Классные чины юристов. Референты государственной гражданской службы и их классы

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены .

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно , существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Оклад за классный чин

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего на федеральном уровне установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих.

Приведем размеры окладов за классный чин федеральных служащих в виде таблицы.

Наименование Размер оклада (рублей в месяц) с 01.01.2018 (в связи с Указом Президента РФ от 12.12.2017 N 594)
Секретарь 3 кл. 468
Секретарь 2 кл. 572
Секретарь 1 кл. 624
Референт 3 кл. 728
Референт 2 кл. 780
Референт 1 кл. 936
Советник 3 кл. 988
Советник 2 кл. 1092
Советник 1 кл. 1196
Государственный советник 3 кл. 1820
Государственный советник 2 кл. 1456
Государственный советник 1 кл. 1560
Действительный государственный советник 3 кл. 1716
Действительный государственный советник 2 кл. 1820
Действительный государственный советник 1 кл. 1924

Что происходит с классным чином после увольнения

После увольнения или при освобождении от занимаемой должности (при выходе на пенсию в том числе) он сохраняется. Если уволившийся чиновник вновь поступит на гражданскую службу, его статус будет таким же, как и перед увольнением.

Лишить чиновника его статуса может только суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Классным чином называют уровень пригодности должностного лица к определенной деятельности. Она определяется по имеющимся у человека знаниям и профессиональным навыкам. Регулируется вопрос присвоения таких чинов Федеральным законом. Здесь четко прописаны все положения, касающиеся данной темы.

Важно! Классный чин является характеризующим показателем квалификации. Поэтому он касается непосредственно гражданского служащего. Это отличает его от категорий и групп должностей . Но, присваивается он в пределах последних . Классный чин отождествляется с квалификационным разрядом .

ФЗ № 58, ч. 2, ст. 13 указывает, что существуют четко установленные условия, согласно которым присваиваются классные чины.

Здесь предполагаются следующие правила:

  • каждый последующий класс присваивают по прошествии определенного периода. Здесь подразумевается время, в течение которого служащий имел предшествующий квалификационный разряд и полностью справлялся с закрепленными за ним обязанностями;
  • квалификационный разряд присваивают согласно должности, занимаемой человеком;
  • возможно досрочное повышение квалификационного разряда с целью поощрения;
  • последний классный чин сохраняется за лицом, занимавшим должность на гражданской службе, даже после увольнения.
Важно! Лишить служащего присвоенного квалификационного разряда могут исключительно по решению судебного органа .

На сегодняшний день существует 5 классных чинов. Каждый из них имеет 3 степени классности.

Особенности присвоения

Говоря о том, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины , стоит остановиться на . Она говорит о том, что классный показатель присваивают в таких ситуациях:

  • прохождение квалификационного экзамена;
  • поощрение служащего.

Стоит отметить, что присваивается квалификационный разряд по порядку. Это позволяет максимально результативно организовать конкурс на замещение должности более высокой группы, принимать на него исключительно служащих с 1 классным чином предшествующей группы. Такой порядок способствует и формированию у сотрудников стимула для продолжения совершенствования и развития.

Классные чины бывают двух видов. Это первые и очередные показатели квалификации.

Первый классный чин присвоят служащему после прохождения соответствующего испытания. Если оно не предусматривалось, квалификационный разряд смогут присвоить по истечению 3 месяцев после утверждения человека на должности. Главное условие – соответствие лица существующим требованиям.

Последующий или очередной чин присваивают после истечения срока действия предыдущего. Обычно это 1-2 года. Решение о присвоении принимает Правительство РФ.

Важно! Как только служащий получил соответствующий чин, ему начнут выплачивать деньги за уровень квалификации. Они начисляются ежемесячно, вместе с окладом становятся частью дохода .

Если гражданский служащий – женщина, и она находится в декретном отпуске, чины не присваиваются и не повышаются классом, потому как фактически работника на занимаемой должности нет.

Досрочное присвоение

Оно имеет место, и в большинстве ситуаций рассматривается как мера поощрения. Присваивается только классный чин, который на одну ступень выше предусмотренного конкретной должностью. Следует отметить, что вопрос о присвоении более высокого квалификационного класса решается на уровне местных властей, потому как не является обязательным условием.

Важно! Когда человека переводят на другую должность в государственной службе, его классный чин обязательно учитывается при определении квалификационного разряда. Это позволяет сохранить и реализовать права на свое развитие в профессиональной области .

Видео – Оклады чиновников

Класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной Таблица соответствия основных классов также будет представлена в статье.

Общие сведения

Впервые были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25,получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ . Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате. Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации " определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

Классификация

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес. после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

Общие принципы

Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

Нюансы

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Наименования чинов

В включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. - старшей.
  3. Советник 1-3 кл. - ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. - главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. - высшей.

Особенности присвоения

Высшие чины - действительный госсоветник 1-3 кл. - присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах - по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

  1. Исполнительных структур - Правительством.
  2. Других госорганов - их руководителями.

Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие - руководители администраций МО и их подразделений.

Сроки прохождения госслужбы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. - не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. - не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. - обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Дополнительно

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории "руководители", относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

Меры поощрения

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода - на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Особенности оплаты труда

Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

  1. Высшая - 150-200 %.
  2. Главная - 120-150 %.
  3. Ведущая - 90-120 %.
  4. Старшая - 60-90 %.
  5. Младшая - до 60 %.

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

Воинское звание

Действительный госсоветник 1 кл.

  • адмирал флота, генерал армии;
  • адмирал, генерал-полковник.

Действительный госсоветник 2 кл.

вице-адмирал, генерал-лейтенант.

Действительный госсоветник 3 кл.

контр-адмирал, генерал-майор.

Госсоветник 1 кл.

капитан 1 ранга, полковник.

Госсоветник 2 кл.

капитан 2 ранга, подполковник.

Госсоветник 3 кл.

капитан 3 ранга, майор.

Советник 1 кл.

капитан, капитан-лейтенант.

Советник 2 кл.

старший лейтенант.

Советник 3 кл.

лейтенант.

Референт 1 кл.

младший лейтенант.

Референт 2 кл.

старший мичман/прапорщик.

Референт 3 кл.

мичман, прапорщик.

Секретарь 1 кл.

  • гл. корабельный ;
  • гл. старшина, ст. сержант.

Секретарь 2 кл.

  • старшина 1 ст., сержант;
  • старшина 2 ст., мл. сержант.

Секретарь 3 кл.

  • старший матрос, ефрейтор;
  • матрос, рядовой.

Прокурорские работники

По № 1563 от 21.11.2012 для этих сотрудников также установлены классные чины государственной гражданской служащих к повседневной форме одежды можно увидеть ниже. Разделение чинов работников прокуратуры на группы не предусмотрено.

Аттестация

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

Результаты проверки

По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

  1. Соответствует должности.
  2. Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
  3. Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
  4. Не соответствует замещаемому посту.

Квалификационный экзамен

Он проводится для решения вопроса о получении госслужащим классного чина. Как правило, экзамен назначается не чаще раза в год и не реже 1 раза в 3 г. В рамках мероприятия комиссией оцениваются знания, умения, навыки госслужащих в соответствии с положениями регламентов, ответственностью, сложностью профессиональной деятельности. Нормативными актами предусмотрены методы оценки. В их число входят индивидуальное собеседование, тестирование.

Контракт

Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

  1. Испытание при поступлении на госслужбу.
  2. Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
  3. Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.

Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.

Ответственность

Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

Самым мягким считается замечание. Самое строгое взыскание - увольнение. Оно предусмотрено за:

  1. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
  2. Прогул.
  3. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
  4. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
  5. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.

В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.

Работники государственных и муниципальных органов управления действуют на основании подписанного служебного контракта, где прописаны права и обязанности обеих сторон (сотрудника и нанимателя). Стадия продвижения по службе соответствует присвоенному классному чину – это подчеркивает особый статус гражданских лиц, чей доход формируется за счет бюджета. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины, расскажем далее.

К гражданским служащим относятся сотрудники государственного аппарата, судебные приставы, таможенники, представители Счетной Палаты, администраций, служащие различных ведомств (в сферах здравоохранения, образования, труда, социального развития и т.д.), и др. Чин – это общий уровень квалификации, набор навыков и умений, профессиональная пригодность.

Система, разделяющая гражданских лиц на категории, существует давно. В царской России они назывались по-разному – дворцовые разряды, ранги, и т.д. В советское время различия между управленцами госаппарата были упразднены (действовали различия лишь в сфере прокурорско-следственного. Сейчас российские традиции в классовой принадлежности и степенях соответствия занимаемой должности вернулись и получили новый виток развития.

Прежде чем приступить к описанию должностей и прочих вопросов, связанных с назначением классного чина, нужно определить базовые понятия.

Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:

  1. Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
  2. Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
  3. На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.

Основания для получения места в госструктуре

Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:

  1. Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
  2. Кандидат является совершеннолетним.
  3. Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.

Причины, по которым в заявке будет отказано:

  1. Гражданин входит в категорию нетрудоспособных, либо у него имеется ограничение дееспособности (при этом на руках должно быть решение суда, вступившее в законную силу).
  2. Судимость текущая, а также не снятая или не погашенная в установленном федеральным законодательством порядке.
  3. Если пребывание в должности связано с использованием секретной документации и прочей информации государственной важности, обязателен порядок оформления процедуры допуска – в противном случае, сотрудник не сможет приступить к служебным обязанностям.
  4. Заболевание, не совместимое с прохождением службы в госструктуре, подтвержденное медицинской комиссией.
  5. Наличие родственников, супругов, супругов детей в связанных структурах на гражданских должностях (для схемы «начальник-подчиненный»).
  6. Отказ от гражданства РФ, либо получение гражданства в другой стране (исключение – действие международного договора РФ).
  7. Сокрытие информации о доходах, имущественных обязательствах, а также предоставление неверных сведений, включая подлог документов.
  8. Участие в делах о коррупции с неоднозначным исходом.
  9. Отсутствие военного билета.

Что представляет собой служебный контракт

Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:

  1. Сотрудники федеральных государственных органов.
  2. Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
  3. Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
  4. Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.

Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:

  1. Окончания действия срока контракта.
  2. Полученных травм, летального исхода.
  3. Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.

Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.

Таблица 1. Различия между документами

Характеристика Отношения по контракты Отношения по трудовому договору
Увольнение по собственному желанию Нет Да
Наниматель может не пойти на увольнение по соглашению сторон Да Нет
За месяц до конечной даты действия документа стороны должны определиться, какими будут отношения между ними (сохраняются, прерываются) Да Нет
Могут быть особые дополнительные условия прекращения отношений между сторонами Да Нет
Минимальная компенсация со стороны нанимателя, если трудовые обязанности выполнялись ненадлежащим образом Да Нет
Нет конкретных сроков действия Нет/Да (срочные, бессрочные) Да
Дополнительное социальное обеспечение Да Нет
Прописан предельный возраст работника/гражданского служащего Да Нет

В тексте контракта указывается категория, группа, соответствующие требования к обязанностям, поведению и ограничения при выполнении задач, возможности для замещения сотрудника. Также в нём можно найти содержание прав и обязанностей нанимателя, включая оплату труда и прочие поощрения за аккуратное и внимательное отношение к работе, гарантии и зону ответственности служащего.

Размер денежного вознаграждения складывается из следующих компонентов:

  1. Оклад.
  2. Оклад в соответствии с классным чином сотрудника.
  3. Ежемесячная доплата за выслугу лет.
  4. Ежемесячная доплата за службу в особых условиях.
  5. Ежемесячная доплата за службу, при которой нужно было действовать в обстановке строгой секретности (вести тайные переговоры, переписку, работать с секретными данными, в том числе фото-, аудио- и видеоматериалами, документами, корреспонденцией, материалами с цифровых носителей).
  6. Ежемесячная премия.
  7. Единовременные отпускные выплаты и материальная помощь.

Также служебным контрактом предусматривается установление условий труда и отдыха – задействованы такие параметры, как нормальная и ненормированная продолжительность рабочего дня, варианты сокращенного графика; в тексте прописывают различные типы отпускных мероприятий (основной, за выслугу лет, за переработку, работу в тяжёлых экологических и климатических условиях). Как правило, стороны подписывают срочный документ, где отмечается конечная дата, после которой он теряет актуальность. Может быть включен раздел об испытательном сроке, дополнительные бонусы за особые условия, поощрения, мотивации, и т.д.

Все основные условия, на которых несет гражданскую службу государственный работник (оклад, продолжительность рабочего дня, служебные обязанности, и т.д.) могут быть изменены, однако узнать об этом от нанимателя он должен не позднее, чем за 60 дней до вступления в силу новых условий. Оформляются они как дополнительные соглашения и прикладываются к текущему контракту. Указанная документация хранится в личном деле сотрудника.

Если контракт заключается на несколько лет (от года до пяти), и этот срок прописан в тексте, классный чин присваивается после проведения квалификационного экзамена. В других случаях, когда нет указания на определенную дату прекращения должностных обязанностей, сведения о возможности назначения на конкретное место поступают вместе с ходатайством руководителя.

Принципы набора кадров

В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.

Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.

В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):

  1. Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
  2. Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
  3. Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
  4. Количественное соотношение должно быть оптимальным.

Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.

В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.

Иерархия чиновников

Классные чины сотрудников государственной гражданской службы – это понятие, которое раскрыто в нормах российского законодательства, включая ФЗ 58, 79, а также Положение №113 о присвоении и сохранении классных чинов. Также к законодательным основам назначений на гражданской службе относятся: федеральный закон о мерах борьбы и предупреждения случаев коррупции, указы Президента РФ о должностях и другие федеральные и региональные акты.

Когда разрабатываются инструкции и регламенты, имеющие отношение к деятельности государственного учреждения, в первую очередь опираются на общепринятые принципы, положения и термины, изложенные в вышеуказанных актах.

Исходя из нормативно-правовых аспектов данного определения, следует:

  1. Классные чины получают только на государственной службе (в том числе гражданской).
  2. В статусе классного чина отражается не только квалификационное соответствие занимаемой должности, но и стаж прохождения государственной гражданской службы.
  3. Обладание классным чином говорит о месте в служебной иерархии чиновников.
  4. Классный чин опосредованно свидетельствует о бонусах и преимуществах, которые отсутствуют у служащих ниже рангом.
  5. Положение в иерархии определяется должностью.
  6. Классный чин в случае срочного контракта определяется успехами в прохождении квалификационных экзаменационных испытаний.
  7. Присвоение классного чина осуществляет руководитель государственного органа.
  8. В иерархии чинов учитывается выслуга лет на предыдущей позиции.

Квалификационные экзамены мотивируют на построение карьеры и обеспечивают профессиональное развитие кадров

Когда служащий вступает в должность, он на протяжении срока, прописанного законодательно (федеральными и региональными актами), пребывает в звании до прохождения следующего квалификационного экзамена. Текст Положения, действующего на основании Президентского Указа от 2005 г., регулирует сроки прохождения госслужбы (система классных чинов и продолжительность нахождения в звании – см. далее).

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.

Федеральные структуры решают вопросы, которые затрагивают как общегосударственные, так и региональные интересы – в этом случае они рассматриваются с привлечением структур на уровне муниципалитетов. Также их деятельность может носить глобальный характер. Региональные подразделения действуют самостоятельно, либо с участием вышестоящих инстанций.

Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.

Должности включены в 3 реестра. Первый Федеральный реестр утверждает Президент. В нём присутствует деление на группы, категории, государственные органы. Второй – более развернутый, с учетом структуры указанных выше госорганов (утверждается на уровне субъектов). Сводный реестр включает информацию реестров 1 и 2. Схема предоставления информации в 3-ем реестре утверждается Президентом Российской Федерации.

Порядок и требования

Федеральный закон не препятствует гражданам РФ, для которых не выполняются установленные законом ограничения (см. выше), участвовать в конкурсных мероприятиях, направленных на то, чтобы выявить лучших кандидатов на должность гражданской службы (за исключением министров и их первых заместителей – на эти должности могут лишь назначить приказом сверху). Соответствующая информация есть в официальных СМИ (периодика, сайты) – в зависимости от вида должности, сведения о требованиях может содержать российская газета или региональное издание, и т.д. Она остается актуальной на протяжении 30 дней, поэтому можно смотреть как новые, так и старые номера подшивки, либо материалы сети Интернет.

1 этап. Проверка требований

В объявлении о желаемой должности указывается место, куда нужно подать документы. Также госструктуры публикуют требования – они должны быть прописаны в тексте. Стоит обратить внимание на сроки – у конкурса есть конечная дата принятия решения по кандидатам.

Согласно актуальным на данный момент прошлогодним правилам, стаж работы по специальности и/или по необходимому для работы направлению подготовки (в бакалавриате, магистратуре) не так велик. Чтобы поступить на главные должности, понадобится не менее 2-х лет работать на госслужбе или заниматься аналогичными задачами по направлению подготовки. Прочие варианты подходят даже вчерашним студентам – чтобы получить начальные должности, стаж не нужен.

Если учитывается период работы, где потенциальный служащий реализовал знания не по профилю, а по направлению подготовки, необходимые для ГГС, стаж включает в себя занятость в любых структурах, при помощи которой были получены нужные для вакантной должности профессиональные навыки и умения. Обычно вся необходимая информация данной категории содержится в тексте объявления.

Если в ходе учебы кандидат получил красный диплом специалиста или магистра с отличием, то с даты выдачи документа о законченном образовании до заявки на замещение вакантной должности должно пройти не больше 3 лет. Тогда гражданина примут на работу на условиях сокращенного стажа – для ведущей группы он составляет 1 год.

Что касается образования, окончание ВУЗа является требованием для всех кандидатов, за исключением обеспечивающих специалистов младшей и старшей групп. Начинающим обладателям статуса гражданских служащих достаточно закончить колледж/техникум.

Возраст кандидата не относится к очевидным преимуществам или недостаткам. В отдельных случаях комиссия может отдать предпочтение старшему гражданину, в других — остановить выбор на более молодом коллеге (когда работа государственного органа основана на использовании передового опыта, современных технологий и новейшего уровня переподготовки). Главное условие – соответствие возрастному интервалу, указанному в вакансии.

2 этап. Сбор документов

Каждый претендент на замещение вакантной должности на гражданской службе должен предоставить пакет документов. Обычно в него входят: медицинское заключение о допуске, справка об отсутствии судимости, справка из налоговой, копия документа, удостоверяющего личность, подлинники документов об образовании. К документам прикладывают фото стандартных размеров.

Обращаясь непосредственно в учреждение, которое проводит конкурс, нужно также составить заявление, пройти анкетирование (возможно, это лучше сделать дома, так как вопросы анкеты не всегда являются однозначными).

3 этап. Тренировка перед конкурсом

Далее необходимо обратиться к сайту Правительства и органа, в котором планируется прохождение гражданской службы. Там находятся основные законы, которые несложно выучить (заранее отведите на запоминание около 2 недель). Часто в квалификационных тестах фигурируют такие понятие, как «госслужба», «конституционные права человека», «Конституция РФ», и т.д.

4 этап. Экзаменационное тестирование

Помимо теста на знание законодательства и порядка работы государственных структур (в том числе в выбранной сфере), от кандидата может понадобиться прохождение собеседования. У претендентов обычно интересуются, кто они, чем занимались ранее, откуда родом, и т.д. Часто в ряд вопросов входит причина, по которой кандидат стремится занять конкурсную должность.

Аттестация сотрудников гражданской службы

Государство выдвигает высокие требования к потенциальным сотрудникам государственных структур. Для проверки текущего квалификационного статуса проводятся аттестационные мероприятия, по итогам которых служащий получает один из следующих результатов:

  1. Повышение в должности с присвоением нового классного чина.
  2. Изменение денежного вознаграждения (рост надбавки за особые условия труда – распространенная причина).
  3. Включение в резерв на повышение.

Если итоги аттестации неудовлетворительны, сотрудник переводится по взаимному согласи сторон на другую должность, либо получает направление на обучение с целью повышения профессионального уровня.

Принципы аттестации являются общими для объектов федерального и регионального значения. Она проходит 1 раз в 3 года. В процессе подлежат оценке следующие факторы соответствия навыков занимаемой должности:

  1. Профессиональная подготовка, уровень знаний (теория, практика).
  2. Опыт работы, отзывы о качестве и объективная оценка на основе количественных и качественных показателей.
  3. Эффективность гражданской службы на занимаемой должности.
  4. Скорость и полнота достижения целей, выполнения поставленных задач, адекватность их содержания, и т.п.

Проверка не должна проводиться, если служащими являются:

  1. Лица, которые находятся в должности менее года.
  2. Лица старше 60 лет.
  3. Беременные, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (последних могут включить в список аттестуемых лишь через год после его окончания).
  4. Лица, с которыми заключили срочный трудовой договор.

Как подготовиться

Руководство в обязательном порядке проводит разъяснительные беседы. С их помощью до персонала доводится информация о необходимости аттестационных мероприятий. Раскрывается порядок проведения, список ответственных лиц, которые назначаются проверяющими. Далее руководитель выносит официальное распоряжение о сроках аттестации и графике, формирует группу, для которой актуальна проверка квалификационного уровня на занимаемой должности.

Вышеуказанную информацию следует передать коллегам не позднее, чем за 60 дней до первых аттестационных испытаний. Не позднее, чем за 1 месяц, нужно направить подготовленный заранее отзыв руководителя – его рассмотрит аттестационная комиссия и обязательно учтет при вынесении финального решения. Ознакомиться с отзывом о своей работе сотрудник должен не позже, чем за 2 недели до аттестации. Этот срок даётся, чтобы в случае негативного отклика сотрудник мог собрать и предоставить опровержение, либо продемонстрировать исключительную способность к самореализации на гражданской службе.

Помимо отзыва непосредственного начальника, комиссия рассматривает:

  1. Сведения о профессионально выполненной работе (включая крупные проекты и поручения), предоставленные в формате годовых отчетов.
  2. Несогласие служащего в случае негативного отзыва о работе – оформляется в виде пояснительной записки к исходному документу.
  3. Прошлые аттестационные результаты.

Аттестация – как пройти

Для того, чтобы сопоставить профессионализм сотрудника с требованиями к должности и проверить уровень образования и навыков, в его присутствии проводится специальное заседание. Сначала слово дается председателю. Он зачитывает доклад, а затем поступают на рассмотрение имеющиеся материалы, которые позволяют судить о целесообразности нахождения в должности. Аттестационные мероприятия выявляют полный список профессиональных, деловых и прочих качеств служащего, необходимых в работе и имеющихся у него на данный момент.

  • соответствующим занимаемой должности;
  • не соответствующим занимаемой должности.

В завершение процедуры выдается аттестационный листок с подписью председателя и всех членов комиссии. Также подписывает его и сам аттестуемый – согласно требованиям законодательства, он должен быть ознакомлен с результатами. Итоговый документ передается руководителю государственного органа. Он должен получить его в течение семи дней после аттестационной процедуры. Его хранят в личном деле, ответственность за сохранность сведений несут кадровики из соответствующей службы. Также в отдел кадров направляется протокол заседания, подписанный председателем комиссии и её секретарём. В приложении к протоколу содержатся все официальные предоставленные документы и прочие материалы, положительно характеризующие аттестуемого.

Комиссия может также выдавать рекомендации, направленные на достижение эффективности работы руководства и подчиненных. Они могут касаться поощрения отдельных служащих, направления их на переподготовку и выделения времени для прохождения краткосрочного обучения (по типу мастер-классов, семинаров, и т.д.), улучшения условий труда по отдельным категориям и спискам сотрудников.

Не явиться на заседание – это значит лишиться возможности лично ответить на все уточняющие вопросы. Так или иначе, проверка материалов состоится и без присутствия аттестуемого.

Если служащий прошел аттестацию неудачно, далее последует одно из следующих решений его непосредственного руководителя:

  1. Понижение с присвоением более низкого классного чина.
  2. Перевод на другое место работы.
  3. Увольнение в соответствии с отсутствием необходимых навыков для занимаемой должности (сотрудник должен узнать об этом не позднее, чем за три дня до подписания документа).

Ограничения и ответственность

Нужно знать, что гражданский служащий:

  1. Может быть уволен или не принят на замещение должности, если занимается другой оплачиваемой деятельностью, помимо основной (исключение – наука, педагогика, творчество), а также бизнесом (самостоятельно, через других лиц).
  2. Не будет допущен к исполнению служебных обязанностей, если является депутатом.
  3. Не вправе использовать выгоды от положения (например, гонорары за выступления, подарки от благодарных ему физических лиц и руководителей компаний, и т.д.).
  4. Не может участвовать в забастовках.
  5. Не имеет право пользоваться своим положением для лоббирования интереса партий и прочих политических объединений.
  6. Не должен пользоваться в неслужебных условиях оборудованием и прочим информационно-техническим имуществом, которое ему выдали для работы.
  7. Без особого решения компетентного органа он не может принимать участие в собрании управляющих частной компании.

Пока сотрудник занимает должность гражданского служащего, он должен передать в ДУ все свои активы, отчитываться в налоговую инспекцию по месту жительства или регистрации, передавая сведения о доходах и имущественных приобретениях. Следует внимательно отнестись к собственности, являющейся объектом налогообложения.

Заключение

Помимо квалификационных тестов и анализа материалов с вынесением соответствующего решения, служащий имеет шанс на внеочередное повышение на основании особых успехов в сфере ГГС и собственного прошения. Соответствующее решение и получение нового ранга возможно не ранее чем через 3 месяца после подачи заявления. Ходатайство руководства, заслуги работника, результаты тестов – всё это является отправной точкой для получения более престижной должности.

3. Установить, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).

4. Руководителям федеральных государственных органов (их аппаратов) принять меры, направленные на решение вопросов, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

5. Признать утратившими силу:

Примечание. К воинскому званию пребывающего в запасе гражданина, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".

Похожие публикации