Лекции по международному праву. Конспект лекций по учебной дисциплине «международное публичное право

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1. Возникновение и основные этапы развития международного права
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП можно представить в виде четырех периодов:
1. Предыстория МП. Древние века. Субъектами международных (далее - межд.) отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, межд. торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т. д., что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового.
Классическое МП. В Средние века возникает наука МП. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы МП. Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. МП стало необходимым регулятором значительного объема межд. отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.
3. Переход от классического к современному МП (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.
На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд. организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.
4. Современное МП. Фундамент современного МП права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм МП превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

2. Международное право: понятие и сущность, особенности и функции
МП - это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.
Особенности МП можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органа ми государств. Нормы же МП создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов МП;
по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами МП - суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, межд. организации и некоторые государственные образования, например Ватикан;
по предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;
по источникам права. Нормы межд. и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., межд.-правовые - в виде межд. договоров, обычаев, решений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;
по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм, в силу того что в межд. отношениях отсутствует образование, стоящее над межд.-правовыми субъектами, производится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).
Функции МП.
Координирующая - с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой.
Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.
Обеспечительная - МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.
Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов МП.



3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
Межд. и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.
Существуют различные теории относительно соотношения межд. и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении межд. и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения межд. и внутри государственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -внутригосударственное право или межд., - различают примат внутреннего права государства или межд. Не эффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате МП.
Механизмы воздействия.
Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм МП.
Наиболее типичной формой влияния выступает воз действие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего.
Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.
Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.
Влияние МП на формирование и развитие внутри государственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:
прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об ин корпорации.
Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к межд. договорам.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм МП, косвенная -ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

4. Система международного права. Институты и отрасли международного права
Система права - совокупность принципов, норм, институтов отрасли права. Система МП представляет со бой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для МП служит система межд. отношений, которую оно призвано об служивать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы МП.
Система МП - это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. Общепризнанной системы МП не существует.
Системе МП присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.
Ядро системы образует общее МП, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные межд.-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств.
Институт МП - это совокупность межд.-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих межд.-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт дипломатических иммунитетов, институт мирного прохода судов через территориальное море).
Межд.-правовые институты объединяются в отрасли МП - это совокупность обычно-правовых кодифицированных в межд. договорах межд.-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в какой-либо одной широкой области межд. сотрудничества (право межд. договоров, межд. морское, воздушное, космическое право и др.).
Для МП характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли МП, т. е. перечень институтов и отраслей МП не является исчерпывающим, они находятся в постоянном развитии и взаимодействии. Некоторые институты и отрасли МП возникли сотни лет назад, такие как право межд. договоров, МП в период вооруженных конфликтов, другие воз никли относительно недавно, в начале или середине XX в., например межд. экологическое право, институт запрещения оружия массового поражения и др.
Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов МП может осуществляться в различных правовых системах по-разному, разбираться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями.
Существование системы МП объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное МП в состоянии выполнять свои функции.
Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП ввиду различия научных школ и направлений. Система МП носит объективный характер, система науки МП - субъективный.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
Норма МП - это юридически обязательное правило по ведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Процесс создания норм МП отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В межд. правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве межд.-правовых. Формообразование в МП носит согласительный характер. Соглашение субъектов МП может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором - с обычными нормами.
Нормы МП классифицируются по различным основаниям.
1. По своей юридической силе: императивные (jus cogens) - устанавливают четкие,
конкретные пределы поведения. Субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;
диспозитивные - нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.
2. По сфере действия:
универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически пред шествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное МП содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.
3. По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.
4. По функциям в системе: материальные;
процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП.
5. По источнику: обычные; договорные;
нормы решений межд. организаций.
Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нор мы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности межд. органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы МП, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

6. Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Источники МП понимаются в двух значениях: в материальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выражение нормы права). Источники МП представляют собой признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации межд.-правовых норм. Все источники МП разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания межд.-правовых норм.
К основным относятся:
1) межд. договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Межд. договоры бывают:
общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего межд. сообщества;
специальные договоры с ограниченным числом участников;
2) межд. обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Межд. обычай - такое правило поведения субъектов МП, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение межд. органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания, обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.
Между договором и обычаем существует тесное взаимодействие. Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в межд. договоре. Договорная норма может стать обычной для не участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее при знание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права; поэтому между этими источниками МП не может быть какой-то жесткой границы.
К межд. правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.
Судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обычных норм.
Особое место в межд.-правовой системе принадлежит доктринам МП. Большое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права - только вспомогательное средство для определения норм.

7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
Решение межд. организации - это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава дан ной организации. Акты или итоговые документы межд. организаций могут иметь разноплановый характер и раз личную юридическую силу
С точки зрения процесса нормотворчества они под разделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).
Принимаемые межд. организациями заключительные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником МП. На пример, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной межд. организации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здраво охранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласи ем (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ).
Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в МП, трансформировавшись в договорные нор мы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса до говоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Межд. организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они мо гут сопровождать открываемый для подписания межд. договор, который по вступлении его в силу явится полно ценным источником МП.
Особое внимание обращают на себя решения Межд. суда ООН. Он является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм МП. Решения Межд. суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом.

Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
8. Понятие и классификация принципов между народного права
Ядро современного МП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание МП и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы МП постоянно находятся в развитии в связи с | усложнением общественной и юридической практики. На пример, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы межд. отношений и МП. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Принципы МП имеют свои характерные черты:
универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МП соблюдать их;
необходимость признания всем мировым сообществом;
наличие принципов-идеалов (например, еще не реализованные принципы мира и сотрудничества);
взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
авангардность регулирования при появлении новых субъектов МП или новой сферы сотрудничества (восполняют «пробелы» в МП);
иерархичность (например, центральное место занимает принцип неприменения силы).
Принципам МП присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.
Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществляется по ряду оснований.
По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.
По историческому признаку принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы МП (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип со трудничества государств по охране окружающей среды).
По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела Государств) и т. д.
По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов: а) защищающие мир и безопасность;
б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
в) защищающие права человека, народов и наций.

9. Содержание основных принципов международного права
Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, не совместимым с целями ООН.
Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои межд. споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и справедливость.
Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.
Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.
Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.
Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.
Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме нения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разрешения межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.
Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по межд. праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами МП.

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
10. Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Первичные субъекты МП.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.
Производные субъекты МП.
1. Межд. организации. Существует два вида:
межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Межд. меж правительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);
межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны не правительственными, негосударственными организациями и лицами.
2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.
Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.
Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

11. Государства как основные субъекты между народного права. Государственный суверенитет в международном праве
Под государством в МП понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (например, колониальные страны).
Существуют различные способы образования новых государств - субъектов МП:
в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
слияние двух или нескольких государств в одно государство;
распад одного государства на два или несколько государств;
отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства;
решением межд. организации.
Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.
Признаки суверенитета.
1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).
2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).
3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).
Как субъект МП государство обладает следующими правами:
право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов;
равноправие с другими государствами;
право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
К основным межд.-правовым обязанностям государства относятся:
воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
уважать права человека;
устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;
решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;
воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МП;
воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в на
рушение обязательства непримения силы;
добросовестно выполнять свои обязательства.

Краткий конспект лекций по международному праву. Раскрываются определения понятий международного права, его предмета и системы, проводится анализ принципов международных отношений, раскрывается правовой статус субъектов международного права, а также ответственность и санкции в международном праве.

В конспекте уделено внимание таким правовым институтам как право международных договоров и право международных организаций, дипломатическое и консульское право, защита прав и свобод человека и др.

Во второй части приведены основы международного частного права.

Выходные данные работы:
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Часть 1. Международное право

Лекция 1. История возникновения и развития международного права
1.1. Периодизация истории международного права
1.2. Международное право периода Древнего мира
1.3. Международное право Средних веков
1.4. Классическое международное право
1.5. Современное международное право

Лекция 2. Понятие, предмет и система международного права
2.1. Понятие и признаки международного права
2.2. Основные черты международного права
2.3. Соотношение внутригосударственного и международного права
2.4. Предмет и метод международного права
2.5. Система международного права


3.1. Понятие и виды источников международного права
3.2. Международный договор и обычай – основные источники международного права
3.3. Иные источники международного права
3.4. Кодификация международного права
3.5. Виды международно-правовых норм

Лекция 4. Основные принципы международного права
4.1. Понятие принципов международного права
4.2. Принцип суверенного равенства государств
4.3. Принцип неприменения силы и угрозы силой
4.4. Принцип нерушимости государственных границ
4.5. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств
4.6. Принцип мирного разрешения международных споров
4.7. Принцип невмешательства во внутренние дела
4.8. Принцип всеобщего уважения прав человека
4.9. Принцип самоопределения народов и наций
4.10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
4.11. Принцип сотрудничества государств

Лекция 5. Субъекты международного права
5.1. Понятие и свойства субъектов международного права
5.2. Государства как основные субъекты международного права
5.3. Виды государств
5.4. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
5.5. Правосубъектность международных организаций
5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права
5.7. Международно-правовое признание
5.8. Международно-правовое правопреемство государств
5.9. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации
5.10. Статус индивида в международном праве

Лекция 6. Право международных договоров
6.1. Понятие международных договоров
6.2. Стадии заключения международных договоров
6.3. Содержание и форма международных договоров
6.4. Виды международных договоров
6.5. Вступление договора в силу
6.6. Недействительность международных договоров. Основания, порядок прекращения и приостановления международных договоров

Лекция 7. Международные организации
7.1. Понятие и виды международных организаций
7.2. Организация Объединенных Наций

Лекция 8. Международная ответственность
8.1. Понятие и основания международной ответственности
8.2. Понятие и виды международных правонарушений
8.3. Виды и формы международной ответственности
8.4. Санкции в международном праве

Лекция 9. Международное право и права человека
9.1. Права человека в международных отношениях
9.2. Международно-правовые вопросы гражданства
9.3. Правовое положение иностранцев
9.4. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц
9.5. Право убежища

Лекция 10. Территория в международном праве
10.1. Понятие территории в международном праве
10.2. Государственная территория
10.3. Государственные границы
10.4. Международная (негосударственная) территория
10.5. Международные и многонациональные реки
10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики
10.7. Международные каналы и проливы, их правовой режим

Лекция 11. Право внешних сношений
11.1. Органы внешних сношений государств
11.2. Дипломатические представительства и их функции
11.3. Глава и персонал дипломатических представительств
11.4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
11.5. Торговые представительства
11.6. Консульские представительства
11.7. Консульские привилегии и иммунитеты
11.8. Постоянные представительства государств при международных организациях
11.9. Специальные миссии

Лекция 12. Международное морское право
12.1. Принципы международного морского права
12.2. Внутренние морские воды и их правовой режим
12.3. Территориальное море (территориальные воды и их правовой режим)
12.4. Открытое море и его правовой режим
12.5. Континентальный шельф
12.6. Исключительная экономическая зона

Лекция 13. Международное космическое, воздушное, экологическое и экономическое право
13.1. Международное воздушное право
13.2. Международное космическое право
13.3. Международное экологическое право
13.4. Международное экономическое право

Лекция 14. Право международной безопасности
14.1. Понятие права международной безопасности
14.2. Международное право в период вооруженных конфликтов
14.3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
14.4. Международные споры, понятие и способы их разрешения
14.5. Международно-правовые средства разрешения международных споров

Часть 2. Международное частное право

Лекция 1. Международное частное право в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод международного частного права
1.2. Понятие и виды правоотношений, осложненных иностранным элементов
1.3. Система международного частного права
1.4. Источники административного права
1.5. Наука международного частного права
1.6. Соотношение национального, международного публичного права с международным частным правом

Лекция 2. Принципы международного частного права
2.1. Понятие и классификация принципов международного частного права
2.2. Общие принципы международного частного права и их характеристика
2.3. Специальные принципы международного частного права и их характеристика

Лекция 3. Особенности норм международного частного права
3.1. Коллизионные нормы в международном частном праве
3.2. Оговорка о публичном порядке
3.3. Унификация норм международного частного права

Лекция 4. Субъекты международного частного права
4.1. Понятие субъектов международного частного права и их виды
4.2. Физические лица как субъекты международного частного права
4.3. Юридические лица как субъекты международного частного права
4.4. Государство в качестве субъекта международного частного права

Лекция 5. Право собственности в международном частном праве
5.1. Общие положения о праве собственности
5.2. Коллизионные вопросы права собственности
5.3. Применение законов о национализации

Лекция 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.1. Понятие иностранных инвестиций
6.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
6.3. Режим иностранных инвестиций

Лекция 7. Сделки в международном частном праве
7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок
7.2. Коллизионно-правовые вопросы внешнеэкономических сделок
7.3. Международные правила по толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)

Лекция 8. Отдельные виды договоров
8.1. Договор международной купли-продажи
8.2. Договор международного финансового лизинга
8.3. Договоры подряда и технического содействия
8.4. Договоры в области научно-технического сотрудничества
8.5. Иные виды договоров в международном хозяйственном обороте

Лекция 9. Международные перевозки грузов и пассажиров
9.1. Понятие международных перевозок
9.2. Международные железнодорожные перевозки
9.3. Международные автомобильные перевозки
9.4. Международные воздушные перевозки
9.5. Международные морские перевозки

Лекция 10. Международные расчетные и кредитные отношения
10.1. Финансирование международных коммерческих операций
10.2. Валютное регулирование
10.3. Международные расчеты и кредитные отношения
10.4. Договор банковского счета

Лекция 11. Международные деликтные отношения
11.1. Понятие деликтных отношений
11.2. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
11.3. Коллизионные вопросы защиты прав потребителя

Лекция 12. Право интеллектуальной собственности
12.1. Понятие интеллектуальной собственности
12.2. Авторское право и смежные права
12.3. Патентное право
12.4. Право на товарный знак, наименование места происхождения товаров и борьба с недобросовестной конкуренцией
12.5. Лицензионные соглашения на изобретения, ноу-хау и товарные знаки

Лекция 13. Семейные правоотношения в международном частном праве
13.1. Понятие семейных отношений
13.2. Заключение брака
13.3. Правоотношения между супругами
13.4. Расторжение брака
13.5. Правоотношения между родителями и детьми
13.6. Усыновление

Лекция 14. Наследственное право в международном частном праве
14.1. Понятие наследственных отношений
14.2. Коллизионные вопросы наследования
14.3. Наследование по завещанию
14.4. Выморочное имущество
14.5. Наследственные права российских граждан за границей
14.6. Производство по наследственным делам

Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве
15.1. Понятие трудовых отношений в международном частном праве
15.2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
15.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
15.4. Трудовые права российских граждан за рубежом
15.5. Социальное обеспечение

Лекция 16. Международный гражданский процесс
16.1. Понятие международного гражданского процесса
16.2. Право на судебную защиту в международном частном праве
16.3. Исполнение судебных поручений
16.4. Международный арбитраж

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Международное право. Курс лекций. Шлянцев Д.А.

М.: Юстицинформ, 2006 . - 256 с.

Издание представляет собой конспект лекций по курсу "Международное право" и подготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.
Пособие содержит основные положения, характеризующие природу международного права, его место в правовой системе Российской Федерации. Автор рассматривает основные понятия международного права, его подотрасли и институты.

Издание предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами международного права.

Формат: doc / zip

Размер: 215 Кб

Скачать:

Скачать / Download файл 28.04.2016г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Юстицинформ" (см. примечание)

Содержание
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. 4
1.1. История развития международного права 4
1.2. Понятие и сущность международного права 7
1.3. Функции международного права 8
1.4. Соотношение международного 8
1.5. Международное право, внешняя политика и дипломатия: 8
Тема 2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 9
2.1. Понятие и виды субъектов международного права 9
2.2. Международная правосубъектность государств 10
2.3. Правосубъектность международных организаций 11
2.4. Международно-правовой статус 11
2.5. Статус индивида в международном праве 12
Тема 3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 13
3.1. Понятие и виды источников международного права 13
3.2. Международный договор как 15
3.3. Обычай как источник международного права 17
3.4. Иные источники международного права 18
Тема 4. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 20
4.1. Понятие принципов международного права 20
4.2. Принцип суверенного равенства государств 21
4.3. Принцип неприменения силы и угрозы силой 22
4.4. Принцип нерушимости государственных границ 24
4.5. Принцип территориальной целостности 25
4.6. Принцип мирного разрешения международных споров 25
4.7. Принцип невмешательства во внутренние дела 28
4.8. Принцип всеобщего уважения прав человека 29
4.9. Принцип самоопределения народов и наций 29
4.10. Принцип добросовестного выполнения 31
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ 31
5.1. Понятие и сущность международно-правового признания 32
5.2. Виды и формы признания 33
5.3. Значение признания в современном международном праве 35
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО 35
6.1. Сущность и понятие правопреемства 35
6.2. Международно-правовое регулирование вопросов 36
6.3. Правопреемство в связи с прекращением 38
Тема 7. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 41
7.1. Понятие и признаки международного договора 41
7.2. Классификация международных договоров 43
7.3. Стадии заключения международных договоров 43
7.4. Вступление договора в силу 49
7.5. Недействительность международных договоров. 50
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 54
8.1. Понятие и субъекты международно-правовой 54
8.2. Понятие и виды международных правонарушений 56
8.3. Виды и формы международно-правовой 57
8.4. Обстоятельства, исключающие ответственность 58
8.5. Международная уголовная ответственность физических лиц 59
Тема 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 61
9.1. Понятие и источники международного уголовного права 61
9.2. Международные преступления и преступления 63
9.3. Ответственность за преступления 65
1. Ответственность за легализацию доходов, полученных 65
2. Борьба с подделкой денежных знаков 66
3. Борьба с преступлениями против лиц, 66
4. Борьба против незаконного оборота наркотических средств 67
5. Борьба против незаконных действий 68
6. Борьба с захватом заложников 69
7. Борьба с незаконными актами, направленными против 69
8. Борьба с пиратством 70
9. Борьба с незаконными актами, направленными против 71
10. Борьба с торговлей людьми и эксплуатацией 72
9.4. Правовая помощь по уголовным делам 73
9.5. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) 77
Тема 10. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 78
10.1. Понятие и источники права международных организаций. 78
10.2. ООН: устав, цели, принципы, членство 80
10.3. Система органов ООН. 81
10.4. Региональные международные организации: Содружество 88
Тема 11. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 90
11.1. Понятие и источники права внешних сношений 90
11.2. Дипломатическое право. 92
11.3. Привилегии и иммунитеты дипломатических 94
11.4. Консульское право 95
11.5. Постоянные представительства государств при 97
Тема 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 99
12.1. Система международного права вооруженных конфликтов. 99
12.2. Начало войны и его правовые последствия 101
12.3. Правовое положение участников вооруженных конфликтов 102
12.4. Запрещенные средства и методы ведения войны. 104
12.5. Окончание войны и его 108
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ 109
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 110

Название: Международное право - Курс лекций.

Издание представляет собой конспект лекций по курсу "Международное право" и подготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.
Пособие содержит основные положения, характеризующие природу международного права, его место в правовой системе Российской Федерации. Автор рассматривает основные понятия международного права, его подотрасли и институты.
Издание предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов, а также для всех, кто интересуется вопросами международного права.

В литературе выделяют четыре основных этапа развития международного права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и современный. Представляется целесообразным рассмотреть каждый из этих этапов.
Международное право как особая правовая система начало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере в то время были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгосударственных отношений. О возникновении систематических международных отношений между рабовладельческими государствами можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до н.э.
Основной особенностью этих отношений, как это подчеркивается в литературе, был их очаговый характер. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, побережья Эгейского и Средиземного морей). Одним из самых древних дошедших до современных историков международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э., в котором восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Содержание
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 4

1.1. История развития международного права 4
1.2. Понятие и сущность международного права 7
1.3. Функции международного права 8
1.4. Соотношение международного 8
1.5. Международное право, внешняя политика и дипломатия 8
Тема 2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 9
2.1. Понятие и виды субъектов международного права 9
2.2. Международная правосубъектность государств 10
2.3. Правосубъектность международных организаций 11
2.4. Международно-правовой статус 11
2.5. Статус индивида в международном праве 12
Тема 3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 13
3.1. Понятие и виды источников международного права 13
3.2. Международный договор как 15
3.3. Обычай как источник международного права 17
3.4. Иные источники международного права 18
Тема 4. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 20
4.1. Понятие принципов международного права 20
4.2. Принцип суверенного равенства государств 21
4.3. Принцип неприменения силы и угрозы силой 22
4.4. Принцип нерушимости государственных границ 24
4.5. Принцип территориальной целостности 25
4.6. Принцип мирного разрешения международных споров 25
4.7. Принцип невмешательства во внутренние дела 28
4.8. Принцип всеобщего уважения прав человека 29
4.9. Принцип самоопределения народов и наций 29
4.10. Принцип добросовестного выполнения 31
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ 31
5.1. Понятие и сущность международно-правового признания 32
5.2. Виды и формы признания 33
5.3. Значение признания в современном международном праве 35
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО 35
6.1. Сущность и понятие правопреемства 35
6.2. Международно-правовое регулирование вопросов 36
6.3. Правопреемство в связи с прекращением 38
Тема 7. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 41
7.1. Понятие и признаки международного договора 41
7.2. Классификация международных договоров 43
7.3. Стадии заключения международных договоров 43
7.4. Вступление договора в силу 49
7.5. Недействительность международных договоров 50
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 54
8.1. Понятие и субъекты международно-правовой 54
8.2. Понятие и виды международных правонарушений 56
8.3. Виды и формы международно-правовой 57
8.4. Обстоятельства, исключающие ответственность 58
8.5. Международная уголовная ответственность физических лиц 59
Тема 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 61
9.1. Понятие и источники международного уголовного права 61
9.2. Международные преступления и преступления 63
9.3. Ответственность за преступления 65
1. Ответственность за легализацию доходов, полученных 65
2. Борьба с подделкой денежных знаков 66
3. Борьба с преступлениями против лиц, 66
4. Борьба против незаконного оборота наркотических средств 67
5. Борьба против незаконных действий 68
6. Борьба с захватом заложников 69
7. Борьба с незаконными актами, направленными против 69
8. Борьба с пиратством 70
9. Борьба с незаконными актами, направленными против 71
10. Борьба с торговлей людьми и эксплуатацией 72
9.4. Правовая помощь по уголовным делам 73
9.5. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) 77
Тема 10. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 78
10.1. Понятие и источники права международных организаций 78
10.2. ООН: устав, цели, принципы, членство 80
10.3. Система органов ООН. 81
10.4. Региональные международные организации: Содружество 88
Тема 11. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 90
11.1. Понятие и источники права внешних сношений 90
11.2. Дипломатическое право. 92
11.3. Привилегии и иммунитеты дипломатических 94
11.4. Консульское право 95
11.5. Постоянные представительства государств при 97
Тема 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 99
12.1. Система международного права вооруженных конфликтов 99
12.2. Начало войны и его правовые последствия 101
12.3. Правовое положение участников вооруженных конфликтов 102
12.4. Запрещенные средства и методы ведения войны 104
12.5. Окончание войны и его 108
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ 109
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 110

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Международное право - Курс лекций - Шлянцев Д.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Похожие публикации