Заработок за время исполнения гособязанностей. Гарантии работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности (Давыдова Е.В.)

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Рассмотрим, что же относится к установленным законодательством государственным обязанностям.

Гарантии в связи с исполнением обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума с правом решающего голоса предусмотрены п. 17 ст. 29 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Гарантии и компенсации арбитражным заседателям предоставляются в соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона РФ от 30 мая 2001 года N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". В частности, арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ. Ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Гарантии и компенсации присяжным заседателям установлены ст. 11 Федерального закона РФ от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", которая определяет материальное обеспечение заседателей. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

Выполнение обязанностей в соответствии с законодательством о воинской обязанности и гарантии в связи с прохождением медицинского обследования, призывом на военные сборы предусмотрены ст. 6 (п. п. 1, 2), ст. 56 (п. 2) Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Исполнение обязанностей свидетеля и гарантии в связи с этим предусмотрены ст. 70, 95 Гражданского процессуального кодекса РФ. Указанные нормы устанавливают компенсации и для экспертов, специалистов, переводчиков:

"Статья 95. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам

1. Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные.

2. За работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

3. Эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами."

Гарантии и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, предусмотрены ст. 131 НК РФ:

"Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

2. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

4. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета."

ТК РФ внес существенные изменения в правовое регулирование гарантий и компенсаций при исполнении работником государственных или общественных обязанностей в рабочее время. До принятия ТК РФ ст. 111 КЗоТ РФ предусматривала обязанность работодателя не только сохранить место работы (должность) за таким работником, но и его средний заработок. В настоящее время в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить работника от работы на время исполнения государственных и общественных обязанностей, сохранив за ним только место работы (должность). Возложение на работодателя обязанности освобождать указанных лиц от работы для выполнения им вышеуказанных обязанностей означает, что никакие причины производственного характера не могут воспрепятствовать исполнению этих обязанностей.

ТК РФ в ст. 170 законодательно закрепляет гарантии, для лиц, выполняющих в рабочее время следующие государственные или общественные обязанности:

ь осуществляющих избирательное право;

ь при исполнении депутатских обязанностей;

ь при явке в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов;

ь при явке, по вызову в органы социальной защиты населения в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже;

ь при выполнении других государственных или общественных обязанностей – в случаях, предусмотренных законодательством.

Помимо гарантий сохранения места работы для лиц, привлекаемых к исполнению государственных или общественных обязанностей, орган, привлекший работников к исполнению соответствующих обязанностей, выплачивает за весь период такого привлечения компенсацию. Размер компенсации определяется ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Государственные и общественные органы и организации, практикующие привлечение работников к исполнению возложенных на них обязанностей, имеют сложную структуру. В связи с этим при практическом применении ст. 170 ТК РФ возникает немало вопросов. Законодателем до настоящего времени не дан конкретный перечень государственных органов и общественных объединений, наделенных полномочиями привлекать работников к исполнению государственных и общественных обязанностей, и не определен размер гарантийных выплат, которые работники получают за время выполнения этих обязанностей.

На период участия в выборах кандидат в депутаты, освобожденные от основной работы. Не получает свой средний заработок по месту работы, но получает вознаграждение от соответствующей избирательной комиссии. При этом размер вознаграждения не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного законом на день проведения выборов, более чем в 10 раз.

Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрен ряд компенсационных выплат, связанных с исполнением полномочий депутатов Государственной Думы. Так, в соответствие со ст. 27 вышеуказанного закона, депутаты Государственной Думы получают:

· оплату проезда депутата и членов его семьи с места постоянного жительства до Москвы;

· оплату проживания в гостинице;

· суточные (депутату);

· единовременное денежное пособие в связи с переездом в Москву в размере 0,5 ежемесячного вознаграждения, каждому члену его семьи по 0,25 ежемесячного денежного вознаграждения депутата, установленного на день проведения выборов в Государственную Думу.

Депутаты Государственной Думы получают ежемесячное денежное вознаграждение (оклад) в размере вознаграждения федерального министра; Председатель Государственной Думы получает вознаграждение, равное вознаграждению Председателя Правительства РФ.

Депутату Государственной Думы возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий, в сумме. Равной 5 минимальным размерам оплаты труда.

Депутат Государственной Думы вправе иметь до сорока помощников, работающих на общественных началах и до пяти помощников работающих на платной основе. С ними заключаются срочные служебные контракты или срочные трудовые договора как на основную работу либо как на работу по совместительству. Оплата их труда осуществляется за счет специально выделяемой каждому депутату суммы в размере 1,6 размера оклада депутата (на всех помощников). Конкретный размер оплаты труда помощника определяет сам депутат.

В соответствии с п.п..17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. 21 июля 2005 г.) ч лену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Помимо вышеназванных лиц гарантийные выплаты и производятся:

а) при вызове в рабочее время в органы дознания, органы предварительного следствия, к прокурору;

б) при вызове в суд в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, потерпевшего;

в) при участии в судебном заседании в качестве народных заседателей или присяжных; при выполнении других государственных или общественных обязанностей в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда) (утв. Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245) (с изменениями от 2 марта 1993 г., 4 марта 2003 г.) с видетели, потерпевшие, законные представители потерпевших, эксперты, специалисты, переводчики и понятые, вызываемые к лицу, производящему дознание, следователю, прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда) для дачи показаний, заключений по уголовным и гражданским делам, переводов, участия в производстве следственного действия и судебном разбирательстве имеют право на возмещение понесенных ими расходов по явке (стоимость проезда к месту вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные). Оплата проезда осуществляется на основании проездных документов, но не выше пределов, установленных п. 5 Инструкции. Помимо расходов по проезду при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями; по проезду автотранспортом к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

Суточные выплачиваются в размерах, установленных для возмещения командировочных расходов.

За лицом, вызываемым в качестве свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика и понятого сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, производящему дознание, следователю, прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражного суда). Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы.

Инструкция предусматривает выплату вознаграждения, играющего роль поощрения за явку, в размере суточных, установленных для служебных командировок.

Выплата всех сумм производится органом, вызвавшим работника.

Статьей 131 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) (в ред. от 27 июля 2006 г.) установлены гарантии для лиц, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. В соответствии с указанной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 298 утверждено «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».

Лица, привлекаемые в качестве переводчиков, специалистов и экспертов для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время нормы оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждены постановлением Минтруда РФ от 18 февраля 2000 г. № 19.

За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо сумм по возмещению расходов, получают денежное вознаграждение в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории Российской Федерации.

Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

За время участия присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета на основании ст.8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее, среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с изм. 30 июня 2003 г.) закрепляет меры материальной компенсации арбитражным заседателям в период участия в рассмотрении споров что, безусловно, является гарантией их финансовой независимости во время отправления правосудия.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Помимо этого арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Действующее законодательство устанавливает и гарантии, предоставляемые работникам в связи с выполнением воинских обязанностей. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, работник освобождается от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы не более 10 МРОТ. Ему также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы. Выплата работникам среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях. Компенсация предприятиям этих расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.

На время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы не более 10 МРОТ. Им выплачивается также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на воинскую службу по контракту (членам призывной комиссии врачам-специалистам, среднему медицинскому персоналу, техническим работникам), за время участия в этих мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок. Им также возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

В связи с проведением пенсионной реформы, принятием ряда новых законодательных актов, в том числе и Указа Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», органы социальной защиты могут вызывать свидетелей, чтобы подтвердить периоды работы, принимаемые в зачет трудового стажа для назначения пенсий.

Гарантийные выплаты предусмотрены для работников – изобретателей и рационализаторов. Им установлены два варианта гарантий:

а) сохранение среднего заработка при освобождении от основной работы для участия в работе по внедрению изобретения или рационализаторского предложения на том же предприятии, в организации;

б) оплата в размере не ниже среднего заработка по месту постоянной работы, если работник участвовал во внедрении изобретения или рационализаторского предложения на другом предприятии, в организации.

Следует отметить, что на время исполнения работником государственных или общественных обязанностей с отрывом от производства, работодатель вправе принять на его место другого работника по срочному трудовому договору. Однако после окончания выполнения указанных обязанностей работник возвращается на прежнюю работу (должность) с теми же условиями труда. В связи с чем, вновь принятый на его место работник должен быть уволен по окончании срока трудового договора или переведен на другую работу (должность).

Законодатель устанавливает гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников.

В соответствии с п. 5 ст. 25 Закона РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

В соответствии со ст. 171 ТК РФ гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, определяются ТК РФ. Так, ст. 374 ТК РФ устанавливает право членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, участвовать в качестве делегатов в работе съездов и конференций, созываемых профессиональными союзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Согласно ст. 9 Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. от 29 июня 2004 г.) и ст. 39 ТК РФ лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Следует учесть, что законодательство субъектов Федерации, а также соглашения и коллективные договоры могут предусматривать срок большей продолжительности. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Увольнение руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов, их структурных организаций (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы, допускается (помимо общего порядка увольнения) только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии такого вышестоящего органа указанные работники увольняются с мотивированного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и ст. 405 ТК РФ устанавливают возможность освобождения от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года для членов примирительной комиссии, посредников и трудовых арбитров.

Членам комиссии по трудовым спорам для участия в ее работе также предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка. Средний заработок при этом определяется из расчета трех последних месяцев работы в порядке, предусмотренном законодательством. Работники, входящие в состав комиссии по трудовым спорам могут быть уволены по инициативе администрации только с мотивированного согласия выборного профсоюзного органа предприятия.

СТ 170 ТК РФ .

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы
(должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях,
если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности
должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника
к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных
частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей
компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего
общественного объединения.

Комментарий к Ст. 170 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает принципиально иной подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей, чем ранее действовавшее законодательство. Обязанность работодателя исчерпывается освобождением работника от работы, а компенсацию неполученного заработка обязан произвести тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Размер компенсации определяется законом или иным нормативным правовым актом.

2. Перечень государственных или общественных обязанностей в ТК РФ отсутствует, указывается лишь на то, что исполнение государственных или общественных обязанностей в рабочее время должно быть предусмотрено ТК РФ или федеральным законом.

К числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов, относятся:

а) участие в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума;

б) участие зарегистрированного кандидата в выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

в) осуществление полномочий доверенного лица в период проведения выборов в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

г) осуществление депутатских полномочий на непостоянной основе;

д) осуществление функций народных, арбитражных и присяжных заседателей;

е) явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;

ж) выполнение воинских обязанностей;

з) выполнение обязанностей спасателей на нештатной основе и на общественных началах.

3. Гарантии и компенсации в связи с участием в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, предусмотрены п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме". За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Кроме того, член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

4. Гарантии и компенсации зарегистрированному кандидату в выборах Президента РФ, выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления предусмотрены ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме".

Работодатель обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

5. Гарантии и компенсации работникам, являющимся доверенными лицами кандидатов в президенты РФ, в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотрены ст. 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме". Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить доверенных лиц, количество которых устанавливается законодательством. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения, избирательного блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, назначившими этих доверенных лиц.

6. Осуществление депутатских полномочий на непостоянной (без освобождения от основной деятельности) основе может быть предусмотрено представительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), а также представительными органами местного самоуправления (п. 5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

7. В соответствии со ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей является гражданским долгом. За время участия в отправлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

8. Присяжными заседателями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется судом в порядке, установленном УПК, один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.

Присяжному заседателю выплачивается судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере 1/2 должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за это время.

Командировочные расходы возмещаются присяжному заседателю в порядке и размере, установленных законодательством для судей, также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.

За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и компенсации. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются.

9. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в установленном порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ (Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации").

10. Уголовно-процессуальный кодекс в ст. 131 предусматривает возмещение работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Арбитражный процессуальный кодекс в п. 7 ст. 56 устанавливает, что граждане, вызванные в арбитражный суд в качестве свидетелей, имеют право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и получение денежной компенсации в связи с потерей времени. Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 70 ГПК. На основании ст. 25.14 КоАП потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Таким образом, во всех случаях вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, в суд, к должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, за гражданином сохраняется средний заработок по месту его работы, а также возмещаются понесенные расходы. Порядок возмещения недополученного заработка и понесенных расходов предусмотрен Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240.

Лица, отвлеченные от работы в связи с вызовом в органы предварительного следствия, дознания, в прокуратуру, в суд, имеют право на следующие выплаты:

а) компенсация за недополученный заработок в размере среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы;

б) компенсация расходов по проезду к месту проведения процессуальных действий и обратно к месту жительства или месту работы;

в) компенсация расходов по найму жилого помещения и бронированию жилого помещения;

г) компенсация дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места жительства (суточных).

Порядок и размеры возмещения расходов участникам производства по делам об административных нарушениях (потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым) определены Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298.

11. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о поступлении в мобилизационный людской резерв, о призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, с призывом или добровольным поступлением на военную службу, с поступлением в мобилизационный людской резерв и с призывом на военные сборы, на время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.

Аналогичные гарантии предоставляются при медицинском освидетельствовании гражданам, направляемым на альтернативную гражданскую службу.

Расходы, понесенные организациями, компенсируются им за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

12. Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" предусматривают создание подразделений добровольной пожарной охраны. Добровольными пожарными признаются граждане, непосредственно участвующие на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Добровольные пожарные, являющиеся членами или участниками общественного объединения пожарной охраны, принимают участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на безвозмездной основе. Таким образом, никаких гарантийных и компенсационных выплат лицам, привлекаемым к участию в добровольной пожарной охране, законодательство не устанавливает. Однако в коллективном договоре или в локальном нормативном акте может быть установлено предоставление этим лицам соответствующих гарантий и компенсаций.

13. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться как на постоянной штатной основе, так и на нештатной и добровольной основе. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 67. Компенсация выплачивается из расчета один день отпуска за 24 час. фактически отработанного времени в порядке, установленном для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск.

Расходы, связанные с выплатой денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска и оплатой труда спасателей, производятся за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, привлекающими спасателей к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ваш сотрудник написал заявление, чтобы его отпустили в суд, где он выступает в качестве истца по вопросу взыскания ущерба. Обязаны ли вы его отпустить? Нет. Конечно, как правило, работодатель пойдет навстречу работнику, даст ему отгул или предоставит отпуск без сохранения заработной платы. Другой вопрос, если работника вызвали в суд в качестве свидетеля или эксперта. Тут уже законодатель обязал работодателя отпустить работника, так как того привлекли к исполнению государственных или общественных обязанностей. В статье попытаемся разобраться, какие обязанности считаются государственными и общественными и какие гарантии положены работникам, их исполняющим.

Что такое государственные и общественные обязанности?

Прежде всего работодателю необходимо знать, какие же обязанности законодатель отнес к государственным и общественным. К сожалению, трудовым законодательством не определен конкретный перечень, поэтому приходится руководствоваться другими федеральными законами и мнением специалистов в этой области. Итак, к таким обязанностям можно отнести:
1. Участие в осуществлении правосудия.
2. Участие в деятельности налоговых, правоохранительных и судебных органов.
3. Реализацию избирательного права.
4. Выполнение воинских обязанностей.
5. Избрание на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления.
6. Избрание в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам.
Основные гарантии и компенсации, предоставляемые при исполнении работниками государственных и общественных обязанностей, установлены ст. 170 ТК РФ:
- сохранение места работы (должности), если эти обязанности исполняются в рабочее время;
- денежная компенсация.
Если обязанность по сохранению места работы лежит на работодателе, то обязанность по выплате компенсации лежит на том государственном органе или общественном объединении, которые привлекли работника к исполнению обязанностей. То есть сохранять за работником средний заработок на время его отсутствия работодатель не обязан. Размер компенсации, положенной работнику, определяется ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или решением соответствующего общественного объединения.
Однако в определенных случаях, установленных федеральными законами, работодатель все же должен сохранить за работником средний заработок и предоставить некоторые другие гарантии. Рассмотрим порядок привлечения к исполнению обязанностей и предоставления гарантий в каждом конкретном случае.

Участие в осуществлении правосудия

Участие в осуществлении правосудия осуществляется путем исполнения работником полномочий в качестве:
1. Присяжного заседателя. Это регламентируется Федеральным законом от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации". В силу ст. 11 указанного Закона присяжному заседателю за время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю также возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.
Кроме этого, не допускается увольнение или перевод на другую работу присяжного заседателя по инициативе работодателя в этот период.
Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
2. Арбитражного заседателя. Согласно ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" арбитражному заседателю за счет федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного МРОТ, установленного законодательством РФ, пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия соответствующим арбитражным судом субъекта РФ. Арбитражному заседателю также возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ. Время исполнения заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Добавим, что за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Участие в деятельности налоговых, правоохранительных и судебных органов

Исполнение государственных и общественных обязанностей может выражаться в обязанности работника исполнять функцию свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика в судебных и других органах.
Так, в силу ст. 131 НК РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.
Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.
А вот за сотрудниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на основной работе зарплата.

Примечание. Порядок выплаты и размер сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Компенсация затрат работников в гражданском судопроизводстве регулируется ГПК РФ. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд.
В силу ст. 95 ГПК РФ свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и из среднего заработка.
В ст. 96 ГПК РФ прописан порядок внесения денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам. Эти или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, соответственно ВС РФ, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) судебного департамента в субъекте РФ, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. Если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. Если названные действия осуществляются по инициативе мирового судьи, расходы возмещаются за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого действует мировой судья.

Обратите внимание! Если свидетель в гражданском процессе вызывается по инициативе суда, то затраты компенсируются из бюджета, а если об этом ходатайствует сторона (стороны), их компенсирует истец или ответчик. Ходатайствующая о вызове сторона внесет соответствующие денежные средства на счет, а если выиграет дело - компенсировать их будет уже проигравшая сторона. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возмещение с другой стороны всех понесенных по делу судебных расходов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Что касается участников уголовного процесса, согласно ст. 131 УПК РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. К процессуальным издержкам в том числе относятся суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими зарплаты за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Также к издержкам относится ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности, в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 утверждены порядок и размер возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ и Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ. Согласно Положению выплата денежных сумм работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым в возмещение недополученной ими зарплаты (денежного содержания (денежного довольствия)) за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд по уголовному делу, производится при представлении справки, содержащей сведения о среднем дневном заработке указанных лиц, выданной работодателем, а также копии трудовой книжки.
Свидетелям в связи с явкой в арбитражный суд возмещаются расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. А за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд (ст. 107 АПК РФ).

Гарантии работникам в связи с избирательным правом

К видам государственных или общественных обязанностей, связанных с избирательным правом, в силу Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) можно отнести:
1. Участие в избирательной комиссии. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется основное место работы (должность), а также ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. Освобождение от работы осуществляется на основании представления комиссии (п. 17 ст. 29 Закона N 67-ФЗ). Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. 19 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).
2. Регистрацию в качестве кандидата на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе государственной власти или местного самоуправления. Зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку (п. 2 ст. 41 Закона N 67-ФЗ).
3. Осуществление полномочий доверенного лица кандидата избирательного объединения. В силу п. 3 ст. 43 Закона N 67-ФЗ на период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
4. Участие в информировании избирателей и участников референдума. В силу п. 6 ст. 45 Закона N 67-ФЗ журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума согласно законодательству РФ о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе работодателя уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей кампании, за исключением случая, когда на них было наложено согласно трудовому законодательству взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

Выполнение воинских обязанностей

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) работник, подлежащий призыву на военную службу или имеющий отсрочку от нее, может быть вызван в военкомат. Причинами такого вызова может быть:
- первоначальная постановка на воинский учет;
- проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу (прохождение медицинского освидетельствования, заседание призывной комиссии, уточнение сведений воинского учета и др.);
- отправка к месту прохождения военной службы.
Решение военного комиссариата о призыве гражданина оформляется приказом, после чего призывнику не позднее чем за десять дней до начала военных сборов вручается повестка по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности". Повестка может быть направлена как непосредственно работнику, так и на адрес организации. При этом, если повестка пришла на адрес организации, руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо (работник) организации обязаны не только оповестить работника о вызове (повестке) военного комиссариата, но и обеспечить ему возможность своевременной явки по повестке (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ).

Обратите внимание! Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влекут наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

В силу ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время исполнения воинских обязанностей освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. Кроме этого, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
При осуществлении работником воинских обязанностей все расходы и средний заработок ему оплачивает работодатель, а затем компенсирует эти расходы из федерального бюджета. Так, согласно п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ. Согласно п. 3 Правил компенсация расходов организации, связанных с выплатой среднего заработка вышеуказанным гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны.

Избрание на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления

В силу ст. 172 ТК РФ гарантии лицам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Основной гарантией при избрании на выборные должности в государственные органы или органы местного самоуправления является право на предоставление той же должности после окончания срока избрания, а при отсутствии такой работы предоставляется иная равноценная должность в той же организации. Например, согласно ст. 41 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в полиции либо увольняется со службы в полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
При этом период осуществления указанных полномочий засчитывается сотруднику полиции в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

Гарантии членам профсоюзов и членам комиссии по трудовым спорам

К общественным обязанностям можно отнести и профсоюзную деятельность. Гарантии членам профсоюза отличаются в зависимости от того, освобожден член профсоюза от основной работы или нет.
Так, сотрудников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, работодатель обязан освободить от нее для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением. Кроме этого, увольнение таких сотрудников по инициативе работодателя осуществляется только с согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации или вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ), ст. 374 ТК РФ).
Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации - профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж (ст. 26 Закона N 10-ФЗ, ст. 375 ТК РФ).
Право на определенные гарантии имеют и члены комиссии по трудовым спорам. В силу ст. 171 ТК РФ им предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. Увольнение члена комиссии по инициативе работодателя возможно только с согласия профсоюзного органа предприятия.
Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора также имеют гарантии. Они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года. В период разрешения коллективного трудового спора они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ст. 405 ТК РФ).

В заключение

Мы рассмотрели основные обязанности, которые можно причислить к государственным или общественным. Некоторые специалисты также причисляют к ним донорство. Гарантии и компенсации в случае сдачи крови установлены ст. 186 ТК РФ, в соответствии с которой в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования сотрудник освобождается от работы. При этом за ним сохраняется средний заработок только за день сдачи крови, а день медицинского обследования оплате не подлежит.
В любом случае, если сотрудник должен приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, ему следует предъявить работодателю соответствующий документ. Это могут быть повестка из военкомата, представление или справка избирательной комиссии, копия удостоверения кандидата на выборную должность, повестки судебных или других органов, привлекающих сотрудника, медицинская справка и т.п. Если сотрудник не может представить такой документ непосредственно до освобождения от работы (например, при сдаче крови), он должен представить его впоследствии.
Кроме документа, выданного соответствующим органом, с сотрудника следует также запросить заявление (хотя такая обязанность и не установлена). На основании заявления и подтверждающего документа работодатель издает приказ в произвольной форме об освобождении сотрудника от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей.
Кроме этого, работодатель в некоторых случаях для получения сотрудником компенсации должен будет выдать ему справку о среднем дневном заработке и копию трудовой книжки.
В табеле учета рабочего времени время освобождения от работы отмечается буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".
Если исполнение государственных или общественных обязанностей приходится на отпуск работника, то в силу ч. 1 ст. 124 ТК РФ отпуск должен быть продлен или перенесен.
И в заключение отметим, что работодатель не имеет права препятствовать исполнению работником государственных или общественных обязанностей. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности, в частности, по ст. ст. 5.27, 17.5, 21.2 КоАП РФ.

Похожие публикации