Значение крупного, среднего и малого бизнеса в развитии сферы услуг в разных странах

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

В современных условиях существует множество предприятий, которые можно классифицировать по ряду критериев.

1. По форме собственности (по характеру капитала, на основе которого функционирует предприятие).

Государственные предприятия . По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников). Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. Совокупность государственных предприятий образует общественный сектор экономики.

Частные предприятия (единоличные или коллективные). Самостоятельные, независимые предприятия, которые свободны в выборе наиболее прибыльной сферы деятельности, не регламентированы в объемах бизнеса, образуют частный сектор экономики. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

Смешанные предприятия - это организации, в которых государство обладает той или иной долей капитала. Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

2. По размерам (численность персонала, размер уставного капитала, объем производства/продаж и т.д.) предприятия подразделяются на малые, средние и крупные , исходя из двух основных параметров.

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России иа них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. н нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

Так, международная Организация Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, разделяет:

  • «весьма малые» предприятия (с числом занятых до 19 чел.)
  • «малые» предприятия (до 99 чел.)
  • «средние» предприятия (от 100 до 499 чел.)
  • «крупные» предприятия (свыше 500 чел.).

В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие (1 - 24 занятых);
  • малые (25 - 99 занятых);
  • промежуточные (100 - 499 занятых);
  • крупные (500 - 999 занятых);
  • крупнейшие (1000 и более занятых).

В российской практике к малым предприятиям (малое предпринимательство официально разрешено с 1988 г.) относятся предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Размеры средних предприятий - в интервале 100-300 чел. Крупные предприятия - от 300 чел. и более, но в некоторых отраслях - от 500 чел.

3. По характеру используемых ресурсов (преобладающему фактору производства).

Трудоемкие , использующие в основном трудовые ресурсы.

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

Фондоемкие (или капиталоемкие ), интенсивно использующие средства производства.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, т.е. определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.

Материалоемкие , интенсивно использующие материалы.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

4. По отраслевой принадлежности (характеру деятельности ):

  • промышленные предприятия (добыча и переработка полезных ископаемых, и производство товаров);
  • торговые предприятия (сами не производят товары, но выполняют посреднические функции);
  • транспортные предприятия (перевозки с использованием различных транспортных средств);
  • страховые организации (страхование от различных видов рисков);
  • предприятия в сфере услуг , например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

5. Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги.

6. По правовому статусу различают:

· хозяйственные товарищества и общества;

· производственные кооперативы;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия;

· индивидуальные предприниматели;

Интенсивное развитие в современной экономической практике предпринимательских сетей, конечно, не означает исчезновения разных по масштабам самостоятельных фирм. Но в меняющихся условиях между разными типами предприятий складывается иная, чем ранее, конфигурация отношений. Так, в наше время сверхкрупные и крупные сервисные предприятия предпочитают теснее кооперироваться с малым бизнесом, включая и сверхмалые фирмы. Все это ведет к тому, что умножается многообразие хозяйственных связей и конфигурации отношений между производственными единицами разного масштаба деятельности и с разным по численности персоналом. Но сами субъекты сервисной деятельности во всех странах продолжают подразделяться на крупные, средние, малые и сверхмалые (мелкие).

При определении масштаба предприятий во всем мире в качестве основного критерия используется признак, связанный с числом занятых на нем работников (хотя бывают и такие дополнительные критерии, как добавленная стоимость, оборот, самостоятельность предприятия и др.).

По нормам Европейского сообщества (1996 г.), распространенным (хотя и с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считаются те, на которых занято более 250 сотрудников; средними -- число занятых варьируется от 50 до 249 человек; малыми -- от 10 до 49 человек; сверхмалыми -- от 1 до 9 человек.

В настоящее время в странах Европейского сообщества (+ Лихтенштейн, Исландия, Норвегия и Швейцария) на крупных предприятиях работает 34,2% от числа всех занятых; на средних предприятиях -- 13,7%; на малых -- 19,0%; на сверхмалых -- 33,0%.

> Значение крупных, средних и малых предприятий в развитии сферы услуг

Крупные предприятия имеются в сфере услуг любой развитой страны. Они часто встречаются в банковском бизнесе, информационно-компьютерном, туристском деле, в бизнесе гостеприимства, общественного питания, в сфере транспортных, образовательных, рекламных, медицинских услуг и т.д. Деятельность крупных предприятий во многих случаях выходит за пределы национальных границ, осваивая международные рынки. Экономические преимущества крупных предприятий следующие.

1. На крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса со всеми вытекающими из этого преимуществами.

2. Крупное предприятие располагает более мощным, концентрированным и централизованным капиталом. Следовательно, многие производственные и финансовые вопросы решаются оперативнее и эффективнее.

3. Удельные капитальные вложения, фондоемкость на крупных предприятиях ниже. По закону агрегатной концентрации с удвоением мощности оборудования, аппаратов, машин цена увеличивается лишь в полтора раза. Всегда 20-этажное здание дешевле 20 одноэтажных зданий.

4. С укрупнением предприятий, производства производительность труда возрастает за счет условно-постоянной части численности персонала. Исследования показывают и практика подтверждает, что с удвоением масштабов производства производительность труда возрастает в полтора раза.

5. С увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы продукции за счет условно-постоянных (постоянных) расходов. Ведь снижение фондоемкости приводит такие к снижению амортизационных отделений, затрат на ремонт и обслуживание основных фондов в расчете на единицу продукции. Снижается также заработная плата на единицу изделия с ростом производительности труда. Вот почему снижается себестоимость единицы продукции с укрупнением масштабов производства и самого предприятия.

6. В силу вышеизложенного на крупных предприятиях выше прибыль, рентабельность производства, фондоотдача, производительность труда, ниже себестоимость единицы производимой продукции, стоимость обработки и лучше другие основные экономические показатели эффективности производства (таблица 9).

7. Крупные предприятия также имеют лучшие возможности для социального развития, а вместе с хорошими экономическими возможностями они более конкурентоспособнее в рынке. В рынке, по большому счету, при прочих равных условиях верх берет тот, у кого более масштабное производство.

Вместе с тем, обладая ресурсно-финансовой и кадровой мощью, эти организации нередко утрачивают темп реагирования на требования времени. К тому же они не в состоянии браться за внедрение небольших и вместе с тем перспективных инноваций.

Указанные недостатки крупных предприятий восполняются деятельностью средних и малых субъектов сервисной деятельности. Малые (а также сверхмалые) предприятия генерируют основной объем сервисных услуг почти во всех странах, что свидетельствует о важности данной формы организации в сфере услуг.

Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных компаний, строительстве -- 38%, в секторе бытовых услуг и досуга -- 23%, секторе деловых услуг-- 13%, на транспорте и в коммунальных услугах -- 10%.

Для развития малого предпринимательства в отраслях сервиса необходимы определенные экономические условия, важнейшими среди которых выступают:

¦ преодоление государственной или иной монополии на средства производства и результаты труда производителей;

¦ обеспечение свободной конкуренции, которая стимулирует предпринимателей совершенствовать организацию дела и добиваться конкурентоспособности своих продуктов (услуг);

¦ обеспечение свободного доступа потребителей на рынок;

¦ беспрепятственное распространение исчерпывающей рыночной информации и доведение ее до предпринимателей.

Малые производственные единицы чаще всего развиваются в сегментах личного обслуживания, включая предприятия отдыха и развлечений, гостиничного хозяйства, автосервиса, бытового обслуживания и др. Но в целом они занимают те ниши сервиса, которые невыгодны средним, крупным и сверхкрупным предприятиям, и прочно их удерживают. Поэтому при сжатии рынка более крупные фирмы иногда банкротятся, а более мелкие, казалось бы, более слабые, выживают, оставаясь в том же профиле (при исходном равенстве фирм в вопросах организации менеджмента и финансового состояния).

В США предприятия бытовых услуг являются наиболее массовым, повсеместно распространенным типом фирм, производящим потребительские услуги. По общему количеству они превосходят предприятия общественного питания, здравоохранения, отдыха и развлечений (включая кинотеатры). Такие предприятия бывают по численности настолько малы (2-4 работника), что их здесь называют «мыши». Однако таких сверхмалых сервисных коллективов -- работники аптек, гаражей, парикмахерских, ремонтных мастерских и др. -- в США насчитывается около 6 млн.

Укажем на преимущества средних, малых и сверхмалых предприятий в сфере сервиса:

¦ не требуют больших капиталовложений;

¦ способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;

¦ выступают важнейшим источником новых рабочих мест;

¦ помогают развернуть свою инициативу огромному числу людей, включая и новичков, так как предоставляют им небольшое, обозримое поле деятельности, где ясно видна связь между разными процессами и явлениями;

¦ позволяют работнику развернуть сразу многие свои способности, так как здесь весьма условно разделение труда, а сегментация и дифференциация трудовых операций минимальна.

Работники малых и средних предприятий в силу особенностей своей работы готовы углублять индивидуальный характер услуг, отзываясь на самые неожиданные запросы потребителей. Кроме того, во многих странах мира через работу в средних и малых предприятиях сервиса проходит значительная часть молодежи, так как в них складываются наиболее благоприятные условия для первоначального подключения человека к освоению предпринимательских навыков, к самостоятельным заработкам. Немалый удельный вес молодежи в кадровом составе также способствует динамичному проникновению нововведений в сферу услуг.

Однако средние, малые и сверхмалые предприятия в сфере сервиса обладают множеством характеристик, снижающих уровень их конкурентоспособности сравнительно с крупными предприятиями:

¦ им недоступно освоение сервисных продуктов, связанных с высокими постоянными издержками;

¦ им доступны не любые рынки, а лишь рынки определенного типа и масштаба (локальные, на которых действуют потребители с определенным уровнем доходов, и т.п,);

¦ их работникам труднее организовываться и отстаивать свои интересы как определенной корпоративно-экономической среды и т.д.

Отсюда можно сделать вывод о преимуществах и ограничениях в разных странах сервисных предприятий каждого типа и масштаба. В любом государстве правительство стремится всемерно поддержать оптимальное сочетание между крупными, средними и малыми предприятиями сферы услуг. Населению также весьма выгодно пользоваться услугами разнотипных предприятий сервиса. Но если крупные и даже средние предприятия способны выживать во многих ситуациях самостоятельно, то существование малых и сверхмалых фирм сопряжено с необходимостью государственной поддержки, по меньшей мере, на определенных этапах экономического развития.

1. Классификация предприятий

Существует несколько видов классификаций предпринимательства.

Основными признаками классификации предприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на :

1) промышленные;

2) сельскохозяйственные;

3) предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру . В связи с этим предприятия делятся на:

1) узкоспециализированные;

2) многопрофильные;

3) комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы : малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели :

1) численность работающих;

2) стоимость выпущенной продукции;

3) стоимость основных производственных фондов.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.

К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек. При этом к среднегодовой численности работников добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия. Эти критерии (с учетом мировой практики) являются условными критериями деления предприятий по размеру.

По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности.

По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.

По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды:

1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;

2) коллективное предприятие.

По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По уровню специализации предприятия делятся на:

1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции;

2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции;

3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.

По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.

По характеру деятельности предприятия бывают:

1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.


| |

Классификация предприятий - это их группировка по определенному признаку: отраслевой принадлежности, структуре производства, размеру предприятия, уровню рентабельности и специализации, организационно-правовому устройству и другие (рис. 10.2).

1. По форме собственности :

§ государственные – предприятия, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководителями назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств федерального бюджета;

§ муниципальные – предприятие, имущество которого образуется за счёт средств местного бюджета. Находится в собственности органов местного самоуправления. Является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы;

§ частные – предприятие, имущество которого создано за счёт добровольных вкладов одного или нескольких физических или же юридических лиц. Они различаются в зависимости от избранной организационно-правовой формы хозяйствования (АО, ООО, кооперативы и т.п.).

2. По отраслевой принадлежности :

ü промышленные предприятия;

ü сельскохозяйственные предприятия;

ü строительные предприятия;

ü транспортные предприятия;

ü финансово-кредитные предприятия;

ü торговые предприятия;

ü предприятия сферы сервиса и другие.

Критерием отнесения к той или иной отрасли – является доля в доходах (или прибыли) предприятия. Так например, если наибольшую долю в доходах «занимают» выручка от реализации транспортных услуг, в таком случае данное предприятие относится к категории «транспортное предприятие».

3. По назначению готовой продукции (работ, услуг) :

Ø предприятия, производящие средства производства;

Ø предприятия, производящие предметы потребления;

Ø предприятия, выполняющие работы;

Ø предприятия, оказывающие услуги.

4. По размеру предприятия :

· малые – численность работников не превышает определенных ограничений, в зависимости от отрасли, но не более 100 человек;

· средние – численность работников составляет от 101 (в зависимости от отраслевой принадлежности) до 250 человек;

· крупные – численность работников составляет 251 человек и более;

· транснациональные корпорации производственные подразделения находятся за пределами страны, где расположен главный офис (головное подразделение) предприятия.

5. По уровню рентабельности :

§ рентабельные предприятия – предприятия, получающие прибыль;

§ убыточные предприятия – предприятия, у которых расходы превышают доходы;


§ предприятия-банкроты – предприятия, у которых расходы превышают доходы и более 3-х месяцев существует неоплаченная задолженность перед поставщиками.

6. По уровню специализации :

q специализированные – предприятие, производящее и реализующее одну товарную группу или использующее одно сырье для производства одной группы товаров (работ, услуг);

q диверсифицированные – предприятие, производящее и реализующее различные товары, работы, услуги, не взаимосвязанные с точки зрения производства и потребления; объединение в рамках предприятия подразделений, относящихся к различным отраслям и технологически не взаимосвязанных;

q комбинированные – предприятие, производящее и реализующее различные товары, работы, услуги, но взаимосвязанные с точки зрения производства и потребления; объединение в рамках предприятия подразделений, относящихся к различным отраслям, но технологически взаимосвязанных.

7. По организационно-правовому устройству :

o хозяйственные товарищества;

o хозяйственные общества;

o кооперативы;

o унитарные предприятия;

o некоммерческие организации.

Характеристика и особенности предприятия закреплены в рамках Гражданского кодекса РФ и представлены на рис. 10.2.

8. По времени работы в течение года :

· круглогодичного действия;

· сезонного действия.

Выделение данной классификации связано с колебаниями в течение года покупательского спроса, объемов поставляемых ресурсов, особенностями финансирования деятельности, традициями и обычаями данного общества и т.п.

9. По масштабу производства однотипной продукции, работ, услу г:

o массовое – предприятия, производящие и реализующее большое количество однотипной продукции для неизвестного потребителя;

o серийное – предприятие, производящее и реализующее ограниченное количество партии (ограниченного объема) однотипной продукции, ориентированной на определенную целевую потребительскую группу;

o индивидуальное – предприятие, производящее и реализующее конкретный продукт для конкретного потребителя по его предварительному заказу.

10. По цели деятельности :

q коммерческие;

q некоммерческие.

Если предприятие основной целью считает извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, её называют коммерческой . Предприятия, не нацеленные на извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между собственниками, называются некоммерческими организациями (учреждениями).

Классификация предприятий позволяет более упорядочено, системно подойти к изучению предприятий, детально проанализировать различные аспекты, стороны деятельности предприятия.

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Различают два вида ответственности предприятия по его обязательствам: неограниченная и ограниченная. При неограниченной ответственности владельцы отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом, т.е. как той его частью, которая вложена в фирму, так и всем остальным принадлежащим им имуществом. При ограниченной ответственности владельцы отвечают лишь той частью своего имущества, которая передана предприятию в качестве вклада в уставный фонд.

Ответственность может быть солидарной и долевой. При солидарной ответственности каждый из владельцев отвечает за все финансовые обязательства предприятия. При долевой ответственности каждый из владельцев отвечает лишь за часть финансовых обязательств предприятия.

Хотя законодательство каждой страны конкретизирует правовые формы предприятий по-разному, их экономическое содержание в основном одинаковое. На рисунке 2 представлена классификация организационно-правовых форм хозяйствования, исходя из ГК РФ, который предусматривает 15 правовых форм юридических лиц, из которых 9 являются коммерческими организациями, а 6 – некоммерческими.

Рисунок 10.2 – Организационно-правовые формы предприятий

В главе 4 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) утверждены организационно правовые формы хозяйствования юридических лиц.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, бать истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ). Они могут быть коммерческими или некоммерческими организациями.

Коммерческие организации – организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 60 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

1. Полным признаётся товарищество , участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ).

2. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от его имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающие по обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут убытки в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в его предпринимательской деятельности (ст. 82 ГК РФ).

3. Акционерным признаётся общество (АО), уставный капитал которого разделён на определённое число акций; его участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общество, в пределах стоимости принадлежащий им (ст. 96 ГК РФ). Если участники АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, тогда оно признаётся открытым акционерным обществом. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Если акции АО распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц – закрытое акционерное общество (ЗАО).

4. Общество с ограниченной ответственностью – учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров; его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесённых ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).

5. Общество с дополнительной ответственностью – организация, учреждённая одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере в стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества.

6. Хозяйственное общество признаётся дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом определять решения, принимаемые таким обществом.

7. Хозяйственное товарищество признаётся зависимым , если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати пяти процентов голосующих акций АО или двадцати пяти процентов уставного капитала ООО.

8. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для сов местной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединениями его членами имущественных паёв (ст. 107 ГК РФ).

9. Унитарным признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие её между участниками; могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (ст. 50 ГК РФ).

10. Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паёв (ст. 116 ГК РФ).

11. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) данных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество, в том числе членские взносы (ст. 117 ГК РФ).

12. Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

13. Учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

14. Допускается создание объединений коммерческих и(или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов в целях координации их деятельности, а также представления и защиты интересов (ст. 50, 121 ГК РФ).

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 10:

1. Каким образом отдельные элементы внешней и внутренней сред воздействуют на предприятие.

2. Становление российского предпринимательства в переходной экономике (1990-е гг.): позитивные и негативные результаты, особенности.

3. Характеристика нормативно-правовой базы в России как основы формирования предпринимательских структур.

4. Характеристика источников финансирования бизнеса в 1990-х гг. в РФ.

Похожие публикации