Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения создается. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Право собственности предполагает несение собственником бре­мени содержания своего имущества. Сегодня это правило закрепле­но в ст. 210 ГК РФ. С давних пор люди изобретают способы, чтобы снизить тяжесть указанного бремени, либо же полностью избавиться от него. Ряд правовых институтов служат этой цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собственности управляющему им лицу. К таковым следует отнести и право оперативного управления, и право хозяйственного веде­ния.

Таким образом, движущей силой, способствовавшей появлению исследуемых институтов, явилась начавшая приобретать попу­лярность в первой половине XX в. «доктрина права собственности с отделившимся управлением» В этой связи необходимо согласить­ся с А. В. Коноваловым в том, что «смысл закрепления собственни­ком определенного имущественного комплекса за субъектом огра­ниченного вещного права заключается в желании собственника пе­реложить все хлопоты по введению имущества в экономический оборот на другого субъекта». При создании российскими цивили­стами конструкции оперативного управления, прямо или подспудно присутствуя, данная концепция явилась средством избавления госу­дарства, бывшего собственником основных имуществ в стране, от необходимости непосредственно, от своего имени осуществлять права собственника. Такое положение повлекло бы как серьезные правовые проблемы (невозможность гражданского оборота при на­личии одного субъекта права), так и чрезвычайное увеличение из­держек по управлению и другие неблагоприятные экономические последствия.

Именно изложенная выше доктрина стала отправной точкой рас­смотрения права оперативного управления, а позднее и права (полно­го) хозяйственного ведения одним из основных (если не единствен­ным) способов осуществления права государственной собственно­сти.

Считалось, что публичный собственник именно через данные институты должен организовывать управление вверенными ему наро­дом богатствами. Выступление в гражданском обороте государства как такового, как казны носило исключительный характер183. Рефор­мы рубежа 80-90-х годов дали возможность использовать эти право­вые институты для управления не только публичным имуществом, но и имуществом частных собственников, в том числе граждан. Стали появляться предприятия общественных организаций, индивидуаль­ные частные предприятия. Каждый получил возможность создать собственное учреждение. В тот же период в гражданском обороте на­равне с другими его участниками активно стала выступать казна пуб­личных образований, т. е. само государство как таковое. Таким обра­зом, следует признать, что с начала 90-х годов центр тяжести в сущ­ности как права (полного) хозяйственного ведения, так и права опера­тивного управления переместился с реализации (осуществления) прав собственности конкретного (а именно государственного), собствен­ника на в значительной степени универсальный механизм управления чужим имуществом, кому бы оно не принадлежало.


Отличительным признаком права хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возник­нуть на основании односторонних действий субъекта «вышестояще­го» вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйст­венного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления. Последний в этом случае может быть назван обладате­лем вышестоящего, материнского вещного права, так как именно его волей предопределяется факт и условия существования созда­ваемого им унитарного предприятия или учреждения.

Для права хозяйственного ведения и права оперативного управ­ления как вещных прав обособления собственного имущества ука­занные односторонние действия - единственное основание их воз­никновения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного веде­ния в соответствии с п. 1 ст. 114 ГК «создается по решению уполно­моченного на то государственного органа или органа местного са­моуправления». Казенные предприятия создаются «по решению Правительства РФ» (п. 1 ст. 115 ГК)229. В этом проявляется существен­ная и отличительная особенность права хозяйственного ведения и права оперативного управления как ограниченных вещных прав. Они не столько обременяют собственника имущества, сколько дают ему возможность через управление его имуществом достичь обще­ственно полезных целей. Свойство данных прав решать задачи, по­ставленные собственником, проявляется также в свободе собственника ликвидировать субъекта права хозяйственного ведения или права оперативного управления по своему усмотрению и тем восстановить первоначальный объем своих прав на принадлежащее ему имущество, вернуть имущество в казну.

Обеспечение стабильного, долговременного исполнения уни­тарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардиналь­ного отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максималь­но возможный для данного субъекта объем правомочий на кон­кретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юриди­ческого лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институ­ты есть вещные права на собственное имущество организации.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - особый вид ограниченных вещных прав. Они служат основой деятельности государственных и муниципальных унитар­ных предприятий и учреждений так же, как право собственности является основой деятельности других юридических лиц, а также всех физических лиц. Если собственник ограничен в своих правомо­чиях лишь законом, то субъекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления в своих правах на имущество огра­ничены еще в той или иной степени еще и самим собственником. Субъект права хозяйственного ведения ограничен: предметом и це­лями своей деятельности, определяемыми собственником в уставе (п. 1 ст. 295 ГК); согласием собственника на распоряжение недви­жимым и некоторым иным имуществом (п. 2 ст. 295 ГК). Субъект оперативного управления ограничен: предметом и целями своей деятельности; непосредственными и обязательными заданиями соб­ственника; назначением имущества, определяемым в первую оче­редь целями организации; еще более узким, по общему правилу, объемом правомочий в отношении принадлежащего ему имущества, чем субъект права хозяйственного ведения (ст. 297, 298 ГК).

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федера­ции или федеральными органами исполнительной власти в соотве­тствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъ­екта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти Субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправ­ления в соответствии с актами, определяющими компетенцию та­ких органов.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотрен­ной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федера­ции и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Государственное или муниципальное предприятие распоря­жается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хо­зяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согла­сия собственника имущества государственного или муниципально­го предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предп­риятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предос­тавлением займов, поручительств, получением банковских гаран­тий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, со­вершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Статьей 1 8 Закона об унитарных предприятиях установлены огра­ничения по распоряжению имуществом государственного или муници­пального предприятия.

В частности, определено, что без согласия собственника имущества государственное или муниципальное предприятие может распоряжаться только движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяй­ственного ведения. По-видимому, предполагается, что речь не идет о го­товой продукции, выполненных работах или оказанных услугах.

При этом распоряжение имуществом допускается только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сдел­ки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. То есть унитарное предприятие не имеет права реализовывать (или иным способом пере­давать) имущество, необходимое для осуществления основной деятель­ности в объемах и в сроки, установленные уставом предприятия (или производственной программой на соответствующий год, утвержденной собственником имущества). Таким образом, возникает необходимость определения минимального размера стоимости активов, сверх которой унитарное предприятие имеет право распоряжаться своим имуществом. По нашему мнению, эта проблема сравнительно просто решается мето­дами, использовавшимися в период плановой экономики - посредством расчета и утверждения норматива оборотных средств. В том случае, ес­ли суммарная стоимость активов, отражаемых в разделе II бухгалтерс­кого баланса, оказывается ниже утвержденного размера, любые опера­ции с движимым имуществом должны быть прекращены. При этом, по нашему мнению, правомерно исключение из общей суммы стоимости активов сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым (или строящимся) объектам основных средств или нематериальных акти­вов, а также сумм стоимости строительных материалов. Перечисленные активы, хотя и отражаются в составе оборотных, прямого отношения к текущей (основной, уставной) деятельности унитарного предприятия не имеют.

Распоряжаться недвижимым имуществом унитарное предприятие имеет право только с согласия собственника.

Кроме того, в соответствии со статьей 18 согласие собственника требуется на совершение сделок, связанных с:

предоставлением займов, поручительств;

получением банковских гарантий, с иными обременениями;

уступкой требований;

переводом долга.

Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.

Перечисленные виды сделок, в принципе, могут осуществляться с целью вывода части активов унитарного предприятия в аффилированные структуры, неподконтрольные собственнику имущества. Поэтому введен­ное ограничение представляется правомерным и целесообразным.

В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение кото­рых без согласия собственника имущества прямо запрещено законода­тельством, может быть расширен посредством включения дополнитель­ных условий в устав государственного или муниципального предприя­тия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практи­ке это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффектив­ной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересован­ности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности.

Из сказанного можно сделать несколько выводов.

Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их ор­ганизационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности (в той мере, в которой это не противоречит специальным правилам законодательства о субъектах прав хозяйственного ведения и опера­тивного управления). В связи с этим должна быть обеспечена зако­нодательная возможность для учреждений и унитарных предпри­ятий выступать в качестве покупателей государственного и муници­пального имущества в процессе приватизации.

Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собст­венник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.

6. Заключение.

Экономическая стабильность каждой страны и ее определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями которые место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна.

Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу правового положения унитарных предприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах - производстве, обороте и т.д.

Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, что

система их правового регулирования только формируется и два уровня; федеральный и субъектов Российской Федерации, Основу этой системы Конституция РФ, федеральные законы, устанавливающие принципиальные положения функционирования государственных унитарных предприятий. субъектов Российской Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции и другие вопросы организации и деятельности государственных унитарных предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива.

Список литературы.

1. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г.

2. Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий./ Экономист №10 ,1999г.

3. Бабиков М.М. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново.1996г.

4. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. Л.; М., 1948.

5. Виртянский В. Правовое положение государственных и муниципальных предприятий / Журнал российского права №10-11, 1998г.

6. Витрянский В. Эти загадочные унитарные предприятия // Экономика и жизнь, № 32-33, 1998г.

7. Жанайдаров И. У. Осуществление права государственной собственности юридиче­ским лицом. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 1994.

8. Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина промышленного капитализма // Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.

9. Коновалов А. В. Владение и владельческая защита в гражданском праве. СПб., 2001.

10. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление. / Право и экономика №10 , 1998г.

11. Леонова Г. Б. Унитарные предприятия как субъект гражданского права | Законодательство №8, 2001г

12. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и оперативного и оперативного управления.- СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2002г.

13. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г.

14. Суханов Е. Юридические лица, государственные и муниципальные образования / Хозяйство и право №4 , 1999 г.

15. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. Ч.2.М.,1997.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Особенности унитарного предприятия:

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.

Действия, которые должен совершить собственник-учредитель

Назначить директора;

Утвердить устав унитарного предприятия;

Реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

Осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

Получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Действия, которые унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:

Продавать недвижимое имущество;

Сдавать его в аренду;

Вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Особенности унитарного предприятии на праве оперативного управления:

Учредительный документ – устав, утверждаемый Правительством РФ;

Собственник-учредитель вправе изъять излишнее имущество, неиспользуемое имущество, а также имущество, используемое не по назначению;

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника;

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.



Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления (состоят в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущества):

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления;

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Также выделяют некоммерческие организационно-правовые формы предприятий:

Потребительские кооперативы;

Общественные и религиозные организации;

Учреждения;

Ассоциации.

Наименование предприятия Особенность формы Ответственность по обязательствам
Потребительский кооператив Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами и имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Общественные и религиозные организации (объединения) Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, объединяющихся на основе общественности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Члены этих организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Фонды Это некоммерческие организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные и или иные общественно-полезные цели. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Может заниматься предпринимательской деятельностью, для достижения общественно полезных целей.
Учреждения Организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемые им полностью или частично. Учредители отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник.
Общественные и некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организации Они сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам а размере и порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации.

Объединения предприятий

В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

Конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;

Структурой участников;

Существующими имущественными и правовыми отношениями.

Процесс объединения предприятий на временной или постоянной основе принимает форму кооперации или концентрации.

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей, без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Объединение предприятий на основе кооперации может быть представлено в виде различных организационных форм, таких как картели, синдикаты, пулы, холдинги.

Интеграция предприятий на основе концентрации проводится на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерны и другие разновидности.

Ассоциации и союзы предприятий

В экономической деятельности, то есть объединения предприятий разного вида в ассоциации (союзы).

Ассоциации или союзы создаются на договорной основе для координации предпринимательской деятельности, а также в целях представительства и качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли. Поэтому ассоциации (союзы) не являются коммерческими организациями. Если же у участников возникает решение возложить на ассоциацию ведение какой-либо хозяйственной деятельности, у них существуют следующие альтернативы:

§ Преобразовать ассоциацию в хозяйственное общество или товарищество;

§ Создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциации и союзы разного вида, создаются на договорной основе. Главный принцип их образования - добровольность вложения предприятий. Предприятия при этом сохраняют права юридических лиц и могут по своему желанию выходить из ассоциации (союза) на условиях, предусмотренных уставом. При этом сохраняется их ответственность по обязательствам перед партнерами по ранее заключенным договорам.

Цель создания ассоциативных структур состоит в осуществлении совместных дорогостоящих инвестиционных проектов, взаимном обслуживании участников ассоциации.

Хозяйственные ассоциации могут включать предприятия не только одной, но и нескольких разных отраслей промышленности, иметь региональное или местное значение.

Значительное место в функционировании хозяйственных ассоциаций занимают разработка общей политики развития, отстаивание общих позиций и интересов членов ассоциаций в законодательных и исполнительных органах власти всех уровней, подготовка кадров, организация конференции и выставок, конкурсов. По желанию участников хозяйственные ассоциации могут представлять их интересы в отношениях с государственными и местными органами, министерствами ведомствами, другими организациями и учреждениями.

Имущество ассоциации является совместным для её членов. В целях образования ассоциативного объединения более чем двух предприятий, организаций, решивших создать ассоциацию, формирует учредительную комиссию. Она рассматривает заявки юридических лиц, желающих вступить в ассоциацию, готовит проекты устава ассоциации и учредительного договора. Устав такого объединения предприятий утверждается её учредителями.

В рыночной капиталистической экономике укоренились различные виды ассоциативных организационных структур (Рис.2.1.)

Рис.2.1. Виды ассоциативных организаций.

Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.

Предполагающее создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между участниками в области закупок сырья и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается (в форме, например, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества) специальный орган в качестве дирекции синдиката. Другой вариант организации синдиката предполагает передачу этих функций одному из участников договорного объединения.

Орган, производящий сбыт и закупки, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная - частично. Предприятия синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты.

Следует отметить, что классическое определение треста не соответствует сложившейся практике использования этой организационно-хозяйственной формы в нашей стране, например строительные тресты.

Концерн как форма обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. В нашей стране концерны чаще всего создаются на базе крупных государственных предприятий и

объединений.

Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства в принципе способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных, окупаемых направлениях.

Итак, в определении концерна основополагающими являются две черты:

1. Концерн включает несколько юридически самостоятельных предприятий.

2. Предприятия объединяются под общим руководством.

Отдельные общества, входящие в концерн, несмотря на их юридическую самостоятельность в рамках концерна, проводят единую хозяйственную политику, исходящую от руководства концерна. Хотя юридическое единство отсутствует, достигается экономическое единство.

Виды концернов

По направленности слияния предприятий можно различать горизонтальные, вертикальные и конгломеративные концерны. При горизонтальном слиянии происходит объединение предприятий, специализирующихся на одной и той же стадии производства или сбыта (например, объединяются две пивоварни). При вертикальном слиянии объединяются предприятия, специализирующихся на предшествующих и последующих стадиях (например, сеть ресторанов приобретает пивоварню). Если слияние охватывает предприятия разных сфер и отраслей, то говорят о конгламеративном слиянии (например, банк приобретает пивоварню).

По отношению к предприятиям, входящим в концерн, различают следующие виды концернов (рис.2.2.)

Рис.2.2. Виды концернов.

1. Концерны подчинения. В этом случае ведущее и одно или несколько зависимых предприятий объединяются под общим руководством ведущего предприятия.

2. Координирующие концерны. В этом случае под общим руководством находятся несколько юридических самостоятельных предприятий, так что каждое предприятие не зависимо от других. Единое руководство при этом выражается в том, что независимые предприятия в целях соблюдения общих интересов подчиняются совместному органу.

3. Концерны подчинения на практике встречаются значительно чаще, чем координирующие концерны. Организационный вид концерна подчинения может привести к возникновению их различных вариантов.

· Концерн присоединения. Главенствующие и зависимые предприятия экономически полностью интегрированы, но юридическая самостоятельность зависимого предприятия при этом не утрачивается.

· Договорный концерн. Он возникает в силу заключения договора о фактическом владении одного предприятия другим. Этот договор регулирует организационные отношения между головной компанией и дочерним обществом, таким образом, что в нем определяются полномочия руководства головного предприятия. По договору дочернее общество обязуется делать отчисления из своей прибыли головному предприятию.

· Фактический концерн. Он образуется в результате фактического главенствования в делах другого предприятия. Договорных отношений не существует, однако имеется единое руководство, которое осуществляется благодаря тому, что руководство концерна проводит свои интересы через личное участие в наблюдательном совете и правлении дочернего предприятия.

Долевое участие в паевом капитале является основным инструментом основания концерна подчинения. Участие в паевом капитале имеет место в том случае, если, например, какое-либо общество имеет долю в основном капитале акционерного общества.

Объединения в СССР и в России

В СССР в 70-х годах была проведена реформа управления в промышленности, в результате стали по решению правительства создаваться производственные и научно-производственные объединения.

Предполагалось, что они станут основой ускоренного научно-технического развития. Эти производственные объединения представляли собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входили предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации и другие производственные объединения, имеющие технологическую общность процессов производства и территориальную близость. Целью таких объединений являлось повышение общей эффективности производства всех подразделений.

Практически каждое такое объединение было монополистом в своей сфере. Предприятия, вошедшие в объединение, в одних случаях теряла свою самостоятельность, в других - сохраняла.

При переходе России к рынку многие объединения распались, произошла ликвидация частей монополий, разделение их на ряд самостоятельных предприятий. Но во второй половине 90-х годов в промышленности стали возникать новые крупные рыночные организации - добровольные объединения в форме концернов. Создавались они преимущественно "сверху", т.е. включение в состав концерна предприятий, полностью охватывающих целые отрасли, например, в газовой промышленности ("Газпром"), энергетическом машиностроении ("Энергомаш"), химическом машиностроении ("Технохим") и т.д.

Современные формы финансово-промышленной интеграции.

На Западе финансово-промышленная интеграция развивалась в течении

всего ХХ века. Это объяснялось ростом концентрации и централизации производства, необходимостью постоянного осуществления крупных капиталовложений в науку и технические преобразования предприятий, потребностью усиления рыночных позиций и устойчивости при циклических колебаниях. С другой стороны, банки, накапливая значительные финансовые средства, нуждались в усилении взаимосвязей с промышленными компаниями для снижения риска в предоставлении своих кредитов.

В России в ходе приватизации было прекращено государственное финансирование предприятий. Своих финансовых ресурсов у предприятий не хватало, поэтому они первыми ощутили острую потребность в объединении усилий производственных и финансовых структур.

Финансово-промышленные объединения получали возможность расширять производство, осуществлять научно-технические программы, обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, снизить вероятность банкротства, усилить позиции на международном рынке. Объединение промышленного и финансового капитала является насущной проблемой России, так как при переходе к рынку проявилось негативная тенденция обособления оборота финансового капитала от производственного, широкого распространения бартерного обмена. Это затрудняло переход к росту промышленности, ослабляло денежный капитал, банки.

В мировой практике объединения финансового и промышленного капиталов происходит в форме конгломератов.

Конгломерат - разновидность концерна, возникшая в результате поглощения большого количества компаний, организационно не связанных между собой. От обычного концерна конгломерат отличается большими масштабами диверсификации производства и большим объемом финансовых операций. Диверсификация (разнообразие) - проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства, сферу услуг и т.п., в результатах чего возникают многоотраслевые комплексы.

В состав конгломерата входят промышленные, страховые, инвестиционные компании и крупные банки, которые осуществляют покупку контрольных пакетов акций промышленных компаний. В качестве материнской компании конгломерата могут выступать концерн, банк или холдинговая компания.

Холдинг - держательная компания (hold-держать), владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления.

Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Контрольный пакет акций дает холдинговой компании преимущественное право голоса. Благодаря этому она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов.

Холдинговая компания - это вершина пирамиды, состоящая из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав холдинговой компании). Дочерние компании являются юридически самостоятельными.

Существует два типа холдингов: финансовый и управленческий.

1. Финансовый холдинг.

Политика участия финансовой холдинговой компании в делах другого предприятия имеет характер помещения капитала и служит в первую очередь для финансирования дочерних обществ. Доля участия в паевом капитале других предприятий не играет роли. Решающим является скорее то, что основное общество предоставляет юридически самостоятельным участникам существенную автономию в отношении принятия предпринимательских решений. Дополнительными функциями холдинговой компании является административная деятельность и контроль.

2. Холдинг управления.

В этом случае холдинговая компания дополнительно к вышеописанным задачам берет на себя единое руководство юридически самостоятельными предприятиями, входящими в конгломерат. Руководство осуществляет основное общество. Заключается договор о фактическом владении главенствующей организации другими предприятиями и договор об отчислениях из прибыли.

Холдинги могут быть рассмотрены и с точки зрения их состава. Тогда выделяют чистые и смешанные холдинги. Чистый холдинг состоит из головной компании и дочерних предприятий, контрольные пакеты акций которых сосредоточены у руководства головной компании. Смешанный холдинг в головной системе может иметь крупный банк, промышленную и инвестиционную компании, которые занимаются не только финансовыми функциями, но и предпринимательской деятельностью.

Финансово-промышленные группы (ФПГ).

В экономике стран с развитым рыночным механизмом эти группы активно образовались с середины хх в. Они представляют собой совокупность крупных банков, промышленных компаний, страховых обществ и других организаций, охватывающих своим влиянием значительные сферы хозяйственной деятельности. ФПГ может включать в свой состав несколько концернов, которые имеют взаимные экономические интересы. Обычно такая группа компаний образуется вокруг мощного банка, который сосредоточивает в своих руках пакеты акций различных компаний. Последние также владеют пакетами акций друг друга и банков, возникает перекрестное владение акциями.

В США, например, существуют также ФПГ, как Морчановская, Рокфеллеровская, Меллоновская и др., в Японии - "Мицубиси", "Мицун", "Сумитомо", и т.д., в Германии - группа Флика и др.

Благодаря соглашениям о разделении труда и сфер деятельности, кооперации усилий в отраслях хозяйства, кредитованию обмена, приобретению акций члены ФПГ экономически и финансово взаимосвязаны. Нахождение в составе группы не является препятствием для самостоятельного развития компаний, что и является основой для возникновения конкурентных отношений между ними. Таким образом, взаимоотношения участников даже наиболее централизованных и консолидированных групп характеризуются как сотрудничество плюс конкуренция.

Гигантские масштабы деятельности ФПГ не позволяют применять внутри них централизованные методы регулирования. Участники ФПГ координируют свои действия с целью ограничения конкуренции между ними, добиваются надежности поставок и сбыта, стремятся к эффективному использованию капитала. Важное место в деятельности групп занимает взаимопомощь. Эталоном в этой области являются японские фирмы "Мицубиси" и Сумитомо". За последние десятилетия ни одна из основных компаний, входящих в эти объединения, не потерпела банкротства.

В России в соответствии с законом о ФПГ, введенным 30 ноября 1995г под ФПГ понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора об организации группы в целях технологической или экономической интеграции для повышения эффективности производства создания новых рабочих мест.

Насущная необходимость создания ФПГ в России заключается в следующем.

1. В период приватизации и акционирования предприятий были разработаны многие производственные объединения и разрушены взаимосвязи между предприятиями.

2. Резко ослабел инновационный и инвестиционный процесс на предприятий в силу нехватки капитала.

3. Снизились возможности получения банковского кредита для развития производства.

Создание ФПГ позволяет ускорить научно-технический прогресс на предприятиях; замедлить рост цен на продукцию, уменьшить инфляционные ожидания предприятий; обеспечить предприятиям возможность перехода к оптимальной схеме кредитования по всей технологической цепочке. Создание ФПГ выгодно и финансовым кругом. Длительное время финансовые организации, прежде всего коммерческие банки, функционировали на основе краткосрочных кредитов (коротких денег). Снижение темпов инфляции и доходности краткосрочных операций заставляет банки более внимательно рассматривать перспективу долгосрочного сотрудничества с промышленными предприятиями.

На современном этапе возможны следующие направления формирования ФПГ:

1. Приобретение банками крупных пакетов акций предприятий.

2. Предоставление банками долгосрочных кредитов предприятиям.

3. Покупка долгов предприятий финансовыми организациями.

4. Передача акций предприятий в трастовое управление банкам. Это выгодно предприятиям в том случае, если оно испытывает затруднения в привлечении инвестиций, но не решается или не желает продать свои акции, но перекладывает ответственность за привлечение инвестиций на банк. Передача акций в управление банку создает предпосылки для льготного кредитования предприятия, так как переданные в управление акции могут рассматриваться банком как залоговое обеспечение кредита.

Получение акций в трастовое управление выгодно и банку, так как сфера контроля над предприятием расширяется и одновременно увеличивается гарантия возвратности кредитов, полученных предприятием.

В настоящее время в экономике России действует ряд ФПГ, такие, как "Интеррос", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Уральские заводы", "Еврозолото", "Газпром", "Каскол".

Например, группа компаний "Каскол", владеющая акциями авиастроительного завода "Сокол" (производитель самолетов МиГ), завода "Росвертол" (транспортные вертолеты Ми 26), нижегородского завода "Гидромаш", единственного в России производителя шасси для авиационной техники, в 1999г приобрела также имущество Дукатского ГОКа, а в 2000г - акции ульяновской компании "Волга-Днепр", крупнейшего в мире авиа перевозчика сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Кроме того, что группа получила в управлении 80% акций Северо-западного морского пароходства и разрабатывает и разрабатывает программу строительства 12 танкеров для российских нефтяных компаний.

К 1999г в стране было зарегистрировано 75 ФПГ, включающих 1212 компаний, более 160 финансово-кредитных учреждений, занято 4 млн. человек из 13 млн. человек, работающих в промышленности, произведено было 10% ВВП. В дополнение к зарегистрированным возникло множество неформальных ФПГ, которые базируются на перекрестном владении акций. Зарегистрированные группы строятся на координации производственной деятельности и долгосрочных контактах.

Создание ФПГ в России оказало положительное влияние на рост производства, позволило выжить предприятиям в сложных условиях экономического и финансового кризиса. Прежде всего это происходило благодаря большей доступности кредитных ресурсов по более низким, чем рыночные, ценам, кроме того, в рамках ФПГ действовала достаточно эффективная контрактная система хозяйствования.

Однако надежды, возлагавшиеся на ФПГ, оправдались не полностью. Во-первых, государство рассматривало ФПГ в роли "двойных коров", используя их финансы в качестве источника поступлений в государственный бюджет за счет покупки ими ГКО и налогов. Во-вторых, ФПГ, формировавшиеся вокруг крупнейших банков, оказались крайне уязвимы от финансового кризиса.

Российские ФПГ имеют функциональную структуру, включающие три уровня:

I. - управляющая материнская компания - "мозговой", контролирующий и координирующий центр ФПГ, где определяется стратегия развития, финансовая и бюджетная политика группы;

II. - компании, образующие финансовую инфраструктуру группы, которая необходима для реализации выбранной стратегии и финансовой политики ФПГ, для аккумуляции и распределения в заданном направлении финансовых средств компаний, входящих в группу.

III. - производственные предприятия торговли материальная база любой ФПГ, где создаются основные материальные ценности.

В качестве управляющей материнской компании может выступать банк, концерн, холдинговая компания, производственное предприятие.

Если в качестве таковой выступает банк, то он обычно концентрирует акции деловых компаний, образуя контрольный пакет акций, контролирует их финансовые потоки, т.к. расчетные счета компаний находятся в данном банке. Если управляющая компания - производственное предприятие, то владение контрольным пакетом акций недостаточно для управления финансовыми потоками. Необходимо для этого использовать подконтрольный концерну банк или финансовую компанию.

Статья 196. Право хозяйственного ведения государственного предприятия

Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом*.

1. Имуществом на праве хозяйственного ведения может обладать только государственное предприятие.

АО и другое хозяйственное товарищество, даже когда государство является единственным учредителем, не являются государственными предприятиями, а имущество, находящееся на балансе, подпадает под правовой режим частной формы собственности. Государство в таких хозяйственных товариществах сохраняет право собственности на акции или обязательственное право на доли.

2. Право хозяйственного ведения является вещным правом. Особенности правового режима права хозяйственного ведения, вытекающие из этого, см. в комментарии к последующим статьям ГК.

3. Пределы осуществления права хозяйственного ведения и правовой статус предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, определены Указом о государственном предприятии.

4. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть образовано государством (ст. 4 Указа о государственном предприятии) или государственным предприятием на праве хозяйственного ведения (ст. 46 Указа о государственном предпрйятии). В последнем случае образуется дочернее государственное предприятие. Правовой режим его имущества не отличается от вещного права хозяйственного ведения (ст. 47 Указа о государственном предприятии).

5. Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в Зависимости от того, кем они образованы, могут быть республиканскими государственными предприятиями и коммунальными государственными предприятиями. Соответственно права собственника и учредителя в отношении их осуществляют разные государственные органы.

6. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, обладает специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии с ГК и иными законодательными актами в уставе предприятия и не могут быть изменены по его усмотрению.

Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены предприятием в пределах уставной правоспособности. Осуществление предприятием деятельности, а также совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Сделка, совершенная предприятием в противоречии с целями деятельности, определенными его уставом, может быть в установленном законодательством порядке признана недействительной по иску его учредителя (уполномоченного органа) (ст. 8 Указа о государственном предприятии).

Государство в лице органа государственного управления не может вмешиваться в непосредственно-хозяйственную деятельность государственного предприятия вне рамок, установленных законодательными актами.

7. В случаях, когда действия предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, приводят к невозможности использования имущества по назначению (отчуждение или предоставление в долгосрочное пользование другим лицам) либо к ограничению возможностей предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки по иску собственника имущества либо уполномоченного им лица могут быть признаны судом недействительными (см. комментарий к ст.ст. 158—159 ГК).

8. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

9. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государства, административно-территориальной единицы, юридических лиц и граждан, а указанные выше субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия. Исключение составляет лишь случай, когда банкротство предприятия было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа). В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

Статья 197. Объект права хозяйственного ведения

Объектомправа хозяйственного ведения может быть любое имущество, если иное не предусмотрено законодательством.

1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия (п. 1 ст. 10 Указа о государственном предприятии).

2. Любое имущество может являться объектом права хозяйственного ведения, если законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены прямые ограничения. Из этого вытекает в качестве одйого из выводов, что в ведении предприятия на праве хозяйственного ведения может, как правило, находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом этой деятельности (ст. 20 Указа о государственном предприятии).

3. Не являются объектом хозяйственного ведения земельные участки, недра, воды, леса и некоторое другое имущество. Земельные участки и недра могут находиться в пользовании предприятия в пределах, установленных соответствующим специальным законодательством.

4. Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в -республиканский или местный бюджеты по решению уполномоченного или иного компетентного органа (ст. 14 Указа о государственном предприятии).

Статья 198. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения

1. Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за уже созданным государственным предприятием, возникает у этого предприятия в момент закрепления имущества на самостоятельном балансе предприятия, если иное не установлено законодательством или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.

3.Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

1. Имущество предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и имущество, приобретаемое им в гражданском обороте, является собственностью государства. Одновременно с этим оно находится у государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.

2. Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить государственному предприятию по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.

3. Формулировка п. 3 комментируемой статьи предусматривает прекращение права хозяйственного ведения в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что государство в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия, закрепленное на его балансе, и по любому основанию, если только это не противоречит законодательным актам и учредительным документам предприятия. Так, в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 22 Указа о государственном предприятии "к случаям правомерного изъятия, в частности, относятся: 1) изъятие имущества, которое не отвечает целям уставной деятельности предприятия; 2) изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества". Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего государственного органа с момента принятия решения, если иное не предусмотрено, этим решением.

4. При приватизации государственного предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной собственности.

Статья 199. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части чистого дохода от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия*.

1. Собственник государственного предприятия обычно представлен уполномоченными государственными органами.

Органами государственного управления республиканскими государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).

Органами государственного управления коммунальными государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы) (ст. 3 Указа о государственном предприятии).

Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии "реорганизация и ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства Республики Казахстан, а коммунального предприятия - по решению главы местной администрации. ... Осуществляет реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченный орган".

2. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления государственным предприятием права хозяйственного ведения. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда государственное предприятие не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества. Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за государственным предприятием, без его согласия.

Пунктом 1 ст. 13 Указа о государственном предприятии введено дополнительное право собственника. В соответствии с ним "для государственного предприятия выполнение заказа государства является обязательным. Предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства".

3. Республиканское государственное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное государственное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем государственного предприятия выступает уполномоченный орган.

4. Размер уставного капитала предприятия определяется собственником, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 ООО месячных расчетных показателей, установленных на дату государственной регистрации предприятия.

Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

5. Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей и главного (старшего) бухгалтера, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

6. В соответствии с п. 2 ст. 27 Указа о государственном предприятии "доля прибыли, подлежащая отчислению собственнику предприятия, фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан (соответственно с его местным органом) нормативе распределения прибыли и перечисляется в доход соответствующего бюджета".

7. Статья 45 Указа о государственном предприятии предусматривает возможность преобразования предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Преобразование республиканского предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие производится по решению Правительства РК по представлению уполномоченного органа, согласованному с Министерством финансов РК, преобразование коммунального предприятия — по решению главы местной администрации по представлению уполномоченного органа, согласованному с соответствующим местным органом указанного министерства.

Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:

1) нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег;

2) отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;

3) распоряжения имуществом, относящимся к основным фондам, с нарушением правил, установленных Указом о государственном предприятии.

Все расходы по преобразованию предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие, а также расчеты преобразуемого предприятия с его кредиторами при отсутствии достаточных средств у предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.

Создаваемое на базе предприятия на праве хозяйственного ведения казенное предприятие является правопреемником преобразуемого предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и денежным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последние соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.

При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления с момента принятия решения о преобразовании предприятия.

8.Совершение в отношении республиканского государственного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по его отчуждению, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального предприятия - по решению главы местной администрации (см. п. 3 ст. 12 Указа о государственном предприятии).

Статья 200. Условия осуществления имущественных прав государственного предприятия

1, Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами, не вправе без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа совершать следующие виды предпринимательской деятельности:

1) продавать и передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия;

2) создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;

3) предоставлять частным предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения (интереса) по ним ниже установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.

4) выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц.

2. Государственное предприятие, если иное не предусмотрено законодательством, самостоятельно распоряжается закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом, не относящимся к основным фондам.

1. Статья устанавливает дополнительные пределы осуществления государственным предприятием права хозяйственного ведения. Новая редакция статьи уточняет эти пределы.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые государственное предприятие не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества.

3. Денежные средства, полученные от сделок с имуществом, совершенных в порядке подпункта 1 п. 1 комментируемой статьи, используются предприятием самостоятельно, если иное не установлено собственником (уполномоченным органом) (п. 2 ст. 25 Указа о государственном предприятии).

4. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе с согласия собственника или уполномоченного им органа создать дочернее предприятие, которое также будет обладать имуществом на праве хозяйственного ведения (см. комментарий к ст. 103 ГК).

5. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии "порядок предоставления ссуд банками, являющимися по своей организационно-правовой форме государственными предприятиями, определяется их уставом и банковским законодательством".

6. Пункт 2 комментируемой статьи имеет в виду лишь то движимое имущество, которое не входит в состав основных фондов. Это вытекает из п. 3 ст. 25 Указа о государственном предприятии, в соответствии с которым "предприятие самостоятельно распоряжается не относящимся к основным фондам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательством".

7. Предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа, связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением заказов государства, установлением цены на товары (работы, услуги), производимые предприятием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприятия.

С т а т ь я 201. Распространение положений о праве собственности на отношения с участием государственных предприятий

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются положения настоящего Кодекса о праве собственности, если иное не вытекает из настоящего Кодекса и иных законодательных актов.

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются положения ГК о возникновении и изменении права собственности, защите права собственности и иные, не предусмотренные Специальным законодательством. В то же время некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного ведения применять нельзя. Например нельзя применять норму п. 1 ст. 188 ГК, в соответствии с которой "право собственности... есть право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом". Естественно, право хозяйственного ведения уже права собственности. Это вытекает, в частности, из ст. 200 ГК применительно к распоряжению основными фондами, на которое необходимо согласие собственника или уполномоченного им государственного органа.

Похожие публикации