Минимальный размер оплаты труда (мрот). Минимальный размер заработной платы Минимальный размер оплаты труда в хмао

Какой утвердили МРОТ с 1 января 2017 года в России? Как новый МРОТ повлияет на пособия и зарплату? Изменятся ли размеры пособий с 1 января 2017 года? Давайте разбираться.

МРОТ с 1 января: размер

МРОТ с 1 января 2017 года в России увеличен не будет. Чиновники посчитали, что изменять МРОТ с начала года не нужно. Заметим, что многие бухгалтеры привыкли, что МРОТ увеличивается именно с начала года. Так, к примеру, в 2016 году МРОТ увеличится с 1 января и составил 6204 рубля (статья 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ). Однако с 2017 года увеличения не произойдет.

Последний раз МРОТ увеличивали с 1 июля 2016 года до 7500 рублей (Федеральный закон статья 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). В связи с этим, в частности, изменились и размеры пособий. См. « ».

С 1 января 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не изменился. Поэтому и размеры пособий останутся на прежнем уровне.

Имейте в виду, что с 1 июля 2017 года МРОТ возрастет на 300 рублей и его размер составит 7800 рублей. Индексация МРОТ на 4% обусловлена прогнозными показателями инфляции, которые должны в 2017 году составить в 4%. Это предусмотрено соответствующий законопроектом .

Изначально планировалось, что размер МРОТ с 1 января 2017 года составит 8800 рублей. Однако потом чиновники от нового размера МРОТ отказались и оставили его на прежнем уровне. См. « ».

МРОТ с 1 января 2017 года и зарплата

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должна начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например алиментов. Соответственно, я с 1 января 2017 года платить меньше 7500 рублей нельзя.

Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Региональный МРОТ с 1 января 2017 года

Стоит напомнить, что региональные власти с 1 января 2017 года могут установить в специальном соглашении свой МРОТ, превышающий федеральный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Однако от регионального МРОТ можно отказаться. В этих целях потребуется оформить мотивированный отказ и отправить его в местное отделение Комитета по труду и занятости. См. « ».

МРОТ с 1 января 2017 года для расчета пособий

С 1 января 2017 года для расчета пособий принимайте во внимание федеральный МРОТ -7500 рулей. Этот размер МРОТ влияет на размер пособий в двух случаях:

  • стаж сотрудника менее шести месяцев;
  • зарплата сотрудника ниже «минималки».

Зарплата ниже МРОТ: ответственность в 2017 году

Если с 1 января 2017 года зарплата работников окажется меньше МРОТ (7500 рублей), то работодателя могут привлечь к ответственности в виде штрафов. Штраф для организации может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявлении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для директора или главбуха ответственность может быть такой: при первичном нарушении могут вынести предупреждение или выписать штраф от 1000 до 5000 рублей, при повторном – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, могут дисквалифицировать на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

С целью создания единых основ оплаты труда для работников всех российских организаций, государством был установлен ее минимальный размер.

Факторы, влияющие на минимальный размер заработной платы

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на основании различных факторов, большая часть которых имеет экономические предпосылки, такие как:

  • Политика государства в сфере ценообразования;
  • Уровень безработицы в стране;
  • Уровень инфляционных процессов;
  • Потребности населения.

Для чего используется МРОТ

Минимальный размер оплаты труда, в сущности своей, применяется для:

  1. Контроля действий работодателей в отношении расчетов с персоналом;
  2. Исчисления социальных пособий для сотрудников – пособие по беременности и родам , больничные ;
  3. Расчета налогов в соответствие с налоговым, гражданским и административным законодательством;
  4. Определения величины штрафов в случае нарушения требований законодательства;
  5. Исчисления фиксированных страховых взносов индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику.

Федеральный и региональный МРОТ: какой применять?

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на федеральном уровне. Тем не менее, власти субъектов Федерации вправе корректировать его в большую сторону в зависимости от экономических особенностей региона на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате.

У работодателей есть возможность оформить отказ от применения региональных значений в течение одного месяца со дня публикации соглашения. Если же этого не сделать, то компании и предприниматели автоматически должны применять региональные значения «минималки». Величина регионального МРОТ не может быть установлена ниже федерального значения.

Минимальный размер оплаты труда в 2017 году

С 1 января, впрочем, уже не впервые, не было произведено повышение минимальной оплаты труда в 2017 году. На текущий день действует значение, установленное 01.07.2016 г., в соответствии с которым МРОТ равен 7500 рублей.

В связи с тем, что минимальная оплата труда не изменилась, остается без корректировки и величина всех социальных пособий.

Тем не менее, повышение предполагается провести в июле, а именно 01.07.2017 г. на сумму в 300 рублей. Соответственно, минимальная оплата труда в 2017 году (с 01.07.17) будет равна 7800 рублей . Незначительное повышение обусловлено небольшим уровнем инфляции, который прогнозируют специалисты. Отметим, что фиксированные взносы ИП в 2017 году при этом будут рассчитываться исходя из значения в 7500. Новый МРОТ-2017 начнет применяться для расчета страховых взносов ИП лишь с 2018 года.

Если зарплата ниже МРОТ: что делать

Несмотря на то, что минимальный размер оплаты труда устанавливается с целью контроля над руководством российских организаций, на практике повсеместно возникают ситуации, когда уровень зарплаты не дотягивает до установленного значения. Как же следует поступить, если зарплата меньше МРОТ?

В первую очередь, отметим, что в некоторых случаях минимальный размер заработной платы может быть менее чем МРОТ. Это возможно когда сотрудник работает на неполную ставку, что зафиксировано в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

Но если работник трудится полный рабочий день и успешно выполняет возложенные на него обязанности, при этом получая сумму ниже МРОТ, работодатель может понести наказание.

Каждый руководитель должен быть в курсе, что закон не обязывает устанавливать именно оклад выше минимального уровня. Так как часто заработная плата складывается из нескольких составляющих (оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера), ниже минимального размера не должна опускаться общая величина заработной платы.

Если при этом сумма все же получается меньше, работодатель обязан доплатить сотруднику разницу.

Минимальный размер оплаты труда 2017: ответственность работодателя

Если в ходе проверки трудовой инспекцией будет выявлено, что минимальный размер оплаты труда в 2017 году компанией или бизнесменом не соблюдается, работодатель, как юридическое лицо, так и физическое, понесет ответственность в соответствии с нормами трудового права.

Для организаций предусмотрены штрафы в размере 30 000-50 000 рублей. В дополнение к этому санкции могут коснуться и виновных должностных лиц (1000-5000 рублей).

Индивидуальных предпринимателей ждет менее суровое наказание в размере 1000-5000 рублей.

При допущении повторных нарушений суммы штрафов будут повышаться.

Таким образом, минимальная оплата труда 2017 года определена федеральными властями в размере 7500 рублей, и каждый работодатель обязан учитывать ее при расчете с персоналом по оплате труда.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про такое понятие, как минимальный размер оплаты труда.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое МРОТ и для чего он нужен;
  • Что такое региональный МРОТ;
  • Как применять МРОТ для расчета страховых взносов и расчета больничного;
  • Какова величина МРОТ сейчас.

Что такое МРОТ

МРОТ или минимальный размер оплаты труда был впервые принят Организацией Объединенных Наций в 1970 году. В СССР же минимальная граница оплаты труда была принята в 1973 году, ее объем составлял 70 рублей и не изменялся до 1991 года. За последние 17 лет значение минимального вознаграждения за труд в России вырос более чем в 111 раз.

МРОТ – утвержденный на законодательном уровне РФ нижний порог, который используется для контроля заработной платы, установления размера выплат по временной незанятости работника, размера налоговых отчислений, отчислений во внебюджетные фонды, объема пособия по беременности и родам, величины пособий по уходу за ребенком.

Таким образом, знать МРОТ необходимо бухгалтерам, владельцам организаций, и рядовым сотрудникам, чтобы знать свои права.

Кроме того, МРОТ оказывает значительное влияние на экономику страны:

  • Рост МРОТ увеличивает поступление в бюджет страны;
  • Способствует перераспределению доходов в пользу неимущих слоев населения;
  • МРОТ – отправная точка при определении благосостояния населения;
  • На основании МРОТ осуществляется расчет фиксированных страховых взносов индивидуальных предпринимателей;
  • Увеличивает качество жизни населения страны.

При этом, по мнению специалистов, МРОТ несет в себе и отрицательные стороны:

  • Способствует росту инфляции, так как дополнительные затраты на соблюдение нижней границы зарплаты, как правило, закладываются в цену товара;
  • Не способствует росту образования среди населения и развитию малого бизнеса, так как всем обеспечен определенный уровень оплаты, особенное влияние МРОТ имеет для ИП;
  • Вызывает безработицу в кризис, так как сокращение рабочих мест – единственное решение при невозможности снижения заработной платы ниже определенного уровня.

МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей

Новый МРОТ на 2019 год установлен приказом Минтруда России от 24.08.2018г. за №550-н в размере 11 280 рублей. Что примечательно размер МРОТ, начиная с 01 января 2019 года равен минимальной прожиточной величине трудоспособного населения, рассчитанной на основе данных второго квартала предыдущего года. По сравнению с маем 2018 года его увеличение произошло на 117 руб. (напомним, что с 01 мая 2018 года МРОТ был равен 11 163 рублей).

Помимо инфляции, на нижнюю границу заработной платы влияют следующие факторы:

  • Уровень безработицы в стране;
  • Эффективность деятельности предпринимателей, организаций;
  • Ценовая политика государства.

Следует напомнить, что изменение МРОТ, которое произойдет с 1 января 2019 года, не отразится на величине страховых взносов предпринимателей, так как их размер стал фиксированным. Правительство отказалось от действующей ранее формулы расчета страховых взносов с применением МРОТ, что также было сделано в интересах предпринимателей.

Примечательно то, что в МРОТ входит не только сам оклад работника, но и всяческие надбавки: компенсации, премии, вознаграждения.

При этом положенная по закону зарплата выплачивается за определенный период, а не за реальное количество отработанного времени. То есть сотрудник может трудиться в две смены, но его МРОТ за месяц составит действующую величину.

Таблица МРОТ 2019 по регионам

Скачать таблицу МРОТ 2019 по регионам

Все мы понимаем, что зарплата в Москве или Санкт-Петербурге не сравнится с заработной платой в Пскове или Тольятти. Именно этот факт способствовал появлению понятия региональный МРОТ.

Региональный МРОТ субъекты РФ устанавливают самостоятельно и на это им дано соответствующее право. При этом, уровень выплачиваемого оклада в регионе не должен быть ниже размера регионального МРОТ.

Интересен процесс установления региональной нижней границы: ее определяют местные власти после согласования с профессиональными союзами и работодателями. При этом, если бизнесмен не согласен с решением местных властей, он может вести свою деятельность согласно федеральной границе. Для этого он должен направить письмо в Трудовую инспекцию.

Также региональные цифры не действуют для сотрудников, занятых в компаниях, деятельность которых обеспечивается из федерального бюджета.

Региональное значение не влияет на величину пособий и выплат.

МРОТ, страховые выплаты и пособия

Еще раз повторимся, с 01 января 2019 года, страховые взносы предпринимателя «за себя» не зависят от величины МРОТ и имеют фиксированный размер (Закон №337-ФЗ от 27.11.2017г., изменивший нормы ст. 430 НК РФ).

Сумма страховых взносов составляет 36 238 рублей, в том числе:

Теперь разберемся со сроками страховых выплат. Когда и каким образом совершать обязательные выплаты каждый предприниматель решает для себя сам. Сделать взносы он может в любой день в течение года, может внести всю сумму сразу, а может внести ее по частям.

Крайняя дата для оплаты страховых взносов приходится на последний рабочий день каждого года. При этом, если 31 декабря выпадает на выходной, последний день выплат переносится на первый рабочий день следующего года.

Кроме того, бизнесмены, получившие годовой доход свыше 300 тысяч рублей, обязаны заплатить дополнительный взнос в размере 1% на пенсионное страхование от дохода, превышающего 300 тысяч рублей.

Также существует и ограничение максимальной суммы страховых выплат предпринимателя в ПФР с дохода свыше 300 тыс.руб. Взносы не должны превышать восьмикратный размер отчислений в пенсионный фонд. В 2019 году эта сумма равна 234 832 рублей. Она определилась расчетным путем – (8 * 29 354 * 12), где 29 354 рублей – фиксированный пенсионный взнос в 2019 году.

Что касается выплат пособий, то МРОТ влияет на их объем в следующих случаях:

  • Стаж работника не превышает шести месяцев;
  • Зарплата работника меньше МРОТ.

Минимальное пособие по беременности и родам будет рассчитываться по следующей формуле:

(Количество дней декрета * МРОТ * 24 месяца)/730 дней - расчетных два года. Считаем: (140 * 11280 * 24) : 730 = 51 918,90 рублей. Таким образом, минимальный размер пособия по беременности и родам в 2019 году составит 51 918,90 рублей.

Может ли быть зарплата ниже МРОТ

Можно ли установить оклад работника меньше МРОТ? Как ни странно, ответ на этот вопрос положительный.

Такое возможно в следующих случаях:

  • Сотрудник работает на условиях неполной занятости в вашей компании . В этих случаях зарплата зависит от количества отработанных часов, соответственно может быть ниже установленного минимума. Необходимо оговориться о том, что такое положение дел возможно только при взаимном согласии и заключении дополнительного соглашения;
  • Сотрудник трудится в организации по совместительству . Они изначально нанимаются не более чем на полставки, поэтому могут получать только 50% или меньше от МРОТ;
  • Оклад работника состоит не только из фиксированной заработной платы, но и из ежемесячной премии и надбавок . Сотрудник не выполнил месячную норму и премия ему не положена согласно локальному акту о начислении премий. В этом случае сотрудник не получит премию и оплата его труда за месяц будет ниже МРОТ. Но здесь важно прописать процедуру выплаты премий (показатели, объем).

Ответственность за заработную плату ниже МРОТ

В том случае, если ни одно из вышеназванных условий не выполнено, но при этом ваши работники получают оплату ниже минимальной, вас будут ждать определенные санкции.

Эти санкции имеют форму штрафов. Сумма штрафов зависит от злостности нарушителя, то есть количества нарушений, а также от размера организации и ее юридического статуса.

Если вы руководитель отдела, производства, небольшой организации или являетесь частным предпринимателем, то за нарушение закона вас оштрафуют на сумму от одной до пяти тысяч рублей. Если вы не усвоили урок с первого раза и повторили нарушение, то величина штрафа будет варьироваться от десяти до двадцати тысяч рублей.

Если же вы являетесь , руководителем крупной компании, то за недоплату сотрудникам вас оштрафуют на сумму от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Если же вы попадаетесь не в первый раз, то штраф увеличится, и будет лежать в диапазоне от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.

При этом помните, что в МРОТ в России входит не только фиксированная зарплата, но и премии, надбавки и прибавки. Поэтому сама зарплата может быть ниже минимального МРОТ (это не преследуется законом), если суммарный оклад работника в месяц с учетом всех доплат достигает до МРОТ.

В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

    размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

    минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

      правительства города Москвы;

      объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

    после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

    если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 ноября 2018 г. 18 781 Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП
с 1 мая 2018 г. 18 742
с 1 января 2018 г. 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 01.10.2017 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 1 июля 2017 г. 17 642 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП
с 1 октября 2016 г. 17 561 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП
с 1 января 2016 г. 17 300 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015
с 1 ноября 2015 г. 17 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015)
с 1 июня 2015 г. 16 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015)
с 1 апреля 2015 г. 15 000
с 1 января 2015 г. 14 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014
с 1 июня 2014 г. 14 000 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014)
с 1 января 2014 г. 12 600 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013
с 1 июля 2013 г. 12 200
с 1 января 2013 г. 11 700 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012
с 1 июля 2012 г. 11 700
с 1 января 2012 г. 11 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011
с 1 июля 2011 г. 11 100 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011)
с 1 января 2011 г. 10 400 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010
с 1 мая 2010 г. 10 100
с 1 января 2010 г. 9 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009
с 1 сентября 2009 г. 8 700
с 1 мая 2009 г. 8 500 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 января 2009 г. 8 300 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 сентября 2008 г. 7 650 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008)
с 1 мая 2008 г. 6 800 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007
с 1 сентября 2007 г. 6 100
с 1 мая 2007 г. 5 400 "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006
с 1 сентября 2006 г. 4 900
с 1 мая 2006 г. 4 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005
с 1 октября 2005 г. 3 600
с 1 мая 2005 г. 3 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004
с 1 октября 2004 г. 2 500
с 1 мая 2004 г. 2 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003
со 2 полугодия
2003 г.
1 800
с 1 января 2003 г. 1 500 "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002
с 1 сентября 2002 г. 1 270
с 1 января 2002 г. 1 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)

(извлечение)

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Работодатели:

2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.

2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.

2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.

2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

Профсоюзы:

2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)

2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.

Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:

3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.

3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

Важная новость о минимальной заработной плате. В 2017 году уровень минимального размера оплаты труда будет проиндексирован в июле, а не в январе. При этом повышение предусмотрено всего на 4%, вместо обещанных 17,33% от последнего установленного значения в 7,5 тысяч рублей.

Что случилось?

Еще в конце декабря 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, направленный на повышение МРОТ. Правительство предложило увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 июля 2017 года на 4% до 7 800 рублей. Традиционного повышения МРОТ с 1 января в 2017 году в результате не было. Как не будет и его повышения на 17,33%, анонсированного перед выборами в сентябре. Тогда вице-премьер правительства России по социальному блоку Ольга Голодец рассказала журналистам, что в бюджете на 2017 год уже заложен новый уровень МРОТ.

Оказалось, что денег на такие излишества в бюджете нет и увеличение минимальной зарплаты возможно только на уровень фактической инфляции по итогам 2016 года, а именно на 4%, и только летом. Возможно, такое решение также связано с заботой о предпринимателях, поскольку при увеличении МРОТ с 1 января на 17,33%, размер страховых взносов для них вырос бы сразу на 42%. Рост МРОТ в июле 2016 года отразился на размере страховых взносов только в 2017 году, когда взносы "за себя" составили примерно 28 тысяч рублей в год вместо 23 тысяч рублей, которые предприниматели платили в 2016 году. Правда, в Минфине уже побеспокоились об этом и законопроект о заморозке МРОТ для этих целей на два года.

При рассмотрении на профильном комитете Госдумы депутаты отметили, что:

Увеличение на 300 рублей лучше. Хотя первоначально Министерство настаивало на индексации в размере 5,2%. Но ситуация с бюджетом сложная. Кроме того, в 2016 году удалось сделать серьезный шаг, повысив МРОТ почти на 21%.

Новый закон касается примерно 890 тысяч человек, из которых 72% заняты в бюджетном секторе.

МРОТ и его значение для экономики

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Правительством РФ ежегодно на основании. В закон вносят поправки, которые утверждает Государственная Дума и Совет Федерации, а потом подписывает Президент России. Обычно изменение МРОТ происходит один раз в году, однако, в 2016 году этот показатель дважды:

  • С 1 января 2016 года МРОТ составил 6 тысяч 204 рубля
  • С 1 июля 2016 года МРОТ составил 7 тысяч 500 рублей.
Казалось бы, власти действуют во благо граждан, ведь ниже МРОТ нельзя платить заработную плату. Однако, для бизнеса такое повышение может оказаться не по карману. Дело в том, что кроме федерального МРОТ существуют региональные, и большинство субъектов РФ при контроле уровня заработной платы ориентируется именно на них. Федеральный же МРОТ применяют для расчета различных социальных пособий и выплат, а также для определения уровня обеспеченности российских граждан. Кроме того, на основании федерального МРОТ рассчитываются фиксированные страховые взносы индивидуальных предпринимателей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Увеличение МРОТ автоматически влечет за собой увеличение размера взноса "за себя", который обязаны платить все зарегистрированные ИП.

Рост МРОТ в июле 2017 года не отразится на величине страховых взносов, поскольку законодательством предусмотрен только однократный перерасчет в течение календарного года. Об этом предпринимателей ранее

Похожие публикации