Закрытый конкурс: основания и процедура. Как проводится закрытый конкурсный тендер Закрытый конкурс по 44 фз

Закрытый конкурс - не самая популярная процедура. Она предназначена лишь для определенных случаев. Тем не менее о ней будет полезно знать и заказчикам, и поставщикам.

Когда проводится закрытый конкурс?

Закон 44-ФЗ устанавливает несколько оснований для проведения закрытого конкурса:

  • закупка товаров работ или услуг для обеспечения нужд, которые содержат сведения о государственной тайне;
  • закупка товаров, работ или услуг, документация которых содержит сведения, составляющие гостайну;
  • закупка услуг по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки);
  • закупка услуг по уборке помещений и услуг водителей, которые производятся в обеспечение деятельности судей и судебных приставов.

Подготовка документов

Элементами документации любого конкурса является: описание объекта закупки, техзадание, обоснование НМЦК, критерии оценки, условия заключения контракта и другие документы. Закрытый конкурс дополнительно предполагает следующие элементы: список потенциальных участников процедуры, формы их приглашения к участию, условия их допуска к документации, а также обоснование выбора способа закупки. Что касается последнего, то для этого обычно бывает достаточно указать, что закупаемый объект включен в установленный законодательством «закрытый» перечень.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Согласование с ФАС

Проведение закрытого конкурса должно быть согласовано с ФАС. Для согласования в службу направляются собранные документы. Рассмотрение заявки должно занимать не более 10 дней. В итоге ФАС вынесет решение: согласовать проведение процедуры или нет. Отрицательный результат будет получен уже через 5 дней.

По каким причинам могут отказать? Они могут быть как формальными, то есть неправильное оформление документов, так и существенными. Например, антимонопольный орган может решить, что заказчик пригласил к участию в процедуре слишком мало поставщиков без веских на то оснований. А это нарушение антимонопольного законодательства.

Решение о согласовании проведения закрытого конкурса будет действовать в течение 3-х месяцев.

Публикация извещения в ЕИС

Теперь заказчик должен разместить информацию о проведении закупки в ЕИС. Между датами публикации и вскрытия конвертов должно пройти как минимум в 20 дней.

Публиковать можно только информацию о самом факте проведения закупки, а также способе, которым потенциальные участники получат доступ к документации. Если опубликовать излишнюю информацию, заказчик будет признан нарушителем закона, а закупка отменена.

Приглашение участников

Приглашение должно быть направлено каждому участнику, который вошел в список потенциальных. При желании участвовать в закрытом конкурсе поставщик ответит заказчику и направит соответствующий запрос. В течение следующих трех дней заказчик должен направить поставщику документацию. За это может быть установлена плата, но она не должна превышать расходы заказчика на создание копий направляемых участнику документов. Если плата предусмотрена, то сначала участник должен ее уплатить, и только потом он получит документы.

Определение поставщика

Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.

В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.

Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.

Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям - ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления - более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.

Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.

Заключение контракта

По итогам рассмотрения заявок составляется протокол. В течение 3-х дней после этого участнику, признанному победившим, направляется проект контракта. Его подписание должно состояться между 10-м и 20-м днями с даты формирования протокола. Победитель закрытого конкурса, также, как и открытого, перед подписанием контракта должен внести обеспечение его исполнения.

Рассмотрим, как провести закрытый конкурс по контрактной системе, начиная с разработки документации. Если вы собираетесь провести закрытый конкурс на закупку товаров по 44-ФЗ, будет полезной подробная инструкция по всем этапам процесса.

Этап подготовки закрытого конкурса

Заказчик при проведении закупки руководствуется положениями, прописанными в п. 5 гл. 3 Закона № 44-ФЗ, важным при этом является соблюдение ряда общих правил, невыполнение любого из которых может неблагоприятно сказаться на исходе конкурса или даже послужить причиной его отмены.

При составлении документации на закрытый конкурс по поставке товаров (услуг или работ), обращайте внимание на наличие всех обязательных составляющих: описание самого объекта, ТЗ, расчет стартовой цены, список потенциальных участников (в который должно входить, как минимум, 10 поставщиков).

У вас должны быть на руках четко прописанные правила допуска потенциальных поставщиков к ознакомлению со сведениями об условиях процедуры, а также критерии оценки подаваемых заявок (с формулами расчета), критерии (условия) заключения контракта и форма приглашения к участию.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Не забудьте также про подготовку обоснования выбора закрытого способа закупки (как правило, для этого достаточно указать, что ее предмет входит в соответствующий определенный ФЗ перечень, подразумевающий в большинстве случаев гостайну) и наличие общей информационной карты. Все это, кроме списка участников и обоснования проведения закрытых торгов, обозначено в ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Заказчикам по Закону № 223-ФЗ предоставят право проводить закрытые закупки в электронной форме. Процедуры, которые они смогут использовать, — закрытый конкурс, закрытый аукцион, другие закрытые способы, которые предусмотрели в положении о закупке.

Начало закрытого конкурса по 44-ФЗ

После подготовки документации и проверки ее комплектности, пишется заявление о проведении процедуры закрытого типа, которое направляется в ФАС РФ для согласования . Одобрение ФАС РФ - обязательное условие при проведении такой формы, как закрытый конкурс по контрактной системе. Решение данный орган принимает в течение 10 суток с момента получения заявления и документов.

Получив согласование ФАС РФ, вам необходимо далее (но не всегда) опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Следует очень внимательно отнестись к тому, что именно вы публикуете, открыть можно лишь информацию о самом факте осуществления закупки и порядке предоставления доступа к документации.

Победитель конкурса конкурса в закрытой форме

Победителю высылается проект договора, отправить его заказчик обязан не позднее 3 дней с момента составления протокола (по итогам рассмотрения заявок). Документ составляется с учетом обозначенного в заявке предложения поставщика-победителя, цена соглашения не должна превышать заранее обозначенную НМЦ. Закон отводит на оформление договора 20 суток, подписать его, однако, стороны могут лишь через 10 дней, отведенных на возможность обжалования. В это время заказчик должен получить надлежащее обеспечение от поставщика, проверить документацию и внести в закрытый реестр информацию о банковской гарантии .

В том случае, если победитель закрытого конкурса уклонился от заключения контракта, заказчик имеет право передать его участнику процедуры, занявшему второе место, а к недобросовестному победителю предъявить иск об убытках.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Обращаясь к первой части статьи 84 Закона о контрактной системе можно найти определение закрытых способов закупок, в том числе таких как закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и другие способы. При этих видах закупок сведения, в том числе и документация, о таких закупках направляются организатором закупки ограниченному кругу поставщиков. Разберем особенности таких закупок.

1. Закрытые способы закупок и их применение

Закрытые способы закупки используются федеральными заказчиками, в случае если в документации есть сведения, содержащие государственную тайну, либо планируется заключить контракт, предметом которого будут страхование, охрана или транспортировка драгоценных камней или металлов для Государственного фонда Российской Федерации. Закрытые способы закупки также применяются если это закупка клининговых услуг или услуг водителей, и заказчики относятся к судебной системе или к судебным приставам, или контракт включает в себя услуги страхования, охраны и транспортировке музейных предметов, редкие и ценные издания, архивные рукописи или документы, которые относят к историческим ценностям, имеющими художественное или культурное значение. Также если эти такие ценности принимаются от физических или юридических лиц заказчиками для проведения выставок на территории Российской Федерации и (или) иностранных государств.

Итак, данная статья контрактной системы, предполагает, что закрытыми могут быть только определенные виды закупок, а именно:

г) аукцион.

Все эти способы закупок являются конкурентными, потому что в закупке могут участвовать несколько претендентов.

Если же обратиться к ранее действовавшему федеральному закону N 94 от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» то увидим, что законом подразумевается лишь закрытый конкурс и закрытый аукцион.

Признаком закрытости такой закупки является участие потенциальных поставщиков, которые получили соответствующие приглашения от организатора процедуры, в отличие от открытых закупок, где участие могут принять все желающие поставщики.

Заказчики, направляя обращения к участию потенциальным участникам, устанавливают определенные требования к претендентам на участие в процедуре, которым они должны соответствовать. Эти требования заявлены в статье 31 ее первой части закона о контрактной системе. Потенциальные участники закупки, принимая приглашение для участия в закрытых способах закупки, также должны иметь возможность выполнить все условия описанные в процедуре закупки. Предметом могут быть работы и услуги, или осуществление поставки, на условиях проекта контракта.

2. Разрешены ли закрытые торги по 223-ФЗ?

На данный момент ясного и понятного ответа на этот вопрос нет. Законом №223-ФЗ не установлено применение понятие закрытых торгов, в нем лишь описаны случаи, когда сведения о закупке не размещаются в Единой информационной системе. Эти случаи разрабатываются и указываются в положении самим заказчиком. Хотя был прецедент, когда таким образом заказчик провел закрытые торги руководствуясь и опираясь на свои положения о закупочной деятельности. При этом он отклонил одну из заявок. Участник направил иск в суд на неправомерный отказ. И Двадцатый арбитражный апелляционный суд решил, что заказчик нарушил тем самым закон, проводя закупку в закрытой форме Постановление от 10.04.2014 по делу N А09-8106/2013.

Федеральная антимонопольная служба придерживается противоположного мнения. Она считает, что заказчик может проводить закрытые торги, если это предусмотрено его положением о закупочной деятельности. Решение от 14.11.2013 по делу N 223ФЗ-43/2013 .

3. Органы, согласовывающие закрытые способы закупок

Закрытые торги перед их началом направляют на прохождение согласования с федеральным органом исполнительной власти. Данный орган осуществляет свои полномочия в рамках постановления правительства РФ . Согласно данному постановлению этим органом является Федеральная антимонопольная служба России. Руководствуясь этим же положением, а именно пунктом первым, органом регулирующим контрактную систему указано Министерство экономического развития Российской Федерации. Минэкономразвития РФ же согласовывает порядок использования закрытых способов определения поставщиков.

После того как поступило заявление о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков, их подрядчиков или исполнителей, с момента поступления и до окончания его рассмотрения должно пройти не более десяти рабочих дней. После того как будет принято решение, оно действует с момента его принятия девяносто календарных дней до даты отправки обращения к участию потенциальным участникам, которые будут заинтересованы в данных закрытых торгах.

4. Правила, которые должен соблюдать заказчик при закрытых торгах

Итак, эти правила одинаковы для всех государственных заказчиков:

а) запрещается в форме электронных документов доносить до потенциальных поставщиков закупочную документацию, изменения и разъяснения к ней, потенциальным поставщикам запрещается подавать запросы на разъяснения положений закупочной документации в электронном виде, такие запросы направляются только в посменной форме;

б) давая разъяснения, заказчик предоставляет в письменной форме их всем потенциальным поставщикам, которые получили предложения предлагающие участие в закрытых торгах и были ознакомлены с документацией по закупке. В разъяснении указывается сам вопрос, но участник, направивший запрос должен остаться неизвестным;

в) сведения о закупке, о ходе ее проведения, в том числе и итоговые протоколы не могут быть опубликованы в единой информационной системе либо в информационной сети для общего доступа;

г) при проведении закрытых торгов запрещается проводить аудио- и видеозаписи.

Если при проведении закупки закрытым способом и подведении ее итогов такие закупки признаны заказчиком несостоявшимися, то заказчик имеет право на свой выбор:

первое-заново провести торги для того, чтобы определить заново поставщика, с внесение соответствующих изменений в тендерную документацию;

второе-может согласовать осуществление такой закупки с единственным поставщиком с федеральным органом исполнительной власти. Минэкономразвития Российской Федерации учреждает нормативным документом последовательность такого согласования.

5. Закрытый конкурс

Закрытый конкурс это торговая процедура, по определению схожа с открытым конкурсом. Но в отличие от него, сведения о закрытой процедуре закупки направляются только тем потенциальным претендентам на участие, которых выбирает заказчик исходя из того, что эти претенденты подходят под те требования, которые предусмотрены законом о контрактной системе и самой закупочной документацией. Эти требование будут рассмотрены ниже.

Претенденты на участие имеют возможность выполнить все условия контракта, являющиеся предметом закупки. Данную возможность участники подтверждают документально. Заказчик определяет победителя того участника, чье предложение наиболее лучшее по своим условиям.

Проводя все виды закрытого конкурса, которые содержат сведения о государственной тайне, заказчик размещает извещение о проведении такой закрытой торговой процедуры в единой информационной системе за тридцать дней и более, до даты распечатывания членами конкурсной комиссии конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе.

Но не стоит забывать, что извещение о закрытых торгах не предусмотрено размещение в ЕИС организатором закупки в следующих случаях;

во-первых, закупка клиринговых услуг или услуг водителей, и заказчики относятся к судебной системе или к судебным приставам;

во-вторых, планируется заключить контракт, предметом которого будут страхование, охрана или транспортировка драгоценных камней или металлов для Государственного фонда Российской Федерации;

в-третьих, условия в закупочной документации и ее предмет закупки включает в себя услуги страхования, охраны и транспортировки музейных предметов, редкие и ценные издания, архивные рукописи или документы, которые относят к историческим ценностям, эти предметы имеют художественное или культурное значение. Также если эти такие ценности принимаются от физических или юридических лиц заказчиками для проведения выставок на территории Российской Федерации и (или) иностранных государств;

в-четвертых, если в закупочной документации есть сведения о государственных сведениях, которые можно классифицировать общим понятием как государственная тайна.

Таким образом, заказчик может разместить в единой информационной системе само извещение о закупке в форме закрытого конкурса. А вот закупочную документацию направляет потенциальным претендентам на участие после их обращения с ознакомлением и после предоставления подтверждения на соответствие законодательным требованиям о защите государственной тайны.

Эти требования регламентируются законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне». Положения этого закона предписывают оформление специального допуска для организаций, должностных лиц и граждан РФ, этот допуск дает право доступа к сведениям соответствующей степени секретности.

Под допуском к сведениям, относящимся к государственной тайне для предприятий, учреждений и организаций, проводящими работы с применением средств защиты и шифрования информации, либо оказывающим услуги по защите секретных сведений понимается наличие правильно оформленной лицензии.

Эта лицензия на работы с секретными государственными сведениями или лицензии на шифрование, выдаваемая сроком на пять лет. Без этой лицензии ни один претендент на участие в закрытой торговой процедуре не может проводить работы на военные и специальные объекты, например воинские части, или же это предприятия, работа на которых подразумевает дополнительные меры безопасности. Так же участник не будет допущен без лицензии к поставке в атомную отрасль (случаи, связанные с безопасностью объектов) и если предмет контракта содержит доступ к информации, запрещенной к распространению третьим лицам. Законом однозначно прописаны случаи, когда требуется данная лицензия, требование ее в иных случаях от участников закупки незаконно.

Организации проходят специальную экспертизу, а их руководители, ответственные за защиту секретных сведений проходят аттестацию. Организациями также оплачиваются расходы при получении лицензии.

Участникам, подтвердившим соответствие запрашиваемым требованиям и наличие лицензий, которые отправляли обращение на ознакомление с конкурсной документацией, организатор торговой процедуры направляет в течение трех дней, с момента получения указанного запроса конкурсную документацию. Она передается только в письменной форме. При этом заказчик вправе установить плату за предоставление тендерной документации. Ее размер не может превышать расходы, которые несет организатор при изготовлении копий документов содержащих сведения о закупке. Если такое условие имеется, то сведения о ней содержатся в предложении принять участие в закрытом конкурсе. Внеся необходимую плату, участник получает все запрашиваемые сведения о закупке.

Либо заказчик сам направляет предложения к участию в закупке потенциальным участникам, которые соответствуют требованиям, для того, чтобы они приняли участие в закрытом конкурсе. Такие предложения к участию в торговой процедуре тоже должны быть в письменной форме и содержат сведения, перечисленные в статьях 42, 49 44-ФЗ.

Участники, готовые осуществить выполнение условий конкурса, являющихся его предметом закупки, должны получить обращения с предложением участвовать в торговой процедуре не менее чем за двадцать дней до момента распечатывания конвертов с заявками. Федеральная антимонопольная служба в этот же срок должна получить список потенциальных участников, которым были направлены приглашения для участия в закрытых торгах.

Заказчик может ускорить проведение процедуры, перенеся даты вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками, но при этом с этим должны согласиться все участники процедуры, ответы участников направляются организатору и оформляются в письменном виде.

После рассмотрения заявок в закрытом конкурсе, комиссией оформляется и подписывается протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течении одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в закрытой торговой процедуре.

6. Закрытый конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием очень близок по определению к конкурсу с предварительным отбором. Потенциальные участники сначала проходят предварительную квалификацию, после чего могут пройти на второй этап закрытого конкурса с ограниченным участием и предлагать свои условия связанные с предметом закупки и по исполнению контракта.

Описывая условия предварительной квалификации, заказчиками могут быть установлены не только общие требования к претендентам на участие установленные законом. Заказчик вправе и довольно часто пользуются данным правом, установить особенные требования к претендентам на участие в закрытых торгах (закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или закрытых аукционов), которые не должны противоречить статье 31 части 2.

в-третьих , наличие у участников положительной деловой репутации, либо опыт аналогичных поставок или выполнение услуг, работ;

Прежде чем выбрать данный вид закрытых торгов заказчику необходимо изучить критерии к ее возможному проведению в статье 56 части 2 44-ФЗ. После этого, ознакомившись с установленными случаями и убедившись, что закупка соответствует, заказчики могут проводить конкурс с ограниченным участием. К проведению закрытого конкурсу с ограниченным участием они тоже применяются. Ограничение участия происходит когда предмет закупки содержит сохранение объектов исторического и культурного наследия, в том числе реставрацию объектов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, работы связанные с безопасностью музейных редких ценностей и их безопасностью. Либо перечень случаев согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99:

а) предмет закупки содержит проведение работ с объектами атомной энергии (проектирование, вывод из эксплуатации);

б) предмет з относится к услугам по хранению и транспортировке ядерных отходов и радиоактивных веществ, в том числе переработка и захоронение;

в) закупка конструкций или оборудования, которое будет применяться на обетах атомной отрасли;

г) закупаются ремонтные работы военного ядерного оружия и техники;

д) закупка содержит капитальное строительство или капитальный ремонт, если НМЦ превышает сто пятьдесят миллионов рублей, в случае с закупкой на муниципальном уровне она НМЦ должна превышать пятьдесят миллионов рублей;

е) закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, учреждений связанных с оздоровительным отдыхом детей и организаций социального обслуживания, которые позволяют обеспечить их общественное питание, НМЦ в этом случае должна превышать пятьсот тысяч рублей;

ж) закупаются услуги аудита государственных инвестиционных проектов и их финансирования, а также финансирование таких объектов за счет выделенных бюджетных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

з) предметом закупки является оказание услуг по организации оздоровительного отдыха детей.

Далее, как и в закрытом конкурсе, потенциальные участники подают запросы на ознакомление с документами по закрытому конкурсу с ограниченным участием. В запросе они прилагают документы содержащие подтверждение соответствию требованиям, предусмотренным законом, после чего могут оформлять заявки на участие в закрытом конкурсе.

Заказчик, рассмотрев все заявки в закрытом конкурсе с ограниченным участием, оформляет и подписывает протокол предквалификационного отбора. Данный протокол оформляется в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре.

7. Закрытый двухэтапный конкурс. Этапы двухэтапного конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс – это конкурентный способ закупки имеющий этапы проведения. Закрытый двухэтапный конкурс это тот же открытый двухэтапного конкурса. Разница лишь в том, что он организовывается с участием лишь тех претендентов, которые были приглашены заказчиком, т.е. есть ограничение привлеченных участников. Он проводится в два этапа, причем претенденты могут принимать участие не во всех этапах двухэтапного конкурса. После прохождения первого этапа они вправе не продолжать участие и могут не подавать предложения на следующий этап. Сведения о предмете закупке, сроках его проведения и прочее предается ограниченному кругу претендентов, обратившихся за получением копий документации по закупки. Сроки ее предоставления соответствуют срокам, которые установлены для проведения закрытого конкурса.

Выбирая данный способ закупки, заказчик должен руководствоваться статьей 57 закона 44-ФЗ и соблюдать единовременно выполнение двух требований, а именно:

первое-цель закупки заключить контракт на осуществление научных экспериментов и исследований, проектных работ, к которым относиться, архитектурно-строительное проектирование, либо обеспечение инновационной и высокотехнологичной продукцией, либо в целях создания объекта интеллектуальной деятельности (например, произведения искусства) или требуется заключение договора, на энергосберегающие технологии, позволяющие экономить эксплуатационные расходы, повышая тем самым энергоэффективности и вводя технологий, обеспечивающие энергосбережение.

В первом этапе закрытого двухэтапного конкурса подаются заявки на участие без ценового предложения. Обеспечение заявки на участие на данном этапе не требуется. После рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе, второй этап это предоставление заявки уже с ценовым предложением.

Переходя ко второму этапу закрытого двухэтапного конкурса члены комиссии заказчика, предлагают претендентам объявить окончательное предложение, в котором будут содержаться результаты уточнения после обсуждений на первом этапе и будет указана цена с учетом всех затрат. На этом этапе проведения закрытого конкурса заказчик может запросить обеспечение заявок у участников, перешедших на данный этап. После прохождения всех этапов двухэтапного конкурса и рассмотрения заявок, оформляется и подписывается членами комиссии протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре.

8. Закрытый аукцион

При этом способе закупки заказчик также отправляет всю информацию в письменной форме тем претендентам, которые сделали письменный запрос на ее предоставление. Закрытый аукцион также требует согласование с обоснованием в течение десяти рабочих дней в ФАС России. Закрытый аукцион не может проводиться в электронной форме. Если сам заказчик рассылал предложения претендентам для участия, то такое обращение должно быть выслано за десять дней до окончания подачи заявок, а в случаях с закупками, содержащими секретные государственные сведения тридцать дней до распечатывания членами комиссии конвертов с заявками участников.

Заказчик также извещает ФАС обо всех претендентах, которым были направлены документы по закрытому аукциону не менее чем за пять дней до вскрытия конвертов.

Как писалось выше, заказчик может устанавливать плату за предоставление документов по закрытой процедуре, ее размер не может превышать расходы, которые несет заказчик при изготовлении копий сведений о закупке на основании статей 86 и 87. Требовать же плату с претендентов за участие в закрытом аукционе запрещается. В документации по закрытому аукциону заказчик вправе установить обеспечение заявки. Размер этого обеспечения не должен быть более пяти процентов от НМЦ.

Документация закрытого аукциона должна содержать в себе определенные сведения, которые устанавливает закон о контрактной системе статьей 87.

Претенденты на участие в закрытом аукционе могут направлять письменные запросы разъяснений не менее чем за три дня до окончания подачи заявок. Поле направления такого запроса заказчик в двухдневный срок отправляет запросившему участнику ответ.

Заказчик может вносить изменения в документацию закрытого аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. Принимая такое решение, заказчик в двухдневный срок направляет претендентам на участие, которым были присланы приглашения сведения о таких изменениях. При этом срок окончания подачи заявок необходимо переносить минимум на десять дней.

Заказчик после подписания протокола закрытого аукциона в двух экземплярах направляет один из экземпляров в течение трех рабочих дней с даты его подписания претенденту победившего в закрытом аукционе. Так же копия этого протокола направляется в ФАС в течение одного дня с момента его подписания.

По итогам аукциона заключается контракт, который подписывается только в бумажном виде. Протокол разногласий к такому контракту по закону не предусмотрен законодательно. После проведения процедуры заказчик обязан хранить в течение трех лет все протоколы, заявки участников и аукционную документацию.

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции. ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Случаи, когда заказчик обязан провести закрытую процедуру

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в четырех случаях:

  1. закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Шаг 1. Подготовить техническую документацию

При составлении документации на закрытый конкурс по поставке товаров (работ, услуг), обращайте внимание на наличие всех обязательных составляющих:

  • обоснование ;
  • список потенциальных участников;
  • правила допуска потенциальных поставщиков к ознакомлению со сведениями об условиях процедуры;
  • критерии оценки подаваемых заявок;
  • условия и форма приглашения к участию;
  • обоснование выбора закрытого способа закупки (как правило, для этого достаточно указать, что ее предмет входит в соответствующий определенный законом перечень) и наличие общей информационной карты.

Шаг 2. Получить разрешение ФАС

Далее нужно отправить указанную документацию в ФАС, т.к. все закрытые конкурсы проводятся по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения (ч. 3 ст. 84).

Отказать в согласовании ФАС может как из-за неправильного оформления приложений к заявлению (или ошибок в нем самом), так и по более существенным причинам: например, из-за необоснованно малого количества потенциальных поставщиков, что может быть сочтено нарушением антимонопольного законодательства. Отказ ФАС РФ высылает в течение 5 суток после получения заявления, согласие подтверждает в течение 10 суток, документ о согласовании действует в течение 3 месяцев с момента его выдачи.

После получения согласования процедуры с ФАС РФ, необходимо опубликовать извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Извещение размещается не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Следует очень внимательно отнестись к тому, что именно вы публикуете, открыть можно лишь информацию о самом факте осуществления закупки и порядке предоставления доступа к документации. Разглашение иных сведений будет являться нарушением закона, а сам конкурс отменен. В остальном при размещении информации применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса (ч. 2 ст. 85 Закона № 44-ФЗ).

Шаг 4. Направить участникам приглашения принять участие в закупке

Каждому выбранному участнику из утвержденного списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). В ответ участник направляет запрос на участие в закупке.

В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения потенциальным участником платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Рассмотрение заявок на участие в закрытом конкурсе и определение победителя

Далее необходимо опять обратиться в ФАС, не позднее, чем за 20 суток до момента вскрытия конвертов. Заказчик направляет уведомление, в которое включается перечень потенциальных поставщиков и копии приглашений.

Вскрытие заявок проводится в заранее согласованное время, в один день. Процедура протоколируется (а протокол отсылается в ФАС не позднее следующего за вскрытием конвертов дня), любая съемка или аудиозапись ее запрещена законом, в ЕИС или иной открытый доступ никакая информация о процессе попасть не должна.

У комиссии есть 20 календарных дней для оценки поступивших предложений. В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Заявке с лучшими условиями исполнения контракта присваивается номер «1», если условия одинаковые, то заявки комиссия нумерует в порядке поступления. Если все поступившие заявки отклонены заказчиком по причине несоответствия требованиям, закрытый конкурс признается несостоявшимся.

Заключение контракта

Не позднее 3 дней с момента составления протокола по итогам рассмотрения заявок, победителю высылается проект контракта. Документ составляется с учетом обозначенного в заявке предложения поставщика-победителя, цена соглашения не должна превышать НМЦ закупки. Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок. При этом контракт заключается так же, как и в открытых процедурах, только после предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения контракта.

« » - курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. В программе курса: принципы контрактной системы, планирование, обоснование закупок, определение поставщика, заключение госконтракта, а также разные способы закупок — открытый конкурс, электронный аукцион, запрос предложений и др.

12 762 просмотра

Похожие публикации