Семейное право как самостоятельная отрасль российского права. Основные понятия семейное право -самостоятельная отрасль российского

Понятие семейного права. Предмет семейного права. Метод регулирования семейно-правовых отношений. Семейное право как отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений - семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. В семейных отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека, здесь находят реализацию его существенные интересы, в то же время и семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в продолжении человеческого рода, в воспитании детей, в становлении личности. Семейные отношения связаны со сферой, где человек воспроизводится как биологическое существо и член общества. Правовое регулирование семейных отношений направлено, прежде всего, на охрану прав и интересов членов семьи, на формирование между ними отношений, построенных на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности друг перед другом, на создание в семье необходимых условий для воспитания детей.
Выделяют четыре основные группы семейных отношений:
1) брачные отношения;
2) личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными);
3) личные неимущественные и имущественные отношения между другими родственниками и иными лицами (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, фактический воспитатель и воспитанник, отчим, мачеха, пасынок, падчерица);
4) отношения в связи с определением форм и порядком устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Среди специалистов по семейному праву существуют различные точки зрения по вопросу о том, является ли семейное право самостоятельной отраслью права.
По мнению М.В. Антокольской, семейное право является подотраслью гражданского права; гражданское и семейное право соотносятся как общее и специальное. М.В. Антокольская допускает некоторую самостоятельность семейных отношений в рамках предмета гражданского права, так как им присуще формально-юридическое равенство субъектов, имущественно-распорядительная самостоятельность и автономия воли. Она полагает, что отсутствуют материальные критерии, позволяющие отличить семейные отношения от отношений, регулируемых гражданским законодательством. Семейные отношения можно отличить лишь по формальным признакам: во- первых, отношения будут являться семейно-правовыми, если существуют нормы семейного права, прямо регулирующие данные отношения; во-вторых, если они возникают между супругами, родителями и детьми, родственниками и иными лицами, указанными в СК РФ. Личные неимущественные отношения, складывающиеся между членами семьи, вообще не могут быть урегулированы нормами права.
А. М. Нечаева, Л. М. Пчелинцева полагают, что семейное право является самостоятельной отраслью права, так как его основу составляют доверительные отношения; семейные отношения возникают из факта брака и принадлежности к семье.
Решая вопрос о самостоятельности отрасли права, следует исходить из того, насколько специфичны требующие регулирования правом общественные отношения.
Специфика семейных отношений заключается в том, что:
- они связаны с социальной сферой, где человек воспроизводится как биосоциальное существо. В отличие от гражданско-правовых отношений, связанных с экономической сферой, обладанием или приобретением материальных благ, вступая в семейные отношения, человек преследует интересы продолжения рода, совместного решения вопросов, повседневного общения с близким человеком. В основе семейных отношений лежат потребности физической природы и нравственного чувства;
- возникновение семейных отношений обусловлено особыми обстоятельствами, к числу которых относятся супружество, родство, принятие детей на воспитание в семью;
- субъектами семейных отношений могут быть только физические лица, которые участвуют в них будучи при этом членом семьи: отцом, матерью, ребенком, усыновленным, усыновителем, супругом, бабушкой, дедушкой, опекуном (попечителем), подопечным, отчимом, мачехой, братом, сестрой, фактическим воспитателем, воспитанником, членом приемной семьи;
- эти отношения носят устойчивый, длящийся во времени характер;
- семейные отношения носят лично-доверительный характер, утрата такого характера влечет распад семьи. Именно личные начала, являющиеся приоритетными, определяют содержание семейных отношений. Имущественные отношения занимают большое место, но они производны от личных и имеют особенности: более стабильны, чем гражданско-правовые отношения, в них участвуют только физические лица, не несут в себе эквивалентно-возмездного, стоимостного начала.
Объективно семейные отношения гораздо меньше подвержены правовому воздействию, в большей мере откликаются на другие регуляторы: мораль, религия, обычаи. Но общество пытается воздействовать на эти жизненно важные для него отношения, связанные с деторождением и воспитанием детей, содержанием нетрудоспособных членов семьи и др. Право определяет лишь внешние границы их начала и окончания (условия вступления в брак, прекращение брака, установление отцовства и др.), общие рамки, в которых они осуществляются (нельзя злоупотреблять правом и др.). Специфика семейных отношений определяет и особенности метода их регулирования.
До принятия СК РФ все семейные отношения регулировались императивным методом. При создании Семейного кодекса РФ был сделан выбор в пользу диспозитивного регулирования (появились нормы о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов). Но императивные нормы преобладают. Они устанавливают общие границы, в рамках которых субъекты семейно-правовых отношений могут урегулировать свои отношения с помощью соглашений. Императивные нормы призваны охранять интересы менее защищенных членов семьи.
В семейном праве преобладают управомочивающие нормы, но содержание прав определяется императивно. Например, лицо вправе заключить брак, но только в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ. В то же время содержание императивных норм далеко не всегда определяется однозначно. Часто в нормах семейного права содержатся понятия, которые не определены и не могут быть определены в законе: нуждаемость, жестокое обращение с детьми, злоупотребление родительскими правами и т.д. Имеет место так называемое ситуационное регулирование, когда эти категории конкретизируются субъектами применения права.
Источники семейного права. Источники семейного права определены в статьях 3, 4, 5, 6 СК РФ. К ним относятся семейное и гражданское законодательство, нормативные договоры, принципы права и даже обычай. Рассмотрим эти источники более подробно.
Семейное законодательство. Нормы, регулирующие семейные отношения содержаться в Конституции РФ. Ст. 7 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Ст. 23 Конституции РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семенную тайну. Ст. 39 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что правом и обязанностью родителей является забота о детях, их воспитание, а трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Ст. 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение для воспитания детей. Ст. 43 Конституции РФ обязывает родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Оно состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (ФЗ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ) и введен в действие с 1 марта 1996 года (за исключением отдельных положений). Он состоит из 8 разделов и 170 статей. Это четвертый кодекс России.
СК РФ имеет особенности действия во времени.
В соответствии с п. 1 ст. 169 СК РФ его нормы применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, а это означает, что СК РФ обратной силы не имеет. Однако по семейным отношениям, возникшим до введения в действие СК РФ, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Данная норма учитывает длящийся характер семейных отношений. Например, как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по делам об установлении отцовства, оспаривании отцовства (материнства), о взыскании алиментов суду при разрешении заявленных требований следует исходить из времени возникновения правоотношений сторон и правил введения СК РФ в действие. При рассмотрении дел об установлении отцовства необходимо иметь в виду, что обстоятельства для установления отцовства в судебном порядке, предусмотренные ст. 49 СК РФ, существенно отличаются от тех, которые предусматривались ст. 48 КоБС РСФСР. Учитывая порядок введения в действие и порядок применения ст. 49 СК РФ, установленный п. 1 ст. 168 и п. 1 ст. 169 СК РФ, суд, решая вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при рассмотрении дела об установлении отцовства (ст. 49 СК РФ или ст. 48 КоБС РСФСР), должен исходить из даты рождения ребенка. Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие СК РФ (т.е. 1 марта 1996 г. и после этой даты), суд, исходя из ст. 49 СК РФ, принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. В отношении детей, родившихся до введения в действие СК РФ, суд, решая вопрос об отцовстве, должен руководствоваться ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР, принимая во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.
Отдельным нормам СК РФ ст. 169 придает обратную силу. Условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов, установленные соответственно главами 8 и 16 СК РФ, применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, которые будут заключены после 1 марта 1996 года. Заключенные до 1 марта 1996 года брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют в части, не противоречащей положениям СК РФ. Положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные статьями 34-37 СК РФ, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 года.
Некоторые нормы СК РФ вступили в силу не с 1 марта 1996 года, а позднее. Судебный порядок усыновления детей, установленный ст. 125 СК РФ, введен в действие со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Ст. 25 СК РФ, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
В СК РФ на протяжении десяти лет его действия неоднократно вносились изменения: в связи с принятием ФЗ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в связи с ужесточением требований к усыновителям при усыновлении детей, в связи с принятием ФЗ от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.
К сфере семейного законодательства относятся другие федеральные законы, такие как ФЗ от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации СК РФ, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. СК РФ отнес к ведению субъектов РФ: регулирование порядка и условий вступления в брак лиц, не достигших 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ); выбор супругами двойной фамилии (п. 1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии ребенку (п. 3 ст. 58 СК РФ); вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, (п. 2 ст. 121 СК РФ); вопросы организации патронатной семьи, (п. 1 ст. 123 СК РФ); размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).
Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.
В Ростовской области имеется объемное семейное законодательство: ОЗ Ростовской области от 26 декабря 2005 года № 426-ЗС «О ежемесячном денежном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей»; ОЗ Ростовской области от 22 октября 2005 года № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях»; ОЗ Ростовской области от 22 октября 2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»; ОЗ Ростовской области от 16 декабря 2009 года № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»; ОЗ Ростовской области от 26 декабря 2007 года № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области»; ОЗ Ростовской области от 12 мая 1996 года № 18-ЗС «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области» и др.
На основании и во исполнение СК РФ, других законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими законами, указами Президента РФ. Таким образом, Правительство РФ вправе принимать нормативные акты только в случаях, прямо предусмотренных СК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. Например, на основании и во исполнение СК РФ были приняты следующие Постановления Правительства РФ: от 18 июля 1996 года № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»; Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»; Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 195 «О детском доме семейного типа»; от 1 мая 1996 года № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» и др.
Гражданское законодательство. С соответствии со ст. 4 СК РФ гражданское законодательство применятся к семейным отношениям, если: 1) эти отношения не урегулированы семейным законодательством; 2) имеются необходимые нормы гражданского законодательства; 3) применение гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.
Применение норм гражданского права к семейным отношениям связано с расширением договорных начал в семейном праве. Случаи применения гражданского законодательства могут быть прямо предусмотрены СК РФ. Например, п. 3 ст. 33 СК РФ предусматривает, что права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского кодекса Российской Федерации. Бланкетные нормы СК РФ имеют ссылки о необходимости применения гражданского законодательства без указания конкретных норм. Например, в соответствии с п. 2 ст. 30 СК РФ к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности.
Из нормативно-правовых актов, входящих в гражданское законодательство, часто применяются нормы ФЗ от 15 ноября 1997 года «Об актах гражданского состояния».
Нормативные договоры (международные правовые акты). Они являются частью правовой системы России. Ст. 6 СК РФ предусматривает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Среди международных актов могут быть как многосторонние соглашения, участницей которых является Россия, так и двусторонние договоры: Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требования легализации иностранных официальных документов; Конвенция о правах ребенка 1989 года; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.
Международный договор подлежит применению, если Россия в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем его подписания, обмена документами, его образующими, ратификации договора, утверждения договора, присоединения к договору или другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для России. Применяются те международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ или Бюллетене международных договоров. Международные договоры СССР, обязательные для России как государства - продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Совета Министров СССР. Например, Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1990 года была ратифицирована Верховным Советом СССР и для СССР вступила в силу 15 сентября 1990 года. Россия является правопреемником СССР и поэтому для нее Конвенция продолжает действовать. На основе и во исполнение Конвенции впервые СК РФ предусматривает специальную 11 главу, посвященную правам несовершеннолетних детей.
Принципы права. Ст. 5 СК РФ допускает применение по аналогии норм семейного и (или) гражданского права при регулировании отношений между членами семьи. Значение этой статьи заключается в том, что суд не вправе отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретной нормы.
В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются, исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Основные начала семейного законодательства закреплены в ст. 1 СК РФ. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Правовой обычай. СК РФ при определении отчества ребенка признает национальный обычай в качестве источника семейного права. В соответствии с п. 2 ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика предмета семейного права?
2. Особенности метода правового регулирования семейного права.
3. Источники семейного права.
4. Действие во времени Семейного кодекса РФ.

Семейное право как отрасль российского права

Понятие семейного права

В соответствии со ст.38 Конституции в РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Ст. 1 Семейного кодекса (далее – СК РФ) дополняет эту норму, вводя в этот перечень и отцовство. Государство проявляет заботу о семье путем принятия различных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам.

Семья в целом является объектом государственной семейной политики. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения уровня жизни семьи. Цель государственной семейной политики – обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

Отношения в семье между ее членами (семейные отношения) относятся к числу таких, где существенно ограничивается применение норм права. Отношения между отдельными ее членами в основном носят лично-доверительный характер и опираются главным образом не на закон, а на нравственные императивы. Государство по возможности не вмешивается в личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных норм, которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов ее членов.

Семейное право регулирует не семью, а особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Круг отношений, которые регулируются нормами семейного права, определен в Семейном кодексе.

Таким образом, семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные семейные отношения, возникающие из брака и родства, и отношения, приравниваемые законом к семейным, в целях защиты и укрепления семьи, прав и интересов ее членов.

Вне рамок правового регулирования семейным правом остаются отношения между семьей и государством, которые регулируются нормами других отраслей права.

На всем протяжении 20-го века велась дискуссия о самостоятельности семейного права как отрасли права, которая не утихает и в настоящее время. В ходе дискуссии по этой проблеме были высказаны две основные точки зрения:

· семейное право – самостоятельная отрасль права (О. А. Красавчиков, В. А. Дозорцев, В. А. Рясенцев, А. М. Нечаева, Л. М. Пчелинцева и др.);

· семейное право – подотрасль гражданского права (Г. Ф. Шершеневич, О. С. Иоффе, М. В. Антокольская).

Наиболее тесное взаимодействие существует между нормамисемейного и гражданского права . Согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство в рамках, не противоречащих существу семейных отношений. Случаи такого применения рассматриваются в темах, посвященных отдельным семейно-правовым институтам.

Различие предметов семейного и гражданского права состоит в следующем:

· имущественные отношения в гражданском праве, в отличие от семейного, носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе;

· имущественные отношения, регулируемые семейным законодательством, тесно связаны с личными отношениями – в гражданском праве такой связи нет;

· семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами – юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют;

· основной формой существования гражданских правоотношений является договор, а в семейном праве применение договоров ограничено: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче детей на воспитание в семью.

Специфические черты семейных правоотношений позволяют отделить их от гражданских правоотношений, поэтому в теории советского и постсоветского российского права возобладала точка зрения о том, что семейное и гражданское право являются различными отраслями права, поскольку семейное право имеет свой особый предмет правового регулирования. Данный вывод подкрепляется и наличием собственного метода семейно-правового регулирования. Преобладающей продолжает оставаться точка зрения на семейное право как на самостоятельную отрасль права, имеющую свое собственное законодательство, а также как на одно из направлений науки и соответствующую учебную дисциплину.

Ст. 2 СК РФ определяет круг отношений между членами семьи, которые регулируются нормами семейного законодательства (т. е. предмет семейного права). В ст. 2 СК идет речь о различных видах отношений, объединяемых прежде всего тем, что они возникают из брака, родства и других оснований, приравниваемых законом к родству. К ним относятся: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, отношения, возникающие из брака (между супругами) и кровного родства (между родителями и детьми, сестрами и братьями и другими близкими родственниками). К этим отношениям приравниваются отношения, возникающие из других оснований (юридических фактов): усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание в семью (приемная семья, фактическое воспитание). Соответственно семейное законодательство не только регулирует данные отношения, но и определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

С принятием ГК РФ из предмета регулирования семейным законодательством полностью исключаются вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния. В настоящее время перечень этих актов (рождение, заключение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени (фамилии, отчества и собственно имени), смерть гражданина), а также общие положения порядка производства их регистрации органами ЗАГСа, порядка исправления, аннулирования и восстановления записей актов гражданского состояния установлены в ст. 47 ГК РФ и конкретизированы в ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Способы и приемы правового регулирования семейных отношений представляют метод правового регулирования .

До применения нового Семейного кодекса РФ в семейном законодательстве преобладалиимперативные нормы, которые однозначно определяли основы построения семейных отношений, исключая их зависимость от воли участников. В СК РФ усиленыдиспозитивные начала правового регулирования семейных отношений, что не исключает применения императивного способа воздействия на семейные отношения. В ряде институтов семейного права вообще возможно применение только императивных норм (условия вступления в брак, признание брака недействительным, лишение родительских прав, отмена усыновления). Однако специфика семейных отношений требует их индивидуального правового регулирования в каждом конкретном случае, ограничивая, в отличие от других отраслей права, возможность вмешательства со стороны государства. Этим объясняется проявление диспозитивного начала даже при применении императивных норм.

В большинстве случаев государство предоставляет участникам семейных правоотношений возможность самим выбирать модель своего поведения, определяя в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Таким образом, метод семейного права можно охарактеризовать какимперативно-диспозитивный.

Основные характеристики метода правового регулирования семейных отношений:

· равенство участников отношений;

· регулирование отношений осуществляется как императивными, так и диспозитивными нормами;

· законом установлена преимущественно судебная защита семейных прав;

· нормы семейного права устанавливают взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей особых субъектов этих отношений;

· изменение объема прав и обязанностей путем соглашения субъектов возможно только в строго ограниченных законом случаях;

· индивидуальное ситуационное регулирование.

Основными целями правового регулирования семейных отношений являются:

1. Укрепление семьи.

2. Построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

3. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

4. Обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможность судебной защиты этих прав.

Защита семьи осуществляется не только семейно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: социального обеспечения, трудового, жилищного и др. Цель же семейного права – установление правовых условий, максимально благоприятных в существующей социально-экономической ситуации для укрепления семьи как ячейки общества, т. е. в установлении в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

Исходя из целей семейного права можно выделить его основные принципы . Они характеризуют сущность данной отрасли законодательства, определяют социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Реализация этих принципов в конкретных нормах семейного законодательства приводит, в конечном счете, к достижению и самих целей правового регулирования семейных отношений.

К основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относят:

1. Признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Этот принцип основан на конституционном принципе защиты семьи государством (ст. 38). Браком признается не любой союз мужчины и женщины, а только тот, который получил государственное признание в форме государственной регистрации его заключения в органах ЗАГСа. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий определенным требованиям.

2. Добровольность брачного союза мужчины и женщины. Брак признается свободным, добровольным и равноправным союзом мужчины и женщины, построенным на началах единобрачия (моногамии). Выбор супруга и вступление в брак зависит исключительно от воли лиц, в него вступающих, и не связан с наличием согласия или разрешения со стороны других лиц. Принуждение к вступлению в брак может привести к признанию его недействительным. Принцип добровольности брака предполагает и свободу расторжения брака. Одним из выражений этой свободы является развод по взаимному согласию супругов (ст. 19 и 23 СК РФ), а при отсутствии согласия на развод одного из супругов – невозможность суда отказать в расторжении брака, если другой супруг настаивает на его расторжении, а предпринятые в необходимых случаях меры по примирению супругов оказались безрезультатными (ст. 22 СК РФ).

3. Равенство супругов в семье. Этот принцип основан на конституционном принципе равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для их реализации (ст. 19 Конституции РФ). Равенство супругов в семье не только закрепляется в ст. 1 СК РФ, но и проявляется и гарантируется во всех областях семейных отношений.

4. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Указанное положение тесно связано с другим принципом семейного законодательства – равноправия супругов в семье. Конкретное выражение этого принципа содержится в ст. 31 СК РФ, устанавливающей, что все вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. Данный принцип конкретизирован и в последующих статьях СК РФ. Так, в соответствии со ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

5. Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Здесь проявляется принцип, закрепленный в п. 2 ст. 38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей». Правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения его интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей. СК РФ подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов. С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в СК РФ последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей независимо от того, проживают они с ребенком или нет (ст. 61, 63 – 66, 69 СК РФ и др.).

6. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. СК РФ содержит целый ряд норм, обеспечивающих такую защиту. Так, на трудоспособных совершеннолетних детей возлагается обязанность по содержанию своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи. В случае отказа родителям в материальной помощи они имеют право на получение необходимых средств по суду, а при наличии у них тяжелого заболевания, увечья и т. п. совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами (ст. 87 и 88 СК РФ). Право на алименты имеет также нетрудоспособный супруг, а при наличии определенных условий – и бывший супруг (ст. 89 и 90 СК РФ).

Система семейного права – это его структура, состав отдельных институтов и норм в их определенной последовательности.

Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Система семейного права получает свое выражение в законодательстве.

Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Это нормы, определяющие основные задачи и принципы семейного права; круг регулируемых им отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав.

Специальная часть семейного права включает в себя большое количество институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений.
К таким институтам относятся:

· брак (условия и порядок заключения брака, прекращение брака, его недействительность);

· права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);

· права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

· алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов и бывших супругов, других членов семьи, соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);

· формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей; усыновление (удочерение); опека и попечительство над детьми; приемная семья);

· применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Источники семейного права

Источники семейного права – это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм.

Брак и семья являются достаточно древней формой социальной жизни людей.
По историческим источникам они прошли различные стадии развития. В первобытном родовом обществе семейные отношения регулировались обычаями. С возникновением государства семейные отношения регулируются нормами права, обеспечиваемыми мерами государственного принуждения.

Как показывает анализ истории источников семейного права, возникновение семейного права и его развитие связано с уровнем развития экономического строя и общественного сознания. Оно возникло как результат объективной потребности общества.

В настоящее время источники семейного права по юридической силе можно подразделить на две группы:

· законы: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;

· подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств.

Семейное законодательство – это система законодательных актов, регулирующих семейные отношения, круг которых определен в ст. 2 СК РФ. П. 2 ст. 3 СК РФ в состав семейного законодательства включает СК РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ все нормативные акты, регулирующие семейно-брачные отношения, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим семейно-правовым актам. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие и применяется па всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это позволяет обеспечить, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учет национальных особенностей, местных условий и традиций. Прямое закрепление нашли в Конституции положения о том, что: мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38); забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38); трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).

Основным источником, определяющим всю систему семейного законодательства, является СК РФ, который был принят Государственной Думой (далее – ГД РФ) 08.12.1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 01.03.1996 г. Он включает в себя 170 статей и 8 разделов.

Семейный кодекс – основополагающий федеральный закон в области правового регулирования семейных отношений. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ), а при наличии других федеральных законов, регулирующих семейные отношения, – и этим федеральным законам. В случае их противоречия действуют нормы СК РФ (других федеральных законов). Положения самого СК РФ не должны в свою очередь противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ).

Семейный кодекс – систематизированный федеральный законодательный акт. В нем установлены основные начала семейного законодательства (ст.1 СК РФ), определен круг регулируемых семейным законодательством отношений (ст.2 СК РФ), общие положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав (ст.7 – 9 СК РФ), а также непосредственно урегулированы важнейшие вопросы брака и семьи, которые в целях обеспечения и защиты семейных прав граждан требуют единообразного решения на всей территории РФ. СК РФ содержит также нормы о праве, подлежащем применению (российского или иностранного государства) к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые в соответствии со ст.71 (п. «п» ч.1) относятся к исключительной компетенции РФ.

Порядок введения в действие СК РФ определен в ст. 168 и 169. В целом он вступил в действие с 1 марта 1996 г. (п. 1 ст. 168 СК РФ), и его нормы применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие (п. 1 ст. 169 СК РФ). Некоторым нормам СК РФ придана обратная сила:

· положения СК РФ, регулирующие условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов, применяются к названным договорам и соглашениям, заключенным до 1 марта 1996 г., если они не противоречат положениям СК РФ (п. 5 ст. 169 СК РФ);

· положения о совместной собственности супругов и каждого из них, установленные ст. 34 – 37 СК РФ, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г. (п. 6 ст. 169 СК РФ);

· признается юридическая сила за браком граждан РФ, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.

Отдельные нормы СК РФ введены в действие позднее, чем СК РФ в целом:

· судебный порядок усыновления детей, установленный ст. 125 СК РФ, был введен в действие с 27 сентября 1996 г. – со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 21 августа 1996 г. (п. 2 ст. 169 СК РФ);

· ст. 25 СК РФ, определяющая, что моментом прекращения брака при его расторжении в суде является день вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, стала применяться при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. (п. 3 ст. 169 СК РФ).

Среди федеральных законов (ФЗ), содержащих нормы семейного права можно назвать ФЗ от 16.04.2001 №44 – ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; ФЗ от 24.07.1998 №124–ФЗ (ред. от 20.07.2000) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят ГД РФ 03.07.1998).

Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК РФ могут регулироваться семейные отношения в следующих случаях:

1. Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, прямо отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ. К ним относится:

· установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (ст. 13 СК РФ);

· выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (ст. 58 СК РФ);

· организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (ст. 121 СК РФ);

· определение дополнительных, по сравнению с СК РФ, форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ);

· установление размера и порядка выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (ст. 150 СК РФ);

· установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (ст. 152 СК РФ).

2. Законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно не урегулированным СК РФ. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить Семейному кодексу и иным федеральным законам. В законодательстве некоторых субъектов РФ находят закрепление и иные вопросы регулирования семейных отношений. Так, в ряде регионов уточнены требования п. 1 ст. 59 СК РФ в части установления порядка изменения фамилии или имени ребенка, входящего в компетенцию руководителей органов местного самоуправления (глав администраций муниципальных образований). В частности, установлено, что данный вопрос должен решаться на основании заключения соответствующих органов управления образованием (ст. 3 Закона Владимирской области от 2 апреля 1997 г. «Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области»; ст. 4 Закона Мурманской области от 16 июня 1997 г. №70 – 01-ЗМО «Об организации и деятельности органов опеки и попечительству в Мурманской области»; ст. 4 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 г. №44-ЗПО «Об органах опеки и попечительству в Пензенской области»).

Понятие «семейное законодательство» включает в себя только законодательные акты: СК РФ, другие федеральные законы и законы субъектов РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ). Наряду с ними вопросы, относящиеся к кругу отношений, регулируемых семейным законодательством (ст. 2 СК РФ), могут быть решены актами Президента РФ и Правительства РФ, а на уровне субъектов РФ – нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, принимаемыми во исполнение и в соответствии с законами субъектов РФ.

Указы Президента РФ , не противоречащие СК РФ или другим федеральным законам, могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80 – 90 Конституции РФ). Например, Указ Президента РФ от 05.05.1992 №431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В соответствии со ст.115 Конституции РФ Правительством РФ могут издаваться нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

СК РФ относит к компетенции Правительства РФ следующие вопросы:

1. Определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов (ст. 82 СК РФ). Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

2. Установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК РФ). Такой порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

3. Определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью (ст. 127 СК РФ). Такой перечень определен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542.

4. Утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК РФ). В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829, которым утверждено Положение о приемной семье.

5. Установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК РФ). Уровень их материального обеспечения установлен в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье».

6. Определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (ст. 125 СК РФ). Он определяется Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 №275 (ред. от 04.04.2002) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

7. Установление порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ (ст. 126.1 СК РФ). Он установлен Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №268.

8. Определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных гражданами РФ и лицами без гражданства (Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»).

Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права , развивающих и конкретизирующих отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. Поскольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, ведомственные нормативные акты могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. Так, на основании Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» был издан Приказ Минобразования от 28 июня 2002 г. №2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Нормы, регулирующие семейные отношения, содержатся также в международных правовых актах – многосторонних международных договорах (конвенциях) и двусторонних международных договорах, ратифицированных РФ.

В ст. 6 СК РФ в соответствии с п. 4 ст.15 Конституции РФ определено соотношение действия норм международного договора РФ и норм российского семейного законодательства, под которым следует понимать СК РФ и иные акты, содержащие нормы семейного права. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила договора (п. 5 с постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»).

Среди международных актов с участием России, затрагивающих сферу семейных отношений, следует назвать Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г.

Наиболее широко применяются в практике судов и других учреждений договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные Россией (ранее СССР) с отдельными зарубежными странами (например, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Чехией и Словакией), которые содержат правила о законодательстве, подлежащем применению к тем или иным семейным отношениям (заключению и прекращению брака, личным и имущественным отношениям супругов, отношениям родителей и детей, усыновлению и т. д.). Значительную роль в отношениях бывших республик Союза ССР стран СНГ играет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993г.), правила которой в области семейного права близки правилам указанных двусторонних договоров. Данную Конвенцию подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина.

Субсидиарным (дополнительным) источником семейного права являются нормы Гражданского кодекса РФ. Основанием для применения норм гражданского права к семейным отношениям является наличие в совокупности следующих условий:

· отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношениям между членами семьи;

· наличие норм гражданского законодательства, регулирующих данные отношения;

· применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений. Такое ограничение связано с тем, что семейные отношения в ряде случаев обладают по сравнению с гражданскими определенной спецификой. Например, семейные отношения, как правило, безвозмездны, поэтому применение к ним норм гражданского права, регулирующих возмездные отношения, может вступить в противоречие с содержанием семейных отношений.

Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться в следующих формах:

· путем указания на конкретную статью ГК РФ. Например, в ст. 9 СК РФ указывается, что подлежат применению нормы ст. 198 – 200 и 200 – 205 ГК РФ, регулирующие исковую давность. В ст. 60 СК РФ указывается, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка применяются правила ст. 37 ГК РФ;

· путем ссылки на необходимость применения норм ГК РФ без указания на конкретную статью (например, применение правил о долевой и совместной собственности, изменения или расторжения брачного договора, ответственность супругов за вред, причиненный их детьми, и др.);

· путем использования определений основополагающего характера, содержащихся в гражданском праве (право и дееспособность, место жительства, убытки, эмансипация, собственность, ответственность).

В семейном праве в случае необходимости применяется аналогия закона, т. е. если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения при условии:

1. Отсутствуют нормы гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям.

2. Если это не противоречит их существу.

При отсутствии таких норм применяется аналогия права , т. е. права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права, а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с СК РФ законы и иные нормативные правовые акты РФ применяются в пределах и в порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постольку, поскольку они не противоречат СК РФ.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ , где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права, но имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.
К ним, в частности, относятся: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 №15
«О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

До принятия соответствующих законодательных актов РФ разъяснения по применению ранее действовавшего законодательства могут применяться судами в части, не противоречащей ныне действующему законодательству.

Семейные правоотношения

В СК РФ нет общего определения семьи. Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права – семейном, гражданском, трудовом и т. д. О

8.2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА

Батурин В. А., соискатель

Российская академия правосудия

Перейти на Главное МЕНЮ

Ключевые слова: координация, взаимодействие, гражданское право, семейное право.

Одна из актуальных проблем современной юридической науки - выявление особенностей межотраслевых связей внутри системы права. Выявляя такие связи возможно сформировать целостное представление о праве как системе, выработать предложения по устранению правовых пробелов в смежных отраслях права, разрешить вопросы о допустимости применения соответствующих правовых норм одной отрасли права к отношениям, регулируемым другой правовой отраслью и др.

В этой связи интересно замечание

В.С.Нерсесянца: «Что значит, например, семейное право? Понятие семейного права? Оно является только конкретизацией общего понятия права, которое есть в нашей юриспруденции. Если мы не будем рассматривать уголовное, гражданское, семейное право как конкретизацию единого общего понятия права, то у нас не будет единой юридической науки, будут лишь ориентированные на совершенно различные правопонимания юридические дисциплины отраслей права».1

Семейное право теснейшим образом взаимодействует с другими отраслями права. Эти точки соприкосновения надо знать, ибо если в правовых нормах разной отраслевой принадлежности они не будут закреплены, то возникнут пробелы в регулировании отношений или противоречия между отдельными отраслями права. 2

Специального рассмотрения заслуживает взаимодействие семейного права с гражданским правом. Взаимосвязь данных отраслей права, на наш взгляд, должна быть поставлена на качественно особую ступень в системе взаимодействия семейного права с другими отраслями права, решающи-

1 Семейное право: проблемы и перспективы развития (материалы «Круглого стола»). // «Государство и право». - 1999. - №9.

2 Семейное право: проблемы и перспективы развития (материалы «Круглого стола»). // «Государство и право». - 1999. - №9.

ми в той или иной мере задачи укрепления и охраны семьи.3

Вопрос о соотношении гражданского и семейного права как единой или двух разных отраслей права имеет долгую историю развития, хотя он до сих пор не решен однозначно.

Л.М.Пчелинцева описывает дискуссию по этому вопросу еще дореволюционных ученых-цивилистов Г.Ф.Шершеневича и Д.И.Мейера, в которой первый считает, что семейное право должно войти в состав гражданского, а второй - что семейным учреждениям не место в системе гражданского права.4

В советский период развития права этот вопрос остается актуальным.

До сих пор в теории не решен вопрос о перспективах дальнейшего развития семейного права -является ли оно отраслью советского гражданского права или самостоятельной отраслью. В литературе высказаны мнения в поддержку приведенных точек зрения.5

С.И.Вильнянский: «Нормы семейного права регулируют личные и имущественные отношения в семье и настолько тесно переплетены с нормами гражданского права, что было бы трудно оторвать их от гражданского права».6

Ю.К.Толстой считал, что семейное право является комплексной отраслью права, а гражданское -основной. Он указывал на то, что в «сосатв основной отрасли права не могут входить нормы других отраслей права. Напротив, комплексная отрасль права состоит из норм, взятых из основных отраслей права».7

О.С.Иоффе считал, что семейное право «с точки зрения не только предмета, но и метода регулирования, неотделимо от права гражданского».8

Е.М.Ворожейкин в противоположность им делает вывод о том, что «существование семейного права как самостоятельной отрасли советского права предопределено объективными предпосылками: специфическим характером общественных отношений, регулируемых этой совокупностью правовых норм; специфическими целями, которые таким регулированием достигаются...; специфическим методом, который обеспечивает наилучшее достижение этих целей».9

3 Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977.

4 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2007. С.27.

5 Ворожейкин Е.М. Семейное право - как самостоятельная отрасль права. // «Советское государство и право». - 1967. - №4. -С.29.

6 Вильнянский С.И. Лекции по гражданскому праву. Ч.1. Харьков. 1958. С.14.

7 Толстой Ю.К. Кодификация гражданского законодательства. // «Правоведение». - 1957. - №1. - С.45.

8 Иоффе О.С. Советское гражданское право. Ч.3. Л., 1965. С.184.

9 Ворожейкин Е.М. Семейное право - как самостоятельная от-

расль права. // «Советское государство и право». - 1967. - №4. -

Батурин В. А.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

В настоящее время дискуссия также продолжается между новыми поколениями юристов. Сторонники признания семейного права частью гражданского приводят следующие аргументы.

Поскольку предмет семейного права наряду с предметным признаком гражданского права обладает только одной специфической особенностью -лично-доверительным характером имущественных и личных неимущественных отношений в семье, что, в свою очередь, предопределяет применение к семейным отношениям на основе общеотраслевого метода юридического равенства сторон единого метода лично-доверительной направленности правового регулирования, семейное право образует подотрасль гражданского права.10

Представляется, что здесь мы встречаемся с одним из случаев соотношения общих норм гражданского и специальным норм семейного законодательства. . Там, где специальными нормами семейного кодекса не установлено исключений, соглашения регулируются общими нормами ГК; там, где исключения установлены, действие специальных норм СК устраняет применение общих. Признание семейного права подотраслью права гражданского ни в коей мере не связано с забвением существенной внутриотраслевой специфики семейных отношений, которая получает и должна получать отражение в нормах семейного законодательства. ... однако, на мой взгляд, нет ни теоретических, ни практических оснований для сохранения самостоятельности семейного права как отрасли права.11

И.В.Пантелеева говорит о том, что «если внимательно посмотреть законодательство, можно придти к выводу, что сейчас происходит перетекание семейного права в гражданское право. И если так будет продолжаться, то семейное право останется «министром без портфеля», потому что вопросы собственности, независимо от того, где они находятся, целесообразно рассматривать в чисто гражданско-правовом плане. Семейное право имеет такое маятниковое развитие: сначала (в советский период) шел резкий отрыв семейного права от гражданского права, во всяком случае декларируемый, т.е. маятник качался в сторону самостоятельности, и акцент делался в том числе и на какие-то идеологизированные понятия, а теперь в связи с изменением общеэкономической ситуации маятник взаимосвязи, взаимодействия этих двух отраслей права пошел в другую сторону. И теперь, бесспорно, мы наблюдаем сближение вплоть до какого-то

10 Гражданское право. Т.3. Под. ред. А.П.Сергеева,

Ю.К.Толстого. М., 2004. С.310.

11 Антокольская М.В. Место семейного права в системе отраслей права в свете реформы законодательства о браке и семье. // Семейное право России: проблемы развития. М., 1996. С.52, 54.

слияния или перехода тех или иных институтов семейного права в гражданское право».12

Обособленность семейного права как самостоятельной правовой отрасли в рамках структуры отечественного частного права подтверждается, в частности, фактом существования в семейном праве ряда присущих исключительно семейному праву юридических процедур.13

Семейные отношения в России как до революции, так и в советский период не были предметом гражданского права. ... Разграничение семейного и гражданского права было подготовлено еще дореволюционными исследованиями и получило законодательное оформление в первый же год советской власти. Отраслевая самостоятельность семейного права сформировалась изначально, поэтому в результате генезиса семейного и гражданского права не произошло смешения двух указанных слоев регулирования общественных отноше-

Семейное право - самостоятельная отрасль права в системе российского права. Основания «суверенизации»: наличие самостоятельного правового регулирования, обладающего определенной спецификой (доминирование личного начала как такового и в имущественных отношениях); особый метод правового регулирования (особое сочетание методов - императивно-дозволительный); собственные цели правового регулирования, обусловленные взаимодействием формально-юридических и нравственных начал в семейном праве (возведение норм морали в ранг закона), и определяющие основные принципы (начала) семейного законодательства; наличие кодифицированного акта - Семейного кодекса; отнесение семейно-правового регулирования к совместной компетенции РФ и ее субъектов.15

Подводя итог, можно отметить следующее. Общественные отношения многогранны, и поэтому различные стороны одного и того же отношения могут регулировать нормами различных отраслей права.

Основным внешним проявлением межотраслевых связей гражданского и семейного права является использование заимствованных из смежной отрасли правовых категорий. При этом основное

12 Семейное право: проблемы и перспективы развития (материалы «Круглого стола»). // «Государство и право». - 1999. - №9.

13 Челышев М.Ю. О межотраслевых связях гражданского и семейного права. // Семья и право (к десятилетию принятия СК РФ). Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.Ю.Михеева. М., 2005. С.21.

14 Александров И.Ф. Правовое регулирование семейных отношений: соотношение семейного и гражданского права. Самара, 2004. С.6.

15 Белоус И.В. Источники российского семейного права. Ростов-на-Дону. 2004. С.8.

заимствование происходит из области гражданского права.

Дальнейшее развитие семейного и гражданского права должно идти по пути опережающей, а не последующей координации и взаимодействия, по пути совместного разрешения проблем в сферах, не урегулированных либо плохо урегулированных правом общественных отношений, где пересекаются вопросы общетеоретические, семейноправовые, гражданско-правовые, нравственные.

Семейное право – это совокупность норм, регулирующих неимущественные (личные) и имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства и принятия детей в семью на воспитание.

Антокольская: семейное право не самостоятельная отрасль, а подотрасль гражданского права.

Невозможно выявить существенных различий между гражд. и сем. права тк

1) Длящийся характер

2) Безвозмездность

3) Неотчуждаемость

4) Возникают из специфических юридических фактов, а не соглашений

Все эти черты характерны не только семейно-правовым отношениям, но и некоторым группам гражданско-правовых.

Понятие семьи не определено юридически, так как Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что понятие семейной жизни распространяется не только на лиц, состоящих в формальных семейных отношениях, но и на лиц, состоящих в фактических семейных отношениях: фактических разнополых супругов, ребенка и его фактического отца, отцовство которого не было юридически формализовано. Другими словами, понятие семьи невозможно определить так как важны фактические отношения, а не формализованные (с точки зрения логики, а у нас в стране фактические отношения не признаются).

Метод – императивно-диспозитивный (императивно-дозволительный), мб охарактеризован как диспозитивный и ситуационный. Ранее преобладали императивные нормы, с введением нового СК стало много диспозитивных норм, общий курс – диспозитивность, однако осталось много императивного => метод в общих чертах императивный, а в этих рамках – диспозитивный.

У Антакольской еще была следующая мысль. Раз с точки зрения права невозможно урегулировать по-нормальному личные неимущественные отношения, то получается, что вся эта личная неимущественная сфера будет регулироваться самими супругами так, как они этого захотят (естественно в тех разумных пределах, которые предписывает СК - из серии "строить семью на основе взаимоуважения и взаимопомощи" - ст. 31). Вот простой пример - в СК нет нормы, что мусор выносить обязана только жена - поэтому в каждой семье супруги это сами определяют.

Антокольская: ни отношения, ни метод не обладают достаточной спецификой. Это подотрасль ГП, обладающая внутриотраслевой спецификой.

Кулагина (и с ней Дюжева): СП – самостоятельная отрасль.

Отличия СП от ГП:

1) По предмету

СП – больший вес личные неимущественные отношения, а уж потом имущественные

ГП – имущественные и связанные с ними неимущественные

2) По имущественным отношениям:

СП – как правило безвозмездные

ГП – т-д отношения, урегулированные нормами права

3) По специфике субъекта:

СП – большое значение имеет правовой статус (муж/отец); органы не участвуют в самих отношениях, хотя влияют на их возникновение и прекращение.



ГП – ФЛ и ЮЛ

4) По правоотношениям:

СП – как правило, длящиеся, тк возникают из очень специфических юридических фактов – состояний

ГП – длящиеся правоот. не правило, а исключение

СП о времён СССР имело свою кодификацию, отличную от гражданской

Строго личный характер СП отношений (типа ещё одно отличие)

Чего больше в СП, частного или публичного? Есть 4 концепции:
а) по материальному критерию (Ульпиан - публичное - интересы государства, частное - интересы отдельного индивида) СП - интересы индивида
б) по формальному критерию (если право защиты нарушенного права исходит от государства - это публ. право, если от лица, право которого нарушено - частное) СП - снова частное - в большинстве случаев инициатива исходит от участников этих отношений.
в) объединяющая концепция матер. и форм. критерий (вообще мысль Рудольфа Иеринга - "примат права индивидуума над государством" - индивидуальное право вообще не обязано своим существованием государству, но существует в силу своего собственного положения и несет свое оправдание в самом себе").
г) люди, которые были вообще против деления частного и публичного права, считали - "никто вообще не обладает другими правами, кроме права исполнять свой долг";
Покровский: "а безграничная ли эта власть государства"? говорил "безусловно нет". Государство может вмешиваться в свободу индивидуума только в той мере, в которой это совершенно необходимо для осуществления общего блага. Сюда можно приписать СП и сказать, что вот вмешиваться в СП полностью государству не стоит.

ТО ЕСТЬ практически в каждой теории можно более или менее уследить, что СП - больше частная отрасль (но не надо быть гиперкатегоричной - сказать, что чисто частных отраслей не бывает - и в СП есть доля публичности - например, по "критерию интереса" можно сказать, что государство забоится о беспризорных детях (опекуны, приемны семьи и т.п.); есть ряд дел, в которых органы опеки и попечительство должны участвовать - чем тут не интерес государства! и т.п.)

Что в Сов.время КЗАГС появился в 1918 году, а ГК РСФСР в 1922 (ну это уже так, в качестве последнего аргумента, когда вообще нечего будет уже сказать).

В нашей стране отношения, составляющие предмет семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т. е. отдельными кодексами (в настоящее время действует Семейный кодекс РФ, принятый в 1995 г.).

С другой стороны, общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах (например, во Франции, Германии) отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, охватываются регулированием соответствующих глав гражданских кодексов. Вследствие этого до сих пор не утихают споры по поводу определения семейного права: то ли это подотрасль гражданского права, то ли это самостоятельная отрасль права, а может быть, это комплексная отрасль законодательства, т. е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т. д.

Не вдаваясь в детали данного спора10, все-таки приходится признать, что отношения, регулируемые семейным законодательством, обладают достаточной спецификой. На первый взгляд предметы регулирования гражданского и семейного права сов- падают: имущественные и личные неимущественные отношения. Вместе с тем в семейном праве имеются свои особенности. 1.

Отношения, составляющие предмет регулирования семейного права, характеризуются особым субъектным составом: супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекун, попечитель и т. п. 2.

Семейно-брачные правоотношения возникают из специфичных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и т. п. Для семейного права в большей мере, чем для других отраслей права, характерны юридические факты-состояния, хотя не исключены и такие юридические факты, которые характерны для гражданского права, например сделки (брачный контракт, соглашение о размере алиментов). 3.

Семейно-брачные отношения в основном носят личный характер; имущественные отношения являются вторичными, производными от личных отношений.

Более того, большинство имущественных прав и обязанностей неотделимы от личности управомоченного лица и поэтому непередаваемы другим лицам (например, право на получение алиментов).

Однако тезис о присущем семейному праву лично-довери- тельном характере встречает критику со стороны ряда авторов. Дело в том, что личные отношения почти не поддаются правовому регулированию. Нельзя же, в самом деле, возложить на супругов правовую обязанность любить друг друга. Семейное право лишь очерчивает внешние границы личных отношений, не претендуя на их регламентацию, и только в случае злоупотреблений в этой области право позволяет себе воздействовать на субъектов. Поэтому семейное право направлено на регулирование главным образом не личных, а имущественных отношений в семье. 4.

Участники семейных правоотношений формально юридически равноправны, однако фактически равны далеко не всегда. Такое положение складывается прежде всего, когда одной из сторон оказывается нетрудоспособное и недееспособное лицо, которое нуждается в повышенной защите со стороны государства. Поэтому семейному праву в большей степени, чем гражданскому, свойствен элемент императивности, регулирования отношений с помощью предписаний и запретов. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к расширению применения дозволительного метода, что сближает семейное право с гражданским.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение семейного права.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство).

Еще по теме § 1. Семейное право как отрасль:

  1. Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  2. 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Похожие публикации