После закон вступает в силу. Вступление закона в силу

Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования. Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов

нормативных правовых актов

Вид нормативного правового
акта
Порядок вступления
в силу
Официальный источник
опубликования
Федеральные
конституционные законы
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 10 дней после
дня их официального
опубликования
(ст. 6 Закона N 5-ФЗ)
«Российская газета»,
«Парламентская
газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(ст. 4 Закона
N 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального
Собрания
Акты законодательства
о налогах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых
налогов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования и не ранее
1-го числа очередного
налогового периода по
соответствующему налогу
(абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства
о сборах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых сборов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования (абз. 2
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы,
вносящие изменения в НК РФ
в части установления
новых налогов или сборов
Вступают в силу не ранее
1 января года, следующего
за годом их принятия,
но не ранее одного месяца
со дня их официального
опубликования (абз. 3
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы
о федеральном бюджете
Вступают в силу с
1 января и действуют
по 31 декабря
соответствующего
финансового года, если
иное не предусмотрено
Бюджетным кодексом или
самим законом о бюджете
(п. 1 ст. 5 Бюджетного
кодекса)
Акты законодательства
о таможенном деле
Вступают в силу не ранее
чем по истечении 30 дней
после дня их официального
опубликования, если иное
не установлено таможенным
законодательством
Таможенного союза (п. 3
ст. 6 Федерального закона
от 27.11.2010 N 311-ФЗ
«О таможенном
регулировании в
Российской Федерации»)
Указы и распоряжения
Президента РФ, имеющие
нормативный характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 5 Указа N 763)
«Российская газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(п. п. 2 и 2.1 Указа
N 763)
Иные указы и распоряжения
Президента РФ (в том числе
акты, содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну, или
сведения конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 5 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Постановления и
распоряжения Правительства
РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности
человека и гражданина,
устанавливающие правовой
статус федеральных органов
исполнительной власти,
а также организаций
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 6 Указа N 763)
«Российская газета»
или Собрание
законодательства
Российской Федерации
(п. 2 Указа N 763)
Иные постановления и
распоряжения Правительства
РФ (в том числе акты,
содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 6 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
(министерств РФ,
федеральных служб,
агентств и других
ведомств), признанные
Минюстом России
не нуждающимися
в государственной
регистрации
Вступают в силу
в порядке, определяемом
самим федеральным органом
исполнительной власти,
который утвердил этот
нормативный акт (абз. 5
п. 17 Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной власти
и их государственной
регистрации,
утв. Постановлением
Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009)
Порядок их
официального
опубликования
устанавливается
самим федеральным
органом
исполнительной
власти, который
утвердил этот
нормативный акт
(абз. 5 п. 17
Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных
органов
исполнительной
власти и их
государственной
регистрации)
Приказы, распоряжения
и иные нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России и затрагивающие
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина,
устанавливающие правовой
статус организаций или
имеющие межведомственный
характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ
по истечении 10 дней
после дня их официального
опубликования (абз. 1
п. 12 Указа N 763)
«Российская газета»
или Бюллетень
нормативных актов
федеральных органов
исполнительной
власти (п. 9 Указа
N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России, но содержащие
сведения, составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера, не подлежащие
в связи с этим
официальному опубликованию
Вступают в силу со дня
их государственной
регистрации в Минюсте
России и присвоения им
номера (абз. 2 п. 12
Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 8 Указа N 763)
———————————
<*> Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом
нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он
начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта
в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. п. 7 и Указа N 763).

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов

на специальном интернет-портале теперь приравнивается

Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ, далее — Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763, далее — Указ N 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 г. появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.1994 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).

Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:

— на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

— в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках

в разные дни, дату его первой публикации

можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20 — 26 июля 2012 г. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный Суд РФ еще в 1996 г. указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в Письмах ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный Суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 11263/06 и Определение КС РФ от 01.12.1999 N 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (Постановления ФАС Уральского от 04.08.2011 N Ф09-4592/11 и от 02.03.2011 N Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.2011 N А03-6749/2011 и от 28.11.2006 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.2010 N КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.2010 N А32-7082/2010 и от 23.03.2009 N А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.2008 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.2008 N А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.2007 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.2006, 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.2007 N А56-59517/2005 округов).

Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона N 5-ФЗ и Указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (Постановления ФАС Московского от 09.08.2012 N А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.2005 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного Постановления от 04.02.2010 N 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта

в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5 и Указа N 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

— по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

— через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Примечание. Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 г. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 г. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 г.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 г. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 г. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 г.

Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление от 08.04.2003 N 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Примечание. Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период».

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 г. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 г.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 г.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ <1> . В тексте самого Закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 г. Значит, в соответствии с нормами Гражданского РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного Федерального закона

Вайтман Е.В. Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта // Российский налоговый курьер. 2012. N 19. С. 80 — 88.

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета". Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

3. Специальные условия

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

По истечении... после дня официального опубликования;

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и 12) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

2. Вступление в силу муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области при отсутствии возражений фракций, депутатских групп, отдельных депутатов, а также представителя губернатора области закон в порядке исключения может быть принят Собранием в целом после обсуждения его в 1-м чтении.

Поправки. Поправки к проекту закона, принятому в 1-м чтении, вносятся в письменном виде в соответствующий комитет. Поправки вносятся в виде текста изменений и (или) дополнений в статьи законопроекта либо предложений об исключении его отдельных пунктов, частей или статей. Поправки не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, в противном случае они не рассматриваются. Поправки к проекту закона, принятому в 1-м чтении, вправе вносить губернатор области непосредственно или его полномочный представитель, депутаты, комитеты, комиссии, фракции и группы депутатов. Областной суд, арбитражный суд области вносят поправки к законопроекту по вопросам их ведения. Поправка, вносимая депутатом, подлежит обязательному рассмотрению Собранием.

Процедура работы с поправками к законопроектам. Комитет Собрания, ответственный (головной) за данный законопроект, изучает поправки и проводит их обобщение. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их возможного противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области. Комитет доводит до сведения авторов поправок, признанных в результате экспертизы не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, что рассмотрение поданных ими поправок невозможно до внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство и Устав области.

Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок в комитете.

Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, который вправе согласиться с ними и включить в текст законопроекта или внести в Собрание предложение об отклонении поправок. После рассмотрения на заседании комитета текст доработанного законопроекта представляется коллегии Собрания для включения в проект повестки дня сессии для 2-го чтения. Вместе с текстом проекта закона, подготовленным ко 2-му чтению, комитетом представляются таблица поправок, рекомендованных к отклонению, и таблица поправок, одобренных комитетом.

По поручению комитета и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом ко 2-му чтению, аппарат Собрания составляет перечень областных законодательных и иных нормативных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием областного закона. Текст законопроекта вместе с перечнем законодательных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона, представляется инициатору законопроекта не позднее чем за 30 дней до рассмотрения законопроекта на заседании Собрания.

Передача и подписание губернатором области принятых законов. Принятый Собранием закон передается в течение 10 рабочих дней для подписания и обнародования губернатором области. Губернатор области обязан в течение 10 рабочих дней с момента поступления закона либо подписать его, либо мотивированно отклонить. Если принятый Собранием закон не возвращен губернатором области в течение 10 рабочих дней после передачи ему на подписание, он подлежит введению в действие так же, как если бы был подписан губернатором.

Опубликование актов Собрания. Областные законы и постановления подлежат официальному опубликованию в “Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области”. Контроль за официальным опубликованием нормативно-правовых актов Собрания осуществляет руководитель аппарата. Областные законы и постановления вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не указан срок введения их в действие.

На нашем сайте-справочнике законодательства РФ можно найти также актуальную базу Постановлений Правительства РФ.

Что такое постановления Правительства?

Правительство РФ – это высший государственный орган исполнительной власти. Свои полномочия этот государственный орган, возглавляемый Председателем Правительства, реализует, в том числе и путем принятия нормативно-правовых актов – Постановлений.

Постановления Правительства также входят в систему отечественных нормативно-правовых актов (НПА), и по иерархии НПА занимают подчиненное законам РФ положение. Это означает, что нормы постановлений Правительства РФ должны соответствовать и не противоречить нормам законов, постановления принимаются Правительством по широкому кругу вопросов правового регулирования, и носят детализирующий законы характер.

Порядок вступления в силу Постановлений Правительства

Порядок принятия, изменения и отмены постановлений правительства определяет Федеральный конституционный закон за № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», которым регламентированы полномочия Правительства РФ.

Согласно данного закона, по общему правилу, постановления Правительства РФ вступают в законную силу с момента подписания документа Председателем Правительства.

Отдельный срок вступления в силу постановлений предусмотрен в случаях, когда постановления затрагивают отношения в сфере регулирования прав и свобод либо регулируют обязанности граждан. Такие постановления Правительства считаются вступившими в силу с даты официального их опубликования (в пятнадцатидневный срок, начиная с даты подписания Председателем).

Принимая Постановления, Правительство реализует свои полномочия в самых разнообразных сферах общественных правоотношений:

В социальной сфере;
- в сфере государственной безопасности;
- экономической жизни страны и т.д.

База данных постановлений Правительства нашего сайта регулярно и своевременно пополняется, мы отслеживаем поправки к постановлениям Правительства, следим за принятием новых и отменой недействующих постановлений.

Наиболее часто используемые постановления Правительства РФ можно увидеть на сайте на главной странице вкладки «Постановления».

Правовая база постановлений Правительства РФ будет полезна широкому кругу пользователей - руководителям компаний, юристам, студентам. Поиск можно вести как по реквизитам, по ключевым словам, так и по тематике нормативно- правовых актов.

Пожалуйста, воспользуйтесь строкой поиском вверху страницы, чтобы найти требуемое Постановление Правительства.

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета". Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

  • Юридическая техника как учебная дисциплина
    • Юридическая техника в структуре теории государства и права
    • Эволюция научных взглядов о юридической технике
    • Предмет юридической техники
    • Методология юридической техники
    • Структура курса «Юридическая техника»
    • Значение юридической техники для юриста
  • История развития юридической техники
    • Практика применения юридических технологий и наука юридической техники
    • Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право)
      • Правоприменительная техника в древнем обществе
    • Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право)
    • Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое, зрелое, общегосударственное право)
      • Правоприменительная техника в индустриальном обществе
  • Понятие и виды юридической техники
  • Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)
    • Понятие содержания юридической техники
    • Правила достижения социальной адекватности права (содержательные правила)
    • Правила обеспечения логики права
    • Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
    • Языковые правила
    • Формальные (реквизитные) правила
    • Процедурные правила
  • Правотворчество
    • Понятие и виды правотворчества
    • Законодательство: три подхода к его пониманию
    • Требования к законодательству (критерии качества законодательства)
    • Ошибки в законотворчестве
    • Экспертиза проектов нормативных актов
    • Понятие законодательной техники и ее содержание
  • Правила формирования содержания нормативных актов
    • Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
    • Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
      • Правовые дефиниции
      • Декларации
      • Юридические конструкции
      • Правовые презумпции
      • Правовые фикции
      • Правовые аксиомы и исключения
      • Иные способы формирования содержания норм правовых актов
    • Логика нормативного правового акта
      • Система логических требований (правил) в правотворчестве
      • Регламентирование всех элементов логической нормы права
    • Требования к внутренней форме нормативных актов
    • Языковые правила
      • Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов
      • Стиль нормативных актов
      • Символические приемы
  • Техника создания корпоративных нормативных правовых актов
    • Понятие и признаки корпоративного права
    • Принципы создания корпоративных нормативных актов
      • Специальные принципы принятия корпоративных актов
    • Особенности корпоративных актов
    • Ошибки при принятии корпоративных актов
  • Правотворческая процедура
    • Процедуры в праве
    • Требования к правотворческой процедуре
    • Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов
    • Концепция нормативного акта как модель отражения социальной действительности
    • Виды правотворческих процедур
    • Процедура ведомственного правотворчества
    • Процедура принятия правительственных постановлений
    • Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс
    • Стадии законодательного процесса
      • Принятие закона
  • Опубликование и вступление в силу нормативных актов
    • Опубликование нормативных актов
    • Вступление нормативных актов в силу
  • Систематизация правовых актов как вид юридической работы
    • Понятие и причины систематизации
    • Причины и значение систематизации
    • Принципы систематизации
  • Правила систематизации юридических документов
    • Кодификация и правила ее проведения
    • Консолидация и правила ее проведения
    • Инкорпорация и правила ее проведения
    • Учет правовых актов
    • Компьютеризация работы по систематизации
  • Толкование как вид юридической работы
    • Понятие толкования
    • Структура толкования
    • Причины толкования
  • Техника толкования нормативных актов
  • Правила создания правореализационных юридических документов
    • Осуществление норм права
    • Правореализационные документы и техника их создания
  • Техника ведения договорной работы
    • Технико-юридические особенности договоров
      • Понятие и содержание договора
      • Типовая структура договора
    • Ведение договорной работы
    • Стадии договорной работы
  • Правоприменение как тип осуществления права
  • Судебные акты и техника их составления
    • Виды судебных актов
    • Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика
    • Требования к содержанию основных судебных актов
      • Обоснованность и мотивированность
      • Справедливость и полнота
    • Правила обеспечения логики основных судебных актов
    • Структура основных судебных актов
    • Языковые правила составления судебных актов
      • Стилистические правила

Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию.

К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ . В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь.

На сей счет установлены следующие правила:

  • законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ . Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие.

Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ . Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ . Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило - закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на "опережение" в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным».

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Похожие публикации