Государственный строительный надзор. Проверки инспекторами строительных объектов
Предмет государственного строительного надзора
Исходя из основных целей госстройнадзора, можно определить его понятие. Государственный строительный надзор заключается в профилактике, выявлении фактов и пресечении нарушений градостроительного законодательства при выполнении строительных работ со стороны застройщика, заказчика, подрядчика. При осуществлении строительного надзора к законодательным нормам приравнены технические регламенты и проектная документация на объект строительства.
Предметом государственного надзора в сфере выполнения строительных работ является:
- Проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям законодательства, технических регламентов и проектной документации. Под строительными работами в данном случае подразумевается строительство, капитальный ремонт объектов и их реконструкция. Кроме качества работ проверке подлежит и соответствие строительных материалов нормативным документам и проекту строительства.
- Проверка наличия у исполнителя работ разрешения на строительство. В ходе проверки устанавливается не только факт наличия такого разрешения, но и законность и обоснованность его выдачи уполномоченным органом.
- Проверка наличия у исполнителя работ членства в саморегулируемой организации. Данное требование распространяется на виды работ, прямо указанные в законодательстве. Строительный надзор в этой части осуществляется путем запроса в федеральный реестр саморегулируемых организаций.
В отношении некоторых видов строительных работ могут отсутствовать технические регламенты. В этом случае предметом надзора будет являться только проверка на соответствие строительным и федеральным нормам и правилам.
Органы государственного строительного надзора
По общему правилу, предусмотренному Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.
К таким органам отечественная правовая система относит:
- Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ. Эти ведомства уполномочены проводить надзор в отношении строительных работ, прямо указанных в законе и иных нормативных актах. Очевидно, что перечень таких работ напрямую вытекает из специального статуса объектов строительства или капитального ремонта, имеющего отношение к сфере внешней и внутренней безопасности Российской Федерации;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это федеральное ведомство осуществляет строительный надзор в отношении большинства видов строительных работ, определенных законодательством. Служба Росстройнадзора входит в систему органов федеральной власти и имеет территориальные представительства в субъектах РФ.
При проведении государственного строительного надзора к правоотношениям между проверяющим органом и субъектом проверки применяются общие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением нескольких особенностей:
- Для проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено составление ежегодного плана проверок;
- Основанием для проведения строительного надзора является не ежегодный план, а поступившее извещение от заказчика (подрядчика) работ об окончании строительства, либо обращение заинтересованных лиц о возможных угрозах безопасности. Заинтересованными лицами в данном случае могут выступать граждане, организации, средства массовой информации и другие субъекты.
- Отдельным случаем для проведения проверки является заявление о привлечении строительной организацией денежных средств долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов в нарушение требований законодательства.
По итогам проверки и в случае выявления нарушений органы Госстройнадзора выдают предписание об устранении нарушений законодательства или иных норм и правил. Это предписание является обязательным для выполнения, за неисполнение требований предписаний виновное лицо привлекается к ответственности.
В случае угрозы жизни и безопасности людей, а также при нарушениях технических регламентов, норм и правил, угрожающих разрушению объекта строительства, орган Росстройнадзора может приостановить или прекратить выполнение строительных работ на период устранения указанных обстоятельств.
Полномочия каждого органа государственного строительного надзора направлены на соблюдение баланса защиты интересов государства и общества в части безопасности выполняемых работ и защиты прав субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью на строительном рынке.
Любой процессуальный акт органа строительного надзора может быть обжалован субъектом проверки путем подачи жалобы в вышестоящий орган, либо в судебном порядке.
Объекты государственного строительного надзора
Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ определены объекты проведения государственного строительного надзора:
- Работы по строительству объектов капитального строительства, для которых проектная документация подлежит обязательной экспертизе;
- Работы по реконструкции объектов, затрагивающие основные характеристики надежности и безопасности этих объектов. Для данных работ законодательство также устанавливает принцип обязательности проведения экспертизы.
Объектом конкретной проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора может быть как весь процесс строительных работ, так и их определенный этап. В ходе проверки органы Росстройнадзора имеют право запрашивать любую информацию, связанную с объектом проверки, любую документацию в отношении объекта проведения работ. Все выявленные замечания и нарушения отражаются в акте проверки и служат основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства при производстве строительных работ.
ГрК РФ Статья 54. Государственный строительный надзор
1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 , подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) наличия разрешения на строительство;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
Б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 54 распространяется на договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если госрегистрация первого договора осуществляется после 01.01.2014. (ФЗ от 30.12.2012 N 294-ФЗ).
В) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
(см. текст в предыдущей редакции)
а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;
б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется;
6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.
6.2. В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
6.3. Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.
7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет надзор за строительством с целью защиты прав и интересов потребителей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня, качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и законченных строительством объектов.
Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция (в дальнейшем строительство) зданий и сооружений (за исключением объектов, контролируемых специалистами государственных надзорных органов).
Госархстройнадзор РФ включает:
■ главную инспекцию ГАСН РФ;
■ инспекции ГАСН соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга;
■ инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строительства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.
Основной задачей, изложенной в «Положении о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации», является осуществление контроля за:
■ качеством строительных материалов, изделий и их соответствием стандартам и другим
нормативным документом, регламентирующим производство этих материалов;
■ соблюдением требований стандартов и технических условий по транспортированию, складированию и хранению материалов, изделий, санитарно-технического и другого инженерного оборудования на строительных площадках;
■ качеством строительно-монтажных работ на объектах и работ по благоустройству территорий этих объектов, а также соответствием их утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам;
■ осуществлением утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурных решений и качества работ по фасадам зданий;
■ организационно-правовым порядком осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Проверки качества выполняемых работ проводятся:
■ согласно планам выборочных проверок;
■ в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;
■ по заданиям соответствующих органов управления и административной власти или вышестоящих инспекций;
■ по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика и других надзорных органов (внеплановые проверки).
Должностное лицо, осуществляющее контроль, обязано:
Выдавать разрешения заказчикам на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
Вести учет работников, руководящих строительством, а также лиц, осуществляющих технический и авторский надзор, и получать от них подписки о принятии на себя работ по надзору за строительством конкретного объекта.
Принимать участие в государственных приемочных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Участвовать в расследовании аварий на строительстве объектов.
- Требовать от должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строительство, а также от лиц, осуществляющих авторский и технологический надзор, соблюдения или действующих норм и правил.
- Устанавливать факты отсутствия от проектных решений, СНиП, других нормативных актов при производстве работ.
- Устанавливать факты отступления при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте.
- Выявлять строительные дефекты (брак) и основные причины низкого качества строительных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания.
- Анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений СНиП с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией.
- Требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов.
- Производить в строительно-монтажных организациях ознакомление с работой производственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления.
- Привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных организаций (по согласованию с их руководителями) для проведения испытаний, контрольных замеров и измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по возможному их усилению.
Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителя технадзора заказчика, службы внутрипроизводственного контроля подрядной организации и при наличии авторского надзора проектной организации. Предписания органов ГАСН являются обязательными для исполнения строительными организациями и финансирующими.банками и могут быть обжалованы в установленном порядке только через органы Государственного арбитража или через суд.
Предприятия, выполняющие СМР, или заказчики обязаны обеспечить:
беспрепятственный доступ работникам органов ГАСН на подконтрольные им объекты строительства;
■ представление Госархстройнадзору всей необходимой для выполнения работ разрешительной, проектной, нормативной и исполнительной документации;
■ исполнение распоряжений и предписаний работников органов ГАСН, выдаваемых в пределах их компетенции.
Для выполнения своих функций и обязанностей органам ГАСН предоставляется право:
■ беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства;
■ обязывать организации и предприятия исправлять некачественно выполненные строительно-монтажные работы, а также переделывать или заменять некачественные изделия и материалы;
■ запрещать применение материалов, деталей, комплектующих, изготовленных с нарушением требований стандартов, технических условий;
■ применять установленные законодательством меры административного воздействия (штрафные санкции, см. извлечения из Кодекса об административных правонарушениях);
■ давать предписания об устранении допущенных нарушений СНиП, нормативных документов и утвержденных проектов;
■ приостанавливать при выявлении грубых нарушений дальнейшее производство строительно-монтажных работ;
■ получать от заказчиков и других участников строительство всю необходимую для восполнения возложенных функций нормативную, проектную и исполнительную документацию;
■ требовать при необходимости дополнительных испытаний и вскрытия отдельных конструктивных элементов и частей здания, а также испытаний и исследований материалов и изделий, применяемых в строительстве;
■ требовать улучшения оформления и правильного хранения предусмотренной СНиП исполнительной технической документации;
■ требовать улучшения организации и осуществления технического и авторского надзора;
■ вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение установленных требований, в соответствии с действующим законодательством;
■ направлять в лицензионный центр представление об аннулировании или приостановлении деятельности строительных организаций, систематически допускающих грубые нарушения требований проектов и нормативных документов;
■ вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные к исполнению предписания по исправлению допущенных в проектах ошибок и нарушений;
■ требовать отстранения от работы на подконтрольных объектах производителей работ, не имеющих соответствующих документов на право производства СМР, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих технический и авторский надзор.
В приложениях 23 и 24 приведены примеры подписок, предоставляемых в ГАСН производителем работ и представителем заказчика, осуществляющим надзор.
приложение 23
ПОДПИСКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ
200__ г. я, нижеподписавшийся, _____________________________________
Назначенный
Приказом_____________ от_______________________
какой организацией
200__ г. производителем работ, принимаю на себя:
1. Руководство производством работ по строительству__________________________________________________
По улице________________________________________
- Административную и уголовную ответственность до момента снятия с меня настоящей подписки:
а) за допущенные отступления и изменений утвержденного проекта и за неисполнение требований, ука-
занных в разрешении на производство работ Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора;
б) за необеспечение надлежащего качества всех видов работ в соответствии с действующими технически-
ми условиями на производство и приемку работ нормами, ГОСТами и правилами;
в) за приемку и допущение в дело недоброкачественных материалов, полуфабрикатов и деталей;
г) за нарушение правил техники безопасности и противопожарных мероприятий;
д) за допущение ввода в эксплуатацию частью или полностью строения, не принятого государственной
приемочной комиссией и без распоряжения главы администрации города_________________________________ .
- Обязанность вести журнал работ по установленной форме и составлять своевременно акты на скрытые работы.
- В случае моего увольнения или перемещения не оставлять строительство без составления акта и отметки в журнале о сдаче работ назначенному преемнику и без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
Подтверждаю, что никаких запрещений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.
Копию подписки получил для руководства и исполнения.
приложение 24
ПОДПИСКА ТЕХНАДЗОРА ЗАСТРОЙЩИКА
200__ г. я, нижеподписавшийся, инженер_______________________________
во исполнение приказа
Мл_____________________________ от________________ .__________________________ 200____ года
организация застройщика
принимаю на себя технический надзор за строительством ——————————————————————————
По улице________________________________
в______________________________________ районе города___________________________________
Принимая на себя ответственность за качество работ, обязуюсь:
- Не начинать и не допускать открытия работ по надзорному строительству без соответствующего разрешения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
- Не допускать никаких отступлений от утвержденного ____________________________________________ ;____
Технического проекта
кем и когда
- Не допускать применения в дело недоброкачественных материалов, деталей, изделий.
- Не оплачивать недоброкачественных работ или конструкций, имеющих недоделки.
- Не допускать самовольного ввода в эксплуатацию поднадзорного объекта.
- Не оставлять надзора за данным объектом без уведомления об этом Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
Настоящей подпиской подтверждаю, что никаких запрещений и ограничений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.
Копию подписки получил для руководства и исполнения. Подпись
Домашний адрес:___________________________________________________________________________
№ телефона_______________________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.09.2002 № 240
О внесении изменений и пополнений в Правиле выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации Нижегородской области вт 15.09.2000 № 230
В связи с формированием системы органов исполнительной власти Нижегородской области и в целях упорядочения работы по подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости и усиления контроля за соблюдением организационно-правового порядка и качества строительства зданий и сооружений на территории Нижегородской области правительство Нижегородской области постановляет:
- Внести изменения и дополнения в Правила выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденные постановлением администрации Нижегородской области от 15.09.2000 № 236, изложив их в новой редакции (прилагаются).
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области В. И. Лимаренко.
Губернатор Г. М. Ходырев
Утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 26.09.2002 № 240
ПРАВИЛА
выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области (далее правила)
1 . Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, в том числе: Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Нижегородской области, Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 № 131. Правила определяют основные требования, предъявляемые на территории Нижегородской области и в городах областного подчинения при выдаче разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.
1.2. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции и расширению объектов производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику на основании решения органов местного самоуправления Нижегородской области о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
1.3. Настоящие Правила распространяются на все строящиеся (реконструируемые, расширяемые) объекты недвижимости на территории Нижегородской области, возводимые юридическими лицами, в том числе объектов строительных кооперативов и товариществ индивидуальных застройщиков, возводимых единой подрядной организацией.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на специальные работы по монтажу технологического оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору, монтажу газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи и связи, путепроводов, мостов, автострад, железных дорог, строительство которых подконтрольно специальным надзорным органам, на временные строения, а также на вспомогательные постройки и малоэтажные (до двух этажей включительно) жилые дома, возводимые индивидуальными застройщиками для личных нужд.
1.5. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ должно быть получено в порядке, установленном настоящими Правилами, до начала выполнения на строительной площадке всех работ, в том числе подготовительных и работ по устройству внутриплощадочных инженерных сетей, временных автомобильных и подкрановых путей. Выполнение строительно-монтажных работ без указанного разрешения не допускается.
1.6. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегородской области министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (ее территориальными отделами), а также органами архитектурно-строительного надзора городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородска и Сарова (далее «органы Госархстройнадзора») заказчику по всем строящимся (реконструируемым, расширяемым) объектам жилищно-гражданского и производственного назначения независимо от источников финансирования, в том числе:
■ жилые здания;
■ здания для оказания гостиничных услуг;
■ здания детских дошкольных учреждений;
■ здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения;
■ культовые здания и сооружения;
здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;
■ магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализационные коллекторы. К исключительной компетенции Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегородской области относится
выдача разрешений на строительно-монтажные работы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств (или при долевом участии более 50%) федерального, областного бюджета или с участием иностранных инвестиций.
1.7. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается по каждому отдельному объекту недвижимости или нескольким объектам, входящим в пусковой комплекс, в соответствии с разрешением на строительство объекта.
2. Виды разрешений и их срок действия
2.1. Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:
■ разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту, за исключением монтажа оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России;
■ разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, работы нулевого цикла, прокладка инженерных коммуникаций.
2.2. Срок действия разрешения устанавливается органом Госархстройнадзора, исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.
По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в недельный срок.
Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.
2.3. При передаче права на строительство объекта другому заказчику (застройщику), изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой подрядной организации разрешение подлежит перерегистрации в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в трехнедельный срок.
3. Перечень представляемых заказчиком документов к материалов
3.1. Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в органы Госархстройнадзора следующие документы и материалы:
■ заявление на получение разрешения на выполнение строительно-монтажных работ
по установленной форме (приложение А);
■ разрешение на строительство объекта недвижимости;
■ лицензии на право выполнения строительно-монтажных работ, проектных работ, а также на выполнение функций заказчика;
■ проектную рабочую документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также отдельных видов работ, если разрешение оформляется на отдельные виды работ (не требуется представление проектной рабочей документации в случае получения разрешения на выполнение подготовительных работ);
■ стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, органами санитарно-эпидемиологического надзора, управления противопожарной охраны, Государственной инспекции безопасности дорожного движения (при необходимости с департаментом транспорта и связи и другими заинтересованными органами);
■ копию государственного акта на право собственности на землю или зарегистрированный в органах юстиции иной документ, удостоверяющий право пользования землей;
■ приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта ответственного производителя работ, а также лиц, осуществляющих технический надзор и авторский надзор (если таковой будет осуществляться);
■ документ о закреплении на местности положения здания и границ участка;
■ прошнурованный журнал работ;
■ подписки ответственного производителя работ от генподрядной организации и ответственного за технический надзор от заказчика;
■ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проекту; справку о производителях-поставщиках строительных материалов, изделий и конструкций.
3.2. При возобновлении работ на объекте после перерыва в их выполнении более шести месяцев заказчик дополнительно представляет в орган Госархстройнадзора заключение специализированной организации (имеющей соответствующую лицензию на право технического обследования объектов недвижимости) о техническом состоянии конструкций здания (сооружения).
3.3. Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является основанием для выноса осей здания в натуру.
4. Порядок выдачи разрешений
4.1. Органы Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривают представленные заказчиком документы и материалы и принимают решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
4.2. В случае положительного решения орган Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение по форме (приложение Б) за подписью начальника этого органа, его заместителя или начальника соответствующего территориального отдела, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.
4.3. Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.
При повторном обращении заказчика органы Госархстройнадзора рассматривают вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи рабочих дней с момента представления необходимых документов и материалов.
4.4. Копия выданного органом Госархстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.
4.5. Заказчик обязан сообщить в орган Госархстройнадзора в срок не менее чем за неделю о начале выполнения строительно-монтажных работ на объекте.
В процессе строительства заказчик информирует орган Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окончание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т. д.).
5 Ответственность органов Госархстройнадзора и заказчика
5.1. Действия должностных лиц органов Госархстройнадзора Нижегородской области по вопросам выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке в вышестоящий орган Госархстройнадзора России либо в суд.
5.2 Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки продления и перерегистрации разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации