
Не предусмотрено 223-ФЗ |
|
Комиссия по закупкам |
ст. 39 ФЗ № 44 |
п. 4 ст. 447 ГК РФ |
|
Обучение в сфере закупок |
Обязательно для: |
Не обязательно, но возможно |
|
Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов |
Применяются согласно ст. 37 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов. |
Не установлены 223-ФЗ |
|
Национальный режим |
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, применяется национальный режим. Особые условия допуска (например, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и др.) |
По состоянию на 01.10.2016: Постановление Правительства РФ №925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» - далее Постановление Правительства РФ № 925. (вступает в силу с 01.01.2017 г.) |
|
Указание товарного знака, производителя, страны происхождения при описании объекта закупки |
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ) |
Можно указывать товарные знаки, производителя, страну происхождения (если запрет не содержится в Положении о закупке) с учетом положений Постановления Правительства РФ № 925 и иных НПА, регулирующих национальный режим и импортозамещение. |
|
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), способы |
Согласно ст. 22 44-ФЗ: Начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода (методов): |
Обоснование не требуется (если иное не предусмотрено в Положении о закупках) |
|
Требования к участникам закупки |
Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 44-ФЗ), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; ПП РФ от 04.02.2015 № 99). |
Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). |
|
Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44, п. 7 ст. 3 ФЗ № 223). |
|||
Предоставление преимуществ |
1. Обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО) |
1. Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223). Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, Заказчик обязан производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок. |
|
Планирование закупок |
План закупок на период действия закона о бюджете (как правило, 3 года) |
План закупок на 1 год |
|
Обоснование закупок |
Обязательное обоснование закупок, является отдельным документов к плану закупок и плану-графику |
Не предусмотрено 223-ФЗ |
|
Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг |
ст. 41, ч. 3 ст. 94 44-ФЗ |
Не предусмотрена 223-ФЗ |
|
Заключение и изменение условий контракта (договора) |
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 44-ФЗ. |
При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). |
|
Условие об ответственности в контракте |
Ч. 4 ст. 34 44-ФЗ |
Не предусмотрено 223-ФЗ |
|
Отчетность по закупкам |
ч. 9-12 ст. 94 44-ФЗ, ПП РФ № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта). Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238). |
ч. 19 ст. 4 223-ФЗ Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. (ч. 21 ст. 4 223-ФЗ) составляется в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352. |
Торгово-промышленная палата Самарской области готова оказать помощь ГУП и МУП в переходе на работу по Закону № 44-ФЗ по следующим вопросам:
|