Принцип предупреждения как меры наказания. Административное наказание

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.


2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.




Комментарии к ст. 3.4 КОАП РФ


1. Предупреждение - один из видов административного наказания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Ныне законодатель определил критерии установления и применения предупреждения как вида административного наказания.

Во-первых, эта мера может устанавливаться в качестве альтернативного вида наказания за впервые совершенное административное правонарушение.

Во-вторых, применение предупреждения возможно, если при рассмотрении дела будет выяснено, что противоправное деяние, совершенное впервые, не причинило вреда или не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, объектам культурного наследия и другим перечисленным в ч. 2 комментируемой статьи объектам посягательства, а также если такое деяние не нанесло имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам.

Указанные критерии были определены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ. Этим же Законом в ряд статей Особенной части настоящего Кодекса были внесены дополнения, согласно которым в качестве альтернативной санкции наряду с административным штрафом предусматривается возможность применения предупреждения (ст. ст. 5.28 - 5.31, 6.7, 8.1, 8.23 - 8.24, 8.31 - 8.33, 10.11 - 10.13 КоАП РФ и др.).

Вместе с тем не допускается применение предупреждения вместо других административных наказаний, если Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим и если это не установлено в санкции соответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотрено предупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (см. комментарий к ст. 2.9).

3. Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения (см. комментарий к ст. 4.6). Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание (см. комментарий к ст. 4.3).

4. Предупреждение как вид административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.

5. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных государственных органов с указанием об устранении допущенных нарушений или их последствий. Такого рода предписания могут выноситься наряду с применением административного наказания, если это предусмотрено действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 54 ЗК РФ одновременно с назначением административного наказания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока их устранения. Аналогичные предписания выносятся органами регулирования естественной монополии и другими уполномоченными государственными органами.

6. Данная статья предусматривает письменную форму вынесения административного наказания в виде предупреждения.

Является установленной государством мерой ответственности за совершение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами данного Кодекса.

Не являются административными наказаниями, например, такие меры административного принуждения, как запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными федеральными законами и применяемых в административном порядке. Порядок применения этих мер как наказаний не регулируется нормами КоАП РФ.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Кара не самоцель назначения административного наказания. Последнее необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.

Следует отметить, что КоАП РФ — первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции наказаниями. До этого они во всех официальных документах, в том числе в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, точнее раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает обшие черты этих видов ответственности.

Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных данным Кодексом, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Только КоАП РФ устанавливаются административные наказания в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения — совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и единый порядок их назначения.

Отмстим, что назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в исключительной юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства (хотя в отдельных случаях это наказание назначается должностными лицами органов исполнительной власти); дисквалификация; административное приостановление деятельности. Указанные наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф и, как отмечалось выше, в отдельных случаях — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных адхминистративных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административные наказания.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве меры административного пресечения должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

С 1992 г. до середины 2007 г. административный штраф в основном выражался в величине, формально кратной минимальному размеру оплаты труда (гак было определено в ст. 27 КоАП РСФСР и в ст. 3.5 КоАП РФ), а фактически в величине, кратной специально установленному для определения значения штрафа минимальному размеру оплаты труда, равному 100 руб. В настоящее время размер административного штрафа выражается в рублях, как это было до 1992 г. При этом в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может быть менее 100 руб. и более, чем установлено Кодексом для граждан, должностных лиц, юридических лиц. Так, для граждан его размер не может превышать 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб.

Административный штраф может выражаться также в величине, кратной:

  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов либо таможенных пошлин;
  • сумме незаконной валютной операции;
  • сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
  • сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
  • сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
  • сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;
  • сумме неуплаченного административного штрафа;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

При этом сумма выручки учитывается либо за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшест вующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение (если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара, работы, услуги в предшествующем календарном году).

Не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин; суммы незаконной валютной операции; суммы денежных средств либо стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании; суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке; суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках; суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию.

Из этого правила есть одно исключение. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, назначенного за совершение мелкого хищения чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ), не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение. Напомним, что последнее возможно, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ст. 46 БК РФ определены доли сумм административных штрафов, назначаемых за правонарушения, совершаемые в различных областях управления, которые поступают в различные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Как уже говорилось в предыдущей главе, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на тс вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное обращение в доход государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, кото- рос может назначаться к основному наказанию или не назначаться.

Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Граждане, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовства и боеприпасов. В связи с этим в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться клипам, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана с животным миром и основным видом деятельности которых является охота или рыболовство.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей — орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Необходимо отметить, что КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания. Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Следующий вид административных наказаний - лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726. Административный арест назначается судьей. Административный арест не может применяться к определенным категориям лиц: беременным женщинам;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно, как уже отмечалось выше, состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как административное наказание не следует смешивать с такими мерами административного пресечения, как:

  • депортация - принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации - принудительная мера, применяемая уполномоченными должностными лицами пограничных органов и связанная с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено:

  • лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • членам совета директоров;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

  • угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;
  • заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
  • совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);
  • совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;
  • совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение является одной из самых легких мер административной ответственности. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица.

Согласно ст. 32.1 комментируемого Кодекса постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 комментируемого Кодекса: постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 — 5 ст. 29.6 Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно комментируемой статье предупреждение выносится в письменной форме. Комментируемый Кодекс предусматривает упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении, в случае, если соответствующей статьей предусмотрено административное наказание в виде предупреждения. Так, статьей 28.6 комментируемого Кодекса предусматривается назначение административного наказания без составления протокола. В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены условия, при которых возможно назначение административного наказания в виде предупреждения:

1) административное правонарушение совершено впервые;

2) отсутствуют последствия совершения правонарушения в виде причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) отсутствует имущественный ущерб.

Административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба..."

Источник:

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.12.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Административное предупреждение" в других словарях:

    Административное наказание - или Административное взыскание мера административной ответственности за совершение административного правонарушения. Содержание 1 Административные наказания в России … Википедия

    административное наказание - мера ответственности за совершение административного правонарушения. А. н. применяется в целях воспитания лица, совершившего , а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим… … Российская энциклопедия по охране труда

    Административное правонарушение - Административное правонарушение противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объектами… … Википедия

    Административное взыскание - (англ administrative penalty) мера юридической ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение. При наложении А.в. учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,… … Энциклопедия права

    Административное устройство Севастополя - 1 Гагаринский район 2 Ленинский район 3 Нахимовский район 4 Балаклавский район 5 город … Википедия

    Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством (Кодексом РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность. В зависимости от… … Элементарные начала общей теории права

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. А.н. применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. А.н. не может иметь своей… … Юридическая энциклопедия

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ - мера ответственности за совершение административного правонарушения. КоАП предусмотрены следующие А.в.: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного… … Юридический словарь

    Предупреждение - (лат. praeventio; англ. notice, warning, prevention; фр. avertissement) 1) в административном праве РФ мера административного взыскания, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение; 2) в … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие , Потапова Анастасия Андреевна. Учебное пособие подготовлено в виде кратких вопросов и ответов и охватывает все основные темы учебного курса`Административное право России`, включаемые в билеты для экзаменов, зачетов,…

Административное предупреждение рассматривается как наиболее мягкое наказание по нормам КоАП РФ. Данный вид санкций может назначаться сразу при рассмотрении дела, а по отдельным составам КоАП РФ – путем направления о замене иного вида наказания. В этом материале разберем законные основания для вынесения предупреждений, а также порядок применения этой санкции.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00

Что это такое

Целью любого вида административных санкций является не только наказание за фактически совершенное правонарушение, но и пресечение последующего противоправного поведения. Если проступок совершен гражданином впервые, и не повлек негативных последствий, закон позволяет ограничиться специальной мерой воздействия – предупреждением.

Предупреждение рассматривается основной и единственной мерой наказания за совершение проступка. Его суть заключается в официальном порицании правонарушителя от имени государства. Выделим ключевые особенности, которыми характеризуется данный вид санкций:

  • предупреждение выносится в форме письменного документасудебного акта, постановления должностных лиц и уполномоченных ведомств;
  • указанный вид наказания применяется в отношении правонарушителей, совершивших проступок впервые;
  • использовать предупреждение можно только при отсутствии вреда общественным и частным интересах, а также угрозы такого ущерба;
  • вид наказания в форме предупреждения включается в содержание статьей Особенной части КоАП РФ, либо применяется путем правонарушителя.

КоАП РФ разграничивает два схожих понятия – предупреждение и устное замечание. Предупреждение рассматривается как вид санкций, применяемый по итогам рассмотрения дела. Устное замечание используется как законный вариант освобождения от ответственности, влекущий прекращение дела без оформления постановления.

Кому может выноситься предупреждение

Санкция в форме предупреждения распространяется на все категории правонарушителей – физических и юридических лиц. Применение такого наказания входит в компетенцию судебных органов и иных лиц, рассматривающих административное дело. Если в тексте статьи Особенной части КоАП РФ содержаться несколько санкций, вынесение предупреждений является правом, а не обязанностью.

Закон допускает подать . Данное правило применяется только при следующих условиях:

  • подать могут субъекты малого и среднего предпринимательства (ИП и организации), либо их штатные сотрудники;
  • должен быть наложен по итогам проверок со стороны контрольных и надзорных органов (МЧС, Ростехнадзор, прокуратура, трудовая инспекция и т.д.);
  • удовлетворение допускается, если действия или бездействие правонарушителя не повлекло вреда, либо отсутствует угроза причинения ущерба.

Для отдельных составов КоАП РФ, даже соответствие перечисленным условиям не дает оснований заменить штраф предупреждением. Эти составы перечислены в ст. 4.1.1 КоАП РФ. Например, замена будет невозможна за неповиновение законному распоряжению сотрудника МВД (ст. 19.3 КоАП РФ). При отсутствии оснований для оставляется без удовлетворения с вынесением письменного акта.

Рассмотрим, в каких случаях устанавливается указанный вид санкций, и какие последствия влечет предупреждение.

Как назначается предупреждение

Ключевым условием для вынесения предупреждения статья 3.4 КоАП РФ указывает отсутствие любого вреда или угрозы его причинения, в том числе:

  • жизни и здоровья граждан;
  • объектам культурного наследия;
  • интересам безопасности страны;
  • угрозы ситуаций чрезвычайного характера (природные, техногенные и иные ситуации);
  • любые формы .

Проверка этих обстоятельств осуществляется при составлении и в процессе рассмотрения дела. Если будет выявлено причинение любого вида вреда, правонарушитель не сможет рассчитывать на столь мягкую меру воздействия.

Процедура привлечения к ответственности с возможным вынесением предупреждения выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется – в нем фиксируются все обстоятельства проступка, в том числе наступившие негативные последствия и угроза причинения вреда;
  • если должностное лицо, выявившее нарушение, обладает полномочиями по рассмотрению дела, предупреждение может быть назначено без передачи материалов в суд – в этом случае санкция фиксируется в тексте постановления, которое выдается на руки правонарушителю;
  • если полномочиями по рассмотрению дела обладает суд, будет проводиться разбирательство на основании процессуального материала – о месте и времени заседания правонарушитель извещается в письменной форме;
  • судебный процесс может проводиться без участия нарушителя, если он уведомлен о месте и времени заседания;
  • если обстоятельства дела допускают возможность ограничиться предупреждением, санкция фиксируется в форме судебного постановления – копия этого документа направляется по адресу правонарушителя или выдается ему на руки.

Обратите внимание! Гражданин или предприятие могут возражать против привлечения к административной ответственности. Поэтому постановление о наложении предупреждения может быть оспорено по общим основаниям – в течение 7 суток с момента получения судебного или иного акта.

Если правонарушитель ранее привлекался к ответственности, предупреждение не применяется. При этом нужно учитывать, что по истечении года с момента предыдущего проступка лицо считается не привлекавшимся к ответственности по КоАП РФ .

Если по итогам надзорной или контрольной проверки назначен с ИП, предприятия, либо их сотрудников, правонарушитель может обратиться с . Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • подать могут ИП или организации, отнесенные к субъектам малого и среднего бизнеса – с максимальной численностью до 100 человек (малые предприятия) или 250 сотрудников (предприятия среднего бизнеса, а также при максимальной выручке до 800 млн. руб. (МП) или 2 млрд. руб. (СП);
  • замена штрафа допускается только в случае, если предупреждение изначально отсутствовало в виде санкций по статье Особенной части КоАП РФ – в ином случае решение о выборе вида наказания принимается непосредственно при рассмотрении дела;
  • при замене штрафа на предупреждение суд, либо иное уполномоченное лицо, должны проверить отсутствие вреда или угрозы его причинения от выявленного нарушения.

Для подтверждения статуса малого и среднего бизнеса ИП или предприятие должны представить отчетность о среднесписочной численности штата, а также о выручке за предыдущий календарный год. Рассматриваться будут только официальные документы, поданные в ИФНС и иные контрольные органы.

Замена штрафа на предупреждением происходит путем издания официального акта суда или иного органа, который вручается правонарушителю . Если на момент замены было возбуждено исполнительное производство для принудительного удержания , оно подлежит прекращению. Также при замене аннулируются иные виды дополнительных наказаний, ранее назначенных за совершение проступка.

Последствия назначения предупреждения

По правилам статьи 32.1 КоАП РФ, санкций в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления нарушителю копии постановления. Это должен сделать суд, либо иной уполномоченный орган, рассматривавший дело. С момента вручения или направления акта наказание считается исполненным.

Факты вынесения предупреждения не означает, что лицо было освобождено от административной ответственности. При повторном выявлении аналогичного проступка, либо совершения иного правонарушения, наличие административной санкции будет учитываться при назначении нового наказания, на ранее вынесенное предупреждение это не повлияет, но сохранится даже при установлении мер воздействия за новый проступок. Наказание в виде предупреждения сохраняет последствия в течение года после вступления постановления в силу .

Вконтакте

Похожие публикации