Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений. Правовое и индивидуальное судебное регулирование общественных отношений

Тема 1.1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Право – система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Люди в процессе жизнедеятельности вступают в общественные отношения, которые регулируются при помощи права. Но так было не всегда.

Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения, между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права.

Формирование права шло несколькими путями.

1.Государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. 2.Государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечения их реализации. Государство, как правило, само создает правовые нормы путем создания специальных нормативных актов.

Таким образом, право возникло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

На протяжении многих веков люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:



1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм;

нормы, которые регулируют общественные отношения. Их называют социальными нормами. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе.

Социальные нормы характеризуются как стражи порядка и хранители ценностей. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем поощрений или наказаний, то есть путем позитивных или негативных санкций.

Среди наиболее важных выделяют нормы обычаев, морали, этикета, корпоративные, религиозные и правовые. Эти нормы рассмотрим с точки зрения возникновения в человеческом обществе.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Пример: празднование нового года в ночь на 1 января.

Нормы морали – это правила поведения, являющиеся производным от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Пример: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Пример: помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине.

Корпоративные нормы – это правила поведения, установленные общественными организациями. Пример: деятельность Южно-Уральского государственного технического колледжа регулируется уставом.

Религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в священных различных книгах, либо церковью. Пример: никому не воздавайте зло за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные. А дайте место гневу Божию. (Новый завет).

Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Пример: Конституция РФ ст. 29(2) Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально- культурные. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

Итак, современное право характеризуется следующими признаками:

1. нормативность, право состоит из норм;

2. общеобязательность, правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями;

3. формальная определенность, правовые нормы выражаются в словесно – письменной форме в текстах различных источников права;

4. системность, все правовые нормы логически связаны, вытекают друг из друга, образуя систему законодательства;

5. гарантированность государством, реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы;

6. многократность принуждения, нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития.

В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1.Регулятивную - способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2.Охранительную - способность охранять общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

3.Гуманистическую - право смягчает в обществе конфликты;

4.Воспитательную - право готовит подрастающее поколение к восприятию существующих в обществе идеалов;

5.Идеологическую - формирует в общественном сознании представление о необходимых принципах поведения.

Соотношение права и морали

Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия, как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право это система наведения порядка в обществе , обеспеченная государством принудительной силой, то мораль это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек

заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т.п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

Контрольные вопросы:

1.Что такое социальная норма?

2.Какие виды социальных норм вы знаете?

3.Какие нормы называются правовыми?

4.Перечислите и раскройте признаки права.

5.Назовите сходство и отличия права и морали.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
4. Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004.
5. Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2006.
7. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М., 2007.

Тема 1.2. СИСТЕМА ПРАВА

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений.

Институт права это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений (пр.: в трудовом праве существует институт рабочего времени)

Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют отрасль трудового права.

Метод правового регулирования - способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. Например: метод равенства сторон в гражданском праве.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие.

1.Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2.Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3.Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний;

4.Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

5.Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

6.Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

7.Земельное право. Регулирует отношениясвязанные с использованием и охраной земли.

8.Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

9.Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможеннуюграницу государства.

Все указанные отрасли относятся к отраслям материального права, т.к. содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами норм материального права являются:

1)гражданско-процессуальное право- совокупность норм регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых и т.д. правоотношений;

3)уголовно-процессуальное право -совокупность норм регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право . Право публичное регулирует отношения между гражданами и государством (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и т.д.). Частное право регулирует отношения между частными лицами на основе их взаимных обязательств (гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права). Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Систематизация законодательства:

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

1)основы законодательства;

3) уставы (положения).

Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

Инкорпорация бывает:

а) хронологической , когда нормативные акты в сборниках расположены

в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

б)систематической , когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники. При разрешении юридических споров, можно ссылаться только на издания официального характера.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию . Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания (охрана окружающей среды, образование). По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути, консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации. Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права» . Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина. Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система права?

2.Какие уровни можно выделить в системе права?

3. Что такое правовой институт?

4. Что такое система законодательства?

Литература
1. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996, гл. XII, с. 191- 214; гл. XXII, с. 355-391.
2.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 16, с. 36; тема 20, с. 218-232.
3.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. XV, с. 210-220.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Тема 1.3. ФОРМЫ ПРАВА

Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты, нормативно – правовой акт.

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.

Правовая доктрина – это мнения ученых – юристов по вопросам права.

Религиозные тексты – священные книги как источник права.

Нормативно – правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально – документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

В зависимости от юридической силы нормативно – НПА делятся на законы и подзаконные акты .

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Виды законов:

1.Основные Конституция РФ и Конституции субъектов РФ

2. Федеральные конституционные законы законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. Например, ФКЗ о Судебной системе РФ.

3.Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону.

4. Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства.

Подзаконный акт – один из видов НПА, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов, обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2)постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3)ведомственные нормативные акты НПА общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4)подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1.Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти.

2.Компетентность . НПА должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3.Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение НПА не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. 4.Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих НПА более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете РФ» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5.Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Общество - это сложная, динамично развивающаяся совокупность общественных отношений, имеющая много уровней и самостоятельных подсистем. Для его нормального функционирования требуется социальное регулирование, т. е. определенное воздействие на поведение людей, согласование потребностей, интересов отдельного человека и общества в целом. За свою многовековую историю человечество нашло много средств и способов воздействия на поведение людей. К ним относятся меры физического, психического, организационного принуждения, социальные нормы: правовые, моральные, нормы обычаев и др.

Особое место в социальном регулировании занимает правовое, под которым понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействие на поведение людей.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Сфера правового регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На нее воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима.

В современном мире в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.

Первая группа - это имущественные, экономические отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.

Вторая группа - это политические, властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления - удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и есть предмет правового регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, предопределяет формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.

Итак, правовое регулирование - это использование для воздействия на общественные отношения и поведение людей определенных юридических средств. Разнообразие общественных отношений неизбежно порождает и различия в методах и способах юридического воздействия.

В теории права традиционно выделяют четыре стадии правового регулирования: а) издание нормы права; б) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; в) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; г) применение права.

Соответственно перечисленным стадиям можно выявить основные элементы механизма правового регулирования, с помощью которых каждый этап правового регулирования получает завершенный вид.

Так, стадия издания нормы права имеет свое выражение в конкретной правовой норме, следовательно, первым элементом механизма правового регулирования является непосредственно норма права. На второй стадии, предполагающей возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, зарождается второй элемент - правоотношение. Следует отметить, что не все нормы права направлены на возникновение правоотношений. Существует определенная группа правовых норм, предписания которых, наоборот, призваны удерживать субъектов права от вступления в определенные правоотношения. Речь в данном случае идет о нормах, содержащих юридические запреты.

Стадия реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей оформляется в третий элемент механизма правового регулирования - акт реализации прав и обязанностей. В том случае, если в действие вступает дополнительная стадия - применение права, в механизме правового регулирования возникает четвертый элемент - акт применения права.

Все перечисленные стадии правового регулирования и соответствующие им элементы механизма правового регулирования связаны между собой едиными принципами осуществления, единой правовой средой реализации, едиными методами и способами, с помощью которых осуществляется процесс реализации права. Действия субъектов права на всем протяжении действия механизма правового регулирования подчиняются методам правового регулирования и согласуются с ними. С помощью методов правового регулирования все элементы механизма правового регулирования получают определенное направление.

Достаточно точно соотношение правового регулирования и метода правового регулирования обозначил А. И. Процевский, по мнению которого правовое регулирование имеет место с момента издания нормы до ее осуществления безотносительно к ее характеру. Метод раскрывает только характер норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование - это воздействие, метод - способ такого воздействия.

Как правило, характер правового воздействия на участников правоотношения получает выражение в гипотезе правовой нормы, конкретизируясь в диспозиции и санкции. Следует учитывать, что в рамках одной правовой нормы можно выявить различные способы правового регулирования.

Схема 2. Цели правового регулирования

Приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники правоотношений всегда подчиняются определенному правовому методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения.

В зависимости от различий в характере общественных отношений Р. К. Русинов и А. П. Семитко выделяют два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования основан на координации целей (см. схему 2) и интересов сторон во взаимоотношениях и применяется для регулирования отношений, удовлетворяющих частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера - гражданское, семейное право и т. д.

Метод централизованного, императивного регулирования, напротив, регулирует отношения, основанные на субординации между их участниками и используется для защиты интересов общества в целом и государства, осуществляющего централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях - конституционном, административном, уголовном праве .

Способы правового регулирования характеризуют способы воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - управомочивание, т. е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав - дозволений на совершение определенных действий.

Второй способ - обязывание участника правоотнотношений совершить определенные действия.

Третий способ - запрет, т. е. обязанность воздерживаться от определенных действий.

Дополнительными способами правового воздействия являются применение мер принуждения, предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие норм права.

Кроме правового воздействия существуют и неправовые методы влияния на поведение людей. Например, нормы права, другие правовые явления обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.

В практике правового регулирования существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.

Вторая формула : запрещено все, кроме прямо разрешенного. При таком подходе к правовому регулированию все, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Такой тип правового регулирования характерен для тех отраслей права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право называется разрешительным).

Разумеется, в юридической практике эти два типа правового регулирования переплетены и взаимодействуют. Например, в гражданском праве есть элементы разрешительного типа, а в административном - нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Выбор формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также некоторых других факторов, которые и вынуждают законодателя избрать определенную юридическую конструкцию, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным.

  • См.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского,В. Д. Перевалова. С. 261.

Если в условиях глобализации мира в экономической сфере происходит дерегулирование общественных отношений, то роль правового регулирования значительно возрастает. Во-первых, закон остается важнейшим инструментом, с помощью которого упорядочиваются общественные отношения. Во-вторых, юриспруденция остается основным, а кое-где, пожалуй, единственным защитником прав и свобод личности. И критерием эффективности юриспруденции остается уровень реальной реализованности прав и свобод личности. В-третьих, юриспруденция в сфене эпохальных инноваций, подвергаясь определенным качественным новеллам, сохраняет свои инструментальные возможности и способности устранения нежелательных интересов различных социальных групп и отдельных личностей. «Единое правовое пространство» признается важным условием поддержания контроля в различных элементах глобализма, разрешения противоречий в процессе глобализации.
Фундаментальным следствием глобализации явилось возникновение и обострение противоречия между нарастающей важностью упорядочивания общественных отношений и ограниченностью возможностей этого упорядочивания. Наблюдаются признаки кризиса управления международными процессами, неопределенность ролевых, нормативных и функциональных установок субъектов международных отношений Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации мира выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение здесь приобретают силы, способные контролировать стихийные процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности. «Сегодня мир, почти лишенный путевой нити, пытается наощупь найти новый баланс, новое соотношение сил между государством, рынком и гражданским обществом», – отметил М. Хансен. Сложность проблемы в том, что ее решение требует не просто распределения власти между указанными институтами, но – в связи с изменением общественных ценностей и приоритетов – трансформация самих этих институтов. Как заметил Э.А. Азроянц, «возрастание интеграции, или уровня организации, фиксируемое в соответствии с определенными параметрами исследуемого процесса, обязательно сопровождается возрастанием дезинтеграции и хаоса в соответствии с другими его параметрами; причем происходит это таким образом, что, условно говоря, соотношение порядка и хаоса по сумме всех параметров не изменяется и остается равным 50: 50». Неустойчивость общественных связей определяется существованием разнонаправленных движущих сил, действующих в планетарном масштабе. Тогда траектория развития такой системы или, как считают И. Пригожин и И. Стенгерс, – это «траектория, по которой эволюционирует система при изменении управляющего параметра, которая характеризуется чередованием устойчивых областей, где доминируют детерминистические законы, и неустойчивых областей вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного или нескольких вариантов будущего». По мнению большинства исследователей глобализации мира, динамика мировой системы характеризуется нарушением равновесия. А в таких условиях эффективность правового регулирования резко снижается.
Снижение качества управления – как государственного и общественного, так и коммерческого – к настоящему времени стало общепризнанным фактом. Кризис правового регулирования в известной степени вызван разрушением национальной государственности в полном соответствии с глобалистским проектом. Наибольшее внимание правоведов привлекает в настоящее время вопрос о том, какие изменения происходят в функциях государства и какова его судьба в условиях глобализации. Здесь можно выделить два аспекта: роль института государства в мировом сообществе и внутри отдельной страны. В отношении первого преобладает мнение, будто интеграционные процессы в экономике и глобализация финансового рынка ведут к «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере. По оценкам специалистов, менее 30% рынка ценных бумаг семерки наиболее развитых стран контролируются государством или подчинены государственным интересам. Мировой финансовый рынок перемещает свыше 3 трлн. долл. в месяц из страны в стану. Из них 2 трлн. долл. – деньги, неконтролируемые государством или другими государственными институтами. Частный капитал имеет больше ресурсов, чем центральные банки даже таких стран, как США. Некоторые исследователи делают далеко идущие выводы о неминуемом отмирании национальных государств. Р. О`Брайен в книге «Глобальная финансовая интеграция. Конец географии» пишет: «Нация делается неуместной, хотя она еще и существует. Чем ближе мы подходим к глобальному интегральному целому, тем ближе мы к концу географии» (т.е. государственно-национального деления мира) Это утверждения представляется весьма сомнительным. Стихийные процессы глобализации не превращают мировую экономику в интегральное целое, а наоборот усиливают её диспропорцию. Увеличивается контраст между высокоразвитым центром, в котором проживает 1/6 населения, и периферией, сосредоточивающей основную массу жителей нашей планеты. Складывающаяся архитектоника мировой власти крайне не стабильна и чревата большими потрясениями не только для стран периферии, но и для центра, т.к. мировая валютно–финансовая сфера превратилась в единую систему и обвал одного из её звеньев тяжело отражается на остальных. Несмотря на возросшее могущество и относительную независимость от государства крупнейших субъектов рынка – олигопольных структур, последние не в состоянии регулировать стихийные процессы мирового рынка, приобретающие все более непредсказуемый характер, и вынуждены опираться на институт государства. Роль этого института в выработке и проведении мирового рынка на международном уровне объективно должен усиливаться, а его искусственно почти повсеместно разрушают.
С расширением глобализации мира получила широкое распространение установка: ты можешь думать и желать что тебе угодно, но обязан поступать так-то. Эта установка уничтожает человека как нравственную личность. Исполнение закона при этом делается чисто формальным, а не нравственным деянием. Поэтому правовое регулирование в современном обществе носит законнический, фарисейский характер. Правое поведение членов современного общества является имитационным. Существуют референтные группы (бизнесмены, авторитеты организованной преступности, депутаты парламентов и т.п.), в глазах остальных воплощающие настоящую современность, и перед лицом этих групп остальные испытывают комплекс неполноценности. Обыватели лезут из кожи вон, чтобы походить на престижные группы, заимствуют их вкусы и оценки, третируют свою собственную среду.
В условиях глобализации мира актуализуются поиски соответствующего предмета для правового регулирования. Идеологи глобализма предлагают воспользоваться виртуальным предметом – вместо реально существующих и возможных-необходимых общественных отношений в предмет правового регулирования закладываются псевдо-ценности, мифы, идеологемы и т.п. Именно социальным заказом глобализаторов обусловлено, что российское государство брало на себя невыполнимые обязательства и вынуждено было ежегодно приостанавливать действие ряда социальных норм Федеральных законов «о ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Об образовании» и др.
Еще Г. Кельзен обосновал вывод о том, что суверенное государство может действовать в рамках национального правового порядка, выше которого в пределах границ той или иной страны не может быть никакого другого порядка. Размывая государственный суверенитет, глобалисты наносят сокрушительный удар по национальному правовому порядку и делают беззащитными от иностранного воздествия нации и народы, проживающие на территории данной страны.
Наднациональные структуры управления требуют своего юридического оформления и обеспечения. Глобальное управление призвано отменить суверенитет национального государства – этот фундаментальный принцип международного правопорядка со времен Вестфальского договора 1648 г. В самом общем виде глобализм как идеология ориентирован на то, чтобы заменить классический для международного права принцип невмешательства во внутренние дела государств на противоположный ему принцип вмешательства. Под видом борьбы с терроризмом и экстремизмом уничтожаются неугодные Западу страны и народы и формируется наднациональный и безгосударственный нормопорядок.
Имеется в виду некая единая структура управления миром как целостностью, которая включает в себя соответствующие подструктуры, действующие на национальном, региональном и глобальном уровнях. Ей соответствует формирующийся глобальный (имперский) порядок. Ядром "имперского права", в частности, называют правовую систему США, которое "трансформировалось под влиянием идеологии неолиберализма и распространилось на огромную периферию, оставшуюся открытой после окончания "холодной войны". Оптимистично выглядит высказывание И.И. Лукашука: "Новый порядок призван воплотить идею единства человечества и опираться на высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении многообразия участников. Этот порядок будет справедливым и демократическим; обеспечит высокий уровень управления и законности. Новый порядок создает условия для решения коренных проблем, поставленных историческим развитием человечества, включая обеспечение мира и безопасности, устойчивое развитие всех стран, мировой экономики, науки и культуры".
Кроме наднациональной части можно констатировать наличие в рамках глобального права развивающегося транснационального права, основными субъектами которого являются ТНК. Общий смысл концепции транснационального права состоит в том, что участники международных отношений сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего, и международного права. В своей деятельности ТНК заключают договоры с государствами инвестирования, а также между собой, создавая тем самым "промежуточный", "автономный" нормопорядок.
Государства фактическиделегируют функции правотворчеств многочисленным корпорациям, главным образом – финансовым. Известные до сих пор модели правового регулирования подгоняются под единые стандарты унификации образа жизни людей и свободного оборота ресурсов. Трансграничная юридическая система поглощает и демонтирует национальные правовые режимы.
Пока ученым-юристам навязываются бесплодные дискуссии о соотношении публичного и частного права, о суверенитете личности и о деидеологизации государства, национальные правопорядки подвергаются нападкам и разложению. Коллизионное право конструируется таким образом, чтобы обеспечить приоритет международных норм за счет подавления внутригосударственных норм права.
Формирование нового мирового порядка не корреспондируется созданием правового механизма социального контроля за наднациональными структурами. Используя новейшие геоэкономические технологии, глобальные корпорации способны буквально опустошить любую национальную экономику практически безнаказанно, обрекая на глубокую деформацию всю ее инфраструктуру, вызывая социальную напряженность, дисгармонию, внося острые кризисные явления в воспроизводственные процессы. Мировые финансовые кризисы наглядно подтверждают эту возможность. Однако организаторы подобных операций уходят от юридической ответственности. Сейчас возможно без применения оружия отобрать практически весь национальный доход и поставить на колени любой народ, не опасаясь ответственности за это, хотя мировое сообщество установило наказания за преступления против человечности. Вот о чем пора задуматься правоведам всех стран. Механизм правовой защиты от транснациональных преступлений геоэкономического, геосоциального, геокультурного и геополитического характера отсутствует. Правоведение не взяло в поле зрения эту проблему. Страны-жертвы геноцида, расизма и недобросовестной конкуренции должны иметь возможность возмещения прямого ущерба и убытков за развал финансово-экономической инфраструктуры, диверсии информационной войны, вмешательство во внутренние дела.
Пока же правовое регулирование не предполагает защиту слабой стороны. Юридические нормы превращаются в мощное наступательное оружие олигархических корпораций против большинства членов общества.
Правовое регулированиеутверждается как совокупность «пакетов» (packages), в которых содержатся модели поведения и сознания. Содержимое этих «пакетов» может быть вынуто по частям и собрано в другой комбинации без замедления процесса глобализации, как, например, содержимое «пакета», состоящего из естественного права на жизнь и института эвтаназии.
Трагичность положения права в глобальном мире в том, что оно вырождается, исчезает вообще, вытесняется другим способом воздействия на духовную и социальную жизнь. Несмотря на споры по поводу определений, право немыслимо без табу, норм и регламентаций, общего представления о долге, чести и совести, без опоры на моральные, религиозные и эстетические ценности. Это ценностно-рациональное отношение к миру. Оно ограничивает свободу индивида, его личные интересы, требуя служения чему-то высшему, Богу и человеческому сообществу, что несовместимо с идеалом открытого гражданского общества. Правовое государство тоже стремится преодолеть остатки ценностного подхода к социальным проблемам вплоть до провозглашения "приоритетаправ над благом". Открытость общества предполагает, что люди в нем действуют, руководствуясь принципом полезности и личной выгоды, опираясь на расчет. Все его члены – разумные эгоисты, механизм их взаимосвязи – эквивалентный обмен услугами.
Важно подчеркнуть, что классическое европейское право обязано своим происхождением западной цивилизации, которая фактически изначально формировалась как цивилизация "юридизованная", с характерной юридизацией межличностных отношений. Глобалистская юриспруденция влечет опережающее развитие институционального аспекта юридической системы общества по сравнению (и в ущерб) функциональному. Ставка делается на скорейшее внедрение политических и юридических институтов, отвечающих целям глобализма. При этом о функциональной адаптированности заимствуемых институтов всерьез не беспокоятся.
Замена хотя и стандартных, одномерных, но правовых отношений между людьми на технологические можно считать рубежом превращения глобализации в глобализм. Этот "изм" – выражение перехода к жизни без оценки поступков с точки зрения греха и воздаяния, добра и зла, прекрасного и безобразного. Главное, не нарушать правила игры, требующие из всего извлекать пользу, вписываться в потребности дальнейшего роста производства и совершенствования техники. В традиционных обществах спорили о высоких целях, в глобальном мире – о высоких технологиях.
Свобода и прогресс превратились в элементы коллективного бессознательного, в интеллектуальные привычки и поведенческие автоматизмы. И в этом случае речь идет о свободе выбирать посреди унифицированного многообразия. «Экономическое отчуждение приводит к доминированию свободы над другими человеческими ценностями, - пишет С. Амин. - Несомненно, речь идет о привилегии индивидуальной свободы, в частности, свободы капиталистического предпринимательства, высвобождающей его потенциал и усиливающей его экономическую власть».
То, что называется демографическим кризисом, есть ничто иное, как дьявольская уловка законодательно обосновать право на детоубийство (аборт). В некоторых странах делающие аборты убеждают себя, что этим актом умерщвления собственных детей оказывают неоценимую услугу всему человечеству. Детей умерщвляют на алтаре "гуманизма" во имя человекобожия. Глобализаторы мира уже определили необходимое им количество рабов (около 1 млрд.), остальные люди должны погибнуть в развязанных ими войнах или от болезней и голода, которыми они также будут управлять. Поэтому глобализаторам так важно регулировать рождаемость и, благодаря им, появилась такая организация как Международная Ассоциация Планирования Семьи.
С точки зрения триумфального продвижения глобализма, трудно переоценить роль принципа приоритетности международного права над национальным законодательством, который провозглашен в Конституции Российской Федерации 1993 г. Реальность же заключается в том, что теперь, если российские законы вступают в противоречие с международными, предпочтение отдается последним. Но всегда ли международные законы стоят на страже национальных интересов того или иного государства? Скажем, Америка до сих пор не подписала Международную конвенцию о правах ребенка, ибо тогда пришлось бы отменить смертную казнь для несовершеннолетних преступников, записанную в законодательстве некоторых штатов. Или, к примеру, в Парламентской ассамблее Совета Европы в июне 2000 г. прозвучал доклад “Положение лесбиянок и геев в государствах – членах Совета Европы”. И в Государственную Думу Федерального Собрания РФ поступили рекомендации узаконить “партнерские связи” гомосексуалистов и выпустить из тюрьмы лиц, осужденных за совращение детей в возрасте от 14 лет и старше. Дума послушно снизила порог ответственности за растление малолетних – теперь растлителя привлекают к суду только, если его жертве 14 лет еще не исполнилось. Была в числе рекомендаций Совета Европы и такая: “Принять позитивные меры для борьбы с проявлениями гомофобии (отрицательное отношение к гомосексуалистам. – Прим. авт.), особенно в школах, медицине, в Вооруженных Силах и в полиции”. Набор “позитивных мер” очевиден: тут и соответствующее “сексуальное просвещение”, и исключение гомосексуализма из разряда сексопатологии, и уголовная ответственность для тех, кто смеет порицать педерастию. И если глобалистская установка на приоритет международного права сохранится, “позитивные меры” дойдут до организации в школах клубов поддержки гомосексуальных меньшинств. Как в Америке, где членство в таких школьных организациях называется общественной работой и дает большие преимущества при поступлении в самые престижные университеты.
В XIX в. к нормотворчеству в сфере международного права так называемых "цивилизованных народов" стала активно подключаться Россия, которая в то время стала одним из главных участников европейской и международной политики.
После Второй мировой войны, когда, в целях обеспечения международной безопасности, державы-победительницы инициировали создание ООН, международное право стало эволюционировать в систему с четко выраженным набором принципов (они нашли свое отражение в Уставе ООН) и довольно большим количеством универсальных норм. Иначе и быть не могло, поскольку принципы действительно были общепризнанными, а международные конвенции имели множество государств-участников, заинтересованных в урегулировании отношений в определенных сферах. Кроме того, увеличивалось число заключаемых государствами международных договоров, все большее количество международных норм стало включаться во внутригосударственное право. Эта тенденция к универсализации и взаимопроникновению была использована структурами global governance для навязывания международных стандартов (а на деле западных ценностей или других, выгодных этим структурам норм). Таким образом, современное международное право в последнее десятилетие из традиционного средства мирного разрешения конфликтов между государствами все более превращается в средство оправдания использования силы репрессивным аппаратом системы глобального управления и таким образом играет роль идеологического института, обосновывающего легитимность применения насилия в международных отношениях. В особенности это касается так называемых международных стандартов в области прав человека, которые начинают выполнять функцию ограничения государственного суверенитета, превращаясь в право не столько международное, межгосударственное, сколько надгосударственное, которое несет в себе зачатки формирующегося глобального права. Между тем идеологема «прав человека», без сомнения, являются западными ценностями и связаны с доктринами, правовой и политической культурой Западной цивилизации. Тем не менее, в международных документах они представлены в качестве ценностей универсальных, общечеловеческих. Следует отметить, что в правах человека действительно имеется некий элемент всеобщности: близкие, сходные идеи можно отыскать в духовном, философском наследии иных цивилизаций. Принципиально некогерентна сама западная ориентация на права, в основе которой лежит индивидуалистическое стремление отстаивать интересы в рамках права как основной нормативной системы. В других цивилизациях превалирует этическая ориентация на обязанностях и их выполнении. Как верно отметил Р. Фольк, "права человека понимаются исключительно как гражданские и политические, а не экономические, социальные, культурные". Это также подтверждает западные истоки прав человека. Поскольку так называемое "второе поколение прав" имеет незападное происхождение, заметно, что именно в них в большей степени выражена нравственная составляющая, близкая всем цивилизациям. Всемирная декларация прав человека была во многом инспирирована гуманными побуждениями не допустить в будущем повторения тех преступлений, которые были совершены во время Второй мировой войны. Тем не менее, права человека, несмотря на многие позитивные моменты, присущие либертарной доктрине, в последнее десятилетие были серьезно дискредитированы из-за агрессивного навязывания их со стороны Запада тем цивилизациям, которые не хотят принимать их в каких-либо отдельных аспектах, а также агрессивного манипулирования ими в практике так называемых "гуманитарных интервенций", когда в действиях цивилизации-лидера (прежде всего США) очевидно присутствует геополитическая мотивация с целью усилить свою доминирующую позицию в мире. Права человека, демократия защищаются при этом избирательно в зонах особых стратегических интересов США. В этой связи уместно процитировать выдающегося современного философа Ю. Хабермаса, утверждавшего, что "политика прав человека ведет к войнам, которые, будучи завуалированными, преподносимыми как полицейские акции, приобретают моральное качество; и что это морализирование превращает противника во врага, и такая криминализация отворяет двери бесчеловечности...»
При переходе к глобализму в национальных государствах распространяется миф о том, что национальная правовая система не в состоянии более обеспечивать правопорядок ни по составу юридических требований, ни по материальным средствам. Для адаптации к новым, прогрессивным идеалам обосновывается необходимость в принципиально новых юридических правилах, в новых механизмах обеспечения законодательства. Для этого национальные правительства должны пойти на обширное заимствование западных юридических ценностей и нормативов.
Построить единое всемирное государство невозможно, пока у страны, пусть даже с ослабленным суверенитетом, есть собственная территория. Отнять территорию можно разными способами. Например, так, как это делают сейчас в России, где в приняли сначала 17 главу Гражданского кодекса “О праве собственности на землю”, а затем и Земельный кодекс, в соответствии с которыми могут быть проданы кому угодно огромные территории – размеры покупаемой земли законодательно не ограничены. При этом права собственников практически безграничны: “Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка” (п. 3 ст. 261 ГК РФ). Есть и такая норма: “прокладка эксплуатационных линий, линий электропередач и связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения и мелиорация без согласия хозяина земли запрещена” (ст. 274 ГК РФ). В результате иностранцы (напрямую либо через подставных лиц) вправе владеть, пользоваться и распоряжаться территорией России. Само понятие суверенного государства при массовом переходе собственности на землю к иностранцам потеряет свой смысл. Какая может быть суверенность, если полновластные хозяева земель будут обитать в Нью-Йорке, Брюсселе или Берлине и оттуда диктовать свою волю собственника?

На начальном этапе глобализации мира правовое регулирование имеет следующие характерные черты:
1. изменение сферы правового регулирования происходит в сторону избыточности и проникновения в быт, семейные отношения и частную жизнь человека. Если на первом этапе глобализации саморегуляция поведения безмерно поощряется для втягивания человечества в хаос, то на последнем этапе правовое саморегулирование не допускается. И формально децентрализованное правовое регулирование переходит к сверхцентрализованному. Глобализованный мир будет управляться путем юридического упорядочения всего и вся. По этой причине в начале процесса глобализации юриспруденция переживает свой пик, в особенности нормативное творчество, юридическая техника и юридическая казуистика. По воплощении глобалистского проекта юриспруденция, а тем более право, не будут нужны – их заменит электронный, психотропный и полицейский тотальный контроль. Если поначалу глобалисты настаивают на регуляции исключительно внешнего поведения субъектов, лишая оснований религиозно-нравственное воздействие, то впоследствии в предмет юридического регулирования глобализаторы включат все поступки, мысли и даже чувства, что при электронных средствах контроля за человеком станет вполне достижимо. Сплошная юридизация общественной жизни всегда требовалась тоталитарным режимам, стремящимся контролировать ресурсы, капиталы, а главное – человека, абсолютно. Расширение правового регулирования в эпоху глобализации мира происходит не за счет отношений, в которых удовлетворяются насущные социальные потребности людей и повышается качество их жизни. Эта тенденция характеризуется появлением новых отраслей и институтов о правах и свободах человека, многочисленных статусах и процедурах, технике и технологиях, об информации и информатизации;
2. демократизация методов правового регулирования на первом этапе глобализации способствует концентрации власти в руках мировой олигархии и широкому использованию в правовой сфере манипулятивных практик;
3. гибридизацию правового регулирования в условиях глобализации мира можно объяснить стремлением быстрого составления юридических феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сферах правосознания, форм права и средств правового регулирования;
4. декларативность правового регулирования призвана скрыть истинные намерения и двойные стандарты глобализаторов мира. Если бы их чудовищные планы перепрограммирования человеческой природы оказались прозрачными, народы менее активно бы участвовали в процессе самоуничтожения. Когда обманутое человечество однажды обнаружит, что право из духовно-нравственной ценности превращено в воплощение зла и неправды, будет уже поздно;
5. казуистичность правового регулирования в эпоху глобализации усиливается не для подлинного упорядочения жизни, а для ее дезорганизации. Законодательство становится все более детализированным, отчего общее количество нормативно-правовых актов и юридических документов в целом только увеличивается. Запрограммированная казуистичность вызывает дополнительные споры, конфликты и осложения общественных отношений. Юридическая казуистика, переживающая свой ренессанс, призвана маскировать истинные правовые смыслы и идеалы в противоречивом клубке плюралистичных мнений и откровенных спекуляций;
6. коллизионность правового регулирования неимоверно возрастаетна первом этапе глобализации из-за искусственно разжигаемых общественных противоречий и практически преодолевается на последнем этапе ввиду вытеснения конкурирующих интересов. Юридические коллизии просто необходимы адептам глобализма для погружения общества в хаос с последующим самопровозглашением в качестве спасителей человечества;
7. во всех странах мира, принимающих активное участие в процессах глобализации происходит ресоциализация права, при которой нормы социального законодательства (о социальном обеспечении нуждающихся категорий населения, здравоохранении, образовании) сводятся к минимуму и находятся на периферии правового регулирования;
8. правовое регулирование глобализма можно признать манипулятивным, поскольку оно предполагает ставку на потребительское поведение и удовлетворение гедонистических удовольствий. Такое зомбирование людей на греховность и дальнейшее отпадение от Бога носит губительное, катастрофическое для человечества значение. Законодательство первого этапа глобализации приводит к обнищанию и дезориентации больших масс народа, на последующих этапах массы людей уничтожаются в целях контроля народонаселения и истребления оппозиции;
9. увеличение сфер регулирования общественных отношений нормами международного праваобъясняется экспансией глобализма на суверенные территории национальных государств.
На втором этапе глобализации мира (этапе регулируемого хаоса) широкое распространение получают институт самозащиты прав и свобод индивидов при общей дерегуляции общественной отношений в условиях непрерывных войн и стихийных бедствий. Основным видом юридической деятельности станет казуистика. Юридические средства будут целенаправленно использоваться не для упорядочения, а для дезорганизации общественной жизни, что ускорит приход мирового диктатора.

На заключительном этапе глобализации (после установления мировой диктатуры) предмет юридического регулирования будет безмерно расширен путем включения в него не только всевозможных внешних актов поведения людей, но даже чувств и мыслей (которые можно будет контролировать при помощи электронных средств). Сплошная юридизация общественной жизни будет распространена и на бытовые, семейные, интимные и т.п. отношения людей. Юридическая саморегуляция будет исключена как таковая. Коллизионность юридического регулирования будет преодолена и изжита в связи с отсутствием конкурирующих социальных интересов. Глобальная юриспруденция сольется с религиозным регулятором, за которым скрывается экуменическая псевдорелигия с поклонением антихристу. Юриспруденция одержавшего победу глобализма явится в качестве возведенного в закон порока. Декреты и законы последних времен будут воплощением неправды и зла. Такая юриспруденция получит откровенно репрессивную направленность для выявления и физического уничтожения всякого нелояльного лица.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Какие изменения претерпевает механизм правового регулирования по мере наращивания темпов глобализации мира?
Дайте характеристику особенностей правового регулирования общественных отношений применительно к различным этапам глобализации мира.
Какие проблемы для правового регулирования общественных отношений породил глобализм?

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Правовое регулирование - это влияние на общественные связи с помощью правовых норм для того, чтобы их упорядочить и усовершенствовать согласно потребностям общества. Если изучать правовое регулирование через призму влияния, то второе более масштабное понятие. Оно состоит из различных указаний и видов воздействия права.

Правовое воздействие - это способ воздействия права на публичные отношения, влекущие за собой изменения одобрительного характера.

Правовое воздействие и правовое регулирование, безусловно, между собой очень связаны. Несмотря на то что каждый имеет собственный характер, они разнятся, хоть и тесно связаны.

Взаимосвязь регулирования и правового воздействия

Регулирование как индивидуальное влияние, связанное с появлением прав и обязанностей, образует права не в каждом случае. Регулирование происходит за счет принципов через правоотношения. В таком смысле, это только единичная из существующих форм влияния права на общественные связи.

Формы взаимовлияния

Мотивационная. Происходит, когда нормативно-правовой материал воздействует на мотивы субъектов. Здесь присутствуют такие свойства, как правовой импульс и ограничения. Они состоят из информационных и психологических особенностей.

Воспитательная. Она влияет на духовный мир субъекта, помогает сформировать у граждан представление о ценностях в их сознании и духовном воспитании.

Социальная - это совокупность признаков не только законодательных, но и общественно-нравственных, имеющих воздействие на право. Такие факторы вместе объединяются в законную среду, которая способствует тому, чтобы довести нормы до общества, направить действия людей в русло продуктивной цели. Поэтому все эти формы взаимосвязаны между собой. Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений можно анализировать как синонимы в общем понимании. Все исторические стадии развития должны иметь сферы законодательного регулирования.

Признаки

Правовое воздействие имеет свои характеристики и особенности:

В них присутствуют как собственные интересы общества, так и социальные;

В отношениях объединяются интересы участвующих (но в то же время, ущемляется заинтересованность одного участника ради взглядов другого);

Их построение основывается на согласии исполнять правила, которые имеют обязательный характер. Этот признак явно характеризует понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Особенности

Первая группа указанных отношений объединяет тех участников, которые обмениваются ценностями, опытом. Здесь правовое влияние обладает бо́льшей надобностью.

Вторая разновидность характеризуется управлением общества.

Третья, состоит в необходимости правовой дисциплины для того, чтобы процессы при управлении, проходили должным образом. Все эти связи в совокупности являются, сущностью понятий правовое воздействие и правовое регулирование.

Методы правового регулирования

Регулирование осуществляется посредством вспомогательных методов. К примеру:

  • Диспозитивное влияние заключается в сосредоточении целей сторон публичных отношений, которые удовлетворяют только частным предпочтениям.
  • Императивное регулирование основывается на общественно-социальных интересах, которые являются приоритетными. В общественном смысле, интересы общества воспроизводит государство.

Механизм правового регулирования и механизм правового воздействия

Механизм правового влияния заключается в действиях, которые можно разделить на два вида.

1. Правомерное поведение. Оно характеризуется полезным и необходимым значением, а также требует следования праву, чтобы добиться позитивного результата.

Значение такого поведения в том, чтобы совершать действия которые позволяет право.

2. Неправомерные действия - это те, что закон запрещает.

Механизм воздействия реализуется при помощи регулирования. В данном случае такая связь отождествляется, как соотношение правового регулирования и правового воздействия.

Механизмом правового регулирования считается закономерное влияние, которое осуществляет право нормативным способом. Поэтому происходит такое влияние на общественные отношения, которое является результативным.

Элементы механизма регулирования

Механизм регулирования имеет несколько составляющих.

Законотворчество. Это соответствующий признак правовой нормы, с которым объединяются все элементы права и толкование закона.

Правовое отношение. Это такой механизм по переводу общественных примеров поведения, который заложен в нормах права. В виде конкретизированных и индивидуальных актов поведения граждан общества. Они являются субъектами права. Через них оно реализуется. Это важный путь для того, чтобы определенные правила, которые имеют обязательный характер перенести в акты общественного поведения.

Использование права. Это собственно сам процесс, позволяющий субъектам переложить нормы права на поведение.

Применение права. Данный элемент имеет особенное значение в регулировании. Потому что, в одном случае его можно назвать факультативным, так как иногда он внедряется в механизм. Но в другом случае он обозначает предписания управленческого характера которые направлены на то, чтобы регламентировать взаимоотношения в обществе. К примеру, вынесение судебного постановления по делу, отображает как применяется право в жизненных ситуациях.

Правовое сознание. Оно содержится в каждом элементе механизма воздействия. При правовом сознании происходит создание норм законодательства и выносятся определенные акты применения права и исполнительные решения.

Соблюдение законодательства. Это элемент, который имеет в своем содержании не только наличие самих законов, но и механизм их исполнения. Потому что только одних законодательных актов без гарантий их реализации будет недостаточно.

Правовой порядок. Так называемая совокупность социальных связей, находящихся в урегулированном состоянии.

Таким образом, в одном случае правовое воздействие и правовое регулирование не совпадают, потому что имеют отличия. Но в другом случае их недопустимо рассматривать отдельно друг от друга, так как они взаимосвязаны между собой. Одно не может существовать без другого.

21. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, предмет, пределы.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы: а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами; г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов. Например, постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Российского закона «О подоходном налоге с предприятий» 1991 г. предписано Государственной налоговой службе по согласованию с Министерством экономики и финансов издать инструкцию по применению указанного Закона.

Похожие публикации