Пример нормативных затрат 44 фз. Правила нормирования в сфере закупок

Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

Как формируются правила нормирования

В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

Кто формирует

На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, — это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Как контролируется

Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных , закупочных и их членов, уполномоченных органов и учреждений, а также операторов (п. 2 ст. 99 44-ФЗ).

Контроль на государственном и муниципальном уровне осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

Несут должностные лица. На основании положений , планы-графики, планы закупок должны содержать приложения с включенным , в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.

Постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479
"Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения"

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Требования
к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящий документ определяет требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения следующих правовых актов:

а) Правительства Российской Федерации, утверждающих:

правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее - нормативные затраты);

правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым для обеспечения федеральных нужд;

б) федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, утверждающих:

нормативные затраты;

требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями.

2. Правовые акты, указанные в подпункте "а" пункта 1 настоящего документа, разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в форме проектов постановлений Правительства Российской Федерации.

3. Правовые акты, указанные в подпункте "б" пункта 1 настоящего документа, могут предусматривать право руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждать нормативы количества и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг.

4. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в случае, если указанные органы не являются одновременно субъектами бюджетного планирования, согласовывают проекты правовых актов, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящего документа, с субъектами бюджетного планирования, в ведении которых они находятся.

5. Для проведения обсуждения в целях общественного контроля проектов правовых актов, указанных в пункте 1 настоящего документа, в соответствии с пунктом 6 общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения" (далее соответственно - общие требования, обсуждение в целях общественного контроля), федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации размещают проекты указанных правовых актов и пояснительные записки к ним в установленном порядке в единой информационной системе в сфере закупок.

6. Срок проведения обсуждения в целях общественного контроля устанавливается федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и не может быть менее 5 рабочих дней со дня размещения проектов правовых актов, указанных в пункте 1 настоящего документа, в единой информационной системе в сфере закупок.

7. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации рассматривают предложения общественных объединений, юридических и физических лиц, поступившие в электронной или письменной форме в срок, установленный указанными органами с учетом положений пункта 6 настоящего документа.

8. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 настоящего документа, размещают в единой информационной системе в сфере закупок протокол обсуждения в целях общественного контроля, который должен содержать информацию об учете поступивших предложений общественных объединений, юридических и физических лиц и (или) обоснованную позицию федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации о невозможности учета поступивших предложений.

9. По результатам обсуждения в целях общественного контроля федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации при необходимости принимают решения о внесении изменений в проекты правовых актов, указанных в пункте 1 настоящего документа.

13. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты, указанные в настоящего документа.

При обосновании объекта и (или) объектов закупки учитываются изменения, внесенные в правовые акты, указанные в абзаце втором подпункта "б" пункта 1 настоящего документа, до представления субъектами бюджетного планирования распределения бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом.

14. Правовые акты, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 настоящего документа, пересматриваются при необходимости. Пересмотр указанных правовых актов осуществляется федеральным государственным органом, органом управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее срока, установленного пунктом 13 настоящего документа.

16. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня принятия правовых актов, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящего документа, размещают эти правовые акты в установленном порядке в единой информационной системе в сфере закупок.

17. Внесение изменений в правовые акты, указанные в подпункте "б" пункта 1 настоящего документа, осуществляется в порядке, установленном для их принятия.

18. Постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым для обеспечения федеральных нужд, должно определять:

а) порядок определения значений характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных видов товаров, работ, услуг;

б) порядок отбора отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемых самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями (далее - ведомственный перечень);

в) форму ведомственного перечня.

19. Постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее правила определения нормативных затрат, должно определять:

а) порядок расчета нормативных затрат, в том числе формулы расчета;

б) обязанность федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации определить порядок расчета нормативных затрат, для которых порядок расчета не определен Правительством Российской Федерации;

в) требование об определении федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации нормативов количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированных по должностям работников и (или) категориям должностей работников.

20. Правовые акты федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, утверждающие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, должен содержать следующие сведения:

а) наименования заказчиков (подразделений заказчиков), в отношении которых устанавливаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

б) перечень отдельных видов товаров, работ, услуг с указанием характеристик (свойств) и их значений.

21. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации разрабатывают и утверждают индивидуальные, установленные для каждого работника, и (или) коллективные, установленные для нескольких работников, нормативы количества и (или) цены товаров, работ, услуг по структурным подразделениям указанных органов.

22. Правовые акты федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, утверждающие нормативные затраты, должны определять:

а) порядок расчета нормативных затрат, для которых правилами определения нормативных затрат не установлен порядок расчета;

б) нормативы количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированные по должностям работников и (или) категориям должностей работников.

23. Правовые акты, указанные в подпункте "б" пункта 1 настоящего документа, могут устанавливать требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым одним или несколькими заказчиками, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и (или) одного или нескольких его территориальных органов, и (или) подведомственных казенных учреждений.

24. Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующего заказчика.

Цель нормирования - это предотвратить закупки товаров работ услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1.ст.19 44-ФЗ под нормированием понимается установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и/или нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Нормирование в сфере закупок в общем плане применяется для осуществления функций:

  • государственных органов;
  • органов управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальных органов;
  • бюджетных учреждений;
  • территориальных органов (подразделений);
  • подведомственных казенных учреждений.
  • Это общее правило нормирования в сфере закупок, но поскольку нормирование включает как установление требований к товарам, работам и услугам, так и установление нормативных затрат, для каждой из указанных групп заказчиков применяются свои правила нормирования. Предельные цены на наиболее закупаемые заказчиками товары, работы, услуги - это основная задача системы нормирования в сфере контрактной системы. Также нормированию подлежат требования к количеству и качеству, потребительские свойства и иные характеристики товаров. Например, при описании объекта закупки с учётом положения о нормировании тех или иных товаров, работ, услуг заказчик может описать какие-то показатели надёжности, эргономичности, безопасности.

    Кто должен применять положение о нормировании и какие виды нормирования существуют, смотрите комментарий эксперта Станислава Грузина, ведущего вебинара «Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ»

    Нормирование в сфере закупок: что изменится с 2017 года?

  • федеральные госорганы;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами.
  • территориальные органы и подведомственные казенные и бюджетные учреждения, федеральные унитарные предприятия всех перечисленных органов.
  • С 2017 года дополнен список товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию при госзакупках. Добавлены требования, например, к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.

    Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

    school.kontur.ru

    Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок

    В чем заключаются правила нормирования

    Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил - вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
    • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.
    • Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.
  • Как формируются правила нормирования

    В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

    Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором - обязательный перечень, на третьем - ведомственный.

    Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

    Кто формирует

    На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, - это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

    На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

    На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Как контролируется

    Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных контрактных служб, управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, а также операторов электронных площадок (п. 2 ст. 99 44-ФЗ).

    Контроль на государственном и муниципальном уровне осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

    Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

    Ответственность за нарушение несут должностные лица. На основании положений Постановления от 05.06.2015 № 555, планы-графики, планы закупок должны содержать приложения с включенным обоснованием закупок, в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.

    goscontract.info

    Инструкция по размещению правил нормирования в сфере закупок

    Для размещения правил нормирования в сфере закупок, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Выполните вход в Личный кабинет заказчика, с использованием Электронной Подписи с установленной ролью - Орган устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

    2. Перейдите в раздел «Дополнительно ->; Правила нормирования в сфере закупок» (См. Скриншот № 1)

    3. Нажмите кнопку «Создать проект правил нормирования» и выберите соответствующую функцию в разделе «Правила нормирования в сфере закупок» (См. Скриншот № 2)

    4. Подтвердите размещение проекта правил нормирования для проведения обсуждения в целях общественного контроля (См. Скриншот № 3)

    5. Заполните поля формы проекта правил нормирования для обсуждения (См. Скриншот № 4)

  • Тип правил нормирования - выбирается из справочника. (1)
  • Орган, размещающий правила нормирования - Указывается наименование организации пользователя. (2)
  • Орган, утвердивший правила нормирования - Указывается наименование организации пользователя. (3)
  • Признаки «Утверждено для использования» - устанавливаются в зависимости от наличия подведомственных Казенных или Бюджетных учреждений. Признак ГО, ОУ ГВФ, МО - устанавливается по умолчанию. (4)
  • Реквизиты документа - устанавливается Вид документа; Дата и номер документа устанавливаются после утверждения.* (5)
  • Наименование документа - Устанавливается ПОЛНОЕ наименование с пояснением что это проект (например: Проект распоряжения…, Проект приказа…); В последствии пояснение «Проект» убирается.* (6)
  • Регион, для которого утверждены правила нормирования - устанавливается автоматически. (7)
  • Муниципальные образования, для которых утверждены правила нормирования - устанавливаются конкретные муниципальные образования городского округа, для сельских территорий есть собственные коды ОКТМО, выбираются коды из справочника, должны содержать КОНЕЧНЫЙ КОД ОКТМО. (7)
  • 6. Заполните раздел - Обсуждение в целях общественного контроля, а так же прикрепите файлы: проект правил нормирования и пояснительную записку к проекту правил нормирования (См. Скриншот № 5)

    Данные в форме заполняются следующим образом:

  • Срок проведения обсуждения в целях общественного контроля - со дня публикации проекта, должно быть не менее 7 календарных дней. (1)
  • Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты. (2)
  • ВНИМАНИЕ! Пункт - Решение о рассмотрении на заседании общественного совета, заполняется в момент публикации Протокола решения, принятого общественным советом. (3*)
  • Прикрепляется файл проекта правил нормирования. Проект правил нормирования - включает в себя сам файл проекта приказа или распоряжения, а так же приложения к нему (таблицы) (4)
  • Прикрепляется файл пояснительной записки к проекту правил нормирования. Пояснительная записка к проекту правил нормирования - была предоставлена МКУ «УМЗ», содержание пояснительной записки, должно соответствовать данным, указанным в поле формы «Обсуждение в целях общественного контроля»(5)
  • После заполнения формы и размещения указанных файлов, проект публикуется кнопкой «Разместить». В результате чего проект правил нормирования переходит в стадию обсуждения в целях общественного контроля.

    7. Публикация информации о поступивших предложениях, а так же протокола решения принятого общественным советом (См. Скриншот № 6)

    В случае принятия правил нормирования - в ЕИС размещается сканированный документ Правил нормирования, принятого после обсуждения. (См. Скриншот № 7)

    В случае доработки проекта правил нормирования - прикрепляется файл протокола решения, принятого общественным советом и правила нормирования принятые после обсуждения с учетом замечаний общественного совета.(См. Скриншот № 7)

    Документы о нормировании в сфере закупок

    Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. №1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, включая соответственно территориальные органы и подведомственные учреждения» возможно ли использовать при обосновании нормативных затрат на обеспечение функций федерального казённого учреждения высшего образования Министерства обороны РФ. И есть ли ещё какие-либо документы, на основании которых возможно выбрать и обосновать закупки? Если можно примером покажите форму обоснования плана закупок и как она правильно должна заполняться.

    Да, постановление Правительства РФ от 20.10.2014 г. №1084 можно использовать, но также обращаем внимание, что для Вас Министерство Обороны РФ должно утвердить нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров в форме обязательного и ведомственного перечней в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

    В свою очередь, обращаем внимание, что вышеперечисленные документы обеспечивают исключительно соблюдение требований о нормировании в сфере закупок, которые позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Дополнительно сообщаем, что нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров подлежат размещению в ЕИС (ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ), но краткий анализ раздела ЕИС «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)» показывает, что Министерством обороны РФ такие требования не размещены.

    Например, в ЕИС есть Нормативные затраты МЧС России.

    Поэтому пока вашим Министерством такие нормативные затраты и требования не утверждены, то заказчикам их соблюдать не надо.

    Для обоснования закупок заказчикам следует в первую очередь, руководствоваться целями закупок, изложенными в ст. 13 Закона № 44-ФЗ.

    Так, основанием для обоснования закупок может быть участие казенного учреждения в реализации каких-либо Федеральных целевых программ (.

    Кроме того, основанием для обоснования закупок является обеспечение функций государственных органов, для реализации которых созданы казенные учреждения и которые должны быть реализованы в рамках выполнения своих государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ).

    Напоминаем, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

    Например, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 14.11.2015 № 688 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере национальной обороны, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг государственным учреждением».

    Таким образом, пока нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров в форме обязательного и ведомственного перечней не утверждены и не размещены в ЕИС казенные учреждения могут в качестве обоснования нормативных затрат при планировании закупок использовать нормативные затраты на оказание государственных услуг.

    www.pro-goszakaz.ru

    Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе (Тасалов Ф.А.)

    Дата размещения статьи: 16.04.2016

    С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) , предусматривающие обязательное нормирование в сфере закупок. Необходимость введения института нормирования обусловлена прежде всего декларируемой борьбой государства с закупками роскоши, встречающимися на практике случаями, когда одинаковая продукция приобретается заказчиками по разным ценам. Именно на эти причины чаще всего указывается в научной литературе, посвященной нормированию .

    СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

    См.: Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 1. С. 157; Ударим нормой по излишествам. Становление института нормирования в области закупок // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». 2015. N 1. С. 56 — 57.

    Вместе с тем с момента принятия Закона N 44-ФЗ положения о нормировании изложены уже в третьей редакции, а подзаконные акты, направленные на реализацию нормирования, имеют низкий уровень разработки и противоречат Закону N 44-ФЗ, во исполнение положений которого были приняты.

    Понятие нормирования

    Законодатель определяет нормирование через требования к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельные цены продукции) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

    Определение нормирования противоречит правилам обоснования закупки.

    Так, Закон N 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчиков при формировании плана закупки обосновывать объекты закупки в соответствии с требованиями к продукции и (или) нормативными затратами заказчиков без указания на территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 2 ст. 18) (выделено мной. — Ф.Т. ).

    Очевидно, что причиной такой внутренней коллизии норм Закона N 44-ФЗ является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ, в рамках которого к заказчикам при нормировании были отнесены территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, в то время как ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ была оставлена в прежней редакции.

    СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 51.

    Требования к закупаемой заказчиком продукции рассматриваются законодателем как нормативы количества, потребительских свойств (в том числе характеристикам качества) и иных характеристик продукции , позволяющие обеспечить публичные нужды (т.е. обеспечить достижение целей закупок, установленных в ст. 13 Закона N 44-ФЗ. — Ф.Т. ), но не приводящие к закупкам продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши (ч. 2 ст. 19).

    В качестве продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства, следует рассматривать товары, работы, услуги, которые закупаются сверх установленных в актах нормирования предельных цен и (или) потребительские свойства которых отличаются от установленных в актах нормирования.

    Используемое в Законе N 44-ФЗ понятие роскоши носит неопределенный характер и может трактоваться по-разному в зависимости от конкретной закупки.

    В связи с отмеченным недостатком законодательства в научной литературе предлагается разработать и принять единый нормативный акт, в котором установить понятие роскоши, критерии и перечни предметов роскоши.

    См.: Тютюнник И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение // Юридический мир. 2014. N 9. С. 23.

    Представляется, что реализация такой рекомендации будет затруднена ввиду обширной товарной номенклатуры, субъективного понимания роскоши, а также принципиально разного уровня бюджетной обеспеченности федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

    Универсальные правила нормирования

    Общие (универсальные) требования к нормированию установлены:

    1) Постановлением Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (вступило в силу с 1 января 2016 г.) ;

    СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3218.

    2) Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (вступило в силу с 1 января 2015 г.) ;

    СЗ РФ. 2014. N 42. Ст. 5753.

    3) Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (вступило в силу с 1 января 2016 г.) .

    СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5141.

    Постановление Правительства от 18 мая 2015 г. N 476 предусматривает обязательную процедуру предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при органах публичной власти проектов актов, устанавливающих правила определения требований к закупаемой продукции и требования к отдельным видам продукции.

    Однако сложность реализации этого императивного требования заключается в том, что общественные советы при органах публичной власти могут отсутствовать.

    Так, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти могут создаваться по предложению совета Общественной палаты РФ; наличие общественных советов при органах местного самоуправления также отнесено на усмотрение таких органов, не является обязательным.

    См.: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации».

    См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» (ч. 3 ст. 13).

    Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926, предусматривают общие и обязательные требования к отдельным видам продукции, которые должны предъявляться Правительством РФ, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и местной администрацией, требования к обязательному перечню отдельных видов продукции, который должны утвердить Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ и местные администрации, а также требования к ведомственному перечню на локальном уровне организации-заказчика.

    Так, ведомственный перечень формируется заказчиком с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ и необходимости обеспечения принципа конкуренции.

    На практике это означает, что по общему правилу заказчики не вправе указывать в ведомственном перечне товарные знаки, определять технические характеристики продукции, указывающие на одного производителя.

    Перечень должен предусматривать одну или несколько следующих характеристик продукции:

    а) потребительские свойства (включая качество);

    б) непотребительские свойства;

    в) предельные цены.

    Очевидно, что под потребительскими свойствами следует понимать свойства, проявляющиеся в процессе потребления продукции (надежность, безопасность, соответствие экологическим стандартам и др.) . Следовательно, к свойствам, не являющимися потребительскими, можно, в частности, отнести ассортимент (ст. 467 ГК РФ), комплектность (ст. 478 ГК РФ), комплект (ст. 479 ГК РФ), тару, упаковку (ст. 481 ГК РФ) и иные.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 под видом продукции понимаются товары, работы, услуги, соответствующие 6-значному коду позиции по ОКПД. Это означает, что заказчик обязан устанавливать требования к продукции по ее виду, предусмотренному ОКПД, без детализации товарной позиции до категории и подкатегории.

    Приведем следующий пример.

    15.51.11 — Молоко жидкое обработанное (вид).

    Непотребительское свойство : обязательное требование герметичной упаковки и фасованной продукции детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста.

    Потребительское свойство : производство продуктов диетического питания и кисломолочных продуктов (кроме молочных составных продуктов) должно осуществляться без применения пищевых добавок и ароматизаторов, за исключением функционально необходимых компонентов.

    См.: решение Совета ЕЭС от 9 октября 2013 г. N 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».

    В рассмотренном случае заказчик при установлении требований к молоку не указывает требования по такой категории, как, например, «15.51.11.110 — Молоко питьевое с массовой долей жира не более 1,0%», а обязан предусмотреть требования только к виду товара — молоко жидкое обработанное.

    Критериями для включения продукции в ведомственный перечень должны являться доля расходов на закупку отдельных товаров, работ, услуг в общем объеме расходов и доля контрактов на закупку отдельных товаров, работ, услуг в общем количестве контрактов.

    Де-факто Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 применяется в обязательном порядке с 1 января 2016 г., поскольку срок вступления в силу правил о нормировании был перенесен законодателем с 1 января 2015 г. на 1 января 2016 г. . Вместе с тем каких-либо изменений в Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 внесено не было.

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Необходимость внесения изменений в общие требования по нормативным затратам вызвана не только техническими причинами. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 1047 не распространяет свое действие на территориальные органы, подведомственные казенные учреждения, что противоречит п. 2 ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ.

    Федеральные правила нормирования

    С 1 января 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» .

    СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 3116.

    Несмотря на такой срок вступления в силу, еще до 1 января 2016 г. для федеральных заказчиков были разработаны и приняты Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. N 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений» и Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» .

    СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5919.

    СЗ РФ. 2015. N 37. Ст. 5142.

    Следовательно, практическое значение Постановления Правительства РФ от 19 мая 2015 г. N 479 заключается в том, что нормы указанного акта актуальны для федеральных заказчиков, которые обязаны на локальном уровне разработать и утвердить требования к отдельным видам закупаемой продукции (рекомендовано выполнить до 1 января 2016 г. , не исполнено) и (или) нормативные затраты по продукции (до 1 июня 2016 г.).

    См.: Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (п. 2).

    Порядок разработки и принятия федеральных актов в сфере нормирования можно разделить на два этапа.

    На первой стадии необходимо разработать проект акта, при этом если разрабатываются акты по нормативным затратам и требования к отдельным видам продукции на уровне организации — федерального заказчика и такой заказчик не является субъектом бюджетного планирования, то заказчик обязан согласовать проект акта с субъектом бюджетного планирования, в ведении которого он находится.

    Исходя из анализа перечня субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне, можно утверждать, что необходимость согласования проекта акта в сфере нормирования возникает у федеральных государственных внебюджетных фондов, которые обязаны согласовать проекты актов с профильным федеральным органом исполнительной власти. Сложность реализации рассматриваемого требования в том, что порядок такого согласования в законодательстве не установлен.

    См.: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период».

    Второй этап заключается в размещении в единой информационной системе в сфере закупок проектов актов, получении и рассмотрении предложений по проектам актов, которые рассматриваются с учетом минимального семидневного срока на основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». По завершении обсуждения правовые акты, предусматривающие требования к отдельным видам продукции, подлежат рассмотрению на заседаниях общественных советов при федеральных органах государственной власти.

    Акты по нормативным затратам и акты по требованиям к отдельным видам продукции, принятые федеральным заказчиком, подлежат пересмотру не реже одного раза в год в порядке, предусмотренном для принятия указанных актов.

    С точки зрения законодательства обязательное включение в процедуры принятия и изменения федеральных актов в сфере нормирования общественных советов противоречит действующей системе нормативного регулирования, что было отмечено при рассмотрении универсальных требований в сфере нормирования.

    В практическом плане не вызывает сомнений, что правовые акты по требованиям к отдельным видам продукции будут пересматриваться заказчиками чаще, чем один раз в год, ввиду текущей экономической ситуации.

    Федеральные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, обязательный перечень продукции для федеральных заказчиков установлены Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927.

    Обязательный перечень отдельной продукции для федеральных заказчиков сформирован на основании ОКПД, наименования, потребительских и иных свойств и значения свойств в зависимости от должности федеральной государственной службы (см. таблицу).

    Нормирование в сфере госзакупок было введено, чтобы пресечь нецелевое расходование денег из казны. В статье рассмотрим, что такое нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ, разберем его общие правила, цели, а также приведем примеры из практики.

    Общие правила нормирования в сфере закупок

    Порядок установлен на федеральном уровне. Это регламент, на основании которого заказчики утверждают требования к количеству и максимальной цене товаров, их свойствам. Их прописывают, чтобы не допустить избыточных трат.

    Правила действуют для госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных учреждений, бюджетных учреждений. Процедура нормирования состоит из нескольких этапов. На первой формируют общие правила на федеральном уровне. Далее разрабатывают обязательные перечни ТРУ. Последний этап - установление требований к ТРУ.

    О разработке и принятии НПА о нормировании говорится в постановлении Правительства РФ от 18.05.2015 № 476. Иначе говоря, на федеральном уровне диктуют общие правила, а на местах на их основе устанавливают свои. Какие нормативные акты применять при нормировании,

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Нормативные затраты регулирует постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047. Опираясь на него, регионы и муниципалитеты определяют требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для нужд региона и муниципалитета.

    По данным Минфина, только 50% разработанных на местах актов о нормировании соответствует закону. Среди самых популярных нарушений - внесение в документ формул без конкретных нормативов цены, классификация нормативных затрат по правилам, не отвечающим федеральным, указание нормативных затрат на расходы, которые не связаны с закупками.

    Новые правила нормирования по 44-ФЗ: что учесть в 2019 году

    Исправьте ваши акты по нормированию, они устарели. На примере Россельхознадзора расскажем, какую новую комиссию придется создать, как узаконить ее работу. А в таблице смотрите разницу между новыми и старыми правилами работы.
    Из статьи вы узнаете:
    ☆ Что поменялось в правилах нормирования. Сравнительная таблица;
    ☆ Зачем нужна новая комиссия и кого в нее включить;
    ☆ Как узаконить работу комиссии по рассмотрению предложений;
    ☆ Шаблоны докуметов для комиссии заказчика.

    Цель нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ

    Можно выделить две главные цели. Во-первых, так власти следят за тем, чтобы заказчики не закупали предметы роскоши и ТРУ с избыточными характеристиками. Во-вторых, регулирование предельных цен ТРУ.

    Нововведения 2019 года

    Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 № 712. Из обязанностей заказчика убрали обязательное обсуждение актов по нормированию на заседаниях общественных советов. Теперь предложения рассматривает специальная комиссия. Ее формируют из действующих сотрудников. Они занимаются оценкой предложений и составлением протоколов.

    Раньше все предложения от общественных объединений и физлиц включали в отчет. Его требовалось опубликовать в ЕИС в течение 3 дней. В 2019 году нужно размещать не отчет, а протокол. Время, которое дается на размещение, увеличили до 30 дней. Кроме того, сократился период обсуждения проектов по нормированию в целях общественного контроля - с 7 дней до 5.

    Образец нормирования в сфере закупок

    В качестве примера нормирования часто приводят предельные характеристики закупаемых автомобилей. Смотрите их в Постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. К примеру, мощность двигателя должна быть не больше 200 лошадиных сил. А цена авто зависит от того, кто будет им пользоваться. Если это руководитель структурного подразделения федерального госоргана или его замы, цена не может превышать 1,5 млн руб.

    Чтобы нормировать закупки, примите два документа – ведомственный перечень и нормативные затраты. Каждый год утверждать документы необязательно – достаточно вносить правки по мере необходимости. Например, когда изменились характеристики продукции. Прежде чем утвердить документ о нормировании, проведите общественное обсуждение в ЕИС. Читайте, как разработать и принять ведомственный перечень и нормативные затраты.

    Как сделать нормирование закупок по 44-ФЗ

    Разберем пошагово, как определить правила нормирования на основе федеральных требований, для муниципалитета. Местная администрация устанавливает:

    • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (в НПА говорится, какие именно документы должны утвердить муниципальные органы и в каком порядке);
    • правила определения требований к закупаемым ТРУ;
    • обязательный перечень ТРУ, на основе которого муниципальные органы впоследствии утверждают ведомственный перечень, при необходимости добавив к обязательному дополнительные позиции;
    • правила определения нормативных затрат.

    Дальше каждый муниципальный орган издает собственные документы, основываясь на описанных выше. Это требования к закупаемым ими и подведомственными учреждениями ТРУ, ведомственный перечень, нормативные затраты.

    Нормативы необходимо пересматривать не реже одного раза в год. Рекомендуем делать это до планирования бюджета.

    Практика

    Если заказчик приобретает ТРУ за собственные деньги, правила нормирования на такую закупку не распространяются. Это подтверждает решение Краснодарского УФАС России по делу № ВП-57/2017 от 26.09.2017. Прокуратура края обратилась в УФАС с просьбой проверить обоснованность закупки дорогих автомобилей. Местный заказчик закупил 2 автомобиля стоимостью 1 998 000,00 руб. каждый.

    Представители заказчика пояснили, что финансирование данных закупок осуществлялось за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в соответствии с Уставом. Акты, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), при размещении указанных закупок отсутствовали.

    В антимонопольном ведомстве отметили, что согласно извещениям и документации источником финансирования закупок являются собственные средства. Нормативные акты, регламентирующие требования к закупаемым государственными унитарными предприятиями товарам, в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ отсутствуют. В итоге доводы прокуратуры признали необоснованными.

    Следующий пример из административной практики показывает, как использовать в закупках требования нормирования. Рассмотрим решение Амурского УФАС России по делу № ЖМ-28/2016 от 27.05.2016. Заказчик закупал автомобиль. Предельные характеристики автомобилей установлены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926. Также было принято местное постановление администрации города Шимановска от 25.12.2015 № 2185.

    В НПА говорилось, что легковые машины, приобретаемые для категории «руководители» по мощности не могут превышать более 200 лошадиных сил и по цене не более 2 млн руб., а для категории «специалисты и обеспечивающие специалисты» по мощности не могут превышать более 150 лошадиных сил и по цене не более 1,5 млн руб.

    Однако в аукционной документации заказчик установил следующие характеристики автомобиля:

    • тип двигателя - бензиновый;
    • объем двигателя, куб. см - от 2360 до 3000 куб. см;
    • максимальная мощность, л.с. - не менее 200 и не более 230 л.с.;
    • компоновка двигателя (количество цилиндров, расположение цилиндров) - не более 6-цилиндров, V-образное расположение цилиндров;
    • максимальная цена автомобиля - 2 млн руб.

    Причем в документации не было сведений о том, для какой категории муниципальных служащих приобретается транспортное средство. Как видно, превышен показатель по характеристике мощности. УФАС выдало заказчику предписание. Вероятно, заказчик неверно истолковал правила нормирования, ведь они содержат не примерные, а именно максимальные характеристики товаров, выходить за пределы которых запрещено.

    Сегодня хочу поговорить с Вами о нормировании в сфере закупок. Может кто-то до сих пор не разобрался с ним или совсем недавно в закупках и понятия не имеет что это такое и с чем его едят, то статья будет для Вас полезной.

    Помню, когда в конце 2015 года пришло время разрабатывать правовые акты в сфере нормирования, я стала изучать статью 19 Федерального закона 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ утверждающие правила нормирования, я впала сначала в панику потом в ступор(((

    На тот момент мне казалось, что я никогда в жизни с этим не разберусь и не пойму, что же, все-таки, надо разработать, утвердить, установить…Первая мысль была уволиться и послать все это подальше…. Работа с Федеральным законом 44-ФЗ и так не приносит огромного удовольствия, а тут еще и нормирование непонятное. Просто опускались руки и хотелось ныть(((

    На учебе лектор все так просто и легко нам рассказала про нормирование, что промелькнула даже мысль, что ничего сложного, сейчас быстренько все разработаем, утвердим, установим…но не тут то было! Очень помогли правовые акты других муниципальных органов! Насобирав в просторах интернета с разных уголков России правовые акты по нормированию, стала воять свои…потихоньку в голове складывалась (может и не идеальная) картина того, как должно все быть)))

    И так начнем по порядку. Если, вдруг, у Вас по каким-то причинам на муниципальном уровне еще не утверждены правовые акты в сфере нормирования, то читайте дальше, будем разбираться с чего начать и чем закончить))).

    В первую очередь необходимо ознакомиться с общими правилами нормирования, утвержденными Постановлением Правительства РФ:

    – от 18.05.2015 № 476 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»

    – от 02.09.2015 № 926 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»

    – Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 (ред. от 11.03.2016) «Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения».

    1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнени я.

    Данный правовой акт определяет, что должны утвердить муниципальные органы в каком виде и в каком порядке. А так же, что должны содержать правовые акты муниципальных органов.

    Многие брали за основу Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 (ред. от 30.05.2017) «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

    1. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

    В данном правовом акте местная администрация устанавливает для муниципальных органов правила определения требований к товарам, работа, услугам (ТРУ). Также, утверждает обязательный перечень ТРУ, в соответствии с которым муниципальные органы должны будут утвердить свой ведомственный перечень, включив в него, ТРУ из обязательного перечня и, добавив свои ТРУ (при необходимости).

    1. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения).

    Данный правовой акт должен содержать порядок определения муниципальными органами нормативных затрат. По каждому виду затрат устанавливается формула или иной порядок определения нормативных затрат, в соответствии с которым каждый муниципальный орган утвердит свои нормативные затраты.

    На Федеральном уровне, также данные правовые акты приняты и многие тоже берут их за основу:

    – Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 (ред. от 30.11.2016) «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»;

    – Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 (ред. от 13.04.2016) «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения».

    Перед тем, как идти дальше, давайте определим для себя, кто такие муниципальные органы… На разных форумах по закупкам велись жаркие споры, кто же все таки относиться к муниципальным органам, так как четкого определения в Законе 44-ФЗ не содержится. мы для себя решили, что муниципальный орган – это главный распорядитель бюджетными средствами (ГРБС). На нашем уровне районной администрации: это сама администрация, Совет депутатов, Управление финансов, Управление образования и т.д. У Вас могут быть другие ГРБС, но все они будут являться муниципальными органами (МО).

    Определить МО необходимо, потому что им также как и администрации надо будет утверждать правовые акты по нормированию. А какие именно рассмотрим ниже.

    И так, правила нормирования местная администрация утвердила. Дальше каждый муниципальный орган в соответствии с этими правилами утверждает для себя и своих подведомственных учреждений следующие правовые акты:

    1. Требования к закупаемым ими, их подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

    Здесь необходимо утвердить ведомственный перечень, включив в него ТРУ из обязательного перечня (утвержденного местной администрации) и, установив для них характеристики (если данные характеристики не установлены в обязательном перечне).

    Ведомственный перечень обязателен к применению при описании объекта закупки самим муниципальным органом, бюджетными, казенными учреждениями и унитарными предприятиями. Нужен он для того, чтобы исключить закупку ТРУ с избыточными характеристиками.

    1. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им казенных учреждений.

    Нормативные затраты утверждаются муниципальным органом для себя и подведомственным казенным учреждениям в соответствии с правилами установленными местной администрацией.

    Как нам объяснили на учебе простым языком: берете все Ваши расходы на обеспечение функций муниципального органа и устанавливаете норматив по количеству и цене. Нормативные затраты будут рассчитываться по формулам, утвержденным местной администрации с применением Ваших норм по количеству и цене. Нормативы необходимо пересматривать не реже одного раза в год. Целесообразнее это делать до начала планирования бюджета на очередной финансовый год. Так как, при формировании бюджета необходимо обосновывать каждую закупку в соответствии с нормативными затратами.

    У нас возник вопрос, что делать с теми закупками, которые не были запланированы в бюджете и соответственно не внесены в план закупок и план-график, но в течение года вдруг выделили деньги и необходимо что-то купить. Правильнее будет внести изменения в нормативные затраты, установив норматив цены и количества на данный вид ТРУ и после этого добавить закупку в план закупок и в план-график.

    Если же норматив цены и количества, например, на канцелярские товары установлен, и течение года вам выделили дополнительные лимиты на закупку канцтоваров, то вносить изменения не нужно. Главное вписаться в норматив по общей сумме затрат на канцтовары.

    Еще один важный момент, это то, что все вышеуказанные правовые акты должны пройти общественный контроль, а именно проекты этих правовых актов необходимо разместить в ЕИС на не менее чем 7 дней для общественного обсуждения.

    А правила определения требований к ТРУ и сами требования к ТРУ, а так же изменения в нормативные затраты необходимо еще и на общественный совет при администрации вынести на обсуждение (порядок общественного контроля должен быть прописан в самом первом правовом акте местной администрации «Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»).

    Для всего этого у Вас должна быть электронно-цифровая подпись с полномочиями:

    – Орган, размещающий правила нормирования

    – Орган, устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты.

    Вроде бы все написала…если что-то упустила, пишите в комментариях, исправлюсь)))

    Тема, конечно, очень сложная, так как относительно новая и нет четкого понимания, как все должно быть, нет ответов на все вопросы.

    Но надеюсь, что я хоть чуточку прояснила Вам этот вопрос и Вам стало легче жить)))) Если что-то осталось непонятно, задавайте вопросы в комментариях, постараюсь на них ответить!

    Подпишитесь на обновления RSS заголовков от:
    Создано FeedBurner

    Похожие публикации