История создания следственного комитета рф. Следственный комитет РФ

В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.

История

Официально новая военизированная организация, осуществляющая полномочия в сфере государственного судопроизводства, начала свою работу 15 января 2011 года, когда вышел ФЗ о Следственном комитете. В данном документе содержалась информация о функциях, задачах и полномочиях сотрудников СК, а также описана система подчинения и руководства ведомства. Непосредственный контроль над деятельностью органов СК РФ осуществляет президент.

Еще триста лет назад Петр I впервые создал специализированный следственный орган, именно дата основания канцелярии под началом гвардии майора М. И. Волконского считается праздничным днем для всех работников органов следствия. В советский период все полномочия предварительного расследования перешли к Прокуратуре РСФСР, а позже - СССР. В начале 2000-х не раз предпринимались попытки создать независимый следственный орган, были заметно уменьшены права прокуроров при ведении расследований.

Но окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.

Принципы работы

Основная функция органов СК - это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.

Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:

  1. Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
  2. Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
  3. Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
  4. Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.

Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.

Задачи

То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:

  • обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
  • основная задача СК - выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
  • сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
  • максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
  • разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
  • представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
  • вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.

В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.

Основные функции

Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права и иными актами правовой обязанности.

СК вправе осуществлять следующие функции:

  • при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
  • проводить судебные экспертизы;
  • обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
  • проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
  • вести процессуальную проверку следственных органов.

А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ , дела, связанные с педофилией и убийством детей.

Руководство

Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.

С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.

Заместители председателя

На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.

Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года - Светлана Львовна Петренко.

Рассматриваемые дела

Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:

  • умышленные убийства;
  • изнасилования;
  • преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
  • похищения людей;
  • преступления в налоговой сфере;
  • причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.

Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.

Требования к сотрудникам

Следственный комитет Российской Федерации предъявляет ряд жестких условий для поступления на службу. Человек должен сочетать в себе ряд профессиональных и личностных качеств:

  • досконально знать законы РФ, уметь их применять на практике;
  • широкий кругозор, знания в разных областях;
  • ответственность;
  • дисциплина и стрессоустойчивость;
  • свободное владение юридическим языком;
  • самоотверженность и самоотдача работе.

К тому же для сотрудников Следственного комитета действуют некоторые ограничения:

  • служащий не имеет права участвовать в политических выборах, а также заниматься общественной работой (за исключение педагогической или научной деятельности);
  • быть членом органов управления на территории РФ;
  • вести предпринимательскую деятельность.

Дела, расследуемые сотрудниками СК, всегда сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, нередки случаи, когда следователям угрожали, совершали покушения и даже убивали.

На 2016 год общая численность сотрудников Следственного комитета РФ составляла 23 190 человек, включая гражданские и военные должности.

Работа в СК считается престижной и привилегированной, для сотрудников предусмотрена система льгот и пособий. Официально днем профессионального праздника считается 25 июля, отмечается он с 2014 года и обычно в этот день вручаются награды за особые заслуги в период несения службы. Также 19 октября отмечается и праздник отдела криминалистики, это подразделение является частью СК.

Существует еще одно направление деятельности следственного комитета - уголовные дела прошлых лет, возможность возобновлять нераскрытые или приостановленные ранее уголовные дела.

СК РФ имеет самое современное технологическое оснащение, а также достижения науки последних лет. Например, цианоакрилатовая камера для обнаружения даже старых отпечатков пальцев, мощные металлодетекторы, приборы для получения данных с мобильных телефонов и других цифровых устройств и т. д.

В Российской Федерации в августе 2013 года день 25 июля был учрежден как профессиональный праздник работников следственных органов. В первый раз на основании правительственного Постановления День следователя отмечали в 2014 году.

Дата была приурочена к событию, которое явилось днем рождения независимых следственных органов. В 1713 году в этот день Петром I была создана канцелярия, как орган, в обязанности которого входило проведение предварительного следствия. Он подчинялся напрямую царю. В его ведении находились расследования взяточничества, мошенничества, служебных подвохов, казнокрадства. Находясь в подчинении царя, канцелярия не зависела от высших чиновников и могла проводить объективное расследование.

В СССР также отмечали профессиональный праздник, но дата его была 6 апреля . Праздновали День следственного работника в СССР в день принятия в 1963 году Президиумом ВС СССР Указа, которым было делегировано право проведения предварительного расследования определенной структуре органов Министерства, позже преобразованного в МВД. Официальным праздником этот день не являлся, но традиционно его отмечали работники следственных органов, а официальные лица и представители чиновничьего аппарата направляли поздравления. Считалось, что 6 апреля является днем рождения органов следствия МВД. С 2014 года праздник получил статус официального как День работника Следственного комитета России.

История становления

Сегодня Следственный комитет РФ функционирует на основании принципов, установленных Петром I, и напрямую подчиняется руководителю государства.

История комитета длинная. После смерти Петра I деятельность независимой канцелярии была прекращена. Следствие в виде предварительного дознания было поручено нескольким государственным структурам: сыскному приказу, полицмейстерской канцелярии, земским судам.

Только в 2011 году произошел возврат к петровской идее независимых органов путем вывода Следственного комитета РФ из подчинения Прокуратуры. В честь чего и был учрежден в 2013 году День работника Следственного комитета РФ.

Этому событию предшествовали следующие преобразования органов следствия в России и СССР:

  • судебная реформа Александром II от 1860 года перевела следственные органы из подведомственных полиции в распоряжение судов;
  • после революции 1917 года во всех правоохранительных органах функционировали следственные подразделения;
  • в 1928 году следствие подчинили Прокуратуре;
  • в 1939 году следственные органы появились в КГБ и милиции, которые были подведомственны НКВД;
  • в 1963 - в Министерстве охраны общественного порядка, преобразованного позже в МВД. С тех пор стал отмечаться День работника следственных органов.

В этот день следователи принимают поздравления. Производится премирование лучших сотрудников.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую - более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма - прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. -следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. - 244 280, а в 1962 г. - уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти. Про работу будет подробно рассказано в нашей статье.

Правовой статус СК РФ

Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев.

Принципы деятельности СК РФ

Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.

Функции СК РФ

Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.

Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведется диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.

Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.

Председатель СК РФ

Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.

Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.

Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.

Управление СК РФ

О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:

  • Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
  • Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.

Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.

Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.

Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.

Сотрудники СК РФ

Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.

Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.

При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.

ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ГСУ СК РФ по г. Москве

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЦАО

Следственное управление по Центральному административному округу г.Москвы (СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЦАО г. Москвы

Следственный отдел по Басманному району (Басманный СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Замоскворецкий Замоскворецкий МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Мещанский межрайонный следственный отдел (Мещанский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Пресненский межрайонный следственный отдел (Пресненский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по Таганскому району (Таганский СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по Тверскому району (Тверской СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по району Хамовники (Хамовнический СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СВАО

Следственное управление по Северо-Восточному административному округу г.Москвы

(СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по СВАО г. Москвы

Бабушкинский межрайонный следственный отдел (Бабушкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Бутырский межрайонный следственный отдел (Бутырский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Останкинский межрайонный следственный отдел (Останкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СЗАО

Следственное управление по Северо-Западному административному округу г.Москвы

(СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по СЗАО г. Москвы

Тушинский межрайонный следственный отдел (Тушинский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Хорошевский межрайонный следственный отдел (Хорошевский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА САО

Следственное управление по Северному административному округу г. Москвы (СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по САО г. Москвы

Головинский межрайонный следственный отдел (Головинский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Коптевский межрайонный следственный отдел (Коптевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Савеловский межрайонный следственный отдел (Савеловский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Тимирязевский межрайонный следственный отдел (Тимирязевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ВАО

Следственное управление по Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ВАО г. Москвы

Измайловский межрайонный следственный отдел (Измайловский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Перовский межрайонный следственный отдел (Перовский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Преображенский межрайонный следственный отдел (Преображенский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗАО

Следственное управление по Западному административному округу г. Москвы (СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЗАО г. Москвы

Дорогомиловский межрайонный следственный отдел (Дорогомиловский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Кунцевский межрайонный следственный отдел (Кунцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Никулинский межрайонный следственный отдел (Никулинский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Солнцевский межрайонный следственный отдел (Солнцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮВАО

Следственное управление по Юго-Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮВАО г. Москвы

Кузьминский межрайонный следственный отдел (Кузьминский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Лефортовский межрайонный следственный отдел (Лефортовский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Люблинский межрайонный следственный отдел (Люблинский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮАО

Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮАО г. Москвы

Нагатинский межрайонный следственный отдел (Нагатинский

Симоновский межрайонный следственный отдел (Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Чертановский межрайонный следственный отдел (Чертановский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮЗАО

Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮЗАО г. Москвы

Гагаринский межрайонный следственный отдел (Гагаринский

Зюзинский межрайонный следственный отдел (Зюзинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Черёмушкинский межрайонный следственный отдел (Черёмушкинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗелАО

Следственный отдел по Зеленоградскому административному округу г. Москвы

ТРОИЦКИЙ И НОВОМОСКОВСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГА МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Следственный отдел по Троицкому и Новомосковскому административным округам

Следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере

Похожие публикации