Объекты и субъекты административно-правовых отношений. Реферат субъекты административных правоотношений Субъекты административных правоотношений равны между собой

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. рис. 3.1 и 3.2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).

Рис. 3.1.

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом - как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;

2) административной правоспособности и дееспособности субъекта;

3) юридического факта (фактов), то есть, основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Административно-правовые отношения - сфера, интересная тем, что в нее вовлечен широчайший круг субъектов, осуществляющих активность. Участниками соответствующего типа коммуникаций могут быть граждане, организации, государственные и муниципальные органы власти. Рассмотрим то, как осуществляется взаимодействие между ними в видении российских юристов.

Административно-правовые отношения: субъекты

Согласно распространенной у российских юристов трактовке, субъектом административно-правовых отношений можно считать участника коммуникаций, осуществляющего деятельность на уровне исполнительной власти государства, региона или муниципалитета, как правило, связанную с политическим управлением. Обычно субъектами соответствующих отношений выступают непосредственно институты власти, структуры и должностные лица, чей статус официально закреплен в федеральных, региональных или муниципальных законах. Возможен вариант, при котором таковыми будут не только исполнительные органы, но и суды, общественные объединения и даже физлица. Есть индивидуальные субъекты административно-правовых отношений, а есть коллективные (далее мы рассмотрим эти и другие критерии их классификации).

Статус, подразумевающий "субъектность" в аспекте рассматриваемого типа правоотношений, как считают юристы, может пониматься как постоянное или же периодическое явление. Некоторые эксперты считают, что более правомерно характеризовать его по первому признаку. Так как, например, некое должностное лицо обладает управленческими полномочиями не только в момент активного взаимодействия с другими субъектами правоотношений, но также и на всем протяжении срока своей официальной деятельности. Есть и другая точка зрения. Согласно ей, орган власти или становится субъектом правоотношений только в случае начала взаимодействия с другими участниками коммуникаций.

Таким образом, ключевые субъекты административно-правовых отношений, согласно распространенной трактовке, - это государственные органы, властные институты или организации, а в ряде случаев и физлица, которые наделены правами и обязанностями в рамках реализации полномочий, определенных спецификой соответствующей отрасли права. Какие критерии, позволяющие зафиксировать статус активностей, о которых идет речь, выделяют эксперты? По каким признакам можно определить административно-правовые отношения? Рассмотрим их.

Условия возникновения административно-правовых отношений

Административно-правовые возникают при следующей совокупности условий. Данный перечень не исчерпывающий, но он представляет собой базовый спектр факторов, актуальность которых фиксируется в среде современных российских юристов. Во-первых, должны быть в действии предписывающие субъектам правоотношений соответствующие правила поведения, обязательства. Во-вторых, предполагается, что участники отношений обладают признанной правоспособностью. В-третьих, должны быть основания для возникновения соответствующего типа взаимодействия субъектов.

Классификация субъектов правоотношений

Субъекты административно-правовых отношений, как считают российские юристы, могут быть классифицированы на несколько групп. Каких именно? Субъекты административно-правовых отношений делятся на две основные категории, согласно распространенной у российских юристов классификации. Это та группа субъектов, что представлена индивидуальными игроками процесса, а также та, в которую входят коллективные участники. К первым относятся: граждане РФ, иностранцы, а также лица без гражданства. Ко вторым: органы власти, государственного и муниципального управления, госкорпорации, а также общественные объединения и трудовые коллективы. Субъектами административно-правовых отношений являются, несмотря на узость соответствующего направления нормативного регулирования, самые разные типы участников общественных коммуникаций. Конечно, если брать за основу распространенную у российских юристов точку зрения.

Классификация правоотношений

Рассмотрев то, какие бывают субъекты административно-правовых отношений, мы можем изучить классификацию соответствующего типа активностей. Современные российские юристы выделяют следующие критерии. Основные административно-правовые отношения бывают:

  • с участием соподчиненных структур (как правило, это относится к властным институтам);
  • при взаимодействии субъектов на одном уровне;
  • между институтами власти и организациями (учреждениями, объединениями);
  • между государственной и муниципальной властью;
  • между властью и гражданами;
  • при взаимодействии физлиц и организаций;
  • между муниципальной властью, гражданами и организациями.

Некоторые эксперты полагают, что классифицировать правоотношения, о которых идет речь, целесообразно также и с точки зрения специфики государственного устройства. Касательно России, таким образом, можно выделить активности следующего типа:

  • между федеральными органами власти и региональными (как правило, в аспекте взаимодействия исполнительной ветви);
  • с участием институтов политического управления разных субъектов РФ одного уровня;
  • между региональными органами и локальными административно-территориальными структурами.

Есть еще несколько критериев, на базе которых классифицируются административно-правовые отношения. Примеры: цель возникновения соответствующих отношений, характер юридических фактов, содержание. Рассмотрим особенности каждого из них.

Если брать за основу цель возникновения отношений, о которых идет речь, то их можно подразделить, как считают современные российские юристы, на внутренние и внешние. К первым относятся активности, основанные на взаимодействии должностных лиц и структурных подразделений в рамках отдельно взятых ведомств. Ко вторым - те отношения, которые сформированы в процессе коммуникаций между субъектами разных типов. Например, между неким органом власти и гражданами.

Касательно характеристик юридических фактов, участники административно-правовых отношений могут вступать между собой во взаимодействие с учетом правомерности неких поступков или отсутствия таковой. Еще один критерий классификации рассматриваемых активностей, которые мы отметили выше, - содержание отношений. Здесь юристы подразделяют их на материальные и процессуальные. К первым относятся коммуникации, регулируемые положениями источников характера. В рамках вторых стороны административно-правовых отношений взаимодействуют в пределах процессуальных норм.

Административные отношения: процессуальный аспект

Рассмотрим этот аспект взаимодействия участников коммуникаций. Каковы субъекты административно-процессуальных отношений? Дело в том, что их спектр очень широкий. Прежде всего потому, что релевантная сфера правового регулирования охватывает большое количество общественных и государственных институтов и видов деятельности граждан. Субъекты административно-процессуальных отношений - это, согласно распространенной у российских юристов концепции, граждане, лица без подданства в отношении какого-либо государства, трудовые и общественные организации, а также, собственно, структуры, которые в силу своих полномочий играют ключевую роль в административных процессах. Значительную роль в рассматриваемой сфере играют суды.

В отношении процессуального аспекта субъекты административных отношений со стороны ГПС (гражданско-правовых специализаций в вузах и научных учреждениях) понимаются как совокупность трех типов участников коммуникаций. Во-первых, это субъекты, которые обладают исключительными полномочиями в аспекте политической власти - президент, правительство и другие высшие исполнительные органы. Во-вторых, это группа участников, в отношении которых осуществляется управление - граждане, бизнесы, некоммерческие организации. В-третьих, это субъекты, которые занимают промежуточное положение: одновременно могут быть носителями властных полномочий, а также быть подотчетными вышестоящим политическим структурам. Это, собственно, региональные и муниципальные органы и должностные лица.

Административно-правовые отношения: возникновение, ход, прекращение

Полезно будет изучить такой аспект, как возникновение активностей рассматриваемого типа, их ход, изменение и прекращение. В юридической теории общепринятой является та установка, согласно которой любого типа правоотношение возникает по причине появления юридических фактов. Выше мы отметили, что их сущность может быть критерием классификации соответствующего взаимодействия субъектов. Теперь рассмотрим, что же такое юридические факты, более подробно.

В современной науке их сущность определяется так. Юридические факты - это обстоятельства, которые вследствие действия актуальных правовых норм устанавливают, изменяют или же прекращают правоотношения. Их бывает два основных типа: те, что отражают появление неких материальных моментов, а также те, что фиксируют то, что соответствующие явления предусмотрены в источниках юриспруденции как базис для правовых последствий. Изучим наиболее примечательные характеристики юридических фактов.

Юридические факты как основа для возникновения правовых отношений

Для начала стоит отметить, что природа соответствующих фактов лежит, главным образом, в социальной плоскости. То есть они появляются вследствие неких жизненных обстоятельств. Следующий этап их формирования - соотнесение с действующими юридическими нормами. Факты, о которых идет речь, как правило, подразделяются на два типа - это действия и события.

К первым относятся активности, возникшие вследствие субъективного волеизъявления непосредственных участников правоотношений. Их сущность может быть правомерной или же не иметь такого свойства. К юридическим фактам первого типа можно отнести, к примеру, издание органом власти некоторого распоряжения, указа или иного источника норм, позволяющего управлять неким процессом в пределах вверенных полномочий. Или же выполнение политическим институтом предусмотренного законом действия. В свою очередь, неправомерные действия субъектов - те, что нарушают релевантные требования и условия, которые излагаются в действующих нормах.

События - это, в свою очередь, юридические факты, которые не зависят от волеизъявления субъектов правоотношений. Это может быть, например, действие неких внешних факторов рыночной природы. Или обязательства, возникающие вследствие каких-либо сроков - например, необходимость заменить паспорт в связи с достижением такого-то возраста. По этой причине у гражданина возникает обязательство вступить в административно-правовые отношения с миграционной службой и оформить новый документ, удостоверяющий личность.

Субъекты административных отношений после выявления юридических фактов могут обрести некие права или же обязанности. Их последующие действия могут попасть под некоторую ответственность. В какой конкретный момент возникают административно-правовые отношения? Примеры здесь могут быть самыми разными. Рассмотрим очень простой. Допустим, некий гражданин обращается в мэрию города с целью пожаловаться на низкое качество асфальтового покрытия во дворе своего дома - в письменном виде. Он тем самым совершает действие, формирующее юридический факт. В соответствии с предусмотренными нормами административно-правового характера, мэрия принимает заявление на рассмотрение. И с этого момента соответствующие отношения, собственно, и начинаются.

Содержание административных правоотношений

Субъекты административных отношений взаимодействуют в рамках двух базовых областей - материальной и юридической. Касательно первой - коммуникации происходят с учетом сущности поведения сторон. Во время второй субъекты административно-правовых отношений взаимодействуют, исходя из наличия определенных юридически прав или же обязанностей.

Таким образом, с точки зрения содержания, активности, о которых идет речь, представляют собой постоянную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов. Если какая-то сторона отношений обладает правомочием, то другая становится обязанной. В свою очередь, в административно-правовых нормах содержатся формулировки, предполагающие ответственность за невыполнение соответствующих предписаний участниками взаимодействия. Перед кем она может возникать?

В гражданском праве есть ответственность, прежде всего, одного субъекта правоотношений перед другим. В административном ситуация несколько иная. Дело в том, что ответственность здесь возникает, как правило, перед государством, его органами или же должностными лицами, функции и полномочия которых определены в релевантных правовых актах. Выше мы отметили, что субъектами административно-правовых отношений являются, прежде всего, структуры, выполняющие функции политического управления. Таким образом, могут воздействовать на участников коммуникаций, нарушающих предписания, которые предусмотрены источниками права, посредством дисциплинарных или же административных взысканий. В свою очередь, эти институты отвечают за корректность выполняемых действий перед вышестоящими политическими структурами, например, правительством РФ.

Административно-правовые отношения: объекты

Рассмотрим теперь то, как определяются объекты административно-правовых отношений. В современной юридической науке есть самые разные критерии, позволяющие выделить и классифицировать их сущность. По одной из концепций, объекты административно-правовых отношений нельзя выделить во множественности. Почему? Дело в том, что их не может быть несколько: объект соответствующих правоотношений один, и это поведение человека, продиктованное его волей. Которая, в свою очередь, может быть следствием возникновения неких обязательств или же стремления осуществить какие-либо действие - в рамках правомерного или не предусмотренного действующим нормативным источником начинания.

Согласно другой точке зрения, объекты административно-правовых отношений - это не действия людей, а некие материальные или иные блага - ценности, имущество, которые могут удовлетворять актуальные интересы субъектов соответствующих активностей. Ключевой критерий здесь - все они должны быть предусмотрены источниками Вместе с тем сущность объектов правоотношений, о которых идет речь, может быть очень разной.

Интересен тот факт, что данная теория в некоторой степени подкреплена на законодательном уровне. Есть, в частности, Постановление Правительства № 872, принятое 15.12.2007 г. В нем прямым текстом перечисляются объекты административно-правовых отношений - те, что актуальны для взаимодействия между федеральными органами власти и некоторыми типами государственных предприятий. Например, это имущество организации, произведенная ею продукция, доходы и выручка.

Защита интересов в рамках административно-правовых отношений

Изучая административно-правовые отношения, субъекты правоотношений, полезно будет уделить особое внимание такому аспекту, как механизм защиты интересов, установленных для сторон соответствующих коммуникаций. Достаточно распространен вариант, при котором субъекты взаимодействия защищают свои права в судебном порядке.

Но он не единственно возможный. Более того, как отмечают некоторые юристы, основная часть споров решается все же административными методами. Определение стороны, которая имеет право на некие преференции, осуществляет субъект отношений, полномочия которого отражены в формулировках релевантного нормативного акта. Это может быть, например, орган власти. Кроме того, субъекты правоотношений, которые обладают некими полномочиями, могут применять меры воздействия в отношении других участников коммуникаций. Например, требования о необходимости предоставить какие-либо дополнительные документы, выполнить такие-то действия.

Субъектом административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно:

Граждане РБ;

Иностранные граждане и лица без гражданства;

Государственные органы, администрация предприятий, учреждения, объединения и иных государственных организаций;

Служащие государственных органов и объединений;

Общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами.

Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная дееспособность - это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности.

Полномочия (права и обязанности) государственного органа на управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в законодательных актах (Совета Министров - в законе о нем, министерства - в положении о конкретном министерстве).

Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, устанавливаемыми законом, декретом Президента или другими правовыми актами.

Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них.

От административной правоспособности неотделима дееспособность - возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности.

Для государственных органов, администрация предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений как субъектов административно-правового отношения характерно совпадение административной право - и дееспособности. Административная правоспособность (и дееспособность) этих субъектов возникает, как правило, с момента их образования, либо, когда этого требует закон, - с момента регистрации (в отношении предприятий, организаций).

21. Понятие и признаки административного правонарушения .

Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Признаки административного правонарушения: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Совокупность установленных нормативными правовыми актами признаков (элементов), конкретизирующих, определяющих действие либо бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения (проступка). Признаки состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект - общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Объективная сторона - действие или бездействие лица, запрещенное административным правом. Субъект - физические и юридические лица.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.

22. Административные взыскания .

Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

Предупреждение. Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания.

Исправительные работы. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности.

Административный арест. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Лишение права заниматься определенной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Депортация. Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

23. Понятие и стороны гражданских правоотношений .

Предметом гражданского права является круг отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права в силу закона должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Объем правоспособности всех граждан одинаков. Некоторые ограничения могут иметь место в силу закона. Правоспособность признается законом, поэтому сам гражданин не может отказаться от нее или каким-либо образом ограничить. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны. Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В определенных случаях гражданская дееспособность может возникнуть и до наступления 18 лет - в случае эмансипации, когда несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, при вступлении в брак до 18 лет. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.

Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2. По целям традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления , в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства . Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории ;
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий , находящихся в его непосредственном подчинении.

4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

  • отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;
  • отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением.

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля , который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства , от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями , а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права .

Структура административного правоотношения

Согласно разработкам в области общей теории права в структуру всякого правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъект как элемент структуры отражает состав участников правоотношения, объект - причину (повод) возникновения правоотношения, а содержание - сущность возникающих отношений.

Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим , заявителем и т.д.

Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица , обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане , государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)

Коллективные субъекты административно-правовых отношений - это, как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе и различные государственные органы . Высказываемое в литературе мнение о том, что субъектом административного права может выступать структурное подразделение юридического лица (цех, отделение связи, факультет), трудовой коллектив, на наш взгляд, действительности не соответствует, поскольку в правоотношении может участвовать только конкретный индивидуально определенный субъект, каковым трудовой коллектив, например, не является. Между тем, им является коллектив людей, имеющий конкретный административно-правовой статус, например, общественная организация, образованная в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях " и не прошедшая государственной регистрации. Это специфический, исключительный субъект административных правоотношений, спектр которых, кстати, также очень узок. Наличие подобных субъектов правоотношений, а также то обстоятельство, что понятие "юридическое лицо" является гражданско-правовым, относится к субъектам частного права, не может препятствовать тому, чтобы субъекты административного, публичного права определялись на основе четких юридических конструкций, а не теоретических соображений. Термин "юридическое лицо" универсален и четко отражает состав значительной части коллективных субъектов административных правоотношений. Другое дело, что, вступая в них, юридические лица становятся органами исполнительной власти, некоммерческими организациями , казенными заводами, бюджетными учреждениями, т.е. всякий раз приобретают специальный административно-правовой статус. Однако и в части административно-правовых отношений юридические лица выступают в собственном качестве, независимо от административно-правового статуса. Классический пример: нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Необходимо отметить, что понятия "субъект управления ", "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения" не идентичны. Субъект административного права определяется нормами права в общем виде как некоторая категория лиц, отвечающим требования гипотезы нормы, в то время как субъект правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права в течение продолжительного времени может вовсе не быть участником административных правоотношений. Таким образом, субъект административного правоотношения - это субъект административного права, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъект государственного управления - это субъект, наделенный определенными властными полномочиями в сфере государственного управления. В условиях правового государства субъект управления - это всегда субъект административного права, однако, не исключаются ситуации, в которых управляющий субъект оказывается вне поля действия норм административного права. Субъектом административно-правового отношения может быть как субъект управления, так и его объект, т.е. в буквальном смысле - лицо, на которое направлено управляющее воздействие. Поэтому объемы указанных понятий также неравнозначны.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

  • юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
  • юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права ;
  • в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления ;
  • они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
  • по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений .

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

  • правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;
  • правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
  • правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения . Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы , совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями . Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности .

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но­сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством и (или) подзаконными административно-правовыми нор­мами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру , а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.


Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей , их сознательно-волевое поведение.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию - субъективному праву одного участника пра­воотношения - всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.



Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется . Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполни­тельной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

События - это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваны по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непо­средственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организа­цией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., - вспомогательные, они носят обеспе­чивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их струк­турных подразделений, а другой - остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяю­щие - внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по по­вседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойствен­ные этим органам методы и средства.

Виды административных правоотношений: основные и неосновные административные правоотношения; вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве; внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношенияй вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общим признакам. В то же время они имеют свои особенности:

Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью

государственной администрации;

В этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке, но на сегодня практика идет путем рассмотрения данных дел судами.

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными и охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.

По составу участников правоотношения могут быть: - внутриаппаратными; внеаппаратными.

Во внутриаппаратных отношениях обязательный субъект (носитель

административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами служащими). Во внеаппаратных обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

Большая часть административно-правовых отношений – это

властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них элемент власти не

присутствует (горизонтальные). Горизонтальные отношения были и в прошлом, а в 90-х годах их становиться все больше. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам

Административно-правовые отношения имеют свой состав (структуру). Его элементы:

Субъекты (участники);

Объект (то, по поводу чего возникли отношения);

субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности).

Акты управления и административно – правовые нормы.

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их

организованной совокупностью. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются админтративно-правовые нормы и акты управления.. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Акт и норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию)

при наличии определенных условий (гипотезы). Они регулируют общественные отношения. Их реализация обеспечивается разнообразными средствами включая государственное принуждение.

Каждая норма ограничено включена в отраслевую систему, вне которой

она действовать не может. Например, норма, устанавливающая ответственность за мелкое хулиганство, предусмотренное ст. 158 Кодекса об Административных правонарушениях, действует только вместе с нормой, в которой связано, что к административной ответственность привлекаются лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста, согласно ст. 13 КоАП РФ; а также нормами, определяющими, кто рассматривает такие дела, обязывающими составить протокол о проступке и многими другими.

Огромное множество административно-правовых норм в связи с их

разнообразием можно поделить на виды по самым разнообразным критериям.

Возьмем критерии их сущности, содержания, формы и др.

По целевому назначению административно правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

Взяв в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение

субъектов. Можно выделит нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие.

Критерий предела действия норм (по территории, по кругу лиц)

позволяет определить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных – федеральные и субъектов Федерации. А внутриаппаратные бывают общеаппаратными, межведомственными, локальными (действующими в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от вида власти, к которой они

принадлежат (законодательная, исполнительная, судебная) и от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Кроме того, различаются нормы законодательные и подзаконные.

По уровню обобщенности очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная норма имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма.

Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют

гипотизам разных юридических норм. Специальную норму можно рассматривать как исключение из общего правила, устанавленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило. Так, одна статья закрепляет ответственность за нарушение норм торговли, а вторая – за нарушение порядка продажи огнестрельного оружия. Если продавец нарушит специальные правила торговли оружием, его привлекут к ответственности не по общим правилам, а по специальной норме.

Похожие публикации