Президент рф осуществляет управление федеральной собственностью. Органы управления государственной собственностью на федеральном уровне Что относится управление федеральной собственностью

Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство.

До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т.д.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

  • 1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
  • 2. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.
  • 3. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти.

Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы органов управления государственной собственностью. Органы государственной (муниципальной) власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое находится в их собственности.

Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

Рисунок 1 - Система управления федеральной собственностью на макроуровне

В системе управления государственной собственностью необходимо отметить роль Президента Российской Федерации , который как глава государства обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, взаимодействие органов управления страной путем издания президентских указов. Установлено, что указами Президента оформляются его решения, имеющие нормативный характер, т.е. предписания по управлению государственной собственностью, рассчитанные на постоянное или многократное действие.

В управлении госсобственностью участвуют различные органы управления, как законодательной, так и исполнительной власти. Важнейшая роль в регулировании отношений государственной собственности принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти .

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации , которому Конституция РФ предоставила право управления федеральной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство РФ вступает во взаимоотношения:

С федеральными органами государственного управления;

С органами государственного управления субъектов Российской Федерации;

Государственными предприятиями и учреждениями или акционерными обществами с государственным участием.

Взаимоотношения между Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в процессе управления госсобственностью осуществляются по двум линиям: сверху вниз, т.е. по инициативе Правительства России, или снизу вверх, т.е. по инициативе федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере экономики по следующим основным направлениям:

Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;


Вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

Принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства страны.

В сфере управления государственной собственностью Правительству РФ принадлежит огромный участок работы, учитывая необходимость стабилизации и подъема производства на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, проводимую конверсию, осуществление разгосударствления и приватизации, антимонопольные меры и т.д.

Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, рассматривает проекты программ приватизации федеральной государственной собственности и вопросы предоставления субвенций, дотаций, оказания иной поддержки на безвозмездной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе и др.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Р Ф сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Основными полномочиями в экономической области вообще, и по отношению к государственной собственности в частности, обладает Министерство экономического развития Российской Федерации . Это министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.

Среди большого количества функций (всего их 159) к разнообразным вопросам, непосредственно сказывающимся на государственной собственности, можно выделить следующие:

Разработка с участием федеральных органов исполнительной власти предложений о развитии государственного сектора экономики Российской Федерации, осуществление анализа и прогнозирования его развития;

Разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области реформировании предприятий (организаций), осуществление общего методического руководства реформированием и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой области, анализ и оценка эффективности реализуемых мероприятий;

Участие в формировании политики приватизации и управления федеральным имуществом;

Участие в формировании государственной политики в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в разработке прогнозов объемов производства;

Разработка с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ концепций и программ социально-экономического развития Российской Федерации по территориям, основных направлений совершенствования территориальной структуры экономики, подготовка предложений о совершенствовании экономического механизма межрегиональной интеграции.

При формировании политики приватизации и управлении федеральным имуществом Министерство экономическою развития РФ активно взаимодействует с другими федеральными министерствами и ведомствами (Министерством энергетики, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и экологии, Министерством регионального развития, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и др.).

Как отмечалось выше, в управлении государственной собственностью принимают активное участие разнообразные органы государственной власти, и не всегда исполнительной. К примеру, таким органом, осуществляющим свою деятельность в области государственной собственности, в том числе и не относящимся к органам исполнительной власти, является Счетная палата РФ. Согласно законодательству о Счетной палате - это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Одной из задач Счётной палаты является определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности. Контроль осуществляется за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи) и от управления объектами федеральной собственности.

В целях обеспечения эффективности управления государственной собственностью Правительство РФ специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевая роль в процессе управления федеральной государственной собственностью отведена Федеральному агентству по управлению государственным имуществом , которое находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращённое наименование — Росимущество ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Росимущество является главным, координирующим и контролирующим органом в сфере управления государственной собственностью Российской Федерации.

Росимущество в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

Анализирует процессы, связанные с приватизацией, управлением и распоряжением государственной собственностью, проводит в этих целях научно-технические, маркетинговые, социологические и иные исследования и на основе полученных данных разрабатывает предложения по совершенствованию механизмов и экономических методов реформирования земельных и имущественных отношений;

Рассматривает вопросы оптимизации количества находящихся в федеральной собственности акции акционерных обществ в целях обеспечения проведения государственной политики и сохранения механизмов управления в соответствующих отраслях экономики;

Анализирует показатели эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики в целях оптимизации количества таких предприятий и повышения их конкурентоспособности;

Обобщает предложения по вопросам совершенствования процессов управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью;

Разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ предложения по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;

Осуществляет от имени РФ в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, включая земельные ресурсы, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов, в том числе управление и распоряжение находящимися в федеральной собственности акциями (долями) акционерных обществ (хозяйственных обществ), осуществляющих банковскую, инвестиционную, страховую и иную деятельность;

Разрабатывает проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества;

Готовит совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправлении для представления в Правительство РФ предложения о разграничении государственной собственности в России, в том числе земельных ресурсов, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность и др.

Структура центрального аппарата Росимущества включает руководство Росимущества (руководитель и его заместители), помощников (советников) руководителя Росимущества и структурные подразделения по основным направлениям деятельности Росимущества - управления и отделы:

Управление реестра, анализа использования федерального имущества;

Управление земельного фонда;

Управление имущества государственной казны, обеспечения имущественной основы деятельности публичных образований, федеральных органов власти и организаций;

Управление приватизации государственного имущества;

Управление по работе с арестованным имуществом и государственной собственностью;

Управление по распоряжению имуществом, обращённым в собственность государства, и иным изъятым имуществом;

Управление имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов;

Правовое управление;

Управление инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса;

Управление инновационных корпоративных технологий и организаций промышленного комплекса;

Управление организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности;

Управление организации оценки федерального имущества и аудита;

Управление организации работы территориальных органов;

Управление материально-технического обеспечения и государственного заказа;

Управление имущества организаций научной сферы;

Финансовое управление;

Управление информационной политики;

Управление делами;

Отдел режима и секретного делопроизводства;

Управление продаж и предпродажной подготовки приватизируемого имущества.

Рисунок 2 - Структура целей деятельности Росимущества

В соответствии с законодательством Росимущество создало свои территориальные органы в субъектах РФ, которые образуют единую систему органов по управлению и приватизации федеральной собственностью.

Территориальные органы образуются приказом Росимущества для осуществления полномочий Росимущества на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Росимущества.

Основные функции, права и обязанности территориальных органов Росимущества:

Ведет реестр федеральной собственности, находящейся на его территории;

Ведет реестр акционерных обществ, созданных в процессе приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, расположенных на территории субъекта РФ;

Согласует действия по внесению федеральными государственными унитарными предприятиями имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, на залог, а также ведет реестр договоров о залоге;

Ведет учет договоров аренды федерального имущества;

Изымает в соответствии с действующим законодательством неиспользуемое или ненадлежаще используемое федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления;

Принимает участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации инвестиционных программ, программ по предотвращению несостоятельности (банкротства) федеральных государственных унитарных предприятий;

Организует и контролирует реализацию Государственной программы приватизации;

Контролирует перечисление дивидендов и арендной платы от использования федеральной собственности в федеральный бюджет;

Отчитывается перед Росимуществом России о выполнении заданий по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации и использования федеральной собственности;

Оформляет и передает Росимуществу России сертификаты на пакеты акций, закрепленных в федеральной собственности;

Выступает арендодателем федерального имущества, закрепленного за казенными предприятиями и федеральными учреждениями на праве оперативного управления, а также незакрепленного федерального имущества;

Дает согласие на сдачу в аренду федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения;

Осуществляет контроль целевого использования и сохранности федерального имущества и принимает необходимые меры при нарушении установленных правил использования и распоряжения этим имуществом;

Назначает и осуществляет проверки (ревизии, инвентаризации), в том числе и аудиторские, в целях осуществления контроля за надлежащим использованием и сохранностью федерального имущества, требует от федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений необходимые документы и сведения для осуществления таких проверок;

Организует работу по проведению экспертизы оценки стоимости имущества, находящегося в федеральной собственности и т.д.

Территориальный орган Росимущества осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, положением о Росимуществе и положением об этом территориальном органе.

Положение о территориальном органе утверждает Руководитель Росимущества в соответствии с типовым положением о территориальном органе Росимущества, утвержденном приказом Министерства экономического развития. Руководитель территориального органа назначается на должность и освобождается от должности Министром по представлению Руководителя Росимущества в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Иные должностные лица территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом приказами Росимущества.

Руководитель территориального органа Росимущества организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление территориальным органом возложенных на него функций.


Рисунок 3 - Структура Территориального управления Росимущества

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Координация и разграничение сферы деятельности органов государственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.

Государственная Дума Российской Федерации:

а) рассматривает отчет Правительства РФ об управлении государственным имуществом;

б) проводит депутатские слушания по вопросам управления объектами государственной собственности;

в) контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности (в том числе его приватизации, продажи), а также средств, полученных от управления объектами государственной собственности;

г) осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами .

Правительство Российской Федерации:

а) контролирует работу Министерства государственного имущества по управлению и ведению учета объектов государственной собственности;

б) утверждает отчеты Министерства государственного имущества по управлению объектами государственной собственности;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства об управлении объектами государственной собственности.

Минимущество:

а) проводит проверки использования объектов государственной собственности;

б) запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с использованием объектов государственной собственности;

в) проводит по поручению Правительства РФ ревизию объектов государственной собственности, составляет и представляет в Правительство акты по ее результатам.

Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности; разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности) .

От имени Российской Федерации правомочия собственника в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом по управлению государственным имуществом является Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество). Оно взаимодействует с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку - по вопросам управления государственными пакетами акций и другими ценными бумагами; с Российским фондом федерального имущества - по вопросам продажи находящихся в государственной собственности пакетов акций; с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - по вопросам предотвращения несостоятельности (банкротства) и восстановлению платежеспособности госпредприятий.

Минимущество проводит единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений с целью обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования федеральной собственности . Оно решает следующие задачи:

Координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области регулирования рынка недвижимости, взаимодействия по этим вопросам с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Создания системы учета и контроля использования федерального имущества и обеспечения ее эффективного функционирования;

Обеспечения деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;

Защиты имущественных интересов Российской Федерации, методического и правового обеспечения процессов приватизации и управления федеральной собственностью .

Минимущество осуществляет следующие функции:

Управляет и распоряжается в установленном порядке федеральным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за федеральными государственными казенными предприятиями, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также управляет и распоряжается находящимися в федеральной собственности акциями, долями (вкладами) хозяйственных обществ и товариществ;

От имени Российской Федерации приобретает имущество и осуществляет имущественные права, выступает полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства;

Передает имущество, находящееся в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность;

Закрепляет государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий и в оперативное управление государственных казенных предприятий и государственных учреждений;

Принимает в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений;

Выступает учредителем хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием;

Разрабатывает и утверждает государственные программы и планы приватизации и национализации, организует и контролирует их реализацию;

Отчитывается о ходе выполнения государственных программ приватизации и национализации перед Правительством РФ;

Разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения объектами федеральной собственности, а также организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в этой области;

Готовит и представляет в Правительство РФ прогноз, а также контролирует поступления в федеральный бюджет средств от использования имущества, отнесенного к федеральной собственности, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений;

Обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства;

Осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;

Приобретает за счет средств федерального бюджета акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также обменивает акции, находящиеся в государственной собственности, на акции инвестиционных фондов и иных акционерных обществ в соответствии с антимонопольным законодательством;

Отчитывается перед Правительством РФ об использовании государственного имущества;

Принимает иные решения в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с Положением о министерстве, утверждаемом Правительством РФ .

Управление федеральным имуществом на территории субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные органы Минимущества, чья компетенция устанавливается федеральным законодательством.

Управление государственным имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов федерации. Компетенция, функции и задачи органов по управлению государственным имуществом субъекта РФ определяются региональным законодательством. Уполномоченным органом, осуществляющим управление имуществом субъекта федерации, является соответствующий орган по управлению государственным имуществом (например, комитет или иной орган), созданный по решению субъекта РФ. Комитет может наделяться полномочиями территориального органа Минимущества. По вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью комитет подотчетен Минимуществу, а по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации - главе исполнительной власти субъекта РФ. Председатель комитета назначается и освобождается от должности органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минимуществом .

Органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований могут создавать органы по управлению муниципальным имуществом. Функции по управлению государственным имуществом они могут выполнять в пределах делегированных им органами государственной власти субъекта РФ полномочий.

Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Минимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии - Государственная Дума.

Б) осуществление помилования - Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета - Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов - Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью - Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Ответ: 21323

Похожие публикации