В первой части заявки на аукцион не указан производитель. Отклонение заявки на основании не указанного товарного знака

ПОСТАВЩИКУ

· Подача заявок

Отказ в допуске при неуказании товарного знака

Возможно ли отказать в допуске к участию в аукционе участнику, который в заявке не указал товарные знаки материалов, которые используются при выполнении работ?

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3–6 ст. 66 Закона о КС и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Исходя из п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих пунктов информацию:

  • согласие, предусмотренное п. 2 этой же части, в т. ч. согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 этой же части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
  • согласие, предусмотренное п. 2 этой же части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 67 Закона о КС аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о КС, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  • непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
  • несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отмечаем, что, как установлено в ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 этой же статьи, не допускается.

Таким образом, на наш взгляд, первая часть заявки на участие в электронном аукционе может не содержать указание на товарный знак, т. к. в отношении него использована фраза «при наличии».

В свою очередь, если в отношении участника закупки не возник случай, указанный в ч. 4 ст. 67 Закона о КС, тогда участника электронного аукциона следует допустить к участию в нем (ч. 5 ст. 67 Закона о КС).

Дополнительно информируем, что в силу ч. 2 ст. 70 Закона о КС в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 данного закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Таким образом, ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе также допускает отсутствие товарного знака при заключении контракта.

5 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ПОСТАВЩИКУ

Увеличение цены контракта при отсутствии в смете некоторых работ

По итогам электронного аукциона учреждением был заключен контракт по проведению монтажных работ.
Приложением к контракту являются смета и проектная документация. Пусконаладочные работы указаны в проектной документации, а в смете не учтены. Подрядчик требует увеличить цену контракта и оплатить данные работы.
Правомерны ли требования подрядчика или указанные работы он должен выполнить безвозмездно?

Прежде всего отметим, что Закон о контрактной системе основывается в т. ч. на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона о КС), а заключаемые в соответствии с этим законом контракты являются гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о КС). Иными словами, к отношениям, связанным с исполнением контрактов, применяются нормы ГК РФ, если нормами Закона о КС не предусмотрено иного.

Отношения по контракту на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд регулируются положениями параграфа 5 главы 37 ГК РФ. Кроме того, в части, не противоречащей правилам указанного параграфа, к ним применяются общие положения о подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ). Поскольку предметом контракта являются подрядные строительные работы, к соответствующим отношениям применяются также нормы ГК РФ о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. По нашему мнению, как видно из приведенной нормы, предполагается, что в смете в обязательном порядке отображаются те же работы и материалы, которые указаны в технической документации. Исходя из ст. 758 ГК РФ, «техническая документация» и «проектная документация» являются синонимами (см. также тему 1 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2014 г.).

Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Иными словами, составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законодательством не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Извещение об осуществлении закупки согласно п. 2 ст. 42 Закона о КС должно содержать помимо прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о КС, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования. В свою очередь, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). А согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в т. ч. в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о КС, в т. ч. обоснование начальной (максимальной) цены контракта, должны содержаться согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС в документации об электронном аукционе.

Иными словами, виды и объем работ, техническое задание должны быть определены в документации об электронном аукционе. При этом из ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона о КС следует, что цена в контракте указывается общая за весь объем работ, за исключением случаев, прямо названных в Законе о КС, когда цена может определяться за единицу работы. Такая цена является твердой, и ее изменение, как следует из ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о КС, в случаях, не указанных прямо в Законе о КС, не допускается, кроме возможности изменения цены, без изменения объема выполняемых работ и прочих условий контракта (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 № 15АП-19901/14).

Причем, обратим внимание, смета, составленная заказчиком, в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона о КС только обосновывает начальную (максимальную) цену контракта перед началом конкурентной процедуры закупки. Окончательно же цена контракта, как было сказано выше, определяется итогами соответствующей процедуры, а потому такая смета не обязательна для победителя соответствующей процедуры, который является единственным лицом, осведомленным обо всех составляющих предложенной им цены. Соответственно, окончательная смета к контракту должна, как и указано в п. 3 ст. 709 ГК РФ, составляться подрядчиком в соответствии с технической документацией, включенной в состав документации о закупке, в т. ч. об электронном аукционе, и утверждаться заказчиком.

Таким образом, цена контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, определяется исключительно итогами торгов, причем за весь объем работ, предусмотренный документацией об аукционе. Составление сметы в этом случае носит формальный характер, такая смета не может устанавливать цену, отличающуюся от цены, определенной по итогам электронного аукциона. Наличие в смете ошибок никак не отменяет этих требований закона.

Поэтому, на наш взгляд, подрядчик обязан выполнить все работы, предусмотренные технической документацией, даже если они не отражены в смете, т. к. цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика, в т. ч. на выполнение этих работ (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Косвенно изложенная выше позиция подтверждается в постановлениях ФАС Уральского округа от 04.08.2010 № Ф09-6045/ 10-С4 и от 12.10.2009 № Ф09-7717/09-С4, Двенадцатого ААС от 17.02.2012 № 12АП-88/12. Приведенная судебная практика сформирована еще в период действия Закона № 94-ФЗ, однако, поскольку в рассматриваемой части нормы этого Закона по существу аналогичны положениям Закона о контрактной системе, мы полагаем, что она актуальна и в настоящее время.

К сожалению, судебной практики по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о КС, равно как и материалов судебной практики, которые бы прямо разрешали рассматриваемый вопрос, нам обнаружить не удалось.

Эксперты службы правового консалтинга «Гарант»
Надежда Верхова, Алексей Александров

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

ПОСТАВЩИКУ

· Заключение и исполнение контракта

Подтверждение привлечения субподрядчиков из СМП

Нужно ли подтверждать привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 данной статьи, путем:

  • проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
  • осуществления закупок с учетом положений ч. 5 данной статьи.

Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом порядок осуществления такого контроля не установлен.

Рекомендуется в проекте контракта установить, например, условие о предоставлении заказчику подрядчиком, исполнителем документов или их копий, подтверждающих выполнение подрядчиком, исполнителем условий о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с условиями контракта исполнитель будет предоставлять заказчику подтверждение привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Эксперты электронной системы «Госзаказ» e-gz .ru

3 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Подходы к формированию критериев оценки

В зависимости от предмета закупок может отличаться набор критериев, а также значимость каждого критерия для заказчика. Значимость - это показатель, который определяет, в какой степени тот или иной критерий является более важным для заказчика. Обычно сумма значимостей всех критериев принимается равной 100 баллам (или других оценочных единиц, например процентов).

ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Критерием оценки принято считать одно или несколько условий исполнения договора, которое может колебаться в своих значениях в определенном диапазоне и при этом оставаться приемлемым для заказчика. Например, срок поставки, срок отсрочки платежа, срок гарантийного обслуживания, квалификация, качество, цена и др.

Критерии оценки можно разделить на две категории.

Первая категория - это критерии, которые изначально выражены в числовых показателях, например, цена, срок поставки (в днях, месяцах, кварталах, годах и т. д.), срок гарантии (в месяцах, годах и т. д.) и др. Обычно такие критерии называют объективными.

Вторая категория - это критерии, которые не имеют числовых показателей, и такие показатели присваиваются оценочной комиссией заказчика исходя из указанного в заявке значения. Например, квалификация участника оценивается по предоставленной информации об опыте работы, о наличии квалифицированных кадров, специального оборудования и др. Такие критерии принято называть субъективными.

Объективные критерии чаще применяются при закупках стандартизированной продукции (товаров). Субъективные критерии применяются в случае, если закупаются работы или услуги.

Принципы подбора критериев

Разберем общие принципы подбора критериев оценки заявок в зависимости от предмета закупки.

Так, при закупках простой стандартизированной продукции возможно применение одного критерия - цена. При этом важно понимать, что все необходимые требования к самой продукции (ее техническим характеристикам), порядку формирования цены, сроку доставки, условиям оплаты, гарантийным требованиям и прочим значимым условиям устанавливаются заказчиком в документации и должны быть достаточно жесткими. Обычно указываются конкретные значения или небольшой диапазон таких значений, если указание жестких значений может повлечь ограничение конкуренции.

В случае закупки такой продукции обычно используются процедуры ценового аукциона, запроса котировок.

Если для закупок стандартизированной продукции заказчик планирует применять процедуры конкурса или запроса предложений, то ему необходимо, кроме критерия «цена», использовать еще хотя бы один критерий оценки, например срок гарантии, срок отсрочки платежа или др. Это связано с тем, что процедура конкурса или запроса предложений предполагает выбор победителя на основании «лучших условий», следовательно, таких условий должно быть несколько . Тем не менее цена останется основным критерием, значимость которого может составлять, например, 75–90 баллов (процентов).

Особенности закупки продукции с усложненной стоимостью

При закупках продукции, которая кроме своей первоначальной стоимости имеет и стоимость эксплуатации (автомобили, медицинская техника, принтеры, копиры и др.), необходимо учитывать и эту стоимость. В этом случае оценка будет производиться по стоимости жизненного цикла продукции.

» ВАЖНО!
Стоимость жизненного цикла продукции определяется путем сложения первоначальной стоимости со стоимостью эксплуатации в течение срока службы (определяется заказчиком или производителем).

В этом случае наиболее значимым критерием оценки тоже будет являться цена, но эта цена будет определяться расчетным путем в процессе оценки заявок. В связи с этим такая продукция может закупаться только на процедурах, при которых возможна многокритериальная оценка - конкурс или запрос предложений. Значимость критерия «цена» может составлять, например, 75–90 баллов (процентов). В документации указывается, что при оценке учитывается стоимость жизненного цикла продукции, а не стоимость поставки. Кроме того, в документации необходимо прописать, по каким показателям будет рассчитываться стоимость жизненного цикла и порядок предоставления такой информации. Это могут быть требования к участникам по заполнению сведений о дополнительных эксплуатационных расходах или эта информация будет браться заказчиком у производителя продукции.

При закупках продукции, в отношении которой заказчик заранее не может установить жесткий диапазон всех качественных характеристик продукции (например, при закупке ноутбуков, продуктов питания и др.), в документации могут быть установлены диапазоны различных характеристик такой продукции. Из представленных разновидностей продукции при оценке будет выбираться лучшая по соотношению цена - качество.

В этом случае оценка будет многокритериальная, могут применяться критерии: качество продукции, срок поставки (исполнения), срок гарантийного обслуживания и др. Значимость этих критериев определяется заказчиком в зависимости от приоритетов, но в большинстве случаев она не превысит критерия «цена». При таких закупках применяются процедуры конкурса или запроса предложений.

Многокритериальная оценка

Если закупается продукция, оценить которую можно только по результату, также применяется многокритериальная оценка. К такой продукции чаще всего относятся определенные виды работ и услуг (юридические, аудиторские услуги, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и др.). Оценить невыполненные работы и услуги возможно, только лишь опираясь на репутацию исполнителя, опыт его работы, квалификацию персонала, описание порядка исполнения работы или услуги. Поэтому при закупках работ и услуг основным критерием оценки часто является квалификация исполнителя и качество продукции (обычно определяется не по самой продукции, а по описанию, как будет выполняться такая работа или услуга).

В этом случае применяются процедуры конкурсов и запросов предложений, а также различные разновидности конкурсов: двухэтапные, селективные, с предварительным квалификационным отбором и др. При определении значимостей критериев уже не работает правило, что цена является приоритетной.

Чаще всего цена будет иметь меньшее значение по отношению к квалификации и качеству. Например, в международной практике в таких случаях применятся соотношение: цена - 20%, качество и квалификация (и другие критерии при необходимости) - 80%.

В России при государственных закупках подобной продукции применятся правило, что значимость субъективных критериев нельзя установить более 45%.

При осуществлении конкретной закупки возможна комбинация указанных выше подходов. Независимо от набора критериев их общая суммарная значимость всегда должна составлять 100 баллов (процентов).

Установление перечня критериев

Заказчики имеют право изложить в своем положении о закупке любой набор критериев, по которым им удобно оценивать заявки. При этом положением о закупке могут быть установлены жесткие правила указания в документации того или иного набора критериев в зависимости от предмета и/или процедуры закупки. Либо такой перечень открытый и оставлена возможность закупочному подразделению каждый раз при подготовке документации выбирать состав критериев, исходя из конкретной потребности.

Но есть правило, неизменное для любого заказчика: перечень критериев и порядок оценки должны быть указаны в закупочной документации и применяться ко всем участникам одинаково. Также не допускается применение критериев оценки, не указанных в документации. Если заказчик нарушил это правило, то его действия могут быть оспорены участниками закупок в ФАС России или суде.

Порядок оценки и сопоставления заявок

После определения набора возможных критериев и их значимости заказчику необходимо определиться с порядком оценки и сопоставления заявок по этим критериям.

Порядок оценки заявок определяет алгоритм расчета оценочного показателя заявки исходя из значения каждой заявки по критерию.

В закупочной деятельности уже сложилась практика, по которой объективные критерии принято оценивать расчетным путем, т. е. присваивать заявкам рейтинги, используя универсальную математическую формулу.

В случае если меньшее значение критерия является предпочтительным, используют формулу:

Ra i = ((A max – A i)/(A max – A min)) x Z a

  • Ra i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию А;
  • A max - максимальное значение критерия А из предложенных участниками (или указанное в документации);
  • A min - минимальное значение критерия А из предложенных участниками (или указанное в документации);
  • A i - значение по критерию А, предложенное i-м участником;
  • Z a - значимость критерия А в баллах.

К таким критериям относятся цена, срок поставки, срок исполнения работ, срок поставки продукции и др.

В случае если большее значение критерия является предпочтительным для заказчика, используют формулу:

Rb i = ((B i – B min)/(B max – B min)) x Z b

  • Rb i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию В;
  • В max - максимальное значение критерия В из предложенных участниками (или указанное в документации);
  • В min - минимальное значение критерия В из предложенных участниками (или указанное в документации);
  • В i - значение по критерию В, предложенное i-м участником;
  • Z b - значимость критерия В в баллах.

К таким критериям относятся, например, срок гарантии, отсрочка платежа и др.

Пример оценки заявок по различным критериям приведен в таблице:

Оценка заявок по различным критериям

Критерий, значимость/ Заявка Цена продукции, в руб. начальная максимальная цена из к/д 200 000 руб., максимальная значимость 50 баллов Значение по критерию Срок поставки, в днях, максимальная значимость 25 баллов Значение по
критерию
Гарантия, в месяцах, максимальная значимость 25 баллов Значение по критерию Итоговый рейтинг, максимально возможное значение 100 баллов
Заявка, А 120 000 50,00 15 0,00 3 0,00 50,00
Заявка Б 150 000 31,25 13 10,00 5 12,50 53,75
Заявка В 180 000 12,50 10 25,00 7 25,00 62,50
Заявка Г 120 000 50,00 10 25,00 7 25,00 100,00

Как видно из таблицы, у одной из заявок (Заявка Г) по всем критериям лучшие показатели. Методом расчета получилось, что она набрала 100 возможных баллов. Следует отметить, что при применении некоторых других математически формул, использующихся на практике заказчиками, такого результата не получится. То есть даже если в заявке содержатся лучшие показатели, она все равно никогда не наберет максимального количества баллов. По этой причине рекомендуется использовать приведенные выше формулы расчета.

Лекции читают ведущие специалисты Минфина, ФАС, Казначейства и эксперты сферы закупок
По итогам обучения - диплом!
Только для подписчиков журнала действует 15% скидка

Записаться на обучение

При закупке запасных частей и расходных материалов допускается указывать товарные знаки без описания их характеристик. Такого мнения придерживаются чиновники Минэкономразвития России в письме от 21 августа 2015 г. № Д28и-2516 .

Ограничения по использованию товарных знаков в Законе № 44-ФЗ

При описании предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами, определенными частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Правила устанавливают, что в описание недопустимо включать товарные знаки. Данное требование может ограничить количество участников закупки.

Но в ряде случаев действуют исключения. К ним относят:

  • использование товаров, поставки которых не являются предметом контракта;
  • несовместимость и не взаимозаменяемость товаров;
  • необходимость обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с теми, которые заказчик уже использует;
  • закупка запасных частей и расходных материалов к используемым машинам и оборудованию в соответствии с их технической документацией.

Когда указание заказчиком товарного знака правомерно

Чиновники ведомства считают, что в рассматриваемой ситуации (закупка запасных частей и расходных материалов) заказчик вправе указать только товарный знак. Также он не обязан описывать характеристики товара.

Вместе с тем участники контрактной системы должны помнить об общем правиле описания объектов закупок - с указанием конкретных товарных знаков необходимо включать слова «или эквивалент».

В первой ч. заявки на аукцион на поставку перчаток хирургических подана заявка, где наименование товара указано без товарного знака с подтверждением рег. удостоверением. В рег. удостоверении торговое наименование указано с маркировкой знаком защиты, участник в заявке указывает, что товарный знак на данный товар отсутствует. Реестр роспатента указывает, что торговое наименование зарегистрировано. Ситуация запутана. Обязаны ли мы не допустить заявку за недостовереость сведениям или отказть в допуске за не предоставление товарного знака (при его наличии- как указано в рег. удостоверении).

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

  • согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
  2. несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ст. 67 Закона № 44-ФЗ, не допускается.

Таким образом, при отсутствии в техническом задании на закупку указания на товарный знак подлежащего поставке товара, участник закупки представляет в заявке сведения согласно пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. При этом, как мы видим, согласно пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ не указывается на необходимость указания товарного знака или модели поставляемого товара, из буквального толкования нормы следует, что данные сведения могут быть представлены при их наличии.

Данная позиция находит свое отражение в Решении УФАС по г. Москве по делу № 2-57-5927/77-14 от 22.08.14 г., принятому по жалобе одного из участников закупки в связи с неправомерным, на его взгляд, отказом ему в допуске на участие в аукционе, так как в заявке он не указал модель кондиционера, предлагаемого для поставки. В заявке участник указал производителя товара. Кроме того, как отметил заявитель в жалобе, документация о закупке не содержала требования об указании в заявке обозначения модели кондиционеров. При этом, согласно жалобе участника в обоснование отказа было указано, что "не указаны модели кондиционеров, что затрудняет определение соответствия товара техническим характеристикам, указанным в Техническом задании".

УФАС по г. Москве в Решении указало следующее: "В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (прим.: в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Согласно ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Установлено, что первая части заявки Заявителя содержит характеристики предлагаемого к поставке товара, в частности, п. "Кондиционер" с указанием наименования производителя товара Kitano, что является достаточным в силу ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ модель товара указывается при наличии.

Часть 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Часть 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст.67 Закона № 44-ФЗ, не допускается.

Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе на участие в аукционе, нарушают положения ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ".

Таким образом, если в документации на поставку кондиционера отсутствует указание на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя кондиционера, указываемые заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, то не указание в заявке участником электронного аукциона модели кондиционера не является основанием для отклонения заявки. При этом участнику может быть отказано в допуске к участию в электронном аукционе по другим основаниям.

Решение Иркутского УФАС России от 19.08.2015 по делу № 421

«…Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.

31.07.2015г. заказчиком на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru размещена документация об аукционе в электронной форме (№извещения 0134300007915000008) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (далее документация об аукционе), а также извещение о проведении указанного открытого аукциона.

В силу ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (п.п. «б» п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе).

Таким образом, исходя из содержания п.п. «б» п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, наличия в данной норме слов «при наличии», участник закупки при отсутствии у товаров, используемых для выполнения работ товарных знаков (их словесных обозначений), знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, не обязан указывать в своей заявке сведения об их отсутствии, делать по данному обстоятельству какие-либо пометки.

Комиссия Иркутского УФАС России рассмотрев заявку заявителя установила, что по позициям 1-4, заявитель в соответствии с п.п. «б» п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе не указывал сведений об отсутствии у товаров, используемых для выполнения работ знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов. В отношении товарных знаков заявитель указано на их отсутствие.

Однако, в соответствии с протоколом от 12.08.2015г. рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией заказчика принято решение отказать заявителю (заявка №5) в допуске к участию в аукционе, в связи с тем, что показатели предлагаемых заявителем товаров для заказчика по позициям 1-4 ведомости документации об аукционе не соответствуют требованиям установленным в документации об аукционе, а именно не указана информация о том, что «товарный знак отсутствует», «знак обслуживания отсутствует», «фирменное наименование отсутствует» «патенты отсутствуют», «полезные модели отсутствуют», «промышленные образцы отсутствуют».

В силу ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Таким образом, аукционной комиссией заказчика, в связи с отказом заявителю в допуске к участию в открытом аукционе по основанию не указания в заявке информации «товарный знак отсутствует», «знак обслуживания отсутствует», «фирменное наименование отсутствует» «патенты отсутствуют», «полезные модели отсутствуют», «промышленные образцы отсутствуют» допущено нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе . …»

Решение ФАС России от 26.01.2016 по делу № К-101/16

«…В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 31.12.2015 № 0173100004515002126-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участнику закупки с порядковым номером заявки «6» (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию «В своей заявке участник электронного аукциона указал по позициям №№1-7 фирма изготовитель ОАО «Чувашторгтехника», страна происхождения Россия. В соответствии с ответом ОАО «Чувашторгтехника» на запрос о подтверждении функциональных характеристик и описании товара от 30.12.2015 г. № 403 ОАО «Чувашторгтехника» выпускает оборудование исключительно под товарным знаком «Abat». Таким образом, участник электронного аукциона не указал товарный знак (его словесное обозначение) товара предлагаемого для поставки».

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит, в том числе, следующее: «1. Котел пищеварочный электрический типа КПЭМ-100/9Т с цельнотянутым сосудом Чувашторгтехника ОАО, Россия. 2. Котел пищеварочный электрический КПЭМ-100-О Р Чувашторгтехника ОАО, Россия. 3. Котел пищеварочный электрический типа КПЭМ-160/9Т с цельнотянутым сосудом Чувашторгтехника ОАО, Россия. 4. Котел пищеварочный электр. КПЭМ-160-ОР с цельнотянутым сосудом Чувашторгтехника ОАО, Россия. 5. Котел пищеварочный электр. КПЭМ-250/9Т Чувашторгтехника ОАО, Россия. 6. Котел пищеварочный электрический КПЭМ-250-О Чувашторгтехника ОАО, Россия. 7. Котел пищеварочный электрический типа КПЭМ-350-О Чувашторгтехника ОАО, Россия».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии предоставил сведения, согласно которым Заказчик направил запрос в адрес ОАО «Чувашторгтехника» о достоверности информации, представленной участниками Аукциона в первых частях заявок . Заказчиком получен ответ от ОАО «Чувашторгтехника», в соответствии с которым указано следующее «оборудование, производимое ОАО «Чувашторгтехника», выпускается исключительно под торговым знаком «Abat».

Вместе с тем, участник закупки не указал в составе заявки товарный знак.

Учитывая изложенное, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционная комиссия, приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения. …»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 25.11.2015 № Д28и-3380

< В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.09.1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Товарный знак (торговая марка) - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя (предприятие, фирму). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел. Понимаемый как средство индивидуализации производителя товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак.

В данной ситуации решение заказчика можно обжаловать в антимонопольном органе. В подтверждение своих доводов к жалобе необходимо приложить сертификат и декларацию соответствия, в которых указан только производитель товара. В связи с тем, что требование о предоставлении участником размещения заказа сведений о производителе товара заказчиком не установлено, заявка участника размещения заказа полностью соответствовала требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Задать вопрос специалисту

Поля, отмеченные * , обязательны для заполнения.

Если вы уже регистрировались на сайте сайт, авторизуйтесь , пожалуйста!

Участие в тендерах. Что нужно знать? Электронная цифровая подпись Вопросы юристу Другое Подготовка подачи заявки Контрактная система

Похожие публикации