Перечень защитных сооружений гражданской обороны. Приложение

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2015 Полный текст решения изготовлен 27.112015.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Е. Паниной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»: г. Орел, ул. Комсомольская, д.95, (ОГРН 1025700786462) к главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области: г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 33, (ОГРН 1045753007431) о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя,

третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Орловской области: г. Орел, ул. Мопра, д.24

при участии:

от заявителя

-
юрисконсульт Резникова Е.В. (доверенность от 09.11.2015);

от ответчика

от третьего лица

представитель Бикусова А.А. (паспорт, доверенность от 19.09.2015 №41);

не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

дело слушалось 20.11.2015 в порядке, установленном ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.11.2015 до 12 час. 40 мин.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Орловский государственный университет» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (далее – ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Орловской области) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе от исключения из реестра защитных сооружений гражданской обороны помещения, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1 и обязании исключить из реестра защитных сооружений гражданской обороны указанное выше помещение, обозначенное как защитное сооружение гражданской обороны ВУ № 184-58.

Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования и в окончательной редакции просил:

Признать бездействие главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области, выразившееся в не совершении действий, направленных на исключение записи об объекте гражданской обороны, расположенном по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1, из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, незаконным.

Обязать главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны помещение, расположенное по адресу: Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1.(заявление об уточнении требований от 23.11.2015).

Судом уточнение заявленного требования принято в соответствии с ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.

Суд при рассмотрении дела исходит из уточненного заявленного требования.

Учреждением в ходе рассмотрения дела, заявлено об изменении его наименования с ФГБОУ Высшего профессионального образования «Орловский государственный университет» на ФГБОУ Высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» .

Внесение изменений в учредительные документы заявителя, в части наименования, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что Учреждение имеет на праве оперативного управления защитное сооружение гражданской обороны, назначение: незавершенный строительством объект, нежилое, общая площадь 3838,90 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1. (т. 1 л.д. 32)

Заявитель обратился к начальнику ГУ МЧС России по Орловской области Новикову А.А. с письмом от 25.03.2015 № 493-01 о снятии с учета и исключении из реестра объектов гражданской обороны спорного объекта по адресу: г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1.

В ответ на указанное письмо ГУ МЧС России по Орловской области дало разъяснения о порядке списания ЗС ГО и снятии с учета в письме от 08.04.2015 № 3615-3-2-9, указав заявителю, что порядок снятия с учета определен «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583.

В соответствии с данным приказом с учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

Письмом от 19.05.2015 №776-01 Университет обратился, повторно к начальнику ГУ МЧС России по Орловской области Новикову А.А. об исключении из реестра гражданской обороны помещения, расположенного по адресу: г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1.

В ответ на указанное письмо ГУ МЧС России по Орловской области дало разъяснения, что Учреждение оказывает методическую помощь в подготовке правильности оформления комплектов документов для принятия решения о снятии с учета ЗС ГО.

В связи с тем, что действия по снятию с учета объекта гражданской обороны, обозначенного как защитное сооружение гражданской обороны ВУ-3 № 184-58 и исключению объекта из журнала учета таких сооружений произведены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 6 названного Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок).

Данный Порядок разработан в соответствии с Законом N 28-ФЗ и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного названным Постановлением, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583) требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия).

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил N 583).

Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Правил N 583).

Ответчик ссылается на то, что порядок снятия с учета определен «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583. Однако данный порядок снятия с учета не применим в отношении объекта заявителя, поскольку он необоснованно включен в журнал учета объектов гражданской обороны, без соответствующих на то документов.

Из отзыва ответчика следует, что по итогам инвентаризации 2006 года, проводимой в соответствии с постановлением суженного заседания Орловской области от 04.04.2006 № 14 «Об организации проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Орловской области в 2006 году» ЗСГО инвентарный № 184-58 было признано ограничено готовым к приему укрываемых, так как были нарушения в работе систем водоснабжения и электроснабжения. При проведении инвентаризации ЗС ГО в 2014 году в соответствии с распоряжением Губернатора Орловской области от 29.08.2013 № 26-р в инвентаризационной ведомости указано, что ЗС ГО инв. № 184-58 соответствует нормам инженерно-технических мероприятий, без указания «незавершенное строительство», в процессе проведения инвентаризации были сделаны фотографии. По обращению ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Главного управления МЧС России по Орловской области в марте 2015 года был осуществлен выезд, в результате которого было выявлено, что все защитно-герметические и герметические двери и ставни срезаны и вывезены, фильтровентиляционное оборудование демонтировано, воздуховоды срезаны, санитарно-технические приборы разбиты. Контроль за сохранностью ЗС ГО осуществляет в установленном порядке организация, эксплуатирующая ЗС ГО в мирное время, а именно ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права 57-АА 684649 от 10.12.2008 заявитель имеет на праве оперативного управления защитное сооружение гражданской обороны, назначение: незавершенный строительством объект, нежилое, общая площадь 3838,90 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1. (л.д. 32).

Указанное защитное сооружение гражданской обороны было закреплено за Учреждением Распоряжением ТУ Росимущества по Орловской области от 28 апреля 2008 года № 106- р. Распоряжением ТУ Росимущества по Орловской области от 25 ноября 2008 года № 329-р в распоряжение от 28 апреля 2008 года № 106-р были внесены изменения, согласно которым назначение закрепленного за университетом защитного сооружения - незавершенный строительством объект.(л.д.33,34).

В техническом паспорте помещения, изготовленном по состоянию на 28 ноября 2006 года, так же указано назначение защитного сооружения гражданской обороны - незавершенный строительством объект (л.д. 23-31).

Таким образом, закрепленное за университетом защитное сооружение гражданской обороны ВУ-3 № 184-58 не было введено в эксплуатацию.

Согласно Методическим рекомендациям по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденным МЧС России 13.12.2012 года (далее -методические рекомендации МЧС) защитные сооружения оцениваются как готовые, если их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют СНиП «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года № 158, обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются обученными формированиями убежищ и укрытий (абзац 14 части 1.4).

В разделе 5 технического паспорта помещения, составленного по состоянию на 28.11.2006, указано что, конструктивные элементы помещения имеют недостатки, в том числе, выветривание швов, смещение плит, трещины, отклонение от вертикали.

Указанные недостатки влияют на защитные свойства защитного сооружения, что свидетельствует о несоответствии спорного помещения требованиям, предъявляемым СНиП 11-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» к защитным сооружениям ГО, что, согласно методических рекомендаций МЧС позволяет считать помещение не готовым к использованию в качестве защитного сооружения гражданской обороны.

Незавершенный строительством объект не может обеспечить защиту от поражающих факторов и, следовательно, выполнять функции защитного сооружения.

В подтверждение правомерности включения спорного объекта в реестр защитных сооружений гражданской обороны Управление представило в материалы дела паспорт убежища №184, который включает в себя экспликацию и план помещения (л.д. 63-67).

Однако, арбитражный суд, критически относится к названному документу, поскольку, судом установлено, что несмотря на отраженную в нем дату приемки в эксплуатацию- 28.06.1983, фактически заполнен 18.09.2007 и на момент его заполнения имелся указанный выше технический паспорт, в котором указано, на недостатки спорного помещения и что спорное помещение является объектом незавершённым строительством.

Более того, исходя из пункта 2.2 Правил, соответствующий паспорт оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие введение спорного помещения в эксплуатацию в качестве защитного сооружения.

Статус объекта как защитного сооружения и факт ввода его в эксплуатацию наличием паспорта не определяется, как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.12.2010 по делу №А36-6060/2009.

Представленная заявителем копия паспорта ЗС ГО имеет противоречивые сведения. Так в паспорте убежища указано что общая площадь составляет 3838,9 м2, в то время как в паспорте ЗСГС указана общая площадь 3901 м.2.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный суд считает, что помещение, расположенное по адресу:

Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1 включено в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны без каких-либо соответствующих документов, следовательно данное действие следует считать незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы заявителя по использованию принадлежащего ему на праве оперативного управления помещения, расположенного по адресу: Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1. в собственных интересах.

При проектировании вновь строящихся и реконструируемых защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), размещаемых в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий и других объектов народного хозяйства, а также отдельно стоящих убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях применялись СНиП 11-11-77* "Часть 2. Нормы проектирования глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 г. N 158.

Согласно пункту 1.9. данных Правил, задание на проектирование защитных сооружений является составной частью задания на проектирование новых и реконструкцию действующих предприятий, зданий и сооружений.

Между тем проектно-сметная документация на здание отсутствует, ввиду чего суду не представилось возможным определить, имелось ли задание на проектирование защитного сооружения, каков класс (группа) проектируемого защитного сооружения, количество укрываемых мужчин и женщин, режимы вентиляции, технико-экономические показатели проекта.

Также в материалах дела, отсутствует документация, необходимая в силу п. 3.4 СНиП 3.01.09-84 (действуют взамен СН 464-74),

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи , арбитражный суд установил, что указанное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям.

Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В данном случае уполномоченный орган изначально не доказал законности включения соответствующего объекта, принадлежащего заявителю, в реестр защитных сооружений, а потому регламентированная вышеназванными положениями «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 процедура по снятию его с учета к спорным правоотношениям не применима.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2014 по делу №А48-2940/2013.

В силу части 2 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем действия ответчика не соответствуют действующему законодательству и нарушают права Общества в сфере экономической деятельности.

Согласно п.3 ч.5 ст. Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области, выразившееся в не совершении действий, направленных на исключение записи об объекте гражданской обороны, расположенном по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1, из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, незаконным.

Обязать главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны помещение, расположенное по адресу: Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1.

Взыскать с главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области: г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 33, (ОГРН 1045753007431) в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»: г. Орел, ул. Комсомольская, д.95, (ОГРН 1025700786462) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3000 руб.

2.1. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 .

2.2. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО , согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

2.3. Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.

2.4. Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

2.5. С учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:

при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;

в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

2.6. В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица:

руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.

2.7. В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.

2.8. Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.

2.9. К акту о снятии с учета ЗС ГО прилагаются:

паспорт ЗС ГО;

выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);

копия свидетельства о государственной регистрации права собственности;

техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению N 21 ;

особое мнение отдельных членов комиссии (при наличии).

При подготовке документов для снятия с учета ЗС ГО, пришедшего в негодность в результате аварии или стихийного бедствия, к акту прилагаются копии документов, подтверждающих факт аварии или стихийного бедствия.

Акт о снятии с учета ЗС ГО с прилагаемыми к нему документами (далее - документация) составляется в пяти экземплярах.

2.10. До утверждения акт о снятии с учета убежищ гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России, а противорадиационных укрытий - в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.11. Согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются:

для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества);

для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО;

для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.

2.12. После утверждения акт о снятии с учета ЗС ГО руководителем, решением которого создана комиссия, направляется:

первый экземпляр - в МЧС России (Департамент гражданской защиты) через соответствующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главное управление МЧС России по г. Москве;

второй экземпляр - в соответствующий орган, утвердивший акт о снятии с учета ЗС ГО;

третий экземпляр - в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в котором находится ЗС ГО на учете;

четвертый экземпляр - в соответствующий территориальный орган Росимущества;

пятый экземпляр - в организацию, в которой ЗС ГО находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.13. Департамент гражданской защиты и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации ведут журналы снятых с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 22 .

2.14. Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

09.08.2016

гражданскаяоборона #юридическиелица #практика

Защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия, укрытия), размещаются в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий и других объектов, а также отдельно стоящих убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях (независимо от форм собственности) с учетом требований федеральных законов и нормативных документов.


Период активных построек ЗС ГО проходил в 40-60 годы прошлого века, поэтому все промышленные помещения и большинство жилых домов того времени имеют, например, бомбоубежище.


В мирное время рассматриваемые объекты могут использоваться в качестве складов, станций техобслуживания, спортивно-оздоровительных комплексов и др.


В 2000 годах среди рассматриваемых судами дел появились дела, связанные с ЗС ГО: о признании права собственности на объекты ГО, признании недействительными действий государственных органов по постановке на учет объектов ГО, о расторжении договоров ответственного хранения и безвозмездного пользования объектов ГО, о признании недействительными предписаний об устранении нарушений законодательства в области ГО и многие другие.


Дело в том, что в этот период органы МЧС России стали активно проверять объекты ГО, и руководители ряда организаций с удивлением обнаружили, что являются собственниками (арендаторами, эксплуатирующими организациями) таких объектов и на них возлагается обязательства по их содержанию.


Имеются случаи, когда организации, приобретая объект недвижимости (приватизируя), не подозревали, что в его составе имеется объект ГО, который должен содержаться в состоянии готовности на случай угрозы военных действий или чрезвычайных ситуаций. Причем, при приватизации государственных предприятий объекты ГО, в них находящиеся, приватизации не подлежали (должен был заключаться соответствующий классу, категории объекта договор), но результатом посещения сотрудниками МЧС России приватизировавшей организации зачастую бывает постановление в адрес их руководства об устранении нарушений и штраф. В судебной практике немало примеров связанных с этим споров, длящихся долгое время. При этом размеры штрафов весьма существенны. Так, в соответствии со статьей 20.7 КОАП РФ:


невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;


невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.


Вариантов разрешения споров много, т.к. они зависят и от основания, способа, времени «приобретения» объекта ГО, организационно-правовой формы организации, состояния объекта.


Правовое регулирование вопросов, связанных с эксплуатацией и содержанием, снятием с учета ЗС ГО осуществляется в соответствии с огромным числом нормативных документов.


Ниже приведены основные положения порядка снятия с учета ЗС ГО для тех организаций, которые хотят получить общее представление по этому вопросу.


Условия списания с учета предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности (далее - организаций) пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны (понятие включает убежища всех классов и укрытия всех групп), состав, порядок создания и работы комиссий по их списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию регулируются Инструкцией о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной Росимуществом от 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 и МЧС России от 18 октября 1996 г. № 1-38-4 (с последующими изменениями). Существуют Методические рекомендации МЧС России о организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны.


В ЧАСТНОСТИ, Инструкцией предусмотрено:

  1. С учета организаций может быть произведено списание ЗС ГО:
    • при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных, конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
    • в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО;
    • при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

    При этом указанные ЗС ГО подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также, когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых лиц/комплексов или переданы в установленном порядке другим организациям.


    Определение прочностных характеристик основных ограждающих и несущих строительных конструкций, как правило, проводит проектная организация, разработавшая проектно - сметную документацию списываемого ЗС ГО, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ. Заключение организации о состоянии ЗС ГО и о нецелесообразности восстановительных работ на нем выдается на основе результатов непосредственного его осмотра, инженерных расчетов и технических испытаний элементов строительных конструкций неразрушающими методами контроля.

  2. В организациях, входящих в систему органов государственной власти Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 Инструкции, с разрешения руководителя соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. В организациях, входящих в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 Инструкции, с разрешения руководителя органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Для определения состояния по списанию ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание, на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии.

До утверждения актов о списании убежищ II, III и IV классов документация представляется утверждающим органом на согласование в МЧС России, а убежищ V класса и противорадиационных укрытий - в соответствующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Можно также добавить, что в целом этапами работ по снятию ЗС ГО с учета в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 (с дальнейшими изменениями и дополнениями) являются:

  1. Обследование ЗС ГО с инструментальным контролем и фотографированием.
  2. Подготовка технического заключения о состоянии ЗС.
  3. Сбор документов в соответствии с указанным выше приказом МЧС России и требованиями ГУ МЧС России.
  4. Согласование документов о снятии с учета ЗС в ГУ МЧС России.
  5. Передача документов в комиссию МЧС России.
  6. Экспертиза документов в МЧС России.
  7. Рассмотрение документов на комиссии МЧС России.
  8. Согласованный комиссией МЧС России акт о снятии с учета ЗС передается заказчику.

В случае необходимости Наша компания будет рада помочь Вам с поиском вариантов и решением правовых вопросов (т.к. вариантов может быть множество), связанных с защитными сооружениями гражданской обороны, предоставит необходимые нормативные документы

Приветствую, уважаемые друзья! Всех заинтересованных в области ГОЧС ждут документы про защитные сооружения гражданской обороны. Основной нормативный правовой акт по данной теме — это приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», который также можно будет скачать в этой заметке.

В первую очередь надо сказать спасибо нашему коллеге и подписчику Евгению Павлову, который поделился документами по защитным сооружениям ГО с таким сопроводительным сообщением:

Доброе утро, коллеги! Обещанные документы по защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО), подготовленные к прокурорской проверке и успешно её прошедшие.

Давайте оглашу весь список.

Документы по защитным сооружениям гражданской обороны в студию

В комплект по защитным сооружениям гражданской обороны входят следующие документы:

1. Приказ о создании звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

2. Годовой план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций (ЗС ГО)

3. Годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств (ЗС ГО)

4. Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава и должностных лиц ГОЧС

5. Акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны

6. Обязанности коменданта звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

7. Обязанности электрика звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

8. Обязанности слесаря по вентиляции звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

9. Обязанности слесаря по водопроводу и канализации звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

10. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования в убежище

11. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования

12. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище

13. Журнал учёта обращений укрываемых за медицинской помощью убежище

14. Журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны

15. Журнал учёта работы дизельной электростанции

По вопросам о защитных сооружениях ГО обращайтесь к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583), которые идут отдельной ссылкой.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Комплект документов по защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО)

Приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»

На этом всё. Если материал пригодился, то не забываем ставить рейтинговые звёздочки и отписываться в комментариях 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 N 11АП-10664/2016 по делу N А55-6381/2016

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,

судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,

при участии в заседании:

от истца - представитель Лаптева О.А. по доверенности от 01.06.2015,

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2016 года, принятое по делу N А55-6381/2016 (судья Богданова Р.М.),

по иску публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388),

к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460),

третье лицо - Главное управление МЧС России по Самарской области,

о защите прав собственника не связанных с лишением владения,


установил:


Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области с требованием обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области исключить из реестра федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны, находящееся по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, д. 43/ул. Садовая, д. 292-294, площадью 132, 3 кв. м (номер реестра П13630000551).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2016 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.

Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, за ОАО "Связьинформ" Самарской области зарегистрировано право собственности на объект: нежилое здание (Здание МТС) Литера А, площадью 4802,2 кв. м, находящееся по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, д. 43, угол ул. Садовая, д. 292-294, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63 N 0237998 от 10.01.2000 г.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества N 26/1328 от 22.07.2010 в реестр федерального имущества включен объект защитное сооружение гражданской обороны (Литер А) площадью 132, 3 расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, д. 43/ул. Садовая, д. 292-294 (номер реестра П13630000551). Указанное сооружение включено в объект, который находится в собственности у истца.

09.11.2001 г. заключен договор присоединения между ОАО "Связьинформ" Самарской области и ОАО "Нижегородсвязьинформ" и подписан передаточный акт от 25.09.2001 г. В соответствии с разделом 5 Договора, с даты присоединения ОАО "Нижегородсвязьинформ" становится правопреемником присоединяемого общества (ОАО "Связьинформ" Самарской области) по всем его правам и обязанностям независимо от того, были ли они отражены в его Передаточном акте, в соответствии с действующим законодательством РФ, а также к ОАО "Нижегородсвязьинформ" в порядке универсального правопреемства переходят все объекты гражданских прав присоединяемого общества (ОАО "Связьинформ" Самарской области), в том числе вышеуказанный объект.

Общим собранием акционеров ОАО "Нижегородсвязьинформ" 28.07.2002 г. утвержден устав в новой редакции, в котором изменено наименование ОАО "Нижегородсвязьинформ" на ОАО "ВолгаТелеком".

21.05.2010 г. между ОАО "Ростелеком" и ОАО "ВолгаТелеком" подписан Договор о присоединении и передаточный акт от 21.05.2010 г. В соответствии с разделом 6 Договора с даты присоединения ОАО "Ростелеком" становится правопреемником присоединяемого общества (ОАО "ВолгаТелеком") по всем его правам и обязанностям в соответствии с действующим законодательством РФ. а также к ОАО "Ростелеком" в порядке универсального правопреемства переходят все объекты гражданских прав присоединяемого общества (ОАО "ВолгаТелеком").

24.06.2015 г. внесена запись в ЕГРЮЛ о переименовании ОАО "Ростелеком" в ПАО "Ростелеком".

В случае если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации переходит с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Изложенное свидетельствует о том, что ПАО "Ростелеком" является собственником нежилого здания (МТС) площадью 4 802, 2 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, находящееся по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, д. 43, угол ул. Садовая, д. 292-294.

22.07.2010 г. истец получил выписку из реестра федеральной собственности N 26/1328 от 22.07.2010, согласно которой в реестр федерального имущества включен объект защитное сооружение гражданской обороны (Литер А) площадью 132, 3 расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, д. 43/ул. Садовая, д. 292-294.

Истец, полагая, что включения в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны размером 132,3 кв. м нарушает права собственника, обратился в арбитражный суд с заявленным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно письму ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области N 35603-2 от 31.05.2010 по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая, 43 располагается защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) - встроенное убежище N 222.

По смыслу положений, содержащихся в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации.

Данное положение также было закреплено в пункте 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1.

В пункте 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, отнесены в том числе ЗС ГО.

В Положении о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств, организации Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземных, комплексов: отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов к имуществу гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что Правительство Российской Федерации не принимало решение по приватизации спорного объекта, являющегося ЗС ГО, вследствие чего это имущество не подлежало приватизации и, соответственно, не могло быть включено в состав приватизируемого имущества.

Достоверные сведения об отчуждении этого имущества из собственности Российской Федерации при проведении приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" отсутствуют.

Особенности правового режима пользования объектами недвижимости, которые являются защитными сооружениями гражданской обороны, в том числе их учета, регулируются Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правила).

Учет защитных сооружений гражданской обороны, как указано в пункте 2.1 Правил, ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (приложение N 5 к данному пункту).

Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Правил).

В пункте 2.5 Правил перечислены случаи, при которых защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета, а именно:

При утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;

В связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО;

При отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

В целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны пунктом 2.6 Правил предусмотрен порядок создания комиссии, в полномочия которой (пункт 2.8 Правил) входит рассмотрение документации планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, оценка готовности защитного сооружения гражданской обороны к использованию по предназначению и по результатам работы составление акта о снятии его с учета в соответствии с приложением N 20 либо принятие решения об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны.

При этом указанные ЗС ГО подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, доказательств того, что спорный объект ЗС ГО пришел в негодность, или отсутствует техническая возможность его восстановления, или экономически нецелесообразно, истец в материалы дела не представил.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что включение в реестр федерального имущества спорного объекта гражданской обороны, который в силу закона относится к исключительно федеральной собственности, не нарушает права и законные интересы истца, соответственно его исключение из реестра федерального имущества не приведет к восстановлению "нарушенных прав" истца.

При таких обстоятельствах факт того, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается право собственности истца или законное владение в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказан, в удовлетворении исковых требований арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано.

Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд


постановил:


Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2016 года, принятое по делу N А55-6381/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком",- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.


Председательствующий Н.Ю.ПЫШКИНА


Судьи Е.М.БАЛАКИРЕВА Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ

Похожие публикации