Выплаты логопеду за вредные факторы. Имеет ли учитель-логопед право на выплату компенсационного характера? Общие требования безопасности

Вопрос:
Основной удлиненный оплачиваемый отпуск у учителей - 56 календарных дней. Нужно ли добавлять 7 календарных дней за вредные условия труда к этому отпуску?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если условия труда на рабочих местах учителей отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, то указанным работникам, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ.
Обоснование вывода:
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). Согласно ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск включает в себя как основной отпуск (ст. 115 ТК РФ), так и дополнительные отпуска (статьи 116-119 ТК РФ), когда такие отпуска предоставляются работнику.
По общему правилу, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляется удлиненный основной отпуск продолжительностью более 28 дней в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ). Так, согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого в зависимости от места работы и занимаемой должности установлена в настоящее время постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». При этом по некоторым должностям педагогических работников (в том числе учителей общеобразовательных учреждений) предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Условия предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков указаны в статьях 116-119 ТК РФ. При этом право работника на предоставление ему удлиненного основного ежегодного отпуска никаким образом не может ограничивать его право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при наличии оснований для его предоставления.
Статьей 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Предоставление такого отпуска является одной из дополнительных гарантий, установленных законодательством и призванных компенсировать негативное воздействие на здоровье работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О). Таким образом, работа во вредных и (или) опасных условиях труда является самостоятельным основанием предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, независимым от продолжительности основного отпуска.
Соответственно, если в рассматриваемом случае условия труда на рабочих местах педагогических работников по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)*(1) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, указанным работникам, помимо основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
___________________________
*(1) Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. При этом ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Подобные требования контрольно-ревизионных и других финансовых органов надзора необоснованы. Пока аттестация не проведена и не дано заключение аттестационной комиссии образовательного учреждения о том, что данное рабочее место полностью соответствует требованиям и нормам охраны труда, работники имеют право на повышенную оплату, а работодатель обязан ее производить, поскольку условия труда работников не изменились и на них по-прежнему действуют вредные производственные факторы. В таких случаях работникам при поддержке профсоюзных комитетов необходимо обращаться в суд с иском о признании незаконным решения финансовых органов о снятии доплаты за вредность.

Иногда имеет место формальный, некомпетентный подход к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, вследствие чего в административном порядке снимаются доплаты за работу во вредных и опасных условиях. Подобный случай произошел в городе Оленегорске Мурманской области, где в пяти школах без проведения инструментальных замеров уровней освещенности, загазованности, шума, без оценки травмоопасности и обеспеченности работников спецодеждой были сделаны заключения об отсутствии каких-либо вредных факторов в кабинетах химии. На этом основании у 12 учителей были сняты доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, что составило ежемесячно по 300 рублей у каждого педагога (включая северный коэффициент), а это существенная сумма в небольшой зарплате учителя. Действия руководителей органов и учреждений образования в данном случае также следует считать неправомерными. В этом и подобных случаях профсоюз обязан защитить права работников и подготовить мотивированное обоснование в прокуратуру или исковые заявления для обращения в суд.

Таким образом, если в образовательном учреждении по вине администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, это не означает, что условия труда на рабочих местах безопасные. Поэтому пока не дано заключение аттестационной комиссии о том, что рабочее место, где выполняется работа с вредными и опасными условиями труда, полностью соответствует требованиям безопасности, работники вправе претендовать на повышенную оплату труда, а работодатель обязан ее производить.

К сведению сообщаем, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми нормативными правовыми актами, определяются Перечни тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В настоящее время в системе народного образования действуют:

Для учреждений общего и дошкольного образования - Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утвержденный приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 №579 (приложение № 2);

Для учреждений профессионального и высшего образования - Перечень №1 работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 12% включительно, и Перечень №2 работ с особо опасными, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 24% включительно, утвержденные приказом Миннауки РФ от 07.10.92 №611 (приложение).

Конкретные размеры доплаты устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета) либо коллективным договором, трудовым договором.

Повышение зарплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Необходимо иметь в виду, что основная цель аттестации - это в первую очередь защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый работник должен знать, какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье на конкретном рабочем месте, к каким последствиям они могут привести. И как уменьшить или исключить вредное воздействие. Там, где сделать это на данный момент не представляется возможным, должно быть гарантировано право на компенсацию частичной утраты здоровья в виде повышенной оплаты труда (доплаты) за работу во вредных и опасных условиях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда, если ее проводить неформально, - процесс очень длительный, сложный и требует значительных финансовых затрат. Поэтому в условиях бюджетного финансирования учреждений образования нужно действовать поэтапно. Сначала провести аттестацию рабочих мест в подразделениях с повышенной степенью опасности и вредности, например в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, а затем во всех остальных.

Кем должна проводиться аттестация рабочих мест, каков порядок ее проведения - ответы на эти вопросы четко и подробно отражены в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». К данному Положению прилагаются образцы документов, которыми оформляются результаты аттестации (карты, протоколы, ведомости аттестации рабочих мест и др.).

Аттестация рабочих мест - система анализа и фактической оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда, и проводится она на основе трех оценок:

Степени вредности и опасности (гигиенический критерий);

Степени травмоопасности;

Обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Чтобы оценить степень вредности и опасности, необходимо сравнить фактические, полученные путем инструментальных измерений значения опасных и вредных производственных факторов (шум, вибрация, освещенность, чистота воздушной среды, параметры микроклимата, воздуха рабочей зоны и др.) с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами. Полученные результаты сравниваются с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99, Руководство Р 2.2.775-99.

Оценка степени травмоопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов.

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты предполагает сопоставление фактически имеющихся средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Результаты вышеназванных оценок оформляются специальными протоколами по установленной форме.

Основным документом рабочего места, его своеобразным паспортом является карта аттестации по условиям труда. В ней, кроме общих сведений о рабочем месте, данных по всем трем оценкам, сведений о компенсациях, размещается итоговое решение об аттестации данного рабочего места. Итоговое решение может быть принято в одном из трех возможных вариантов:

1. Рабочее место признается аттестованным.

2. Рабочее место признается условно аттестованным.

3. Рабочее место признается не аттестованным.

Окончательную оценку по аттестации конкретного рабочего места выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения. На основании заключения комиссии руководитель образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень работ, на которых устанавливается повышенная оплата за работу во вредных и опасных условиях труда. Перечень этих работ, конкретные размеры доплат и сроки выплаты устанавливаются приказом по образовательному учреждению, а также включаются в коллективный договор и соглашение по охране труда.

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Действие опасных и вредных факторов условий труда и меры защиты от них

Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающегоили его потомство

Вредные производственные факторы – факторы производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на работника при определенных условиях (интенсивность, длительностьи т.д.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

Физические;

Химические;

Биологические;

Психофизиологические;

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы, разрушающиеся конструкции

Повышенная запыленность, повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенный: уровень шума, уровень вибрации, яркость света, уровень инфразвуковых колебанийи т.д.

Химическиеопасные и вредные производственные факторы подразделяются

по характеру воздействияна организм человека на:токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

по пути проникания в организм человека через: органы дыхания, желудочно-кишечный тракт; кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологическиеопасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные)

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие: физические перегрузки(статические, динамические); нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, монотонность труда; эмоциональные перегрузки)

один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше.

Гигиенические критерии оценки условий труда - показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Микроклимат производственных помещений.

Микроклимат производственных помещений- комплексфизических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на тепловое состояние человека и определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда.

Показатели микроклимата: температура воздуха и его относительная влажность, скорость его движения, мощность теплового излучения. Для сохранения постояннойтемпературы тела организм должен находиться в термостабильном состоянии, которое оцениваетсяпо тепловому балансу.

Микроклимат по степени влияния на тепловой баланс человека подразделяется на нейтральный, нагревающий, охлаждающий.

Нейтральный микроклимат при воздействии на человека в течении рабочей смены обеспечивает тепловой баланс организма.

Охлажденный микроклимат -сочетание параметров, при котором суммарная теплоотдача в окружающую среду превышает величинутеплопродукции организма. Охлажденный микроклимат приводит к обострению язвенной болезни, радикулита, обуславливает возникновение заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы

Охлаждениечеловека приводит к изменению его двигательной реакции, нарушает координацию и способность выполнять точные операции, вызывает тормозные процессы в коре головного мозга

Нагревающий микроклимат - сочетание параметров, при котором имеет место изменение теплообмена человека с окружающей средой, проявляющееся в накоплении тепла в организме и в увеличении доли потерь тепла испарением влаги.

Воздействие нагревающего климататакже вызывает нарушение состояния здоровья, снижение работоспособности и производительности труда. Он являетсяпричиной болезни

Оптимальные микроклиматическиеусловия характеризуются такими параметрами показателей микроклимата, которые при их сочетанном воздействии на человека в течение рабочей смены обеспечивают оптимальное тепловое состояниеорганизма

Допустимые микроклиматическиеусловия характеризуются такими параметрами показателей микроклимата, которые при их сочетанном воздействии на человека в течение рабочей смены могут вызывать изменение теплового состояния Это приводит к умеренному напряжению механизмов терморегуляции, незначительным дискомфортнымобщим и локальным теплоощущениям.

Вредные микроклиматические условия –параметры микроклимата, которые при их сочетанном действии на человека в течение рабочей смены вызывают изменениятеплового состояния организма, выраженные общие или локальные дискомфортные теплоощущения, значительное напряжение механизмов терморегуляции, снижение работоспособности. При этомне гарантируется термостабильность организма человека и сохранениездоровья в период трудовой деятельности и после ее окончания.

Опасные (экстремальные) микроклиматические условия - параметры микроклимата, которые при их сочетанном действии на человека, даже в течение непродолжительного времени (менее 1 часа) вызывают изменение теплового состояния организма,что может привестик нарушению состояния здоровья и возникновению риска смерти.

Если допустимые нормативные величины микроклимата поддерживать не представляетсявозможным, необходимо проводить мероприятия по защите работников от возможного перегревания и охлажденияЭто достигается: личными средствами; применением систем местного кондиционирования воздуха; использованием индивидуальных средств защиты от повышения(понижения) температуры; регламентацией периодов работы в неблагоприятном микроклимате и др.

Шум и его воздействие на организм работника.Защита от шума.

Шум – совокупностьзвуков разной интенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени, возникающих в производственных условиях и вызывающих у работников неприятные ощущения и объективные изменения в различных функциональных системах организма. Для характеристики интенсивности звуков(или шума) принята измерительная система, учитывающая приближенную логарифмическуюзависимость между раздражением и слуховым восприятием- шкала бел или (децибел)

Техническиесредства борьбы с шумом: устранение причин возникновенияшума, снижение его в источникеили ослаблениешума на путях передачи, непосредственная защита работника (группы работников) от воздействия шума. Применение звукопоглащающих облицовок для потолка и стен приводит к изменению спектра шума в сторону более низких частот, что даже при относительно небольшом снижении уровня, существенноулучшает условия труда.

Воздействие производственного шума на работника оценивают по результатам медицинских осмотров. Слух считаетсянормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6 м. Разговорную речь человек с нормальным слухом воспринимаетна расстоянии до 60-80 м

Основная цель предварительных медицинских осмотров заключается в оценке состояния здоровья работников для решениявопросов пригодности к работе. Данные предварительногоосмотра имеют существенное значение для дальнейшего медицинского наблюдения за работниками.

Инфразвук и его воздействие на организм человека.

Под инфразвуком понимают звуковые колебания и волны с частотаминиже полосы слышимых (акустических) частот, в основном в пределах от 1 до 20 Гц. Этот частотный диапазон лежит ниже порога слышимости.Развитие современной техники и транспортных средств, совершенствование технологических процессов и оборудования сопровождаются увеличением мощности и габаритов машин, что обуславливает тенденцию повышенияудельного веса низкочастотных составляющих в спектрах шумов на рабочих местах и появлениеинфразвука.

Инфразвук легко проникает в помещения и обходит преграды, задерживающие слышимые звуки. Инфразвуклегко проникает в помещения и обходитпреграды, задерживающие слышимые звуки. Инфразвуковые колебания способны вызвать вибрацию

Техническиемеры защиты. Длясниженияуровней инфразвука следует: производить изоляцию объектов, являющихсяисточниками инфразвука, выделятьих в отдельные помещения; использовать кабины наблюденияс дистанционным управлением технологическим процессом (с применением

мер инфразвукового поглощения), вибропоглощения; использовать глушители инфразвука с механическим преобразованием частоты волны и др.

В производственных условиях при воздействиях инфразвука с уровнями, превышающими нормативные, следует применять режим труда и отдыха с введением 20-минутных перерывов через каждые 2ч работы, что должно быть отражено в технологических регламентах, инструкциях и др.

Уточнение клиента

Здравствуйте, уважаемые юристы. В нашем поселке всего 2 школы, 5 лет назад я устроилась в одну из них. Составила расписания занятий исходя из 20 часовой рабочей недели, но завуч сказала мне, что у меня 30 часовая неделя как у всех учителей, я обратилась в местный отдел образования, где мне подтвердили, что я права.Трудовой договор мне выдали только через месяц в котором было написано: принята –педагогом-логопедом, . Еще я случайно узнала в разговоре с другим учителем, что учителям нашего поселка положена льгота на оплату ЖКХ и электричество о которой мне никто ничего не сообщил, обратившись в отдел соц.защиты для ее оформления мне было отказано, тк льгота положена учителям, а я им не являюсь. Мне пришлось обращаться к юристам, чтобы доказать что запись в трудовой и трудовом договоре должна быть учитель-логопед, только после этого директор согласилась изменить запись в трудовой книжке, а трудовой договор мне сказали принести в школу и поменяли его(но перед этим я сделала копию и отнесла в отдел государственной инспекции труда). Теперь я могла пользоваться льготами, но льготу на оплату электроэнергии уже отменили. Получив расчетную квитанцию о зарплате я обнаружила, что нет доплаты 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, обратившись к директору(соответствующие документы я предоставила) , получила ответ, что эту выплату я смогу получать только после того как она увидит результаты моей работы. Отчет о проделанной работе подается директору 1раз в год в конце мая, и я стала ждать. В начале нового учебного года я опять обратилась к директору с этим вопросом. На что получила ответ, что эта выплата платиться только в коррекционных школах, а у нас общеобразовательная и бюджет ограничен. Представляете какое ко мне было отношение после этого…. В конце концов меня просто вынудили уволиться по собственному желанию. При этом меня выставили полной дурой, унижая и оскорбляя меня. Таким образом 5 лет мне пришлось просидеть дома, тк работать было просто негде: ставки в детских садах посокращали, а в другой школе была занята.

В прошлом году я устроилась учителем –логопедом в ту другую на время декрета Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе. По роду своей деятельности я обязана вести коррекционную работу с детьми имеющими нарушения устной и письменной речи, кроме часть из этих детей обучается интегрированно в классах возрастной нормы по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида(это умственно отсталые учащиеся и с трудностями в обучении - задержкой психического развития) .занимаясь в группах и индивидуально

Я знаю, что другие учителя получают за работу с детьми в соответствии VII и VIII вид, у директора я просто боюсь спрашивать, тк боюсь повторение истории…В отдел образования обращаться нет смысла, тк начальником там сейчас та самая завуч из предыдущей школы.

я не знаю каким образом и проводилась ли вообще аттестация или проведение специальной оценки условий труда моего рабочего места

Уточнение клиента

Получается, что: В связи с принятием закона «Об основах установления систем оплаты труда работников областных

бюджетных, автономных и казенных учреждений Нашей области»:

Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера,

входящих в систему оплаты труда работников учреждений, устанавливаются

коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами

в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными

правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в

соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и

стимулирующего характера, утверждаемыми Правительством области.

И отменой: Постановления Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета»

письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. N 22-шт Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238

По итогам аттестации рабочего места условий труда учителя-логопеда Муниципального автономномного общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе, условия труда были признаны нормальными, не была учтена специфика работы: работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи и работа с детьми обучающимися интегрированно в классах возрастной нормы по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида(это умственно отсталые учащиеся и с трудностями в обучении - задержкой психического развития), а также образовательным учреждением не было учтено степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии. Правомерно ли это?

Уточнение клиента

Стала самостоятельно искать в интернете и вот к какому выводу пришла:

В федеральном законодательстве поэтому поводу толком ничего не понятно, тк пункты некоторых писем отменены.

В первом случае действовало Постановления Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета» в котором было сказано.

6.1.12. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов;

но в законодательстве нигде нет расшифровки понятия логопункт.

Интернет выдает: Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы.

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся.С коллегой, находящейся в декрете, я не беседовала. У нас в поселке всего 3 ставки учителя-логопеда: в 2 школах и в 1 детском саду. Я разговаривала с коллегой из детского сада- она не получает. После меня в школе, в которой произошел "инциндент", работали еще 2 логопеда и уволились примерно по той же причине, что и я. Сама я закончила ВУЗ в другом регионе, зная что в Той области платят эту надбавку, стала интересоваться почему не платят в области, где проживаю на данный момент. Сейчас у меня проходит практику студентка пед.института, она сказала, что в институте им говорили об этой надбавке. Остальные коллеги тоже закончили его, то есть наверное знают, но боятся спросить. В том то и дело, что я не могу понять, почему нам не платят эту надбавку

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6 )

    получен
    гонорар 46%

    Адвокат, г. Ростов-на-Дону

    Общаться в чате

    День добрый!

    Начиная с 2015 года все регионы страны перешли на новые системы оплаты труда в соответствии с указанными Вами рекомендациями. Поэтому обращаться к ранее издававшимся НПА смысла не вижу.

    Исходя из выдержек НПА, приведенных в Вашем вопросе, и практики регулирования вопроса доплат работникам образования в Ростовской области могу пояснить, что все доплаты согласно систем оплаты труда подразделяются на зависящие (за вредные условия труда , отменяемые при достижении безопасных условий труда -2 класс-по результатам СОУТ) и не зависящие (за особый характер работы , неотменяемые по результатам СОУТ). Поскольку вы не указали название региона, в котором работаете, вам самой нужно изучить соответствующее постановление с этой точки зрения.

    Что касается

    г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
    Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников,
    занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, б ез проведения специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“;

    то: в случае, если надбавка 20% установлена за вредные условия труда, то она не может быть отменена до проведения спецоценки условий труда, а также, если условия труда по ее результатам были признаны вредными. Узнать о том, проводилась ли спецоценка, можно в Госинспекции труда, они формируют федеральный банк данных СОУТ, все организации, оказывающие услуги по СОУТ, обязаны подавать туда сведения.

    Также рекомендую обратиться письменно за разъяснением к разработчикам отраслевых систем труда в Вашем регионе - Минтруд и Минобразования области (края), не думаю, что они будут сообщать в какую-то школу о факте обращения с подобным запросом.

    Также можете выложить в чат Постановление (закон) об отраслевых системах оплаты труда Вашего региона, я посмотрю.

    Вы настоящий борец, поддерживаю!

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо большое, что вы откликнулись. Я проживаю в Амурской области. В том то и дело, что надбавка 20% вообще не была установлена установлена, думаю с момента отмены письма Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т.(В 2006-2007 году я работала в этом поселке в детском саду учителем-дефектологом, такой надбавки не получала.Затем на 2 года уезжала в Московскую область, работая там я и обратила внимание на отдельную графу в расчетке за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи 20 %.) Поэтому я и задала вопрос директору первой школы, получила ответ, что эту выплату я смогу получать только после того как она увидит результаты моей работы. Отчет о проделанной работе подается директору 1 раз в год в конце мая. В начале нового учебного года я опять обратилась к директору с этим вопросом. На что получила ответ, что эта выплата платиться только в коррекционных школах, а у нас общеобразовательная и бюджет ограничен.

    Директор, узнав об этом вызвала меня к себе. Первым вопросом было: «Хочешь ли ты здесь работать», на что я ответила: « Конечно хочу, ведь для этого я сюда и устраивалась, но каждый труд должен соответственно оплачиваться». Директор сказала, что работать больше не буду, что я все для этого сделала, что она знакома с командиром моего мужа и может сделать так, что будет плохо ему. Разумеется этого разговора никто больше не слышал… Я расплакалась и ушла домой. В тот момент я находилась на больничном с ребенком.

    На следующий день меня вновь вызвали к директору. Предполагая о чем пойдет речь (и в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации независимо от ее источников, а на основании п. 2 той же статьи граждане вправе получать информацию, затрагивающую их права и свободы, от должностных лиц.)перед входом в кабинет я включила диктофон на мобильном телефоне. Кроме директора там находилась начальник отдела образования, конечно, я надеялась, что она заступиться за меня, и обоснует какими-либо документами положена ли мне выплата за специфику работы или нет. Мысль о том, что ставка есть, а выплаты не положены как-то не укладывалась в голове. Но разговор состоялся в крайне недоброжелательном тоне. Они вдвоем отчитывали меня как школьницу …И еще раз получила ответ, что эта выплата платиться только в коррекционных школах, а у нас общеобразовательная и бюджет ограничен.Представляете какое ко мне было отношение после этого….Весь коллектив смотрел на меня как на врага, как то даже услышала: « А эта молодая овца еще и жалобы пишет на министерском уровне…»(Хотя я написала не жалобу, а просьбу разъяснить)

    Через пару дней, находясь в таком стрессовом состоянии я подошла к директору с просьбой написать заявление на отпуск за свой счет, хотя бы на месяц, на что получила отказ. Директор стала мне намекать, что в первую очередь я мать и жена, что мне нужно сидеть дома, что у меня семья, ребенок в 1 классе, что с ним нужно делать уроки…

    Я считаю, что меня просто вынудили уволиться по собственному желанию. При этом меня выставили, извините, «полной дурой». Таким образом 5 лет мне пришлось просидеть дома, тк работать было просто негде: ставки в детских садах посокращали, а в другой школе была занята.

    Ответ из министерства(В ШКОЛУ ПОЛУЧАЕТСЯ СООБЩИЛИ РАНЬШЕ) я получила по почте уже после увольнения:" письмо Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т является не действительным, все дополнительные выплата работникам, Конкретные размеры указанных выплат устанавливаются в коллективном договоре, локальном нормативном акте учреждения. И НИ СЛОВА О Постановлении Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета» , НИ СЛОВА о Письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ

    "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"

    6.1.1. На 15-20% - за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); 6.1.13. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий,

    и каких-либо еще документах, регулирующих деятельность логопедов, хотя я задавала именно этот вопрос.

    Обращаться больше никуда не стала, тк в этой школе учиться мой ребенок, и я побоялась предвзятого отношения, хотя до сих пор иногда я это замечаю. За это время у меня родился второй ребенок, который посещает детский сад подведомственный этой школе.

    И никого не волнует что, я потеряла 5 лет стажа, что в последствии отразилось на моей нынешней заработной плате, и последующей трудовой пенсии….

    Стала самостоятельно искать и изучать документы в интернете, и вот буквально на днях мне попалось Губернатора Амурской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20.09.2005 N 525 г.Благовещенск Об оплате труда работников образовательных учреждений,финансируемых из областного бюджета

    6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов

    6.1.12. На 20% - специалистам психолого-педагогических и

    медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов.

    Но оно утратило силу....

    Во втором случае, на моем нынешнем месте работы Коллективный договор и положение об оплате, составлены поверхностным образом об учителях, о выплатах за специфику работы ничего не сказано. В трудовом договоре условия труда прописаны нормальными.

    коррекционная работа по развитию устной и письменной речи или другими словами логопедическое сопровождение с такими ребятишками(7-8 вид) является обязательным до 7 класса. (работа по коррекции письменной речи ведется в рабочих тетрадях, которые мне непосредственно приходиться проверять, занятия проходят по типу урока русского языка)Всего детей зачисленных на занятие с логопедом 30 , из них есть один ребенок, находящийся на домашнем обучении. Я не получаю ни за 7-8 вид, ни за работу с детьми с недоразвитием речи, ни за обучение на дому, ни за проверку тетрадей.

    Увидев в бухгалтерии чужую расчетку я заметила графу доплаты за работу 7-8 вид.У меня такой графы нет. Не могу понять положены ли мне такие выплаты. Я знаю, что другие учителя получают за работу с детьми в соответствии VII и VIII вид, у директора я просто боюсь спрашивать, тк боюсь повторение истории…В отдел образования обращаться нет смысла, тк начальником там сейчас та самая завуч из предыдущей школы.

    Объясните мне пожалуйста на какие выплаты я имею право и куда мне нужно обратиться.

    • Юрист, г. Калуга

      Общаться в чате
      • 8,0 рейтинг

      Здравствуйте, Олеся!

      Уточните, пожалуйста, в каком населенном пункте какой области вы живете (это необходимо, чтобы найти правила, которые действую непосредственно в вашем муниципальном образовании, так как для муниципальных школ система оплаты труда устанавливается местными правовыми актами).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Калуга

      Общаться в чате
      • 8,0 рейтинг

      В первом случае действовало Постановления Губернатора Нашей области «Об оплате труда работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета»
      Олеся

      Это постановление не распространяется на вас, так как вы работаете в МУНИЦИПАЛЬНОМ образовательном учреждении, а оно касается РЕГИОНАЛЬНЫХ образовательных учреждений.

      и вот буквально на днях мне попалось Губернатора Амурской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20.09.2005 N 525 г.Благовещенск Об оплате труда работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета
      Олеся

      Этим постановлением пользоваться нельзя, так как, во-первых, оно не распространяется на муниципальные учреждения, а, во-вторых, оно не действует с мая 2010 года.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      спасибо, что откликнулись! Я уже совсем запуталась. Я знаю ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Амурской области 20.09.2005 N 525 г.Благовещенск Об оплате труда работников образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, что утратило силу об этом я писала выше, но устроилась я на работу в первую школу в октябре 2009г. Подскажите пожалуйста, какие нормативно-правовые акты распространяется на МУНИЦИПАЛЬНЫЕ образовательном учреждения?

      Каравайцева Елена

      Юрист, г. Новоалтайск

      • 5931 ответ

        1422 отзыва

      Здравствуйте, Олеся!

      Вы работаете в условиях труда, отклоняющихся отнормальных:

      ТК РФ, Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

      При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных),работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      Размер выплаты устанавливается локальным нормативным актом, либо коллективным договором, либо трудовым договором. Если Вашим трудовым договором, либо коллективным договором данный вопрос не регулируется, то необходимо выходить на уровень коллективной защиты своих прав. Обратитесь в профсоюз за защитой своих прав. Профсоюз имеет полномочия на ведение коллективных переговоров по поводу внесения изменений в коллективный и в трудовой договор. Если профсоюза нет, то можно тайным голосованием работников организации избрать иного представителя работников, которого можно уполномочить на ведение переговоров с работодателем по поводу внесения дополнений в коллективный договор.

      Вообще, выплаты компенсационного характера устанавливаются локальным нормативным актом. В данном случае также компенсационные выплаты должны быть установлены нормативным актом образовательного учредения. Надо действовать через профсоюз, либо через иных предствителей работников и требовать внесения дополнений в коллективный договор по поводу установления данных выплат. За отказ работодателя в участии в переговорах он понесет предусмотренную законодательством ответсвеность.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Здравствуйте, Елена! Спасибо большое, что вы откликнулись! Я понимаю, что работаю в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, но как объяснить и каким документом это подтвердить руководству? ЗАВУЧ мне сказала, что мне положена только ставка, а условия работы в трудовом договоре прописаны нормальными...

      "Надо действовать через профсоюз, либо через иных предствителей работников и требовать внесения дополнений в коллективный договор по поводу установления данных выплат. За отказ работодателя в участии в переговорах он понесет предусмотренную законодательством ответсвеность."

      Когда я стала вести переговоры в первой школе, меня просто вынудили уволиться, без доказательств с моей стороны история сейчас может просто повториться...

    • получен
      гонорар 46%

      Адвокат, г. Ростов-на-Дону

      Общаться в чате

      Повышенная оплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда отменяется в случае признания условий труда безопасными по результатам СУОТ.

      Уточните из бюджета какого района Амурской области финансируется учреждение, в котором Вы работаете?

      Добрый день, Олеся!

      Увидев в бухгалтерии чужую расчетку я заметила графу доплаты за работу 7-8 вид.У меня такой графы нет. Не могу понять положены ли мне такие выплаты. Я знаю, что другие учителя получают за работу с детьми в соответствии VII и VIII вид, у директора я просто боюсь спрашивать, тк боюсь повторение истории

      Если другие учителя получают эту надбавку, то довольно странно, почему Вы ее не получаете. В соответствии с ТК РФ надбавки компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами образовательного учреждения. Говорить о том, положены они или нет, можно после изучения НПА конкретного субъекта, поэтому, уточните ответ на вопрос, который задали Вам коллеги выше.

      Во втором случае, на моем нынешнем месте работы Коллективный договор и положение об оплате, составлены поверхностным образом об учителях, о выплатах за специфику работы ничего не сказано. В трудовом договоре условия труда прописаны нормальными.

      Они так составлены, т.к. вероятно вопрос о доплатах остается на усмотрение руководителя учреждения, в котором Вы работаете, это следует из нижеперечисленных документов.

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

      1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

      Письмо Минобразования РФ от 12.01.1993 N 10/32-Т <Об оплате труда работников образовательных учреждений> уже не действует, и оно лишь давало разъяснения, при этом НПА не является, поэтому, им руководствоваться нельзя.

      Согласно ТК РФ, Статья 129. Основные понятия и определения
      Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных , работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера ) истимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
      Статья 135. Установление заработной платы
      Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
      Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования,
      устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


      Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
      Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
      коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
      Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      <Письмо> Минобразования РФ от 22.01.1998 N 20-58-07ин/20-4
      «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»


      Ставка заработной платы учителей - логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю . При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель - логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям - логопедам и педагогам - психологам психолого - медико - педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

      Отраслевое соглашение между Амурской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и министерством образования и науки Амурской области по образовательным организациям на 2015 – 2017 годы

      IX. Социальные гарантии, льготы, компенсации

      9.1. Стороны исходят из того, что:
      9.1.1.Образовательная организация в соответствии с Федеральным законом «Об об­разовании в Российской Федерации» самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятель­ность, определяет направления использования бюджетных средств и средств, полученных за счет иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, использует в соответствии с уставом образовательной организации финансовые и ма­териальные средства, закрепленные за ним учредителем.
      Экономия как бюджетных, так и внебюджетных средств, в соответствии с коллективным договором может направляться на:
      премирование, выплату надбавок работникам
      , улучшение условий труда и быта, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и их детей, студентов;
      укрепление материально-технической базы, содержание зданий и соору­жений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производст­венные нужды.
      Порядок и размеры премирования работников, установление надбавок к ставкам заработной платы и должностным окладам определяются в пределах экономии фонда оплаты труда образовательной организации и предусмат­риваются в коллективном договоре.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

Похожие публикации