Международный билль о правах человека. Международный биль о правах человека

В ходе II Мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании основных прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой. Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкомасштабного сотрудничества в области прав человека. Также следует отметить, что Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой бы то ни было дискриминации.

Организация Объединенных Наций возникла в ответ на агрессию и преступлений против человечности, совершенные фашизмом в годы 11 Мировой войны. Уже в Декларации ООН , подписанной в 1942 году от имени 26 стран (позднее присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости... и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Одним из великих достижений ООН явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые в истории человечества разработал поддержанный на международном уровне всеобщий свод законов о правах человека. Под ним готовы подписаться все страны, и все люди стремятся к его осуществлению. ООН не только определила широкий круг международно-признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими, она установила механизмы их поощрения и защиты, а также оказала помощь правительствам в выполнении взятых на себя международных обязательств.

Практически все главные органы ООН, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат, Генеральный секретарь и Совет по опеке и попечительству (уже к 1975 году все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США), в результате отпала необходимость в Совете), в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения и защиты прав человека. Однако, основную ответственность в этой области несут Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного билля по правам человека.

В настоящее время Международный билль включает следующие основные международные соглашения:

· Всеобщая декларация прав человека 1948.;

· Международный пакт о гражданских и политических права 1966г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;

· I Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических права 1966г. (предусматривает процедуру обращения и подачи индивидуальных петиций);

· II Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах 1989г (вводит запрет на смертную казнь).

МБ о правах человека:

· всеобщая декларация прав человека

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

· Международный пакт о гражданских и политических правах.

· Факультативный протокол к МПоГиПП. (гражданам разрешено отправлять жалобы на свое государство, и государство не должно препятствовать)

· 2й факультативный протокол к МПоГиПП направлен на отмену смертной казни.

В Беларуси смертная казнь есть, а в конституции написано что нет.


Конституция, основной закон РБ.

Конституция – гарантирующий права и обязанности граждан действия законодательной, исполнительной, и судебной власти, полномочия президента РБ, порядок избирательной системы.

Права и обязанности граждан.

1 группа – личные права. Право на имя, на жизнь, на создание семьи, на здоровье.

2 группа – политические права. Право на свободу слова, на участие в выборах, право избирать и быть избранным. Право создавать и право участвовать в общественных организациях. Право участвовать в митингах, собраниях и шествиях.

3 группа – социально экономические и культурные права. Право на образование, на труд, на жилище. Сохранение памятников и умножение и их.

Функции конституции:

· Юридическая – т.к. это основной закон РБ.

· Экономическая (закрепляет две формы собственности, государственную и частную.

· Политическая – выборы президента, депутатов и пр. муть.

· Социальная.

Ветви власти

1. Законодательная - Национальное собрание состоящее из 2х палат. (Парламент).

2. Исполнительная власть – премьер-министр, и министры. Административно территориальные органы.

3. Судебная власть – кроме конституции есть закон о судах, судьи неприкосновенны, есть два вида судов: они делятся по территориальности и …
По территориальности: верховные суды, областные и городские суды, районные суды и города Минска, военные суд (высший военные суды и еще какой-то)
По специализации – высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и города Минска, и конституционный суд (он не рассматривает никаких дел, он следит за соблюдением законности).

Гражданство. Понятие гражданство.

Закон о гражданстве в РБ от 13.12.2001 года. Гражданство ­ – это связь человека со страной основанная на взаимных юридических правах и обязанностях влекущих ответственность.

Виды приобретения гражданства:

1. По рождению. Если оба граждане РБ и проживают в РБ, то и ребенок гражданин. Если 1н родитель то по заявлению ребенок тоже становится ГРБ. Если оба за границей но по заяве могут забадягать ему ГРБ. Если иностр. Граждане проживают в РБ. И т.д.

2. По заявлению. Любой человек который не имеет гражданства может стать ГРБ. Для этого нужно не быть никаким гражданином другой страны, проживать на территории не менее 7ми лет, работать по трудовому договору и знать один из языков. Бывшим гражданам РБ им мб скидки, заслуженным бывшим белорусам тоже можно быстро восстановится.

Права и обязанности несовершеннолетних (н/л) по гражданскому праву.

Праводееспособность – это права, обязанности и ответственность за них. Полная с 18 лет, ограниченная с 16, в гражданском с 14.

До 6ти лет в гражданском праве ребенок не дееспособен, до 14 частично, с 14-16 ограниченная. Недееспособные и нетрудоспособные это разное.

Деликтоспособность – это способность лица в определенном законом возрасте сознавать своих противоправных действий и нести за это юридическую ответственность: гражданско-правовая с 18; дисциплинарная с 16; административная с 16 лет; уголовная с 16 лет, с 14 за тяжкие преступления; (это все виды юридической ответственности).

Трудовое право с 16 лет, на легкой работе с разрешения одного из родителей в 14. Семейное право замуж с 18, возраст мб снижен до 3х лет:

· Справка о постановке на учет по беременности.

· Рождение совместного ребенка.

· Признание одного из супругов полностью эмонсипированным (полностью самостоятельным).

Ребенок с 10ти лет имеет право решать с кем он останется после развода.

Права ребенка:

1. Имеет право на имя. (быть зарегистрированным).

2. Имеет право на наследство со дня рождения.

3. Зачатый при жизни наследодателя и родившийся живым имеет право на наследство.

4. Он имеет право до 14 лет самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (продукты питания в магазине).

5. Сделки на безвозмездное получение выгоды.

6. Сделки по распоряжению средствами предоставленными законных представителей.

7. До 14ти лет не отвечай за вред причиненный другим людям, а за него отвечают законные представители.

8. С 14 лет частичная дееспособность.

С 16 ограниченная.

10. Имеет право на бесплатную юридическую помощь (бесплатного адвоката).

11. В 16 лет он может стать членом кооператива и работать на основании трудового действия, может вступить в брак.

12. И несет уголовную и дисциплинарную ответственность.

13. В 18ть лет он становится полностью праводееспособным.

Закон о правах ребенка.

Глава 1. Общие положения.

Статья 4я право на жизнь. К н\л которым на день оглашение приговора не исполнилось 18 лет смертная казнь и пожизненное заключение не применяются.

Статья 5. Охрана и укрепление здоровья.

Статья 7е право на гражданство.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни.

Статья 9. право на неприкосновенность, защиту от эксплуатации и насилия.

Статья 10. Право на имущество и право распоряжаться своим имуществом.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации.

Статья 12. Право на льготы на проезд.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов.

Обязанности ребенка

Глава 2. Ребенок и семья.

Статья 15. Право на проживание в семье.

Статья 16. Права ребенка живущего отдельно без родителей.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка.

Статья 18. Право на жилище.

Статья 19. Право на имущество. И распоряжаться этим имуществом.

Наследство:

1. Наследование по завещанию. Обязательная доля - она выделяется несовершеннолетним и нетрудоспособным детям, нетрудоспособным жене или мужу и таким же родителям. – не более 50% от наследуемого.

2. Наследование по закону. Первая очередь: жене, детям, родителям умершего.

Статья 20. Право на Имя. Можно поменять до года и в 16 при получении паспорта.

Статья 21. Социальная защита семьи государством.

Вопросы для выступлений:

1. Многодетная семья:

a. Мат помощ детям.

b. Льготы матерям.

2. Дети сироты.

d. Мат. Помощь со стороны гос-ва.

3. Дети инвалиды.

4. Неполная семья.

a. Пособие.

b. Льготы.

5. Мат. Помощь женщинам родившим детей. Какое пособие, сколько.

Просто сообщение.

Ребенок и общество

Статья 22. Приобщение к национальной культуре.

Статья 23. Право на образование. (бесплатное базовое образование).

Статья 24. Право на труд. Нельзя на вредных, тяжелых, горных, подземных работах. Не могут: быть материально ответственными, быть на испытательным сроком, заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 25 право на отдых. Работающие – отпуск только летом, или по желанию. Работают сокращенное рабочее время, а засчитывается как полное.

Статья 26. Право на свободу объединений.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь корреспонденции.

Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Статья 29. Защита прав ребенка оставшегося без попечения родителей. Опека – до 14 лет, попечительство с 14 до 18.
Усыновителем быть не может:

· Недееспособные люди.

· Алкоголики, наркоманы.

· Ведущие аморальный образ жизни.

· Бывшие усыновители.

· Не имеющие жилья средств к существованию и здоровью.

· Нетрудоспособные. (пенсионеры).

Приемная семья – альтернатива усыновлению. Закл. Два договора:

1. Гражданско правовой о взятии ребенка в семью,

2. Трудовой договор, о начислении маме трудового стажа и з\п.

Лишение родительских прав:

· Не принимает участия в воспитании ребенка.

· Если они признаны не дееспособными.

· Жестокое обращение с детьми.

· Алкоголикии и наркоманы.

· Письменно отказались от ребенка.

Статья 30. Содержание и воспитание детей в интернатах и детских учреждениях.

Статья 31. Права детей инвалидов и детей с ОПФР.

Статья 32. Права детей беженцев.

Статья 34. Права детей беженцев.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях.

Ребенок направляется в спец-школу, только по решению суда. На срок не более 2х лет.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения.

КАТИФИЦИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

1. Гражданское право. Правоспособность с рождения. Праводееспособность с 18ти лет. Эмансипация – это право дееспособность признанная судом (для этого нужно быть нормальным, и работать).

До 6ти лет ребенок является недееспомсобным, до 14 лет ограниченно недееспособный.

Пропускаем трудовое право.


Административное право.

Административное право – общественные отношения в сфере государственного управления.

Субъекты административных правонарушений. Ответственность с 16 лет, субъекты физические лица, юридические лица, лица занимающиеся административно-хозяйственной деятельностью.

Объекты: то на что направленно общественное отношение.

Ответственность не наступает: Если субъект недееспособный (больной на голову),

Совершенные в состоянии необходимой обороны.

Совершенные в состоянии крайней необходимости.

Виды административных взысканий (наизусть).

1. Предупреждение.

3. Лишение специального права. (водительские права, охота, ловля рыбы и т.д.).

4. Лишение права занимать определенную должность, и заниматься определенной деятельностью.

5. Департация для иностранных граждан.

6. Безвозмездное изъятие предмета. (бабуля семки продает в неустановленном месте).

7. Возмездное изъятие предмета. (забрали машину в нетрезвом состоянии)

8. Арест до 15 суток. Если повторно то до 25.

9. Общественные работы до 180 часов.

10. Исправительные работы до 3х месяцев с вычитанием из заработной платы до 25%, у детей до 15%.

Сроки задержания.

До 3х часов для выяснения личности.

До 24х часов с уведомлением прокурора.и

До 3х суток с разрешения прокурора.

С несовершеннолетними все действия совершаются в присутствии родителей.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УП (преступление) – это виновное деяние предусмотренное уголовным кодексом и влекущее им наказание.

Субъект УП – мб только физическое лицо, вменяемое и достигшее определенного возраста.

Виды наказаний(выучить):

2. Конфискация имущества

3. Лишение специального звания

4. Лишение права заниматься определенной должностью, опр.деятельностью.

5. Общественные работы до 240 часов,

6. Исправительные работы до 2х лет. (с основной работы высчитывают проценты).

7. Ограничение свободы. (тем кто учатся не дают).

8. Лишение свободы. (дается всем).

9. Пожизненное заключение.

10. Смертная казнь (высшая мера или исключительная мера.), (не даются несовершеннолетним которым на день исполнения приговора не исполнилось 18 лет.)

Выучить наизусть: Мера присечения: подписка о невыезде, залог, заключение под стражу.

Условно без назначения наказания.

Гуманность со стороны гос-ва к несовершеннолетним.

1. Помилование. (каждый осужденный может подать просьбу о помиловании).

2. Амнистия.

3. Условно-досрочное освобождение. (в зависимости от преступления).

Истории известно множество документов, подписание которых повлияло на целые народы. Важное место среди них занимают и несколько биллей, подписанных в Англии и США, о которых и пойдет речь.

Билль в Англии

Билль о правах 1689 года - это конституционный акт, который был принят правительством Великобритании и основательно повлиял на путь развития парламентской монархии в государстве. Он стал юридическим выражением в результате которой с престола был свергнут Яков II Стюарт, а его место занял новый монарх - Вильгельм III Оранский.

Чтобы не возникало восстаний против новой власти, король согласился на подписание Декларации прав, которое имело место 1689 года. Благодаря этому документу монарха признали лорды и общины, а позже на его основе был создан Билль о правах.

Как билль повлиял на корону и народ?

Основные нововведения, указанные в документе, касались соотношения полномочий и монарха, который теперь должен был подчиняться актам парламента. Король был лишен возможности отменять законы парламента, касающиеся наказаний, и приостанавливать работу других законов без согласия парламента. Это привело к тому, что король больше не обладал наивысшей властью в законодательной сфере, кроме этого, его полномочия в сфере судопроизводства сделали более ограниченными. Также были введены серьезные ограничения на взаимодействие короны и церкви. С момента вступления билля в силу монарх был более неспособен на взимание налогов на нужды народа и содержание армии в мирный период, а суды по церковным делам закрывались. Средства, необходимые на содержание королевского двора и армии, выделялись на исключительно небольшой срок, из-за чего монарх был вынужден все время обращаться за субсидиями.

Что еще изменил билль?

Кроме этого, благодаря нововведениям парламент получал больше полномочий. Теперь король был обязан устраивать созывы парламента не реже, чем раз в три рода, а члены парламента получали хоть и условную, но все же свободу слова. Изменения коснулись и выборного права. Билль о правах запретил привлечение кандидатов, верных трону. Кроме этого, документ провозглашал возможность подачи петиций, а также свободу парламентских дебатов. Новые законы также определяли принципы представительства в парламенте, которые рассчитывались пропорционально уплачиваемому налогу. Хотя в действительности избирательным правом могли быть наделены только крупные буржуа и аристократы.

Билль и судебная власть

Особые подразделы документа о правах касались полномочий судебной власти. В них определялось, что суды не могут прибегать к слишком высоким залогам, штрафам или же даже жестоким наказаниям. Более не была законной практика искусственного выбора присяжных, которые могли использоваться для того, чтобы повлиять на решение суда.

Однако компетенция судов присяжных увеличивалась, им было оказано право рассматривать любые нарушения, признанные делами о государственной измене. Тем не менее, запрещалась и конфискация личного имущества арестованных даже вплоть до вынесения присяжными обвинений. Таким образом, билль был намерен пресечь судебный произвол.

Билль о правах не утверждал, тем не менее, прямого парламентского правления, а король все еще обладал правом избирать и смещать министров и судей, а также возможностью созывать и распускать парламент. Однако фактически документ ознаменовал введение в Англии режима обновленной

Билль о правах-1791

Такое название носят первые 10 поправок к принятые в 1789 году, которые вступили в силу уже в 1791-м. Это был документ, значительно расширяющий права простых людей. Благодаря ему провозгласили свободу слова, собраний, печати, неприкосновенность человека, свободу вероисповедания и много других важных постулатов. Этот документ стал наиболее важным поворотом в истории нового государства, который обеспечил личные а также свободы жителей США. Билль о правах человека смог положить конец всевластию монарха и правительства, которые были весьма распространены во времена раннего Средневековья в Европе и в эпоху абсолютизма.

Подоплека документа

Основные положения нового билля были основаны на таком документе, как подписанная в Британии в 1215 году, благодаря которой значительно ограничивались возможности короля. Наиболее важный пункт документа - неприкосновенность личности - впервые был официально закреплен в другом британском документе - Хабеас Корпус Акт, который был подписан 27 мая 1679 года.

Война за независимость

После революции 1688 года официально закреплены были и другие права и свободы. Когда в США началась война за независимость, еще ряд аналогичных документов был подписан. Все они неким образом подытоживали то, что было принято ранее. Например, Виргинский билль о правах. Тем не менее, в течение войны гарантии прав не были предусмотрены для противников независимости.

Федеральное взаимодействие

Билль о правах США имел и некоторые недостатки. Так, несмотря на то что федеральные органы теперь обладали сильной властью, граждане страны не были защищены от их произвола. Поэтому предложил внести в конституцию некоторые поправки. Билль вступил в законную в силу только тогда, когда Виргиния, бывшая 11-я из 14 существовавших на тот момент штатов, полностью приняла его и ратифицировала на своей территории. Изначально его рассматривали исключительно как закон, который защищал бы граждан от противоправных действий федеральных властей. Так, 14-я поправка, принятая в 1866 году, уравнивала белых и афроамериканцев, которых раньше можно было ущемлять в правах. Позже, в 1873 году решение отменили, считая его недопустимым, однако уже в 1925-м оно вновь вступило в силу, поскольку было издано постановление, запрещающее штатам создавать законы, которые ограничивают или каким-либо образом ущемляют права и вольности граждан США.

Поправки

Самым главным из пунктов билля принято считать 1-ю поправку, которая провозглашает свободу печати, слова и собраний. Именно на ней основаны главные права граждан США и различных объединений. Согласно 2-й поправке, признавалось, что штаты могут иметь ополчение, а народ имеет право хранить и носить с собой оружие в целях собственной безопасности. Сейчас идут споры вокруг этого пункта, поскольку противники свободной продажи добиваются, чтобы ее отменили. 3-я поправка, запрещающая проживание солдат в частных домах в мирный период, на сегодняшний день более неактуальна. Билль о правах, в частности 4-я поправка, обеспечивает неприкосновенность имущества и личности, то есть запрещает любые обыски правоохранительными органами без соответствующего на то разрешения. Согласно 5-му пункту документа вводится суд присяжных, а человека становится нельзя заставить свидетельствовать против самого себя. Три последующие поправки напрямую относятся к судопроизводству. 9-й пункт определяет, что нельзя отбирать у народа права, которыми он уже пользуется, а 10-й, в свою очередь, утверждает, что права штата, которые не были переданы федеральному правительству, остаются неприкосновенными.

Международный билль о правах человека

Это ряд документов, совокупность которых должна обеспечивать права и свободы всем людям на планете. Нормы, содержащиеся в этих документах, являются первоосновой международных стандартов ООН, касающихся прав человека. Все государства, подписавшие Международный билль о правах, обязуются обеспечивать своим гражданам ряд свобод и прав, которые должны быть предоставлены всем в равной степени без каких-либо дискриминаций.

Вывод

Все документы, о которых говорилось выше, так или иначе повлияли на современное положение прав человека. Первый билль, принятый в Англии, фактически положил начало парламентской монархии, что позволило ограничить власть монарха и стало в действительности первым шагом на пути к демократии. Более революционным с этой точки зрения стал американский билль, который уже гарантировал людям не только равные права в социуме, но и запрещал какую-либо дискриминацию, однако это еще не стало конечным пунктом на пути к свободному обществу. Вершиной демократии, конечно же, стал ряд документов, принятых в ООН, которые базировались на всех созданных ранее, но были, так сказать, представлены в современности, что позволяет им сегодня обеспечивать каждому человеку на Земле равные права и свободы.

Современный человек имеет больше прав, чем любой из его предков, живших, по крайней мере, 100 лет назад.

Однако путь к этой свободе (пусть и ограниченной) был долог и тернист. Давайте узнаем о наиболее важных документах в истории, которые повлияли на формирование современного Международного Билля о правах человека. А также рассмотрим основные его постулаты.

Права человека

Как бы люди не носились с собственной уникальностью, все они вместе и каждый по отдельности живут в обществе. А раз так, то волей-неволей приходится взаимодействовать с ближними в частности, и с обществом в целом.

Чтобы этот процесс проходил максимально безболезненно для обеих сторон, в каждой стране разработаны правила поведения — законы. Соблюдая их, человек может рассчитывать на то, что государство предоставит ему ряд прав и свобод. Кроме того, оно поможет защитить их, если один гражданин попытается лишить их другого. В идеале все устроено таким образом, что соблюдая законы, люди сохраняют свои свободы и не ущемляют чужие. На практике всегда найдется тот, кто будет стремиться распространить свои права дальше положенного. А это всегда ведет к ущемлению чужих, закон сохранения энергии в действии.

Например, человек посадил у себя во дворе абрикос. Когда дерево начало плодоносить, абрикосов хватало не только наесться до отвала, но и приготовить варенье на зиму. Сосед этого человека также мог посадить в своем дворе дерево. Но он этого не сделал. Когда же дерево стало приносить плоды, он позавидовал соседу и попытался залезть в его двор, чтобы украсть фруктов. В результате был пойман и оштрафован.

Эта история примитивно иллюстрирует понятие «права человека». Так оба соседа изначально имеют одинаковые возможности есть собственные абрикосы, если они их вырастили или купили. Однако один воспользовался ими, а другой — нет. Более того, обозлившись, последний решил, что он может просто отобрать фрукты соседа. То есть посягнул на право человека обладать собственным имуществом (абрикосами). За это посягательство одного гражданина на свободы другого, государство (выступающее их гарантом) и наказало нарушителя.

Краткая история появления равенства

Однако вечно так продолжаться не могло. То и дело крестьяне бунтовали, и шаг за шагом добивались для себя лучших условий, естественно, ограничивая свободы своих «хозяев». Наиболее яркими примерами таких достижений считается британский Билль о правах, принятый в 1689 г.

Как бы знать не пыталась подчеркивать собственную важность и необходимость для народа, со временем выяснилось, что уникальность дворянской породы — фикция. Практика показала, что среди родовитых господ в равной степени было и дураков, и гениев, как и среди простолюдинов. Однако у последних было меньше шансов реализовать свой потенциал, тем самым принеся пользу обществу. В то же время большинство благоденствующих дворян не особо стремились развивать что-то (включая самих себя). Они не просто не способствовали прогрессу, а, наоборот, замедляли его.

Постепенно человечество пришло к пониманию, что все его обитатели должны иметь равные возможности и права (хотя бы в теории). Тогда каждый сможет реализовать себя и принести пользу окружающим. Эта идея, хотя и со скрипом, но постепенно была принята большинством развитых стран и именно благодаря ей, мир стал таким, как мы его знаем сегодня.

Как возник Международный Билль?

Поскольку все государства разные, то и способы реализации принципа равных свобод и возможностей для их граждан у них отличались. Например, Билль о правах в США закрепляет право хранить и носить огнестрельное оружие. А в той же Украине у ее граждан такой свободы нет. Так что в одних государствах их гражданам предоставляется больше прав, а в других — меньше.

Подобная разница изначально не играла особой роли. Тем более, что у соседних государств, как правило, законы были очень похожи. Это позволяло без особых трудностей строить торговые отношения.

Благодаря появлению железнодорожного транспорта, автомобилей и авиации уже к началу ХХ в. даже самые отдаленные друг от друга государства получили возможность сотрудничать. Вот только оказалось, что разность законодательной базы часто мешала им. Поэтому было решено создать универсальный документ, в котором будут описаны права человека. Они будут одинаково применимы для граждан любой страны-участника ООН. Так появился Международный Билль о правах человека.

Составляющие

Вышеупомянутый акт — это 3 международных документа.

  • Всеобщая декларация прав человека (1948).
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

Оба пакта, входящие в Билль о правах человека, обязательны для исполнения. Однако это не распространяется на декларацию. Она имеет статус рекомендательной. Почему так?

После Второй мировой войны мир негласно был разделен на 2 блока: проамериканский и просоветский. Вышеупомянутая декларация была основана на таких документах, как британская Великая хартия вольностей, французская Декларация прав человека и гражданина, Декларация независимости США и Билль о правах. Хотя в составлении данного сборника законов принимали участие и советские представители, соответствовала она больше интересам проамериканских держав.

СССР и государства, находившиеся с ним в дружеских отношениях, имели несколько иное представление о свободах граждан. Они не были согласны следовать указаниям «вражеской декларации». Возникала патовая ситуация: СССР не готов был соблюдать все пункты, но предложить достойного собственного аналога не мог. Ведь права, которые Советский Союз предоставлял своим гражданам, не могли быть взяты за основу Декларации, хотя бы потому, что в них очень плохо относились к частной собственности. В тоже время не брать в расчет интересы этой страны и ее союзников было нельзя. Чтобы не испортить и без того напряженные отношения, Декларацию объявили вариативной составляющей в Международном Билле о правах человека.

Также иногда к его составу причисляют и факультативные протоколы 1989 г., принятые в дополнение к МПГПП.

Основные права человека

Согласно Биллю, все свободы личности делятся на 5 категорий:

  1. Личные.
  2. Социально-экономические.
  3. Культурные.
  4. Экологические.
  5. Политические.

Давайте подробнее ознакомимся с этими составляющими Международного Билля о правах человека.

К личным относятся:

  • жизнь;
  • брак и семья;
  • имущество;
  • гражданство;
  • убежище;
  • неприкосновенность личности и ее достоинства, жилья, переписки, собственности;
  • свобода вероисповедания и совести;
  • свобода места жительства и передвижения;
  • запрет внесудебной расправы;
  • запрет принудительного труда.

Социально-экономические права связаны с производственной сферой, а также касаются распоряжения материальными благами страны.

  • Трудовые права.
  • Жилищные права.
  • Социальные.
  • Право на охрану здоровья в целом и на медицинскую помощь в частности.
  • Охрана семьи/материнства/отцовства/детства.

Культурная составляющая Билля о правах человека сосредоточена на его образовании. Точнее на возможностях его получения. Также она предусматривает возможность обучения на родном языке. А также свободу преподавать или заниматься любым видом творчества.

С экологическими правами все просто. Они касаются возможности человека обитать в благоприятной среде, а также предоставления ему достоверных данных о ситуации в районе его проживания.

Политическая составляющая стоит особняком от других категорий. Она тесно связана с гражданством, так как законодательство разных держав отличается. Однако есть общие права, которые не зависят от национальности.

  • Равенство в плане требований и ответственности перед законом, без учета происхождения, социального или материального положения.
  • Возможность самостоятельно формировать любые убеждения и выбирать вероисповедание.
  • Свобода слова устного и печатного.
  • Право проводить собрания и создавать союзы, не прося на это разрешения.
  • Возможность бастовать.
  • Право обращения.
  • Свобода участвовать в управлении государством, гражданином которого личность является.

Как ни печально, но за 70 лет существования Декларации прав человека очень многие из перечисленных выше свобод личности так и остались лишь на бумаге. Но не стоит впадать в уныние. Ведь наши пра-пра-пра-пра-бабушки и дедушки (которые до 1861 г. были крепостными) даже в теории не могли мечтать ни о чем подобном. Так что надежда есть всегда.

Британский Билль о правах 1689 г.

Декларация 1948 г. и Конституция США не могли бы существовать, если бы в XVII в. английским народом не был бы принят другой документ. И этим документом был Билль о правах 1689 г.

Этот исторический акт в значительно мере ограничил свободы монарха, даровав его подданным немало новых привилегий. Во многом, именно этот документ позволил сохранить институт монархии в эпоху возникновения республик в Европе. Причем не только в Великобритании, но и в Нидерландах и Швеции.

Итак, какие же права предоставлял этот акт британцам?

  • Свобода выборов в Парламент.
  • Свобода обращения с петициями к королю.
  • Свобода слова и возможность участвовать в дебатах без преследований.
  • Запрет конфискации имущества и назначения штрафов без решения суда.
  • Право иметь оружие для самообороны. Это привилегия была доступной только протестантам.

Историческая подоплека

Почему у столь монархолюбивой Великобритании возникла необходимость в таком Билле о правах?

Все началось с восхождения на престол в 1685 г. короля-католика Якова ІІ. Надо знать, что за 151 год до этого другой британский монарх Генрих VIII сделал свое государство протестантским, утвердив так называемую Церковь Англии. Таким образом, он обеспечил своей стране независимость от папской власти, прибрал к рукам земли и деньги монастырей, получил возможность разводиться сколько его любвеобильной душе было угодно и заложил основы будущей независимой экономики Великобритании.

Народу его нововведение пришлось по вкусу. Они больше не желали становиться католиками, хотя после смерти монарха-реформатора правители не раз пытались вернуть корону под власть Папы. Последнюю подобную попытку как раз и предпринял Яков ІІ.

Он не просто начал открыто притеснять протестантов, но и стал набирать армию и государственный аппарат исключительно из католиков. А если учесть, что стараниями Генриха и его потомков вся верхушка давно уже была протестантской, политика Якова фактически была попуткой лишить правящую элиту власти.

Также особо рьяный монарх рискнул распустить парламент. Это стало последней каплей. Против него был организован заговор, с целью посадить на трон его дочь-протестантку Марию и ее голландского супруга Вильгельма.

Эта революция названа Славной или Бескровной. Хотя последний эпитет явно преувеличение. Но факт остается фактом — кровопролития как такового почти не было. Армия Вильгельма и Марии почти беспрепятственно завоевала Англию, большую часть которой населяли протестанты. Ненавидя короля-католика, они массово переходили на сторону восставших. Так что меньше месяца понадобилось супругам чтобы занять престол. Однако большинство знати и политиков, поддержавших их притязания, потребовали принять тот самый Билль о правах. Ведь помимо расширений гражданских свобод британцев, он также расширял власть Парламента, за счет сокращения привилегий короля.

Американский Билль о правах

Кто хоть немного знает историю США помнит, что львиная доля этого государства долгое время была ранее британской колонией. Не удивительно, что после завоевания независимости американцы взяли за основу своей Конституции некоторые положения из британского акта 1689 года.

Билль о правах, принятый в США, это список из 10 поправок к главному Закону этой страны. Они закрепляют за жителями этого государства основные гражданские права и свободы, а также обеспечивают механизм их реализации.

История его принятия

Хотя американцы жутко гордятся прогрессивностью своей Конституции, стоит знать, что когда она была принята, в ней не было особых упоминаний о правах жителей новообразованного государства. Так что люди, которые еще вчера доблестно сражались против британской экспансии, фактически не получили ни привилегий, ни обещанного равенства и прочих «пряников», ради которых и взялись за оружие.

Быть может, правительство новообразованной страны плевало бы и дальше на свои обещания, как это в свое время сделал Ленин с лозунгом «Землю — крестьянам». Но стволы винтовок восставших еще не успели остыть, и они были готовы снова ринуться в бой, если им не дадут обещанного.

Чтобы разрядить ситуацию, через 2 года после принятия Конституции Джеймс Мэдисон предложил Конгрессу внести в основной Закон 12 поправок. Не всем это понравилось, и еще 2 года правительство США совещалось и пыталось как-то обойти этот вопрос. Ведь, дав права и свободы гражданам, они тем самым ограничивали собственное влияние.

Однако британцы все еще стремились вернуть колонию, да и Европа относилась к Америке прохладно. Поэтому, дабы сплотить собственный народ и не допустить смуты, 15 декабря 1791 г. 10 из предложенных Мэдисоном поправок были приняты. С этого дня Конституция и Билль о правах стали в США главными законами.

Какие права есть у американских граждан?

Что же за свободы предоставил жителям США этот документ? Вот перечень основных из них.

  • Право на свободу слова, вероисповедания. А также возможность проводить собрания и подавать петиции в Конгресс.
  • Право обладать оружием и носить его с собой. Кстати, стрелять из него тоже можно.
  • Правительству и его представителям запрещается проводить обыски или аресты в домах граждан без постановления суда.
  • Нельзя квартировать солдат в домах гражданских без согласия последних.
  • Граждане США имеют право на частную собственность.
  • Особы, арестованные по подозрению в преступлениях, также имеют ряд прав. В том числе, чтобы их дело рассматривалось судом присяжных. Причем и в уголовных, и в гражданских делах. Также они не должны свидетельствовать против себя.
  • Билль запрещает Конгрессу вводить завышенные штрафы и залоги для граждан. А также назначать особо жестокие или необычные наказания.

Билль о правах человека на сайт.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а такжеМеждународный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительного Международного Билля по правам человека.

В настоящее время Билль о правах включает в себя несколько международных соглашений:

1) Всеобщую декларацию прав человека;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международный пакт о гражданских и политических правах;

4) Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

5) второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека.

Разработка Всеобщей декларации проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие стало итогом согласования различных мнений и точек зрения. Позиция западных держав была основана на Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции США 1787 г и др. законодательных актах, провозгласивших естественный характер прав и свобод человека, которые принадлежат ему с момента рождения. В основном это был перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны возражали против включения в декларацию социально-экономических прав.

Делегация СССР, ссылаясь на Конституцию 1936 г., настаивала на включении в проект декларации широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве народов, наций на самоопределение, о равенстве прав народов и национальностей. Однако СССР возражал против включения в проект таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Разность позиций по многим вопросам объясняется различными общественными и правовыми системами, а также идеологическими соображениями. В частности, СССР выступал против признания естественного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать эти права. Каждый человек получает свои права исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Противоречивые были отношения к таким понятиям, как “свобода”, “справедливость”, “равноправие” и т.д. Например, СССР считал, что свободы нет вообще, так же как и равенства, демократии. Признание частной собственности, по мнению Советского Союза, означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства. Различие или даже противоположность позиций при обсуждении проекта Всеобщей декларации привели к тому, что многие ее статьи носят общий характер и не имеют точных границ.



Всеобщая декларация была принята 10 декабря 1948 г. За этот документ проголосовало 48 государств, воздержалось 8, в том числе СССР и другие соцстраны. Эта дата считается во всем мире как День прав человека. В целом Декларация закрепила широкий перечень прав, таких как политические, гражданские, социально-экономические и культурные. Первая же статья провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Необходимо отметить, что в течение десятилетий текст Всеобщей декларации прав человека в СССР официально никогда не публиковался. Впервые он увидел свет лишь на закате перестройки в январе 1989 г. на страницах “Литературной газеты”.

Всеобщая декларация была принята как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, поэтому она носит рекомендательный характер. При этом провозглашенные в Декларации права рассматриваются сегодня большинством государств в качестве юридически обязательных обычных и договорных норм. Конституции многих стран непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации нормы и принципы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений, поэтому сегодня она является важнейшим источником права, моделью для разработки конституций, законов в большинстве стран. На положения Декларации ссылаются суды многих стран.

В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке двух пактов о правах человека, содержащих широкий перечень прав и свобод. После этого решения в течение нескольких лет ООН обсуждала отдельных положения пактов, которые были одобрены лишь 16 декабря 1966 г. Такой длительных срок разработки объясняется все теми же разногласиями между разными социально-экономическими и правовыми системами. СССР ратифицировал оба пакта в 1973 г., хотя и не выполнял его требования на практике.



Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством разных стран мира и международными документами. Законодательство ХVІІІ-ХІХ веков содержало перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт их развития.

В начале ХХ в. появились первые международные соглашения в этой сфере, регулирующие главным образом трудовые отношения. Сюда относятся Статут Лиги Наций и конвенции, принятые в рамках Международной Организации Труда (МОТ).

Новый этап в развитии данной категории прав начался после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дается более конкретный перечень прав. Провозглашаются права: на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на достойный уровень жизни, образование и др.

Ст. 2 Пакта обязывает государства “принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер”. Эта формула была закреплена в силу того, данная категория прав требует наличия значительных финансовых, материальных и др. ресурсов у государства. Только отдельные права, перечисленные в пакте, например, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического уровня страны и должны быть предоставлены немедленно

Однако долгие годы некоторые западные развитые страны (в первую очередь США) отрицали юридическую обязательность положений Пакта. В последние годы позиция этих стран изменилась. Они признают обязательность Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В 1986 г. была проведена встреча ведущих экспертов из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права человека, включая социально-экономические, неразделимы, взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства должны принять все необходимые меры, включая законодательные и административные для осуществления этих прав.

3. Должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту данных прав.

4. Государства - участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить данную категорию прав для всех, хотя бы в минимальной степени.

Согласно данному Пакту, государства-участники должны предоставлять доклады “о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН”. Однако Пактом не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов. Только в 1976 г. ЭКОСОС учредил специальную Рабочую группу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает доклады.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Данный Пакт также был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, “находящимся на его территории и под его юрисдикцией” (ст. 2). Государства взяли на себя обязательства принять законодательные и другие меры для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

В Пакте установлено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться “своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком”.

Пакт регулирует вопросы семьи, брака, детей, провозглашая равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка “на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Третья часть Пакта содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь; запрещение пыток; запрещение рабства, работорговли и принудительного труда; право каждого на свободу и личную неприкосновенность; право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно; равенство всех перед судами и трибуналами; право на свободу мысли, совести и религии.

Среди политических прав Пакт провозгласил право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Данный Пакт закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Согласно Пакту, в период чрезвычайных положений, объявленных в государстве, ограничения не могут применяться к следующим фундаментальным правам: к праву на жизнь; к запрещению подвергать кого-либо пыткам либо жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию; к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния; к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства; к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы; к праву каждого на признание его правосубъектности; к праву каждого на свободу мысли, совести и религии.

В соответствии с Пактом в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, одной из функций которого стало рассмотрение докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Комитет изучает доклады и делает замечания, которые считает целесообразными, предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. Кроме того, Комитет может рассматривать жалобы участников на невыполнение тем или иным государством взятых на себя обязательств, а также жалобы отдельных лиц по нарушению их прав. Ежегодно Комитет представляет Генеральной Ассамблее ООН свой доклад о проделанной работе.

Сегодня подавляющее количество государств - членов ООН являются участниками Пакта о гражданских и политических правах.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Протокол был принят Генеральной Ассамблей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. Причиной принятия Протокола были разногласия между западными странами и странами соцлагеря во главе с СССР по поводу создания специального международного суда по правам человека, который рассматривал бы жалобы отдельных лиц. Было решено не включать нормы о рассмотрении жалоб отдельных лиц в Пакт, а решить этот вопрос путем принятия специального Факультативного протокола.

Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию Комитета. Анонимные жалобы не рассматриваются, авторами жалоб должны быть конкретные лица, чьи права нарушены. Если жертва сама не в состоянии обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники.

Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый и беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека.

Если Комитет объявляет жалобу приемлемой, то об этом сообщается соответствующему государству. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Первоначально Всеобщая декларация прав человека и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Запрещались лишь произвольно лишать кого-либо жизни. В Пакте подчеркивалось, что в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, положения которого не противоречат постановлениям Пакта. Пакт запрещал выносить смертные приговоры лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин.

Практика применения смертной казни свидетельствует о том, что она не оказывает значительного влияния на уровень преступности. В то же время ее отмена ведет к гуманизации общества, позволяет уменьшить последствия судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 1 этого Протокола записано: “Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен”. Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, “совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”. На сегодняшний день почти все страны Европы (за исключением Республики Беларусь) ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение.

Принятый Советом Европы Протокол №6 оказал значительное влияние на позицию многих государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Согласно Протоколу, осуществление права каждого на жизнь неразрывно связано с запрещением смертной казни.

Ст. 1 Протокола обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол запрещает государствам делать какие-либо оговорки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время войны.

Контроль за соблюдением государствами-участниками Протокола был возложен на Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах.

http://зачётка.рф/book/3655/145614/%C2%A7%202.%20%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%9E%D0%9E%D0%9D%20%D0%B8%20%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8C%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.html

Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором кᴏᴛᴏᴩой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что "все люди рождаются ϲʙᴏбодными и равными в ϲʙᴏем достоинстве и в ϲʙᴏих правах".

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и по϶ᴛᴏму она носит исключительно рекомендательный характер. При всем этом при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, кᴏᴛᴏᴩый формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и ϲʙᴏбоды рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на ϶ᴛᴏт документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений. Это свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно-правовой регламентации данных прав. Конкретный их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В процессе разработки Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социально-экономическим правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к его имплементации.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах обязывает государства немедленно после ратификации предоставить данные права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. При всем этом ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, ɥᴛᴏбы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер" (курсив мой. - Авт.).

3) Международный пакт о гражданских и политических правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и ϲʙᴏбод, кᴏᴛᴏᴩые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, "находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией", без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В данных целях участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙиисоϲʙᴏими конституционными процедурами, "кᴏᴛᴏᴩые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте" (п. 2 ст. 2). "Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "ϲʙᴏей культурой, исповедовать ϲʙᴏю религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком" (ст. 27).

Ряд положений Пакта касается вопросов, кᴏᴛᴏᴩые регулируются также в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это право каждого человека на ϲʙᴏбоду ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка "на такие меры защиты, кᴏᴛᴏᴩые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства".

Третья часть Пакта (ст. 6-27) содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, кᴏᴛᴏᴩые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), право каждого на ϲʙᴏбоду и личную неприкосновенность (ст. 9), право каждого покидать ϲʙᴏю страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право наϲʙᴏбоду мысли, совести и религии (ст. 18) и другие. Среди политических прав Пакт провозглашает право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через ϲʙᴏбодно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на базе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих ϲʙᴏбодное волеизъявление избирателей; допускаться в ϲʙᴏей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст. 25).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно кᴏᴛᴏᴩому определенные фундаментальные права и ϲʙᴏбоды должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 1 ст. 4 ϶ᴛᴏго Пакта "во время чрезвычайного положения в государстве, при кᴏᴛᴏᴩом жизнь нации находится под угрозой и о наличии кᴏᴛᴏᴩого официально объбудет", государства "могут принимать меры в отступление от ϲʙᴏих обязательств... только в такой степени, в какой ϶ᴛᴏ требуется остротой положения, при условии, что такие меры не будут несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на базе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения...". "Право отступления" не применяется, согласно п. 2 ст. 4 Пакта, к следующим фундаментальным правам и ϲʙᴏбодам: к праву на жизнь (ст. 6); к запрещению подвергать кого-либо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7); к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. 1 и 2 ст. 8); к запрещению лишать ϲʙᴏбоды за невыполнение какого-либо договорного обязательства (ст. 11);

к запрещению отмены принципа, согласно кᴏᴛᴏᴩому уголовный

закон не имеет обратной силы (ст. 15); к праву каждого на признание его правосубъектности (ст. 16); к праву каждого наϲʙᴏбоду мысли, совести и религии (ст. 18).

Все данные права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер "juscogens" и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, будут ли они участниками Пакта.

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует следующие права:

а) право на самоопределение народов (ст.1);

б) запрет дискриминации (ст. 2);

в) равенство пользование политическими и гражданскими правами (ст. 3)

г) право на жизнь (ст.6)

д) запрет пыток (ст.7)

е) запрет рабства и работорговли (ст.8)

ж) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9)

з) запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства (ст.11)

и) свобода передвижения (ст.12)

к) равенство перед судом, право на справедливый суд (ст.14)

л) право на признание правосубъектности (ст.16)

м) неприкосновенность личной и семейной жизни (ст.17)

н) свобода мысли, совести, религии (ст.18)

о) свобода мнения (ст.19)

п) свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.21, 22)

р) защита семьи (ст. 23)

с) права ребенка (гражданство, регистрация) (ст.24)

т) право на участие в политической деятельности государства (ст.25)\

у) равенство перед законом (ст.26)

ф) права этнических меньшинств (ст.27)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает:

а) право на жизнь (ст.2)

б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст.3)

в) запрет рабства и работорговли (ст.4)

г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст.5)

д) право на справедливое судебное разбирательство (ст.6)

е) наказание исключительно на основании закона (ст.7)

ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст.8)

з) свобода мысли, совести и религии (ст.9)

и) свобода выражения мнения (ст.10)

к) свобода ассоциаций (ст.11)

л) право на вступление в брак (ст.12)

м) право на эффективные средства защиты (ст.13)

н) запрет дискриминации (ст.14)

1 Протокол:

а) защита собственности (ст.1)

б) право на образование (ст.2)

в) право на свободные выборы (ст.3)

4 Протокол:

а) запрет лишения свободы за долги (ст.1)

б) свобода передвижения (ст.2)

в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст.3)

г) запрет массовой высылки иностранцев (ст.4)

6 Протокол:

7 Протокол:

а) возможность высылки иностранцев только на основании решения,

принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст.1);

б) право на апелляцию по уголовным делам (ст.2);

в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3);

г) запрет повторного суда и наказания (ст.4)

д) равноправие супругов (ст.5)

Похожие публикации