Административно территориальное деление и основные регионы. Административно-политическое устройство россии
Под административно-территориальным устройством субъектов Российской Федерации следует понимать научно обоснованное разделение территории субъекта Российской Федерации на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится (организуется) местное самоуправление.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года изменился субъектный состав Российской Федерации, что привело, в свою очередь, к видоизменению субъектного состава административно-территориальных образований. Административно-территориальными образованиями (единицами) больше не являются края и области, которые, как и республики в составе Российской Федерации, города федерального значения, автономная область, автономные округа провозглашены субъектами Российской Федерации, что привело к видоизменению самого субъектного состава внутри, их видов, порядка образования и правового регулирования.
В настоящее время правовое регулирование порядка образования, их упразднения, реорганизации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Собственно нормативными актами субъектов Российской Федерации, регулирующими административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, являются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации. На территории отдельных субъектов Российской Федерации действуют принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации законы об административно-территориальном устройстве соответствующего субъекта Российской Федерации.
В конституциях республик, в уставах других субъектов Российской Федерации закрепляются, прежде всего принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. В наиболее общем виде такими принципами являются:
1) самостоятельность, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства и порядка его изменения;
2) обеспечение целостности территории субъекта Российской Федерации;
3) обеспечение исторически сложившейся системы расселения населения, тенденция ее развития;
4) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
5) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах других субъектов Российской Федерации устанавливается, что в состав субъекта Российской Федерации непосредственно входят - города, соответственно, республиканского, краевого, областного, автономной области, автономных округов значения, а также районы. Такие города и районы принято называть базовыми административно-территориальными образованиями (единицами) субъекта Российской Федерации.
Так, в статье 52 Устава Самарской области установлено, что в состав Самарской области непосредственно входят следующие административнотерриториальные единицы Самарской области:
города областного значения: Самара, Жигулевск, Кинель, Новокуй- бышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск;
районы Самарской области: Алексеевский, Безенчукский, Бога- товский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Ки- нель-Черкасский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Челно-Вер- шинский, Шенталинский, Шигонский.
В отличие от административно-территориального устройства Самарской области, в статье 92 Конституции Республики Коми установлено, что административно-территориальными единицами Республики являются города с подчиненными им территориями; к числу административно-территориальных единиц отнесены также и районы в городе.
Что характеризует город и район как административно-территориальные единицы?
Города играют исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Они являются местом сосредоточения больших промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных, научных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деление их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. В городе Самаре такими внутригородскими районами являются: Куйбышевский, Самарский, Ленинский, Октябрьский, Железнодорожный, Советский, Промышленный, Красноглинский. Территория города Тольятти включает в себя три внутригородские района.
Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономных округов. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, небольшие промышленные предприятия главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции, культурно-бытовые предприятия и др. В свою очередь, территория районов подразделяется на более мелкие административно-территориальные единицы, которые образуют первичное звено административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Такими административно-территориальными единицами (образованиями) являются сельские населенные пункты: поселки, села, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты.
Промежуточным звеном административно-территориальное устройство района, между районом и сельскими населенными пунктами, является сельское поселение, которое представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, административный центр которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в которого в соответствии законами субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. «Сельское поселение» как промежуточное звено административно-территориального устройства сельского района в каждом субъекте Российской Федерации получает свое наименование.
Решения по вопросам образования, объединения, упразднения районов на территории субъекта Российской Федерации принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Образование упразднение, установление границ первичных административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления базовых административно-территориальных единиц, в состав которых соответствующие первичные административно-территориальные единицы.
Контрольные вопросы и задания
1. В каких условиях и на каких правовых основах создавалась РСФСР до образования Союза ССР, и каковы особенности ее государственно-правового статуса?
2. Каков государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР?
3. Почему автономию определяют как государственно-правовую форму политического устройства наций в России? Каковы ее принципы и формы?
4. Определите виды автономных образований и особенности их правового статуса по Конституции РСФСР 1978 г.
5. Каковы государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года? Каково значение государственных символов Российской Федерации?
6. Сформулируйте понятие компетенции Российской Федерации и определите предметы исключительного ведения Российской Федерации, особенности предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
7. На каких принципах строятся отношения Российской Федерации и СНГ?
8. Чем характеризуется государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации и каково отличие от государственно-правового статуса края, области в составе Российской Федерации?
9. Покажите особенности государственно-правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации.
10. Каково содержание компетенции субъектов Российской Федерации, и какие совместные полномочия субъектов Российской Федерации с Российской Федерацией?
11. Систематизируйте исключительные полномочия субъектов Российской Федерации, и покажите особенности их закрепления (на примере содержания главы IV Устава (основного закона) Самарской области).
12. Для каких целей проводится административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, каковы принципы административно-территориального деления виды административно-территориальных единиц?
13. Постройте систему административно-территориального деления Самарской области.
14. Что такое национально-культурная автономия в Российской Федерации, каковы ее принципы и организационные формы реализации?
Регион | Районы | Города | Городские районы и округа | ПГТ | Сельские н.п. |
Российская Федерация | 1868 | 1096 | 327 | 1353 | 153784 |
Центральный федеральный округ | 422 | 308 | 68 | 319 | 59967 |
Белгородская область | 21 | 11 | 2 | 18 | 1574 |
Брянская область | 27 | 16 | 4 | 24 | 2671 |
Владимирская область | 16 | 23 | 3 | 9 | 2475 |
Воронежская область | 32 | 15 | 6 | 21 | 1832 |
Ивановская область | 21 | 17 | 4 | 14 | 2998 |
Калужская область | 24 | 19 | 3 | 10 | 3179 |
Костромская область | 24 | 12 | 0 | 7 | 3502 |
Курская область | 28 | 10 | 3 | 22 | 2775 |
Липецкая область | 18 | 8 | 4 | 0 | 1590 |
г. Москва | 0 | 1 | 10 | 0 | 0 |
Московская область | 38 | 80 | 0 | 69 | 6137 |
Орловская область | 24 | 7 | 4 | 13 | 2921 |
Рязанская область | 25 | 12 | 4 | 23 | 2747 |
Смоленская область | 25 | 15 | 3 | 12 | 4888 |
Тамбовская область | 23 | 8 | 3 | 12 | 1710 |
Тверская область | 36 | 23 | 4 | 28 | 9526 |
Тульская область | 23 | 20 | 5 | 24 | 3416 |
Ярославская область | 17 | 11 | 6 | 13 | 6026 |
Северо-Западный федеральный округ | 155 | 145 | 36 | 146 | 29654 |
Архангельская область | 21 | 14 | 9 | 21 | 3969 |
в т.ч.Ненецкий автономный округ | 0 | 1 | 0 | 2 | 41 |
Вологодская область | 26 | 15 | 0 | 9 | 8005 |
Калининградская область | 13 | 21 | 5 | 3 | 1081 |
Республика Карелия | 16 | 13 | 0 | 11 | 775 |
Республика Коми | 12 | 10 | 1 | 29 | 725 |
Ленинградская область | 17 | 31 | 0 | 32 | 2882 |
Мурманская область | 5 | 16 | 3 | 12 | 136 |
Новгородская область | 21 | 10 | 0 | 15 | 3727 |
Псковская область | 24 | 14 | 0 | 14 | 8354 |
г. Санкт-Петербург | 0 | 1 | 18 | 0 | 0 |
Южный федеральный округ | 259 | 135 | 52 | 94 | 9620 |
Республика Адыгея | 7 | 2 | 0 | 5 | 224 |
Астраханская область | 11 | 6 | 4 | 8 | 429 |
Волгоградская область | 33 | 19 | 8 | 23 | 1496 |
Республика Дагестан | 41 | 10 | 3 | 19 | 1591 |
Республика Ингушетия | 4 | 4 | 6 | 0 | 41 |
Кабардино-Балкарская Республика | 10 | 8 | 0 | 2 | 167 |
Республика Калмыкия | 13 | 3 | 0 | 0 | 262 |
Карачаево-Черкесская Республика | 10 | 4 | 0 | 7 | 137 |
Краснодарский край | 38 | 26 | 12 | 12 | 1723 |
Ростовская область | 43 | 23 | 8 | 7 | 2261 |
Республика Северная Осетия - Алания | 8 | 6 | 4 | 1 | 201 |
Ставропольский край | 26 | 19 | 3 | 7 | 736 |
Чеченская Республика | 15 | 5 | 4 | 3 | 352 |
Приволжский федеральный округ | 448 | 197 | 77 | 297 | 34351 |
Республика Башкортостан | 54 | 21 | 7 | 3 | 4532 |
Кировская область | 39 | 18 | 4 | 42 | 4389 |
Республика Марий Эл | 14 | 4 | 0 | 15 | 1596 |
Республика Мордовия | 22 | 7 | 3 | 14 | 1287 |
Нижегородская область | 48 | 28 | 8 | 62 | 4818 |
Оренбургская область | 35 | 12 | 7 | 1 | 1718 |
Пензенская область | 28 | 11 | 4 | 16 | 1462 |
Пермский край | 33 | 25 | 7 | 38 | 3713 |
Самарская область | 27 | 11 | 12 | 16 | 1311 |
Саратовская область | 38 | 18 | 6 | 27 | 1813 |
Республика Татарстан | 43 | 21 | 7 | 19 | 3082 |
Удмуртская Республика | 25 | 6 | 5 | 7 | 1957 |
Ульяновская область | 21 | 6 | 4 | 30 | 960 |
Чувашская Республика-Чувашия | 21 | 9 | 3 | 7 | 1713 |
Уральский федеральный округ | 119 | 115 | 25 | 79 | 5854 |
Курганская область | 24 | 9 | 0 | 6 | 1230 |
Свердловская область | 30 | 47 | 12 | 26 | 1847 |
Тюменская область | 38 | 29 | 3 | 34 | 1537 |
в т.ч.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 9 | 16 | 0 | 24 | 167 |
в т.ч.Ямало-Ненецкий автономный округ | 7 | 8 | 0 | 5 | 101 |
Челябинская область | 27 | 30 | 10 | 13 | 1240 |
Сибирский федеральный округ | 325 | 130 | 59 | 233 | 11608 |
Республика Алтай | 10 | 1 | 0 | 0 | 245 |
Алтайский край | 60 | 12 | 5 | 7 | 1610 |
Республика Бурятия | 21 | 6 | 3 | 16 | 623 |
Забайкальский край | 31 | 10 | 4 | 41 | 750 |
Иркутская область | 33 | 22 | 7 | 54 | 1487 |
Кемеровская область | 19 | 20 | 14 | 23 | 1075 |
Красноярский край | 48 | 23 | 7 | 40 | 1707 |
Новосибирская область | 30 | 14 | 10 | 17 | 1558 |
Омская область | 32 | 6 | 5 | 21 | 1516 |
Томская область | 16 | 6 | 4 | 1 | 644 |
Республика Тыва | 17 | 5 | 0 | 1 | 139 |
Республика Хакасия | 8 | 5 | 0 | 12 | 254 |
Дальневосточный федеральный округ | 140 | 66 | 10 | 185 | 2730 |
Амурская область | 20 | 9 | 0 | 21 | 598 |
Еврейская автономная область | 5 | 2 | 0 | 11 | 99 |
Камчатский край | 11 | 3 | 0 | 5 | 80 |
Магаданская область | 8 | 2 | 0 | 28 | 57 |
Приморский край | 22 | 12 | 5 | 30 | 616 |
Сахалинская область | 17 | 15 | 0 | 5 | 223 |
Хабаровский край | 17 | 7 | 5 | 24 | 427 |
Чукотский автономный округ | 7 | 3 | 0 | 13 | 45 |
Республика Саха (Якутия) | 33 | 13 | 0 | 48 | 585 |
Сверено по: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2008 года: статистический сборник. Росстат. - М:, 2008, с. 10-12
В последнее время в прессе и в политических кругах все чаще муссируется тема очередной реформы АТД, несмотря на почти 50-летнюю устойчивость существующей системы АТД России; существуют два подхода к ее проведению - унитарный и дифференцированный. В первом случае все субъекты федерации должны иметь равные права и не должно быть различий между рядовыми (областями, краями) и особыми субъектами (национальными республиками, округами, городами федерального значения). Во втором - наоборот, ранжируются субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода особым в первую очередь относят, естественно, национальные республики; хотя число их в 2,5 раза меньше, чем областей и краев, тем не менее они считаются более важными в политическом плане, чем рядовые.
Ярким примером первого подхода является идея В.В. Жириновского разделить всю территорию России на 7 огромных губерний, которые чем-то напоминают «большие» госплановские области 1929 г., но в отличие от них «режут по живому» некоторые старые экономические районы, при этом ряд губернских центров имеют сильный эксцентриситет по отношению ко всей территории губернии (Нижний Новгород вместо Самары). Эти губернии должны включать, по его мнению, следующие субъекты.
1. Северная. Состав: республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ, области Архангельская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская. Центр - Санкт-Петербург. Территория - 1880,3 тыс. км2.
2. Московская. Состав: области Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, город Москва. Центр - Москва. Территория - 448,8 тыс. км2.
3. Южная. Состав: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская; края Краснодарский и Ставропольский; области Астраханская и Ростовская. Центр - Ростов-на-Дону. Территория - 500,3 тыс. км2.
4. Поволжская. Состав: республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия; области - Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр - Нижний Новгород. Территория - 656,6 тыс. км2.
5. Уральская. Состав: республики Башкортостан и Удмуртская, Коми-Пермяцкий автономный округ; области Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская. Центр - Екатеринбург. Территория - 1091,6 тыс. км2.
6. Сибирская. Состав: республики Алтай, Тыва, Хакасия; автономные округа Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Ямало-Ненецкий; края Алтайский и Красноярский; области Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская. Центр - Новосибирск. Территория - 5638,2 тыс. км2.
7. Дальневосточная. Состав: республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская АО; автономные округа Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский; края Приморский и Хабаровский; области Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская. Центр - Хабаровск. Территория - 7127,7 тыс. км2.
Второй подход в перекройке АТД ярко представлен в высказываниях А. Тулеева в феврале 2000 г. о необходимости объединить «простые» субъекты федерации в более крупные для лучшей управляемости страны, не трогая при этом национальные республики, Москву и Санкт-Петербург. В результате такого объединения на территории страны должно остаться 30-35 субъектов федерации вместо нынешних 89. По всей видимости, существуют и иные проекты пересмотра системы АТД России. Общая идея всех таких проектов, как унитарных, так и дифференцированных, - стремление к укрупнению единиц АТД. Таким образом, назревает новая волна изменений в системе АТД, которая напоминает реформы
Павла I и первую советскую. Отражением этих стремлений служит известный указ от 13 мая 2000 г. о формировании 7 «президентских» федеральных округов, на удивление имеющих много общего с губерниями В.В. Жириновского*.
Административно-территориальное деление России
Основные единицы АТД страны соответствуют историческому и экономическому делению России. В царской России основными единицами таких мезорегионов АТД были генерал-губернаторства, губернии, области и т. п..
В РСФСР таковыми являлись автономные республики, края, области а также автономные области в составе краев и автономные округа в составе областей.
Россия является федеративным государством – Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.
Россию по разделению властных полномочий (административно-территориального делению) можно разделить на 3 уровня (см. табл. 2.8):
· федеральный (Россия как государство);
· региональный (83 региона-субъекта РФ шести типов (см. табл. 2.7., 2.9, рис. 2.1), входящих в состав 8 федеральных округов (7 до февраля 2010 г.));
· муниципальный (каждый из субъектов РФ делится на десятки, сотни или тысячи муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов и т. п.), см. табл. 2.8.
Таблица 2.7. Административно-территориальное деление России
Таблица 2.8. Административно-территориальное деление России на 1.01.09.
Федеральный округ | Административно-территориальное деление | |||||
районы | города | городские районы (округа) | поселки городского типа* | сельские администрации всех типов (на 2006 г.) | муниципальные образования (на 2006 г.) | |
Центральный | ||||||
Северо-Западный | ||||||
Южный | ||||||
Приволжский | ||||||
Уральский | ||||||
Сибирский | ||||||
Дальневосточный | ||||||
Россия |
Примечание. В ряде регионов не существует поселков городского типа. Их аналогами являются рабочие поселки.
На 1.01.09 в России насчитывалось 24161 муниципальное образование. В т. ч.: 1810 муниципальных районов, 507 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1745 городских поселений и 19863 сельских поселений.
Административный центр всех регионов России – крупнейший город региона. Исключение – 4 региона: Вологодская и Кемеровская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Границы регионов – субъектов РФ возникли в 1920-30 гг. и почти не менялись в ХХ веке. В большинстве случаев они проходят по границам природных угодий или границам с.х. предприятий.
Необходимо подчеркнуть, что деление России на федеральные округа (начиная с 2000 г.) продиктовано необходимостью укрепления вертикали власти в России и не совпадает с хозяйственным (экономическим) районированием, возникшим в СССР ещё в 20-х гг. ХХ века.
Рис. 2.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование России.
Таблица 2.9. Административно-территориальное деление России, на 1.05.10
Регион – субъект РФ | Экономический район | Федеральный округ |
Республика Карелия | Северный | Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург) |
Республика Коми | ||
Архангельская обл. | ||
Ненецкий А. О. | ||
Вологодская обл. | ||
Мурманская обл. | ||
г. Санкт-Петербург | Северо-Западный | |
Ленинградская обл. | ||
Новгородская обл. | ||
Псковская обл. | ||
Калининградская обл. | не входит в состав ни одного из экономических районов России | |
Брянская обл. | Центральный | Центральный (центр – г. Москва) |
Владимирская обл. | ||
Ивановская обл. | ||
Калужская обл. | ||
Костромская обл. | ||
г. Москва | ||
Московская обл. | ||
Орловская обл. | ||
Рязанская обл. | ||
Смоленская обл. | ||
Тверская обл. | ||
Тульская обл. | ||
Ярославская обл. | ||
Белгородская обл. | Центрально-Черноземный | |
Воронежская обл. | ||
Курская обл. | ||
Липецкая обл. | ||
Тамбовская обл. | ||
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск) |
Республика Ингушетия | ||
Кабардино-Балкарская республика | ||
Карачаево-Черкесская республика | ||
Республика Северная Осетия | ||
Чеченская республика | ||
Ставропольский край | ||
Краснодарский край | Южный (центр – г. Ростов-на-Дону) | |
Республика Адыгея | ||
Ростовская обл . | ||
Республика Калмыкия | Поволжский | |
Астраханская обл. | ||
Волгоградская обл. | ||
Республика Татарстан | Приволжский (центр – г. Нижний Новгород) | |
Пензенская обл. | ||
Самарская обл. | ||
Саратовская обл. | ||
Ульяновская обл. | ||
Республика Марий Эл | Волго-Вятский | |
Республика Мордовия | ||
Чувашская республика | ||
Кировская обл. | ||
Нижегородская обл. | ||
Республика Башкортостан | Уральский | |
Удмуртская республика | ||
Пермский край | ||
Оренбургская обл. | ||
Курганская обл. | Уральский (центр – г. Екатеринбург) | |
Свердловская обл. | ||
Челябинская обл. | ||
Тюменская обл. | Западно-Сибирский | |
Ханты-Мансийский А. О. | ||
Ямало-Ненецкий А. О. | ||
Республика Алтай | Сибирский (центр – г. Новосибирск) | |
Алтайский край | ||
Кемеровская обл. | ||
Новосибирская обл. | ||
Омская обл. | ||
Томская обл. | ||
Республика Бурятия | Восточно-Сибирский | |
Республика Тыва | ||
Республика Хакасия | ||
Красноярский край | ||
Забайкальский край | ||
Иркутская обл. | ||
Республика Саха (Якутия) | Дальневосточный | Дальневосточный (центр – г. Хабаровск) |
Камчатский край | ||
Приморский край | ||
Хабаровский край | ||
Еврейская А. О. | ||
Амурская обл. | ||
Магаданская обл. | ||
Чукотский А. О. | ||
Сахалинская обл. | ||
Итого: 83 региона | 11 экономических районов | 8 федеральных округов |
Примечание. Курсивом выделены регионы, выходящие к государственной границе России.
Зарубежные территории, используемые Россией .
По межгосударственным договоренностям к территории России относится площадь, занимаемая посольствами и консульствами РФ за рубежом.
Кроме того, к зарубежным территориям РФ относятся:
1) территории в КНР, Италии, Палестине (общей площадью около 0,18 км 2);
2) город Байконур вместе с территорией космодрома Байконур арендован РФ у Казахстана до 2050 г. Город Байконур имеет статус города федерального значения, на его территорию распространяется российское законодательство;
3) вместе с другими странами РФ осуществляет экономическую деятельность (добычу угля и др.) на территории о. Шпицберген (Свальбард), в Норвегии, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г.
Административно-территориальное устройство - одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных
и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.
В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство - не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.
Принципы, положенные в основу устройства Российского государства
В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия - уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.
Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них - национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип - административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.
Количество субъектов РФ и их особенности
Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.
Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.
Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ
РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело - двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.
1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.
2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).
3. У них имеется свой законодательный орган.
4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.
5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы - высшие должностные лица (президент - в республиках, губернатор - в областях, мэр - в городах федерального значения).
6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.
7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр - в областях, столица - в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.
История административно-территориального деления России в дореволюционный период
Наша страна - государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.
Волости
В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.
Уезды
С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века - воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.
Губернии
Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.
Генерал-губернаторства
В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.
Особенности устройства СССР
Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение - город - район - республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение - район - город -область(край) - республика - СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.
Административный район и город
Административный район в 5-уровневой структуре может быть "старше", чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.
Особенности современного административно-территориального деления России
РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна - это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.
Необычная федерация
Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.
Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.
РФ и РСФСР
Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР - ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.
Сходство устройства современной России с устройством СССР
Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых - республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями "район-город". Эта система деления досталась нашей стране в "наследство". Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.
Реформирование системы
Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.
Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.
На основе административно-территориального устройства России строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Существующая система сложилась из-за обширной территории нашей страны, из-за ее особенных национальных, региональных, экономических условий. Так каково же административно-территориальные особенности РФ?
Субъекты Российской Федерации
Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.
В состав России входят 88 равноправных субъектов:
- 21 республика;
- 7 краев;
- 48 областей;
- 2 города федерального значения;
- 10 автономных округов;
- 1 автономная область.
Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.
Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.
Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.
Рис. 2. Пермский край.
Федеральные округа
В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.
Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.
Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.
Рис. 3. Москва.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.