Аптеку органы госконтроля теперь проверяют одновременно. Что нужно знать о проверках Права уполномоченных служащих

Белоногова Екатерина Владимировна
Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры по городу Москве

Результаты этой проверки таковы: мы проверили 135 аптечных учреждений и организаций, осуществляющих как оптовую продажу, так и поставку ЛП. Выявлено 515 нарушений законов, внесено 85 представлений, возбуждено 175 административных производств; из них большинство по ст. 14.6 КоАП РФ "О нарушении порядка ценообразования», а 66 административных производств — по ст. 14.1. ч. 4. "О нарушении лицензионных требований".

Наши прокуроры при проведении проверок обращали пристальное внимание на ценообразование. Во многих аптеках были выявлены нарушения порядка наценки на ЖНВЛП. Также нарушался порядок хранения ЛП. В рамках этой проверки прокуроры приглашали специалистов в этой сфере — из Департамента здравоохранения г. Москвы, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора), а также представителей Управления Роспотребнадзора по Москве и МО. Выявлялись нарушения санитарных правил именно в помещениях аптек. Большинство нарушений касается порядка хранения ЛС и ценообразования.

Сейчас утвержден новый перечень ЖНВЛП. Но помимо работы, связанной с непосредственной проверкой аптек, поскольку все-таки основные проверки аптечных учреждений проводят контролирующие органы — основные — Департамент здравоохранения и территориальное управление Росздравнадзора, наше ведомство осуществляет и надзор за этими органами государственного контроля. В рамках Федерального закона от 26.12.08 №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сейчас все проверки контролирующих органов подчинены этому закону, но у каждого органа госконтроля есть специальный закон, в котором обозначены особенности для проведения той или иной плановой проверки или той или иной внеплановой. Органы государственного контроля каждый год формируют план ведения проверок на следующий год, к 1 сентября направляя в органы прокуратуры проект плана. Мы этот план изучаем на предмет законности включения той или иной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, смотрим, соблюдены ли требования к включению данной проверки в план.

На первом этапе (до конца сентября) мы формируем план проверок с учетом того, что можно включить, а что — отклонить. Также все органы госконтроля сейчас ориентированы на возможность исключения административного давления, когда они идут проверять аптеку все вместе, одновременно. Если проверка запланирована на январь, в январе придут все органы, которые изъявили желание проверить данное учреждение, — на предмет обеспечения лекарственными средствами, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности. Мы ориентируем, чтобы приходили в аптеку одновременно, смотрели все направления и больше в течение года, если нет оснований для внеплановых проверок, аптеку не беспокоили.

На втором этапе соответственно органы госконтроля согласовывают все свои совместные мероприятия, а нам уже присылают план, который они скорректировали с учетом наших предложений. Здесь мы тоже часть проверок отклоняем, если видим, что какие-то проверки были включены необоснованно. Прокуратура Москвы формирует московский сегмент и направляет в Генеральную прокуратуру РФ. Единый ежегодный план размещается на официальном сайте Генпрокуратуры РФ. Московский (субъектовый) сегмент размещен на сайте территориального органа прокуратуры, с информацией о планируемых проверках аптечных предприятий могут ознакомиться юридические лица/индивидуальные предприниматели.

Мы осуществляем надзорные полномочия за органами госконтроля. А именно смотрим, соблюдены ли ими при проведении проверок требования законодательства; не нарушены ли процедура, сроки, своевременно ли аптеки уведомлены о проведении проверки по основаниям; правильно ли возбуждены в отношении аптек дела, не нарушены ли требования административного законодательства. При выявлении нарушений законодательства мы принимаем непосредственно к органам государственного контроля меры прокурорского реагирования.

Другое направление — внеплановые выездные проверки. Также у каждого органа госконтроля специально в законе, регулирующем тот или иной вид надзора, есть особые основания для проведения внеплановой выездной проверки. Если это связано с лицензией — здесь будет Закон об отдельных видах лицензионной деятельности. Если это связано с правилами противопожарной безопасности, то руководствоваться будут Законом о пожарной безопасности. Там у нас определенные основания и условия, которые дополняют требования Федерального закона №294-ФЗ, об основаниях внеплановой выездной проверки. При поступлении такого заявления от органов государственного контроля органы прокуратуры в этот же день проверяют законность такого распоряжения и вообще законность организации проверки. При наличии законных оснований мы согласовываем внеплановую выездную проверку. Если же мы не видим оснований для согласования, мы в ней отказываем.

Последняя проверка выявила, что в Москве Департамент здравоохранения не надлежащим образом осуществляет государственный контроль за обеспечением лекарственными средствами. По результатам проверки нами было внесено в адрес Департамента представление об активизации надзора в данной отрасли. Для примера, в 2014 г. прокуратурой было согласовано 66 плановых проверок по объектам Департамента здравоохранения, которые закончились тем, что выявлено 27 нарушений законодательства, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях, привлечено 11 лиц к административной ответственности (в части, связанной с ценами и ценообразованием). По лицензионным требованиям ими было проведено 125 проверок, из них 81 согласовали в плановом порядке и 44 — вне плана. По их результатам тоже выдавались предписания, возбуждались дела об административных правонарушениях.

В случае если руководители аптек считают, что органы госконтроля при проведении плановых и внеплановых мероприятий нарушили требования законодательства, нужно обращаться в органы прокуратуры, писать заявления, и мы будем принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования в отношении органов государственного контроля. Наш адрес: Москва, пл. Крестьянской Заставы, д. 1. Если нужна межрайонная прокуратура, пишите заявление в прокуратуру вашего субъекта.

Надзор за соблюдением прав предпринимателей — одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры на сегодняшний день. У нас также действует общественный совет, в который входят представители различных ассоциаций предпринимателей. Мы ежеквартально с ними встречаемся и обсуждаем все насущные проблемы, вырабатывая единые меры воздействия в целях соблюдения аптечных интересов.

На вопрос, почему прокуроры часто замещают функции контролирующих органов, Екатерина Белоногова ответила: "Если прокурор вмешался, значит, орган госконтроля не справился с поставленной задачей". При этом она подчеркнула, что проверяется не только аптечная организация, но и контролирующее ведомство, причины его позднего реагирования на поступающие обращения и жалобы от потребителей.

По материалам конференции ААУ "СоюзФарма" "Аптечный бизнес: адаптация к действительности"

В минском офисе международной юридической компании 29 января прошел круглый стол по теме «Защита бизнеса при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности», который провел старший юрист отдела консалтинга .

Тема проверок очень обширна и охватить ее за раз практически невозможно. Но есть некоторые принципиальные вещи, которые должны обязательно знать первые лица организаций, руководители структурных подразделений, работники бухгалтерии и те люди, которые непосредственно имеют отношения к проверкам.

Алексей Лукашов сразу отметил: «Всякая сфера деятельности эффективна, если она управляема. И элементом этого управления является контроль. Есть контроль внутренний и внешний. Проверки – это контроль внешний. И нет сомнения, что такой контроль необходим. Проверяющие специалисты проводят свою работу не всегда на должном уровне. В таком случае у проверяемых появляется возможность оспорить действия такой проверки и решить вопрос в свою пользу. Именно еще и поэтому тем, кого проверяют, необходимо самим знать, что такое проверка, как она проводится, каковы ее условия, какие есть права и возможности».

Старший юрист РЛН отметил 10 основных законодательных и подзаконных актов о проверках финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, а также отметил, что есть еще масса подзаконных актов, которые имеют отношения к проверкам.

Основной документ, который позволяет определить, кто будет проводить проверку, по каким вопросам, как она проводится, каковы у проверяемых возможности для защиты своих интересов в ходе этой проверки, это Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510) и утвержденные им Положение о порядке организации и проведения провероки Положение о порядке проведения мониторинга.

Кроме того, Алексей Лукашов подчеркнул, что, в соответствии с Процессуально исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) и Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), проверки могут проводиться и по требованиям органов, которые осуществляют административный или уголовный процесс.

Случаи, когда проверки не проводятся, как отметил старший юрист РЛН, относятся к перечню мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30. 11. 2009 № 1105. Нужно помнить, что осуществляются такие мероприятия в соответствии с актами законодательства. Плановые и внеплановые проверки по мероприятиям, которые указаны в данном перечне, запрещаются. Поэтому когда приходит кто-то и начинает задавать какие-то вопросы, проверять, надо определиться, в рамках проверок или в рамках технических мероприятий это происходит. Достаточно поинтересоваться у самих проверяющих.

Проверки бывают разных видов. Наиболее часто встречаются плановые проверки, о проведении которых можно узнать на сайте Госконтроля. (В соответствии с требованиями Указа № 510 на каждое полугодие в нашей стране формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.) Там обозначены субъекты, которых будут проверять, дата, кто будет проверять и по каким вопросам.

Алексей Лукашов отметил, что благодаря указанию на сферу проверки, можно заранее решить ряд проблем, если они существуют. Помимо всего прочего, например, стоит обратить внимание на документацию, насколько она соответствует требованиям законодательства. Старший юрист РЛН порекомендовал тем, кто не в состоянии сам это сделать, привлекать финансистов, аудиторов и юристов со стороны. Потому что иногда, как рассказал Алексей Лукашов, в практике бывают такие случаи, когда договор вроде бы на бумаге есть, но де-юре этого его нет, так как существенные условия в нем отсутствуют. Из-за чего при надобности такой договор не поможет защитить права в суде.

Еще один наиболее популярный вид проверок – внеплановые тематические оперативные проверки. На проведение такой проверки обязательно должно быть предписание, выполненное на фирменном бланке, а если фирменного бланка нет, то должен быть оттиск гербовой печати на этом документе. Кроме того, на нем должна стоять подпись руководителя или заместителя руководителя соответствующего государственного органа. Также внеплановые проверяющие должны представиться, указать, кто руководитель группы, предъявить служебные удостоверения, сделать отметку в книге учета проверок и ревизий, которая есть в любой организации.

С момента начала проверки, чтобы оспорить законность ее назначения, у проверяемого есть десять дней. Восстановить этот срок, если проверяемый его пропустил, пусть даже по уважительной причине, нельзя. Это важно, потому что если проверка признается незаконной, то все ее результаты равны нулю.

Вопрос о том, надо ли жаловаться и надо ли добиваться справедливости в каждом конкретном случае, когда речь идет о проверке, каждый решает сам. Однако Алексей Лукашов подчеркнул, что это обязательно нужно делать, если речь идет о больших суммах и незаконности выводов проверки.

В ходе проверки нередко могут проверяться складские помещения, места хранения материальных ценностей. Алексей Лукашов посоветовал обязательно довести до сведения работников, что подобного рода действия проверяющие должны осуществлять в присутствии представителя организации (директора, заместителя директора, главного бухгалтера).

Также стоит помнить, что при изъятии какого-либо имущества это должно в обязательном порядке документироваться. И если в протоколе не обозначен какой-либо документ, из-за которого в будущем возникает спор, будут сложности с вопросами доказывания того или иного обстоятельства. При изъятии проверяющий должен указать название документа, его дату и номер. В этом случае его можно идентифицировать. Если же это не делается, в обязательном порядке стоит требовать от проверяющего записать всю эту информацию в протокол.

На вопрос одного из участников круглого стола о том, кто именно должен делать опись документов, Алексей Лукашов подчеркнул, что это должна делать проверяющая сторона. Во время проверки требования о совершении каких-то действий, о предъявлении каких-то документов могут быть устными и письменными. В случае, когда возникает недопонимание между сторонами, можно просить, чтобы требования были предъявлены в письменном виде. Когда появляется письменный запрос, у проверяемого появляется возможность, в случае нарушения со стороны проверяющих, обжаловать их действия.

Если в протоколе что-то не отмечается и требования проверяемой стороны отметить игнорируются, то она также вправе просить проверяющего сделать определенную отметку в протоколе, что о таком требовании было заявлено. Если и это требование игнорируется, тогда незамедлительно нужно жаловаться руководителю проверяющей группы. Если и руководитель не найдет нарушения, то надо жаловаться вышестоящему должностному лицу. Причем старший юрист РЛН подчеркнул, что отказываться от подписи и требовать обжаловать протокол нужно сразу же. Иначе в подписанном протоколе не будут отражены все замечания.

Алексей Лукашов также напомнил, что человек обязан давать объяснение, но у каждого человека также есть и право не давать объяснение, если спрашивают об обстоятельствах, имеющих отношение к его деятельности и к деятельности его близких. Это конституционное право.

На вопрос, кто должен писать объяснение, старший юрист РЛН ответил следующим образом: «У вас спрашивают, вы отвечаете, проверяющий записывает. Если же вы пожелаете, то можете написать свое объяснение сами лично. Если не пожелаете, то никто не вправе заставить вас писать их собственноручно. В случае же ошибки проверяющий обязан поправить записанные объяснения. Причем черкать в объяснении нельзя. Если вы видите, что проверяющий так делает, нужно сразу же пресекать эти действия. Все правки вносятся в конце объяснительной после слов «Сделано замечание: такие-то слова в таком-то месте уточняю». Подписывается каждая страница объяснения».

Если в ходе проверки выявляется административное правонарушение, то об этом делается соответствующая отметка в акте проверки. Выявленное правонарушение закрепляется следующим образом: берут объяснения, изымают определенные документы. Но когда происходит изъятие документов, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, то в соответствии с ПИКоАП такое действие, как изъятие, наложение ареста на какое-то имущество рассматривается как начало административного процесса, который идет теперь в то же время, что и проверка.

Вопрос о том, по каким правилам должны работать проверяющие – по правилам проведения проверок (в соответствии с Указом № 510) или по правилам ПИКоАП, – должным образом в законодательстве не решен. И хотя эти правила во многом схожи, они все же имеют и существенные отличия. Например, в соответствии с ПИКоАП, детально прописано, как надо фиксировать использование технических средств, в отличие от Положения о проведении проверок, согласно которому достаточно просто указать, что применялась фото- и видеосъемка в акте.

Если речь идет об административном процессе, то проверяемый имеет право требовать включить в протокол осмотра протокол применения фото, видео и прочих технических средств. Алексей Лукашов подчеркнул, что никто не вправе ссылаться на документ, если он не оформлен должным образом.

По завершении проверки проверяемый получает справку, если нарушений не выявлено, или акт, если выявлены какие-то нарушения. Акт вручается либо лично, либо пересылается по почте. У проверяемого есть 15 дней, чтобы ознакомиться с содержанием этого акта и определиться, правильно ли там все изложено, насколько существенно затрагивает его интересы написанное в акте и каковы последствия, если этот акт он признает и не оспорит. Именно в течение этих 15 дней можно решать, писать возражение по акту или нет.

Возражения направляются проверяющим, которые их исследуют и могут провести дополнительную проверку. В результате, например, проверяющие могут согласиться с проверяемым в одной из частей и выдать новый акт, который тоже должен быть изучен. К слову, по этому акту также в течение 15 дней может быть написано возражение.

Алексей Лукашов отметил, что возражения стоит направлять: «В случае признания вас виновным в административном правонарушении, эта информации будет помещена в базу, вас отнесут к группе риска и станут чаще проверять».

В ходе круглого стола участников также интересовал вопрос о налоговом хронометраже, насколько он законен и как должен проходить.

«Он законен, поскольку нормативно определен. Определена и процедура проведения налогового хронометража. Налоговые органы могут отслеживать вас в течение определенного промежутка времени (до 10 дней). Они будут определять выручку за это время. Затем, подсчитав, сопоставят ее со значением, которое было указано вами в налоговой декларации за такой же период времени. Если эти значения будут отличаться несущественно, то результат налогового хронометража является подтверждением того, что вы работаете честно в соответствии с законодательством. Если разница будет существенной, то это может стать причиной внеплановой тематической оперативной проверки», – ответил Алексей Лукашов

Также была затронута и тема встречных проверок, в ходе которых проверяются не только документы проверяемого и его контрагента, но и третьих лиц, которые имели отношение к проверяемым операциям.

Алексей Лукашов рассказал, что если кто-то из контрагентов оказался в перечне лжепредпринимателей, который ведется в соответствии с Указом № 488 от 23 10 1012 г. «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», это не значит, что все те операции, которые проверяемый осуществляли с ним, являются бестоварными и фиктивными.

Если налоговые органы признают операцию с субъектом, который был помещен в этот перечень, бестоварной, то в акте должны быть представлены доказательства – пояснение участников этой сделки и документы, которые берутся в основу сделки. Иначе это можно оспаривать.

На круглом столе были представители разных сфер деятельности. По окончании некоторые участники поделились впечатлением о полезности такого мероприятия.

Ирина, ООО «Элин»: «Всякая информация подобного рода очень полезна. Поняла для себя, что мы не являемся беззащитными перед проверяющими органами и что мы имеем право и возможность побороться за свои слова. Для меня было познавательно».

Елена, Хоккейный клуб «Юность-Минск»: «Интересно было все, потому что первый раз на таком мероприятии была. Очень много по своему вопросу узнала о составлении актов, как подавать опровержение – эта информация нас очень интересовала».

Анаит, Национальный центр интеллектуальной собственности: «Тема, мне кажется, актуальна для всех организаций как государственных, так и хозяйственных. Было достаточно интересно, информация подавалась систематизированно. Учитывая еще большой уровень знаний и опыт спикера старшего юриста Алексея Лукашова, было достаточно интересно узнать и какая практика по данного рода проверкам. Некоторые аспекты, которые были освещены, даже нам, юристам, не все были известны. Например, каким образом, где, как себя вести. Тем более представляю, насколько полезнее и познавательнее эта информация была для участвовавших сотрудников различных организаций, которые не являются юристами».

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Денисевич Александр Викторович в 1998 г. закончил юридический факультет Белорусского государственного университета, в 2004 г. - Академию управления при Президенте РБ, кандидат юридических наук. Работал в системе налоговых органов, в КГК - с 2001 г.

Уласень Ирина Николаевна в 2004 г. закончила Белорусский государственный экономический университет по специальности "Правоведение". С 1998 г. работала в системе налоговых органов, с 2009 г. - в КГК.

В организации перед плановой проверкой сменился директор. При этом бывший директор не вернул печать и устав.

Будут ли какие-либо претензии к организации со стороны проверяющих, если бывший директор не вернет в период проверки печать и устав?

Да, если по требованию проверяющих не будет представлен устав.

Контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение и Указ № 510)). Таким образом, проверяющими может быть в случае необходимости истребован устав организации. За неисполнение требований проверяющих установлена административная ответственность (ст. 23.1, 23.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

Все материалы вы можете найти в свежих журнала "Главный Бухгалтер" на портале сайт

В отношении возврата документов и печати необходимо отметить, что ст. 377 Уголовного кодекса РБ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие документов и печатей из корыстных или иных личных побуждений. В связи с этим в создавшейся ситуации уполномоченным представителям организации необходимо обратиться в органы внутренних дел.

Проверяющие в акте проверки указали нарушение, которое в действующем законодательстве четко не прописано. Организация указала на данный факт, а также на норму п. 15 Указа № 510, в соответствии с которой проверяемого субъекта следует признавать добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное, а в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого. Однако изменения в акт проверки внесены не были.

Что делать организации, если проверяющие вменяют правонарушение при отсутствии в законодательстве нормы, которая нарушена?

Представить возражения, подать жалобу в вышестоящий контролирующий орган или суд.

По результатам проверки ответственность несут:

Проверяющий - за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки;

Должностные лица и представители проверяемого субъекта - за достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах (п. 61 Положения).

Если проверяемая организация не согласна с выводами проверяющих, она вправе по результатам проверки представить данному органу возражения. Для этого организация обязательно должна:

1) сделать в акте (справке) проверки об этом запись (перед своей подписью).

Например, "С результатами (отдельными результатами) проверки не согласен. Будут представлены возражения" и т.д.;

2) соблюсти сроки представления возражений.

Возражения необходимо представить в письменном виде и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) (п. 71 Положения).

При получении возражений возможно 2 варианта исхода дела.

Первый вариант: проверяющие (руководитель проверки) изучат обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений составят письменное заключение и направят его проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручат его организации (ее представителю) под роспись.

Второй вариант: назначение дополнительной проверки. Ее назначают не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях. Такую проверку проводит тот контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку. При этом варианте письменное заключение по возражениям будет направлено либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо под роспись, но уже не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Если организация не согласится с вынесенным по результатам проверки решением по акту проверки (требованием (предписанием) об устранении нарушений), то она вправе обжаловать действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами (п. 78 Положения).

Справочно: подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня их вынесения.

В организации в феврале 2013 г.состоится плановая проверка. При этом за последние 3 года в организации сменилось несколько главных бухгалтеров.

Возможно ли применение административной ответственности к бывшему бухгалтеру (не работающему в период проверки)?

Да, если не истек срок привлечения к ответственности.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 5 и 6 ст. 4.2 КоАП).

Таким образом, прекращение трудовых отношений с организацией не исключает привлечения к административной ответственности за совершенное в период выполнения трудовых обязанностей нарушение, если не истекли сроки привлечения к административной ответственности.

Справочно: сроки привлечения к административной ответственности установлены ст. 7.6 КоАП.

Так, административное взыскание может, в частности, быть наложено за совершение:

Административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его совершения;

Длящегося административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения;

Административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, - не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные:

Ст. 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 КоАП - совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения;

Ст. 13.14 КоАП - административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения.

До 1 октября 2012 г. в п. 18 Указа № 510 были предусмотрены нарушения, которые при выполнении определенных условий не рассматривались как административное правонарушение и к которым соответственно не применялись административные штрафы. С 1 октября этот пункт утратил силу.

Вправе ли теперь организации претендовать на такие смягчающие обстоятельства?

Вправе, они предусмотрены ст. 5.5 КоАП.

Положения п. 18 Указа № 510 перенесены в ст. 5.5 КоАП, так как относятся к предмету регулирования административного законодательства.

Так, у юридических лиц по-прежнему не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в порядке, определенном Указом № 510, следующие деяния:

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

Неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Директор превысил полномочия, определенные ему уставом. Так, например, он имел право самостоятельно заключать сделки на сумму не выше 10 тыс. долл. США.


Все что свыше - с разрешения учредителей.

Являются ли такие вопросы объектом контроля и если да, то какие последствия это повлечет для предприятия?

Особым объектом контроля в рассматриваемой ситуации могут являться вопросы отчуждения государственного имущества (сделки с ним).

Так, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении этих полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 184 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Общие последствия недействительности сделки определены п. 2 ст. 168 ГК. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

Белорусская организация передала по договору комиссии товар российской организации. По истечении некоторого времени резидент узнал, что российская организация ликвидирована.

Является ли резидент в данном случае нарушителем норм Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178)?

Да, если денежные средства не поступят в срок, установленный Указом № 178 или разрешением Нацбанка.

Резиденты при экспорте по договорам комиссии обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме не позднее 120 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

Необеспечение своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (ч. 1 ст. 11.37 КоАП).

Указанную ответственность не применяют в подтвержденных документами случаях, если:

Товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

Произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

Товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

Возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Ситуация, произошедшая с белорусской организацией, не входит в указанный перечень исключений. Следовательно, по истечении 120 календарных дней с даты отгрузки товаров к белорусской организации возможно применение административной ответственности.

В то же время белорусская организация может обратиться в Нацбанк за разрешением на продление срока проведения внешнеторговой операции и инициировать отмену решения о ликвидации нерезидента с пересмотром ее результатов.

Справочно: в случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52).

Возможно ли привлечение к административной ответственности без составления акта проверки?

Возможно, в частности, при проведении внеплановой тематической оперативной проверки.

Акт внеплановой тематической оперативной проверки могут не составлять, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляют, о чем в книге учета проверок делают соответствующую запись (п. 91 Положения).


В то же время следует отметить, что акт проверки наряду с иными документами является одним из источников доказательств, если он составлен в соответствии с требованиями законодательства РБ.

В здании, где организация арендует помещение, произошла авария - помещения были затоплены горячей водой. В результате часть первичных документов была испорчена.

Что необходимо сделать организации, если документы испорчены?


Восстановить документы.

Если необходимые для проверки документы были испорчены, организация должна их восстановить. Иначе при проверке предприятия размер причитающихся к уплате в бюджет налогов будет определен на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке либо расчетным методом (на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности).

Отметим, что если порча документов совпала с моментом получения уведомления о проведении плановой проверки или произошла незадолго до его получения, то организация вправе не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления подать в контролирующий (надзорный) орган письменное заявление с просьбой о переносе проверки. В нем необходимо указать причины, препятствующие проведению проверки (дополнительно к заявлению можно приложить справку от коммунальной службы, подтверждающую факт аварии). Контролирующий (надзорный) орган не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления должен принять решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки (п. 31 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение и Указ № 510)).

Если же порча документов произошло в ходе проведения плановой проверки, то необходимость их восстановления является одним из обстоятельств, когда проведение плановой проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа (его уполномоченного заместителя) на срок, не превышающий 3 месяцев с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта, если они были применены контролирующим (надзорным) органом (п. 27 Положения).


Справочно: нарушение должностным лицом юридического лица (индивидуальным предпринимателем) правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов,применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 базовых величин (БВ) (ч. 3 ст. 12.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее - КоАП)).


С 1 октября 2012 г. в Положении установлено новое основание для назначения внеплановой проверки. Теперь такая проверка может быть назначена КГК либо иным органом по его поручению при наличии у КГК информации, свидетельствующей о совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства. Ранее это было возможно только при наличии сведений, свидетельствующих о лжепредпринимательской деятельности самого проверяемого субъекта.

Каковы признаки лжепредпринимательства?

Лжепредпринимательство - это создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели.

Обязательной характеристикой созданной лжепредпринимательской структуры является отсутствие у ее создателей намерения осуществлять заявленную в учредительных документах предпринимательскую деятельность, которое может проявиться в следующем:

Организация вовсе не совершает каких-либо сделок, не получает прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, от банковских операций;

Организация совершает лишь мнимые, притворные и иные недействительные сделки, что является способом сокрытия незаконной деятельности;

Организация осуществляет предпринимательскую или уставную деятельность, ноэто не было целью ее создания - такая деятельность осуществляется лишь с целью прикрытия незаконной деятельности.

В то же время лжеорганизация должна реально осуществлять деятельность, которая указана в качестве целей ее создания: прикрываясь государственной регистрацией организации, виновный незаконно получает кредиты; освобождается от уплаты налогов по той деятельности, которая ведется реально, но в рамках другой организации; получает имущественную выгоду (путем "прокручивания", например, на вкладах в банках средств, полученных от физических или юридических лиц); занимается запрещенной деятельностью (производством наркотиков, оружия и т.п.).

Однако никаких целей у официальных (номинальных) учредителей лжепредпринимательской структуры, как правило, не существует. Данные цели преследуют те лица, которые реально пользуются реквизитами лжепредпринимательской структуры и реально совершают от ее имени мнимые, притворные и иные недействительные сделки, оставаясь неустановленными.

Административная ответственность за лжепредпринимательство предусмотрена ст. 12.12 КоАП, а уголовная - ст. 234 Уголовного кодекса РБ (далее - УК).

Налоговые последствия совершения сделок с лжепредпринимательскими структурами определены в подп. 1.11 п. 1 Указа Президента РБ от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств"* (далее - Указ № 488), который вступит в силу с 1 января 2013 г.
__________________________
Гл. бухгалтер. - 2012. - № 41. - С. 10-14.


Что делать предприятию, если оно работало несколько лет с организацией, которая недавно внесена в реестр так называемых лжеструктур?


Проверить все документы, полученные от лжеструктуры, на факт соответствия законодательству и при наличии нарушений самостоятельно пересчитать налоги.

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии одного или нескольких из которых субъекты хозяйствования подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, определен подп. 1.1 п. 1 Указа № 488.

Так, в частности, в названный реестр будет включен субъект хозяйствования:

В деятельности которого согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства (см. ответ на предыдущий вопрос. - Прим. ред. );

Бланки строгой отчетности которого и (или) его текущие банковские счета использовались в совершении преступления, предусмотренного ст. 233 "Незаконная предпринимательская деятельность" УК.


Справочно: под незаконной предпринимательской деятельностью, влекущей уголовную ответственность, понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская деятельность), сопряженную с получением дохода в крупном размере.


Основное предупредительное средствоот совершения сделки с таким субъектом - проверять все поступающие от контрагентов документы по форме и по содержанию на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя РБ - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

При выявлении нарушения следует самостоятельно пересчитать налоги и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации.


От редакции:

Информация о покупателе конкретного бланка ТТН, контрольного (индентификационного) знака, а также о признании этих документов недействительными является общедоступной и может быть получена заинтересованной организацией посредством:

Сети Интернет по адресу http://blank.bisc.by;

Письменного обращения в инспекцию МНС или организацию, осуществляющую реализацию бланков.

Вопросы создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (ЭБД) регулирует постановление Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912.


В каких случаях организация может получить освобождение от административной ответственности и есть ли такая практика?


При малозначительности нарушения или по решению Президента.

По результатам проверки проверяемый субъект может быть освобожден от административного взыскания:

В случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Напомним, что малозначительным признают деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым правам и интересам (ст. 8.2 КоАП);

Полностью или частично по решению Президента (ст. 14.8 ПИКоАП).

Ходатайство об освобождении от административного взыскания рассматривается в порядке, предусмотренном Положением о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий, утвержденным Указом Президента РБ от 17.10.2005 № 481.


Что проверяют специалисты КГК при наличии арендных отношений?


Соблюдение норм Указа № 150.

Как правило, специалисты КГК проверяют арендные отношения, в которых объектом аренды является республиканская или государственная (ее часть) собственность. В таких случаях проверяется соблюдение организациями норм, определенных Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" и утвержденных им положений.


Организация оприходовала наличные денежные средства не в тот день, когда они были получены, а на следующий.

Будет ли это нарушением и если да, то какова ответственность?


Будет, предусмотрен штраф в размере до 20 БВ.

Оприходование наличных денег юридическим лицом (его подразделением) означает, что в день совершения операции необходимо:

1) документально оформить прием наличных денег в кассу по приходным кассовым ордерам, другим приходным документам, с использованием кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов;

2) учинить кассиру соответствующую запись в кассовой книге, товарно-денежных, сменных отчетах (для уполномоченных лиц), регистрах бухгалтерского учета, книгах учета на конец рабочего дня (смены) либо показания денежных оборотов в книге кассира.

Эти общие правила определены п. 51 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107.

Однако из общего правила есть исключения. Они предусмотрены в п. 52 этой же Инструкции. Так, сдача наличных денег юридическому лицу его подразделениями, расположенными вне места нахождения юридического лица, а также уполномоченными лицами, сдающими выручку юридическому лицу (подразделению), должна осуществляться в срок, установленный юридическим лицом (подразделением). Записи в кассовую книгу делает кассир в день оформления приходных кассовых ордеров по факту приема наличных денег от подразделений, уполномоченных лиц.

Нарушение вышеуказанных правил является несвоевременным оприходованием наличных денег юридическим лицом (подразделением) и влечет штраф в размере до20 БВ (ч. 3 ст. 11.7 КоАП).


Могут ли храниться на складе копии ТТН (оригиналы находятся в офисе и могут быть представлены по требованию проверяющих при проведении проверки)?


Да, такая ситуация возможна.

Накладные ТТН-1 и ТН-2 должны применяться юридическими лицами всех форм собственности. Указанные документы являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192).

При поступлении товарно-материальных ценностей от поставщиков на склад товар приходуется согласно ТТН или ТН поставщика. Хранение товара на складе может осуществляться непосредственно на основании ТТН или ТН поставщика для подтверждения его приобретения (поступления). Однако организация для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру может применять карточку складского учета материалов, которая заполняется на основании ТТН на каждый номенклатурный номер ценностей и является документом складского учета. В этом случае оригиналы ТТН, подтверждающие факт поступления товара, хранятся на складедо момента передачи их в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

Плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей (подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ) .

Необходимые в предусмотренных законодательством случаях документы в момент проведения проверки по факту законности хранения товара могут находиться как непосредственно в месте хранения товара (например, на складе), так и в другом месте. Однако они должны быть предъявлены проверяющим по их письменному требованию в установленный ими срок, продолжительность которого может определяться исходя из целей, задач и сроков ведения административного процесса (подп. 2.15 п. 2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума ВХС РБот 21.02.2011 № 8).

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В научном учреждении была проведена комплексная проверка вышестоящей организацией. По итогам проверки были выявлены нарушения по оплате труда за праздничные дни. Входит ли в компетенцию проверяющих заставить Институт произвести дополнительное начисление и выплатить работникам суммы, причитающиеся за работу в выходные и праздничные дни в январе 2015г. И также задержанным работникам сумм производить с учетом индексации в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования. Институт считает, что такие решения могут выносить Государственная инспекция по труду, суды, прокуратура и т.п., но не вышестоящая организация.

Ответ

Отвечает Виктория Рыбалкина, эксперт

Вышестоящая организация вправе вынести такое решение. Другое дело, что в отличие от ГИТ, суда и правоохранительных органов вышестоящая организация ограничена в способах приведения этого решения в жизнь, а Закон не обязывает учреждение исполнять это решение.

Вместе с тем, у вышестоящей организации тоже могут быть рычаги воздействия, например, материального характера (лишить премии руководителя и главного бухгалтера или даже поставить вопрос об их профнепригодности и т.п.).

Имеет смысл исполнить требования вышестоящей организации – это, по крайней мере, не повлечет штрафов. Если же нарушения обнаружат при проверке контролирующие органы, то штрафов не избежать.

Похожие публикации