Отношению к субъектам малого. Понятие субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства. Микропредприятия

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

Государство в целях увеличения занятости населения идёт навстречу малому бизнесу путём снижения налоговой и административной нагрузки.

Рассматривая вариант открытия собственного дела, возникает вопрос, кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Законодательные основы

Субъектом малого бизнеса может быть коммерческое предприятие или индивидуальный предприниматель с основной целью - получение прибыли.

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, разделяют на несколько категорий:

  • ведение крестьянского, фермерского хозяйства;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственное партнёрство.

Формирования, не подпадающие под понятие малый бизнес:

  • муниципальные и государственные общества;
  • некоммерческие общества.

Статистика

На сегодняшний день в Реестре МП зарегистрировано более 257 тысяч тех организаций, какие относятся к субъектам малого предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей больше 30 тысяч.

Критерии, позволяющие расценивать предприятие как малое

Основные требования при отнесении бизнеса к категории малого - численность наемных работников и размер дохода.

Для малых предприятий среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. Если речь идёт о микробизнесе, то сотрудников должно быть не более 15.

Максимальная сумма выручки за 1 год, без учета НДС, не может превышать 800 млн рублей, нижняя планка - 400 млн рублей. Если речь идет о микробизнесе, то выручка должна быть от 60 до 120 млн рублей.

Доля в уставном капитале малого предприятии других организаций, не подпадающих под это определение, не должна превышать 49%.

Для индивидуальных предпринимателей такие же критерии определения категории бизнеса. Если у ИП нет в штате сотрудников, то категория МП определяется только по размеру выручки. Предприниматели, которые выбрали патентную систему налогообложения, однозначно относят к категории малого предприятия.

Возникает логический вопрос - относятся ли ООО к субъектам малого предпринимательства? Да, относятся, если соответствуют вышеописанным критериям.


Когда утрачивается статус МП?

Даже если предприятие превысило граничный лимит по выручке или по количеству сотрудников, то статус малого предприятия еще не будет утрачен на протяжении 3 лет. К примеру, если лимит по выручке был превышен в 2015 года, то перейти на общую систему придется только в 2018 году.


Реестр субъектов

К субъектам малого предпринимательства относятся лица, внесенные в Единый реестр. Ознакомиться с данными можно на сайте налоговой службы. Все сведения попадают туда автоматические при регистрации предприятия и подаче налоговой отчетности. После внесения в реестр малые предприятия больше не обязаны подтверждать свой статус, как ранее, когда приходилось подавать финансовую отчетность и отчет по среднесписочному составу.

В свободном доступе можно узнать следующие сведения:

  • наименование и организационно-правовую форму предприятия;
  • категорию, то есть предприятие является малым, средним или микро;
  • КВЭД;
  • наличие лицензий.

Если вдруг нет информации, относится ли организация к субъектам малого предпринимательства, либо она не соответствует действительности, то такое лицо должно подать заявку оператору Реестра, чтобы данные были проверены и внесены соответствующие изменения.

При желании самого субъекта малого бизнеса в реестр могут вноситься другие сведения, к примеру, о выпускаемой продукции, сотрудничает ли предприятие с государственными органами и свои контактные данные.


Преимущества статуса МП

Для тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства, предусмотрены определенные льготы. Государство, таким образом, пытается вывести из тени бизнес, снизить расходы на пособия по безработице, создать новые рабочие места, улучшить климат для развития инноваций. Естественно, что самый простой путь к достижению этих целей - это упрощение процедуры регистрации, снижение административного давления со стороны государственных органов и уменьшение налоговой нагрузки.

Преференции для МП:

  1. Льготное налогообложение. Это специальные режимы, ЕНВД, ПСН, УСН или ЕХСН. Местные власти имеют право на установление минимальных ставок. К примеру, если УСН на уровне государства установлен в размере 6%, то местные власти вправе снизить налог до 1%. Если индивидуальный предприниматель регистрируется впервые, то региональные власти могут освободить такое лицо от уплаты налогов на срок до 2 лет.
  2. Финансовые льготы. На уровне государства предусмотрены гранты и безвозмездные субсидии. Денежные средства могут выдаваться под частичное погашение по лизинговым договорам или на участие в выставочных мероприятиях. Программы действуют до 2020 года.
  3. Административные послабления. Такие преимущества в виде упрощённой системы ведения бухгалтерского учета и кассовой дисциплины. Предусматриваются надзорные каникулы, то его ограничивается количество и периодичность проверок. Существует и государственная квота в размере 15% от всех заказов, то есть в эти проценты попадают МП.

Для микропредприятий в этом году предусмотрены дополнительные льготы, такие лица могут отказаться от практики принятия локальных документов, к примеру, не нужно создавать правила внутреннего трудового распорядка или составлять графики сменности. Однако такие условия придется внести в трудовой договор с каждым сотрудником. Если бизнес утрачивает статус микропредприятия, то создать все локальные документы оно должно за 4 месяца.


Проверки

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, к которым применяются сокращенные сроки проведения проверок. Каждый контролирующий орган не вправе проверять субъект МП более чем 50 часов в 12 месяцев. Для микропредприятий вообще минимальный срок - не более 15 часов в год.

Предприятия, которые попадают в категорию МП, имеют право на налоговые каникулы, которые действуют до конца 2018 года. Однако такие послабления действуют только в отношении плановых проверок. Если на предпринимателя поступила жалоба с информацией о нарушении законодательства, то к такому лицу придут проверяющие органы для уточнения полученных данных.


Ответственность

Не стоит забывать, что даже те, кто относится к субъектам малого предпринимательства, несут ответственность за свои неправомерные деяния. Если предприниматель или другое малое предприятие нарушит требования и условия, предусмотренные лицензией или разрешением на осуществление определенного вида деятельности, то последует следующая ответственность:

  • Вынесение предупреждения и наложение административного штрафа до 2 тыс. рублей. Эта мера предусмотрена для граждан.
  • Штраф для должностных лиц предусмотрен выше - до 4 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц - до 40 тыс. рублей.

Более высокие штрафные санкции предусмотрены для тех случаев, когда нарушение можно считать грубым. Хотя законодательством не предусматриваются критерии определения грубого проступка. По сути, такие нарушения должны предусматриваться лицензионными правилами.

Также предусматриваются административные штрафы и для тех лиц, кто относится к субъектам малого предпринимательства, но осуществляет определенную деятельность без разрешительных документов. Размер наказания в этом случае меньше, но если такие деяния продолжаются и могут квалифицироваться как грубые, то это уже другой порядок цифр. К примеру, за отсутствующее разрешение на тот вид деятельности, который обязательно подлежит получению такого документа для предпринимателей предусматривает штраф до 20 тыс. рублей с приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Потенциал

Экономический спад не лучшим образом отразился на субъектах малого бизнеса, поэтому без поддержки со стороны государства количество рабочих мест будет только сокращаться, опять предприниматели будут уходить в «тень». Поэтому очень важно, чтобы законодатель не только декларировал помощь, а действительно помогал, субсидировал уплату процентов по кредитным договорам и давал большие объемы для МП при государственных закупках.

Нормативно-правовой основой развития малого бизнеса в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в табл. 1.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации, указанных в табл. 1, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.



Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:



1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать: участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации); непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.); число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек). Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС. Плюсы и минусы существования микропредприятия Положительные стороны функционирования такого предприятии: отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата; при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора; отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий; наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования; относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии. Негативные моменты работы микропредприятий: работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами; ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса; переход в иную категорию предприятий (например, среднего или крупного бизнеса) возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

Похожие публикации