Сколько субъектов не имеют. Сколько субъектов в российской федерации

государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономной области, 10 автономных округов. Итого - 89 субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУБЪЕКТЫ РФ

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

РФ как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).

Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов. Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению: все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ; б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий"; в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.

Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией, остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды, прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д.

Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные.

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край - это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, и .

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

Что такое федерация? Это добровольный союз отдельных государств, которые, войдя в объединение, становятся субъектами образованной федерации.

Если наша страна имеет подобное устройство, то сколько субъектов РФ? В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов федерации.

Виды государственного устройства

Кроме федеративного устройства, существуют конфедерации (федерации, как и конфедерации, относятся к более усложненной модели гос. устройства) и унитарные государства (простая форма).

Характеризуя последние, прибегают к термину «административно-территориальное устройство», а к федерации и конфедерации применяют словосочетание «политико-территориальное устройство», так как составные части такой страны характеризуются некоторой автономностью и самостоятельностью.

Варианты образования федераций

Субъекты федерации имеют несколько вариантов образования. В зависимости от этого федерации бывают территориальными, национальными, национально-территориальными, конституционными, договорными и смешанными. СССР, как и США, относился к договорной федерации, РФ - к смешанной. Что это значит? Это значит, что такие образовательные процессы, как объединение и децентрализация, протекают параллельно. В основе образования государства лежит как конституционный, так и договорной способы. Поэтому смешанная федерация называется еще конституционно-договорной.

Сложное устройство

Российская Федерация - страна, состоящая из субъектов, обладающих равными правами. Такое положение было закреплено основным законом страны - Конституцией - в 1993 году. И сколько субъектов в РФ было на тот момент? 89. Федеративное устройство любой подобной страны довольно сложное - субъектами могут быть как республики и края, так и штаты, земли, области.

Самостоятельные территории, имеющие свои органы власти, добровольно на равных правах объединяются в союз. Унитарное государство характеризуется только административно-территориальным делением. Устройство федерации потому является более сложным, потому что оно связано как с взаимоотношением различных субъектов с федеральными властями, так и между собой.

Обладательница самого большого количества субъектов

Россия - самая большая страна на планете. И субъектов у нее больше, чем у других государств подобного типа - например, в США имеется 50 штатов, в Германии - 16 земель, в Бразилии - 26 штатов и 1 федеральный округ, в Индии - 25 штатов, а в Эфиопии - 9 штатов и два города-региона. На 5 обитаемых континентах государств с федеративным устройством много - по 6 в Европе и Азии, 3 в Африке, 7 в Америке и 2 в Австралии и Океании.

Что может быть субъектом федерации

«Сколько субъектов в РФ?» - вопрос, не теряющий своей актуальности. Как отмечалось выше, в 1993 году их было 89, совсем недавно, в 2014, - 83, а с вхождением Крыма и Севастополя в состав страны стало 85.

Общности, или государственно-правовые образования, или субъекты, образующие в совокупности РФ, подразделяются на 6 видов. К первому относятся республики, ко второму - края, затем следуют области. Есть еще города федерального значения. Об автономных областях во множественном числе говорить не приходится, так как она в составе субъектов одна. Замыкают список видов, на который подразделяются все субъекты РФ, автономные округа.

Республики

Устройство нашей страны отличается своеобразием и уникальностью, и его необходимо рассмотреть подробней. Что такое республика и сколько субъектов в РФ такого типа? В состав РФ входят 22 республики. В основном законе страны она характеризуется как государство. Ее статус определяется Конституцией не только России, но и своей собственной. Республика вправе устанавливать свой язык, и этим она отличается от прочих видов.

Края, области и города с особым статусом

Сколько субъектов в РФ называются краями и сколько их? Краев 9, и они разбросаны по всей огромной территории России. В чем особенность этих образований? Статус края, как области и города федерального значения, в первую очередь определяется Конституцией России и своим собственным уставом (конституции у них нет), принимаемом на краевом, областном и городском уровнях.

А сколько субъектов в составе РФ носят названия областей, сколько городов федерального значения? Областей - 46, городов всего 3 - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Автономные области и округа

Далее следуют автономные области, статус которых определяется основным законом и собственным уставом. Характерной особенностью является тот факт, что в отношении автономной области может быть принят федеральный закон по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и автономной области. В Российской Федерации одна-единственная Еврейская АО со столицей в Биробиджане. Существуют еще автономные округа. Сколько субъектов в РФ входит или относится к ним и как они называются? Их всего 4, и расположены они следующим образом. Ненецкий и Чукотский находятся на Крайнем Севере, как и большая часть Ямало-Ненецкого АО. А вот Ханты-Мансийский АО, находящийся в Западной Сибири, расположен ближе к югу.

Симметричная федерация

Уникальная государственная структура РФ зиждется на целостности страны, единстве системы гос. власти, равноправии самоопределения народов. Основным принципом является разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной и местной власти. В сравнении с Конституцией РСФСР 1978 года количество субъектов в РФ увеличилось. Новая Россия стала симметричной федерацией (бывают еще и асимметричные), то есть все ее субъекты обладают равными правами, хотя среди ученых ведутся споры о том, существует ли вообще симметричная федерация в чистом виде и может ли страна, в составе которой имеются автономии, считаться симметричной федерацией.

Все время меняющееся число

Количество субъектов РФ начиная с 1993 года все время менялось. Уже указывалось, что на 12.12.1993 года количество субъектов в составе РФ равнялось 89. Законотворческая деятельность шла с 1995 по 2008 год, и на 1.03.2008 года в РФ насчитывалось 83 субъекта. Ответ на вопрос «сколько субъектов сейчас в РФ» уже звучал - 85. В 2014 году полуостров Крым и город федерального значения Севастополь в результате волеизъявления населения, высказанного на референдуме, были присоединены к России. Предыдущие изменения тоже производились с учетом мнений населения той или другой области, пожелавшей войти в округ или край.

Деление субъектов по федеральным округам

Существуют и другие виды либо разделений, либо объединений, которым подвержены субъекты РФ. Так, все 85 субъектов поделены или объединены в федеральные и военные округа и экономические районы. Напрашивается вопрос о том, сколько федеральных округов в России и в каждом из них сколько субъектов федерации. В РФ все 85 субъектов объединены в 9 ФО. Центральный округ включил в себя 18 государственно-правовых образований (субъектов), Южный - 6 субъектов, Северо-Западный - 11, и Дальневосточный - 9.

Затем идут Сибирский (12) и Уральский (6), Приволжский (14), Северо-Кавказский (7) и Крымский (2) округа. Первоначально, в момент создания, их насчитывалось всего семь. Затем из Южного федерального округа в 2010 выделился Северо-Кавказский, а в 2014, как отмечалось выше, был образован Крымский. Федеральные округа были созданы по принципу военных округов и экономических районов, но не всегда с ними совпадают по количеству объединяемых субъектов. Цель создания - укрепление вертикали власти и обеспечение эффективности развития той или иной отрасли.

Самый большой и самый маленький субъекты

Самым крупным субъектом Российской Федерации является Республика Саха (Якутия), относящаяся к Дальневосточному округу и занимающая площадь в 3083523 квадратных километра, что составляет чуть более 18 % от площади всей РФ. Самым маленьким субъектом является город федерального значения Севастополь - занимаемая площадь 1080 кв. км, или 0,01 %.

Россия - великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции. Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира.

Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области. Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.

Количество субъектов РФ (2014)

В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:

  • республики - 22;
  • края - 9;
  • области - 46;
  • автономные области - 1;
  • автономные округи - 4;
  • города федерального значения - 3.

Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, - Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.

Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

Все субъекты РФ (количество общее - 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:

  • плотность и численность населения;
  • национальный состав;
  • размер территории.

Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:

  • исключительное ведение РФ;
  • совместное ведение РФ и субъектов;
  • самостоятельное ведение субъектов.

Общие положения

Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.

В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.

В Совете Федерации присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.

Статусы субъектов

Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:

  • республики (со статусом государства);
  • автономные образования (автономные области, автономные округа);
  • области, города с федеральным значением, края.

Республики

В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.

Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.

Города федерального значения, края, области

Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют округ и Еврейская Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Органы власти

Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти. Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти. Такая система включает в себя представительные, а также входят сюда и судебные власти (суды).

Фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия - Верховный совет, в Татарстане - Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае - Законодательное собрание, в Московской области - Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного голосования. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).

Что входит в их полномочия?

  • Принятие устава, Конституции.
  • Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
  • Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
  • Налоги и сборы субъекта.
  • Решение об изменении статуса региона.
  • Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.

В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.

В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь - губернатор или глава администрации, в Москве - мэр.

Органы судебной власти субъектов РФ

Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:

  • Верховный суд республики.
  • Суд автономной области.
  • Областной, краевой.
  • Суд автономного округа.
  • Районный.
  • Арбитражный.

Три вида судов относятся к органам судебной власти:

  • Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
  • Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
  • Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.

Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.

Похожие публикации